В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга. Психология личностного роста битянова


Н. Р. Битянова. Психология личностного роста

Анна ШахтароваКак изменить свою жизнь, чтобы стать счастливым. Психология личностного ростаДорогой мой читатель, я признательна Вам за то, что вы взяли в руки мою книгу. Выражаю уверенность, что она станет ответом на Ваши молитвы о помощи. В ней изложены эффективный метод качественно… — СУПЕР Издательство, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) электронная книга Подробнее...2018100электронная книга
Анна ШахтароваКак изменить свою жизнь, чтобы стать счастливым. Психология личностного ростаДорогой мой читатель, я признательна Вам за то, что вы взяли в руки мою книгу.Выражаю уверенность, что она станет ответом на Ваши молитвы о помощи. В ней изложены эффективный метод качественно… — СУПЕР Издательство, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее...2018бумажная книга
Валентин Иванович ПетрушинПсихология здоровья 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Профессиональное образование электронная книга Подробнее...2017729электронная книга
Валентин Иванович ПетрушинПсихология здоровья 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее...2017729электронная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее...20171165бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Профессиональное образование Подробнее...20171165бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее...20171399бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее...20171399бумажная книга
А. Р. АкимоваПсихология тренинга: исследования субъективных и объективных компонентов эффективностиМонография посвящена одной из актуальных проблем развития теории психологического тренинга и практической реализации психологического знания в различных видахгрупповой работы. В теоретической части… — ФЛИНТА, электронная книга Подробнее...2014150электронная книга
Слотина Татьяна ВикторовнаПсихология личности. Учебное пособиеИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер, Учебное пособие Подробнее...20171307бумажная книга
Психология личности. Учебное пособиеИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер, Учебное пособие Подробнее...2017986бумажная книга
Слотина Т.Психология личностиИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее...2017977бумажная книга
Слотина Татьяна ВикторовнаПсихология личности. Учебное пособиеПеред вами учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее известных зарубежных и… — Питер, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее...20171184бумажная книга
Кравцов Геннадий Григорьевич, Кравцова Елена ЕвгеньевнаПсихология игры. Культурно-исторический подходВозникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления… — Левъ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее...2017551бумажная книга
Кравцов Г.Психология игрыВозникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления… — Левъ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) - Подробнее...2017582бумажная книга

dic.academic.ru

В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга

НазваниеВ. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личност
Дата03.06.2013
Размер6.88 Mb.
ТипКнига

Похожие:

В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconПроблема самоопределения личности: теоретический анализ В. В. БелоусоваВ. В. Белоусова Проблеме самоопределения личности уделяется довольно много внимания в отечественной психологии (Гинзбург М. Р., 1988,...В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга icon
Воспитательная концепция Воспитательная концепция«Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания»
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconПомочь детям осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности. Помочь детям осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности«я» в области осознания умений и способностей; воспитывать, развивать и совершенствовать свою личность. Формирование классного коллектива,...В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconРазвитие творческого пространства как психологического состояния педагогического коллективаПедагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности; педагогики воспитания...
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга icon«Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой...В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга icon-Задачи моего исследования заключаются в том, чтобы показать значение идеала в духовном – нравственном становлении личности. Выяснить...
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconДоцент, кандидат пед наукТема №7 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания Доцент, кандидат пед наукВ. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconПонятие творчества, творческих способностей и творческой личности Понятие творчества, творческих способностей и творческой личностиМакроуровень актуализации творческих способностей: Психологические проблемы бытия творческой личности
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconКнига мастера психологии профессора Е. П. Ильина включает в себя четыре раздела: "Психология деятельности спортсмена", "Психология тренировочного процесса", "Социально-психологические аспекты спорта" и "Психология деятельности тренера".Издание предназначено для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического...В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга iconПрограмма «Детство» в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство»Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Тренинг личностного роста для старшеклассников

Разделы: Школьная психологическая служба

“Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни”.

(Китайская пословица)

Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной “стратегии жизни” старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.

