Психология личности и поведения современного человека. Психология личности и поведения


Психология личности — Психология человека

Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём — внутри должно быть больше, чем снаружи.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Психология личности – это довольно-таки интересный и очень полезный раздел психологии, который, как видно из названия, изучает личность, а также различные индивидуальные процессы. Интересен этот раздел прежде всего потому, что личность – это очень ценное понятие в нашей жизни. Ведь изучать личность, значит, прежде всего, признавать ее, значит видеть ее в каждом человеке, значит считать личность одной из базовых ценностей нашего общества. А полезной эта область психологии является потому, что познавая самих себя, познавая свое внутреннее “Я”, мы одновременно многое узнаем и о других людях. Ведь все мы в чем-то и разные, и одинаковые одновременно. В психологии личности акцент делается на взаимосвязях личности с миром, социумом, жизнью, другими людьми, а также изучаются индивидуальные различия и динамические аспекты душевной жизни. Из всего этого делается попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с окружающим миром и окружающими людьми. Видение и понимание этой картины мира, позволит нам всем понять свою роль в этой жизни. Поэтому, друзья, давайте посмотрим, что представляет из себя психология личности и какую пользу вы можете извлечь из этой увлекательной науки.

Что такое личность?

Первым делом нам с вами обязательно нужно разобраться с тем, что такое личность. Это чтобы понимать, изучением кого именно занимается рассматриваемая нами область психологии. Существует много определений личности и все они в той или иной степени верные. Но я хотел бы высказать наиболее, с моей точки зрения точную версию того, что такое личность. Личность – это совокупность психологических характеристик человека, а также все физиологические особенности его организма, которые складываются в процессе развития человека и определяют его поведение. Я считаю, что определенные отличительные особенности человек имеет с рождения. И дело не только и не столько в таких вещах, как отпечатки пальцев, сетчатка глаза, линия жизни, ДНК и всем остальном, что физически отличает нас от остальных людей, значительно более важную роль для нас играют – врожденный темперамент, психологические и умственные задатки, которые определяют наши способности и делают каждого человека уникальной личностью на более высоком уровне.

Но мы должны понимать, что чем активнее и настойчивее мы будем развивать в себе свои индивидуальные задатки, тем отчетливее будут проявляться особенности нашей личности, тем более уникальной, а значит и ценной личностью мы будем. То есть, я хочу сказать, что недостаточно просто родиться не таким, как все – нужно еще стать не таким как все, чтобы не слиться с массой и не быть одним из многих, чья индивидуальность выражена недостаточно хорошо. И если раньше быть особенным, не таким как все, было во многих случаях не так уж и выгодно [коллективистская культура преобладала и сейчас преобладает во многих обществах перед индивидуалистической], а то и опасно, можно было подвергнуться остракизму [быть изгнанным], или наказанию, например, быть сожженным на костре за свои убеждения, то сегодня ценность уникальной, ни на кого не похожей личности существенно возросла, и будет расти дальше, можете в этом не сомневаться. В развитых обществах это точно будет происходить. Думаю, что и в развивающихся тоже. Поэтому так важно изучать психологию личности, чтобы понимать, как можно развить собственное “Я” максимально качественно.

Таким образом, для личности очень важно постоянно развиваться, чтобы все ее отличительные особенности становились все более отчетливыми и превращались в преимущество перед другими людьми. Задатки и возможности стать личностью не только по самому факту рождения, но и по факту развития, есть у каждого человека. При этом, как это ни странно, далеко не многие люди хотят быть личностью. Довольно большое число людей добровольно отказываются от этой возможности. Почему они это делают? По двум причинам – непонимание и страх. С одной стороны, люди не понимают, что значит, быть личностью, а с другой, они боятся той ответственности, которая на них ляжет, если они будут позиционировать себя, как личность. Ведь личность – должна нести ответственность за свою жизнь, а для этого она должна созреть. И вот тут-то у многих людей возникают проблемы – они останавливаются в своем развитии, с моей точки зрения, не без посторонней помощи, и поэтому просто не могут до конца повзрослеть, чтобы перестать бояться ответственности и начать видеть в ней хорошую возможность начать управлять своей жизнью. Это, кстати, очень интересное явление в нашей жизни, которое психология личности также изучает. Чуть более подробно мы поговорим о нем ниже, когда я расскажу вам о развитии личности.

Пока же, я хочу, чтобы вы понимали, дорогие читатели, многое из того, что нам с вами нужно знать о жизни, о других людях и о самих себе – находится внутри нас. Нам нужно изучать себя – свои желания, возможности, опыт, мысли, чувства. Все эти наши индивидуальные особенности определяют нашу жизнь. Внешний мир является лишь раздражителем для человека, на который мы реагируем так, как способны и как обучены реагировать. А реагируем мы все на разные вещи по-разному, вы это знаете. Есть, конечно, в нашей реакции на внешний мир что-то общее – мы все испытываем страх, зависть, отчаяние, страсть, жадность и так далее, мы все мечтаем о лучшей жизни, все стремимся к чему-то большему и лучшему, но все же, делаем мы это по-разному. Так что всегда можно выбрать и освоить наиболее эффективную модель поведения – для достижения своих целей, для защиты себя от агрессии со стороны внешнего мира, для воплощения своих желаний и так далее, если знать, что и каким образом нужно в себе изменить. Для этого имеет смысл изучать психологию личности.

Еще раз повторю, каждый человек – это личность. Каждый! Неважно, какая это личность, важно увидеть ее в каждом человеке и прежде всего в самом себе, чтобы затем уже оценить эту личность и понять, как ее развивать. Признавая личность, мы не только рассматриваем каждого человека отдельно от остальных людей, но и познаем удивительное многообразие его внутреннего мира. Вы только подумайте – каждый человек по-своему уникален и неповторим, это же просто поражает воображение. Да, мы во многом похожи, у нас схожее поведение, одинаковые потребности, часто схожие ценности, но все равно, в каждом человеке есть что-то свое, особенное, неповторимое, и что особенно важно, ценное для этого мира. И если человек развивает себя, он вне всяких сомнений повышает ценность и значимость своей личности.

