Способы воздействия в процессе общения. Психология методы общения


Виды и методы общения 8

Тема: Виды и методы общения 8

Тема: Общение как коммуникация. 10

Тема: Транзактный анализ Э. Берна. 12

Тема: Перцептивная сторона общения. 13

Тревожность 5,

Фрустрация 6,

Агрессивность 10,

Ригидность 10.

Тема: История становления и развития социальной психологии.

Периоды развития СП

  1. Период накопления знаний в сферах философии и общей психологии(VI до н.э. – XIX). Ученые строили теории о человеке, его душе, об обществе, о его социальном и политическом строе, мироздании в целом.Предпосылки социальной психологии:
  • Опыт использования законов общественной жизни.
  • Ораторское искусство древней Греции (приемы и техники управления вниманием толпы эмоционально психологическим состоянием больших и малых групп).
  • Опыт использования средств искусства в обыденных и праздничных ситуациях для формирования социально-приемлемых ценностей.
  • Опыт действия жрецов, шаманов (приемы суггестивного воздействия на аудиторию).
  • Культурно психологические традиции буддизма (приемы психотренинга и психорегуляции)
  1. Выделение социальной психологии из философии в самостоятельную область знания(50-60гг XIXв – 20е годы XXв)Это стадия на которой происходил сбор эмпирических данныхПредпосылки социально-психологических теорий:
    Ученый Основные идеи
    Платон Особенности поведения масс, теория массовых соц. явлений
    Аристотель Идеи об общественных инстинктах, объединяющих социум
    Спиноза

    Локк

    Руссо

    Социально-психологическое объяснение процессов общественной жизни
    Гельвеций Создал теорию, объясняющую, как на развитие личности влияет социум
    Фейербах Объяснил роль и сущность социально-психологического общения для развития личности
    Белинский

    Герцен

    Чернышевский

    Писарев

    Научный анализ социально-психологических явлений (социальные настроения, общественное мнение, нравы, обычаи)
  2. Период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и его современного развития (с 20х г XXв. По наст. время).

    Михайловский создал учение о «толпе» - толпа представляет собой социально психологическое явление (психологические особенности вожака, героя, механизмы взаимодействия людей в толпе: внушение, подражание, заражение).

    Бехтерев занимался изучением рефлексов, принципы рефлексологического объяснения поведения человека были распространены на понимание коллективной психологии (коллективное настроение, коллективное творчество, коллективное действие).

    Макаренко разработал учение о коллективе с опорой на активные методы воспитания.

На современном этапе социальная психология разрабатывает следующие вопросы:
  1. групповые процессы
  2. оказание помощи
  3. агрессия и аутоагрессия
  4. социальные аспекты преступлений
  5. социализация
  6. кросскультурные исследования (социальные особенности представителей различных культур, народов …).

Тема: Понятие социально психологической компетентностиСоциально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социальнопсихологическая компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

  • умение ориентироваться в социальных ситуациях
  • определение личностных особенностей и эмоционального состояния
  • выбор адекватных способов взаимодействия
  • умение поставить себя на место других
  • способность работать в группе
  • толерантность
  • рефлексия (способность анализировать свои поступки, действия планы)
  • креативность
  • готовность к саморазвитию самосовершенствованию и к самообразованию
Тема: Понятие общения функции и типы общенияОбщение – многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии действий, восприятие и понимание другого человека.

В процессе общения человек является субъектом двух основных видов отношений:

  1. общественные отношения – индивиды являются представителями определенных общественных групп. При этом выполняются определенные социальные роли – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.
  2. Межличностные психологические отношения – особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. При этом выполняется межличностная роль – положение человека в группе на основе индивидуальных психологических особенностей личностей личности.

Функции общения:

  1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе деятельности. При помощи общения деятельность планируется, ставятся цели, осуществляется контроль.
  2. Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения личности человека. На определенных стадиях развития общение со взрослыми формирует психику ребенка.
  3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность узнать и подтвердить самого себя.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений – эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми и накладывают свой отпечаток на все виды отношений: от деловых до духовных.
  5. Внутриличностная – реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь. Это способ мышления человека и его самоанализ.
Типы общения:
              1. Императивный тип – авторитарная форма взаимодействия с целью достижения контроля над поведением другого человека, представляет собой принуждение к определенным действиям и решениям. Эта цель открыта. В качестве средств влияния используются приказы, требования, предписания, угрозы.
              2. Манипулятивный тип – это форма межличностного общения при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрыто. Цель общения – контроль над поведением и мыслями человека. Чаще всего манипулятор использует в своих целях такие человеческие качества как гордыня, тщеславие, самолюбие, гордость, неуверенность, жалость итд.
              3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие с целью взаимного познания партнеров по общению. Этот тип общения личностно ориентирован, истинное желание и чувства открыты; общающиеся настроены на состояние друг друга.
Диалог возможен при соблюдении ряда правил:
  1. наличие психологического настроя на собеседника
  2. использование безоценочного восприятия личности партнеров
  3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнения и решения
  4. следует вести разговор от своего имени, представлять свои истинные чувства и желания.
^ По содержанию:
  1. “контакт масок”
  2. Формальное общение – когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, внутреннее состояние. При таком общении используются маски.(вежливость, строгость, безразличие, внимание) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть реальные эмоции, отношение к собеседнику.
  3. Деловое общение – при деловом общении учитываются те особенности личности, характера, которые влияют на дело
  4. Светское общение – люди говорят не то что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях.
  5. Примитивное общение – оценивает другого человека как нужный или мешающий объект
  6. Формально ролевое общение – содержание средство общения подчинены исполнению определенной социальной роли.
  7. Духовное общение – общение с целью узнать личность, интересы убеждения человека.
По специфике обратной связи:
              1. Прямое (непосредственное) – прямое естественное общение, когда субъекты находятся рядом и общаются при помощи речи и невербальных средств.
              2. Косвенное (опосредованное) – происходит в тех ситуациях, когда субъекты отдалены друг от друга временем или расстоянием. При этом существует неполный психологический контакт. Обратная связь затруднена.
              3. Массовое общение – представляет собой множественные контакты малознакомых или незнакомых или незнакомых людей.
Средства общения
    1. вербальные средства:
    1. речь – основное средство общения, при её помощи передается основная масса информации.
      1. невербальные средства:
    1. кинестетические- мимика – движение мышц лица (можно распознать основные эмоциональные состояния человека: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение).- жесты (коммуникативные, модальные(выражающие оценку отношение), описательные)- походка- пантомимикапоза – положение тела типичное для данной культуры- просодические средства (ритмико-интонационные стороны речи)- экстралингвистические – включение в речь пауз, покашливаний, смех, звуков итд.- проксемические – специальная область психологии которая занимается пространственной временной организацией процесса общения. Существуют определенные зоны общения 1) интимная или личная 15-45см2) персональная зона 45-120см возможен индивидуальный зрительный контакт3) социальная зона 120-400см общение на официальных встречах или с людьми которых не очень хорошо знают4) публичная зона больше 4м общение с большими группами людей
    2. просодические
    3. экстралингвистические
    4. такесические
    5. проксемические
    Требования к речи:
    1. наличие цели
    2. словарный запас
    3. умение удерживать внимание
    ^ В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками итд.

    Набор сведений, которыми обмениваются люди можно рассматривать как информацию.

    Следовательно, процесс коммуникации это процесс обмена информацией.

    Основная цель информационного обмена это выработка общего смысла и согласия или сделать вывод по тем или иным ситуациям и проблемам.Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание этого механизма заключается в том что при общении происходит уточнение информации. Обратная связь осуществляется за счет процесса активного слушания.

    Этот механизм включает в себя:

    1. Внимание к человеку (установка на разговор и визуальный контакт).
    2. Правильная установка на общение (одобрение, самоодобрение, эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека).
    3. Рефлексивное слушание.
                  1. Выяснение – обращение к говорящему за уточнением.
                  2. Перефразирование – формулировка той же мысли другими словами.
                  3. Отражение чувств – перефразирование эмоционального состояния собеседника.
                  4. Резюмирование – подведение итогов основных идей и чувств говорящего.
    Процессу обмена информацией могут препятствовать коммуникативные барьеры – психологические препятствия на пути адекватной передачи информации.
    1. социально-культурные барьеры:
                  1. социальные – возникает из-за различий социальных статусов
                  2. политические – из-за различий политических взглядов
                  3. религиозные
                  4. профессиональные
    1. эмоциональные барьеры (отвращение, гнев, страдание, презрение, страх, стыд, вина, плохое настроение)
    2. субъективные барьеры (сформировались на базе темперамента, характера, типа акцентуации)
    3. барьеры понимания
    1. фонетические (невыразительная речь, скороговорка, слишком медленный темп речи, звуки и слова паразиты)
    2. семантические – барьеры связанные с ограниченным словарным запасом.
    3. Логические –

    1Эффективная обратная связь

    2Соответствие типа коммуникации целям и задачам общения

    3Отсутствие коммуникативных барьеров

    4Развернутое невербальное общение

    5Доверительные отношения между партнерами по общению5, 3, 1, 2, 4

    Кооперация – координация единичных усилий участников общения.

