Журнал Практической Психологии и Психоанализа. Психология сновидений фрейд


Секреты сновидений по Фрейду. | Психология

Мало кто придает значение своим снам и еще меньше людей интересуются сновидениями других людей. Если же какое-то ночное видение и поразило человека, то обычно прибегают к помощи сонников, лучше нескольких, причем каждое толкование противоречит другому. В одном соннике написано, что резво уминать конфеты во сне это к богатству, а в другом – к проблемам с желудком. И тогда видевший сон сам выбирает, в какое толкование ему верить (конечно, в то, где про богатство правильное).

Такое простонародное толкование не может дать нам сколь-нибудь стоящую информацию о виденном ночью. А ведь на самом-то деле, изучая содержание сна с точки зрения психологии можно узнать о себе (или о том, кто вам рассказал свой сон) много интересного. Нужно только знать, как найти ключ к пониманию сна.

Смысл сновидений.

На первый взгляд может показаться, что в сновидении нет никакого смысла, оно откровенно абсурдно и несуразно. Эта кажущаяся бессмысленность является результатом борьбы двух сил: сознательного и бессознательного. Последнее, ведя себя днем тихо и почти незаметно, ночью обретает силу и стремится донести до нас что-то важное о нас самих, наших скрытых желаниях. А наше сознание, хоть и несколько ослабевшее к ночи, всячески оберегает нас от таких откровений. Вот в результате такого столкновения и получается несуразица, которую мы видим ночью.

И вот на протяжении нескольких тысяч лет сознание успешно справлялось со своей ночной миссией и ничего не подозревающие люди воспринимали сон как отлет души или предсказание грядущих событий. А потом появился гер Фрейд со своим психоанализом, и мы узнали о себе много нового. Фрейд как бы взломал сознание, позволив бессознательному проявить себя в процессе расшифровки снов, оговорок, навязчивых движений. Оказалось, что следую тропою сна можно докопаться до таких глубин своего Я, что становиться жутко.

1365616467_1448

Расшифровка сновидений по Фрейду.

Исследуя сновидение, Фрейд выделил принципы, которые позволяют расшифровать сон. Остановимся на трех самых важных.

1. Сновидение можно разделить на две части:

— скрытое содержание (это то, что пытается донести до нас бессознательное)

— явное содержание (это то, что допускает сознание до нашего Я).

Скрытое содержание проявляется в сюжете сна символически. То есть бессознательное использует «разрешенные» сознанием образы и компонует из них сюжет и через этот сюжет дает нам намек о чем-то важном для нас. К примеру, сотруднику фирмы может присниться его начальник, одетый в нацистскую форму. И как бы хорошо сослуживец не отзывался о своем руководстве после пробуждения, все же его бессознательное «проговорилось» о реальном (возможно даже не до конца осознаваемом) отношении этого работника к своему боссу.

2. Сновидение всегда имеет эгоистическую природу. Это значит, что главным действующим лицом сновидения всегда будет сам спящий. Кто бы человеку ни снился в «главной роли»: супермен, хорек, ведьма – под этой личиной всегда скрывается сам сновидец. Хотя чаще всего видящий сон сам понимает, что во сне видит себя.

3. Сновидение всегда является исполнением желания. К примеру, человек может видеть во сне, как он поднимается по лестнице на чердак. А любые ритмичные движения (каковым и является подъем по лестнице) или полеты во сне символизируют половой акт. Таким образом, скрытое желание спящего становиться очевидным. Или девушке, сидящей на диете, может присниться как в ее дом въехала машина с кондитерскими изделиями, и теперь все комнаты завалены упаковками с пирожными и рулетами.

Таким образом, задача расшифровать сновидение сводиться к тому, чтобы понять язык символов, через который с нами общается наше бессознательное. Конечно, при серьезном подходе это лучше доверить специалисту, но даже психоаналитику может потребоваться не один сеанс, чтобы полностью расшифровать ваш сон. Однако, опираясь на те знания, которые вы почерпнули из статьи вы и так сможете узнать много интересного о себе и своих близких.

Читайте интересное на сайте!

psi-idea.com

Доклад - Толкование сновидений по Фрейду

Сновидения. Отношение сновидений к бодрствованию. Источники и материалы сновидений

Прежде всего, сновидение служит продолжением бодрствования. Наши сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями предыдущего дня.

Вот что пишет Фрейд в своей книге “Толкование сновидений”: “Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидений имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается потом в неизвестности из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание мнимо утерянное воспоминание на более ранее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидениях человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрственном состоянии… На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по-видимому, не обладает субъект в бодрственном состоянии. В психоаналитических работах с невротиками я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т.п., и пользуются ими во сне, хотя в бодрственном состоянии они ими забываются.

Фрейд выделяет четыре основных источника сновидений:

1.Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

2.Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

3.Внутреннее (органическое) физическое раздражение. (Благодаря сновидениям мы можем узнать о начинающейся болезни, неприятные ощущения, вызванные внутренним физическим раздражение, могут отразиться во сне.)

4.Чисто психические источники раздражения. (Посредством сновидений можно определить, что человека мучает какое-либо нервное расстройство.)Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем, сновидения носят характер психоза. Относительно изменения, которое претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. Напротив него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством, проявляющееся в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых.

Очень интересны рассуждения Фрейда о типических сновидениях, касающихся экзаменов, которые, наверняка, снились большинству людей: “Каждый, кому приходилось держать экзаменов на аттестат зрелости, жалуется на упорство, с которым его преследует сновидение, будто он провалился на экзамене, остался на второй год в последнем классе и т.д. Для обладателя академического диплома это типическое сновидение заменяется другим: ему сниться, будто он держит экзамены и даже во сне восстает против них, говоря, что он уже давно практикует, состоит приват-доцентом или находится на службе. Все это – неизгладимые воспоминания о наказаниях, которые мы претерпевали в детстве за совершенный проступки и которые пробудились вновь в нашей душе в связи с двумя узловыми пунктами наших учебных занятий.

