Рабочая программа по психологии 10-11 классы "Профессиональное самоопределение". Психология личности и профессиональное самоопределение рабочая программа


Рабочая программа "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

hello_html_5fb456a4.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 14 Психология личности и профессиональное самоопределение

название дисциплины

по специальности СПО

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

код название

Лиски

Рабочая программа дисциплины разработана на основании методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2015 года №06-443) по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016 года, протокол №1.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

Разработчики:

Попова Юлия Анатольевна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1, от 26.08.2016 г.

Председатель ЦК Попова М.А.

Программа одобрена на заседании УМС протокол №1, от 26.08.2016 г.

Заведующий научно-методическим отделением - С.А.Сарксян

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

9

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла.

    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоениядисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

– использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

– на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

– планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

– успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

– простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека:

– современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

– основные принципы и технологии выбора профессии;

– методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

– максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

– самостоятельной работы обучающегося 6 часов;

– консультации 4 часа.

2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области профессионального самоопределения, развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, психической регуляции поведения человека, современного состояния рынка труда, поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей специальности, а также овладение общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:

- по овладению знаниями;

- по закреплению и систематизации знаний;

- по формирования умений.

Консультации

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

3.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание: Предмет, задачи и содержание дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение». Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.

2

Тема 1.1.

Становление личности

Содержание: Основные концептуальные положения и ключевые понятия становления личности. Стадии профессионального становления личности. Ключевые понятия о развитии личности. Факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

11

Практические занятия:

1. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

2. Заполнение матрицы выбора специальности.

4

Самостоятельная работа:

- по овладению знаниями;

- по формирования умений.

1

Контрольная работа №1 «Становление личности»

1

Тема 1.2.

Психические особенности личности

Содержание: Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Общее понятие о психических процессах. Методы диагностики профессионального отбора: бдительность в условиях монотонии, переключение внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, сложная двигательная реакция, объем внимания, реакция на движущийся объект. Психологические особенности личности инвалидов. Адаптации. Адаптация инвалидов. Влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию.

13

Практические занятия:

1. Профессиональный отбор

4

Самостоятельная работа:

- по закреплению и систематизации знаний;

- по формирования умений.

2

Контрольная работа №2 «Психические особенности личности»

1

Тема 1.3. Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху

Содержание: Общее понятие о психических свойствах личности. Общее представление о памяти. Общее представление о внимании. Способности. Основные типы связей. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.

8

Практические занятия:

1. Человеческие возможности.

2

Самостоятельная работа:

- по овладению знаниями;

- по закреплению и систематизации знаний;

- по формирования умений.

1

Контрольная работа №3 «Человеческие возможности»

1

Тема 1.4.

Человек на рынке труда

Теоретическое занятие:

Развитие производственной инфраструктуры. Железнодорожный транспорт. Менеджмент на железнодорожном транспорте. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции. Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения. Безработица. Высшие учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

14

Практические занятия:

1. Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет.

2. Составление резюме.

3. Составление плана профессиональной карьеры

6

Самостоятельная работа:

- по овладению знаниями;

- по закреплению и систематизации знаний;

- по формирования умений.

2

Дифференцированный зачет

2

Итого аудиторных занятий

48

В том числе:

практических занятий

16

Итого самостоятельной работы

6

Консультации

4

Итого максимальная нагрузка

58

  1. 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

  3. Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории: «Кабинет гуманитарных дисциплин».

  4. Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • персональный компьютер;

  1. Комплект учебно-методической документации:

  1. 4.2. Информационное обеспечение обучения

  2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  3. Основные источники:

  4. 1. [1] Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (электронное издание).

