Темперамент и характер человека. Темперамент и характер психология


Темперамент и характер

Темперамент и характер

" Темперамент ", и характер ", " личность " - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

ХАРАКТЕР

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство

неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Физиологические основы характера.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной

деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.

Типическое и индивидуальное в характере.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является врожденным

свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

ТЕМПЕРАМЕНТ.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека -подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Выделяются две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

  1. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости ( или молчаливости ).

  2. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Физиологическая основа темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал 4 темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

  1. сила процессов возбуждения и торможения,

  2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

  3. подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный' подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека -определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и* сопровождается

выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный/активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и

воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.

studfiles.net

7. Понятие о темпераменте и характере, их психологическая характеристика.

Темперамент (соотношение) — это природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Гиппократ — основатель учения о темпераменте. Врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — «кровь»), флегматика (от греч. — phlegma — «флегма»), холерика (от греч. chole — «желчь»), и меланхолика (от греч. melas chole — «черная желчь»).

Сангвиник: энергичный, коммуникабельный, открытый, инициативный, уравновешенный. Сдерживает чувства, острота ума, легко сходится с новыми людьми, гибкость ума, легко переключается с одной работы на другую. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Холерик: Необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Флегматик:Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

Меланхолик: Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

Долгое время в психологии господствовала гуморальная теория темперамента, которая объясняла их особенности различными пропорциями жидкостных веществ:

сангвиник — чел. полнокровный,

флегматик — страдающий избытком лимфы,

холерик — желчный, меланхолик — имеющий в избытке черную желчь.

Наиболее обоснованной является выдвинутая Павловым неврологическая теория темперамента. Она объясняет типы темперамента свойствами нервной системы человека. По мнению Павлова — физиологической основой темперамента является устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющих выделить несколько ее характерных типов. Тип нервной системы представляет собой совокупность трех основных свойств нервных процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Типы нервной системы по Павлову:

1. По силе раздражителей и тормозному пути: — сильный, -слабый;

2. По их уравновешенности: -уравновешенный , -неуравновешен. ;

3. По подвижности: -малоподвижный , -подвижный

Характер — психическое свойство личности, определяет линию поведения человека и выражается в отмщениях к окружающему миру, труду, др. людям и самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых постоянно проявляющихся качеств и черт личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Структура характера определяется динамикой воли, спецификой проявления эмоций.

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили-ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие- от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своём формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

studfiles.net

Темперамент

Тема: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

И.П.Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы является наследственным. И.П.Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.

Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов.

Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

Свойства нервной системы

Почему понятия темперамент и тип нервной системы нельзя отождествлять? Темперамент — это понятие психологическое, а тип нервной системы — физиологическое.

Типы темперамента

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, , который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

Причины акцентуаций характера

Акцентуация характера - следствие как факторов наследственности, так и того типа воспитания ребенка.

Факторы воспитания, закрепляющие акцентуации:

Гиперопека

Потворствующее воспитание

Эмоциональное отвержение

Жестокое воспитание

Противоречивое воспитание

Гипоопека

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

Воспитание в условиях «культа болезни».

studfiles.net

Характер и темперамент | Блог 4brain

Многие люди довольно часто сравнивают характер человека с его темпераментом. Нередко даже они считаются тождественными друг другу. Однако если обратиться к научным взглядам, то можно увидеть, что по поводу взаимодействия характера и темперамента существует несколько точек зрения: одни учёные отождествляют их (А. Ружицкий, Э. Кречмер), другие противопоставляют их и акцентируют внимание на соперничестве между ними (В. Вирениус, П. Викторов), третьи считают темперамент составляющей характера (С. Городецкий, С. Рубинштейн), последние уверены, что темперамент – это природная основа характера (Б. Ананьев, Л. Выготский).

Взаимодействие характера и темперамента

Если исходить из сугубо материалистического понимания вещей, то можно сказать, что характер и темперамент схожи в своей зависимости от физиологических особенностей индивида. Процесс формирования характера находится в зависимости от свойств темперамента, который более тесно  взаимодействует со свойствами нервной системы. Важно также знать, что черты характера проявляются только тогда, когда уже основательно развит темперамент, т.е. темперамент служит базой для развития характера, а также определяет в нём такие черты как инертность реакции, подвижность, уравновешенность, адаптивность. Но характер отнюдь не предопределяется темпераментом и люди со схожими свойствами темперамента могут быть совершенно разными по характеру. Особенности темперамента могут, как способствовать, так и противодействовать процессу формирования каких-либо черт характера, они даже могут вступать в конфронтацию с ними.

У человека, характер которого уже сформирован, темперамент теряет свою самостоятельность как формы проявления личности и становится его динамическим аспектом, заключаясь в его конкретной эмоциональной направленности, скорости, с которой протекают психические процессы и проявления личности, а также в конкретной характеристике её действий и движений. Также нужно заметить, что на формирование характера воздействует и система условных рефлексов, которые образуются в ответ на регулярно повторяющийся комплекс раздражителей. Эти условные рефлексы также называют динамическими стереотипами. На их формирование влияет отношение индивида к окружающей обстановке; и уже это обуславливает изменения в возбуждении, торможении, подвижности нервных процессов, т.е. в функционировании нервной системы вообще. Черты характера и темперамента связаны между собой органически, и их взаимодействие происходит в единой структуре человека, благодаря чему образуется неразделимая интегральная характеристика его индивидуальности.