“Боязнь экзаменов” у невротиков подкрепляется этим детским страхом. Мы вышли из детского возраста и нас не касаются уже больше родители, воспитатели и учителя: неумолимая причинная связь жизни взяла на себя наше дальнейшее воспитание, и нам снятся гимназические или университетские экзамены каждый раз, когда мы боимся, что какое-нибудь дело нам не удастся, потому что мы в чем-нибудь провинились, не сделали так, как нужно, — всякий раз, как мы чувствуем на себе гнет ответственности”[4]. Фрейд говорит также, что “ ощущение страха связанно именно с выражением утешения”[4], т.е. подсознание утешает тебя, говоря что все будет хорошо ( ведь сняться зачастую те экзамены, которые уже сданы ).

По поводу содержания сновидений Фрейд говорил следующее: “Сновидение – полноценное психическое явление. Оно – осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно построено при помощи чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности”.[3]

Сновидения маленьких детей представляет собою очень часто явные осуществление желаний и поэтому в противоположность сновидениям взрослых почти совершенно не интересны. Они не содержат никаких трудно разрешимых загадок, но, безусловно, чрезвычайно ценны, как доказательство того, что сновидение по самой своей сущности представляет собой осуществление желания.

Но этот смысл (осуществление желания) распространяется не только на детские сновидения, но и на сновидения взрослых, как больных, так и здоровых. Страдающему физическими и душевными болезнями сновидение открывает то, что недоступно ему в действительности: хорошее самочувствие и счастье; так и душевнобольному рисуются светлые картины счастья, величия и богатства. Мнимое обладание благами и мнимое осуществление желаний, неспособность осуществлять которые служили психическим базисом безумия, образуют зачастую главное содержание сновидения. Женщина, потерявшая дорогого ей ребенка, полна материнских радостей, человек, переживавший разорение, считает себя страшно богатым; обманутая девушка чувствует нежную любовь.

Толкование сновидений

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное легкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, это производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы изначальные свойства сексуального объекта”). В заключении мне бы хотелось привести отрывок из книги “ Толкование сновидений ”, в котором Фрейд описывает свой метод объяснения снов: “Едва ли кто-нибудь думает, что толкование сновидений – дело очень простое. Уже для зафиксирования эндонтических явлений и других, обычно ускользающих от внимания ощущений необходима известная опытность, несмотря на то, что ни один психический мотив не сопротивляется этой группе восприятий. Овладеть “нежелательными представлениями” неизмеримо труднее. Кто захочет сделать это, тот проникнется ожиданиями, о которых идет речь на этих страницах: следуя даваемым мной указаниям, он будет стараться подавлять в себе во время работы всякую критику, всякую предвзятость, всякое аффективное или интеллектуальное пристрастие… Толкование сновидений не совершается кроме того сразу; нередко чувствуешь, что твоя аналитическая способность истощена, — сновидение в этот день не скажет тебе уже ничего больше; в этом случае самое лучшее — бросить и продолжить работу на следующий день. Тогда другая часть содержания сновидения может привлечь к себе внимание и будет найден доступ к новому слою мыслей, скрывающихся за сновидением.

Труднее всего внушить новичку в толковании сновидений то, что его работа отнюдь не завершается, когда он находит исчерпывающее толкование сновидения, остроумное, связное и разъясняющее ему все элементы его содержания. То же сновидение может допустить еще и другое толкование, ему сразу не удавшееся. Я вполне согласен с тем, что очень трудно составить себе представление об обилии в нашем мышлении бессознательных мыслей, упорно старающихся найти себе выражение, — и что не менее трудно поверить в способность деятельности сновидения многомысленной формой выражения всякий раз как бы убивать за раз семь мух…

На вопрос о том, может ли быть истолковано каждое сновидение следует ответить отрицательно. Не нужно забывать того, что при толковании приходиться бороться с психическими силами, повинными в искажении сновидения. В виду этого – просто вопрос соотношения сил, может ли субъект преодолеть внутреннее сопротивление своим интеллектуальным интересом, своей способностью к самообладанию, своими психическими познаниями и своей опытностью в толковании сновидений. До некоторой степени это возможно всегда: почти всегда субъекту удается убедиться в том, что сновидение – осмысленный феномен, — а также в большинстве случаев и догадаться о сущности этого смысла. Очень часто последующее сновидение дает возможность констатировать правильность и продолжить толкование предыдущего. Целый ряд сновидений, продолжающихся несколько недель или месяцев, покоится часто на одном базисе; все они должны быть подвергнуты толкованию сообща. В следующих друг за другом сновидениях можно нередко подметить, как центральным пунктом одного служит то, на что в другом имеется лишь неясное указание и наоборот, — так что оба таких сновидения дополняют друг друга и в толковании…

В сновидениях, допускающих самое наглядное толкование, приходится очень часто оставлять какую-либо часть не разъясненной, так при толковании мы замечаем, что там имеется клубок мыслей, который не внес никаких новых элементов в содержание сновидения. Это пуповина сновидения, — то место, в котором оно соприкасается с непознанным. Мысли, которые скрываются за сновидением и которые всплывают при его толковании, должны остаться незавершенными и расходится во все стороны сетовидного сплетения нашего мышления. Над самой густой частью этой сети и возвышается желание сновидения”.

www.ronl.ru

Теории сновидений

По К.-Г. Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике (Фрейджер Р., Фрейдимер Д., 2001, 99). По его мнению, общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психологический баланс, продуцируя материал сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие.

Юнг подходил к сновидениям как к живым реальностям. Он пытался раскрыть значение символов сна, и при  этом отошел от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

По его мнению, для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения. Анализ сна должен предприниматься с учетом аттитюдов, опыта и биографии сновидца. Помощь аналитика важна, но в итоге только сновидец может знать, что означает сон. «Образ является сконцентрированным выражением психической ситуации, не единственным  и даже не преобладающим - простым и чистым содержанием бессознательного (Юнг, 1921, р. 442).

Джереми Тейлор (Jeremy Taylor), признанный авторитет в юнгианской теории сновидений, постулирует основные предположения относительно снов (1992, р. 11):

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, и является важным шагом их интеграции.

В неспособности интегрировать сознание и бессознательное, которые комплиментарны по своей природе, кроется причина психических заболеваний. Для достижения нормального состояния развития психотерапевт должен использовать архетипы коллективного бессознательного, которые воплощаются в некие видимые формы. Эти архетипы могут быть выявлены в процессе анализа сновидений и их интерпретации.

На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию (см. словарь понятий), «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента» (Сахакиан, 2000, с. 106-107).