Методические цели и задачи:

  • Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • Формировать установку о значимости своей личности;
  • Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Наглядность: Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.

Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения: 60 минут

План.

  1. Знакомство – самопрезентация.
  2. Упражнение “Обсуждение правил работы в группе”.
  3. Торг.
  4. Упражнение “Чистка луковицы”.
  5. Упражнение “Три года”.
  6. Представление о достигнутом успехе.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время: 5 минут.

Упражнение 1. “Самопрезентация”.

Цель:

- выявление представлений слушателей о себе;

- формирование установки о значимости своей личности;

- создание условий для самораскрытия.

Время: 5 минут.

Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

- Твое главное достоинство?

- Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время: 5 минут.

Процедура: Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”

Упражнение 3 “Торг”

Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время: 15 минут.

Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 “Чистка луковицы”.

Время: 5 минут.

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.

Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).

Цель: осознание как построить свою жизнь.

Время: 15 минут.

Технология выполнения:

  1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите…, заметьте, где ваше тело касается кресла, стула… Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.
  2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?
  3. Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что “меркнет свет”, или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.
  4. Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
  5. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
  6. Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
  7. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут

Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

  1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
  2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
  3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. “Рефлексия”.

Время: 5 минут

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста - М., издательство “Международная педагогическая академия”, 1995
  2. Дж. Рейнуотер “Это в ваших силах” - М., 1993
  3. Лидерс А. Г. “Психологический тренинг с подростками” - М., 2001
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тренинг личностного роста для студентов.

Тренинг личностного роста для студентов.

Автор: Бояджан Наталья Николаевна.

“Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни”.

(Китайская пословица)

Методические цели и задачи:

Ознакомить студентов с суждениями о себе;

Развивать представления студентов о своих жизненных целях и желаниях;

Формировать установку о значимости своей личности;

Выработать потребность осознать, как построить свою жизнь;

Воспитывать атмосферу открытости и доверия в студенческом коллективе.

Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения: 60 минут

План.

Знакомство – самопрезентация.

Упражнение “Обсуждение правил работы в группе”.

Торг.

Упражнение “Чистка луковицы”.

Упражнение “Три года”.

Представление о достигнутом успехе.

Рефлексия.

Ход занятия.

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время: 5 минут.

Упражнение 1. “Самопрезентация”.

Цель:

- выявление представлений слушателей о себе;

- формирование установки о значимости своей личности;

- создание условий для самораскрытия.

Время: 5 минут.

Процедура: Тьютор просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

- Твое главное достоинство?

- Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время: 5 минут.

Процедура: Тьютор объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”

Упражнение 3 “Торг”

Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время: 15 минут.

Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 “Чистка луковицы”.

Время: 5 минут.

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.

Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).

Цель: осознание как построить свою жизнь.

Время: 15 минут.

Технология выполнения:

Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите…, заметьте, где ваше тело касается кресла, стула… Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.

Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?

Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что “меркнет свет”, или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.

Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?

После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.

Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?

Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут

Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. “Рефлексия”.

Время: 5 минут

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

Битянова Н.Р. Психология личностного роста - М., издательство “Международная педагогическая академия”, 1995

Лидерс А. Г. “Психологический тренинг с подростками” - М., 2011.

infourok.ru

Рабочая программа "Самореализация подростка"

Областное государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №9

г.Черемхово

Утверждаю:

Директор ОГБОУ НПО ПУ-9

Балабанова М.Н. ___________

«____»_____2014г.

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПСИХОЛОГИИ

«САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА»

Разработала:

педагог-психолог

Яковлева М.А.

.

Черемхово, 2014

Пояснительная записка

Актуальность проблемы определения жизненных планов личности является очевидной на этапе взросления человека и с особой остротой встает перед старшими подростками, находящимися на пороге выбора профиля обучения и дальнейшего профессионального и личностного самоопределения. Еще Л.С. Выготский говорил, что сложность постановки жизненных целей не осознается ни родителями, ни педагогами, ни самими подростками. Когда говорят о слабости воли, следует подразумевать слабость целей, когда подростку просто незачем преодолевать разного рода препятствия, включая и собственную лень. Появление значимой цели решает и проблему воли. Если важная жизненная цель появилась, снимаются многие проблемы воспитания и обучения в данном возрасте.

