Роберт Сапольски – Психология стресса
www.e-puzzle.ru
МАСТЕРАПСИХОЛОГИИ
Роберт Сапольски
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
3-е издание
WHY ZEBRAS DON’T GET ULCERS
Third Edition
ROBERT M. SAPOLSKY
An Owl Book
HENRY HOLT AND COMPANY • NEW YORK
МАСТЕРА ПСИХОЛОГИИ
Роберт Сапольски
психология
СТРЕССА
3-е издание
Перевод с английского под редакцией профессора Е. И. Николаевой
С^ППТЕР*
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск
Р. Сапольски
Психология стресса
3-е издание
Перевели с английского М. Алиева, Н. Буравова, С. Комаров, В. Кузин, А. Стативка
Заведующий редакцией П. Алесов
Ведущий редактор Н. Зонова
Научный редактор Е. Николаева
Литературный редактор С. Комаров
Художник С. Маликова
Корректоры С. Беляева, Л. Галаганова,
М. Одинокова, Н. Сулейманова Верстка J1. Егорова
ББК 52.525 УДК 159.942.5 Сапольски Р.
С19 Психология стресса. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2015. — 480 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»),
ISBN 978-5-496-00997-3
Одна из самых авторитетных и знаменитых во всем мире книг по психологии и физиологии стресса. Ее автор — специалист с мировым именем, выдающийся биолог и психолог Роберт Сапольски убежден, что человеческая способность готовиться к будущему и беспокоиться о нем — это и благословение, и проклятие. Благословение — в превентивном и подготовительном поведении, а проклятие — в том, что наша склонность беспокоиться о будущем вызывает постоянный стресс.
Оказывается, эволюционно люди предрасположены реагировать и избегать угрозы, как это делают зебры. Мы должны расслабляться большую часть дня и бегать как сумасшедшие только при приближении опасности.
У зебры время от времени возникает острая стрессовая реакция (физические угрозы). У нас, напротив, хроническая стрессовая реакция (психологические угрозы) редко доходит до таких величин, как у зебры, зато никуда не исчезает.
Зебры погибают быстро, попадая в лапы хищников. Люди умирают медленнее: от ишемической болезни сердца, рака и других болезней, возникающих из-за хронических стрессовых реакций. Но когда стресс предсказуем, а вы можете контролировать свою реакцию на него, на развитие болезней он влияет уже не так сильно.
Эти и многие другие вопросы, касающиеся стресса и управления им, затронуты в замечательной книге профессора Сапольски, которая адресована специалистам психологического, педагогического, биологического и медицинского профилей, а также преподавателям и студентам соответствующих вузовских факультетов.
ISBN 978-0-8050-7369-0 англ. Copyright © 1994, 1998 by W. Н. Freeman, and 2004 by Robert M. Sapolsky
ISBN 978-5-496-00997-3 © Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2015
© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2015
В оформлении обложки использована работа В. Вазарели.
Права на издание получены по соглашению с Henry Holt and Company. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ООО «Питер Пресс», 192102, Санкт-Петербург, ул. Андреевская (д. Волкова), д. 3, литер А, пом. 7Н. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 034-2014, 58.11.12.000 — Книги печатные профессиональные, технические и научные.
Подписано в печать 25.12.14. Формат 70x100/16. Уел. п. л. 38,700. Тираж 2500. Заказ 3450. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных издательством материалов в Первой Академической типографии «Наука». 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, 12/28.
Содержание
Предисловие к русскому изданию 6
Предисловие 8
1. Почему у зебр не бывает язв? 13
2. Железы, гусиная кожа и гормоны 33
3. Инсульт, сердечные приступы и смерть от колдовства 52
4. Стресс, метаболизм и ликвидация активов 74
5. Язва, гонка в саванне и горячий шоколад 88
6. Карликовость и роль матери 110
7. Секс и репродуктивная система 141
8. Иммунитет, стресс и болезни 167
9. Стресс и боль 214
10. Стресс и память 232
11. Стресс и сладкий ночной сон 258
12. Старение и смерть 272
13. Почему психологический стресс вызывает стрессовую реакцию? 286
14. Стресс и депрессия 307
15. Личность, темперамент и их влияние на стресс 351
16. Наркоманы, адреналиновые наркоманы и удовольствие 380
17. Взгляд снизу 401
18. Управление стрессом 438
Предисловие к русскому изданию
Книга Роберта Сапольски, безусловно, удивит и увлечет отечественного читателя, мало знакомого с современной специальной литературой о стрессе. Подавляющее число источников, используемых в отечественной популярной литературе, посвященной этой проблеме,—это в той или иной мере перепечатки из изданий 80-х годов прошлого века, прежде всего, из работ Г. Селье. До сих пор его концепция того времени зачастую рассматривается как общепринятая. Отдавая дань этому замечательному ученому, Р. Сапольски заостряет внимание на тех его представлениях, которые не всегда разделяются современными специалистами в данной области.
Книга точно отвечает на вопрос, поставленный в заголовке английского издания: почему у зебр не бывает язв? Человек в ней представлен как продукт эволюционного развития, а потому его методы реагирования на сверхсильные раздражители соответствуют времени их формирования.
За последние 100 тысяч лет тело человека практически не изменилось, хотя в значительной мере изменились условия его функционирования. Вызовы же, с которыми сталкивается мозг, стремительно меняются даже не в течение столетий, но в течение лет. Это означает, что современный мозг находится в теле неандертальца, которое реагирует так, как реагировало бы на стресс тело «пещерного человека». Но неандерталец бы во время стресса либо дрался, либо убегал. Именно поэтому Р. Сапольски постоянно обращается к образу зебры, стремительно бегущей по саванне вперед от опасности, преследующей ее. Все механизмы стресса направлены на обеспечение этого стремительного бега.
Однако современный человек, переживая стресс, не бежит, подобно своему предшественнику или зебре, он смиренно стоит перед начальником, безысходно лежит на диване, мучительно пытаясь разрешить проблему, сидит перед телевизором, активно сопереживая предлагаемым ему событиям. И весь комплекс гормонов и химических веществ, призванных обеспечить выживание неандертальца, обрушивается на неподвижные мышцы. Они не поглощают эти вещества, поскольку не работают и не нуждаются в них. И тогда с током крови они попадают в разные органы и в той или иной мере их повреждают.
Это не происходит мгновенно. Раз за разом эта волна нереализованных крайне активных химических веществ, будучи не востребованной нашими мышцами, оседает в самых важных органах — сердце, мозге, желудочнокишечном тракте.
Р. Сапольски ювелирным образом справляется с тяжелейшей задачей — назвать весь этот комплекс веществ, описать их действие и не утомить читателя, а, напротив, сделать его соучастником научного исследования сложнейших физиологических и генетических механизмов стресса, поиска причин заболеваний.
Легкость изложения самых сложных современных моделей физиологических процессов вызывает восхищение. Хочется подчеркнуть, что простота описания не обусловлена упрощением смысла и логики научного исследования генетических, молекулярных и психофизиологических механизмов. Она идет от умения автора говорить о сложном просто, находить яркие образы и сравнения, помогая читателю не только воспринимать прочитанное как текст, но и рисовать в воображении яркие картины процессов, происходящих как на поведенческом, так и на молекулярном уровне.
www.rulit.me
Наконец, те же системы мозга, которые наиболее разумно функционируют во время стресса, могут быть повреждены специфическими гормонами, вырабатывающимися во время стресса. Как мы увидим, это в той или иной степени может определять, как быстро наш мозг теряет клетки в процессе старения и насколько ухудшается наша память в старости.
