Лекция
Психология характера.
У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и тот, который есть в действительности.
В. Гюго
Характер – общее качество личности в целом, совокупность индивидуальных ряда ее черт, в которых наиболее четко выражено ее своеобразие; это каркас личности, ее индивидуальность.
«Характер» - слово греч. происхождения и в переводе означает «чеканка, печать». Действительно, с одной стороны, характер представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определенного момента человек сам начинает чеканить свой характер. В этом заключается сущность самовоспитания.
Характер – это сложившиеся под влиянием жизненных условий и воспитания своеобразие психических свойств человека, проявляющиеся в особенностях социального поведения личности и выражающие ее отношение к людям, к делу, к самой себе.
Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы судим о характере той или иной личности. ХарАктерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если подросток, например, случайно кому-то нагрубил или вспылил, то это не еще не означает, что грубость и вспыльчивость – черты его характера. Даже смелые люди могут испытывать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, т.е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он себя поведет в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет.
В повседневной жизни человека характеризуют как эгоиста или коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого, решительного или нерешительного, мужественного или паникера, скромного или хвастливого и т.п. Из этого видно, что характер – интегральное (единое) образование, которое включает самые разнообразные свойства психического склада личности. Но решающее значение в характере имеют морально-волевые свойства. От них зависят особенности социального поведения и деятельности личности.
Характер – явление сложное, подвижное и динамичное. Он формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками (не выходит за пределы дома, квартиры), изолируется от основного направления общественного движения, там формируется ограниченный, косный характер. Если же люди получают богатые впечатления, активно решают общественные задачи, живут полнокровной жизнью, их мышление носит такой же характер универсальности.
Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания. Конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, твердость или мягкость. Заметные изменения в поведении человека обусловливаются также временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма. В целом, характер человека может изменяться в процессе жизни в зависимости от жизненных условий и окружения личности.
Все черты характера (черты – это индивидуально-своеобразные психические свойства человека) – это свойства личности (=качества). Свойства характера обусловлены свойствами темперамента, качествами отдельных психических процессов. Черт характера очень много. Все они подразделяются на несколько крупных блоков, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторона действительности, к разным сторонам жизни.
Положительные черты характера: 1) по отношению к обществу: общительность, отзывчивость, доброта, честность, преданность, правдивость;
Отрицательные черты: эгоизм, лживость, равнодушие, завистливость, необязательность, бессовестность, черствость.
2) Отношение человека к самому себе определяется его самооценкой, которая может быть адекватной, критической, завышенной, заниженной.
3) Отношение человека к делу, труду и его результатам – важная черта характера. Положительные черты здесь: трудолюбие, ответственность, аккуратность, предприимчивость, исполнительность; отрицательные – леность, безответственность, недобросовестность, безынициативность.
4) По отношению к вещам выделяются черты характера: щедрость или скупость, бережливость или расточительность.
5) Волевые качества составляют стержень характера: воля связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью, решительностью. Волевые качества личности: решительность, настойчивость, терпение, выдержка, самообладание, верность долгу и данному слову. Человек без воли напоминает машину без мотора: все есть и выглядит внушительно, а пользы нет никакой. Вспомним, что воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних препятствий.
У каждого человека число отдельных характерологических черт очень велико, а количество оттенков каждой из них необозримо. Так, аккуратность имеет оттенки: пунктуальность, педантичность, опрятность, подтянутость. Но какие-то свойства или черты всегда будут ведущими, т.к. по ним характеризуют человека.
Нужно учитывать, что не у всех молодых людей действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых зависит от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния товарищей. О таких говорят как о бесхарактерных, т.е. лишенных внутренней определенности. И даже бесхарактерность – тоже свойство характера.
Характер тесно связан с темпераментом. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. От типа темперамента зависит протекание внешних проявлений свойств характера. В зависимости от типа темперамента характерные способы поведения могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом. Так, при наличии стремления к общению, сангвиники первые начинают разговор, флегматики более пассивны в общении, хотя и откровенно делятся с товарищами своими переживаниями, но редко делают это по своей инициативе. Сангвиники легко заводят новые знакомства, но и легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера. Некоторые черты характера усиливают определенные свойства темперамента (экстраверсия – общительность).
Сравнительная таблица
Темперамент | Характер |
1. врожденная обусловленность | 1.прижизненная (социальная) сформированность |
2. не может иметь социальной оценки | 2. может быть социально желательным или нежелательным |
3. обусловлен свойствами нервной системы | 3. черты характера обусловлены темпераментом и отношениями |
4. свойства проявляются непроизвольно, бессознательно, трудно контролировать | 4. черты характера произвольны, сознательны, можем контролировать в большей степени |
5. связан с эмоциональностью и активностью | 5. соотносится с волевой сферой личности. Наличие воли – показатель развитости характера |
Между темпераментом и характером существует тесная связь, поэтому образуется сплав характера и темперамента. В поведении взрослого человека их сложно разделить.
Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации, направленной на:
1) активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
2) способность к глубокому пониманию жизни;
3) установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;
4) принятие себя и других людей такими, какие они есть.
У некоторых людей характер может быть дисгармоничным (нарушенным) за счет неравномерного развития составляющих его черт. Это может обусловливать избирательную уязвимость и чувствительность человека в одних жизненных обстоятельствах и устойчивость – в других. В людях с дисгармоничным характером заложена возможность как больших достижений, так и глубокого срыва (дезадаптации). Дисгармоничные характеры формируются под воздействием жизненных коллизий.
studfiles.net
Темперамент - биологическая основа (предпосылка) характера. На естественный темперамент влияет в первую очередь уровень гормонов и ферментов в организме, свойства нервной системы и т.д.
Влияние биологической основы очень сильно, но проявляться может по разному. Высокий уровень тестостерона у бандита и у искренне верующего проповедника приведет к диаметрально противоположным поступкам.
Характер надстраивается над темпераментом с относительной свободой. Характер может быть сильный, но не очень темпераментный. Может быть и темпераментный человек, но со слабым характером. Характер - это особенности поведения человека, делающие его легким или трудным во взаимодействии с ним. Темперамент же в узком смысле слова - энергия и динамика поведения, это яркость, сила и скорость эмоционального реагирования.
Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».
Темперамент, по Э.Кречмеру, тесно связан со строением тела. Характер - в малой степени. При этом граница, разделяющая темперамент и характер, все-таки достаточно условна. Слово темперамент нередко употребляется в более широком смысле, как некоторое описание личностных черт. И тогда описание типов темперамента по Гиппократу вполне можно прочесть как, описание типов характера.
www.psychologos.ru
РЕФЕРАТ тема: Темперамент и характер. ПЛАН 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ТЕМПЕРАМЕНТ 2.1 Общее понятие о темпераменте. 2.2 Физиологическая основа темперамента. 2.3 Психологическая характеристика темпераментов. 2.4 Темперамент и личность. 3. ХАРАКТЕР 3.1 Общее понятие о характере. 3.2 Физиологические основы характера. 3.3 Типическое и индивидуальное в характере 3.4Черты характера 3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ВВЕДЕНИЕ " Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание. 2. ТЕМПЕРАМЕНТ 2.1. Общее понятие о темпераменте Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. 2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ), говорливости ( или молчаливости ). 3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. 2.2. Физиологическая основа темперамента Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения. Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей. Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей. Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы. Тип высшей, нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. 2.3. Психологическая характеристика темпераментов По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
|
works.tarefer.ru