Тема: Общение как коммуникация. 10
Тема: Транзактный анализ Э. Берна. 12
Тема: Перцептивная сторона общения. 13
Тревожность 5,Фрустрация 6,
Агрессивность 10,
Ригидность 10.
Тема: История становления и развития социальной психологии.
Периоды развития СП
Ученый | Основные идеи |
Платон | Особенности поведения масс, теория массовых соц. явлений |
Аристотель | Идеи об общественных инстинктах, объединяющих социум |
Спиноза Локк Руссо | Социально-психологическое объяснение процессов общественной жизни |
Гельвеций | Создал теорию, объясняющую, как на развитие личности влияет социум |
Фейербах | Объяснил роль и сущность социально-психологического общения для развития личности |
Белинский Герцен Чернышевский Писарев | Научный анализ социально-психологических явлений (социальные настроения, общественное мнение, нравы, обычаи) |
Михайловский создал учение о «толпе» - толпа представляет собой социально психологическое явление (психологические особенности вожака, героя, механизмы взаимодействия людей в толпе: внушение, подражание, заражение).
Бехтерев занимался изучением рефлексов, принципы рефлексологического объяснения поведения человека были распространены на понимание коллективной психологии (коллективное настроение, коллективное творчество, коллективное действие).
Макаренко разработал учение о коллективе с опорой на активные методы воспитания.
Тема: Понятие социально психологической компетентностиСоциально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социальнопсихологическая компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.
В процессе общения человек является субъектом двух основных видов отношений:
Функции общения:
Набор сведений, которыми обмениваются люди можно рассматривать как информацию.
Следовательно, процесс коммуникации это процесс обмена информацией.
Основная цель информационного обмена это выработка общего смысла и согласия или сделать вывод по тем или иным ситуациям и проблемам.Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание этого механизма заключается в том что при общении происходит уточнение информации. Обратная связь осуществляется за счет процесса активного слушания.
Этот механизм включает в себя:
1Эффективная обратная связь
2Соответствие типа коммуникации целям и задачам общения
3Отсутствие коммуникативных барьеров
4Развернутое невербальное общение
5Доверительные отношения между партнерами по общению5, 3, 1, 2, 4
Кооперация – координация единичных усилий участников общения.
Конкуренция – взаимодействие при котором цели его участников не совпадают. Партнер по общению не представляет угрозы, а проигравший занимает более низкое место в рейтинге. Победитель оказывается в выигрыше, а партнер по общению в проигрыше.
Конфронтация – возникает намерение нанести ущерб партнеру по взаимодействию.
Конфликт – наиболее острая форма взаимодействия при которой партнеры намеренно причиняют ущерб друг другу.
В соответствии с основными видами взаимодействия выделяют ведущие стратегии поведения:
^ По мнению Берна в личности человека существуют различные состояния Я.
Игра – серия следующих друг за другом транзакций с четко определенным и предсказуемым итогом.
Сценарий – постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей.
Социальная перцепция – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками и прогнозирование на этой основе его поступков.
Социальная перцепция всегда содержит два основных аспекта:
Проекция – неосознанное непроизвольное приписывание человеком окружающим своих собственных психологических качеств и состояний.
^ – первичное впечатление о человеке может оказать большее влияние на формирование его образа чем все последующие.
Эффект новизны – соответствие складывающегося образа человека тем сведениям о нем, которые поступили последними.
^ – возможность по некоторым воспринятым деталям предмета предугадать форму и другие его характеристики.
Эффект ореола – устойчивость первого впечатления и в нежелании его изменять.
^ – связывание различных признаков между собой (типичная внешность и типичное поведение). И с помощью сформированных связей по одному из признаков прогнозируются остальные составляющие личности.
Механизм стереотипизации
Стереотип – устойчивое представление, о каких-то явлениях людях событиях свойственные представителям той или иной социальной группы.
