Под термином «профессиональное самоопределение» подразумевается форма индивидуального выбора личности, которая заключает в себя процесс поиска, а также приобретения определенной профессии. Обычно оно реализуется в ходе анализа своих собственных знаний и навыков, оценка способностей относительно требований, предоставляемых конкретной профессиональной обязанностью.
В наше время данное понятие также напрямую соотносится с актом самоопределения личности, учитывает влияние на человека окружающей социальной среды и обстановки, его жизненных убеждений, позиций. Если же говорить о особенностях рыночных отношений, то в данном случае остро рассматривается вопрос о возможности свободного выбора работы, а также способности будущего сотрудника конкурировать.
Понятие «профессиональное самоопределение учащихся» заключает в себе не только соответствие выбора работы индивидом с социальными требованиями, но также их соотношение с личностным отношением субъекта к той или иной сфере деятельности.
Разумеется, этот процесс является одним из составляющих факторов общего самоопределения в жизни, так как включает в себя фактор выбора образа жизни, напрочь связанного с выбранной работой.В данном случае существует несколько вариантов подходов, с помощью которых решается задача выбора. Социологический метод заключается в том, что социум ставит перед индивидом определенные требования в плане профессиональной деятельности и определяет результат выбора. Социально-психологическая методика является более поэтапным выбором, который включает в себя сочетание потребностей социума и индивидуальных предпочтений личности. Третий метод, психологически или же дифференциально-психологический, является сугубо личностным самостоятельным построением образа жизни и деятельности.Как правило, понимание своей уникальности и склонностей в рамках профессиональной деятельности происходит в 5-7 классах. В то же время в 8-9 классах уже может наблюдаться первый этап профессионального самоопределения – формирование трудового самосознания.
Выбор будущей работы старшеклассником – это один из основных факторов общего жизненного самоопределения. Он характеризуется рядом механизмов, в частности, оценки личностных навыков и качеств в соответствии с предъявляемыми профессией требованиями, собственно поиск и профессии и возможность реализации сделанного выбора. Как правило, в возрасте 15-ти лет весьма проблематично сделать разумный выбор в плане профессии без посторонней помощи. Сам старшеклассник осуществляет его весьма инертно, а реальные романтические мечты о той или иной деятельности в жизни, как правило, не удается реализовать вообще.
Будущее, которое в дальнейшем ощущается как что-то неудовлетворительное, может простимулировать своеобразное явление рефлексии – осознания своего личного «Я». Старшеклассник, спустя некоторое время, начинает осознавать себя, свое место в жизни, реальные желания заниматься определенными вещами, реализовать себя в конкретной сфере. Такой «запоздалый» самоанализ является практически основой, двигающей адекватный профессиональный выбор.
Разумеется, старшеклассники, получившие полное среднее образование, чувствуют себя куда более уверенными. К моменту окончания школы они уже покидают привычные фантазии и осознают свои реальные способности и возможности, оценивают те или иные варианты выбора профессии. Для них, на данном этапе, такой выбор обуславливает не столько сам поиск профессии, сколько выбор того или иного варианта узкой подготовки по специальности приобретения необходимых для данной деятельности знаний и навыков.
перейти наверхПсихологи рассматривают профессиональное самоопределение личностикак механизм сравнения выдвигаемых работой требований и существующих у индивида навыков, познаний, которые могут быть достаточными или же, наоборот, недостаточными для принятия на себя «роли». К тому же, учитывается и психологическое предпочтение субъекта к видам труда.Данный процесс во многом зависит от возраста, проходя вместе с личностью определенные стадии формирования. Их можно рассмотреть поочередно, сопоставив с конкретными этапами развития индивида.Например, в дошкольном возрасте дети предпочитают различные социально-ролевые игры, в которых они подражают взрослым. Малыши выбирают определенные профессиональные роли, в соответствии с правилами выдуманной ими игры. Это может быть пожарник, доктор, строитель, повар… Роли обычно достаточно упрощенные и несложные, поскольку основываются на личном опыте наблюдения детей за взрослыми, которым они стараются подражать. На данном этапе важно то, что уже тогда дети приобретают некоторые основные навыки, осваивают элементарные виды труда, что получает свое логическое продолжение в младших классах.К концу младшего школьного возраста нарастает индивидуализация и разница между малышами в рамках навыков, способностей и предпочтений. В связи с этим формируется гораздо больший спектр профессионального предпочтения ребенка, но вместе с тем он сужается, расставляя определенные приоритеты.