Все это звучит довольно мрачно. Перед лицом повторяющихся стрессоров мы способны раз за разом восстанавливать аллостаз, но немалой ценой, и усилия, позволяющие восстановить это равновесие, нас истощают. Одна из полезных метафор в этой связи — модель стрессогенных заболеваний под названием «Два слона на качелях». Если посадить на качели двух маленьких детей, они смогут легко удерживать равновесие. Это и есть аллостатическое равновесие: стресса нет, а дети представляют собой низкие уровни различных гормонов стресса, о которых мы поговорим в следующих главах. Но возникает стресс — и гормонов, выделяющихся под воздействием стрессоров, становится очень много. Как будто на качели влезли два огромных слона. С большими усилиями, но они тоже могут удерживать равновесие. Но если мы постоянно будем пытаться удержать в равновесии качели с двумя слонами (а не с двумя маленькими детьми), то у нас возникнет множество проблем.
♦ Прежде всего, огромная энергия слонов уходит на попытки удержать равновесие, а не на более полезные дела, например на то, чтобы подстричь лужайку или оплачивать счета. Это все равно что забирать энергию у долгосрочного строительного проекта, чтобы справляться с постоянными «авралами».
♦ Когда два слона заняты попытками сохранить равновесие, это очень разрушительно, просто из-за того, что слоны — большие, тяжелые и неповоротливые животные. Они топчут цветы на детской площадке, разбрасывают повсюду объедки и мусор, ведь им все время нужно есть, чтобы были силы удерживать равновесие, они ломают качели и т. д. Точно так же устроены параметры стрессогенных заболеваний, о которых мы поговорим в следующих главах: организму очень сложно решить одну серьезную проблему, не выбивая из равновесия другие свои системы (суть аллостаза в том, что все системы тела взаимосвязаны). Поэтому слоны (то есть высокий уровень различных гормонов стресса) могут восстановить равновесие в каком-то одном аспекте, но при этом повредить другим элементам системы. И если так продолжается достаточно долго, организм начинает истощаться и изнашиваться, а аллостатиче- ская нагрузка увеличивается.
♦ И еще одна на первый взгляд незаметная проблема: когда два слона удерживают равновесие на качелях, им трудно с них сойти. Если один спрыгнет, второй упадет, или им придется выполнить очень сложный трюк: одновременно совершить легкие, непринужденные прыжки. Эта метафора касается еще одной темы, о которой мы будем говорить: стрессогенные заболевания могут возникать из-за того, что реакция на стресс «выключается» слишком медленно или ее разные элементы «выключаются» с разной скоростью. Когда уровень секреции одного гормона стресса возвращается в норму, второй все еще продолжает выделяться с сумасшедшей скоростью — как будто один из слонов, вдруг оставшись на качелях в одиночестве, со всего маху падает на землю[5].
Надеюсь, предыдущие страницы помогли вам лучше понять две основные идеи этой книги:
Прежде всего, если вы планируете подвергнуться стрессу как нормальный представитель класса млекопитающих, столкнувшийся с острой физической проблемой, и не можете «включить» соответствующую реакцию на стресс, то у вас большие проблемы. Чтобы это увидеть, достаточно понаблюдать за тем, что происходит, если организм не может активировать реакцию на стресс. Как мы увидим в следующих главах, во время стресса выделяются два очень важных гормона. При одном заболевании, болезни Аддисона, у человека не вырабатывается один класс этих гормонов. При другой болезни, синдроме Шая-Дрейджера, угнетена секреция второго класса гормонов. Люди с болезнью Аддисона или синдромом Шая-Дрейджера не рискуют заболеть раком, диабетом или другими расстройствами, возникающими вследствие медленного накопления мелких повреждений. Однако, сталкиваясь с серьезными стрессорами, например автокатастрофой или инфекционным заболеванием, люди с болезнью Аддисона переживают «аддисоновский» криз: у них снижается артериальное давление, они не могут поддерживать кровообращение и впадают в состояние шока. При синдроме Шая-Дрейджера человеку трудно просто стоять, уж не говоря о том, чтобы поймать зебру на обед, —даже попытка встать со стула вызывает серьезное понижение артериального давления, непроизвольные судороги, подергивание мышц, головокружение и другие неприятные симптомы. Два этих заболевания демонстрируют очень важную вещь: во время физических потрясений реакция на стресс необходима. Болезнь Аддисона и синдром Шая-Дрейд- жера приводят к катастрофической неспособности «включить» реакцию на стресс. В следующих главах мы поговорим о некоторых расстройствах, связанных с пониженным уровнем секреции гормонов стресса. Среди них — синдром хронической усталости, фибромиалгия, ревматический артрит, один из типов депрессии, критические состояния, а возможно, и посттравматическое стрессовое расстройство.
Эта первая идея, очевидно, важна, — особенно для зебры, которой иногда приходится бежать, чтобы выжить. Но вторая идея намного больше касается нас с вами, в раздражении сидящих в пробках, планирующих семейный бюджет, переживающих из-за напряженных отношений с коллегами. Если мы слишком часто «включаем» реакцию на стресс или не можем «выключить» ее, когда стрессовое событие закончилось, реакция на стресс в конце концов может стать разрушительной. Чаще всего стрессогенные заболевания — это расстройства, вызванные чрезмерной реакцией на стресс.
В связи с этим утверждением, которое является одной из основных идей этой книги, нужно сделать несколько важных замечаний. На первый взгляд оно говорит о том, что мы заболеваем из-за того, что на нас действуют стрессоры, или, как мы видели на нескольких последних страницах, мы заболеваем из-за хронического или повторяющегося стресса. Но на самом деле правильнее было бы сказать, что хронический или повторяющийся стресс потенциально может вызывать болезнь или увеличить ее риск. Но стрессоры, даже если они очень сильные, повторяющиеся или хронические, сами по себе не приводят к болезни. И в последнем разделе этой книги мы поговорим о том, почему у одних людей стрессогенные заболевания возникают легче, чем у других, несмотря на одни и те же стрессоры.
Нужно указать на еще один дополнительный пункт. Утверждать, что «хронические или повторяющиеся стрессоры могут увеличить риск заболеваний», по сути, неверно, но на первый взгляд это замечание звучит как мелочные семантические придирки. На самом деле стресс не делает нас больными и даже не увеличивает риск заболеть. Стресс увеличивает риск возникновения расстройств, ведущих к болезням, а если у нас уже есть такие расстройства, стресс увеличивает риск того, что защитные системы нашего организма не справятся с болезнью. Это различие важно в нескольких отношениях.