  5. Дополнительные источники:

  1. 2. [3] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2016. – 583 с. (электронное издание)

  2. 3. [4] Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А.Г. – СПб.: Питер. 2012. – 320 с. (электронное издание)

  3. 5. [6]. Психология труда : конспект лекций. Г.X. Боронова, Н.В. Прусова. Издательство: Эксмо, 2008 г. - 160 с. (электронное издание)

  4. 6. [7] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2007. 499 с. (электронное издание)

  5. 7. [8] Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений/ [А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой, - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (электронное издание)

  6. 8. [9] Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д Сидоренко, О.П. Очинин, Н.В. Матящ]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с. (электронное издание)

  7. 9. [10] Аналитические материалы. Рейтинг лучших вузов России – 2016. – 28 с. (электронное издание)

  8. 10. [11] Атлас новых профессий. Москва. 2015. - 288 с. (электронное издание)

  9. Интернет-ресурсы

  10. 1. http://www.proftime.edu.ru

  11. 2. http://www.start4you.ru

  12. 3. http://www.rabochee-mesto.com

  13. 4. http://www.uzn.vrn.ru

  14. 5. http://www.ucheba.ru

  15. 6. psychology-online.net - сайт "Научная и популярная психология" Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум). Психоскоп. Путеводитель (ссылки). Exam Online ( 6 тестов). Биржа труда и др.

  16. 7. flogiston.ru - сайт "Флогистон. Психология из первых рук." Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.)

  17. 8.  ido.rudn.ru  (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу "Психология и Педагогика" (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Материалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых "Психология и педагогика" войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла. (Читать на месте, скачать нельзя.)

  18. 9. psi.webzone.ru - сайт под названием "Психологический словарь" Содержит: Сам Психологический on-line словарь, Тесты и Ссылки на сайты и каталоги схожей тематики.

  19. 10. http://rzd.ru/

  20. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  21. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного, зачета

  22. Таблица №1

    Требования к результатам
  23. освоения

  24. (должен уметь, знать)

    1. Функциональная принадлежность оценочного средства

    1. Уметь

    1. – применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими

    1. Практическое занятие «Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности»

    2. Практическое занятие

    3. «Заполнение матрицы выбора специальности»

    1. – использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения

    1. Практическое занятие

    2. «Профессиональный отбор»

    1. – на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения

    1. Практическое занятие «Человеческие возможности»

    1. – планировать и составлять временную перспективу своего будущего

    1. Практическое занятие «Определение изменений состава профессий и специальностей на одном из предприятий за последние пять лет»

    1. – успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде

    1. Практическое занятие «Составление резюме»

    2. Практическое занятие «Составление плана профессиональной карьеры»

    1. Знать

    1. – необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения

    1. Контрольная работа №1 «Становление личности»

    2. Дифференцированный зачет

    1. – простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека

    1. Контрольная работа №2 «Психические особенности личности»

    2. Дифференцированный зачет

    1. – современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью

    1. Контрольная работа №3 «Человеческие возможности»

    2. Дифференцированный зачет

    1. – основные принципы и технологии выбора профессии

    1. Дифференцированный зачет

    1. – методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности

    1. Дифференцированный зачет

  25. Таблица №2

  26. (для специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог)

    Требования к результатам
  27. освоения

  28. (общие компетенции)

    1. Формы и методысформированности компетенций

    1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    1. Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках специальности.

    1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

    1. Наблюдение за соблюдением технологии изготовления программного продукта.

    1. ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    1. Наблюдение за поведением в нестандартных и нештатных ситуациях.

    1. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения постановки профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    1. Наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач, практического задания.

    1. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    1. Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.

    1. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    1. Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями.

    1. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания

    1. Наблюдение за проявлением лидерских качеств, за самостоятельной организацией работы и качеством его выполнения.

    1. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    1. Наблюдение преподавателем за процессом самообразования (использование дополнительных информационных источников), за планированием студентом повышения квалификации (выполнение работы повышенной сложности).

    1. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

    1. Наблюдение за соблюдением действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий, обновлением программного обеспечения.

infourok.ru

Рабочая программа по психологии 10-11 классы "Профессиональное самоопределение"

Урок 32. Перспектива твоего профессионального старта.

Дать учащимся представление о сущности профессиональной карьеры как системе профессионального продвижения с учетом самореализации личности. Познакомить с факторами, влияющими на профессиональную карьеру.

Основы профессионального прогнозирования в процессе профессионального самоопределения.

Урок 33-34. Профессиональная направленность личности.

О профессиональной направленности. Шесть профессиональных типов личности. Опросник Дж.Голланда

Урок 35. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

Обобщение знаний по теме: «Планирование профессиональной карьеры». Составление психологического кроссворда.

Учебно-тематический план.

«Профессиональное самоопределение старшеклассников»

10 класс

Ур.