Подростковый возраст – это достаточно уникальный этап процесса формирования профессиональных предпочтений. Дело в том, что именно в этом возрасте формируется не столько наработка навыков, сколько личностное и эмоциональное отношение ребенка к труду и определенным сферам деятельности. То есть в данном возрасте происходит закладка именно личных, сугубо психологических предпочтений и, следовательно, избирательности в плане профессиональной деятельности. Нередко именно в это время наблюдается определение профессии, ориентированной на «романтику». Например, мальчики-подростки стараются подчеркнуть свою мужественность и зрелость, ориентируясь на те сферы деятельности, которые требуют силы, выносливости, терпения, стойкости и мужества.
Конечно, большая часть молодежи, в возрасте 16-23-х лет, после получения должного среднего и высшего профессионального образования, оставляет романтические мечты в прошлом и нацеливается на куда более серьезные вершины в будущем.Обычно к 27-ми годам наблюдается профессиональная активность со стороны индивида. К этому моменту уже существует конкретная определенность – выбранная работа, опыт, цели и достижения. То есть актуальность приобретает не столько вопрос правильного выбора, а именно совершенствование себя в рамках работы, достижение нового уровня профессионализма. Психологи отмечают, что к 30-ти годам вопрос о верности сделанного выбора может возникнуть с новой силой. В таком случае существует всего лишь два варианта развития событий: индивид может принять решение остаться в занятой им должности и продолжить развиваться, либо же уйти и попытаться отыскать новую, полностью устраивающего его профессию.
В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями.Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов:• Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей.• Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней.• Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма.• Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования.• Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.
Статистические данные профконсультационных центров показывают, что большинство из учащихся даже старших классов или высших учебных заведений, обращаются за помощью с определением их возможного места работы, где они были бы наиболее эффективны. Проблема профессионального самоопределения заключается в том, что у многих школьников наблюдается отсутствие адекватных знаний о требованиях и особенностях того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.Иными словами, заниженная культура знаний относительно классических и современных профессий значительно осложняют школьникам построение своего собственного жизненного пути. Исходя из этого следует вывод, что деятельность проффконсультанта должна быть по большей части информационной и формирующей, чтобы позволить подростку научиться самостоятельно осуществлять выбор, следуя своему личностному анализу возможных вариантов будущей профессии.
psytheater.com
Практическая психология
Дубровина И. В.
Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников
Профессионализм - это категория человеческого бытия, которая представляет систему личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств. Личностные свойства человека играют решающую роль в его профессиональном самоопределении. Ведь профессия - это, прежде всего, человек, выполняющий ту или иную работу. Поэтому быть человеком - главная составляющая любой профессии.
И сама личность молодого человека, и выбор им профессионального пути в значительной степени являются продуктом образования и той культуры, в которую вводит его это образование.
Очевидно, для современного образования важна ориентация на развитие личности молодого человека, какую бы конкретную профессию в будущем он ни выбирал. Это в полной мере относится к школьному образованию. Ведь к моменту окончания школы у каждого выпускника формируется своя, внутренняя готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней в личностном, профессиональном и социальном планах. В вузы, в армию, на работу в любые учреждения, в загсы приходят молодые люди уже со сформировавшимся мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, уровнем общей и психологической культуры, представлениями о смысле жизни и пр. Таким образом, школа в какой-то степени предопределяет нравственный облик поколения молодых людей, а, следовательно, настоящее и будущее России.
К сожалению, сейчас школа предстает как отражение некой смысловой неясности у общества в определении того, каким оно (общество) хочет видеть молодое поколение страны - конкурентно способным? компетентным? владеющим иностранными языками и компьютерной грамотностью?
Все это хорошо, но, думается, должны быть определены приоритеты: сначала - человек порядочный ( культурный), потом - компетентный, затем уже - конкурентно способный. И обязательно - хорошо знающий русский язык, раз он живет в России.
Не случайно, много нареканий вызывают современные специалисты, сравнительно недавние выпускники школ, - учителя, юристы, политики, врачи, строители и др., не говоря уже о чиновниках всех уровней, имеющих и среднее, и высшее образование. Нередко их непрофессионализм сочетается с девальвацией нравственных идеалов, духовной глухотой, карьеризмом, суперамбициозностью, цинизмом. А некомпетентность, эгоизм, равнодушие специалиста в любой профессии приносят несчастье другим (6).