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным восстанавливается с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайды, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях. Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Толкование сновидений невыполнимо без знаний мифологии и фольклора, без понимания психологии древности и примитивных народов, а также религий. Это помогает выделить сущностный момент процесса индивидуации, который лежит в основе психологической компенсации.

Юнг разделяет сны на «большие», «средние» и «маленькие», или как мы можем сказать, на важные, средние и незначительные сновидения.

«Маленький» сон - это ночной фрагмент фантазий, которые пришли из субъективной и личной сферы и ограничен влиянием одного дня. Такие сны легко забываются, так как отражают ежедневные флуктуации психического баланса.

В «средних» сновидениях можно выделить структуру, сходную со строением драмы: описание места, развитие интриги, кульминация или перипетии, решение или результат.

Сущность сновидческих действий заключается в некоторой компенсации односторонности, ошибок, отклонений или других недоработок сознательной позиции.

Юнг считает, что многие люди «склонны поддаваться предрассудку о том, что сновидения преследуют некие моральные цели, что они предостерегают, порицают, утешают, предсказывают будущее» (Сахакиан, 2000, с.127). В этот период своего творчества он призывает не переоценивать бессознательное, так как это может привести к ухудшению процесса принятия сознательных решений. Бессознательная функция действует успешно, когда выполняет требования сознания в ограниченном количестве. Сновидение может помочь там, где в этом есть необходимость, или подсказать решение тогда, когда наши усилия потерпели полный провал, но бессознательное не занимает доминирующей позиции по сравнению с сознанием.

«Большие» (важные) смысловые сны часто помнятся всю жизнь и отказывают большое влияние на психический опыт. Они содержат символические образы, которые мы встречаем на протяжении всей истории человечества. В этих снах, относящихся к процессу индивидуации, мы находим мифологические мотивы или мифологемы, которые Юнг обозначил как архетипы. Они могут быть поняты как особые формы игруппы образов, которые встречались не только везде и во все времена, но и в индивидуальных сновидениях, фантазиях, видениях и иллюзорных идеях. Юнг убежден, что человеческая психика уникальна и субъективна, и в тоже время личностна только частично, так как в глубине своей она коллективна и объективна (Сахакиан, 2000, с. 123).

«Большое», несущее смысл сновидение поднимается с глубинного уровня коллективного бессознательного, сохраняя свое значение, отличающееся от субъективного выражения, которое оно использует, благодаря пластичности форм. Такие сновидения чаще встречаются в критические моменты жизни. «Этот архетипический продукт не связан с личным опытом, а связан с основной идеей, чей смысл заложен внутри нее, а не в личном опыте и личных ассоциациях» (Jung C. G., On the Nature of Dreams, The Structure and Dynamics of the Psyche, pp. 288-296).

Некоторые сновидения могут быть осмыслены только с помощью мифологии, когда становится понятно, что мы столкнулись с коллективной эмоцией, типичной ситуацией, полной аффекта, которая не пришла напрямую из личного опыта. Это может быть универсальная проблема, которая, появившись в чьем-то субъективном мире, вывела себя в сознание сновидца как объективную.

Силы бессознательного могут взять верх на «маской» человека, в форме архетипического сновидения. Сновидение использует коллективные образы и фигуры, потому что выражает извечные человеческие проблемы, которые повторяются бесконечное число раз, и не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

Универсальные законы человеческой судьбы разбивают цели, ожидания, взгляды, принадлежащие личному сознанию. Эти размышления связаны со смыслами «больших» сновидений, с процессом реализации той части личности, которая еще не воплотилась, а находится в процессе становления.

Итак, сны создают важные компенсации. Они не очевидны и не понятны. Сны - это природная случайность, а природа не склонна приспосабливаться к человеческому сознанию. Мы можем усилить эффект компенсации, поняв сновидение, и это необходимо, поскольку голос бессознательного так легко становится неслышным.

Под конец жизни, в 1957 году Юнг прочел лекцию «о синхронистичности», и в этом же году опубликовал одноименную работу. В этой работе компенсаторная функция сновидений не упоминается, но образы сновидений встраиваются в такой ряд событий, который невозможно объяснить с  точки зрения причинности. Приводя пример такого ряда из шести событий, где ключевым образом является «рыба» (и сновидение с образом рыбы в том числе), Юнг все же считает эту группу событий совпадением. Приводя еще один случай совпадений, он пишет, что «иногда трудно отделаться от впечатления, что имеет место предчувствие наступления серии определенных событий» (Юнг,1997, с.182). Особо возникает вопрос: что побуждает человека запоминать то первое событие, которое создает основу серии случайных событий.

«Чем больше нагромождается «предвиденных» деталей события, тем сильнее впечатление существования предчувствия, и тем невероятнее кажется случайность» (Юнг,1997, с.182). Следующий пример особенно ценен тем, что иллюстрирует совпадение сновидения и события в бодрствующем состоянии, которое произошло с другом Юнга, когда он узнал город из своего сна. «Он нашел и площадь, и собор,которые точно соответствовали тем, что приснились ему.…  Не успел он повернуть за угол, как на самом деле увидел карету, запряженную двумя булаными лошадьми» (Юнг,1997, с.183).

Юнг обнаружил, что «ощущение уже виденного»  (sentiment du deja-vu)  в большом количестве случаев основывается на предчувствии во время сна (это предчувствие может посетить и во время бодрствования).  «В таких случаях простая случайность становится крайне маловероятной, потому что совпадение известно заранее. Оно утрачивает свой случайный характер не только психологически и субъективно, но и объективно, поскольку накопление совпадающих деталей неизмеримо уменьшает вероятность случайности, как определяющего фактора» (Юнг,1997, с.183). Если в данных случаях неуместно говорить о «случайности» происходящего, то это уж вопрос «смыслового совпадения».  «Как правило, его объясняют предчувствием - иными словами, предвидением» (Юнг,1997, с.183). Можно говорить и о ясновидении, телепатии и т. п., но это, по мнению Юнга,  «не научные концепции, которые могут считаться формулировкой принципа, ибо никому еще не удалось построить причинный мост между элементами, образующими «смысловое совпадение» (Юнг,1997, с.183).

Так как причинное объяснение невозможно дать, то остается назвать эти «невероятные происшествия беспричинной природы» «смысловыми совпадениями».