Фиктивная личность

Но говоря о ценности личности, нельзя не сказать и о не совсем, скажем так, светлой стороне этого вопроса. Очень часто в нашей жизни можно встретить, так сказать, фиктивные личности, то есть личности, которые сильно выделяются на фоне других людей, но при этом их исключительность, избранность, особенность, не настоящая, то есть, это люди без внутреннего наполнения. Ну вот, например, некоторые звезды телевидения, кино, эстрады стали заметными и яркими личностями не благодаря каким-то своим особым качествам, которые они усиленно развивали в себе, а за счет той известности, которую они получили с помощью пиара. Ну, вы сами понимаете, стоит только какого-то человека несколько раз показать по телевизору, или где-то еще, как он уже становится известным. При этом, далеко не многие из тех, кого искусственным образом выделили на фоне остальных людей, действительно что-то из себя представляют. Таким образом, с помощью раскрутки, пиара, из человека создается не столько личность, в плане того, что этот человек действительно в чем-то превосходит других людей, а продукт, который затем успешно или неуспешно, как получится, продается. И таким продуктом, на самом деле, может стать каждый человек, даже полная бездарность и посредственность. Распиарить можно любого человека, из любого человека можно сделать особенную личность, которая благодаря внешней атрибутике, в первую очередь, благодаря информационному сопровождению, может казаться людям значимой личностью, авторитетной личностью, более важной, по сравнению с другими людьми личностью.

Но при этом, такой человек может ничего из себя не представлять, и если перестать его рекламировать, говорить о нем, он станет таким же простым человеком, как и все остальные, нередко даже менее талантливым, менее способным и менее интересным чем большинство других людей. Поэтому не спешите видеть развитую личность в том, кого вам преподносят различные источники информации. Оценивайте человека по его способностям, а не по тому информационному шуму или внешним атрибутам, которые его окружают. Это важно потому, что настоящая личность, в смысле, развитый человек – может помочь и вам стать личностью, а уж известной или не известной вы будете личностью, это другой вопрос. Далеко не всегда известность и популярность в этом мире что-то решает. Тогда как те личные качества человека, благодаря которым он может добиваться различных целей – гораздо важнее для жизни.

Есть также фиктивные, искусственные личности, которые пусты внутри, но при этом стремятся компенсировать свою пустоту снаружи. Это такие люди, которые чем-то хвастаются, что не имеет непосредственного отношения к ним самим, то есть, не является частью их самих. Неважно чем именно они хвастаются, все зависит от того, на кого они хотят произвести впечатление. Они могут хвастаться вещами, деньгами, связями с более известными людьми и так далее. Но при этом, без всего этого, они ничего из себя не представляют. Скажем, покупая дорогую вещь, например, тот же мобильный телефон, какой-нибудь дорогой и престижный, человек хочет выделиться, хочет казаться лучше и выше остальных, у кого такого телефона нет. Точно так же дела обстоят с автомобилем, одеждой и прочими вещами, которые, как кажется некоторым людям, делают их лучше в глазах других. Или речь может идти о каких-нибудь достижениях, ну там, скажем, о хорошем образовании, которое выражено не в знаниях и не в умениях человека, а в виде каких-нибудь атрибутов, например, в виде документов. Например, тот же диплом о высшем образовании, совсем ведь не означает, что человек образован, верно? Как и более серьезные документы. Но при этом некоторые люди активно хвастаются такими вещами, они хвастаются не знаниями и умениями, и не делами, а атрибутикой. Хотя эта атрибутика, может ни о чем вообще не говорить, ничего не доказывать.

Однако самое интересное во всем этом то, что подобное пускание пыли в глаза, как в свои собственные, так и в глаза другим людям, работает. То есть, многие люди действительно видят во всей этой внешней атрибутике свидетельство того, что обладающий ею человек действительно является особенной личностью. А ведь это может мешать нам принимать правильные решения, в отношении этих людей. Вот, скажем, к какому врачу вы пойдете лечиться, к тому, который имеет медицинский диплом или к тому, который его не имеет? Вероятно, что к тому врачу, у которого диплом есть, у вас будет больше доверия, чем к тому, у которого его нет. Но при этом, неужели у вас не появится желание узнать больше о реальных достижениях того или иного врача? Неужели одной только бумажки вам будет вполне достаточно для того, чтобы поверить в профессионализм того или иного специалиста? Совершенно очевидно, что никакие документы не гарантируют вам того, что вы имеете дело с профессионалом, однако многие люди верят во все эти вещи, во всю эту атрибутику, от того и совершают неправильный выбор. Или давайте так вопрос поставим – какой человек, с вашей точки зрения, может научить вас зарабатывать больше деньги, тот, который ездит на дорогом и шикарном автомобиле, или тот, кто ездит на работу на трамвае? Думаю, что вы [возможно] больше поверите тому, кто имеет дорогой автомобиль, чем тому, кто его не имеет. Но при этом, вы не станете задумываться о том, зачем богатому и успешному человеку вас чему-то учить, и что на самом деле может скрываться за его предложением научить вас зарабатывать большие деньги, или о том, кем раньше был тот человек, который сейчас не богат, — быть может в прошлом он миллионер, который разорился, но нужными знаниями не только обладает, но и искренне готов ими поделиться с другими людьми, в том числе и с вами. Я не говорю, что именно вы не станете обо всем этом задумываться, но большинство людей этого не делают. Им обычно достаточно поверхностных признаков для того, чтобы во что-то или кому-то поверить. Однако оценка личности того или иного человека – должна быть более глубокой, а не поверхностной. Только в таком случае вы сможете принять более правильное решение в отношении того или иного человека и не позволите никому пускать вам пыль в глаза.