Современное школьное образование в большей степени акцентирует внимание на одном аспекте образования - на усвоении знаний учеников, на проблеме их успеваемости, на развитии их интеллектуальной сферы, на их подготовке к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания - развитию эмоциональной сферы, нравственных потребностей, уважительного отношения к людям, культурному взаимодействию с ними, развитию гуманистического мировоззрения. В современной школе постоянно снижается доля гуманитарных наук, которые помогают ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности и приобщить к культуре человеческих отношений и человеческого труда, что негативно влияет на нравственные аспекты формирующегося самоопределения. «Утрата категорий злое и доброе, хорошее и плохое, стыдное и бесстыдное, а она захватила культуру вообще и - что ужасно - образование, поведет к полной деградации, к тому, что и названо в нашем языке точным словом - беспредел» (8, с. 307).
В. А. Пономаренко обращает внимание на то, что современная подготовка выпускников школы к встрече с трудовой деятельностью требует учета неких общих черт нашей действительности, которые предъявляют повышенные требования к психике, личности, организму человека:
- быстрое изменение окружающей предметной среды, в которой протекает жизнь и с которой взаимодействует человек;
- быстрое изменение производственной, социальной обстановки;
- специфические особенности современной культурной, нравственной атмосферы в обществе и пр. (6).
Важно понимать, почему молодой человек выбирает ту или иную профессию, что ждет от нее, как относится не только к ней, но и жизни в целом, в контексте которой осуществляет свой профессиональный выбор.
Все это ставит перед педагогикой и практической психологией задачу выработки новых подходов и принципов в системе профессиональной ориентации, формирования профессионального самоопределения и профессиональной подготовки школьника.
Самоопределение - сложное социально-психологическое явление. Оно означает осознание и определение себя в мире, предполагает, что перед человеком открываются разные возможности самоосуществления, «нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни» (Л.И. Божович). Процесс самоопределения -длительный и многоаспектный, он разворачивается в рамках всего жизненного пути человека. «Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, в чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др.» (5, с.58). Сущность самоопределения человека состоит в нахождении новых, все более глубоких и обоснованных смыслов своей жизни и осознанных способов их реализации.
При изучении проблем самоопределения обычно выделяют два его аспекта, тесно между собой связанных, но все-таки имеющих свою специфику, -профессиональное самоопределение и личностное.
Проблема профессионального самоопределения находится в центре внимания отечественных психологов уже много десятков лет. Первым крупным трудом по этой проблеме была книга Н. Рыбникова «Психология и выбор профессии», вышедшая в 1918 году. С тех пор теоретические основы анализа процессов профессионального самоопределения личности весьма глубоко проработаны (Б.Г Ананьев, Е.М. Борисова, Е.И. Головаха, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, и др.). Уже общепризнанным является признание того, что профессиональное самоопределение - это важная, но все-таки составная часть общего личностного самоопределения, это определение человеком себя в сфере профессиональной деятельности, направленность на свое профессиональное будущее.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению формируется постепенно по мере взросления человека. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса школы и начинаться уже в младших классах.
Пожалуй, наиболее ответственным периодом является подростковый и старший школьный возрасты, когда возникает настоятельная потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении, найти в этой жизни свое место.
В связи с этим, важной задачей работы с подростками - школьниками 89-х классов является организация и осуществление их предпрофильной подготовки, которая призвана помочь учащимся осознанно выбрать форму и профиль обучения после окончания неполной средней школы, т.е. совершить первичное профессиональное самоопределение. Этап предпрофильной подготовки предполагает создание психолого-педагогических условий для развития профессиональной направленности, смысловых и ценностных представлений о возможной будущей профессии и о своем месте в ней, для развития и проявления активности школьника в профессиональном самоопределении.
Однако нередко ученик не сам выбирает профиль последующего обучения, уровень образования - это делают за него взрослые. В таком случае у подростка не формируется ответственность, не развивается личностная заинтересованность в предметах обучения. К сожалению, и педагоги, и родители часто ошибаются в понимании способностей и призвания растущего человека или руководствуются соображениями, далекими от истинных желаний, намерений и возможностей школьника. Чтобы этап предпрофильной подготовки был эффективным, взрослым следует постепенно, терпеливо подводить школьника к самостоятельным решениям и шагам на пути профессионального самоопределения. Важно не решать за него вопрос о профиле обучения, а активизировать процесс его собственного выбора, поддержать его.