Умение анализировать сложившуюся жизненную ситуацию, определять перспективу своего развития, видеть и знать свои индивидуальные особенности способствует личностному росту, укрепляет самосознание подростков, вооружает его алгоритмом действий в критические периоды жизни, требующие пересмотра итогов жизненного этапа и формирования новых задач.

Цель – научить подростков совершать осознанный и ответственный выбор целей и планов своей жизни, развивать у обучающихся самостоятельность и способность к самоопределению.

Задачи:

1 - учащиеся должны иметь представление о саморазвитии личности, о механизмах и психологических структурах личностного роста;

2 - иметь представление о способах определения жизненных планов;

3 - знать разновидности жизненных перспектив и планов;

4 - уметь адекватно понимать самого себя и осуществлять коррекцию самооценки;

5 - уметь анализировать жизненную ситуацию и формулировать отдаленные и близкие цели своей жизни;

6 - иметь практический опыт разработки жизненного плана на 3-5 лет для самого себя.

Особенности

Вопрос

Ответ

1.

На каком содержательном материале, и через какие формы работы можно реализовать задачи предпрофильной подготовки?

Психологическое информирование на базе практического пособия Н.Р. Битяновой «Психология личностного роста». Формы – лекции, практические занятия, тренинг.

2

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового?

Базовый курс психологии как учебного предмета лишь вскользь касается вопросов целеполагания и определения жизненных планов личности, подробно и глубоко, формирование практических навыков не предусмотрено в базовом курсе.

3

Каким образом будет выстроена логика подачи материала?

Логика подачи материала выстаивается по принципу «от теории – к практике», от овладения теоретическими основами, понятиями данной темы к анализу реальной жизненной ситуации. Это позволит обогатить представления подростков о психологических особенностях жизни человека, увидеть проблему на примере собственной жизни и практически научит решать ее.

4

Каким образом будет сгруппирован материал по разделам и темам?

Материал сгруппирован в 3 блока, соответствующие им 3 раздела, в которые входят 8 тем.

5

Сколько времени потребуется для изучения материала?

Данный курс рассчитан на 12 часов аудиторной работы.

6

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Методическое обеспечение данного курса представлено в приложении необходимыми диагностиками, теоретическими источниками и практическими заданиями.

7

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Овладение новыми знаниями, самопознание, самопонимание, анализ индивидуальных особенностей, планирование, диагностика, творческое самораскрытие.

8

Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

Переосмысление жизненных перспектив, анализ жизненной ситуации и формирование жизненных планов.

9

Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному спецкурсу?

Доля самостоятельной работы – 50%, ученик имеет возможность проявить себя в работе с литературой, проявить инициативу и творчество как в самопознании и самопобуждении, так и в планировании своих жизненных планов.

10

Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса

Критерии оценки работы и ее успешности: осознание сущности основных понятий темы, активность в решении задач, овладение знаниями по психологии личности, ответственность и целеустремленность в процессе работы, умение использовать полученные знания в практической деятельности, умение видеть свои индивидуальные особенности.

11

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу?

Динамика интереса к данному курсу фиксируется по «Карте работы на занятиях», которая заполняется учителем после каждого занятия и включает 4 параметра: эмоциональное состояние, активность ученика, включенность в работу, адекватность реакций.

12

Чем может завершиться изучение курса для ученика, какова форма отчетности?

Обучение завершается творческим отчетом: четко написанным и точно сформулированным жизненным планом личности, который предусматривает наличие целей и средств их достижения, сроков выполнения мероприятий и способов контроля. Итоговой оценкой является дифференцированный зачет.

Структура курса

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ЛИЧНОСТИ»

Модуль 1.

Что такое жизненный план личности

№ 1, 2, 3

Модуль 3.

