Психологические игры для подростков и не только. Игры с подростками психологические


Психологические игры для подростков и не только

Подростковый возраст – время изменений, когда дети начинают ощущать себя взрослыми, когда меняется их мировоззрение, установки, ценности. Недаром его еще называют «переходным». Одним из ведущих видов деятельности для подростков в это время становится личностное общение. Однако не каждый ребенок еще умеет подать себя с нужной стороны.

Для того чтобы помочь школьникам осваивать новые социальные и личные роли, специалисты в школе могут проводить психологические игры для подростков. Ценность данной деятельности неоспорима. В игре дети более раскрепощены, получают новые впечатления, могут позволить себе общение, совершенно отличное от того, к которому они привыкли в обыденной жизни.

психологические игры для подростков

Психологические игры и упражнения применяются на классных часах, тренингах, специальных занятиях, цель которых может быть различной. Это сплочение детского коллектива, умение противостоять давлению (для профилактики наркомании), обучение навыкам эффективного общения и т. д. Важно, чтобы по окончании игры учащиеся обсудили свои впечатления, высказали, чем они довольны и что им не понравилось (в психологии – шеринг).

Некоторые упражнения одинаково ценны для различных возрастов, независимо от того, используются ли они совсем для малышей, для старших подростков или для взрослых. Такие игры универсальны. Однако в зависимости от контингента участников они могут преследовать различные цели.

психологические игры и упражнения

Так, к примеру, выбирая психологические игры для дошкольников, следует обратить внимание на следующую, носящую название «Что сказал царь?». Для малышей данное упражнение направлено на развитие умения работать в команде, готовит их к выполнению взрослых ролей, подчинению «лидерским» командам. У взрослых людей, помимо прочего, развивается такая важная функция, как креативность мышления.

Данное упражнение, как и прочие психологические игры, для подростков можно использовать с целью сплочения коллектива. Для начала следует определить «атрибут власти». Это может быть книга, ручка, указка или иной предмет. Когда участник берет данную вещь в руки, он становится «царем». В течение 5 минут он может отдавать любые команды всем оставшимся игрокам или кому-либо одному.

психологические игры для дошкольников

 Для ведущего есть два главных правила: не повторять предыдущие задания и не выдерживать длительные паузы. Все остальные участники должны выполнять то, что скажет «царь», саботировать или отказываться от этого никто не имеет права.

Психологические игры для подростков обычно имеют четкие правила, которым необходимо строго следовать. Отклонения от выполнения заданий не приветствуется. Так, для расслабления, снятия напряжения и развития воображения можно использовать упражнение «Водопад». Детям предлагается поудобнее сесть, расслабиться. Далее ведущий произносит текст, описывая место, куда подростки отправляются в своем воображении. Слова должны быть достаточно красочными, чтобы дети смогли себе со всей точностью представить то, о чем говорится.

Психологические игры для подростков являются важным средством в достижении многих целей, поэтому в работе педагога они просто незаменимы.

fb.ru

MAMABOOK — украинский сайт для родителей

24.09.2012

Психологические игры для подростковВ начале потренируйтесь открываться в своих чувствах, описывать их. Делиться чувствами — значит доверять. Доверять — рискованно: могут ударить в ответ, не понять вас, воспользоваться полученной информацией во вред вам. И всё же рискуйте. Только так вы сможете получить ответное доверие, любовь. Делитесь также событиями своей жизни, проблемами («Микрофончик»). Условие глубокого доверительного общения — грамотное общение и слушание. Параллельно работе с чувствами и доверием освойте технику общения: она вкратце изложена в правилах. Это обеспечит безопасность отношений во время делёжки чувствами и проблемами. Научиться лучше «читать человека» помогут упражнения-гадания («Враги», «Я среди людей»). Каждому хочется знать, какое впечатление он оказывает на окружающих («Какой я в межличностных отношениях?»). Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки. Для них упражнение «Хвастовство», «Мои сильные стороны».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Проблемы и трудности современных подростков

Микрофончик.

Цель: открыться, довериться.Сидя в кругу.