Опираясь на эксперименты Д. Б. Райна  («карты Зенера»), Юнг считает, что психе может преодолевать пространственный фактор, а  временной фактор может стать психически относительным. Концепция энергии здесь неуместна, не годится также и закон причинности.

Пример Юнга о своей пациентке, которая накануне увидела во сне золотого скарабея, и потом скарабей влетел в окно во время сеанса психотерапии, еще раз ярко демонстрирует роль сновидений в смысловых совпадениях. Юнг считает, что эта история «не более чем парадигма бесчисленных случаев «смысловых совпадений», которые наблюдались» не только им, «но и многими другими, и обильно задокументированы».

Далее я привожу обширную цитату, где Юнг классифицирует все случаи «смыслового совпадения». «Они включают в себя все, что относится к категории ясновидения, телепатии и т. д., от подтвержденного очевидцами видения Сведеборгом большого пожара в Стокгольме до недавнего рассказа маршала авиации сэра Виктора Годара о сновидении неизвестного офицера, в котором была предсказана действительно имевшая впоследствии место авария самолета Годара.

Все упомянутые мною феномены можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными"  (Юнг,1997, с.187).

Если между параллельными событиями нельзя проследить никакой причинной связи, и единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность, то это также есть основа древней теории соответствия «высшей точкой, а заодно и временным концом которой стала идея Лейбница о заранее установленной гармонии» (Юнг,1997, с.192). Синхронистичность - это, по мнению Юнга современный и модернизированный вариант устаревшей концепции соответствия, взаимопонимания и гармонии, который основан на эмпирических ощущениях и экспериментах.

Интересующие нас «синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе. То же самое относится к временному (темпоральному) определению психе и к психической относительности времени» (Юнг,1997, с.192).

В дополнение к вышесказанному Юнг предполагает, «что психический фактор, который модифицирует или даже  исключает принципы, лежащие в основе мировоззрения физика, связан с эмоциональным состоянием субъекта» (Юнг,1997, с.185). 

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать следующее:

1. Юнг разграничил сны на три группы: большие смысловые (важные), средние и маленькие (незначительные). Большие смысловые сны содержат символические образы (архетипы), относящиеся к процессу индивидуации, и оказывающие большое влияние на психический опыт, так как архетипический продукт не связан с личным опытом.

2. Сны для Юнга - живая реальность и они играют дополнительную (компенсаторную) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие, и открывая новые пути выхода из тупика.

3. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным, что способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.

4. На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, и только сновидец  может знать, что означает сон.

5. Уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна.

6. Архетипические сновидения могут выразить коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия.

7. «Ощущение уже виденного» часто основывается на предчувствии во время сна.

8. При «смысловом совпадении» не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

9. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов.

10. Архетипические сновидения содержат аффективные переживания, а психический фактор, связан с эмоциональным состоянием субъекта.

Литература:

1. Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./ Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.2. Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм-    ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.3. Юнг К. Г. Синхронитстичность. Сборник. Пер. с англ., - М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 - 320 с.4.  Jung, C. G. Psychological types. In Colleeted works (Vol. 6). (Originally published, 1921.)5. Taylor, J. (1992). Where people fly and water runs uphill: Using dreams to tap the wisdom of the unconscion. New York: Warner Books.

www.skravchenko.ru

Читать Толкование сновидений - Фрейд Зигмунд - Страница 1

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

I

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.

Тут я пришел в такое состоянье, что начал даму страстно обнимать, ей в удовольствие – по всем приметам.

Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

II

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Толкование сновидений - sigm.jpg

Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. [1] Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

online-knigi.com

Толкование сновидений — Фрейд и Юнг | Психология без соплей

Толкование сновидений — Фрейд и Юнг

Сновидения. Они нас приводят в замешательство, вгоняют в краску и часто пугают. Тысячи лет люди пытались понять их значение, но и по сей день никто не знает со всей определенностью, в чем их смысл и какова их функция. Ученые знают, зачем нужен сон, но понятия не имеют, зачем нужны сновидения.

Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение — это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности. Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают. И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.

Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.

Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, — как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…

Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу — «Толкование сновидений», и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…

Демоническая сексуальность

Фрейд

Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.

Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».

Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему — подавленную ханжеской моралью сексуальность.

После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное. А поскольку сексуальность — это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна. Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.

Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.

Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.

А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают. А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).

И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.

Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту — он как магнитом ее притягивает. Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме — к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.

Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.

Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание — это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.

Лабиринт души

Юнг

Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.

Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка — те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.

Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность — он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.

И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.

Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.

Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии». Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.

По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.

Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца — так называемый контекст сновидения. Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания». Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.

По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике. Известный сюжет, да? Цель этого сновидения в том, чтобы сдвинуть самооценку в более адекватное положение, показав, что король-то голый.

То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.

Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.

Юнг всю свою жизнь — с ранней молодости — изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории. Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики. Может быть Юнг был прав, а может быть его теория — лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.

Есть такое известное наблюдение — юнгианцам снятся юнгианские сны, переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.

Головоломка сновидения

Сатов

Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов — не удержался. :-)

Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию — им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.

Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен — все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.

Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени — «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то…» — ну и так далее.

Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершенные гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени «вокзала» — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.

В общем, в гештальте сновидение — это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.

А что касается товарища Сатова… ничего нового он в теорию сновидений не привнес и поэтому бессовестно паразитирует на чужих открытиях. :-)

Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:
wpDiscuz

satway.ru

Размышления о "Толковании сновидений" Фрейда

Комментарий: Данный текст - это запись семинара Шелдона Роута, который был проведен в 2000 году в рамках программы по психоаналитической психотерапии, реализуемой Американской психоаналитической ассоциацией в Институте практической психологии и психоанализа.

Добрый день! Для меня большая честь и большое удовольствие быть здесь, но, к сожалению, я знаю только несколько слов по-русски. Поэтому я буду говорить по-английски. К счастью, у нас есть переводчик.

В этом году отмечается столетний юбилей публикации "Толкования сновидений" Фрейда. Думаю, важно вспомнить этот факт. И, поскольку в психоаналитических институтах всего мира это событие отмечалось, думаю, что и Москве стоит включиться в этот общий процесс и посвятить некоторое время этой дате. В то же самое время, мне сообщили, что центральная тема семинаров этого приезда проблема реконструкции в психоанализе. Поэтому я попытаюсь рассказать о влиянии этой книги на проблему реконструкции. Как я знаю, у вас был семинар с Гари Голдсмитом, на котором вы обсуждали случай Доры, поэтому я также хотел бы коснуться двух сновидений Доры. Первоначально, по замыслу Фрейда, история Доры входила в "Толкование сновидений", но в конечном итоге, Фрейд не включил ее в книгу, хотя изначально собирался это сделать.