Программирование личностного роста

№ 5, 6

Модуль 2

Самопознание и самопобуждение

№ 3, 4

Блок 1

Блок 2

Блок 3

Саморазвитие личности

техника самопознания

Я-реальное, Я - идеальное

Я- концепция

Анализ жизненной ситуации

Целеустремленность

Планирование

Жизненные цели

Содержание и учебная деятельность

Ссылки на цели

Часы

Тема занятия

Деятельность обучающихся

№№1, 2

1

Саморазвитие и механизмы личностного роста

Слушание, конспектирование информации, определение понятий.

№№ 2, 3

1

Разновидности целей жизни личности

Слушание, ответы на проблемные вопросы

№№ 3, 4

2

Ознакомление с техникой самопознания

Практическое участие в диагностических процедурах и упражнениях.

№№ 4

1

Прояснение «Я-концепции»

Выполнение упражнений и заданий на практическом занятии.

№№ 4, 5

2

«Я-реальное, Я-идеальное»

Рисование, анализ, описание и обобщение образов самого себя.

№№ 5

2

Анализ жизненной ситуации подростка

Анализ практической ситуации по предложенным вопросам.

№ 6

2

Планирование

Заполнение индивидуальных таблиц-планов, формулировка основных целей на данном жизненном этапе

№ 6

1

Формирование деловой целеустремленности

Работа с вопросником М.Вудкока и Д.Фрэнсиса для выяснения возможных причин не достижения целей.

Ожидаемые результаты

1. Имеющиеся представления у обучающихся о таких понятиях как саморазвитие личности, самопознание, самопобуждение, самореализация, о механизмах и психологических структурах личностного роста;

2. Знание способов определения жизненных планов;

3. Знание разновидности жизненных перспектив и планов;

4. Умение адекватно понимать самого себя и стабилизация самооценки;

5. Умение анализировать жизненную ситуацию и формулировать отдаленные и близкие цели своей жизни;

6.- Разработать жизненный план на 3-5 лет для самого себя.

Учебно-методическое обеспечение

Список основных понятий: личность, развитие личности, саморазвитие, личностный рост, самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация, самооценка, Я-концепция, образ «Я», цели жизни, отдаленные цели, ближайшие цели, перспективы жизни человека, жизненный план.

Психодиагностические материалы:

Бланк для самооценки личности

ФИО________________________________класс__________возраст_________

Дата ______________

Качества

Д

Д 2

Уступчивость

Смелость

Несдержанность

Настойчивость

Поспешность

Общительность

Неорганизованность

Целеустремленность

Трусость

Энергичность

Беспечность

Заботливость

Грубость

Терпеливость

Самоуверенность

Равнодушие

Активность

Красноречие

Упрямство

Доброжелательность

R = 1 – 0,00075хД2

R =до 0,3 – низкая корреляция Итого Д2 = _______________

R = 0,7- 1,0 – высокая корреляция

R = 0,4 – 0,6 –норма

Инструкция: перед вами список из 20 качеств личности. Выберите из них наиболее ярко выраженное у вас качество и в колонке (№), расположенной слева от списка качеств, поставьте цифру 1. затем выберите следующее по степени выраженности у вас качество и обозначьте его цифрой 2, и так далее. Наименее выраженное качество получит номер 20. После этого в колонке (№), расположенной справа от списка качеств, проранжируйте качества, оценивая их выраженность с позиций ваших товарищей, одноклассников, родителей.

Символ «Д» означает разницу между рангом, данным самому себе, и рангом, который вы поставили с позиций своих близких.

Символ «Д2» - это квадрат полученной разницы.

Затем необходимо посчитать коэффициент корреляции (R) по формуле, представленной под таблицей, где Д2 – сумма всех Д2 по всем 20-ти качествам.

Если полученный коэффициент корреляции меньше 0,4 или больше 0,6 – у вас неадекватная самооценка: в первом случае – завышенный уровень притязаний, во втором – заниженный уровень притязаний.

Упражнение. Разработка личного жизненного плана.

  1. Оцените свою жизненную ситуацию, ответив на перечисленные ниже вопросы, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности. Ответы можно держать в памяти, но лучше зафиксировать в своем дневнике или на бумаге.