Во-первых, помещая несколько промежуточных шагов между стрессором и болезнью, мы можем лучше объяснить индивидуальные различия — почему одни люди заболевают, а другие нет. Кроме того, проясняя связь между стрессорами и болезнью, легче разрабатывать методы влияния на эту связь. Наконец, это объясняет, почему врачи часто считают концепцию стресса размытой или неясной, — клиническая медицина традиционно склонна к таким утверждениям, как «вы плохо себя чувствуете, потому что у вас возникла болезнь X», но редко может объяснить, почему же вы заболели болезнью X. Поэтому врачи часто говорят: «Вы чувствуете себя больным, потому что у вас возникла болезнь X, а не из-за какой-то ерунды, связанной со стрессом». Но такая позиция игнорирует роль стрессоров в возникновении или обострении заболеваний.
www.rulit.me
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт удивляется, почему звери, например, зебры не страдают от нервных перегрузок и язв желудка. Конечно, их жизнь полна опасностей: нападения хищников, побеги, боль от ран. Получается, что главная причина не в самом стрессе, а в способе реакции на него. Действует он негативно также в сочетании с другими факторами.
Важный момент — выйти из порочного цикла, когда стресс усиливается болями или расстройствами сна. Как результат — наблюдается ухудшения памяти, мыслительной активности. Понимая взаимосвязь со стрессом, можем найти выход из порочного круга и использовать его во благо, ведь он продукт эволюции, способствует прогрессу, развитию.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..В первом разделе автор описывает физиологические процессы организма при стрессовой ситуации, повышение гормонального уровня, причины образования заболеваний желудка и язвы. В следующей главе описывает психологию явления «стресс», его воздействие на человека. Интересный факт — реакции человека похожи на поведение животных: утрата контроля, внимания, чувство фрустрации.
Однако у человека есть преимущества: он способен бороться с негативными эмоциями, используя силу разума, воображения. В то же время человек может искусственно создать стресс — вообразить нежелательное, переживать о будущем, возможных потерях. Сила и слабость человека в его мыслях и умении контролировать процесс мышления.
В заключении автор описывает аспекты социальной жизни, как она влияет на возникновение проблемных ситуаций. Информация очень полезная, ведь часто забываем посмотреть на жизнь в целом, а рассматриваем личность отдельно от социума.
Часто для снижения нагрузки применяют психологические методы лечения, медикаментозные, однако дружеская поддержка может быть эффективнее, а также полезна для профилактики стрессов. Поэтому автор смотрит шире, концентрируя внимание не только на питании и позитивном эмоциональном настрое.
Книга «Психология стресса» Сапольски Роберта помогает понять физиологические процеcсы, возникающие при сложных жизненных ситуациях. Стресс появился в процессе эволюции, возникает в организме при ситуации угрозы для жизни, здоровья. Такая активизация помогает как в животном мире, так и среди людей.
В таких случаях останавливаются процессы пищеварения, развития, все силы организм направляет в те части тела, которые влияют на спасение: конечности, сердце, мозг. Идёт быстрое использование запасов углеводов. Информация об опасности, сигнал «sos» передают в органы при помощи гормонов, особенно участвуют глюкортикоиды.
Они способствуют повышению уровня глюкозы в крови, улучшают свёртываемость, повышают давление, активизируют кровообращение, усиливает распад белка, освобождая энергию. Этот гормон производит антистрессовую работу, мобилизирует организм.
Помогают также другие гормоны:
пролактин — снижает репродуктивные функции при длительном стрессе.
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт объясняет, что экономия ресурсов и распределение энергии в нужные органы обладает положительными и отрицательными эффектами. Так, возникновение расстройств пищеварения и язвы возникают также на фоне изменения физиологических процессов.
Возникновение язвы желудка происходит следующим образом:
Активизация сердечно-сосудистой системы происходит по причине необходимости защищаться или бежать, поэтому появляется учащённое сердцебиение и прилив крови к ногам и рукам. Гормоны при стрессе призваны снизить болевые ощущения, временами появляется возможность превысить собственные возможности по физическим и психическим параметрам.
Система иммунная включается, ожидая необходимости восстанавливаться при ранениях. Спустя время её деятельность ослабевает. Считается, что после стрессовой ситуации выше вероятность заболеть, подхватить инфекцию. В обратной ситуации, когда наблюдается долгая активизация иммунной системы, также возникают заболевания аутоиммунного характера. Однако есть и преувеличения, появление рака после стресса не подтверждается исследованиями.
Боль и стресс имеют взаимосвязь, могут снижать или повышать один другого. Сигнал боли говорит о необходимости заняться здоровьем, наличии определённых проблем в организме. Во время стрессовой ситуации боль может заглушаться. Интересно, что если бояться боли, то она чувствуется сильнее, а при спокойном настроении и позитивном отношении к лечению — практически не чувствуется.
Так, в ожидании поездки домой раненый меньше ощущает боль. Энтузиазм заглушает болевые ощущения. При интимных занятиях на полу можно не заметить царапину или стирание кожи, ведь мысли совсем далеко. Спокойно воспринимаем и полезную боль — после физической нагрузки, спорта, в процессе лечения. Снижает чувство боли и понимание помощи, решения вопроса.
Часто дети перестают плакать после осмотра врача, предполагая, что помощь уже оказана, возникает иллюзия выздоровления, снижения болевого порога.
Психология стресса помогает понять причины его возникновения. Это далеко не всегда только боль или страх. Перегрузка возникает в процессе умственного труда или физического, поэтому для восстановления обязательно нужен полноценный сон. Однако сложность в том, что нервное напряжение не даёт уснуть и выспаться: нарушаются процессы мышления, памяти, усвоения знаний.
В студенческие годы, особенно при подготовке к экзаменам, встречается бессонница на фоне переживаний, однако без отдыха сложно собраться и успешно сдать экзамен. Хотя может встречаться временная активизация организма и дальнейший провал — не помним, как отвечали, что учили, сдали и забыли. Влияние стресса бывает двояким: военная тревога и мобилизация или полная растерянность, утрата сил, провалы в памяти.
Например, при наблюдении аварийной ситуации запоминается общая картина без подробностей — номера, марки. В памяти остаются основные моменты, подробности упускаются.
Постоянное пребывание в стрессовом состоянии ухудшает взаимодействие нейронов, в результате ослабевает память, уровень интеллекта падает. Интересно, что очень сильная нервная нагрузка может даже вызвать потерю памяти — защитная реакция организма от неприятных событий, происходит нарушение мыслительных процессов, запоминания.
Длительные переживания ведут к снижению эрекции у мужского пола, а у женщин возникает нарушение менструального цикла. При беременности — возможны досрочные роды на фоне стресса. Если ребёнок до рождения чувствовал недостаток пищи, стресс матери — это сказывается на его развитии и будущем.
Состояние голода в период внутриутробной жизни ведёт к заболеваниям: склонности к заболеваниям сосудов, будущему ожирению, повышению уровня сахара в крови. Такая склонность к экономному метаболизму передаётся и следующим поколениям.
При повышенной тревожности матери у ребёнка появляется эффект жизни в тревоге: ждёт неприятностей, тяжелее переносит стрессовые ситуации, дольше выходит из таких состояний. Очень важен период беременности и грудной возраст. Постоянные переживания нарушают нейронные связи, ухудшают память, обучение.
Стрессовое состояние неизбежно встречается в жизни, оно может оказывать отрицательное воздействие или нет. Зависит от умения выходить из сложных ситуаций, наличия осложняющих факторов: психологические особенности, вредные привычки, способ жизни. Человеку важно уметь «нейтрализовать» стресс и минимизировать его влияние на детей.