Невзирая на то, что характер определяют, как одну из индивидуальных особенностей личности, в его структуре выделяют общие черты, характерные для конкретной категории людей. И даже у самого, казалось бы, необычного человека можно выделить черту, которая автоматически определит его принадлежность к группе людей со схожим поведением. В этой ситуации следует говорить о типических чертах характера. По мнению известного отечественного психолога Н. Д. Левитова, тип характера является конкретным выражением в характере индивида черт, общих для какой-либо категории людей. Характер формируется у человека в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с социумом, а это значит, что он является продуктом общества. Этим и можно объяснить различия и сходства в поведении людей, которые принадлежат к разным группам.

Характер человека отражает различные типические черты: возрастные, профессиональные, национальные. Они часто зафиксированы человеческим сознанием в разных стереотипах и установках. Так, не составит никакого труда определить общие черты характера детей, подростков, пенсионеров или людей одной профессии. Но нельзя забывать и об индивидуальных чертах каждого характера. Если даже учесть его устойчивость, он всё же пластичен и под воздействием различных жизненных обстоятельств и условий подвержен развитию и изменениям.

Классификация характеров

Какой-либо общей и стандартной классификации характеров не существует. Если же и требуется как-то классифицировать их, то критерии вводятся исследователем, и, в зависимости от задачи, происходит деление людей на отдельные группы по преобладающим признакам. Например, можно разделить людей на тех, кто имеет преобладающие эмоциональные или волевые качества. Поэтому и разделяют характеры, как правило, на рассудочный, эмоциональный и волевой типы. Знаменитый швейцарский психиатр Карл Густав Юнг выдвинул идею о том, что характеры следует классифицировать, исходя из принадлежности человека к интровертированному или экстравертированному типу, каждый из которых является типом темперамента.

Экстравертированный тип означает, что личность человека обращена к внешнему миру, явления и объекты которого оказывают на неё огромное воздействие. Для людей такого типа явления их субъективного мира не так значимы, а сами эти люди обладают такими качествами, как коммуникабельность, адаптивность поведения, инициативность, импульсивность и т.п.

Интровертированный тип означает, что интересы личности сфокусированы, главным образом, на явлениях её внутренней реальности. Именно они обладают здесь повышенной ценностью. Людям такого типа свойственна склонность к самоанализу, низкий уровень адаптивности, замкнутость, необщительность и т.п.

В некоторых случаях характеры классифицируют также на самостоятельный и комфортный, подчиняющийся и доминирующий, анархический и нормативный и некоторые другие. Что же касается черт характера, то их существует великое множество, и каждая из них может быть выражена в разной степени.

Характер и темперамент

Если мы возьмём в качестве примера любого человека, то сразу же обнаружим, что он представляет собой личность, имеющую своё мировоззрение и свои индивидуальные черты. И в нашем сознании всегда отложится некое представление о нём, т.е. мы дадим ему соответствующее описание. Но что обуславливает это описание? Некоторые скажут, что дело в темпераменте, другие будут уверены, что суть – в характере. Но правыми окажутся и те и другие. Что же делать в этой ситуации? Как чётко разграничить характер и темперамент? Именно эта взаимосвязь между характером и темпераментом является объектом изучения учёных уже множество лет. И благодаря этим исследованиям появилось четыре разных мнения:

  • Характер и темперамент тождественны
  • Характер и темперамент противопоставляются друг другу
  • Темперамент является частью характера
  • Темперамент является основой характера

И научное толкование этих двух терминов позволяет более чётко провести разделительную черту между ними.

Характер отличается от темперамента тем, что является комплексом качеств, проявляющихся по отношению к явлениям и объектам внешнего мира; он, как и темперамент, обусловлен работой психического аппарата, но способен формироваться и изменяться в процессе жизнедеятельности.

Классифицировать характер, как уже указывалось, пыталось множество психологов, но его связь с темпераментом затруднила эту задачу, отчего такие типы характера, как рассудочный, волевой и эмоциональный, связаны и с влиянием общества и природными личностными особенностями. Но характер можно классифицировать ещё по наличию особых черт в нём. Это:

  • Отношение к объектам внешнего мира (аккуратность, щедрость и т.п.)
  • Отношение к деятельности (лень, усидчивость и т.п.)
  • Отношение к людям (гуманность, отзывчивость и т.п.)
  • Отношение к себе самому (гордость, эгоизм и т.п.)

Темперамент же, в свою очередь, является совокупностью психических свойств, воздействующих на поведение и деятельность индивида. Нервная система отвечает за уровень сосредоточенности, быстроту мыслительного процесса, память и т.д. И именно нервная система является основой одного из четырёх видов темперамента:

  • Меланхолического типа
  • Флегматического типа
  • Сангвинического типа
  • Холерического типа

Отсюда следует вывод, что особенности характера и темперамента состоят в том, что их нередко путают. Так, например, психическими проявлениями могут считать наследственные качества личности и наоборот, говоря о приобретённых в обществе чертах, как об индивидуальных свойствах нервной системы.