Тема

Количество

часов

Дата

проведения

коррекция

I

Что я знаю о своих возможностях

8

1.

Самооценка и уровень притязаний

1

9.09

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

16.09.

3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

23.09.

4

Что такое стресс.

1

30.09.

5

Определение типа мышления

1

7.10.

6

Внимание и память.

1

14.10.

7

Уровень внутренней свободы.

1

21.10.

8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

1

28.10.

II

Что я знаю о профессиях.

8

9

Классификации профессий. Признаки профессии.

1

11.11.

10

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

1

18.11

11

Определение типа будущей профессии.

1

25.11.

12

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

2.12.

13

Определение профессионального типа личности.

1

9.12.

14

Профессионально важные качества.

1

16.12.

15

Профессия и здоровье.

1

23.12.

16

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

1

28.12.

III

Способности и профессиональная пригодность

8

17

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

13.01.

18

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

20.01.

19

Способности к профессиям социального типа.

1

27.01.

20

Способности к офисным видам деятельности.

1

3.02.

21

Способность к предпринимательской деятельности.

1

10.02.

22

Эстетические способности.

1

1.02.

23.

Уровни профессиональной пригодности.

1

24.02.

24

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

1

3.03.

IV.

Планирование профессиональной карьеры

11

25.

Мотивы и потребности.

1

10.03.

26.

Возможные трудности и ошибки при выборе профессии

1

17.03.

27.

Мои личные и профессиональные планы

1

24.03.

28.

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.

1

7.04.

29.

Деловая игра

«А вот и я!»

1

14.04.

30.

Развитие умений по принятию решений

1

21.04.

31.

Шаг в профессию. Подготовка к профессиональной деятельности.

1

28.04.

32

Перспектива твоего профессионального старта

1

5.05.

33-34

Профессиональная направленность личности.

2

12.05., 19.05.

35.

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

1

26.05.

Содержание программы курса

«Профессиональное самоопределение старшеклассников»

11 класс

Тема 1. Что такое профориентация – 2 часа

Урок 1. «Что такое профориентация. Сбор информации. Выбор профессии»

Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в г. Екатеринбурге и Артёмовский. Профессиографические материалы. Профдиагностические методы. Компьютерные средства, Internet, литература и видеоматериалы. Государственные и коммерческие организации оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Упражнение «Представление». Урок 2. «Образовательная карта». Рынок образовательных услуг и рынок труда в г. Артёмовский «Образовательная карта». Высшие учебные заведения в г. Екатеринбурге. Среднетехнические факультеты и профессиональные училища. Рыночные отношения в сфере труда. Рынок рабочих и учебных мест

infourok.ru

Рабочая программа по курсу "Профессиональное самоопределение"

Утверждена

Директор МОУ СОШ №3

_____________ Истратий Е.К.

_____________ 2014-2015 уч.г.

Программа

по элективному курсу:

«Профессиональное самоопределение»

(9 «А» класс)

Подготовила: Сорокина А.В.

Ярославль, 2014-2015 гг

Структура рабочей программы

«Профессиональное самоопределение»

Содержание

1.Программа образования

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.2 Цели курса. ………………………………………..……………………………4

1.3 Задачи курса…………………………………………….………………………4

1.4 Реализация программы курса………………………………………………… 5

2. Тематическое планирование занятий ……………………………………………..6

3. Методическое обеспечение…………………………………………………….…..7

4. Ожидаемые результаты……………………………………………………………. 9

1.Психологическое обоснование концепции использование курса «Профессиональное самоопределение»

1.1 Пояснительная записка

Курс психологии подобран для учащихся 14-17 лет, программа строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Данная программа ориентирована на расширение кругозора учащихся в мире профессий. Современные экономические, экологические и социокультурные условия жизни нашего общества потребовали изменения приоритетов целей образования и воспитания в сторону более полной реализации из развивающих функций. В связи с этим неуклонно расширяются и функции профориентации. Она выступает не только как средство приобщения человека к определённому виду трудовой деятельности, но и как важнейший фактор воспитания у него социально значимых черт, его всестороннего развития.

Подростковый и юношеский возраст – период, когда учащиеся сталкиваются с вопросами самоопределения, дальнейшего выбора профессии. Учащийся видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе. Самоопределение – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии учащийся определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.