Книга «Психология стресса» Сапольски Роберта помогает понять психологическое воздействие и способы управления стрессом. Стрессовое состояние проявляется на физическом уровне, не можем часто изменить ситуацию или общее состояние, можем лишь изменить мышление, отношение к обстоятельствам. Задача человека: учиться выходить из сложных ситуаций, избегая вредных и сложных воздействий на организм.
Интересно, что влияние стрессовой ситуации зависит от особенностей личности. Сложнее всего его переносят холерики (нетерпеливые, суетливые, слишком активные, привыкшие доминировать). Часто не могут самостоятельно выйти из сложной ситуации, нуждаются в помощи специалистов — психоаналитиков, психологов.
Конечно, не все люди впадают в депрессию на фоне стресса, обычно это происходит вследствие наличия предрасположенности — особенностей личности (меланхолический склад мышления) или неприятного опыта жизни в детские годы. Наиболее уязвимы люди, которые в детстве были лишены внимания, любви или подвергались избиению, сталкивались с обидой, насилием.
При сложностях детского периода жизни есть особенности развития и восприятия жизни, часто глюкортикоиды превышают нормы в крови. Такие люди очень болезненно воспринимают неудачи и сложности жизни, склонны к депрессивным состояниям и могут иметь суицидные наклонности. В детском возрасте встречаются нарушения развития: останавливается рост ребёнка, возникают задержки умственного развития.
Брошенные дети часто болеют, бывают даже смертельные случаи, а в случае досрочных родов можно помочь ребёнку развиваться лучше, если проявлять внимание, любовь, увеличить тактильные контакты.
Детям нужна ласка, поглаживания, общение. Прикосновения дают понять малышу, что его любят, сгладить сложности раннего развития.
Интересно, что детям часто больше нужна ласка и внимание, чем молоко, а грудное вскармливание — способ общения с мамой. Психологи проводили эксперимент среди макак, показывая двух мам: одну из металла, но с бутылочкой молока, а другую плюшевую — выбирали всегда вторую, нежную и приятную, дающую тепло и покой.
Книга «Психология стресса» Роберт Сапольски обращает внимание и на такую сложность — привыкание к беспомощности. Если с детства внушают мысли о несамостоятельности и бездарности, эффект не заставит себя ждать: дети становятся зависимыми и не могут стать индивидуальностью, нести ответственность, стать самостоятельными. При чутком воспитании и хорошем учителе, могут поверить в свои силы и расцвести. Взрослым людям также тяжело раскрыть лучшие качества, ощущая давление со стороны.
Среди самых сложных жизненных ситуаций — потеря близких людей, страхи перед смертью, одиночеством. Может помочь поддержка близких: слова утешения, забота. Сложнее всего самостоятельно переживать горе, особенно смерть родных — супруга или супруги. Возникает ощущение бессмысленности жизни, нарушается уклад жизни, появляется чувство одиночества. Проще преодолевают стресс люди, увлечённые работой, окруженные близкими людьми, заботой и любовью.
Часто люди живут в стрессовом и напряжённом состоянии, опасаясь старости и наступления смерти. Эта сложность возникает на фоне общих стереотипов — утрата здоровья, сил, ослабления интеллекта, безысходности жизни. А ведь часто возникает эффект «вторая молодость» — дети выросли, появляется больше времени, возможностей уделять время себе, путешествовать, наслаждаться жизнью, изучать что-то новое.
Часто страхи преувеличены, и старость не соответствует ожиданиям — люди чувствуют себя лучше и активнее. Во многом состояние зависит от отношения к жизни. Так, страх приближает старость и болезни, а позитивное отношение к жизни — поддерживает бодрость и здоровье. Интересно, что страх старости и смерти существует не во всех культурах. В Африке люди спокойно воспринимают переход в другой мир, а бывает, даже радуются освобождению души.
Ошибка людей — поиск новых подвигов, стремление к доказательству — ещё молодой. Именно поэтому возникают романы с младшими женщинами, тяга к подвигам. Однако не стоит перегружать организм, лучше вести спокойный и здоровый образ жизни: прогулки, зарядка. Страх не справиться с завышенными требованиями также ведёт к депрессии и переживаниям.
Книга «Психология стресса» Сапольски Роберт раскрывает особенности возникновения стрессового состояния. Человек любит всё держать под контролем, именно поэтому боимся дальних поездок, перелётов. Однако аварийные ситуации чаще встречаются на обычных трассах. Всегда сильнее действует неожиданное или непредсказуемое происшествие. Так, нежданный звук — звонок, стук- вызывает резкую реакцию, тревожность. А на привычный шум практически не реагируем.
В военное время постоянно бомбили Лондон, но стрессу больше подвергался пригород, там часто встречались болезни желудка и язва на фоне переживаний. Хотя возможность контролировать жизнь временами увеличивает нервные перегрузки. Ведь может возникать чувство ответственности, вины за происшествия.
Такая реакция бывает, когда во всех бедах человек винить себя: не досмотрел, не узнал, не уберёгся. Часто помочь избавиться от вины может психолог, а верующим — религия, исповедь.
Как снизить воздействие стресса:
Такие негативные привязанности усугубляют общее стрессовое состояние — ухудшаются отношения с родственниками, разрушаются семьи, может быть потеря работы, появляется угрызение совести и невозможность справиться с ситуацией самостоятельно. Человек теряет контроль над жизнью, скатываясь на дно.
В таком случае лучше обращаться к специалистам по лечению зависимостей, способным вытянуть из ямы, вернуть к нормальной жизни. Часто привыкание появляется, как стремление к приятному стрессу — удовольствию, росту возбуждения, желанию повторить состояние. Лучше искать рост адреналина в других полезных для человека явлениях — например, в спорте.
Бывают ситуации, которые не проходят быстро — утрата близких, отчаяние, крах надежд. Обычно сначала происходит этап переживания, слёзы о потерях, потом человек возвращается к привычной жизни. Если задержаться на этапе разочарования в жизни и саможалении, то возможна депрессия. В результате — чувство вины и потеря смысла жизни. Стоит понять — депрессию можно лечить.
Каждый пятый человек проходил в жизни период сильной апатии и обращался за помощью к врачам-специалистам (неврологам, психологам и психиатрам). Особенно сложный случай — нехватка общения, друзей, когда нет поддержки со стороны.
Если знать природу стресса, то легче избавиться от ощущения вины, взять жизнь в руки, восстановить привычный образ жизни. При сложной ситуации, понимании — невозможно справиться самостоятельно, слишком тяжёлая утрата, горе — лучше сразу сходить на консультацию к психологу, а при депрессии — к неврологу или психиатру. Конечно, важно вооружиться поддержкой, общаться с друзьями и близкими, чтобы пережить потерю или разочарование.
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт обращает особое внимание на социальный аспект его возникновения. С детских лет нуждаемся в общении, а с годами ситуация не меняется, потребность в социальных контактах только растёт. Самый сложный случай — замкнутый, гневный человек, который носит в себе постоянно гнев, злость. У таких людей часто встречаются заболевания пищеварения, язва и рак.
Сложнее всего переживаются стрессовые ситуации в одиночестве. Полезно быть в обществе, принадлежать к общей социальной группе, раньше люди жили общинами и меньше переживали депрессий. Современная жизнь изменилась, часто живём разрозненно, результат — много психических заболеваний, рост депрессивных состояний, суицидов.