Вводная:Эта ручка не простая. Это — микрофончик. Он пойдёт по кругу. К кому попадёт, тот говорит о себе. Желательно коснуться самой важной проблемы.

Можно начать со слов «Моя основная проблема в том, что…». В меру доверия, в меру открытости на настоящий момент. Передавайте любому, кто интересен или малопонятен.

Круг чувств.

Цель: открыть свои чувства. Круг.

По кругу слева направо называете имя, говорите о тех чувствах, эмоциях, которые у вас внутри есть «здесь и сейчас». Не описывайте события, факты. Включайте воображение. Передайте чувства через ощущения:зрительные — цвет , с переливами, в движении, образ реальный (отвращение как жаба, радость как солнышко), фантастический, природа…звуковые — мелодично, резко, ритмично…тактильные — колючее, острое, мягкое, горячее…запахи — роза, духи, мята, ёлка…

Знакомство.

Цель: познакомиться с новыми людьми или же пристальней взглянуть на старых знакомых.Круг. Бумага и ручка у каждого.

Ведущий читает вопросы (могут быть поверхностными или же глубокими — их придумывает ведущий). Отвечайте (письменно) откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают другие.

1. Кто ваш любимый поэт?2. Какой ваш любимый цвет?3. Какое качество вы больше всего цените в людях?4. Какое время года вы любите больше?5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?

Собираются листы. Ведущий по очереди читает ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает себя, если нет — остается анонимным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как реагировать на секс подростков

Хвастовство.

Круг.Задача:Научиться думать о себе в положительном ключе, меньше критиковать себя за недостатки, повысить свою самооценку.1) Читаю своё хвастовство (чем «наглее», тем лучше) о себе…

2) Вводная:Запреты хвастаться.– А когда у вас что-то хорошо получилось и вы радостно подбегаете к маме, другу или учителю, а в ответ слышите: “Хвастаться нехорошо!”, как вы себя чувствуете? Много ли радости от сшитого самостоятельно платья, если об этом никто не знает? Учитель приходит в класс и делится с вами: “Я стала победителем в конкурсе “Учитель года”, а вы ей в ответ: “Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!”. Предубеждения: “Хвастаться некрасиво”, “Это нескромно”…

Но хвастовство хвастовству рознь!

1) Чёрное хвастовство.

В ущерб другому. Я – лучше, ты – хуже. Часто не своими заслугами, а заслугами близких (А у меня БМВ есть, а у тебя – нет).

2) Белое хвастовство.

Без сравнения с кем-то, без унижения. С чувством удовольствия не оттого, что я лучше, а оттого что я – такой. Гордость за себя. (А у меня в квартире газ… а у меня в кармане гвоздь…). В соревнованиях честных, учёбе, игре…

С грязной водой (плохим хвастовством) – ребёнка (хорошее хвастовство) выплёскиваем. Привыкаем себя недооценивать, не любить…Варианты:— по кругу…— соревнование «Кто хвастливей?» в парах…— стенка Ж. на стенку М. (садятся в линию напротив и по очереди хвастаются).

Техника (для раскачки, чтоб во вкус войти):

Со слов начинать (быстро-быстро) «А у меня есть… то-то. А я ….. такая-то». Пусть «поскользят» от белого к чёрному и наоборот. Можно привирать, выпендриваться, больше куражу. Важно всё это делать осознанно!

Тем, кто затрудняется, помогает круг: “Вадик сам сделал радиоприемник!”, “Лариса победила на городском танцевальном конкурсе!”

3) Дележка:

– Как себя чувствуете?– Хорошо!Тут же у ребят появляется идея: “А давайте проведем выставку собственных достижений в классе — вон сколько у нас умельцев!”

4) Для закрепления – упражнение – «Брачное объявление».

Мои сильные стороны.

1. Задание:

Каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что

— он любит, ценит, принимает в себе,— даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.

Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность…) в различные моменты жизни. Напр., я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад. Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д. избегать любых высказываний о своих недостатках. ошибках, слабостях. себя хвалить, делать себе комплименты, погордиться (даже если сомневаешься).