В действительности же различить характер и темперамент очень просто. Их соотношение представляется в следующих формах:

  • Характер и черты характера можно оценить, а темперамент оценить нельзя;
  • Типы темперамента уже давно классифицированы, а типы характера не классифицированы и по сей день;
  • Характер способен меняться в процессе жизни, темперамент же измениться не может;
  • Характер является совокупностью приобретённых качеств, в то время, как темперамент – совокупность врождённых.

Характер и темперамент, скорее всего, путать друг с другом будут ещё очень и очень долго. В особенности это касается тех людей, которые никогда не задавались вопросами различия между ними. Вы же теперь можете чётко определить как собственный характер и темперамент, так и характер и темперамент окружающих вас людей. Но помните о том, что именно тандем характера и темперамента создаёт целостную, гармоничную личность. И самое главное, чтобы приобретённые качества личности человека всегда были в гармонии с теми, что заложены в нём с самого рождения.

Лучше разобраться в своем типе личности, характере и темпераменте можно на курсе «Самопознание». Присоединяйтесь!

4brain.ru

Характер и темперамент. - Pro-Psixology.ru

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые выражаются, в частности, в скорости возникновения, глубине и силе проявления чувств; в быстроте движений, общей подвижности человека. Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента:

  • холерический,
  • сангвинический,
  • меланхолический и флегматический.

Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые ярко отражаются в речи, мимике, жестах. Он нередко вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным вспышкам (например, старый князь Болконский в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Сангвиник — человек быстрый, подвижный. Эмоционально откликается на все впечатления. Его чувства непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не очень сильные и легко сменяются (например, Стива Облонский в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»),

Меланхолик — человек, который эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие переживаний, но эти переживания отличаются большой силой и длительностью, хотя вовне проявляются слабо (например, княгиня Марья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и трудно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне, однако могут накапливаться и давать вспышки (например, Пьер Безухов).

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту, своих друзей и знакомых мы легко относим или к холерикам, или к флегматикам, или к меланхоликам, или к сангвиникам. Свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно, так как в «чистом» виде каждый тип встречается редко и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. Поэтому ученые считают, что типов темпераментов насчитывается не четыре, а гораздо больше (причем разные ученые выделяют различное количество таких типов).

Разные типы темперамента нельзя характеризовать как «лучшие» или «худшие». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Темперамент влияет лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика— в глубокой сосредоточенности. Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Примеры ценных свойств у холерика: страстность, активность, энергия; у сангвиника: подвижность, живость, отзывчивость; у меланхолика: глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; у флегматика: спокойствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, и темперамент лишь облегчит или затруднит эту задачу. В советской психологии были проведены исследования, которые показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Советский психолог Б. М. Теплов писал, что при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям.

Человек должен научиться владеть своим темпераментом, подчинять себе те или иные черты темпераментов (мы уже говорили о том, что у подавляющего большинства людей нет чисто выраженного одного темперамента, а есть сочетание черт одного темперамента с некоторыми чертами других темпераментов) — в этом и проявляется характер человека. Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформированы ценные качества личности.

В межличностных отношениях, и в частности в семейной жизни, конфликты нередко возникают вследствие того, что мы не учитываем некоторые особенности темперамента Как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большую впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности. Здесь учитель может напомнить учащимся о том, что среди великих людей встречаются представители всех четырех типов темпераментов: И. А. Крылов и М. И. Кутузов — флегматики, А. С. Пушкин и А. В. Суворов — холерики, М. Ю. Лермонтов— сангвиник, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхолики.

Заканчивая занятие, учителю следует еще раз назвать все основные психологические характеристики личности, подчеркнуть, что направленность (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение) — центральное звено в структуре личности, что за внешними проявлениями поступков и действий человека нужно стремиться распознать его истинные переживания, цели, намерения. Можно, если позволит время, прочитать учащимся стихотворение Людмилы Щипахиной:

Как многое в нас неприметно для глаза…

Порою подтекстом наполнена фраза.

А радости вздох или жест облегченья

Бывает исполнен иного значенья.

Мы смотрим на солнце. Лежим на траве,

А что там засело у нас в голове?

Встречаемся. Бродим в тенистом саду.

А что мы имеем при этом в виду?

Пульсирует время проблемами века,

Но как неразгаданна суть человека!

Идем мы, такие понятные с виду.

А что ощущаем? Восторг иль обиду?

В дешевых столовых садимся к обеду.

А празднуем, может, триумф! И победу!

И, может, не транспорт несет нас по лужам,

А крылья, которых не видно снаружи!

К следующему занятию можно предложить учащимся подумать и ответить (письменно или устно) на некоторые вопросы (по выбору учителя): что я знаю о себе; какой я человек, какие способности я у себя нахожу; замечал ли я у себя какие-либо особенности памяти, мышления, воображения; что я ценю в товарищах и в людях вообще, каким я кажусь другим людям; какие недостатки я у себя вижу; кем и каким я хочу быть после школы; что не устраивает меня в моем характере; на кого хотелось бы мне походить; есть ли у меня серьезные интересы и увлечения и т. п.