"Толкование сновидений" - это самое большое достижение всей карьеры Фрейда. В 1932 г., в последнем предисловии 8-го издания он написал: "Эта работа содержит, даже с моими уже сегодняшними взглядами, самое ценное из всех моих открытий, которые мне повезло сделать". "Инсайт, такой как этот, упал на меня однажды в моей жизни" - писал он об этой книге. Первая публикация книги содержала 275 страниц, а последнее издание на английском языке содержит уже 700 страниц. Всю свою жизнь Фрейд писал добавления к этой работе. С остальными работами он так не поступал. Помимо "Толкования сновидений" он делал добавления лишь к работе "Три очерка по теории сексуальности". И, если вы прочтете все то количество предисловий, которое было написано к работе "Толкование сновидений", и посмотрите на даты - вы можете увидеть изменения, которые происходили в мышлении Фрейда на протяжении всей его жизни. Вы увидите, во что он продолжал верить, а от чего отказывался. В истории культуры очень мало таких работ, которые на протяжении 40-50 лет автор постоянно меняет и дополняет. Если кто-то прочтет первоначальный вариант книги, то станет более понятно, из каких внутренних побуждений и соображений Фрейд ее написал. В нем было 30 его собственных сновидений, но когда вышло 700-страничное издание, они растворились, доработанные и дополненные сотней сновидений других людей. Две главных темы, которые фигурировали в снах Фрейда, - это амбиции и смерть. В середине серии сновидений немного фигурировала тема сексуальности. Книга была написана под впечатлением от смерти отца. Первоначальный замысел книги состоял в описании собственных переживаний Фрейда по этому поводу. Мы знаем из исследований творческих людей, что великие художники, перед тем как создать что-то значительное, зачастую находились в депрессии. Таким образом, "Толкование сновидений", самая великая работа Фрейда, была частью его горя. Он упоминает об этом во многих местах. Он был под очень сильным впечатлением от того, что понял из своих сновидений. Сама по себе книга описывает базовую модель лечения. Он понял, что когда пациент находится где-то посередине между процессом фантазирования и сна - это оптимальное состояние для анализа. Тем самым снижается непрерывная связь с внешним миром и внутреннюю жизнь удается отделить от внешней. Когда закрывается дверь кабинета, остаются только терапевт и пациент. И терапевт старается свести к минимуму влияние собственной личности, чтобы снизить влияние внешней реальности. Даже если пациент не лежит на кушетке, а сидит, мы стараемся, чтобы свет был не слишком ярким, чтобы ничто не вмешивалось в терапевтический час, ничто не нарушало его состояние - также, как мы стараемся не мешать спящему человеку. Сеттинг психоанализа вытекает из идеи Фрейда о том, что необходимую информацию мы извлекаем из внутреннего и, в каком-то смысле, подобного сну процесса, в котором проявляется бессознательный материал.

Хочу отметить, что в первый год публикации этой книги было продано лишь 123 экземпляра. Через 8 лет было продано только 6 сотен экземпляров этой книги. Фрейд, конечно, страдал от того, что его книгу, в которой было много личного, так приняли, он чувствовал себя несчастным. Хотя в литературных и философских кругах "Толкование сновидений" было принята хорошо, в медицинских кругах его высмеяли за эту книгу.

Я хочу немного поговорить о той статье, которую хотел бы написать и которую, наверное, никогда не напишу. Эпиграфом книги является стих на латыни. Я никогда не сталкивался с тем, чтобы кто-нибудь обсуждал эту латинскую эпиграмму, но это очень важно, потому что Фрейд использовал ее в каждом издании этой книги. Это цитата из "Энеиды" Вергилия "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Интересно, что это выказывание женщины. Это говорит Юноны - супруга Юпитера. Она произносит эти слова, находясь в ярости. Эней - главный герой этой поэмы Вергилия, после того, как греки разрушили Трою, унес из горящего города своего отца на плечах. Потом он приехал в Карфаген и полюбил Дидону - царицу Карфагена. Она тоже полюбила его и он собирался жениться на ней. Но однажды утром он проснулся и сказал: "Я ухожу", потому что чувствовал, что его предназначение состоит в том, чтобы основать Рим. Тогда Дидона воззвала к Юноне, Юнона обратилась с просьбой к Юпитеру, но Юпитер не стал ничего делать. Тогда Юнона разозлилась и воскликнула: "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Аид бросился на флотилию кораблей Энея и разрушил их. Эней - единственный, кто выжил, пошел основывать Рим. Дидона покончила собой. Фрейд начинает свою самую выдающуюся работу с того, что цитирует высказывание женщины, которая находится в ярости от того, что Юпитер, амбициозный мужчина, не выполнил ее желание. Я постараюсь Вам показать, что в этом присутствует деструктивность против женщин. По какой-то причине Фрейд поставил эти слова в начале книги, в качестве эпиграфа. И где-то в конце книги, за 5 страниц до конца, он опять возвращается к этой цитате, вскоре после того, как завершает обсуждение сновидения о смерти своей матери. Из этого можно очень многое понять о конфликте самого Фрейда. Вся книга фактически о реконструкции, через свои сновидения он пытался реконструировать собственную жизнь, начиная с самого детства. Как я уже сказал, книга была мотивирована смертью отца. Вспомним об Энее, который выносит на спине своего умирающего отца и хоронит его. Тогда как раз истек год траура Фрейда по своему отцу. В этой маленькой цитате Фрейд как бы заключил все свои переживания по поводу смерти отца. Многое известно из его писем к Вильгельму Флиссу: он писал ему длинные письма каждый день, годами. Можно сказать, что Флисс был аналитиком Фрейда, он жил в Берлине и Фрейд писал ему почти каждый день. На протяжении всех этих лет он использовал Флисса как фигуру переноса. И в этих письмах, вскоре после того, как его осенила идея эдипова конфликта, ему пришло в голову использовать эту цитату.