Физическое и психическое состояние

Какова моя физическая форма?

Как часто я обращаюсь в больницу, поликлинику?

Часто ли пропускаю школу по болезни?

Занимаюсь ли я оздоровительным спортом?

Достаточно ли я сплю?

Питаюсь ли я правильно?

В норме ли мой вес?

Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния?

Какое настроение у меня преобладает?

Что меня больше тревожит (раздражает)?

Могу ли я управлять своим психическим состоянием?

Взаимоотношения с окружающими

Есть ли у меня друзья?

Широк ли их круг?

Как я забочусь о дружеских отношениях ?

Как часто я поддерживаю контакт с друзьями?

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?

Как я учитываю точку зрения других?

Интересует ли других мое мнение?

Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я оценивать людей, с которыми общаюсь?

Как это проявляется?

Как я себя веду в конфликтной ситуации?

Экономическое положение

Удовлетворен ли я своим экономическим положением?

Есть ли у меня долги?

Каковы мои потребности в финансировании?

Какие меры я могу предпринять для улучшения экономического положения?

Учение

Имею ли я четкую картину о своей учебной деятельности и её целях?

Что нужно делать и каких результатов я хочу добиться?

Помогает ли моя учеба в достижении других целей?

Каковы мои ближние и дальние планы относительно учебы?

Где я хотел бы учиться через 3 года?

Есть ли у меня энтузиазм и стремление к учебе?

Какие предметы мне даются легко?

Какие предметы мне не даются совсем?

Что является для меня мотиватором учебы сейчас? А через 5 лет?

Отвечает ли моя учеба моим потребностям?

Каковы слабые стороны моей учебной мотивации?

Где я хотел бы работать через 10 лет?

Общекультурное саморазвитие

Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, научную и художественную литературу?

Слежу ли я за новостями дня?

Посещаю ли я учреждения дополнительного образования, кружки по интересам?

Участвую ли я в общественной работе?

Есть ли у меня личный план развития?

Семейная жизнь

Понимаю ли я значение семьи?

Устраивает ли меня моя семейная ситуация на сегодняшний день?

Изменится ли она в ближайшие годы и как?

Уделяю ли я достаточно времени своей семье?

Есть ли в моей семье общие увлечения?

Знаю ли я членов своей семьи – их потребности и мнения?

Могу ли я создать и поддерживать в своей семье открытую и душевную атмосферу?

Как я могу развивать свою семейную жизнь?

2.Ответы на поставленные вопросы помогут вам глубже осознать свою жизненную ситуацию и составить личный план развития и профессионального определения.

Планирование

3.Сформулируйте 3-5 главных целей вашей жизни. Напротив каждой кратко напишите, почему они важны для вас и к какому сроку они должны осуществиться.

4. Укажите факторы, способствующие и препятствующие достижению ваших целей.

5. Каковы наиболее критические пункты в достижении ваших целей? Как их преодолеть?

6. Что вам нужно задействовать для достижения ваших целей (время, деньги, здоровье, пожертвовать другими интересами и т.д.)?

7. Готовы ли вы задействовать эти факторы или нужно изменить свои цели?

8. Запишите частные цели и планы деятельности, способствующие достижению ваших целей, в данную таблицу.

Для достижения поставленных мною жизненных целей необходимо поставить частные цели

Мероприятия по реализации частных целей

Время

Контроль

- когда

- как

В области здоровья, физического и психического состояния:

--

--

--

В области учебной деятельности

В области экономического положения

В сфере взаимоотношений с окружающими

В сфере саморазвития

В семейной жизни

Литература

  1. Абульханова – Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.

  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: Международная педагогическая академия,1995.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс,1986.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.,1999.

  5. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.: Дело,1982.

  6. Как построить свое «Я»./ Под ред. В.П.Зинченко.- М.: Педагогика,1991.

  7. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х.Ремшмидта. - М., 2000.

  8. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной.- М.,1998

  9. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- М., 1996.

infourok.ru