Весь материал данной темы нужно распределить на два урока. На третьем уроке следует рассмотреть вопрос о самовоспитании, как продолжение предыдущего разговора о личности. Это

занятие следует строить в виде беседы с учащимися, используя тот материал, который подготовили учащиеся, отвечая на вопросы учителя, заданные после первых двух занятий по данной теме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Темперамент и характер человека

Темперамент и характер человека – это индивидуальные особенности психического строения личности, которые рассматриваются как отражение его внутренней психической деятельности. Темперамент и характер человека проявляются в практически неизменном виде в течение всей жизни личности. При этом темперамент и характер человека не имеют отношения к конкретным задачам и целям, интересующим человека в данный момент времени, они также не связаны с поведением и мотивами.

Как правило, человек определенного темперамента и характера не способен управлять или осуществлять контроль над проявлениями своего темперамента.

Понятие о темпераменте и характере человека возникло еще во времена древних греков, когда легендарный Гиппократ завел разговор о таком явлении, как красис, то есть, по мнению древнего исследователя, характеристиках конкретного человека, которые непременно сказываются на поведенческих особенностях. При этом принадлежность к какому-либо темперамента человека по Гиппократу обусловливалась преобладанием в человеческом теле определенного типа жидкости:

— холерики: импульсивные и вспыльчивые по той причине, что в их организме преобладает ядовитая желтая желчь;

— флегматики: неторопливые и глубокомысленные, так как основной жидкостью их организма является лимфа;

— сангвиники: активные и обожающие радоваться всему вокруг, так как в их организме преобладает самая «здоровая» жидкость – кровь;

— меланхолики: опасливые и грустные, часто уходящие в себя, так как в организме людей с таким типом темперамента человека преобладает черная желчь.

Отдельным этапом в развитии классификации темперамента и характера человека стали работы академика Павлова, который положил в основу каждого типа специфику работы нервной системы. Он доказал, что темперамент человека складывается из врожденных характеристик центральной нервной системы и приобретенных в результате развития свойств.

Разумеется, уникальность темперамента и характера – неотъемлемая черта каждого отдельно взятого человека. У каждого человека есть определенный набор специфик, которые непременно оказывают влияние на работу центральной нервной системы. Именно Павлов определил основные характеристики функционирования нервной системы для каждого темперамента и характера человека:

— меланхолики отличаются малой активностью как затормаживающего механизма, так и механизма возбуждения;

— холерики характеризуются крайней степенью неуравновешенности, активностью процессов раздражения и активности нервной системы, при этом процессы затормаживающего характера проявляются более вяло;

— сангвиники отличаются уравновешенностью и подвижностью;

— флегматики характеризуются активностью мыслительных процессов на фоне внешнего спокойствия и даже некоторой заторможенности.

Активность и устойчивость центральной нервной системы предполагает высокую степень выносливости и трудоспособности, неактивная и слабая нервная система – это неспособность контролировать раздражение и торможение. При условии повышенной активности нервной системы происходит быстрое изнашивание нервных клеток, их истощение.

Темперамент и характер человека предполагает врожденные характеристики работы центральной нервной системы, непосредственно тип темперамента отражает эти особенности при любой ситуации, в которой действует человек. Характеристик психики конкретного человека, включающие привычки и умения, желания и потребности, складываются при развитии человека в течение всего жизненного пути. База деятельности психики человека – удовлетворение различной степени важности потребностей. Стоит сказать, что тип темперамента человека отражается на специфике его реакций на ту или иную ситуацию, но не регламентирует поступки человека и его мысли.

 

С этим материалом так же читают:

www.megamedportal.ru

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР : Юридическая психология

Здесь мы рассмотрим такие свойства личности, как темперамент и характер, особенности их изучения и проявления.

Темперамент — это относительно устойчивая характеристика человека со стороны динамики, тонуса и уравновешенности его психической деятельности. Течение психической жизни у разных людей различно. Одни впечатлительны, быстро и легко откликаются на внешние воздействия. Другие — медленно и с трудом, они вялы и апатичны. Одним присуща порывистость, другим — размеренность, рассудительность. Все это связано с темпераментом личности.

Научное объяснение природы темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Он установил, что особенность высшей нервной деятельности определяется различными соотношениями возбуждения и торможения, происходящими в коре головного мозга, и характеризуется: 1) силой, зависящей от работоспособности нервных клеток; 2) подвижностью, т. е. их способностью быстро сменять друг друга и 3) равновесием между ними1.

Эти свойства нервных процессов, проявляясь и сочетаясь по-разному у разных людей, образуют определенный тип нервной деятельности или нервной системы. Людей с сильной нервной системой делят на две группы. У одних возбуждение преобладает над торможением, и потому они слишком возбудимы, «безудержны», у вторых — процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии. Люди

Павловские среды. Т. III. С. 317.

 

второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами). В результате такого деления получились следующие четыре типа высшей нервной системы, каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов:

•   сильный,   неуравновешенный,   подвижный   («безудержный»)   тип,   характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением, — холерическому;

•   сильный, уравновешенный, подвижный («живой») тип, отличающийся подвижностью процессов возбуждения и торможения, т. е. быстрой сменяемостью их, — сангвиническому;

•   сильный, уравновешенный, инертный («спокойный») тип, характеризующийся малой подвижностью процессов возбуждения, их медленной сменяемостью — флегматическому;

•   слабый, неуравновешенный, инертный тип, характеризующийся слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов, — меланхолическому.

Сила и подвижность нервной системы — понятия физиологические, а не психологические. Свойства нервной системы однозначны в физиологическом плане, но многозначны в плане психологическом. Это значит, что при наличии сильной или слабой, подвижной или инертной нервной системы при разных условиях жизни и воспитания могут возникнуть разные психологические черты. «И все же, — писал Б. М. Теплое, — эти понятия имеют очень существенное объяснительное значение в психологии личности, точнее — в вопросах индивидуально-психологических различий личности»1. В частности, от типа нервной системы зависит и чувствительность, сила реакции, скорость, возникновения ощущений у свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, величина и яркость последовательных образов отражаемых ими предметов и явлений.

От силы нервных процессов зависит устойчивость внимания человека. Подвижность нервных процессов проявляется в возможности быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Субъект с сильным, уравновешенным типом нервной системы (сангвиник) легко переключает внимание, лучше охватывает быстротечные события. Инертность, малоподвижность нервной системы (флегматика) понижает скорость восприятия, затрудняет быстрое сосредоточение внимания, переключение его с объекта на объект. Отсюда и возможность проблем в восприятии.

Человек со слабой нервной системой обладает тонко развитой чувствительностью, но он неодинаково реагирует на воздействующие раздражители. Сильные раздражители вместо нормального возбудительного процесса могут вызвать у него так называемое «запредельное торможение».

Знание типологических особенностей нервной системы человека позволяет следователю анализировать достоверность показаний с учетом не только индиви-

' Теплов Б. М.  Об  изучении  типологических свойств  нервной  системы и  их психологических проявлений  //  Вопросы психологии.  1957. № 5. С.  122.

 

дуальности восприятия, но и поведения допрашиваемого, обусловленного его темпераментом.

По темпераменту следователь может составить представление об уравновешенности или неуравновешенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, о степени их реакции на воздействие, о степени подвижности или инертности их деятельности, о степени замкнутости или общительности.

Темперамент сказывается на динамике протекания у человека эмоциональных, мыслительных и волевых процессов.

Четыре типа нервной деятельности и темперамента, указанные нами выше, не исчерпывают все многообразие индивидуальных особенностей людей. Индивидуальный темперамент человека — всегда сложное явление. Не каждый человек может быть отнесен к одному из четырех типов темперамента. Мы дали характеристику только «чистых», наиболее выраженных представлений о темпераменте. Эти четыре типа, согласно словам И. П. Павлова, «наиболее частые и резкие», их «действительность отчетливо выдвигает». Но условия жизни, воспитание, деятельность свидетеля, потерпевшего, обвиняемого вносят в темперамент и тип высшей нервной деятельности свои поправки.

В массе людей, с которыми следователь сталкивается, он встречает многочисленные промежуточные и переходные типы нервной деятельности, а следовательно, и типы темперамента. Подобно тому как психологическая характеристика темперамента в целом связана не с каким-либо одним свойством нервной системы, а с их сочетанием, т. е. с типом нервной системы, так и каждое отдельное свойство темперамента зависит не от какого-либо одного, а от нескольких различных свойств нервной системы, поэтому при различном их количественном соотношении качественно изменяются и свойства темперамента. Известно, например, что несдержанность зависит от силы нервных процессов: человек оказывается неуравновешенным, если сильное возбуждение преобладает над менее сильным торможением; он неуравновешен также и в том случае, если слабое возбуждение преобладает над еще более слабым торможением. Соответственно и несдержанность в обоих случаях будет носить совершенно различный характер. В первом случае мы будем иметь дело со страстной безудержностью, во втором случае с истерической неуравновешенностью1. И. П. Павлов считал, что если не знать об этих промежуточных формах и вариациях, то невозможно правильно ориентироваться в формах человеческого поведения. Он писал: «Природа, действительность представляет массу переходов, массу градаций»2. «Конечно, их нужно знать, чтобы охватить в дальнейшем пониманием все вариации в людской массе»3.

По данным современной физиологической и психологической науки, существует около 72 таких промежуточных и переходных типов. Поэтому большинство людей лишь условно можно отнести к одному из основных видов темперамента.

1  Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1970. С. 372.

2  Павловские среды. Т. III. С. 265.

3  Там же. С. 276.

 

Представление о четырех типах темперамента мы можем получить, рассмотрев забавную картинку датского художника Херлуфа Бидструпа.

 

Чаще люди имеют черты двух или трех темпераментов, т. е. обладают смешанным темпераментом. Типы нервной деятельности и темперамент наиболее отчетливо и ярко проявляются в возрасте до 10-12 лет. В дальнейшем, в зависимости от воспитания, образа жизни и деятельности, происходит изменение и маскировка типа нервной деятельности, черт темперамента.

Как же следователю определить темперамент свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого? Ответ на этот вопрос дает И. П. Павлов: «Темперамент есть общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума»1. Значит, темперамент проявляется в различных видах деятельности людей, о которых следователь может получить сведения путем опроса знакомых, сослуживцев, истребования характеристик и личных наблюдений. Изучая, сопоставляя собранные данные, он делает вывод о свойственном допрашиваемому темпераменте.