В "Толковании сновидений" Фрейд использует метафору постепенного выведения читателя из леса на открытое пространство. Тогда очень многие вещи становятся понятными. В 1899 году, в работе "Покрывающие воспоминания", он написал: "Мы очень хорошо жили в провинциальном уголке: когда же мне было около 3 лет, нам пришлось уехать из этого места и переехать в большой город. Это были долгие и очень тяжелые годы, во время которых, как мне казалось, не случилось ничего такого, что стоило бы запомнить. В действительности, я никогда не чувствовал себя в городе хорошо. Сейчас я думаю, что никогда не был свободен от тоски по красивому лесу, который был возле нашего старого дома, в который я часто убегал от моего отца, даже еще до того, как научился ходить. Это одно из моих воспоминаний о ранних днях моей жизни". Какова здесь основная идея? Первая идея, что сновидение - это исполнение бессознательных желаний, и Фрейд настаивает на том, что обязательно инфантильного желания, либидозного по своей природе. В этой работе речь идет об экономике желаний и о том, что противостоит им. Он также пишет о том, что при отсутствии удовлетворения потребностей нарастает возбуждение психического аппарата, ощущаемое как неудовольствие, из чего проистекает стремлении к удовольствию, к повторению опыта, когда потребности находили удовлетворение. Аргентинский психоаналитик Гарма выразил эти идеи иначе, сказав, что любой сон является потенциальным ночным кошмаром. Потребность, желание является успокоительным средством организма от боли. Фрейд рассматривал людей скорее как избегающих чего-то, в первую очередь, боли, в то время как современные мыслители представляют себе человека стремящимся к чему-то.

В работе "Толкование сновидений" он дает самое лучшее свое описание "свободного ассоциирования". "Пациенты, которые должны были сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывали мне свои сновидения и показывали мне тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается в глубь воспоминаний. Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка пациента. От него требуются две вещи: увеличение внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которых он обычно производит отбор приходящих ему в голову мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, чтобы успех психоанализа обусловлен тем... (Я хочу вам показать, насколько он давил на пациентов, он совершенно не сидел и не ждал, пока что-то произойдет. Он им говорил, что успех лечения зависит от принесенных сновидений), что пациент замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мыслей, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме".

Если тратить все время на то, чтобы интеллектуализировать, формулировать и обрабатывать материал, мы не получим информации от всех остальных частей нашего мозга. Когда надо написать статью или нарисовать что-то, иначе говоря создать что-то новое, вы расслабляетесь и ждете, пока внутри что-то произойдет. Это совершенно отлично от того, когда вы подсчитываете что-то в уме или учитесь водить машину, - это линейное мышление. Во сне же наступает периферическое осознание. Например, сейчас я говорю и вы стараетесь меня слушать, но в то же время ваше внимание привлекает чья-то кожа, чьи-то губы, чья-то одежда, - и все эта информация где-то откладывается. Но при этом думать-то вы стараетесь о том, что я говорю. А вечером, когда вы ляжете в постель, заснете, то все остальное - оно выплывет. И у себя в кабинете Фрейд хотел добиться от пациентов именно этого, чтобы люди могли сами увидеть то, что им мешает, то, о чем они сами не знают... Все это сказано в этой замечательной книжке. Думаю, что во всем психоанализе это самая замечательная и единственная в своем роде книга. Можно отнестись к ней как к творению ведьмы, как к какому-то адскому созданию. Но она наполнена его практикой каждодневной работы со сновидениями - как интерпретировать, как о них думать, как к ним относиться.

Я хочу сделать несколько замечаний. Он написал эту книгу в 1896 году; в 1925 году в очередном предисловии к ней он написал. "Было время, когда я считал очень трудным донести до читателей различия между манифестируемым и латентным содержанием сновидений... Теперь же многие аналитики упускают разницу между латентным содержанием сновидения и работой сновидений. По сути сновидения не являются ничем иным, кроме как определенной формой мышления, которая становится возможной благодаря состоянию сна. Работа сновидения создает форму сновидения, является объяснением его особой природы". Здесь он хочет сказать, что сновидения - это королевская дорога к бессознательному. Исследование и понимание сновидения - это попытка попасть в бессознательное, а не только в сам сон. Он хочет увидеть в сновидении то, что он называет "первичным процессом", или "низшие силы", что является противоположностью вторичного процесса, который можно соотнести с "высшими силами". Также он говорит о процессе конденсации, например, когда центральная фигура сновидения может выглядеть как человек А, говорить как человек В, вести себя как человек С, быть одетым как человек D, и т.д. Это очень высокая степень конденсации. Важной концепцией является смещение, когда чувства к одному человеку переживаются по отношению к другому человеку, что является основой переноса. То есть, понятие переноса первоначально возникло в результате его наблюдений над тем, что происходит в сне. Я хочу сейчас подчеркнуть и отметить то, насколько весь психоанализ вышел из первоначального понимания Фрейдом сновидений.

Я слишком медленно двигаюсь, сейчас перейду к своей второй идее. Я хотел бы поговорить о примере психоаналитического сна, - сновидении об инъекции Ирме. Помните? Это вторая глава, первое сновидение в книге. Это сновидение Фрейда.

"Большая зала - много гостей, которых мы принимаем. Среди них Ирма, которую я беру под руку, точно хочу ответить на ее письмо, упрекаю ее в том, что она не приняла моего "решения". Я говорю ей: "Если у тебя есть еще боли, то в этом виновата только ты сама". Она отвечает: "Если бы ты только знал, какие у меня боли теперь в горле, желудке и животе, мне все прямо стягивает. Я пугаюсь и смотрю на нее. У нее бледное, опухшее лицо. Мне приходит в голову, что я могу не заметить какого-нибудь органического заболевания. Я подвожу ее к окну, смотрю ей в горло. Она слегка противится как все женщины, у которых вставные зубы. Я думаю про себя, что ей ведь это не нужно. Рот открывается, я вижу справа большое белое пятно, а немного поотдаль странный нарост, похожий на носовую раковину; я вижу его сероватую кору. Я подзываю тотчас же доктора М., который повторяет обследование и подтверждает его... У доктора М. совершенно другой вид, чем обыкновенно. Он был очень бледен, хромает и почему-то без бороды... Мой друг Отто стоит теперь подле меня, а друг Леопольд исследует ее легкие и говорит: "У нее притупление слева внизу". Он указывает еще на инфильтрацию в левом плече (несмотря на одетое платье я тоже ощущаю ее, как и он)... М. говорит: "Несомненно, это инфекция. Но ничего, у нее будет дезинфекция и яд выделится... Он тоже сразу понимает, откуда эта инфекция. Друг Отто недавно, когда она почувствовала себя нездоровой, вспрыснул ей препарат пропила, пропилен... пропиленовую кислоту... триметиламин (формулу его я вижу ясно перед глазами)...Такой инъекции нельзя делать легкомысленно.. По всей вероятности, и шприц был не совсем чист".