2. Первый желающий выходит и 2—4 минуты говорит.

— если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему, другие только слушатели:— остальные только слушают, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств.

Враги.

Задача:Научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими.Круг.Один доброволец — в центре круга.1) Вводная:Задние: Сейчас погадаем. Группа — пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:— возраст…— социальное положение…— психологические характеристики…— в «каких случаях н по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в»центре…2) Находящийся в центре круга — анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.3) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: 10 важных тем для разговора с дочерью

Я среди людей.

1. Выбираем водящего.

2. Он встает перед своей группой, ведущий предлагает присмотреться к нему и формулирует главные вопросы о нем в межличностных отношениях:Главные впечатления:первые и попозже. Манера, стиль общения — при знакомстве, светской болтовне, при споре, в доверительной беседе и пр. Играет — кого? Добивается — чего? Избегает — чего? Самые привлекательные черты? Самые непривлекательные?

Задача группы — составить мнение о человеке по этим вопросам (каждый говорит несколько слов на каждый вопрос о водящем, все это записывается).Задача водящего — постараться догадаться, какое впечатление о нем у группы.

3. После этого ведущий раздает листки с этими вопросами — В КАЖДУЮ ГРУППУ И КАЖДОМУ ВОДЯЩЕМУ.Водящий выходит за дверь.Группа определяется, отвечает на вопросы, записывает.

4. Водящего зовут, он с помощью шпаргалки с вопросами пытается сформулировать, что будет говорить о нем группа.… Если он отгадывает плохо, группа его тормозит и заставляет думать еще, пока он не отгадает хоть что-то. Однако затягивать этот момент не надо, лучше его отгадывание ограничивать 3 минутами, потому что через эту игру хотят пройти все.

5. Водящему зачитывают то, что написала о нём группа — и листок дарят на память.Вопросы ему:Можешь выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о тебе.Потом следующий Водящий — и т.д.

Какой я в межличностных отношениях? (вариант простой)

Качества, важные в межличностных отношениях.Раздаются листочки и зачитываются.На листочке :Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление «идти вперед», развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.Дипломатичность — умение обходить «острые углы» и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем.

Кто будет в центре внимания. Кто хотел бы, чтобы ему сказали, какими качествами он обладает, а какими нет?Обсуждение качеств добровольца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Советы родителям — застенчивый ребенок

Какой я в межличностных отношениях?(вариант посложней)Вводная:Я среди людей — какой? какая? Что они думают обо мне? Как они меня воспринимают? Что их радует во мне? Что огорчает, задевает? Естественно, тот, кто не хочет быть слепым, кто хочет быть адекватным и успешным, должен все это про себя хорошо знать. И тогда он может в себе что-то изменить — если сочтет нужным. А сейчас для работы вам понадобятся: один маленький листок, один большой листок и две булавки — все это возьмете на этом столике. Кроме этого, у каждого должна быть ручка. У кого нет, попросите у друзей. Через две минуты чтобы все сидели и были готовы.

Мои плюсы и минусы.Теперь вы берете маленькие бумажки, кладете их горизонтально, делите вертикальной чертой пополам, слева вверху рисуете «плюс», слева сверху — «минус». Ваше первое задание: там, где плюс, выпишите свои сильные черты в межличностных отношениях, то, что радует вас и окружающих при контактах с вами, что помогает вам жить среди людей. Слева, где минус, вы пишите свои слабые, свои отрицательные черты, ваши особенности, которые мешают вам и людям рядом с вами. Время на эту работу — 5 минут! Пожалуйста. …

9 качеств, важных в межличностных отношениях.

Рассказываю-поясняю-комментирую листочек с 9 качествами.

На листочке:Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление «идти вперед», развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.Дипломатичность — умение обходить «острые углы» и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем.

Раздаю.

Обсуждение качеств.

Листки за спиной.

А теперь возьмите листки, прикрепите себе за спиной, и те, с кем вы будете здесь встречаться, будут писать вам свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими.