Построение отношений с обществом, способность переживать сложности связано с особенностями личности, характера. Иерархия отношений среди животных — приматов, напоминает человеческое общество — есть вожаки, подчинённые, а также низший слой.
Уровень стресса зависит от следующих параметров:
Люди группы риска имеют похожий тип мышления, негативный настрой — ожидают худшего, их постоянно окружают стрессовые ситуации. Одни — заранее сдаются, другие — бесконечно в борьбе, всеоружии. Причина неудач: не сам стресс, а излишняя эмоциональность, беспокойство, ожидание его.
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт сообщает: среди везунчиков лишь пять процентов населения, они имеют иммунитет к стрессовым ситуациям — всегда веселы, бодры, заряжают позитивом, абсолютно здоровые на психологическом уровне. А значит, негатив либо принимается человеком, либо нет. Хотя врачи считают, что подавлять стресс не всегда правильно — могут быть отклонения на иммунном уровне.
Конечно, на уровень нервной перегрузки влияет нахождение в общественной иерархии. В большей степени страдают самцы, невысокого уровня, которые живут под давлением. Доминирующий бабуин имеет право отнять еду, самку, сорвать злость. Похожее влияние и в обществе. Есть подчинённые и руководители. Хотя у человека может быть несколько социальных ролей: рабочая, семейная, общественная деятельность.
У самцов низкого ранга в стаи бабуинов есть проявления бесконечного стресса:
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт замечает: в человеческом обществе существует своя система ценностей, есть иерархия, однако основывается она чаще не на силе, а статусе — обеспеченности человека. Именно материальный достаток часто становится причиной постоянных переживаний. Правильная жизненная задача — не обязательно быть первым, но нужно стремиться, быть лучше, чем вчера, повышать результаты.
Почему переживаем из-за денег? Это гарантия спокойной стабильной жизни — питание, одежда, удобства, уверенность в будущем. Есть много психологических факторов: потеря контроля над жизнью, чувство обиды, отчаяния, повышенная тревожность. Человек не может позволить себе отдых, разрядку — пойти в отпуск, сходить на плавание, заняться хобби.
В бедной семье у всех определяют высокий уровень гормонов стресса (гликокортикоидов), что сказывается на здоровье, общем состоянии. Дети также растут в состоянии тревоги и напряжения, повышенного стресса. Но больше всего влияет субъективный фактор — можно научиться жить по финансам, планировать их рост, а можно завидовать более обеспеченным семьям, постоянно переживать. Именно непродуктивные мысли ведут к постоянным переживаниям.
Интересный факт: в Литве в советское время уровень сердечных заболеваний был, как в Швеции, а в 1994 году превысил в четыре раза. Появилось ощущение, что живут хуже других стран ЕС, а в Советском Союзе были одними из лучших. Всё познаётся в сравнении, можно найти преимущества и недостатки ситуации.
Исследования подтверждают: бедные живут меньше, больше болеют, а голод первых периодов жизни неистребим, живёт на подкорке головного мозга. Очень сложно избавиться от такого стресса, научиться жить полноценно, поэтому родителям стоит побеспокоиться о нормальной жизни, питании детей, ведь закладывают будущее личности, человека.
Конечно, специфика нашего общества — большой разрыв между богатыми и бедными, рыночные отношения снижают прослойку среднего класса. В итоге страх возникает у обеспеченных за сохранение имущества, у бедных — за жизнь и будущее. Неравенство — специфика человеческого социума. В любом случае человеку нужно общаться в своём кругу, чтобы не замыкаться в проблемах, переживаниях.
Самая тяжёлая ситуация — изолирование, одиночество. Именно поэтому созданы тюрьмы, как наказание за провинность. Однако свободный человек всегда может найти друзей, близких по духу, интересам, научиться общению, получать радость от жизни.
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт уделяет много внимания физиологии стресса для объяснения его воздействия на организм. Понимая природу этого явления, проще воспринимаем состояние, связанное с защитными механизмами, оно не пугает, а заставляет задуматься, как правильно его преодолеть?
Действительно, есть риск заболеваний на фоне стрессов: сахарный диабет, ожирение, нарушения пищеварения, работы желудочно-кишечного тракта. Однако исключается заболевание раком, а другие болезни возникают не всегда, а при частых нервных перегрузках, неправильном выходе из стрессового состояния — постоянном заедании, перегрузке ЖКТ, нарушении обмена веществ. Поэтому не стоит переживать, лучше успокоиться, найти выход из ситуации или принять её, как данность.
Стресс часто — сигнал, тревога, помогает заметить сложности в жизни. Важно искать причину его, учиться контролировать реакции. Мы не можем изменить обстоятельства, но сами выбираем реакцию.
Стоит рассмотреть всё с позиции глобальных проблем, возможно, всё не так плохо и можно что-то изменить или спокойнее воспринимать.
Методы «Психологии стресса» Сапольски Роберта предполагают четыре основных способа:
Наиболее правильная стратегия — гибкая реакция, в зависимости от ситуации. Важно научиться отличать физическую реакцию и психическую, первую — снижать или использовать. На вторую воздействовать логически, мышлением. В управленческой деятельности есть свои правила работы со стрессовыми ситуациями.При правильном распределении сил — двадцать процентов затрат времени и усилий достаточно, чтобы решить восемьдесят процентов сложных задач, снизить воздействие стрессовой ситуации. Не стоит всю жизнь посвящать борьбе с окружающим стрессом, лучше оперативно реагировать, использовать профилактику — вырабатывать психическую устойчивость.