Таким образом, для каждого человека такое понятие как личность, имеет свое определение. В том числе и неправильное. Для кого-то фиктивная личность – это личность, для кого-то личностью является тот, кто развил в себе те или иные качества, благодаря упорной работе над собой и действительно качественно отличается от большинства других людей. Другими словами, для кого-то имеет значение внешняя атрибутика, а для кого-то внутренняя наполненность. Какую пользу можно получить от взаимодействия с теми и другими, думаю, объяснять не надо. Хочу только сказать, что все то внешнее, что делает вас личностью, точно также может сделать вас никем. Стоит у вас только отнять все, что вы имеете и чем гордитесь, или поставить вас в такое положение, при котором ваши личностные качества начнут играть первостепенную роль, и многие иллюзии в отношении вас полностью развеются. Тогда как все то, что делает вас личностью изнутри – у вас никто отнять не сможет. Хотя, надо признать, что для пускания другим людям пыли в глаза – внешняя атрибутика очень даже эффективна. К сожалению, а для кого-то и к счастью, недалекие люди могут и встречать, и провожать друг друга только по одежке. На что, они, конечно же, имеют полное право. Каждый волен жить своими ценностями. Вам же нужно только определиться, каких ценностей хотите придерживаться вы, и ради чего.

Развитие личности

Ну и конечно же, говоря о развитии личности, я не могу не сказать более подробно о ее развитии. В конце концов, зачем ее, эту личность изучать, если не для развития. Все мы так или иначе развиваемся, хотя есть и такие люди, которые, к сожалению, деградируют. Однако развитие может быть разным – оно может быть интенсивным и целенаправленным, а может быть вялым и спонтанным. Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что не занимаясь саморазвитием – вы не сможете конкурировать с другими людьми в этом мире за одно только право считаться личностью. Это я и некоторые другие люди считают каждого без исключения человека личностью, но вы сами видите, что в этом мире, чтобы к тебе относились с уважением, с пониманием, чтобы тобой восхищались, чтобы любили тебя, нужно быть не таким как все, а каким-то особенным. Нужно быть лучше других. То есть, личность является личностью не по умолчанию, а благодаря чему-то, благодаря каким-то достижениям, либо, как было сказано выше, благодаря какой-то внешней атрибутике.

Только вот внешняя атрибутика – это не совсем то, к чему следует стремиться, с моей точки зрения. Быть фиктивной личностью, конечно, наверное, все-таки лучше, чем быть простым человеком, которого ни что не выделяет на фоне остальных людей. Однако, настоящая личность, обладающая массой выдающихся качеств, которые любой человек в себе может развить, а также харизмой, гораздо лучше. К тому же, все здесь зависит от вас, не от счастливого случая, не от других людей, а от вас. То, кем вы будете – зависит от вас. Вот что важно. Да, быть может обретя какие-то дорогие вещи, вы и привлечете к себе внимание других людей, которые начнут вас больше уважать и ценить. Или, возможно, случится так, что по какой-то причине, не зависящей от вас, о вас узнает большое количество людей и вы станете известным человеком. Все это может сделать вас личностью, вопрос лишь в том, какой вы будете личностью и как долго вы ею будете. Я же считаю, что вам надо работать над собой, чтобы не казаться личностью, а быть ею, причем всегда и везде. И главное для вас – это понимать, что вы личность, а не просто красиво наряженная елка. Психология личности вам в этом поможет – с ее помощью вы узнаете о многих секретах внутреннего мира человека и о том, как людям удается сделать из себя нечто особенное, уникально и чертовски ценное в глазах других людей и что особенно важно, в своих собственных глазах. На этом сайте я буду периодически размещать статьи, в которых расскажу вам о том, каким образом и для каких целей вы можете развивать свою личность, и буду стараться всеми силами мотивировать вас к такому развитию.

При этом ваше развитие, в идеале, должно быть полностью добровольным. Мы с вами должны понимать, что качественное, полноценное развитие личности требует определенной степени свободы. Нельзя управлять развитием другого человека, нельзя пытаться подчинить его своей воле вопреки его желанию. Человек сам должен хотеть развиваться, в противном случае, он так всю жизнь и будет что-то делать только благодаря внешним стимулам, но никак не внутренним. Так что вы сами должны захотеть стать личностью, благодаря развитию и саморазвитию, и при этом всегда стремиться к еще более лучшим результатам в этом деле, ибо совершенству, как известно, нет предела. И вам не стоит бояться той ответственности, которая на вас из-за этого ляжет, ибо развитая личность – способна справиться со всем. Так что не бойтесь быть кем-то большим, чем тот, кем вы являетесь сейчас.

Мудрецы всегда говорили: “Познай самого себя”. Сия истина вечна. Ибо все в этом мире, включая нас самих, берет свое начало внутри нас. Вот и психология личности, является очень ценной наукой благодаря тому, что пытается заглянуть вглубь каждого человека, чтобы помочь ему ответить на простой и одновременно сложный вопрос о том, кто он такой. И конечно же, она помогает нам стать лучше, лучше, как для самих себя, так и для других людей.

psichel.ru

Психология личности человека

психология личности человека

Личность человека – многосторонняя и сложная составляющая жизни общества. Она является важным звеном в системе общественных отношений, поскольку психологическая структура имеет влияние на все важные аспекты жизни. Благодаря приобретенным на протяжении жизни чертам, человек начинает меняться и адаптируется к различным жизненным обстоятельствам.

На сегодняшний день известно много разных теорий, которые позволяют понять, как происходит развитие личности:

  1. Типирование – различные типы личности определяются генетически.
  2. Теории личностных черт – описание внутренних характеристик человека, которые базируются на генетической основе.
  3. Поведенческие теории – описание поведения, которое можно пронаблюдать и подкорректировать.

Что изучает психология личности?