Приведем некоторые показатели основных свойств нервной системы, которые помогут составить представление о типах темперамента свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Черты темперамента, определяемые силой/слабостью нервных процессов, можно узнать из следующих данных: люди с сильным типом нервной системы отличаются большой работоспособностью, выносливостью к отрицательным и сильным раздражителям, большим объемом психологической деятельности (внимания, памяти и т. д.). Следовательно, нужно выяснить, как человек преодолевает препятствия к намеченной цели, какова его выносливость в работе, может ли он длительное время поддерживать в себе активное напряжение, не проявляет ли стремления выполнить задание легким путем, поверхностно, небрежно. Имеет значение и то, испытывает ли этот человек застенчивость при общении с людьми и как легко справляется с нею. Вместе с тем необходимо знать, может ли свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый выполнять сосредоточенную умственную работу при наличии посторонних раздражителей (шума, разговоров) или нуждается в спокойной обстановке и тишине, как ведет себя в опасных ситуациях. Сохранение самообладания при возникших трудностях, решительность, умение ориентироваться в сложной обстановке и принимать правильное решение будет говорить о силе нервных процессов, и наоборот, потеря самообладания и связанное с этим неправильное отражение обстановки, совершение нецелесообразных действий и поступков свидетельствует о слабости нервной системы. П. М. Якобсон пишет: «Тип нервной системы сказывается в характере его эмоциональных реакций на соответствующие воздействия окружающей действительности. У слабого типа резкий сдвиг в установившихся отношениях может вызвать болезненную травму, которая проявляется в растерянности, в чувстве отчаяния и т. д. У сильного же типа такой сдвиг может вызвать значительно более умеренную

1 Павлов И. П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах //  Поли, собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1. М.-Л., 1951. С. 375.

 

эмоциональную реакцию, окрашенную при этом иным эмоциональным тоном»1. Можно предположить, что недобросовестный свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый, обладающий сильной нервной системой, труднее поддается тактическим воздействиям следователя, что имеет немаловажное значение в установлении очередности их допроса, в выборе индивидуального подхода.

При определении черт темперамента, связанных с уравновешенностью—неуравновешенностью нервных процессов, следует иметь в виду, что они проявляются в том, как люди ведут себя и работают в обычных условиях: в ровном, спокойном темпе или «рывком», доводят ли дело до логического конца или, взявшись за него с увлечением, вскоре бросают и берутся за другое; каким чаще бывает их настроение — ровным, спокойным или быстро меняющимся, уравновешен человек или часто проявляет раздражительность; как протекает раздражительность — вспыхивает ли она резко или накапливается постепенно; не подвержен ли человек аффектам, способен ли сдерживать свои чувства. Раздражительность, частая смена настроения, работа «рывками», неспособность завершить начатое дело будут говорить о преобладании процессов возбуждения над процессами торможения, и наоборот, постепенное накопление раздражительности, ровное, спокойное настроение, стабильный темп в работе свидетельствуют об уравновешенности нервных процессов. Об этом можно судить и по тому, как ведет себя человек при вынужденном ожидании, сохраняет ли спокойствие, невозмутимость или выражает нетерпение, раздражается. Интересно в этом отношении высказывание И. П. Павлова о себе: «Я — возбудимый тип, у меня как раз тормозной процесс плохой, мне, например, трудно ждать долго; это вариация того же плохого тормозного процесса. Дает себя знать и выражается в мнительности, подозрительности и т. д.»2.

Черты темперамента, определяемые подвижностью/инертностью нервных процессов, обнаруживаются в легкой приспособляемости человека к изменяющимся условиям, в быстром переключении и распространении внимания и т. д. Следователю необходимо установить, как свидетель, потерпевший, обвиняемый в обычных условиях жизни переходит от одного вида деятельности к другому. У людей с инертными нервными процессами такое переключение происходит с трудом, «вхождение» в новую работу осуществляется медленно, вызывая затруднения. Ценные сведения дает выяснение того, проявляет ли изучаемое лицо инициативу, находчивость в работе или стремится работать безынициативно, старыми приемами и методами, насколько быстро ориентируется человек в новых обстоятельствах, как ведет себя в общении с людьми, склонен ли повторять одни и те же мысли, шутки. Но следует отметить, что во избежание ошибок в выборе индивидуального подхода и соответствующего тактического приема исходя из типологических особенностей допрашиваемого необходимо проявлять максимальную осторожность, избегать излишней поспешности в выводах.

В ходе допроса заинтересованные лица подвергаются значимым для них и различным по силе воздействиям, вызывающим у них определенное психическое со-

1  Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1958. С. 124.

2  Павловские среды. Т. III. С. 317.

 

стояние. В зависимости от состояния могут своеобразно функционировать и психические свойства.

В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживаются резко различные динамические особенности, которые зависят от временных состояний высшей нервной деятельности. Так, человек сильного типа нервной системы в состоянии переутомления проявляет себя как слабый тип. Человек слабого типа нервной системы в состоянии вдохновения проявляет работоспособность на уровне сильного типа. Следовательно, нужно учитывать состояние субъекта допроса и возможное влияние этого состояния на поведение.