zazama.ru
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Просмотров: 3744
Таинственная помощница для чужака (СИ)
Виктория Свободина
В моей скучной и размеренной жизни никогда не было особых потрясений. Но это и хорошо:…
Просмотров: 3236
Единственная из чужой Вселенной (СИ)
Алия Шакирова
Верианцы — мужчины, для которых есть лишь одна женщина. С ней, единственной, они могут заниматься…
Просмотров: 3221
Лишняя дочь (СИ)
Nata Zzika
Я всё смогу и всё сумею!Я пережду. Переболею.Переживу и перебьюсь.Перекантуюсь и…
Просмотров: 2552
По праву сильнейшего (СИ)
Ева Горская
Убив моих настоящих родителей, Он понял, что я для него являюсь истинной парой. Мне тогда было…
Просмотров: 2500
Лежи смирно, Девочка! (СИ)
Майарана Мистеру
Новогодний подарок читателям.С детства я чувствую себя принцессой, с которой сдувают пылинки.…
Просмотров: 2347
Босс знает лучше (ЛП)
Дора Коуст
Командировка в компании босса, которого до чертиков боишься, — то еще испытание. А если при этом…
Просмотров: 2103
Подкидыш для Цербера (СИ)
Елена Соловьева
Моя жизнь скучна и однообразна. Была… до той поры, пока мне не предложили «подработку». Всего-то —…
Просмотров: 2096
Знакомство с дочерью моего друга (ЛП)
Пенни Вилдер
На публике я такой же бодрящий и гладкий, как замороженное яблоко.Но наедине ... Я сгораю от…
Просмотров: 1928
Имперская академия некромантии. Целитель (СИ)
Анна Терешкова
Вы когда-нибудь видели некроманта и целителя в одном флаконе? Вот и я не видела, но так уж…
Просмотров: 1912
Укроти мое сердце (СИ)
Елена Соловьева
Если тебя похищают и продают на торгах как диковинную зверушку — не стоит отчаиваться. Кто знает, в…
Просмотров: 1793
Грязная сказка
Елена Лабрус
Просмотров: 1658
Следователь УГРО для дракона (СИ)
Маргарита Светлова
Существуют ли другие миры Нет, конечно! А драконы Разумеется, нет! Так бы я ответила недавно, но не…
Просмотров: 1652
Связанные
Катерина Дэй Катерина
Кати закрыла глаза и в них защипало.Она все поняла.По щекам текли безмолвные слезы.Ее больше нет. В…
Просмотров: 1580
Похищенная (СИ)
Алина Углицкая
Он помнил, как увидел ее впервые.Нет, не увидел – почувствовал.Это было как удар под дых. Как…
Просмотров: 1573
Маша и Дракон (СИ)
Полина Белова
Маша, сирота, волею случая попала в элитный колледж. Её ждут нелёгкие испытания, но девушка не…
Просмотров: 1526
Проснуться невестой (СИ)
Ольга Обская
У Алеси и её красавчика-босса самые что ни на есть деловые отношения – сухие и отстранённые. Каково…
Просмотров: 1506
Жена-невольница. Непокорное пламя (СИ)
Елена Соловьева
Война лишила Розалинду отца, состояния и положения в обществе. Теперь ради счастья близких она…
Просмотров: 1502
Отбор для Черного дракона (СИ)
Оксана Гринберга
Вражде между нашими странами более двух сотен лет, поэтому приглашение – вернее, приказ! - явиться…
Просмотров: 1428
Вынужденная помощница для тирана (СИ)
Виктория Свободина
Решившись после развода на переезд и новую работу, я была готова к любым трудностям. К любым. Но,…
Просмотров: 1193
Связанные 2. Моя Истинная Пара.
Катерина Дэй Катерина
С этими словами он развернулся и открыл входную дверь. – Спокойной ночи.- И вам полной луны.Слэйд…
Просмотров: 1136
Преданная помощница для кумира (СИ)
Виктория Свободина
Я, девушка с улицы, что вдруг стала личной помощницей Кая Айстема - восходящей звезды и кумира…
Просмотров: 1057
Разрешите вас арендовать (СИ)
Катерина Ши
Смотрю на своего мужа и тихонько вздыхаю. Опять сидит за компом, играет в свою любимую стрелялку и…
Просмотров: 858
Их сводная сестра (ЛП)
Алекса Райли
Сладкая, невинная, девственная Сара никогда не переставала думать о своих сводных братьях, когда…
Просмотров: 847
Привязанность (ЛП)
Алекса Райли
В жизни Авроры Адамс все упорядочено. Она должна есть определенную еду, носить определенную одежду…
Просмотров: 835
Космический подарок (ЛП)
Анжела Касл
Галактические воины Джол, Хэл, Див и Рик, близнецы расы Галафракс, прогуливаясь по…
Просмотров: 828
Узы подчинения (ЛП)
Лаура Кэй (Кей)
В развалинах заброшенной церкви находится самый горячий и эксклюзивный БДСМ-клуб в Балтиморе.…
Просмотров: 783
Дурашка в столичной академии (СИ)
Виктория Свободина
Родиться в хорошей состоятельной семье — значит быть скованной условностями и правилами. А если ты…
Просмотров: 657
Обряд (СИ)
Людмила Константа
Она — ведьма с комплексом серой мышки и тщательно скрывает это даже от себя. У нее нет ничего кроме…
itexts.net
Возможно, эта книга и книга Антти Ревонсуо «Психология сознания» стали причиной, почему Экман оставил с ощущением «недосказанности». После прочтения этих двух книг начинаешь подозревать, что «скрипач не нужен». /Возникла даже догадка, что методика Экмана может быть полезна в быту обыкновенному обывателю, но не в науке. (См. Пол Экман «Психология лжи») /
Сапольски оказался отличным автором (переводчик не подкачал тоже). Если вы рвёте на себе волосА, пытаясь запомнить сложные эндокринные термины, то, прочитав эту книгу, будете бодро ориентироваться хотя бы в самом минимуме (для некоторых это уже что-то). Как почти любой американский автор , Сапольски не обошелся без «минутки марксизма-ленинизма», упомянув «тирана Милошевича» (как они вообще умудряются это делать в книгах про гормоны?), разок перепутал социализм с коммунизмом и т.д.
Легко, стремительно, с юмором автор знакомит читателя с биохимией стресса. Здесь вы найдёте объяснения, почему вы любите прыгать с парашюта (если вдруг любите), почему футболистам ничего не мешает (и танцорам тоже не должно), почему некоторые родственники "получились" полными без объективных на то причин, почему изоляция от «сородичей» (например, эмиграция) может привести к психическим расстройствам и многое другое.
Хотя книга написана вполне популярным языком, она всё же изобилует специальными терминами, а в некоторых главах «популярность» снижается до минимума, что книге, на мой взгляд, только на пользу, но для кого-то это может стать проблемой.
Оформление хорошее, шрифт неожиданно крупный, картинки серые. Разумеется, очень много повторений (это же американская книга), но в такой информативно-насыщенной теме это только плюс.
Цитаты:
«Если вы член этнического меньшинства, то чем меньше ваших соотечественников живет по соседству, тем больше вы рискуете получить душевную болезнь, загреметь в психушку или покончить с собой.»
«В главе 13 было показано, что «синдром стресса руководителя» в основном является мифом – люди, находящиеся сверху, скорее помогают заработать язву желудка другим, чем зарабатывают её сами. В большинстве исследований было показано, что именно менеджеры среднего звена наиболее часто страдают от болезней, вызываемых стрессом.».
www.livelib.ru
Вот самая важная мысль этой книги: если вы зебра, бегущая изо всех сил, чтобы спасти свою жизнь, или лев, бегущий изо всех сил, чтобы не умереть с голоду, физиологические механизмы реакций вашего тела позволяют прекрасно справляться с такими краткосрочными физическими чрезвычайными ситуациями. Для огромного большинства животных на этой планете стресс — это прежде всего краткосрочный кризис. После этого кризиса они или живут дальше, или умирают. А когда мы сидим без дела и беспокоимся, у нас включаются те же самые физиологические реакции. Но если эти реакции становятся хроническими, то они могут привести к катастрофе. Научные данные показывают, что стрессогенные заболевания обычно возникают из-за того, что мы слишком часто активируем физиологическую систему, предназначенную для реакции на острые физические чрезвычайные ситуации. Но мы оставляем эту систему «включенной» в течение многих месяцев, без конца беспокоясь об ипотеке, отношениях с близкими и продвижении по службе.
Это различие — между тем, что означает стресс для нас и для зебры, — позволяет нам перейти к некоторым определениям. Для начала я должен вспомнить теорию, которой вас мучили на уроках биологии в девятом классе и которую, я надеюсь, вы благополучно забыли. Это гомеостаз. Этот смутно знакомый термин означает, что у каждого организма есть идеальный уровень насыщенности крови кислородом, идеальная кислотность, идеальная температура тела и т. д. Все эти разные переменные находятся в состоянии гомеостатического равновесия, когда все физиологические параметры поддерживаются на оптимальном уровне. Мозг, как нас учили в школе, развивался как раз для того, чтобы поддерживать гомеостаз.