С древних временем великие умы пытались понять, как развивается личность и каким образом она может повлиять на поведение в обществе. Психологи путем различных исследований и экспериментов установили, что на структуру личности влияют различные факторы, например, генетика, воспитание, развитие, а также опыт.

Психология личности человека – наука, изучающая представления о личности, а также процесс ее развития и изменения. Кроме этого, она определяет схожие и отличительные черты людей. Четкого определения личности нет, поэтому ее принято воспринимать за некую субстанцию, которая формируется внутри человека, а затем, развивается на протяжении всей жизни. На всей планете невозможно найти абсолютно одинаковых людей, поскольку у каждого свои чувства, мысли, эмоции и принципы в поведении и общении.

Психология развития личности позволяет научиться предугадывать, как человек может среагировать в определенной ситуации, какие переживания он испытывает, какие ценности для него важны, а также какие отношения для них являются важными. В принципе каждого человека можно назвать «психологом», поскольку он ежедневно анализирует свое поведение, а также окружающих людей, пытаясь определить, что скрывается за тем или другим действием или эмоцией.

Свойства личности в психологии

Есть основные свойства личности, которые позволяют составить четкую картину о человеке. К ним относятся следующие черты:

  1. Темперамент. Это свойство представляет собой динамику поведения человека, а также разновидность нервной системы. В общем, существует четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Изменить темперамент нельзя, а его характеристики позволят каждому подобрать для себя идеальную работу.
  2. Характер. В психологии личности представить характеристику личности без этого свойства просто невозможно. Характер позволяет определить, как человек относится к себе и к другим людям, а также он говорит о деятельности и о моральных ценностях.
  3. Мотивация. Охарактеризовать личность человека, не учитывая его направленности в жизни, невозможно. Мотивация зависит от нескольких важных параметров: убеждений и интересов, а также потребностей и идеалов.
  4. Способности. У каждого человека есть определенные задатки для развития в конкретном направлении, то только благодаря правильному воспитанию, свойства личности в психологииразвитию и обучению можно превратить их в настоящую способность.

В психологии есть основы характеризующие личность. В первую очередь это касается последовательности поведения, то есть многие люди в одной и той же ситуации двигаются по схожему пути. Не менее важны физиологические и психологические потребности человека. Психология индивидуальности личности также имеет влияние на человека, заставляя его действовать в определенном направлении при разных жизненных обстоятельствах. Еще одна важная основная характеристика личности – многомерность, которая проявляется в мыслях, чувствах и отношениях человека.

kak-bog.ru

Что изучает психология личности и какие типы личности бывают?

Психология личности является одной из наиболее популярных отраслей психологической науки; эта наука изучает, что такое личность, как она развивается и изменяется, а также сходства и различия людей.

Предмет изучения

Личность определяет нашу суть. Эта психологическая структура влияет на все аспекты жизни, включая принятие решений, взаимодействие с людьми, выбор друзей и романтических партнёров. Но какие факторы влияют на нас? Где заканчиваются наши внутренние границы? Может ли человек изменить свою личность или она остаётся неизменной в течение всей жизни?

Издавна психологи стремятся понять, как развивается личность и как она влияет на наши мысли и поведение в социуме. Учёные доказали, что на её структуру влияют самые разные факторы: генетика, социальное воспитание, особенности развития и индивидуальный опыт.

Хотя психология личности не даёт единого определения, личность в рамках этой науки воспринимается как некая субстанция, которая формируется внутри индивида и последовательно развивается на протяжении жизни. Каждый человек абсолютно уникален и отличается характерными паттернами чувств, мыслей, поведения и эмоций.

Наша личность включает в себя внутренние мысли, модели поведения, а также наши социальные отношения. Она напрямую влияет на то, кем мы видим себя и во что мы верим, что мы думаем о других людях и о мире вокруг нас. Психология личности позволяет психологам предугадывать, как люди будут реагировать в определённых ситуациях, какие проблемы их волнуют, какие жизненные ценности, человеческие качества и типы отношений они предпочитают.

В какой-то мере, все мы — личностные психологи. Ежедневно мы наблюдаем за своими социальными отношениями и пытаемся понять, почему люди ведут себя определённым образом. Ежедневно мы оцениваем окружающих. Осознаём мы это или нет, но наши размышления о поведении окружающих сильно напоминают то, как исследуют человека психологи.

Мы делаем то же самое, что и они, когда сталкиваемся с нестандартными событиями в повседневной жизни. Почему эта девушка улыбается мне? Будет ли профессор снисходителен на экзамене? Как мне убедить соседа не ставить свою машину на моё место парковки?

Разница лишь в том, что наша характеристика личности скорее направлена на отдельных индивидуумов, а психологи используют общие теоретические представления, которые могут применяться к каждому человеку. Психология личности включает в себя целый ряд теорий, которые помогают объяснить, каким образом у людей развиваются определённые личностные черты и почему это происходит.

Персона или личина?

Поскольку сегодня существуют разные подходы к изучению человека, нам нужно понять, что именно подразумевается под термином «личность». Английское понятие «personality» происходит от латинского слова «persona», которое было названием театральной маски. Такие маски надевали актёры, чтобы исполнять разные роли или скрыть свою личность. Кстати, здесь можно провести аналогию между русским понятием «личность» и древнерусским словом «личина». Оно означало маску, которую носили скоморохи во время представлений.

Личность остаётся устойчивым образованием на протяжении жизни. Это то, что имеется у каждого из нас. У одних людей личность более развита, у других находится в зачаточном состоянии. Одна из базовых потребностей любого индивида – заниматься саморазвитием и самосовершенствованием для того, чтобы проявить себя в полной мере.

Психологи разных психологических направлений дают разнообразные определения этому термину, но все они сходятся на том, что личность представляет собой образец относительно постоянных черт, признаков и уникальных характеристик, которые делают поведение человека индивидуальным и последовательным.