Приведем теперь психологическую характеристику типов темперамента. Они могут помочь следователю в изучении личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и в определении индивидуального подхода к ним.

Холерик — это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип. Для холерика характерна цикличность в поведении и переживаниях. Он готов преодолеть любые трудности и препятствия на пути к цели, но если пропала вера в свои возможности, то у него наступает, как образно выразился И. П. Павлов, «слюнявое настроение»1. Воля холерика порывиста, он отличается также повышенной раздражительностью и эмоциональной реактивностью. Неуравновешен, несдержан, вспыльчив резок и прямолинеен.

Сангвиник отличается большой подвижностью, легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни. У него быстрые движения, быстрый темп речи, способность быстро переключать внимание. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, легко приспосабливается к новой обстановке. Чувства, интересы и стремления у сангвиника изменчивы. Он может быстро освободиться от гнетущего настроения и пребывать в оптимистическом состоянии духа. Внутреннее состояние сангвиника легко можно угадать по лицу, но надо учитывать его способность хорошо сдерживать свои чувства и непроизвольные реакции.

Флегматик — медлителен, но энергичен, отличается работоспособностью, выдержкой, самообладанием, терпеливостью. Он всегда ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать, его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Флегматик с трудом откликается на внешние впечатления, остается спокойным при больших неприятностях. Чувства флегматика характеризуются слабой внешней выразительностью.

Меланхолик медлителен в движениях, в речи, обладает повышенной эмоциональностью и чувствительностью. Он замкнут, пассивен, мнителен, легко поддается грусти, страху. Его пугает непривычная обстановка, новые люди, он смущается, теряется. И. П. Павлов говорил: «Меланхолический темперамент есть явно тор-

Павловские среды. Т. I. С. 191.

 

мозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное»1.

Из описаний мы видим, что темперамент сказывается на характере, активности и работоспособности, коммуникативности или социальных контактах, подвижности или легкости, приспособляемости к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения2. Исходя из этого можно дать некоторые рекомендации об индивидуальном подходе к свидетелю, потерпевшему, подозреваемому и обвиняемому. Холерика и сангвиника целесообразно побуждать быть внимательным, сосредоточенным, неторопливым, а когда это необходимо, замедлить темп допроса, проявляя большую тщательность в выяснении интересующего факта. Флегматика не следует торопить с ответом, нужно дать возможность хорошо подумать. К меланхолику следует проявить исключительную чуткость и предупредительность, стараться расположить его к себе и тем самым помочь ему избавиться от замкнутости, подозрительности, неуверенности, напряженности. А. В. Петровский пишет, что резкое требование, иногда допустимое в отношении сангвиника и тем более флегматика, вызывает взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика3.

Чтобы обеспечить индивидуальный подход к допрашиваемому и дать правильную оценку его показаниям, следователю важно знать не только темперамент допрашиваемого, но также то, как проявлятся черты характера, т. е. те индивидуальные особенности личности, которые складываются под влиянием среды и воспитания и обнаруживаются в типичных обстоятельствах. Характер выражается в поведении, волевой активности человека, в его отношении к окружающему миру, к самому себе, в сильных и слабых качествах личности (более подробно см. гл. VIII). Темперамент проявляется не изолированно, а как одна из составляющих характера. Нервно-физиологической основой характера, так же как и темперамента, является тип нервной системы.

Эйфорично-беззаботный тип личности, в процессе формирования которого сре-довые влияния проходят сквозь призму сангвинического темперамента, характеризуется эйфоричностью переживаний; живостью характера; веселым нравом; беззаботностью; легкомыслием, доходящим до ветрености; активным стремлением уйти от жизненных трудностей; общительностью без навязчивости; отходчивостью; широтой диапазона общения; высокой степенью приспособляемости, выраженной направленностью на внешний мир; отсутствием склонности к ситуации риска.

Аффективно-взрывчатые люди (обладатели холерического темперамента) неуживчивы; неотходчивы; задиристы; строптивы; склонны к риску; постоянно раскованны; аффективны до взрывчатости; внутренне автономны; неуемны в своих желаниях; капризны; подвержены «смысловому барьеру» и фрустрации в агрессивном варианте.

Личности тревожно-мнительного типа (с эмоционально-динамическим фундаментом в виде меланхолического темперамента) памятливы на обиды; болезненно

1  Павлов И. П. Указ. соч. С. 376.

2  Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970. С. 193, 194.

3  Петровский А, В. От поступка — к характеру. М., 1963. С. 26.

 

самолюбивы; склонны к впадению в состояния психологической демобилизации: аффекта, публичного одиночества и фрустрации; замкнуты, ранимы, скованны в условиях опасности; неотходчивы, чрезмерно горды; уязвимы к критике; склонны к самоизоляции в ситуации, когда уязвлено самолюбие, и т. п.

Наконец, невозмутимо-незлобивые люди (темперамент — флегматический) пассивно-коммуникативны; рассудительны; терпимы к людям; эмоционально-уравновешены и непробиваемы в условиях конфликта; покладисты; незлобивы; нрава угрюмого.