    Конкуренция – взаимодействие при котором цели его участников не совпадают. Партнер по общению не представляет угрозы, а проигравший занимает более низкое место в рейтинге. Победитель оказывается в выигрыше, а партнер по общению в проигрыше.

    Конфронтация – возникает намерение нанести ущерб партнеру по взаимодействию.

    Конфликт – наиболее острая форма взаимодействия при которой партнеры намеренно причиняют ущерб друг другу.

    В соответствии с основными видами взаимодействия выделяют ведущие стратегии поведения:

    1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.
    2. Противодействие – ориентация на свои цели без учета целей партнера.
    3. Компромисс – взаимная уступчивость.
    4. Уступчивость – жертвование собственными целями ради целей другого человека.
    5. Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей и целей партнера.

    ^ По мнению Берна в личности человека существуют различные состояния Я.

    1. Родитель - та информация которая была получена в детстве от значимых взрослых (наставления поучения социальные нормы запреты ... то есть информация о том как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации).фразы: прекрати немедленно хватит итд.
    2. Взрослый – способность человека объективно оценивать действительность по информации полученной в результате собственного опыта и на этой основе принимать независимые адекватные решения.
    3. Ребенок – чувственное начало в человеке. Включает в себя все импульсы присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творчество, капризность, обидчивость, легкомыслие эгоцентризм, упрямство.
    Берн разработал понятие игры

    Игра – серия следующих друг за другом транзакций с четко определенным и предсказуемым итогом.

    Сценарий – постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей.

    1. Я хороший и все хорошие
    2. Я хороший, а все плохие
    3. Я плохой, а все хорошие
    4. Я плохой и все плохие
    ^ Перцепция – восприятие.

    Социальная перцепция – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками и прогнозирование на этой основе его поступков.

    Социальная перцепция всегда содержит два основных аспекта:

    1. Когнитивный (познавательный) аспект – способность по внешним проявлениям понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности.
    2. Эмоциональный аспект – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент.
    Функции:
    1. Познание партнера по общению.
    2. Познание себя.
    3. Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.
    4. Установление эмоциональных отношений.
    Схема процесса социальной перцепции:
    1. Восприятие внешнего облика и поведения человека.
    2. Создание представлений о психологических особенностях и состоянии человека.
    3. Создание представлений о причинах и следствиях наблюдаемого поведения.
    4. Создание стратегии собственного поведения.
    Структура перцептивного процесса:
    1. Наблюдатель (субъект) – эффективное понимание ситуации зависит от следующих особенностей наблюдателя:
    1. Высокий культурный уровень;
    2. Высокий рефлексивный уровень, позволяющий отделить свои мысли от реального поведения наблюдаемого;
    3. Высокий интеллектуальный уровень;
    4. Высокий уровень личностной зрелости;
    1. Наблюдаемый (объект) – является автором сообщения. Для восприятия важны следующие признаки:
    1. Лицо человека;
    2. Поза;
    1. Ситуация общения
    1. Ролевая – ситуация в которой партнер воспринимается как носитель определенной роли принадлежащей определенной социальной группе;
    2. Межличностного взаимодействия – требует не просто соотнесения с какой-то ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности;
    3. Конфликтных взаимоотношений;
    Механизмы социальной перцепции:

    Проекция – неосознанное непроизвольное приписывание человеком окружающим своих собственных психологических качеств и состояний.

    ^ – первичное впечатление о человеке может оказать большее влияние на формирование его образа чем все последующие.

    Эффект новизны – соответствие складывающегося образа человека тем сведениям о нем, которые поступили последними.

    ^ – возможность по некоторым воспринятым деталям предмета предугадать форму и другие его характеристики.

    Эффект ореола – устойчивость первого впечатления и в нежелании его изменять.

    ^ – связывание различных признаков между собой (типичная внешность и типичное поведение). И с помощью сформированных связей по одному из признаков прогнозируются остальные составляющие личности.

    Механизм стереотипизации

    Стереотип – устойчивое представление, о каких-то явлениях людях событиях свойственные представителям той или иной социальной группы.

    Виды:

    1. Профессиональные
    2. Возрастные
    3. Половые
    Стеоритипизация – процесс формирования впечатления о человеке на основе групповых стереотипов.

    userdocs.ru

    Психология: методы общения - Женский журнал Джульета.ру

    Психология: методы общения

     Напечатать страницу

    Психология методы общения

    Mетоды общения

    В психологии существует много разных определений такого понятия, как «общение». Это связано со своеобразным подходом и взглядами каждого из психологов на проблему. Большинство из них считают, что общение – это вид высшей психической деятельности отдельного человека в процессе установления контактов с окружающим миром, с живыми организмами, и их развитие. Такие взаимоотношения порождаются потребностью в совместной деятельности, включает в себя потребность обмена информацией, процесс общения обладает взаимным восприятием и попыткой воздействия друг на друга.