Компоненты личности

Из чего же складывается личность человека? Что является признаком зрелости личностного развития? Прежде всего, разные типы людей отличаются между собой образом мыслей и силой проявления эмоций. К основным личностным характеристикам также относятся:

  • Последовательность. Личность задаёт определённый порядок и регулярность поведения. В одной и той же ситуации разные люди часто поступают сходным образом;
  • Физиологические и психологические признаки и свойства. Личность – это, прежде всего, психологическая структура, но она сильно зависит от физиологических процессов и потребностей;
  • Регулятор человеческого поведения. Личность не только влияет на то, как мы действуем и реагируем на окружающую среду. Она также заставляет человека поступать определённым образом, формируя его направленность;
  • Многомерность. Человек намного больше, чем просто социальное поведение. Личностная многомерность проявляется во всех наших мыслях, чувствах, близких отношениях и других взаимодействиях.

Когда речь заходит о личности, многим людям приходят на ум такие понятия, как «темперамент» и «характер». В повседневной жизни эти термины часто используются наравне с «личностью», либо вместо неё. Но в психологии эти понятия имеют разные значения. Темперамент относится к аспектам психологической индивидуальности, которые закладываются от рождения или на самых ранних этапах развития ребёнка, то есть имеет под собой биологическую основу. Характер относится к тем личностным качествам, которые относятся к нравственному поведению (самообладание, воля, целостность и т.п.). Личность же — более широкое понятие, сюда входит и темперамент, и характер.

Теоретические направления

Есть множество теорий, которые дают представление о том, как развивается наша личность. Разные психологические направления имеют отличные подходы к изучению личностного развития. К основным теориям, описывающим личность, относятся:

  • Типирование. Существует ограниченное количество «типов личности», которые зависят от генетических факторов;
  • Теории личностных черт. Личность рассматривается здесь как результат внутренних характеристик человека, которые базируются на генетической основе;
  • Психодинамическое направление. Рассматривает, как влияет на человека бессознательное;
  • Поведенческие теории. Поведенческие теоретики рассматривают только такое поведение, которое можно измерить и пронаблюдать. Они отвергают все теории, которые опираются на внутренние чувства и мысли;
  • Гуманистическое направление. Гуманисты подчеркивают особую важность индивидуального опыта и свободного волеизъявления в личностном развитии.

Давайте подробнее рассмотрим эти теории.

Типирование

Психологи этого направления делят всех людей на разные типы и уверены, что именно врождённые черты определяют все наши характеристики, как общие, так и уникальные. Однако им до сих пор не известно, сколько индивидуальных черт должно быть у человека.

Карл Юнг был первым психологом, который начал изучать и классифицировать людей по типам. Его теория основывалась на четырёх функциях психики: интуиции, ощущении, мышлении и чувстве. Кроме того, Юнг считал, что все люди являются либо экстравертами, либо интровертами. По мнению Юнга, личность индивида развивается на протяжении всей жизни.

Вслед за Юнгом, Изабель Бриггс Майерс и ее мать, Кэтрин Кук Бриггс, создали типологию Майерс-Бриггс. Согласно этой теории, существует 16 различных личностных типов, каждый из которых состоит из сочетания четырёх основных признаков, таких как: направленность сознания, ориентировка в ситуации, основа принятия решений и способ подготовки решений.

Теории личностных черт

Все эти теории сосредоточены на идее о том, что личность состоит из целого ряда различных черт характера или диспозиций. Психологи этого направления пытаются определить, какие именно черты являются ключевыми компонентами той или иной личности.

Гордон Олпорт в своей диспозиционной теории предположил, что существуют различные типы признаков. Общими чертами являются те, которые наблюдаются у большинства людей в той или иной культуре. Индивидуальные черты составляют личность человека. Кардинальными диспозициями называются те черты, которые являются настолько доминирующими, что все поступки человека сводятся к их влиянию. Олпорт создал массивный каталог более чем из 4 000 признаков, поделенных на эти три категории.

Несколько иного мнения по поводу черт в психологии личности придерживались Кэттелл и Айзенк. Так, Айзенк тоже делил людей на типы, но объяснял весь широкий спектр человеческого взаимодействия всего тремя чертами: степенью психотизма, экстраверсии и нейротизма. Кеттелл же пытался установить связь между личностью и 16 факторами (например, дружелюбие, эмоциональная стабильность, перфекционизм, открытость к переменам и т.д.). Он полагал, что эти черты существуют у всех, и что все люди в той или иной степени обладают каждым признаком.

Самой популярной и широко признанной теорией черт личности сегодня является теория «Большой Пятёрки». Она предполагает, что личность состоит из пяти основных характеристик, каких как: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость.

Психоаналитические теории

Эти теории личности подчёркивают важность проявления бессознательного.

Первым исследователем-психоаналитиком в области психологии личности был Зигмунд Фрейд. Он пришёл к выводу, что структура любой личности состоит из трёх частей: Ид (инстинктивная модель поведения), Эго (отвечает за чувство идентичности, является связующим звеном между сознанием и подсознанием), и Суперэго (наша совесть, чувство правильности и неправильности). По мнению Фрейда, эти три личностных компонента постоянно уравновешивают друг друга, чтобы уменьшить «психическое напряжение». Развитие личности зависит от того, как, человек проходит пять психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Успешное завершение каждой стадии позволяет ребёнку перейти на следующий этап развития, а остановка на любом этапе приводит к фиксациям, которые в последующем влияют на взрослого человека.

А вот согласно психосоциальной теории Эрика Эриксона, каждый этап жизни играет особую роль в развитии человека и его психологических навыков. Всего Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития. На каждой из них человек переживает личностный кризис, который служит поворотным пунктом в развитии. Успешное прохождение всех этапов приводит к развитию полноценной и здоровой личности.