«Мы часто делим детей на талантливых и неспособных и при этом не думаем, что так называемые неспособные дети - это дети, подлинное направление
таланта которых мы не сумели вовремя отгадать, обнаружить. «Неспособный» ребенок, а потом с неизбежностью неспособный человек - это часто совсем не жертва природы, а жертва неумелости, нечуткости и просто некультурности того или иного учителя (психолога), который привык оперировать со средними цифрами успеваемости и проглядел живую, яркую душу ребенка...» (4, с. 183).
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (10-11 классы) самоопределение становится центральным моментом развития. К моменту окончания школы у всех выпускников должна быть сформирована психологическая готовность к личностному, социальному и профессиональному самоопределению. О самом самоопределении пока, наверное, рано говорить потому, что мы имеем дело с намерениями, желаниями, планами на будущее, не реализованными еще в действительности, в самостоятельной взрослой жизни.
Поэтому психологическую готовность к самоопределению можно рассматривать как основное новообразование на этом возрастном этапе. Эта готовность предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих склонностей, способностей и интересов каждым школьникам. Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место не предполагает уже завершенных в своем формировании психологических структур и качеств. Она предполагает определенную зрелость личности, которая заключается в том, что у старшеклассников сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие им возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем (2, с. 36).
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте так важно знать, что у тебя что-то здорово получается в каком-то деле, области знания, деятельности. Этот успех имеет непосредственное отношение к выбору будущей профессии, к формированию личной жизненной позиции. По существу, формирующаяся потребность в самоопределении выступает как потребность в формировании определенной смысловой системы жизни, в которой слиты воедино представления о мире и о себе самом.
Отношение человека к учебным предметам, к миру профессий, к труду вообще является гранью его формирующегося целостного мировоззрения. Поэтому необходимо помочь учащимся осознать, что любая профессия - это вид труда, трудовой деятельности, что профессиональное самоопределение не сводится только к акту выбора самой профессии, а связано с отношением человека к труду вообще, с его собственной активностью.
Если известно, что успех профессионального самоопределения зависит от собственной активности человека, то следует создавать необходимые условия для развития такой активности каждого школьника. Такая активность формируется
и проявляется в многообразном интересе школьника к миру, к людям, в позитивном осознании себя и в этом мире и среди этих людей, в разноплановой деятельности как учебной, так и в досуговой. Участие в различных кружках, в занятиях дополнительного образования, участие в конкурсах, соревнованиях формируют многообразный интерес к миру, к людям, к самому себе как участнику этих действий.
Конечно, очень существенным моментом в деле самоопределения учащихся является знание о профессиях и возможностях профессионального образования, ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, определение профессиональной перспективы и умение наметить ближайшие цели ее достижения. Е. А. Климов обращает внимание на то, что обсуждая с учащимися мир профессий, очень важно подавать этот мир не как безлюдную пустыню, заселенную машинами, станками, технологиями, а как область человеческих деяний, как мир людей, знающих и любящих свое дело. ... Пусть это будет некий идеал, к которому надо стремиться (3).
Процесс профессионального самоопределения включает выбор растущим человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей. При всем разнообразии мира профессий и сложности ориентироваться в этом мире наибольшие трудности и сложности в выборе профессионального пути многим школьникам доставляет их слабая ориентировка в собственном внутреннем мире, в личностных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможен.
В формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и их оценка. Имеется в виду характер притязаний личности в различных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии, самооценка, которая позволяет человеку понять, познать и оценить себя. Одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения является осознание своих интересов, склонностей, способностей, призвания, понимание того, что нет творческих и нетворческих специальностей, что творческим или нетворческим может быть только отношение к любому делу, причем, творческим не может быть занятие, которое неинтересно и нелюбимо.
Конечно, чтобы помочь школьнику в профессиональном самоопределении, необходимы психологические и юридические консультации, и профконсультации, и самые разнообразные профориентационные мероприятия, и встречи с представителями различных профессий, и пр. Однако, главное, он должен сам понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Не случайно Б.Г. Ананьев отмечал, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере - слабейший пункт всех прогностических построений.
Задача взрослых в семье, в школе, в обществе - помочь растущему человеку на каждой возрастной ступени овладевать средствами понимания самого себя и
саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира, научить его стать хозяином самого себя. Но чтобы стать хозяином самого себя, необходимо иметь определенные знания о себе как человеке. Поэтому важно дать каждому ребенку психологические знания и средства, позволяющие ему научиться сознательно, разумно относиться к себе, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные особенности и возможности. Иными словами, чтобы самоопределиться в современном мире, молодой человек должен быть психологически грамотным. Е.А. Климов считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная - пусть элементарная, но истинная - осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека (3).