Темперамент диагностируется по «жизненным показателям». Чтобы дифференцировать его проявления от схожих с ними привычек, поведения и фазовых состояний, пригоден методический прием, основанный на учете того обстоятельства, что привычки «работают» только в обычных, повседневных условиях, фазовые состояния — при утомлении, в то время как темперамент обнаруживается в любой обстановке и в любом состоянии, особенно же — в аффективной ситуации.

«Свойства характера, — пишет В. С. Мерлин, — это такие индивидуальные свойства личности, которые проявляются лишь в определенных типических ситуациях в зависимости от социально-типичных отношений личности, с одной стороны, и от свойств индивидуума — с другой»1.

Формирование и развитие характера является сложным процессом психической деятельности. Так как главное в свойстве характера — это образовавшиеся устойчивые отношения личности, то и задача в области воспитания характера — это прежде всего их формирование. Как неоднократно подчеркивалось, личность, все ее целостные образования — характер, способности и т. д. — формируются и развиваются в процессе осуществления ею основных видов социальной деятельности, которыми являются труд, познание, общение. Среди указанных социальных факторов формирования личности важнейшим является продуктивная деятельность.

Продуктивная деятельность, например труд, учение — это деятельность, направленная на создание или на подготовку к созданию общественно ценных благ. Ее значение в формировании свойств личности вытекает уже из ее физиологических механизмов. Исследования по физиологии труда показывают, что в процессе трудовой деятельности создается условное функциональное состояние, которое представляет собой особого рода интегральную доминанту, характеризуемую оптимальной лабильностью нервных центров2. Такое состояние благоприятно для возникновения новых доминант. А поскольку физиологическую основу отношений личности можно рассматривать как условную доминанту второсигнального происхождения3, то тем самым в трудовом процессе создаются наиболее благоприятные условия для формирования новых отношений личности, ее характера (мы исходим из положения, что в основе характера лежат устойчивые и постоянные отношения человека к различным сторонам общественной деятельности — к труду, обществу, к людям, к самому себе).

1  Мерлин В. С. Указ. соч. С. 126.

2  Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958.

3  Мерлин В. С. Указ. соч. С. 81-88.

 

С психологической стороны формирующая роль продуктивной деятельности связана с ее целенаправленностью, социальной ценностью и коллективным характером. Благодаря направленности продуктивной деятельности на более или менее отдаленную цель, необходимые для ее осуществления психические качества приобретают устойчивый характер. Направленность деятельности на объективный результат придает также и психическим свойствам, необходимым для ее осуществления, объективированный характер. «Благодаря объективной направленности трудовой деятельности в самосознании человека личность (самость) выступает как нечто существующее относительно независимо от непрерывной изменчивости переживаний и психических проявлений в каждой конкретной ситуации. Наконец, благодаря объективной организации труда формируются отношения к людям и коллективу, представляющие собой стержневые свойства личности»1.

Существуют некоторые специфические психологические условия, при которых формируемые в процессе продуктивной деятельности психические свойства становятся подлинными свойствами личности.

Так, в исследовании А. Н. Леонтьева было установлено, что наибольшие успехи в учебной деятельности достигаются в том случае, если «значение» деятельности (т. е. ее объективные требования) совпадают со «смыслом» деятельности (т. е. с субъективными мотивами учащегося)2. Таким образом, устойчивые и постоянные отношения личности (в данном случае отношение к учебе) формируются в такой деятельности, в которой ее объективное значение совпадает со смыслом.

Аналогичные факты обнаружены и в преобразующем эксперименте Т. Е. Кон-никовой3. Но поскольку совпадение значения со смыслом — одно из важнейших условий осознания деятельности, следовательно, не во всякой продуктивной деятельности, а лишь в наиболее осознанной формируются самые устойчивые и постоянные отношения личности. Отсюда следует, что чисто внешнее принуждение к продуктивной деятельности (скажем, к учению), хотя бы в силу объективно сложившихся условий (например, необходимость получить какую-либо специальность, чтобы иметь заработок), не в состоянии создать соответствующее этому принуждению и благоприятное для него отношение личности. Поэтому в подобном случае учебная деятельность не может стать основным фактором формирования социально значимых свойств личности.

1  Мерлин В. С. Указ. соч. С. 104—105.

2  Леонтьев   А. Н.   Психологические   вопросы   сознательности  учения   / /   Вопросы   психологии понимания / Под ред. А. А. Смирнова, М., 1947; его же. Психология сознательности учения // Известия Академии педагогических наук РСФСР. М., 1947. Вып. 7.

3  Конникова  Т.   Е.   Роль  коллектива   в   формировании  личности   ребенка   //   Формирование личности  в  коллективе.  Симпозиум  35-го Международного  психологического  Конгресса.  М., 1966. С. 50.

 

Далее в психологических исследованиях было обнаружено второе, основное условие формирования устойчивых и постоянных отношений личности к продуктивной деятельности — это творческий, активный характер данной деятельности'.

Изложенные факты имеют значение не только для тех конкретных видов деятельности, которые испытывались в данных экспериментах, но и для всякой другой деятельности.

Эти факты свидетельствуют, что производительный труд становится одним из основных факторов формирования отношений личности — в той степени, в какой он имеет творческий характер.

Конникова Т. Е. Указ, сочинение. С. 55.

 

www.adhdportal.com