Работа будет происходить следующим образом. Вы будете в свободном режиме встречаться кто с кем хочет. Вы можете почитать, что человек написал сам о себе, о своих сильных и слабых сторонах в межличностных отношениях, вы можете — и я рекомендую вам это- не торопясь, внимательно посмотреть еще раз на человека, чтобы лучше и точнее сформулировать свои впечатления о нем. И когда у вас в душе появятся ощущения и слова — вы киваете головой и пишете это человеку на его листке за спиной. Постарайтесь обойтись без лишних слов, пусть будут только технически необходимые.

15-20 минут под музыку.

По окончании — все снимают листки. Садимся в круг.

Прочитайте, что написали зачитайте . По очереди (если есть время) скажите общее впечатление. Если хотите задайте вопросы по тому, что им написали.

mamabook.com.ua

Психологические игры для подростков | lady-and-beauty

Подростковый возраст или как принято называть у педагогов пубертатный период это, наверное, самый сложный период в жизни каждого ребенка. В этот промежуток времени, ребенок становиться взрослым не только за счет полового созревания, но и за счет осмысления себя как личности. Начинается процесс самоутверждения среди сверстников и взрослых. Многие дети принимают двойственную позицию в отношении поведения. С одно стороны, желая показать себя взрослыми, доказывают поступками свое право на собственное мнение. С другой же стороны если их не принимают такими, какие они есть, не хотят понять что они взрослые и наделить ответственностью, то начинаются детские капризы и хамское поведение.

Сложность увеличивается любовными чувствами. Первая любовь, она запоминается на всю жизнь. Может быть безответной или взаимной, но всегда чистая, искренняя и настоящая. Подростки не могут контролировать свои чувства. Зачастую ищут утешение в новых компаниях, песнях и стиле одежды. В принципе, каждый ребенок самовыражается и ищет свой стиль в одежде, часто разделяет взгляды различных суб-культур.

Взрослые, в этот период напоминают саперов- одно неловкое слово и взрыв подростковых эмоций, скандал, замкнутость и потеря связи с ребенком. Чтобы избежать такого поведения, необходимо относиться к ребенку так же, как и ко взрослому, не навязывать свою точку зрения и снисходительно относиться к его промахам. Родительская поддержка необходима в любом возрасте, не только во время побед, но в период неудач.

Психологические игры должен проводить школьный психолог. Они помогут раскрепоститься, наладить отношения с детским коллективом. К тому же избавляет от комплексов и предрассудков, что психологи лечат только серьезные заболевания.

Игра «Волшебный ключ»

Для игры потребуется длинная веревочка и обыкновенный ключ. Привязываем ключик на веревку и просим пропустить его через верх одежды. Получается, что все связанны одной нитью. Теперь ребята должны выполнять задания. Например, все прыгать или присесть, хлопнуть или топнуть. Результат не заставит себя ждать и всем станет весело. Можно повесить ключик и подписать « Ключик, который помог нам открыться друг другу».

«Говори или действуй»

Принцип этой игры такой же как и «бутылочки». Дети садятся в круг, в центр кладется бутылочка и запускается. Человеку, на которого указала бутылка, задается вопрос «говори или действуй». Участник выбирает, если «действуй», то выполняет задание, а если «говори», то отвечает на вопрос.

Ролевая игра «Дискуссия»

Из класса потребуется пять добровольцев, у которых будет определенная роль. Они располагаются напротив всех остальных и вытягивают карточки. Остальные дети выбирают тему дискуссии. Вопросы могут быть любые, серьезные и шуточные ( если шуточные, то к ним тоже надо относиться серьезно, чтобы развить дар убеждения). Что такое уважение к родителям? В чем смысл жизни? Нужен ли подросткам секс?

На карточках написаны роли:

Организатор, самый главный. Этот человек беседует с командой, а потом выражает общее мнение всех. Участвовать в диалоге с остальными в классе может только он.

Спорящий, постоянно противоречит всем. Не согласен ни с одной точкой зрения.