Эта идея позволяет нам предложить несколько простых начальных рабочих определений, которых было бы вполне достаточно для зебры или льва. Стрессор — это любой фактор внешнего мира, выбивающий нас из гомеостатического равновесия, а острая реакция на стресс — все то, что делает наше тело, чтобы восстановить гомеостаз.
Но если мы думаем о себе и об общечеловеческой склонности доводить себя до головной боли, нам приходится расширить понятие стрессоров — всех тех вещей, которые выбивают нас из гомеостатического равновесия. Стрессором может быть и ожидание стрессора. Иногда мы достаточно прозорливы, чтобы заранее понять, что может вскоре произойти. И тогда, лишь на основании ожидания, мы «включаем» такую же сильную реакцию на стресс, как если бы стрессовое событие уже произошло. Некоторые реакции упреждающего стресса свойственны не только людям — будь вы человеком, окруженным бандитами на безлюдной станции метро, или зеброй, встретившей в саванне льва, ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, даже если ничего физически опасного (еще) не произошло. Но в отличие от менее «разумных» животных, мы можем «включить» реакцию на стресс, просто подумав о потенциальных стрессорах, которые могут выбить нас из гомеостатического равновесия когда-нибудь в будущем. Например, африканский фермер видит рой саранчи над своим полем. Он только что позавтракал и не страдает от гомеостатического дисбаланса, вызванного голодом, но у него все равно возникнет реакция на стресс. Зебра или лев могут увидеть, что к ним приближается опасность, и мобилизовать реакцию на стресс, но не могут «включить» ее в ответ на события, которые гипотетически могут произойти в отдаленном будущем.
А иногда мы, люди, испытываем стресс из-за вещей, которые просто не имеют никакого смысла для зебры или льва. Млекопитающим в целом не свойственно тревожиться об ипотеке или налоговой инспекции, бояться выступать перед публикой, волноваться о том, что сказать на собеседовании, и размышлять о неизбежности смерти. Человеческая жизнь переполнена психологическими стрессорами, совсем не похожими на физиологическую реальность голода, ранений, потери крови или экстремальных температур. Когда мы активируем реакцию на стресс из страха перед возможным событием, а затем это событие действительно происходит, мы можем порадоваться, что этот когнитивный навык позволил нам вовремя мобилизоваться и начать защищаться. Такая упреждающая защита может быть весьма полезной, и в таких ситуациях реакция на стресс позволяет подготовиться к необходимым действиям. Но когда мы входим в психологический «штопор» и активируем реакцию на стресс безо всяких причин или по поводу того, на что никак не можем повлиять, мы называем ее «тревогой», «неврозом», «паранойей» или «неадекватной агрессией».
Таким образом, реакция на стресс может быть мобилизована не только в ответ на физические или психологические угрозы, но также и в их ожидании.
Именно эта универсальность реакции на стресс больше всего удивляет: физиологическую систему активируют не только физические факторы, но и просто мысли о них. Впервые на эту универсальность примерно 65 лет назад обратил внимание один из «крестных отцов» физиологии стресса Ганс Селье. Как ни странно, физиология стресса превратилась в отдельную научную дисциплину лишь благодаря тому, что этот человек был очень хорошим ученым, но очень плохо обращался с крысами в своей лаборатории.
В 1930-х годах Селье только начинал работать в сфере эндокринологии — он исследовал гормональные взаимодействия в организме. Естественно, как любой молодой, никому не известный, но амбициозный ученый, он искал что-нибудь, с чего можно было бы начать научную карьеру. Биохимику в соседней лаборатории как раз удалось извлечь какой-то экстракт из яичников, и коллеги решили выяснить, каковы функции этого экстракта. Селье получил от биохимика немного этого вещества и стал исследовать его свойства. Он стал ежедневно делать инъекции вещества своим крысам, но, очевидно, не слишком умело. В попытках делать крысам уколы Селье ронял их на пол, а потом гонялся за ними по лаборатории, вытаскивал их веником из-под раковины. Через несколько месяцев подобных занятий Селье осмотрел крыс и обнаружил кое-что необычное: крысы страдали язвой желудка, у них были увеличенные надпочечники (где вырабатываются два важных гормона стресса), а иммунные органы значительно сократились. Селье был в восторге: ему удалось обнаружить влияние таинственного экстракта яичников.
Но он был хорошим ученым и использовал контрольную группу: другим крысам он ежедневно делал инъекции раствора соли. Каждый день им тоже делали уколы, роняли на пол и гоняли по лаборатории. В конце эксперимента у крыс из контрольной группы тоже были обнаружены язва желудка, увеличенные надпочечники и атрофия компонентов иммунной системы.
Получив такие результаты, другой начинающий ученый мог бы признать поражение и тайно подать документы в школу бизнеса. Но Селье стал размышлять о том, что обнаружил. Физиологические изменения у крыс не были связаны с экстрактом яичников, ведь одни и те же изменения возникли и в контрольной, и в экспериментальной группах. Что общего было у этих двух групп? Селье предположил, что это были болезненные инъекции. Возможно, рассуждал он, эти изменения в организмах крыс были своего рода неспецифической реакцией на неприятные переживания. Чтобы проверить эту идею, он провел следующую серию экспериментов: сажал одну группу крыс на крышу здания лаборатории (зимой), а вторую группу крыс относил в подвал, в котельную. Крыс из третьей группы он заставлял делать физические упражнения или подвергал хирургическим операциям. Во всех случаях он обнаруживал рост заболеваемости язвой, увеличение надпочечников и атрофию иммунных тканей.
www.rulit.me
Наконец, стоит сказать о структуре книги. Автор очень подробно описывает механизмы, с помощью которых длительный хронический стресс вызывает то или иное заболевание, или усугубляет его течение, или усиливает действие других негативных факторов. Однако в последней главе даются четкие и обоснованные рекомендации для тех, кто хочет управлять своим здоровьем, а не плыть по течению жизни, направляемому другими людьми и событиями. Эта глава, безусловно, закладывает основу для оптимизма. Она завершает и описание эволюционного цикла, благодаря которому мозг современного человека, не имея возможности поменять способ реагирования тела неандертальца, может обрести собственный стиль управления этим телом в стрессовых ситуациях. В этом случае в кровь либо вообще не выбрасывается весь комплекс веществ, запрограммированный для участия в гонке по саванне, либо мозг заставляет мышцы вспомнить их биологическую функцию, приводит их в движение тем или иным способом, и они поглощают все эти элементы. Это, с одной стороны, ведет к укреплению здоровья, с другой — к повышению устойчивости организма к будущим вызовам.