Вот эти стадии:

НазваниеПериодИсход
Орально-сенсорнаяОт рождения до 12 месяцевДоверие/недоверие
Мышечно-анальная1-3 годаСтыд/автономия
Локомоторно-генитальная4 года-5 летЧувство вины/инициатива
Латентная6-11 летЧувство неполноценности/продуктивность
Отрочество12-18 летСмешение ролей/идентичность
МолодостьИзоляция/близость
ВзрослостьСтагнация/генеративность
ЗрелостьОтчаяние/целостность Эго
Фрейд считал, что личность формируется в очень раннем возрасте, а вот Эриксон утверждал, что человек продолжает развиваться и расти на протяжении всей жизни.

В рамках своей теории невротических потребностей женщина-психоаналитик Карен Хорни разработала целый перечень невротических потребностей, помогающих человеку справиться с базовой тревогой. Она считала, что личность формируется в детстве и все усилия ребёнка направлены на уменьшение социальной тревожности. Поведение взрослых людей формируют десять невротических потребностей и три стратегии. Согласно Хорни, мы либо идём навстречу людям, либо бежим от них, либо проявляем агрессию в наших взаимоотношениях. Если личность развивается нормально, то человек может использовать любую из этих трёх стратегий в зависимости от ситуации.

Поведенческие теории (бихевиоризм).

Б. Скиннер и Джон Уотсон утверждали, что личность является результатом постоянного взаимодействия человека и окружающей его среды. Одним из фундаментальных понятий в бихевиоризме является оперантное обуславливание. Этот процесс включает в себя усиление или ослабление поведения с помощью подкрепления и наказания. Личность в бихевиоризме рассматривается как набор поведенческих реакций, характерных для конкретного индивидуума.

Гуманистическое направление

Иерархия потребностей, описанная А. Маслоу, подчёркивает важность самоактуализации. Потребности по Абрахаму Маслоу часто изображаются в виде пирамиды. Её основание состоит из инстинктивных потребностей выживания, а на вершине находится высшая потребность — потребность в самоактуализации.

Выделяют 5 уровней иерархии потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это жизненно необходимые для выживания потребности  (потребность в воде и воздухе, питание, половое влечение и сон). Все остальные потребности вторичны, пока человек не удовлетворит свои физиологические потребности;
  2. Потребность в безопасности. Примерами таких потребностей являются: забота о здоровье, финансовая стабильность, стремление к постоянной занятости, комфортное жилище и защита от окружающей среды;
  3. Социальные потребности. Это потребности в причастности, привязанности и любви. Такие отношения, как дружба, романтические увлечения и семья помогают человеку восполнить потребность в принятии и тесном общении. Кроме того, сюда относится участие в разных общественных и религиозных сообществах;
  4. Потребность в уважении. Сюда входит адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, социальное признание и благосостояние. Удовлетворение этой потребности в виде признания заслуг и уважения помогает людям быть более уверенными. В противном случае, человек испытывает чувство неполноценности;
  5. Потребность в самоактуализации. Это наиболее высокий уровень человеческих потребностей. Самоактуализирующиеся люди отличаются высоким самосознанием, постоянным личностным ростом, меньше озабочены мнением окружающих и стремятся реализовать свой творческий потенциал.

Маслоу не раз подчёркивал важность самоактуализации, которая представляет собой процесс роста и развития для достижения человеком своего индивидуального потенциала.

Согласно теории самореализации Роджерса, все люди обладают стремлением к росту и реализации своего потенциала. Эта потребность в самореализации, является одним из основных мотивов поведения человека. Роджерс предположил, что самоидентификация начинает развиваться в детстве и во многом зависит от воспитания детей. Родители, которые дают своим детям безусловную любовь, воспитывают в них здоровую самооценку. Дети, которые должны «зарабатывать» любовь родителей обладают  низкой самооценкой и чувством вины.

Ключевые характеристики полностью функционирующего человека включают в себя: открытость опыту, гибкую самоидентификацию, безусловное самоуважение, способность жить в гармонии с другими.

Роджерс полагал, что формирование здорового самооценки представляет собой непрерывный процесс, опирающийся на жизненный опыт человека. Люди с устойчивым ощущением себя, как правило, имеют большую уверенность в себе и более эффективно справляются со всеми жизненными трудностями.

Расстройства личности

Личностная психология не только изучает, как развивается нормальная личность. Она также помогает решать самые разнообразные проблемы, возникающие в процессе развития индивида. Сегодня известно, что расстройства личности могут оказывать серьёзное влияние на жизнь и функционирование человека.

По статистике, от 10 до 15 процентов всего взрослого населения страдает, как минимум, от одного расстройства личности. Под личностными расстройствами подразумеваются хронические и всеобъемлющие психические расстройства, которые влияют на мышление, межличностные отношения и поведение индивида. В настоящее время известно более 10 таких расстройств.

Кроме того, часто черты личности бывают связаны с определённым соматическим заболеванием. К примеру, агрессия и враждебность взаимосвязаны с болезнями сердца. Другим исследованием было доказано, что застенчивость коррелирует с более коротким сроком жизни. Также исследователи выявили определённую связь между невротическими чертами личности и «знаменитой» пятёркой болезней (астма, мигрень, язва желудка, артрит и сердечно-сосудистые заболевания).

Хорошо известно описание личности типа А и типа В, которое было создано парой кардиологов, Мейером Фридманом и Рэем Розенманом. Согласно этой теории, личности типа А чрезвычайно напряжены и склонны к болезням сердца. Личности типа B более спокойны и обладают более крепким здоровьем. Позже исследователи выделили ещё два типа: тип личности C, который чрезвычайно внутренне напряжен, но внешне спокоен, и тип личности D, который склонен к поведению жертвы и депрессии.

Личностные тесты

Для изучения и измерения личности разработан целый ряд разнообразных личностных тестов. Многие из этих тестов широко применяются в повседневной жизни. Например, многофакторный личностный опросник MMPI часто используется в качестве отборочной оценки при приёме на работу. Клинические личностные тесты предназначены для оценки диагностики состояния больного в психиатрии.