    В психологии общения ученые применяют методы психодиагностики. Существуют малоформализованные методики ,такие как: опросы, наблюдения, беседы, а также выделяют высокоформализованные методики, к которым относят анкеты, тесты, психофизиологические и проективные методики. Существует два средства общения в психологии: вербальное (знаковое) общение и невербальное общение. Вербальное средство общения происходит при помощи слов. А невербальное осуществляется путем передачи информации через жестикуляцию, мимику, позу, интонации, пространственное расположение, визуальный контакт, пара- и экстралингвистику и т.д.

    В психологии общение как социально-психологический процесс взаимопонимания между членами общества сложился по двум каналам, кроме речевого (вербального) выделяют и неречевой канал (невербальный) общения. Невербальные средства общения в психологии это очень важное составляющее любого общения. Важно правильно уметь пользоваться невербальными средствами, понимать бессловесный язык жестов и поз, мимики. Невербальные средства общения психологии призваны выполнять следующие функции: замещение речи, дополнение устной речи, репрезентация эмоционального состояния участников общения. Есть теория, что устная речь , то есть вербальное общение развивалось как вариант жестикуляции. С развитием речи невербальные средства общения психология отправила на второй план. Но, тем не менее, в любом вербальном контакте людей устная речь сопровождается жестами, мимикой, визуальным контактом.

    Невербальные средства общения психология классифицирует следующим образом:1. Экспрессивно-выразительные движения, к ним относят: мимику, жестикуляцию, позы тела, походку.2. Движения тактильные: похлопывание собеседника по спине, плечу, рукопожатие, поцелуи и прикосновения.3. Визуально-контактный взгляд, рассматривают направление взгляда, частота визуального контакта, длительность взгляда.4. Движения пространственные: дистанция между собеседниками, ориентация в пространстве, размещение за столом.

    В процессе вербального или невербального общения между людьми неизбежно возникают несогласия и столкновения взглядов. В психологии этот процесс носит название конфликта. В психологии общения конфликты подразумевают отсутствие между участниками взаимодействия согласия, возникновение трудно разрешимого противоречия между людьми, которое связано с эмоциональными переживаниями. Значение конфликта в общении зависит от его последствий. ПО исходу конфликта они делятся на 2 группы. Функциональные конфликты и дисфункциональные. Если первая группа приводит к разрешению возникшей в общении проблемы, вследствие чего отношения восстанавливаются, то конфликт для сохранения общения имеет положительное значение. Вторая группа конфликтов приводит к разрушению выстроенных отношений, и как следствие, они становятся очень напряженными. Очень важно уметь правильно вести себя в конфликтных ситуациях. С этой целью психологи разработали много рекомендаций, которые помогают людям избежать конфликтов или правильно выйти из создавшихся ситуаций.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    juleta.ru

    Способы воздействия в процессе общения

    Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них — это заражение, внушение, подражание.

    Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

    Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

    Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

    В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

    Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

    Психологическое самообразование

    Вопросы для обсуждения и размышления

    1. Философ Э.В.Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».

    Как категория «деятельность» связывает между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», с одной стороны, и понятия «норма», «эталон», «культура» — с другой?

    2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок — это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися».

    Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?

    3. Если «личность начинается, реализуется и осуществляет себя в реальных поступках», то каковы возможности школы в становлении личности?

    4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими" не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие педагогические выводы можно сделать на основе этого факта?

    5. Почему первое впечатление школьников об учителе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?

    6. Психолог Т.В.Драгунова так характеризует подростковый возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга... Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка... Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появится желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка».

    В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общности и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни?

    Литература для чтения

    Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

    Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

    Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.

    Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

    Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

    Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.,1982.

    Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.217-224.

    Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

    Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

    Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

    Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.

    Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.

    Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987.

    Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

    Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2.

    Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.

    Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в вос­становительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994. №6.

    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1994.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

    studfiles.net

    Раздел 3 Психология общения. Основы психологии

    3.1. Функции и структура общения

    Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

    В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    К средствам общения относятся:

    1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

    2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

    3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

    4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

    5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

    Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое-диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

    Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной

    компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

    Виды общения

    1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

    2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут ли последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

    3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

    6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Социально-психологические методы управления общением

    Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

    Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

    Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

    Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его цель - активизировать мышление личности при усвоении информации, формировать у нее убежденность.

    Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная позиция.

    Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.

    Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

    Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Еще Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания.

    Подражание как сознательная или бессознательная имитация чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

    Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

    Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании цель достигается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

    Принуждение по сравнению с предыдущими методами - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

    В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

    Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, так и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми - важное условие успеха.

    studfiles.net