Оригинальный, участник беседы, который предлагает самые странные и непредсказуемые варианты, они могут быть бредовыми.

Угождающий, со всеми соглашается, избегая конфликтов.

Заводящий, участник, который перекрикивает всех, хочет чтобы слушали только его и доказывает активно свою правоту.

Психологические игры помогут наладить отношения с детьми и лучше понять их внутренний мир.

lady-and-beauty.ru

Психологические игры для подростков

Психологические игры для подростков

Вначале потренируйтесь открываться в своих чувствах, описывать их. Делиться чувствами - значит доверять. Доверять - рискованно: могут ударить в ответ, не понять вас, воспользоваться полученной информацией во вред вам. И всё же рискуйте. Только так вы сможете получить ответное доверие, любовь. Делитесь также событиями своей жизни, проблемами ("Микрофончик"). Условие глубокого доверительного общения - грамотное общение и слушание. Параллельно работе с чувствами и доверием освойте технику общения: она вкратце изложена в правилах. Это обеспечит безопасность отношений во время делёжки чувствами и проблемами. Научиться лучше "читать человека" помогут упражнения-гадания ("Враги", "Я среди людей"). Каждому хочется знать, какое впечатление он оказывает на окружающих ("Какой я в межличностных отношениях?"). Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки. Для них упражнение "Хвастовство", "Мои сильные стороны".

Микрофончик.Цель: открыться, довериться.Сидя в кругу.Вводная:Эта ручка не простая. Это - микрофончик. Он пойдёт по кругу. К кому попадёт, тот говорит о себе. Желательно коснуться самой важной проблемы.Можно начать со слов «Моя основная проблема в том, что...». В меру доверия, в меру открытости на настоящий момент. Передавайте любому, кто интересен или малопонятен.

^ Цель: открыть свои чувства.Круг.По кругу слева направо называете имя, говорите о тех чувствах, эмоциях, которые у вас внутри есть «здесь и сейчас». Не описывайте события, факты. Включайте воображение. Передайте чувства через ощущения:

 зрительные - цвет , с переливами, в движении, образ реальный (отвращение как жаба, радость как солнышко), фантастический, природа...

 звуковые - мелодично, резко, ритмично...

 тактильные - колючее, острое, мягкое, горячее...

 запахи - роза, духи, мята, ёлка...

Знакомство.Цель: познакомиться с новыми людьми или же пристальней взглянуть на старых знакомых.Круг. Бумага и ручка у каждого.Ведущий читает вопросы (могут быть поверхностными или же глубокими - их придумывает ведущий). Отвечайте (письменно) откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы узнают другие.1. Кто ваш любимый поэт?2. Какой ваш любимый цвет?3. Какое качество вы больше всего цените в людях? 14. Какое время года вы любите больше?5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?Собираются листы. Ведущий по очереди читает ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает себя, если нет — остается анонимным.

Хвастовство.Круг.Задача:Научиться думать о себе в положительном ключе, меньше критиковать себя за недостатки, повысить свою самооценку.1) Читаю своё хвастовство (чем "наглее", тем лучше) о себе...2) Вводная:Запреты хвастаться.– А когда у вас что-то хорошо получилось и вы радостно подбегаете к маме, другу или учителю, а в ответ слышите: “Хвастаться нехорошо!”, как вы себя чувствуете? Много ли радости от сшитого самостоятельно платья, если об этом никто не знает? Учитель приходит в класс и делится с вами: “Я стала победителем в конкурсе “Учитель года”, а вы ей в ответ: “Нехорошо, Лидия Александровна, хвастаться неприлично!”. Предубеждения: “Хвастаться некрасиво”, “Это нескромно”…Но хвастовство хвастовству рознь!

  1. Чёрное хвастовство. В ущерб другому. Я – лучше, ты – хуже. Часто не своими заслугами, а заслугами близких (А у меня БМВ есть, а у тебя – нет).
  2. 2) Белое хвастовство. Без сравнения с кем-то, без унижения. С чувством удовольствия не оттого, что я лучше, а оттого что я – такой. Гордость за себя. (А у меня в квартире газ... а у меня в кармане гвоздь...). В соревнованиях честных, учёбе, игре...С грязной водой (плохим хвастовством) – ребёнка (хорошее хвастовство) выплёскиваем. Привыкаем себя недооценивать, не любить... Варианты:- по кругу...- соревнование «Кто хвастливей?» в парах...- стенка Ж. на стенку М. (садятся в линию напротив и по очереди хвастаются).Техника (для раскачки, чтоб во вкус войти):Со слов начинать (быстро-быстро) «А у меня есть... то-то. А я ..... такая-то». Пусть «поскользят» от белого к чёрному и наоборот. Можно привирать, выпендриваться, больше куражу. Важно всё это делать осознанно!Тем, кто затрудняется, помогает круг: “Вадик сам сделал радиоприемник!”, “Лариса победила на городском танцевальном конкурсе!” 23) Дележка:– Как себя чувствуете?– Хорошо!Тут же у ребят появляется идея: “А давайте проведем выставку собственных достижений в классе — вон сколько у нас умельцев!”4) Для закрепления – упражнение – «Брачное объявление».

    ^ 1. Задание: Каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что - он любит, ценит, принимает в себе, - даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность...) в различные моменты жизни. Напр., я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад. Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д. избегать любых высказываний о своих недостатках. ошибках, слабостях. себя хвалить, делать себе комплименты, погордиться (даже если сомневаешься). 2. Первый желающий выходит и 2—4 минуты говорит.- если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему, другие только слушатели: - остальные только слушают, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Враги.Задача:Научиться через внешность видеть внутреннее, душу и характер человека, его отношения с другими. Круг.Один доброволец - в центре круга. 1) Вводная:Задние: Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их: - возраст... - социальное положение... - психологические характеристики...- в «каких случаях н по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в"центре...2) Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников. 33) Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.

^ 1. Выбираем водящего. 2. Он встает перед своей группой, ведущий предлагает присмотреться к нему и формулирует главные вопросы о нем в межличностных отношениях:Главные впечатления: первые и попозже. Манера, стиль общения — при знакомстве, светской болтовне, при споре, в доверительной беседе и пр. Играет — кого? Добивается — чего? Избегает — чего? Самые привлекательные черты? Самые непривлекательные? Задача группы — составить мнение о человеке по этим вопросам (каждый говорит несколько слов на каждый вопрос о водящем, все это записывается). Задача водящего — постараться догадаться, какое впечатление о нем у группы.

3. После этого ведущий раздает листки с этими вопросами — В КАЖДУЮ ГРУППУ И КАЖДОМУ ВОДЯЩЕМУ. Водящий выходит за дверь. Группа определяется, отвечает на вопросы, записывает.

  1. Водящего зовут, он с помощью шпаргалки с вопросами пытается сформулировать, что будет говорить о нем группа. … Если он отгадывает плохо, группа его тормозит и заставляет думать еще, пока он не отгадает хоть что-то. Однако затягивать этот момент не надо, лучше его отгадывание ограничивать 3 минутами, потому что через эту игру хотят пройти все.

5. Водящему зачитывают то, что написала о нём группа — и листок дарят на память.Вопросы ему: Можешь выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о тебе. Потом следующий Водящий — и т.д.

^ (вариант простой)Качества, важные в межличностных отношениях.Раздаются листочки и зачитываются.

На листочке :

 Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.

 Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.

 Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление "идти вперед", развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.

 Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.

 Дипломатичность — умение обходить "острые углы" и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.

 Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем. Кто будет в центре внимания. Кто хотел бы, чтобы ему сказали, какими качествами он обладает, а какими нет?Обсуждение качеств добровольца.