Как люди становятся собой? Чем они похожи, и чем отличаются друг от друга? Как формируется личность индивида? Что заставляет нас влюбляться, ненавидеть или объединяться? В чем разница между мужской и женской психологией? Каким образом человек взаимодействует с другими людьми и окружающим миром? На все эти вопросы может дать ответ психология личности. Исследуя личность человека, его черты, установки и цели, социальные нормы и стимулы, личностные психологи раскрывают всё новые тайны индивидуальной и социальной жизни.

odepressii.ru

Book: Психология личности

35. Основные межличностные стили разрешения конфликтов

К. Томас указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество, или конкуренция.

Стиль конкуренции можно использовать, если:

1) исход конфликта очень важен;

2) имеется достаточная власть, а предлагаемое решение – наилучшее;

3) нет иного выбора и нечего терять;

4) нужно принять непопулярное решение, но достаточно полномочий для выбора этого шага;

5) подчиненные, предпочитают авторитарный стиль.

Стиль сотрудничества можно использовать, если есть необходимость принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

1) необходимо найти общее решение, а компромисс невозможен;

2) у вас прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

3) основной целью является приобретение совместного опыта работы;

4) стороны способны выслушать друг друга;

5) необходимо усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Суть стиля компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных

уступках. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

1) стороны имеют убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

2) удовлетворение своего желания имеет не слишком большое значение;

3) возможность временного решения;

4) возможность получить хоть что-то.

Стиль уклонения реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна и нет желания тратить время на ее решение. Стиль уклонения можно рекомендовать в следующих ситуациях:

1) источник разногласий не существенен;

2) нет возможности решить вопрос в свою пользу;

3) мало власти для решения проблемы желательным способом;

4) возможность выиграть время, прежде чем принять какое-либо решение;

5) невозможность решения вопроса немедленно;

6) подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.

Стиль приспособления предполагает совместные действия с другой стороной, без попыток отстаивать собственные интересы. Стиль приспособления используется, когда:

1) необходимо восстановить стабильность;

2) предмет разногласия не важен;

3) есть желание сохранить добрые отношения людьми;

4) есть осознание ложности своей позиции;

5) есть недостаток власти или шансов победить. Для успешного разрешения конфликта необходимо,

чтобы обе стороны или хотя бы одна проявили желание разрешить конфликт.

www.e-reading.club

Личность и поведение

Содержание.

Введение

Глава 1. Формирование и развитие личности

1.1. Теории поведения личности

1.2. Процесс формирования и развития личности

1.3.Ценности

1.4. Установки

Глава 2. Типологии личности

2.1. Типологии личности по темпераменту

2.2. Типологии личности по акцентуациям характера

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования состоит в том, что эффективность работы организации и конкретных организационных процессов зависит от поведения людей на всех уровнях организации. Поведение человека в организации - основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку динамика взаимоотношений достаточно сложна, то для понимания и управления этими процессами необходимо учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, содержание деятельности и уровня организации группы, так и специфику других, более широких социальных объединений.

Специалисты в области менеджмента и психологии говорят о личности по-разному. Менеджеры, как правило, стремятся обозначить те характеристики, которые определяют личность преуспевающего руководителя.

Психологи стремятся видеть основные составляющие личности и понять механизмы, обеспечивающие организацию этих составляющих и, как следствие, поведение человека.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.

Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, свои собственные идеи, мысли, взгляды.

Исходя из этого, объектом исследования является поведение личности, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, характера, ценностей в поведении человека.

Цель исследования: выявить влияние темперамента и характера на поведение человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать литературные источники;

2) ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;

3) выявить типы темперамента и характера;

4) выяснить сущность установок и ценностей;

Проблема: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, индивидуальность и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с различными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

Методы исследования: для написания работы были использованы учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов, а также исследовательские работы.

ГЛАВА 1. Формирование и развитие личности.

1.1. Теории поведения личности.

Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставлении, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее, среди ученых нет единства в понимании и описании этого понятия. Многозначность понятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, которое соответствует этим понятиям во множестве различных теорий личности. По мнению Артура Ребера, такой подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории [3, с. 592]. Самой простой процедурой будет представление нескольких из наиболее влиятельных теорий и описание того, как каждая из них характеризует этот термин.

1.Теории типов. Самая старая из них — теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов.

2. Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования. Ранние теории черт представляли собой немногим более чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р.Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющие личность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения[5,91].

3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений.

5. Гуманизм - это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризмав психологии. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее, он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.

6.Теории социального научения.Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме, Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции - стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.

7. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Понятие черт личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

8.Интеракционизм. В этой теории утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно, что согласно этой точке зрения, личность существует как отдельная «вещь». Скорее это становится своего рода общим термином для обозначения сложных элементов взаимодействия.

mirznanii.com

Общее представление о личности. История исследований личности. Теории личности-1 (Немов Психология)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 13. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ (с.335-367)Краткое содержание

Понятие личности. Научное определение понятия «личность». Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия – следствие многогранности и сложности феномена личности. Необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Интеграция научных дефиниций – путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. Различия в содержании и объеме этих понятий.

История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 56). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Рис. 56. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица – личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57.Рис. 57. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В = F(P,E), где В – поведение; F – знак функциональной зависимости; Р – внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е – социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= Е(Р). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула: B = F(P,E).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых – преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 11), Таблица 11Выборка из пяти факторов-черт, включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела

отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» (способом обработки результатов) и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Пример такого профиля приведен на рис. 58.Рис. 58. Гипотетический пример личностного профиля, получаемого на основе применения 16-факторного опросника Кеттела. Справа и слева даны качественные характеристики факторов, составляющие (по горизонтали) пары прилагательных, характеризующих соответствующий фактор. Слева латинскими буквами отмечены условные обозначения факторов в опроснике Кеттела

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли1 (1МейлиР. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.), достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе – неуверенность.2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).6. Мягкость – черствость, цинизм.7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.10. Реализм – аутизм.11. Сила воли – безволие.12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.14. Уверенность – неуверенность.15. Взрослость – инфантилизм.16. Тактичность – бестактность.17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).18. Веселость – грустность.19. Очарованность – разочарованность.20. Общительность – необщительность.21. Активность – пассивность.22. Самостоятельность – конформность.23. Экспрессивность – сдержанность.24. Разнообразие интересов – узость интересов.25. Чувствительность – холодность.26. Серьезность – ветреность.27. Честность – лживость.28. Агрессивность – доброта.29. Бодрость – веселость.30. Оптимизм – пессимизм.31. Смелость – трусость.32. Щедрость – скупость.33. Независимость – зависимость.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности – это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.3. Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

anchiktigra.livejournal.com

Психология личности и поведения современного человека

Личность человека закладывает основу общества. Это сложная и многоуровневая конструкция, из которой складываются отношения в социуме. Она влияет на многие жизненные аспекты. Приобретенные черты помогают индивиду меняться и адаптироваться к окружающей среде и обстоятельствам. 

Основы

Феномен личности многосторонний и многообразный, он напрямую связан с психологией личности и поведения человека. Есть несколько определений такого понятия, в каждом из них представлены важные элементы. Самое известное определение личности сводится к комплексу психологических черт характера, желаний, стремлений, способных сделать человека индивидуальным.

От рождения у каждого есть уникальные способности, особенности работы нервной системы. Такие факторы влияют на формирование личности. Только что родившийся ребенок еще пока не личность, но уже индивид. Это означает принадлежность к человеческому роду. У ребенка личность формируется параллельно со становлением его индивидуальности.

Свойства личности современного человека в психологии

Основное различие людей заключается в том, каким образом они подходят к решению проблем. Психология личности современного человека проявляется в деятельности, а именно — во взаимодействии с другими участниками социума. К доминирующим свойствам личности относятся психические свойства индивида. Они непосредственно влияют на поведение человека в обществе, сферы его деятельности.

По характеристике личность может выражать себя в индивидуальном, психологическом и социальном плане.

С точки зрения психологии как отдельной науки рассматриваются исключительно психологические особенности человека, что воздействуют на формирование структуры личности. 

Характеристики личности

Психологи не могут сойтись во мнении, имеет ли индивид четкую личностную структуру, а также определить круг терминов. Каждый человек особенный, не все его действия и ценности могут поддаваться анализу. Несмотря на это, принято выделять четыре основные свойства личности:
  • психические;
  • психологические;
  • эмоциональные;
  • социальные.
Учитываются способности и эмоции индивида. Дополнительно принимаются во внимание направленность его мышления и действий.

Основы психологии личности и ее свойства состоят из таких компонентов как воля, характер и темперамент.

Личность связана с эмоциями. Поступки совершаются как на сознательной, так и бессознательной основе. На них влияют чувства и эмоциональный фактор. Принято разделять эмоции на силу эмоциональной возбудимости, устойчивость, интенсивность и ее глубину.

Социальные свойства личности показывают способность взаимодействия с другими представителями общества.

Термины

Поведение — образ взаимодействия человека с окружающей средой по заранее определенному шаблону. Поведение отличает индивида от представителей животного мира тем, что он может самостоятельно менять свои намерения и корректировать действия, учитывая внутренние и внешние факторы.

Термин психология личности относится к разделу, который изучает личность и связанные с ней процессы. Внимание сосредотачивается на картине, где человек взаимосвязан с миром и социумом. Изучаются душевные жизненные аспекты и индивидуальные особенности члена общества.

Структура личности и особенности поведения человека

У личностной структуры есть определенные свойства с точки зрения психологии. Они не затрагивают отношения с обществом и окружающим миром.

Структура личности состоит из четырех компонентов:

  • Направленность.
  • Способности.
  • Характер.
  • Самоконтроль.
Направленность говорит об установках, потребностях и интересах человека. Один из компонентов может задавать вектор направленности деятельности. Другие сферы жизни начинают подстраиваться под доминирующий элемент.

Способности помогают в развитии индивида. Он может реализовать себя в определенной области, достигать в ней успеха.

Характер — наиболее видимый компонент. Часто не берется в расчет намерение индивида, его способности и мотивация.

У современного человека также есть система, позволяющая самостоятельно регулировать свои действия. Благодаря самоконтролю обеспечивается планирование поведения, есть возможность скорректировать свои действия. Психология личности не способна функционировать без одного из перечисленных частей.

Книги

Для того чтобы более глубоко понять структуру психологии личности человека, рекомендуется изучать литературу. Ниже подобраны книги, помогающие разобраться в теме.

1. «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». Автор — Роберт Чалдини. Издание — это отличное пособие для тех, кто хочет уменьшить количество конфликтов в свой жизни, а также освоить основы менеджмента. У книги легкий и ненавязчивый слог. Писатель старается мотивировать читателя брать на себя ответственность, быстро принимать решения, уметь правильно воспринимать информацию. Чтение такой литературы будет полезным для людей, которые по роду деятельности должны переубедить оппонентов.

2. «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Автор — Тина Силиг.

Литературное произведение было написано преподавателем из Стэнфордского университета. Книга может стать незаменимым путеводителем для тех, кто задумывается об открытии собственного дела. Писатель предлагает решения проблем, рассказывает о том, какой должна быть правильная реакция. Тина считает, что проблемы — хорошая возможность для саморазвития. Если у человека нет постоянного развития, то неизбежна его деградация как личности. Человек без личности — возможно ли?

Свойства личности помогают контактировать с окружающим миром. У каждого есть способности и мотивация. Находясь в социуме, формируется круг ценностей и установок.

Человек без личности существовать не может. Некоторые навыки могут быть в большей или в меньшей степени развиты. Происходит формирование интровертного и экстравертного типа в зависимости от исходных характеристик.

planetaseminarov.ru