Задача данной программы состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого создана профессионально-ориентированная программа, основным направлением которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Её реализация должна способствовать социализации учащихся, а также выработке у них устойчивой мотивации к выбору своих будущих профессиональных устремлений.

Форма занятий: лекции, беседы, дискуссии, тренинги, игры, устные выступления учащихся.

Программа рассчитана на один час в неделю для 9 «А» класса, один раз в неделю, 33 часа в год.

1.2 Цель курса:

Способствовать формированию у учащихся устойчивой мотивации к будущему освоению мира профессий; самопознание и карьерное самоопределение.

1.3 Задачи курса:

  • Информировать учащихся о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессии и личности;

  • Формировать стремление к адекватной самооценке, самовоспитанию и профессиональному самоопределению;

  • Научить сопоставлять свои притязания, возможности и желания с требованиями профессии к здоровью, знаниям, личностным качествам;

  • Рекомендовать выбор определенных сфер трудовой деятельности для полного ознакомления с миром профессий.

  • Формирование у учащихся системы научных понятий;

  • Овладение некоторыми методами психологии;

  • Способствовать собственному самоопределению учащихся;

  • Воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, творчеству, активности, познанию;

  • Творческая реализация;

  • Знакомство с миром профессий;

  • Самопознание и самоопределение.

1.4 Реализация программы курса предполагает:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между учителем и учеником;

  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем;

  3. Использование психологических знаний в размышлении о человеке и его месте в обществе, развитие нравственности.

  4. Использование разных техник ведения занятий: беседы, дискуссии, доклады, лекции, игры, знакомство с опросниками.

2.Тематическое планирование занятий

Дата календ.

Дата

факт

Тема

Количество

часов

Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Понятие о науке психологии.

1

Стратегия выбора профессии.

1

«Хочу», «Могу», «Надо».

1

Самооценка и уровень притязаний.

1

Чувства и эмоции.

1

Темперамент и профессия.

1

Определение типа темперамента и его соотнесение с выбранной профессией.

2

Характер и выбор профессии.

1

Профессия и здоровье.

1

Интересы и склонности в выборе профессии.

2

Определение интересов и склонностей при выборе профессии.

1

Формула профессии.

1

Классификация профессий.

1

Способности и профессиональная пригодность.

1

Тип мышления и выбор профессии.

1

Представления о себе и выборе профиля обучения.

1

Ошибки в выборе профессии.

1

Профориентационная игра «Оптимисты и скептики».

1

Современный рынок труда.

1

Пути получения профессии.

1

Навыки самопрезентации.

1

Способы эффективной самопрезентации.

1

Как правильно написать резюме.

1

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу».

1

Что я знаю о мире профессий.

1

Презентация профессий.

1

Турнир «Клуб знатоков профессий».

1

Профориентационная игра «В мире профессий».

1

Профориентационная игра «Профсоюз».

1

Определение уровня готовности к профессиональному самоопределению.

2

Рефлексия.

1

Итого: 33 часа

3. Методическое обеспечение

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

  1. Гуманизация образования

  2. Интеграция предметов

  3. Дифференциация и индивидуализация обучения

  4. Природосообразность материала

  5. Доступность образования

  6. Логичность и системность изложения материала

  7. Полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

Учащиеся на уроке познают не только мир профессий человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.

Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях мира профессий, способствуют более ответственному отношению к будущему определению, формированию устойчивой мотивации к дальнейшему обучению, в понравившейся сфере.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы. Ведется индивидуальная работа в тетради. Работа на занятиях проходит за партами, а так же, при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году). Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.   В курсе используются современные психологические теории и методики. Активно используется продукция "ИМАТОН". Использованы методики Климова, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Работа по программе курса предполагает следующие методические приемы:

  1. Устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

  2. “Универсализация” трудностей через использование проективных форм

  3. Обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

  4. Тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие упражнения, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение учащихся к собственным затруднениям;

  5. Контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся.

4. Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

  • Информацию о профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессией личности

  • Классификацию традиционных профессий, представленных в современном обществе

  • Классификацию инновационных профессий, представленных в современном обществе

  • Информационную составляющую профессий

  • Ориентироваться в категориях и понятиях: профессия, карьера, специализация, умения, навыки, знания, способности, характер, темперамент

  • Информацию о своих отличительных особенностях: тип мышления, особенности темперамента, преобладающие способности и навыки

Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться различного рода диагностическим психологическим инструментарием

  • Анализировать свои способности и соотносить их с профессиональными запросами профессии

  • Ориентироваться в мире профессий

  • Соотносить различного рода профессии и категориями рынка труда

  • Оценивать востребованность той или иной профессии в соответствии с запросами рынка труда

  • Ориентироваться в учебных заведениях относительно выбранной ими будущей профессии или специальности

infourok.ru

Программа по личностному и профессиональному самоопределению

«СОГЛАСОВАНО»

на методическом совете

СС СППД

Протокол № 7

от 17.03.10

Программа

по личностному и профессиональному самоопределению

Выполнил: педагог-психолог

МБОУ «СШ № 37»

Евдокименкова Ю.О.

Г. Смоленск

2010

Пояснительная записка

 Актуальность. Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально – культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания.

Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально – экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Предлагаемая программа занятия со старшеклассниками представляет собой конспекты уроков. Весь цикл состоит из 17 занятий, каждое длительностью 45 мин.

Программа по личностному и профессиональному самоопределению разработана, с одной стороны,  для развития представлений старшеклассников о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, для осознания  своей личностной позиции и, с другой стороны, для развития коммуникативной компетентности, освоения разных форм и методов общения, осознания своих возможностей в этой области, необходимых во всех профессиональных видах деятельности.

Программа рассчитана на работу с группой старшеклассников (9-10 классы). Важно, чтобы все участники заинтересованно работали на тренинге и занятиях. Поэтому особое внимание следует обратить на мотивационный этап. Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Цель программы: предупреждение трудностей профессионального самоопределения.

Задачи программы:

  • активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
  • осознание жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;
  • содействие в определение профессиональных интересов и склонностей;
  • содействие в построении идеального и адекватного образа профессий;
  • активизация самопознания;
  • содействие в построении адекватного образа «Я»;
  • развитие умения выделять профессионально важные качества профессий;
  • активизация размышлений о соответствии собственных качеств и требований профессии;
  • обучение методами совладения со стрессовыми ситуациями;
  • формирование стрессоустойчивого поведения в экстремальных ситуациях и др.

В данной работе применялись следующие методы: анализ литературных источников по проблематике; беседа, наблюдение, использование различных опросников, игры с элементами психотренинга.

Структура работы: пояснительная записка, тематический план, 17 занятий, список использованной литературы.

Занятия 1.

Тема. В мире профессий

Цель: активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения.

  1. Вводная часть.
  1. Знакомство с учащимися.
  1. Основная часть

Цель: изучение нового теоретического материала

Вступительное слово о значимости выбора профессии в жизни человека.

Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков (педагог, врач).

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии,        ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач – стоматолог)

Должность - это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением)

Типы профессий

Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.

        Выделяют пять основных типов профессий:

  • человек – техника
  • человек – человек
  • человек – природа
  • человек – знаковая система
  • человек – художественный образ

Человек – техника: включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).

Человек – человек: труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор).

Человек – природа: к этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, геолог).

Человек – знаковая система: Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, символы, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер).

Человек – художественный образ: Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).

После чего участником выдаются и обсуждаются вмести с ними памятки на тему: «Сознательный выбор профессии..» и «Ошибки при выборе профессии».

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

  • знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов
  •  изучении своих способностей
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;учете материальных условий семьи;
  • учете ситуации на рынке труда.

Ошибки при выборе профессии:

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях;
  • неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
  • незнание пути получения профессии;
  • неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
  • перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
  • отождествление школьного учебного предмета с профессией;
  • устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
  1. Упражнение «Человек-профессия».

Цель: побуждение интереса участников к выбору профессий; дать возможность участникам «посмотреть на себя со стороны».

Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа «ассоциации».

Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему дается на это три попытки.

Правила: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос:

«С какой профессией ассоциируется загаданный человек?» каждый должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).

3. Заполнение анкеты

Цель: проверка знаний о личностном и профессиональном самоопределение на начальном этапе.

Ученикам раздаются готовые бланки с вопросами, после чего они отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительная часть

Цель: подведение итогов

4. Обсуждение того, что нового узнали учащиеся на этом занятии

Рефлексия: нарисуйте цвет вашего настроение!

Занятия 2.

Тема. Новые профессии на рынке труда.

Цель: ознакомить с новыми профессиями, появившимися в последнее десятилетие; библиографический обзор литературы по профориентации.

  1. Вводная часть.

1. Игра «Передача хлопка»

Цель: разминка перед занятием.

Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз.

  1. Основная часть

2. Знакомство с различной литературой

Цель: знакомство с литературой.

3. Какие профессии вы знаете?

Цель: знакомство с новыми профессиями.

В начале идет опрос по поводу знаний профессий, после чего ведущий знакомит учеников с новыми профессиями.

Раздаются каждому ученику карточки на которых написаны 5 различных профессий и 3 варианта, что эта профессия из себя представляет. Ученик должен выбрать правильный ответ и обосновать ответ. Каждому ученику разные карточки раздаются.

Например:

1). Логистик – это:

а) тот, кто изучает логику;

б) специалист по организации транспортировки продукции;

в) организатор конференций и симпозиумов.

2). Веб-дизайнер – это:

а) тот, кто работает на компьютере;

б) разработчик компьютерных программ;

в) разработчик проектов сайтов.

3). Фандрайзер – это:

а) тот,кто ищет деньги и возможности для своей организации;

б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса;

в) специалист, изучающий пути развития организации.

4). РR-агент – это:

а) тот, кто связан с политикой;

б) специалист по рекламе и связям с общественностью;

в) посредник между организациями и людьми

5). Культуролог – это:

а) тренер по культуризму;

б) исследователь взаимоотношений человека и общества;

в) предсказатель будущего.

4. Упражнение «Угадай профессию».

Цель: познакомить участников со схемой анализа профессий

Я загадываю профессию. Ваша задача: с помощью вопросов отгадать ее. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет».

Обсуждение:

  • насколько трудно было отгадывать задуманную профессию?
  • А что могло бы помочь отгадать ее быстрее?
  • как вы считаете, какие вопросы были наиболее удачными, полезными?

5. Упражнение «Кто есть кто?»

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможно вариант проведения ее в классе. Время проигрывание – 5-7 минут.

Процедура игры: сейчас давайте запишем на доске различные профессии. Затем я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии). А в это время я на доске отмечать на против профессии фамилию участников. После чего идет анализ работы.

  1. Заключительная часть

Цель: подведение итогов

6. Обсуждение того, что нового узнали учащиеся на этом занятии

Рефлексия: нарисуйте,  эмоциональное состояние, которые вы испытывали в течение всего занятия.

Занятие 3.

Тема. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

Цель: сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации»; их значение в профессиональном самоопределении.

  1. Вводная часть

1. Какие профессии вы знаете?

Цель: повторение материала с прошлого занятия

  1. Основная часть

2. Теоретическая часть.

Цель: изучение нового теоретического материала

Ценностные ориентации – это (от франц. - установка)  - 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации  формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система  ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Мотивация – это побуждение, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личность является не столько способность, сколько мотивация человека и его жизненные цели.

Мотив  - это двигатель человеческих поступков.

Приведите примеры, когда мотивация может быть направлена на успех!

Например:

  • готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично»;
  • тренируюсь, чтобы победить на состязании, получить «золото».

Мотивация направлена на избегание неудачи:

например:

  • готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку;
  • тренируюсь, чтобы не проиграть на соревнованиях.

3. Тест-опросник: Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (А.Реан)

Цель: выявить мотивацию у учащихся

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику.

«Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18,19, 20.

«нет»: 4, 5, 7, 9,13,15, 17.

Обработка и критерии.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.

После чего идет обсуждение результатов диагностике.

  1. Заключительная часть

Цель: подведение итогов

4. Обсуждение того, что нового узнали учащиеся на этом занятии

Рефлексия: расскажите, на какой цветок или животное вы похоже после нашего занятия.

Занятие 4.

Тема. Учет интересов в профессиональном самоопределении.