^ (вариант посложней)Вводная:Я среди людей - какой? какая? Что они думают обо мне? Как они меня воспринимают? Что их радует во мне? Что огорчает, задевает? Естественно, тот, кто не хочет быть слепым, кто хочет быть адекватным и успешным, должен все это про себя хорошо знать. И тогда он может в себе что-то изменить - если сочтет нужным. А сейчас для работы вам понадобятся: один маленький листок, один большой листок и две булавки - все это возьмете на этом столике. Кроме этого, у каждого должна быть ручка. У кого нет, попросите у друзей. Через две минуты чтобы все сидели и были готовы.Мои плюсы и минусы.

Теперь вы берете маленькие бумажки, кладете их горизонтально, делите вертикальной чертой пополам, слева вверху рисуете "плюс", слева сверху - "минус". Ваше первое задание: там, где плюс, выпишите свои сильные черты в межличностных отношениях, то, что радует вас и окружающих при контактах с вами, что помогает вам жить среди людей.

Слева, где минус, вы пишите свои слабые, свои отрицательные черты, ваши особенности, которые мешают вам и людям рядом с вами. Время на эту работу - 5 минут! Пожалуйста. ..

.9 Качеств, важных в межличностных отношениях.Рассказываю-поясняю-комментирую листочек с 9 качествами.

На листочке:

 Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.

 Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.

 Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление "идти вперед", развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.

 Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.

 Дипломатичность — умение обходить "острые углы" и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.

 Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем. Раздаю.Обсуждение качеств.

Листки за спиной.А теперь возьмите листки, прикрепите себе за спиной, и те, с кем вы будете здесь встречаться, будут писать вам свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими.

Работа будет происходить следующим образом. Вы будете в свободном режиме встречаться кто с кем хочет. Вы можете почитать, что человек написал сам о себе, о своих сильных и слабых сторонах в межличностных отношениях, вы можете - и я рекомендую вам это- не торопясь, внимательно посмотреть еще раз на человека, чтобы лучше и точнее сформулировать свои впечатления о нем. И когда у вас в душе появятся ощущения и слова - вы киваете головой и пишете это человеку на его листке за спиной. Постарайтесь обойтись без лишних слов, пусть будут только технически необходимые.15-20 минут под музыку.

По окончании - все снимают листки. Садимся в круг. Прочитайте, что написали зачитайте . По очереди (если есть время) скажите общее впечатление. Если хотите задайте вопросы по тому, что им написали.Источник: "Психология для жизни "( kontakti.narod.ru )

6

fs.nashaucheba.ru

Игра в нашей жизни. Психологические игры с подростками.

Подростковый возраст  очень сложный как для самого подростка, так и для окружающих его взрослых людей. Возникает много трудностей в осознании себя, общении со сверстниками и старшими людьми. У подростка двойственное понимание себя как личности, с одной стороны он понимает, что уже не маленький, но в то же время, делать все, что делают взрослые, ему не позволяют.

Чтобы не провоцировать воспитанников к необдуманным поступкам, помочь ему преодолеть этот трудный период взросления,  в нашем учреждении стационарного отделения ГУ ТО СРЦН № 4 п. Гвардейский систематически проводятся  психологические игры. Они помогают снять психологическое напряжение у несовершеннолетних, учат  выражать свои чувства и эмоции, развивают коммуникативные навыки, а так же сплачивают  группу.

Проводимая работа в этом направлении с периодичностью 2-3 раза в месяц  является очень эффективной формой работы, так как большинство детей подросткового возраста стесняются психологов, считая, что они нужны для лечения неадекватного поведения и тем самым возводя барьер. А через игру можно не только узнать о внутреннем состоянии воспитанника, но и наладить взаимоотношения  между педагогом-психологом и несовершеннолетним.Такие игры как «Трамвай», «Чужой город», «Волшебный ключ» проходят на «ура».  Таких игр существует бесконечное множество и если задаться определённой целью, то можно найти на все случаи жизни.

Наряду со всеми   мероприятиями, в которых задействованы дети, психологическая игра  не только влияет на положительную динамику в воспитательно-реабилитационном процессе, но приносит множество положительных эмоций нашим воспитанника. А как говорится, что для взрослого надо, главное чтобы счастливы были дети.

Педагог-психолог

Николаева А. В.

 

                                                 

 

centrdubna.ru