К сожалению, в поликультурном образовательном пространстве современной школы психология как наука о человеке не представлена. Наши школьники имеют слабые представления о человеке вообще и о себе, в частности, о своих возможностях, способностях, о своем характере, темпераменте, о своих волевых особенностях, о сути отношений с другими людьми и пр. Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности - процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Это нарушает позитивные отношения к себе и к другим, деформирует образ жизни в целом, толкает детей к социально не одобряемым формам поведения, негативно сказывается на формировании важнейшего личностного образования -психологической готовности к самоопределению, в частности, профессиональному самоопределению (7).
Психологическая безграмотность затрудняет выбор своего жизненного пути. Немало личных трагедий возникает из-за неумения молодого человека понять, определить направление его собственного дарования. Ведь самоопределение связано с процессом постепенного постижения самого себя, развитием личностной рефлексии, т.е. умением взглянуть на себя изнутри. Процесс самопонимания - это осознанное взаимодействие со своим внутренним миром, это определение отношения к самому себе, к смыслу своего существования.
Необходимость преподавания психологии в школе признавали крупнейшие отечественные педагоги и психологи (П. П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, Г.А. Фортунатов, Г.И. Челпанов и др.). Они утверждали, что психология необходима как предмет общего среднего образования, так как она участвует в формировании целостного мировоззрения школьника: раздвигает границы познаваемого им мира, позволяет лучше понимать себя. А это, отмечал Б.М. Теплов, очень важно для воспитания и самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, такую работу, которой можно принести больше пользы обществу и получить наибольшее удовлетворение.
Активное владение психологическими знаниями способствует развитию умения управлять проблемами собственной жизни, своим поведением, отношением, проблемами профессионального и гражданского самоопределения. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о мире, о своем месте в этом мире, о дальнейшем жизненном пути, о сути культурных и этических аспектах социальных процессов, происходящих в стране. Поэтому школьное образование должно предусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание психологической культуры личности школьников. Психологическая культура, являясь существенной частью общей культуры, предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. Знания психологии и приобщенность к психологической культуре нужны каждому молодому человеку, какую бы профессию он ни выбрал - врача, учителя, программиста, продавца, юриста, банкира, журналиста, политического деятеля и пр. Помощь школы молодому человеку в его профессиональном самоопределении предполагает понимание того, что любое образование эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое, социальную ответственность, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные межличностные и профессиональные взаимодействия и пр.
Литература
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Текст) \ Л.И.Божович. - СПб., 2008. - 280 с.
2. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики (Текст) \ И.В. Дубровина. - М., «Педагогика», 1995. - 230 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда \ Е.А. Климов,1998.
4. Лотман, Ю.М. Воспитание души (Текст) \ Ю. М. Лотман. - СПб., 2003. -620 с.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма (Текст) \А.К. Маркова. -М., 1996. - 308 с.
6. Пономаренко, В. А. Профессия - психолог труда. (Текст) \ В. А. Пономаренко. - М.. «Институт психологии РАН», 2007.- 399 с.
7. Преподавание психологии в школе \ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.Воронеж, «МОДЭК», 2007. - 798 с.
8. Скатов, Н. О культуре (Текст) \ Н. Скатов. - СПбГУП., 2010. - 415 с.
cyberleninka.ru
Разделы: Школьная психологическая служба
Процесс профессионального самоопределения охватывает очень продолжительный период жизни человека — от появления профессиональных интересов и склонностей в детстве до окончательного утверждения в сфере профессиональной деятельности в зрелые годы. Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах.
На протяжении этого времени происходит не только профессиональное, но и социальное, а также и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует очень широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.
В настоящее время исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных: а) с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; б) с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; в) с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.
Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле “самоопределение — одновременно и самоограничение”.
Старший школьный возраст — это период формирования ценностных ориентации человека, которые в дальнейшем будут определять его отношение к профессиональной и другим сферам деятельности. Среди этих ориентации выделяются одна или несколько наиболее значимых для личности, определяющих главные направления жизненного пути. И если выбор профессии не соотносится с этими ориентациями, то он, вероятнее всего, окажется неудачным. Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием. Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентации личности.
В профессиональной информации не принято говорить о трудностях и проблемах, которые могут ожидать человека, избравшего ту или иную профессию. По-видимому, здесь срабатывает принцип рекламы, который накладывает запрет на недостатки и целиком сосредоточен на достоинствах того, что необходимо сбыть в данный момент. Однако профессия — не совсем тот “предмет”, с которым, как правило, имеет дело реклама. Даже если на какое-то время привлечь человека к профессии, акцентируя его внимание только на достоинствах ее выбора, то в дальнейшем его неподготовленность к возможным трудностям может только усугубить ситуацию недостаточно взвешенного и продуманного выбора.
Молодежь должна ясно осознавать и преимущества, и трудности, связанные с выбором профессии, и на основании объективной информации принимать продуманное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, в ряде моментов противоречивая сфера самореализации личности, поскольку многие сами по себе положительные ценности, которые молодой человек предполагает реализовать во внепроизводственной деятельности, могут вступить в противоречие с требованиями профессии.
Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности наряду с другими возможностями, предоставляемыми профессиями, не требующими высшего образования. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией, обязательно предусматривающей высшее образование, связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование — самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда ближайшие жизненные планы, даже если они реализуются, вступят в неминуемое противоречие с долговременными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование.
Расширение круга интересов личности во внепрофессиональной сфере жизни соответственно сказывается и на удельном весе профессиональных интересов. Чтобы он не уменьшался, необходимо постоянно расширять горизонты профессиональной перспективы, теснее увязывать ее компоненты с жизненной перспективой личности в целом. Разумеется, выбор профессии в значительной степени определяется социальными факторами, воздействием макро- и микросреды, в которой формируется личность. Влияние этих факторов на профессиональное самоопределение молодежи рассматривалось в многочисленных социологических исследованиях. В них раскрывается роль семьи, школы, сверстников, средств массовой информации и других общественных институтов на формирование молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения. Обращаясь к анализу факторов внешней среды, нельзя упускать из виду, что речь в конечном счете идет именно о самоопределении — о процессе, в котором человек сам определяет свою профессию и дальнейший жизненный путь, т.к. самоопределение профессиональное неразрывно связано с самоопределением личностным.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
.
Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.
Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии
В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.
Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.
Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.
Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.
Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.
Профессиональное самоопределение
Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.
Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.
Жизненное самоопределение имеет свои признаки.
Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.
Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.
Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.
Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.
Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.
Виды самоопределения
Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.
В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.
Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.
Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.
В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.
Маленькие дети не имеют собственного мнения
В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.
Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:
Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.
Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.
В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.
Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.
Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:
После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.
В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).
К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:
Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.
Усталость от профессии может проявиться после 30 лет
Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.
Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.
Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.
Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.
Детей мучают такие мысли:
Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.
Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:
Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.
Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.
Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.
urazuma.ru
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Э.Ф. Зеер
О. А. Рудей
Психология
профессионального
самоопределения
в ранней юности
Учебное пособие
Главный редактор Д. И. Фелъдштейн
Заместитель главного редактора С. К. Бондырева
Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, В. А. Болотов, В. П. Борисенков, А. А. Деркач, Н. Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В. В. Рубцов, Э. В. Сайко, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Ю.П.Зинченко, М. И. Кондаков, В. Г. Костомаров
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Б.А. Вяткин, доктор педагогических наук, профессор Э. Э. СыманюкЗеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О.А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. - (Серия «Библиотека психолога»).Для профессиональной школы важное значение приобретает формирование у обучаемых профессиональной направленности и готовности работать по полученной в учебном заведении профессии. Тематическим ядром решения этого комплекса психологически обусловленных проблем является профессиональное самоопределение учащихся раннего юношеского возраста. Именно проблеме профессионального самоопределения старшеклассников и учащихся начальной профессиональной школы посвящено данное пособие.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и педагогических колледжей, педагогам старшей ступени общеобразовательной школы, педагогам начального профессионального образования, педагогам-психологам психологических служб учебных заведений.Рекомендовано Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение» (по отраслям)
© Московский психолого-социальный институт, 2007 © Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2007 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2007
Москва — Воронеж 2008
ВведениеПрофессиональное самоопределение — это определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности. Формирование профессионального самоопределения начинается уже в дошкольном возрасте и проявляется в избирательном отношении к сюжетно-ролевым играм, в младшем школьном возрасте — в учебно-познавательных интересах, в подростничестве — в склонностях и способностях к учебным предметам.
В возрасте ранней юности профессиональное самоопределение становится одним из центральных психологических новообразований. Находясь на пороге самостоятельной взрослой жизни, девушки и юноши должны стать субъектами своей будущей профессиональной жизни: старшеклассникам необходимо выбрать профессиональное учебное заведение, учащимся системы начального и среднего профессионального образования — определить свое отношение к получаемой профессии.
После окончания профессиональной школы для многих девушек и юношей вновь актуальным становится профессиональное самоопределение, но уже не в плане выбора профессии или способов ее получения, а в плане определения своего отношения к выполняемой профессионально-трудовой деятельности, к конкретному рабочему месту, производственным технологиям, трудовому коллективу, профессионально-квалификационным требованиям, режиму труда. Профессиональное самоопределение на стадии адаптации часто приводит к смене места работы, специальности, в отдельных случаях и профессии.
На стадии профессионализации специалист также вносит коррективы в свое отношение к выполняемой профессиональной деятельности, продолжает поиск себя в профессии, способов профессионального самоутверждения и самоактуализации.
Есть все основания утверждать, что профессиональное самоопределение происходит в течение всей жизни человека. Однако следует еще раз подчеркнуть, что наибольшую значимость оно приобретает в возрасте ранней юности.
Многоаспектность проблематики профессионального самоопределения обусловила структуру учебного пособия.
В первой главе «Становление личности в онтогенезе» рассматриваются ключевые понятия развития личности, факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности. Анализируется взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека.
Во второй главе «Психология ранней юности» приводится психологическая характеристика раннего юношеского возраста (особенности социальной ситуации развития, психофизиологического развития, основные психологические новообразования). Важное место в этой главе отводится отклоняющемуся поведению учащихся: акцентуациям черт характера, задержке психического развития, трудностям адаптации к учебно-профессиональной деятельности. Необходимость рассмотрения отклонений в психическом развитии учащихся этого возраста обусловлена тем, что в учреждениях начального профессионального образования всегда наблюдается высокая концентрация девушек и юношей, которые относятся к группе риска, да и в общеобразовательной школе старшеклассники, имеющие какие-либо симптомы отклонений от нормативного развития, требуют психологически компетентной помощи и поддержки в нахождении своего места в мире профессий.
В третьей, центральной, главе «Профессиональное самоопределение в возрасте ранней юности» рассматриваются сущность профессионального самоопределения, его психологические особенности на разных стадиях становления личности. Здесь же анализируется психологическое сопровождение профессионального самоопределения на стадиях оптации, профессиональной подготовки. Приводятся основные формы содействия профессиональному самоопределению учащихся учреждений начального профессионального образования: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор и подбор, профессиональная адаптация. Завершает главу рассмотрение технологий психологического содействия профессиональному самоопределению учащихся.
Четвертая глава посвящена диагностике профессионального самоопределения учащихся. Дается общая характеристика методов и методик диагностики психического развития и рассматриваются особенности психодиагностики в возрасте ранней юности. В третьей части главы приводятся методики определения компонентов профессионального самоопределения, получившие широкое распространение в профессиоведении и профконсультировании. Отбор методик осуществлялся в соответствии с сущностью и структурой профессионального самоопределения в ранней юности, а также практико-ориентированной направленностью диагностики, развивающей личность учащихся. Методики ориентированы на ознакомление оптантов и учащихся с миром профессий, дифференциальным анализом конкретной профессии, развитие способности находить личностный смысл в профессиональном труде. В заключение предлагается методика построения личной перспективы в профессиональной жизни.
Глава 1. Становление личности в онтогенезе1.1. Основные концептуальные
положения и ключевые понятия
становления личностиПри рассмотрении проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б. Г. Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных "блоков", систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности... С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции» [4. С. 255-256].
Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К. С. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой.
Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж. Холланда.
На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения:
• профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность;
• процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности;
• профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;
• индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека;
• знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю.Методологической основой проектирования концепции стали принципы системного, личностно-деятельностного, событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности.
Базовой категорией является личность. В психологии представлены различные ее определения. Наиболее продуктивным для предмета нашего анализа является определение личности, данное А. В. Петровским: личность — это системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде (см.: [15. С. 386]). В последующей фундаментальной работе А. В. Петровский уточняет свое понимание личности: это «есть особая — идеальная — форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, т. е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире» [74. С. 230]. В данном определении принципиальным для нас является положение о становлении личности.