Цель:

nsportal.ru

Программа "Профессиональное самоопределение школьников"

Департамент образования

г. Москвы

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная

Частная Школа «Премьер» города Москвы

Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18

E-mail: [email protected]

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

председатель методического объединения

__________/_____________

Протокол № ____

от «____» _______2015 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР, по ВР

____________________

/Е.Б. Машина /

/А.И. Аштрафзянов /

«____»_________2015 г.

«Утверждаю»

директор школы

____________________

/Ю.В. Андросова/

Приказ № _____

от «____» ___ 2015 г.

Рабочая программа

по элективному курсу

«Профессиональное и личностное самоопределение школьников»

для 8 класса

1 час в неделю/ 17 учебных часов

на 2015 – 2016 учебный год

Педагог - составитель:

педагог-психолог

АНО «Школа «Премьер»

ЮАО г. Москвы

Е.А. Селищева

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа разработана на основе методического материала Г.В. Резапкиной и адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы (процент внесенных изменений составляет 60%).

При составлении программы были использованы материалы:

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2014.

  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Академия, 2013.

  3. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Морозова Т.Ю., Селищева Е.А. Профориентационные занятия «Мой путь к успеху». Справочник классного руководителя №1.- М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011 г.

  4. Электронный ресурс www.metodkabi.net.ru

Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним;

- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

-сформировать готовность к быстрой профессиональной адаптации в современном обществе;

- обучить планированию профессиональной карьеры.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предъявляет требования к программам профориентационной работы со школьниками на ступени среднего (полного) общего образования. Она должна направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, подготовленного к жизненному самоопределению. Программа должна обеспечивать формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.

Программа должна содержать описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении, а также планируемые результаты по профессиональной ориентации и обучающихся.

Требования к результатам изучения курса

Личностные результаты освоения учебного курса:

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты освоения учебного курса:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Предметные результаты освоения учебного курса:

- готовность и способность к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Система оценивания достижений учащихся

Программа не предполагает оценивания с помощью отметок. Система оценивания «зачёт-незачёт».

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на одно полугодие при одном уроке в неделю.

Календарно – тематическое планирование учебного материала по элективному курсу

для учащихся 8 класса на 2015 – 2016 учебный год

Количество часов в курсе: 17 (1- в неделю)

№ уроков

Название темы и количество часов.

Сроки изучения (неделя месяца)

Оценивание

(если есть)

1

Тема 1. Знакомство с программой курса «Профессиональное и личностное самоопределение школьников». Стратегия выбора профессии

11.01-17.01

2-9

Что я знаю о своих возможностях?

2

Тема 2. Темперамент и выбор профессии

18.01-24.01

3

Тема 3. Характер и выбор профессии

25.01-31.01

4

Тема 4. Эмоциональность и выбор профессии

1.02-7.02

5

Тема 5. Конфликтность и выбор профессии

8.02-14.02

6

Тема 6. Интересы и выбор профессии

15.02-21.02

7-8

Тема 7,8. Способности и выбор профессии

22.02-28.02

9

Тема 9. Мой профессиональный профиль

29.02-6.03

10-16

Что я знаю о мире профессий?

10

Тема 10. Классификация профессий

7.03-13.03

11

Тема 11. Профессия, специальность, должность

14.03-20.03

12

Тема 12. Пути получения профессии

28.03-3.04

13

Тема 13. Интернет как помощник на пути профессионального и личностного самоопределения

4.04-10.04

14

Тема 14. Ошибки в выборе профессий

11.04-17.04

15

Тема 15. Профессия и здоровье

18.04-24.04

16

Тема 16. Моя профориентационная карта

25.04-1.05

17

Итоговое занятие

2.05-8.05

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2014.

  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Академия, 2013.

  3. Электронный ресурс www.metodkabi.net.ru

  4. Электронный ресурс www.narod.vch.ru

  5. Наглядное пособие «Выбери профессию – выбери свой Путь» (проектный продукт Осоткиной А., проект 2014 г.).

Список учебно-методической литературы

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2014.

  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Академия, 2013.

  3. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Морозова Т.Ю., Селищева Е.А. Профориентационные занятия «Мой путь к успеху». Справочник классного руководителя №1,2,3- М.: МЦФЭР Ресурсы образования, 2011 г.

infourok.ru

Календарно-тематический план по дисциплине "Психология личности и профессиональное самоопределение"

  • в графе 1 «Наименование разделов, тем» последовательно планируется весь материал рабочей программы дисциплины, междисциплинарного курса, распределенный по разделам и темам занятий.