Если прочесть анализ Фрейда, все происходящие события - это события последних нескольких недель. Несмотря на его идею, что анализ - это анализ детских неврозов, это сновидение касается его амбиций, потому что это - пациентка, с которой были проблемы, и мы не будем сейчас рассуждать, по каким причинам, так это займет слишком много времени. Он пытается здесь ругать всех: доктора М., Отто, всех остальных людей, которые были ответственны за эту пациентку и за возникшие у нее проблемы. Если какой-нибудь из ваших клиентов придет и скажет: "Я забрал женщину от всех, подвел ее к окну и стал исследовать ее рот", а особенно, если он добавит, что он всех друзей позвал, чтобы осмотреть ее рот, то у вас сразу возникнет масса идей. Ни одна из них не обсуждается в данном случае Фрейдом. Что значит смотреть в рот женщине для человека, который пытается понять бессознательное, сексуальность и оральность, - ни одна из этих тем не обсуждается. Но еще более интересно, что он ругает всех этих людей, потому что М. - это доктор Брейер, Отто и Леопольд - это тоже доктора, бывшие в течение не которого времени ассистентами Фрейда.

В это время Фрейд писал письма Флиссу, который был очень важен для него в тот период. А Флисс был хирургом-отоларингологом в Берлине. В это время Фрейд страдал от очень большого количества ипохондрических симптомов. У него был кардионевроз, а у Флисса были странные идеи относительно человеческих носов и их связи с сексуальностью. Фактически будучи психоаналитиком Фрейда, Флисс несколько раз приезжал и делал операции на носу Фрейда. У Фрейда тогда в качестве пациентки была Ирма, у которой не было никаких улучшений в связи с его лечением. Фрейд считал, что она дура. Вспомните также о случае Доры. У Фрейда иногда были проблемы в лечении женщин, ее он тоже считал дурой. Он попросил Флисса приехать из Берлина и прооперировать Ирму, потому что у нее были истерические симптомы. У нее было кровотечение из мочевого пузыря, а Фрейд считал, что у этого кровотечения истерическая природа. Флисс приехал и сделал ей операцию на носу, удалил ей что-то и ей стало плохо. Фрейд испугался, что она умрет. Флисс уехал назад в Берлин, а Фрейд нашел хирурга в Вене, чтобы тот взялся за ее лечение. Фрейд пришел с хирургом к ней домой, хирург осмотрел ее нос, также как Фрейд осматривал ее рот в сновидении. И они увидели огромный бинт, который Флисс забыл у нее в носу. Хирург извлек этот бинт, и тут же у нее началось кровотечение из носа. Фрейда вырвало и он выбежал из комнаты. Ирма все это видела: как его вырвало и как он выбежал из комнаты. Она страшно разозлилась на него. Тогда ее состояние было весьма плачевным, ей надо было срочно ложиться в больницу... Ни одной ассоциации с этими событиями! Фрейд идеализировал Флисса, который был ему нужен, чтобы продолжать свой собственный анализ. И что он делает в этом сновидении? Он защищает Флисса: "Это не тот доктор и не я, это другие плохие доктора". Здесь очень много агрессии и деструктивного отношения к женщине, также как в эпиграфе к "Толкованию сновидений". Книга начинается с чувства вины. Как мы видим, в этом сновидении много уровней.

Через год Фрейд переменил свое отношение к Флиссу и разочаровался в нем и никогда в жизни, до конца своих дней, больше с ним не разговаривал. То, что я хочу показать - это то, что в тот момент он очень в нем нуждался. Теоретически Фрейд говорит, что все сновидения надо низводить назад, к инфантильным конфликтам, а здесь вы видите, насколько он далек от собственного теоретического утверждения.

Я расскажу вам одну интересную историю, прежде чем расскажу о сновидениях Доры. Есть ли какие-либо вопросы?

Участник: Я где-то читал, что вещество, которое Фрейд увидел в горле в сновидении об Ирме, возникает при распаде спермы.

- Да, это компонент спермы. В этом сне присутствует очень сильный гомосексуальный компонент, потому что в нем как бы банда мужчин насилует женщину. Этот гомосексуальный компонент - часть его переноса на Флисса.

Я хочу показать, насколько важны сновидения, особенно, если они интерпретируются в ходе анализа. Судьба, должно быть, знала о том, что я еду в Россию проводить этот семинар, потому что неделю назад мне позвонила моя бывшая пациентка, которая закончила со мной работать 25 лет тому назад. Она захотела обсудить со мной сон. Она сказала: "Однажды в анализе мы обсуждали с Вами сновидение, и это было очень важно для меня". Она считала, что это был момент весьма важного переворота в ее жизни, а сейчас ей около 55 лет. И вдруг она поняла, что не может вспомнить, что я тогда ей говорил по поводу ее сна. И она даже не могла его вспомнить. Она спросила, помню ли я ее сновидение. А я помнил, потому что оно было очень интересным. Это было сновидение, которое впервые приснилось ей в детстве и на протяжении всей жизни у нее были его вариации. Что же я реконструировал из этого сна? Я хочу показать вам, насколько важна эта реконструкция, потому что в данном сновидении выражено то, что она искала на протяжении всей своей жизни. В первоначальном сновидении, она лежит в постели, вокруг нее три белых стены, вот здесь. И там такая лестница, на ступеньках которой стоит мужчина и красит стену в белый цвет. И она поначалу очень пугается, а он лишь водит кистью вверх и вниз. Потом она вдруг понимает, что она контролирует скорость, с которой он водит кистью. Даже более того, она понимает, что чувствует стена, что чувствует тот мужчина, который ее красит. Она начинает испытывать все чувства этого сновидения и получает от этого удовольствие. А в поздних вариациях сна ей очень трудно восстановить это чувство удовольствия. В доме, в котором они прожили первые 6 лет ее жизни, ее кровать стояла возле стены, за которой был кабинет, известного психоаналитика. Иногда пациенты ее отца проходили мимо ее двери, а иногда даже заходили к ней в комнату, садились на кровать и разговаривали с ней. И ей это страшно нравилось, это сильно возбуждало ее. Потом они переехали в Нью-Йорк, и тогда его офис был очень далекщ, она оставалась в течение всего дня с матерью. И вот тут начались проблемы. Во время анализа я ей сказал, что для маленькой девочки в этом сне была очень удивительная вещь и очень возбуждающая. Она неожиданно для себя обнаружила, что можно контролировать события своей жизни, так чтобы они ее не пугали. И она может получать от них удовольствие. Но, когда они переехали в Нью-Йорк, мать получила контроль над ней, она утратила эту способность. Очень интересно, что ее мать умерла год тому назад. И когда она мне позвонила, это была почти годовщина смерти матери. Я с ней обсуждал это в течение получаса по телефону, и она все вспомнила... Нам обоим было очень приятно, и мы оба чувствовали глубокое удовлетворение. Мысль, которую я хотел высказать - о том, что перенос никогда не умирает.