А. В. Петровский обосновывает три аспекта, или измерения, личности:
• Личность трактуется как индивидуальность — неповторимое сочетание психологических черт и особенностей, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.
• Личность рассматривается в пространстве межиндивидных связей и межличностного общения. В процессе своего становления личность вбирает в себя психологические особенности группы в целом и отдельных ее членов, определяет свое место в ней.
• Личность прослеживается в ее развертывании за пределами совместной деятельности и общения. Личность выступает как идеальная представленность и продолжение себя в других людях.
Таким образом, личность — это интегративное (системное) качество человека, которое возникает в процессе выполнения деятельности, взаимодействия с другими людьми и с самим собой.
Проблемы развития, социализации и становления личности являются сложными и дискуссионными, в психологический литературе нет однозначных определений данных процессов, по-разному трактуются их источники и движущие силы.
Наиболее общим понятием является развитие — последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в определенные моменты регресс), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие всегда есть возникновение нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Стабильность и устойчивость личности постоянно сопровождаются ее изменением, обогащением. Развитие — основной способ существования личности.
Развитие психики является основным фактором развития личности, которое происходит в процессе выполнения многоплановых видов деятельности и общения. На развитие личности влияет социальная среда. Важным фактором является потребность быть личностью.
Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, соответственно осуществляемые и достигаемые в деятельности и общении.
Социализация личности происходит в социальных институтах, в семье, школе, профессиональных учебных заведениях, общественных организациях, а также в неформальных объединениях. Она может носить регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. По мнению Б. Г. Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становление человека как личности и как субъекта деятельности. Результатом является образование индивидуальности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека.
Рассмотрим основные стадии социализации.1. На стадии первичной социализации (от рождения до подросткового периода) ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. На стадии индивидуализации появляется желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации и самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. В юношеском возрасте происходит концептуальная социализация, когда определяется смысл и вырабатывается стиль жизни.
3. Стадия интеграции наступает в молодости и проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. В противном случае возможны следующие исходы:
• сохранение своей непохожести и появление агрессии во взаимоотношениях с людьми и обществом в целом;
• изменение себя, чтобы «стать как все»;
• конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. На послетрудовой стадии социализации человек пожилого возраста рассматривается как личность, вносящая существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям (см.: [94. С. 92—94]).Понятие становление личности в психологии еще не получило четкого определения. Мы рассматриваем становление как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит. По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и качеств, накапливаются новые потенции развития. «Сфера истинного бытия человека как личности — это сфера его выхода за пределы себя» [5. С. 5].
Центральной проблемой становления личности является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности могут быть выделены периоды, стадии. Переход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, переходу на новый, более высокий уровень. Качественное отличие уровней развития обусловливается особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для данного периода.
Кроме стадиального развития выделяют еще функциональное, т. е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв. Создание этих внутренних потенций развития — результат активного взаимодействия индивида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятельности, если он действительно является осуществлением поставленной цели, всегда богаче, содержательней се.
Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность».
Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л. С. Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. «Социальная ситуация развития, — писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [18. С. 258—259].
Таким образом, рассматривая периоды (стадии) становления личности, следует анализировать социальную ситуацию развития, которая характеризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нормам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личностью. «Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей и вместе с этим оказывается детерминированной этими социальными связями» [73. С. 50].
Понятие ведущая деятельность раскрыто в трудах А. Н. Леонтьева. «Это такая деятельность, — указывает он, — развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития» [53. С. 286]. Каждая стадия становления характеризуется разнообразными видами деятельности; осуществляя их, личность разностороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, которая выполняет определяющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельности в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятельность выполняется охотно, заинтересованно, если она приобрела для индивида особый личностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею.
Ведущая деятельность имеет следующие признаки:• от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности;
• в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности;
• в ней возникают и формируются частные психические процессы.Каждая стадия развития имеет свое особое значение для психики человека и характеризуется уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях. При этом чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем более богатые потенции создаются для последующего ее прогресса.
Целостность процесса развития личности обеспечивается единством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социальной ситуации. Прерывность характеризует качественные изменения при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накопления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорганизации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, центром которой становится иное, нежели ранее, психологическое новообразование. Эти периоды называются критическими. Они характеризуются сменой ведущей деятельности, темпа развития, повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метаниями, переоценкой самого себя и других.
perviydoc.ru