Виды:
userdocs.ru
Психология: методы общения
Напечатать страницу
Mетоды общения
В психологии существует много разных определений такого понятия, как «общение». Это связано со своеобразным подходом и взглядами каждого из психологов на проблему. Большинство из них считают, что общение – это вид высшей психической деятельности отдельного человека в процессе установления контактов с окружающим миром, с живыми организмами, и их развитие. Такие взаимоотношения порождаются потребностью в совместной деятельности, включает в себя потребность обмена информацией, процесс общения обладает взаимным восприятием и попыткой воздействия друг на друга.В психологии общения ученые применяют методы психодиагностики. Существуют малоформализованные методики ,такие как: опросы, наблюдения, беседы, а также выделяют высокоформализованные методики, к которым относят анкеты, тесты, психофизиологические и проективные методики. Существует два средства общения в психологии: вербальное (знаковое) общение и невербальное общение. Вербальное средство общения происходит при помощи слов. А невербальное осуществляется путем передачи информации через жестикуляцию, мимику, позу, интонации, пространственное расположение, визуальный контакт, пара- и экстралингвистику и т.д.
В психологии общение как социально-психологический процесс взаимопонимания между членами общества сложился по двум каналам, кроме речевого (вербального) выделяют и неречевой канал (невербальный) общения. Невербальные средства общения в психологии это очень важное составляющее любого общения. Важно правильно уметь пользоваться невербальными средствами, понимать бессловесный язык жестов и поз, мимики. Невербальные средства общения психологии призваны выполнять следующие функции: замещение речи, дополнение устной речи, репрезентация эмоционального состояния участников общения. Есть теория, что устная речь , то есть вербальное общение развивалось как вариант жестикуляции. С развитием речи невербальные средства общения психология отправила на второй план. Но, тем не менее, в любом вербальном контакте людей устная речь сопровождается жестами, мимикой, визуальным контактом.
Невербальные средства общения психология классифицирует следующим образом:1. Экспрессивно-выразительные движения, к ним относят: мимику, жестикуляцию, позы тела, походку.2. Движения тактильные: похлопывание собеседника по спине, плечу, рукопожатие, поцелуи и прикосновения.3. Визуально-контактный взгляд, рассматривают направление взгляда, частота визуального контакта, длительность взгляда.4. Движения пространственные: дистанция между собеседниками, ориентация в пространстве, размещение за столом.
В процессе вербального или невербального общения между людьми неизбежно возникают несогласия и столкновения взглядов. В психологии этот процесс носит название конфликта. В психологии общения конфликты подразумевают отсутствие между участниками взаимодействия согласия, возникновение трудно разрешимого противоречия между людьми, которое связано с эмоциональными переживаниями. Значение конфликта в общении зависит от его последствий. ПО исходу конфликта они делятся на 2 группы. Функциональные конфликты и дисфункциональные. Если первая группа приводит к разрешению возникшей в общении проблемы, вследствие чего отношения восстанавливаются, то конфликт для сохранения общения имеет положительное значение. Вторая группа конфликтов приводит к разрушению выстроенных отношений, и как следствие, они становятся очень напряженными. Очень важно уметь правильно вести себя в конфликтных ситуациях. С этой целью психологи разработали много рекомендаций, которые помогают людям избежать конфликтов или правильно выйти из создавшихся ситуаций.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
juleta.ru
Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них — это заражение, внушение, подражание.
Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.
Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.
Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.
В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.
Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».
Как категория «деятельность» связывает между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», с одной стороны, и понятия «норма», «эталон», «культура» — с другой?
2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися».
Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?
3. Если «личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реальных поступках», то каковы возможности школы в становлении личности?
4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими" не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта?
5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?
6. Психолог Т.В.Драгунова так характеризует подростковый возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга... Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка... Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появится желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка».
В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общности и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни?
Литература для чтения
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.
Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.
Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.,1982.
Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.217-224.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.
Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
studfiles.net
3.1. Функции и структура общения
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое-диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной
компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».
Виды общения
1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут ли последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.
Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.
Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его цель - активизировать мышление личности при усвоении информации, формировать у нее убежденность.
Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная позиция.
Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.
Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.
Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания.
Подражание как сознательная или бессознательная имитация чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.
Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.
Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании цель достигается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.
Принуждение по сравнению с предыдущими методами - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.
В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.
Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми - важное условие успеха.
studfiles.net