  • в графе 2 «Содержание занятий» указывается содержание уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных занятий, формы текущего контроля, консультации по курсовой работе (проекту);

  • в графе 3 «Литература, стр». должны быть указана используемая литература;

  • в графе 4 «Объем часов», указывается количество часов, которые необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц на занятии в соответствии с рабочей программой;

  • в графе 5 «Дата по плану» указывается дата проведения занятий по плану;

  • в графе 6 «Фактическая дата проведения» указывается фактическая дата проведения занятий.

  1. В разделе III. «Перечень используемой литературы» дается сквозной перечень основной и дополнительной литературы с указанием автора, издательства и года издания и указываются ссылки на Интернет-ресурсы.

СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (6 семестр)

Наименование разделов и тем

Содержание занятий

Литература, стр.

Объем часов

Дата

по плану

Фактическая дата

проведения

Введение

Занятия:

[1], стр. 62-70

[7], стр. 42-72

1

1/1 Лекция 1: Предмет, задачи и содержание дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение». Значение и основная цель дисциплины. Структура дисциплины, её связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.

1

Тема 1.1.

Становление личности

Занятия:

[1], стр. 62-70,

стр. 178-188

[7], стр. 12-72

[9], стр. 6-81

[11], стр. 1-288

3

1/2 Урок 2: Основные концептуальные положения и ключевые понятия становления личности. Стадии профессионального становления личности. Ключевые понятия о развитии личности.

1

1/3 Урок 3: Факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности.

1

1/4 Урок 4: Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

1

Практические занятия:

2

1/5 П/З 1: №1 Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

1

1/6 П/З 1: №2 Заполнение матрицы выбора специальности.

1

Занятия:

1

1/7 Урок 5: Контрольная работа №1 «Становление личности»

1

Тема 1.2.

Психические особенности личности

Занятия:

[1], стр. 76-173

[5], стр. 68-88,

стр. 242-262,

стр. 481-572

[6], стр. 32-38,

стр. 67-78

3

1/8 Урок 6: Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Общее понятие о психических процессах.

1

1/9 Урок 7: Методы диагностики профессионального отбора: бдительность в условиях монотонии, переключение внимания, помехоустойчивость, стрессоустойчивость, сложная двигательная реакция, объем внимания, реакция на движущийся объект.

1

1/10 Урок 8: Психологические особенности личности инвалидов. Адаптации. Адаптация инвалидов. Влияние психологических особенностей личности инвалидов на их адаптацию.

1

Практические занятия:

2

1/11 П/З 2: №3 Профессиональный отбор

1

1/12 П/З 3: №3 Профессиональный отбор

1

Занятия:

1

1/13 Урок 9: Контрольная работа №2 «Психические особенности личности»

infourok.ru

Рабочая программа "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 14 Психология личности и профессиональное самоопределение

название дисциплины

по специальности СПО

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

код название

Лиски

Рабочая программа дисциплины разработана на основании методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2015 года №06-443) по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и на основании решения педагогического совета от «26» августа 2016 года, протокол №1.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

Разработчики:

Попова Юлия Анатольевна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Транспорт» протокол №1, от 26.08.2016 г.

Председатель ЦК Попова М.А.

Программа одобрена на заседании УМС протокол №1, от 26.08.2016 г.

Заведующий научно-методическим отделением - С.А.Сарксян

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

9

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к вариативной части общепрофессионального цикла.

    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоениядисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

– использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

– на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

– планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

– успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

– простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека:

– современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

– основные принципы и технологии выбора профессии;

– методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

– максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

– самостоятельной работы обучающегося 6 часов;

– консультации 4 часа.

2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области профессионального самоопределения, развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, психической регуляции поведения человека, современного состояния рынка труда, поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей специальности, а также овладение общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

6

в том числе:

- по овладению знаниями;

- по закреплению и систематизации знаний;

- по формирования умений.

Консультации

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

3.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание: Предмет, задачи и содержание дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение». Значение и основная цель учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины, её связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.

2

Тема 1.1.

Становление личности

Содержан

vseuroki.pro