Е. И. Николаева, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I
Лизе, ставшей моим лучшим другом и сделавшей полноценной мою жизнь
Предисловие
Возможно, вы читаете эти строки, находясь в книжном магазине. Если так, взгляните украдкой на парня у ближайшего стеллажа, вот того, который делает вид, будто увлечен книгой Стивена Хокинга. Рассмотрите его как следует. Вряд ли его пальцы съедены проказой, вряд ли он покрыт шрамами от оспы и наверняка не дрожит от малярийной лихорадки. Наоборот, скорее всего, он выглядит совершенно здоровым, то есть страдает теми же болезнями, что и большинство из нас: слишком высокий для приматов уровень холестерина, слух намного хуже, чем у человека его возраста из племени охотников и собирателей, привычка снимать напряжение с помощью валиума. Мы, жители западного общества, сейчас болеем совсем другими болезнями, по сравнению с нашими предками. Но что еще важнее, мы болеем другими болезнями по другим причинами и с другими последствиями. Тысячу лет назад молодой человек из общества охотников и собирателей мог по неосторожности съесть кусок мяса антилопы, больной сибирской язвой, и последствия были очевидны — через несколько дней он был бы мертв. Сегодня молодой адвокат с удовольствием съедает за ужином бифштекс с жареной картошкой и выпивает пару бокалов пива, не считая, что это может чем-то ему навредить, а последствия этого вовсе не очевидны. Возможно, пятьдесят лет спустя у него будет больное сердце, а может быть, он станет ездить в велосипедные походы с внуками. Его будущее зависит от нескольких очевидных и конкретных вещей, например от того, что его печень делает с холестерином, каков уровень определенных ферментов в его жировых клетках, есть ли у него врожденные дефекты в стенках кровеносных сосудов. Но его будущее во многом зависит и от таких неожиданных факторов, как характер, количество эмоциональных стрессов, которое он испытает за все эти годы, и есть ли в его жизни дружеское плечо, на котором он может поплакать, когда напряжение становится невыносимым.
В медицине произошла революция. Сегодня мы по-новому воспринимаем болезни, которые нас поражают. Мы признали связь между телом
и разумом, мы выяснили, что эмоции и личностные особенности могут оказывать огромное влияние на функционирование и здоровье буквально каждой клетки тела. Мы узнали, что стресс делает некоторых из нас более уязвимыми к болезням, выяснили, почему некоторые из нас лучше других справляются со стрессорами, и пришли к очень важному открытию: невозможно понять болезнь в вакууме. Ее можно понять только в контексте личности и жизненных обстоятельств больного.
Это главная тема моей книги. Сначала я постараюсь прояснить смысл туманного понятия «стресс» и объяснить по возможности простыми словами, как разные гормоны и отделы мозга ведут себя в стрессовой ситуации. Затем я сосредоточу внимание на связи между стрессом и риском возникновения определенных заболеваний. Глава за главой, мы обсудим влияние стресса на систему кровообращения, на процессы накопления энергии, на функцию роста, на репродуктивную функцию, иммунную систему и т. д. Затем я расскажу о том, как количество стрессов, пережитых в течение жизни, может влиять на процесс старения. Далее я рассмотрю связь между стрессом и самым распространенным и, возможно, самым опасным психическим заболеванием современности — большим депрессивным расстройством. Это уже третье издание книги, и я добавил две новые главы: о взаимосвязи между стрессом и сном и о связи стресса с зависимостью от алкоголя и наркотиков. Кроме того, я переписал от трети до половины материала других глав.
Некоторые идеи этой книги могут показаться довольно мрачными: постоянный (или повторяющийся) стресс может разрушать наше тело бесчисленными способами. Тем не менее большинство из нас не страдают заболеваниями, вызванными стрессом. Мы справляемся с ним и физиологически, и психологически, и некоторые из нас делают это весьма успешно. Для читателя, который продержится до конца, в последней главе я привожу данные о методах управления стрессом и описываю, как их принципы можно использовать в повседневной жизни. У нас есть все основания для оптимизма.
Я уверен, что эти идеи могут быть полезны каждому, а научные данные, на которых они основаны, поистине поразительны. Наука ставит перед нами самые изящные, таинственные и сложные проблемы, которые только может предложить жизнь. Она выводит на арену нравственных дебатов самые провокационные идеи. Иногда это улучшает нашу жизнь. Я влюблен в науку, и мне больно видеть, что многие пугаются этого предмета или считают, что раз уж вы выбрали науку, то не можете выбрать еще и сострадание, искусство или благоговение перед природой. Наука нужна не для того, чтобы лишить нас тайны, но чтобы взглянуть на тайну свежим взглядом и наполнить ее новой энергией.
Я считаю, что любая научная книга должна передавать этот трепет познания, сделать научный предмет интересным и доступным даже для тех, кто обычно не проявляет особого пыла к научным изысканиям. Это одна из целей моей книги. Часто мне приходилось упрощать сложные идеи, но в конце книги я привожу множество ссылок, вместе с аннотациями относительно споров и тонкостей материала, представленного в основном тексте. Эти ссылки могут стать превосходным источником данных для читателей, желающих получить более подробные знания о предмете.
Многие разделы этой книги содержат материал, в котором я вовсе не являюсь экспертом. Поэтому в процессе работы над книгой я постоянно обращался за советами, разъяснениями и проверкой фактов к коллегам- ученым. Я испытываю благодарность за то, что эти люди уделяли мне время и великодушно делились знаниями: Нэнси Адлер, Джон Ангьер, Роберт Аксельрод, Алан Болдрич, Марсия Баринага, Алан Басбаум, Эндрю Баум, Хусто Баутисто, Том Бельва, Анат Бьегон, Вик Бофф (чей бренд витаминов украшает шкафчик в доме моих родителей), Карлос Камарго, Мэтт Кар- тмилл, М. Линетт Кейси, Ричард Чепмен, Синтия Клинкинбирд, Феликс Конт, Джордж Дэниелс, Реджио Десильва, Ирвин Деворе, Клаус Динкель, Джеймс Доэрти, Джон Долф, Леруа Дюбек, Ричард Эстес, Майкл Фэнселоу, Дэвид Фельдман, Калеб Так Финч, Пол Фицджеральд, Джерри Фридленд, Мейер Фридман, Роуз Фриш, Роджер Госден, Боб Гросфилд, Кеннет Хоули, Рей Хинц, Аллан Хобсон, Роберт Кесслер, Брюс Нофт, Мэри Джин Крик, Стивен Лаберж, Эммит Лем, Джим Летчер, Ричард Лазарус, Хелен Лерой, Джон Левин, Сеймур Левин, Джон Либскинд, Тед Макольвена, Джоди Максмин, Майкл Миллер, Питер Милнер, Гари Моберг, Энн Мойер, Терри Мюленбург, Рональд Майерс, Кэрол Отис, Даниель Перл, Сиран Фиббс, Дженни Пирс, Тед Пинкус, Вирджиния Прайс, Джеральд Ривен, Сэм Риджуэй, Кэролайн Ристо, Джеффри Риттерман, Пол Рош, Рон Розенфельд, Ари Рауттенберг, Пол Сенджер, Сол Шенберг, Курт Шмидт-Нильсон, Кэрол Шивели, Дэвид Синджер, Барт Спарагон, Дэвид Шпигель, Эд Спилмен, Деннис Стайн, Стив Суоми, Джерри Талли, Карл Торесен, Питер Тьяк, Дэвид Уок, Мишель Уоррен, Джей Вайс, Оуэн Волковиц, Кэрол Уортмен и Ричард Вуртман.
www.rulit.me