Участник: Это был перенос или его разрешение?

- Это все относительно. Если у пациента есть настоящий перенос, он никогда не умирает. Он всегда остается. Не важно, когда вы встретились с этим пациентом, даже годы спустя. Вы можете даже уже стать друзьями, но перенос все равно сохраняется. Если был настоящий перенос, он никогда не умирает.

Теперь очень коротко о сновидении Доры.

В случае Доры было 2 сновидения. Подумайте об этих двух снах как об одном. Фрейд не признал этого, но у Фрейда были проблемы с определенным типом женщин, что, по-видимому, и повлияло на его взгляды на женскую сексуальность. В первой части сновидения Доры ее отец говорит: "Выбегай из дома, дом горит". Он отвергает мать, говорит, что мать интересуют только украшения, забудь о ней. И отец выводит детей на улицу. Потом на 20 страницах Фрейд обсуждает этот материал. Дальше он обсуждает вторую часть сновидения, которое она принесла под конец лечения. Этот сон начинается на улице, там же, где оборвалось предыдущее. Теперь она идет искать свою мать. Она приходит в дом, обнаруживает, что матери там нет. Оказывается, что мать на кладбище, где только что умер ее отец. Она садится в комнате и ждет свою мать. Думаю, что на семинаре с доктором Хоффером вы обсуждали, что в этом проявилась ее тоска по материнству. Из этого сна понятно, как она хочет, чтобы Фрейд помог ей приблизиться к своей матери, но одна из трудностей состояла в том, что мать была слишком заинтересована в отце, также как фрау К. была слишком заинтересована в ее отце...

Участник: В двух сновидениях она не может видеться с двумя родителями сразу. Для нее это невыносимо.

- Потому что они оба заняты другими вещами, и оба ее игнорируют. Вы наверное касались того, что представляла собою Дора многие годы позднее? Последние годы она была очень несчастна в отношениях с мужчинами. Она вернулась к Фрейду для дальнейшей работы, но он отказался; он не почувствовал искренности в ее желании продолжать лечение. Я хочу, чтобы вы себе представили, что к вам возвращается кто-либо из ваших клиентов, а вы ему говорите: "А я не верю в искренность вашего желания продолжать анализ". Она дала ему очень много шансов себя лечить, а он от нее отвернулся. Он гораздо больше интересовался ее отцом, также как и ее мать больше интересовалась отцом. Он был приятелем ее отца. На протяжении лечения Доры он встречался и беседовал о ней с ее отцом; он также встречался с мужчиной, на которого она ему жаловалась. Как известно, она вышла замуж за музыканта, но была очень несчастлива в браке. Когда ей было 55 лет, она пришла в офис Феликса Дойча - психоаналитика, который когда-то был доктором Фрейда. Фрейд не любил его за то, что он в свое время скрыл от него диагноз, не сказал ему, что у него рак. Феликс Дойч описал ее как жалкую женщину. Мне кажется, что она не подходила для психоанализа. Возможно ей бы лучше помог роджерианский терапевт.

Последняя вещь, о которой я хочу вам рассказать. Фрейд смотрел в рот Ирме и увидел этот белый налет. Перед тем, как у него был обнаружен рак, у него тоже часто во рту был белый налет. Он любил курить 20 сигар в день, и в ту ночь, когда он увидел сон про Ирму, он всю ночь не спал и работал, курил всю ночь. Думаю, что его рот уже горел от пепла. В этом сновидении было такое телесное ощущение, что во рту что-то неприятное. Это сновидение было до того, как у него был диагностирован рак. В очень многих случаях определенное телесное ощущение неблагополучия впервые появляется во сне. И, когда люди просыпаются, они отвергают это, но сновидение это показывает.

psyjournal.ru

Психоаналитическая теория сновидений Зигмунда Фрейда

Психоаналитическая теория сновидений Зигмунда Фрейда

По мнению Фрейда, содержание наших снов связано с исполнением желаний, сновидения якобы отражают наши бессознательные мысли, мотивы и стремления. Кроме того, психоаналитик утверждал, что в снах проявляются сексуальные инстинкты человека, подавляемые его сознанием. В своей знаменитой книге «Толкование сновидений»[17] он выделял в сновидении два типа содержания:

1. Манифестное (явное) – настоящие сюжеты и образы.

2. Латентное (скрытое) – скрытый психологический смысл.

При толковании сновидений Фрейд выделил в них пять отдельных процессов, делающих скрытое желание приемлемым для эго:

• Смещение. Скрытое желание во сне предстает в другом образе.

• Проецирование. Желание спящего переносится в сновидении на другого человека.

• Символизация. В сновидении разыгрываются или воплощаются в жизнь подавляемые мысли и желания.

• Сгущение. Отдельные элементы, связи и отношения объединяются в сжатый, концентрированный образ, формируя единое представление.

• Вторичная обработка. Это финальная стадия сновидения. Здесь не согласующиеся компоненты реорганизуются и предстают в форме четкого, понятного смысла.

Дальнейшие исследования опровергли положение Фрейда о том, что скрытое содержание сновидений маскируется манифестным, но его идеи очень способствовали интересу других ученых к толкованию сновидений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru