Личность,темперамент и характер (стр. 1 из 6). Психология темперамент и характер


Темперамент и характер человека - Психология

Психология

Темперамент и характер человека – это индивидуальные особенности психического строения личности, которые рассматриваются как отражение его внутренней психической деятельности. Темперамент и характер человека проявляются в практически неизменном виде в течение всей жизни личности. При этом темперамент и характер человека не имеют отношения к конкретным задачам и целям, интересующим человека в данный момент времени, они также не связаны с поведением и мотивами. Как правило, человек определенного темперамента и характера не способен управлять или осуществлять контроль над проявлениями своего темперамента. Понятие о темпераменте и характере человека возникло еще во времена древних греков, когда легендарный Гиппократ завел разговор о таком явлении, как красис, то есть, по мнению древнего исследователя, характеристиках конкретного человека, которые непременно сказываются на поведенческих особенностях. При этом принадлежность к какому-либо темперамента человека по Гиппократу обусловливалась преобладанием в человеческом теле определенного типа жидкости: - холерики: импульсивные и вспыльчивые по той причине, что в их организме преобладает ядовитая желтая желчь; - флегматики: неторопливые и глубокомысленные, так как основной жидкостью их организма является лимфа; - сангвиники: активные и обожающие радоваться всему вокруг, так как в их организме преобладает самая «здоровая» жидкость – кровь; - меланхолики: опасливые и грустные, часто уходящие в себя, так как в организме людей с таким типом темперамента человека преобладает черная желчь. Отдельным этапом в развитии классификации темперамента и характера человека стали работы академика Павлова, который положил в основу каждого типа специфику работы нервной системы. Он доказал, что темперамент человека складывается из врожденных характеристик центральной нервной системы и приобретенных в результате развития свойств. Разумеется, уникальность темперамента и характера – неотъемлемая черта каждого отдельно взятого человека. У каждого человека есть определенный набор специфик, которые непременно оказывают влияние на работу центральной нервной системы. Именно Павлов определил основные характеристики функционирования нервной системы для каждого темперамента и характера человека: - меланхолики отличаются малой активностью как затормаживающего механизма, так и механизма возбуждения; - холерики характеризуются крайней степенью неуравновешенности, активностью процессов раздражения и активности нервной системы, при этом процессы затормаживающего характера проявляются более вяло; - сангвиники отличаются уравновешенностью и подвижностью; - флегматики характеризуются активностью мыслительных процессов на фоне внешнего спокойствия и даже некоторой заторможенности. Активность и устойчивость центральной нервной системы предполагает высокую степень выносливости и трудоспособности, неактивная и слабая нервная система – это неспособность контролировать раздражение и торможение. При условии повышенной активности нервной системы происходит быстрое изнашивание нервных клеток, их истощение. Темперамент и характер человека предполагает врожденные характеристики работы центральной нервной системы, непосредственно тип темперамента отражает эти особенности при любой ситуации, в которой действует человек. Характеристик психики конкретного человека, включающие привычки и умения, желания и потребности, складываются при развитии человека в течение всего жизненного пути. База деятельности психики человека – удовлетворение различной степени важности потребностей. Стоит сказать, что тип темперамента человека отражается на специфике его реакций на ту или иную ситуацию, но не регламентирует поступки человека и его мысли.

По материалам сайта: http://megamedportal.ru/

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

health.sarbc.ru

Характер и темперамент

Пензенский государственный университет

Курсовая работа

на тему

«Характер и темперамент»

по дисциплине «Психология и педагогика»

Выполнила:

студентка группы 06зэн61

Шаланина Н.А.

Проверила: Логинова О.А.

Пенза,2008

Содержание работы

Введение

1. Отличительные признаки характера

2. Формирование характера

3. Темперамент

4. Четыре типа темперамента

Заключение

Литература

Введение

История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных, позициях при определении этой важнейшей стороны личности.

Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом, другом Аристотеля Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность» Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в котором описаны под углом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждого характера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство», «лесть», «скучный рассказчик» и т.п.

В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отличают данного, человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, т. е. представляют собой известное единство.

При данном определении характера в широком смысле слова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и при этом воздействующими на поведение человека.

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменения, а на выявления и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

1. Отличительные признаки характера

Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разные свойства личности. Например, при общении с новыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы. Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека к людям, с другой стороны—индивидуальными особенностями темперамента и психических процессов. Так как эти различия определяются отношениями личности, мы вправе обозначить их как свойства личности. Но в отношениях личности всегда содержится нечто социально-типичное. Между тем в описанных различиях проявляется индивидуальное своеобразие личности. Поэтому такие индивидуальные различия личности, которые проявляются лишь в определенных обстоятельствах, мы обозначаем как свойство характера. Из сказанного вытекает и другой признак характера. Одни и тот же человек проявляет робость и застенчивость: в труде—добросовестность, тщательность, методичность; в обращении со своими вещами—аккуратность, бережливость и т. д.

Так как свойства характера обусловлены социально-типичными отношениями личности, то обнаруживаются они не в любых ситуациях, а лишь в социально-типичных. Например, индивидуальные различия между людьми проявляются и в том, какони едят, ходят, танцуют и т. д. Но в таких индивидуальных различиях характер не проявляется, потому что отношение к еде, ходьбе или танцам не является социально-типичным. Между тем различия в общении с людьми, в труде, в учении, действительно, обусловлены характером, потому что отношения к труду, людям, учению—социально-типичны. Социально-типичными являются только такие ситуации, которые имеют существенное общественное значение. Именно поэтому в таких ситуациях проявляются социально-типичные отношения личности.

Итак, характер—это индивидуальность личности. Свойства характера — такие индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях в зависимости от социально-типичных отношений личности, с одной стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этого определения вытекает, что свойства характера следует отличать от таких индивидуальных психических свойств, которые проявляются относительно независимо от специфического содержания социально-типичных отношений личности и от какой-либо ситуации. К последним относятся свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов.

Следует отличить свойства характера и от психических состояний. Так же, как и свойства характера, психические состояния проявляются в определенной ситуации и притом различным образом у разных людей в зависимости от свойств темперамента. Но в отличие от свойств характера, психические состояния не зависят от устойчивого и постоянного отношения к ситуации. Это различие лучше всего обнаруживается, если мы сравним тревожность как психическое состояние и тревожность как свойство характера. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, эмоциональных депрессивных реакциях, состоянии напряжения и т. п. Как психическое состояние тревожность проявляется в любой трудной и напряженной ситуации.

В исследованиях нашей лаборатории показатели тревожности коррелируют со слабостью нервных процессов относительно возбуждения и с их инертностью (В.В. Белоус, 1967; Л.Д. Василенко, 1967). Следовательно, она присуща людям меланхолического темперамента.

Вместе с тем, существует такая тревожность, которая проявляется не в любой трудной и напряженной ситуации, а в ситуации, создающей угрозу для социальной оценки личности и обусловленной отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях Н. С. Уткиной установлено, что контрольная работа в школе, по сравнению с тренировочной работой, у учеников слабого типа с активными положительными мотивами учения высылает характерные для тревожности проявления нервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость внимания). Между тем у учеников слабого типа с малоактивными учебными мотивами вызывает нервно-психического напряжения и, следовательно, не является угрожающей. Благодаря такой двоякой обусловленности отношения личности, с одной стороны, и свойствами темперамента, с другой, такую тревожность в ситуации угрозы для репутации или в ситуации общения с людьми следует понимать как свойство характера.

Из сказанного вытекает, что свойство характера не только отличается от психического состояния большей устойчивостью и постоянством (Н. Д. Левитов, 1964), но и обусловлено устойчивым отношением личности. Поэтому нельзя рассматривать психические состояния как переходную онтогенетическую ступень к свойствам характера. Психическое состояние не может само собой, по мере того, как оно становится все более привычным, устойчивым и постоянным, превратиться в свойство характера необходимо условие возникновения свойства характера — формирование устойчивого отношения личности.

Свойство характера следует отличать от ситуативного типа поведения (В.Н. Мясшцев, 1960). Так же, как и свойство характера, ситуативный тип поведения характеризует индивидуальное своеобразие поведения в определенной ситуации. Ситуативный тип поведения, как и свойство характера, в отличии от психического состояния, обусловлен отношением к данной ситуации. Отличие свойства характера в том, что оно обусловлено не любым, а лишь социально - типичным отношением. В качестве одной из иллюстраций ситуативного типа поведения можно указать на индивидуальные различия в выражении фрустрации. Под фрустрацией понимают состояние человека или животного при таком неудовлетворении каких-либо активных мотивов, которые превосходят порог его терпимости. В таком состоянии одни люди стремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлинным виновником неудовлетворения. Другие склонны винить во всем происшедшем самих себя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются понизить значение неприятности или стараются не замечать ее (Розенцвейг, 1934).

Эти индивидуальные различия проявляются лишь в ситуации неудовлетворения и при достаточно активном отношении к этой ситуации. Однако такое состояние неудовлетворения может возникнуть при самых различных мотивах и отношениях личности. Это может быть неудовлетворение учебных, игровых, трудовых мотивов или даже органических влечений. Поэтому в отношении к ситуации фрустрации нет чего-либо социально-типичного.

Более того, такие ситуации и соответствующие реакции на них присущи не только человеку, но и животным. Поэтому индивидуальные различия реакций фрустрации определяют ситуативный тип поведения, а не свойство характера.

Однако, если эти индивидуальные особенности фрустрации проявляются и трудовой ситуации при отрицательной оценке труда и не проявляются при материальных лишениях, то они уже определяют не ситуативный тин поведения, а свойство характера. Отсюда опять-таки вытекает, что ситуативный тип поведения нельзя рассматривать как переходную степень к свойству характера. Для того чтобы возникло свойство характера, недостаточно, чтобы ситуативный тин поведения стал более прочным и устойчивым. Необходимо, чтобы он был обусловлен социально-типичным отношением личности.

mirznanii.com

ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ

Количество просмотров публикации ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТИ - 614

У каждого человека три ^характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.

В. Гюго

Понятие о характере.У каждого человека уже изученные нами черты и качества соединœены по-разному. Неповторимое, индиви­дуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Размещено на реф.рфПоговорим о- нем более подробно.

ʼʼХарактерʼʼ— слово древнегреческого происхождения и в пере­воде на русский язык означает ʼʼчеканкаʼʼ, ʼʼпечатьʼʼ. И действи­тельно, характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую лич­ность. Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определœен­ного момента человек сам начинает чеканить, ковать свой характер. Размещено на реф.рфВ этом, собственно говоря, и заключается сущность самовоспитания.

Но слова ʼʼчеканкаʼʼ, ʼʼпечатьʼʼ по отношению к характеру име­ют, с другой стороны, еще одно очень существенное значение. Ха­рактер накладывает печать на всœе поступки, мысли и чувства чело­века. По этим проявлениям мы и судим о характере какой-либо лич­ности. Характерными следует считать не всœе особенности человека, а только существенные и устойчивые. В случае если подросток, к примеру, слу­чайно кому-то грубо ответил или вспылил, это еще не означает, что грубость и вспыльчивость — черты его характера. Порой даже очень смелые люди могут испытать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, т. е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в какой-либо ситуации, что сделает, что и как скажет.

Вы ведь и сами можете предвидеть, как отнесется ваш друг или подруга к какой-либо проблеме,, да и они смогут предсказать ваше поведение. Вы прекрасно знаете, как отреагирует тот или иной учи­тель на определœенный эпизод школьной жизни, что скажет мама или папа в том или ином случае. Такое прогнозирование возможно именно потому, что, во-первых, каждый человек ведет себя в со­ответствии со своим характером и, во-вторых, потому, что вы успели изучить его характер. Размещено на реф.рфС незнакомым человеком трудно общаться прежде всœего потому, что не знаешь, чего от него можно ожидать и чего он ждет от тебя. Только после того как произойдет взаимное познание характеров, общение между людьми протекает более или менее гладко. Я сказал ʼʼболее или менееʼʼ потому, что человеческая личность, характер — явления не только очень сложные, но и исклю­чительно подвижные, динамичные. Характеру присущи свои законы, но это не абсолютные законы, которые легко выразить впростых математических формулах, а законы относительные. Их тоже, на-

верное, психологи воплотят когда-нибудь в формулы, но формулы эти будут из области высшей математики, теории вероятностей и математической статистики. А на практике взаимное общение это бесконечное взаимное узнавание, взаимное предсказание и взаим­ные ошибки. И особенно много таких ошибок бывает у людей мало­наблюдательных, нечутких и неграмотных в психологическом от­ношении.

Черт характера (или качеств личности) очень много. В срав­нительно небольшом толковом ʼʼСловаре русского языкаʼʼ С. И. Оже гова свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Все эти черты, или, как их еще называют, качества личности, подразделяются на несколько крупных блоков, групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам действительности, к разным сторонам жизни Прежде всœего отметим качества, в которых выражаются наиболее важные психологические черты личности, ее убеждения и идеалы, направленность. Οʜᴎ окрашивают, придают общественный смысл всœем другим чертам характера.

Сюда входят черты, в которых проявляется отношение чело­века к окружающим его людям и к обществу в целом. Это патриотизм, коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта͵ честность, правдивость, искренность и другие. Мы назвали поло­жительные черты этой группы. Но встречаются и отрицательные качества — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

В следующую группу качеств личности включаются черты харак­тера, в которых выражается отношение человека к самому себе. На самом делœе, ведь человек не просто общается с другими людьми, учится и работает, иными словами, действует в окружающем мире. Мы еще и задумываемся над тем, как мы это делаем, сравниваем себя с другими людьми, как бы измеряем собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение, самооценку мы производим и по отношению ко всœем своим качествам: внешности, способностям... Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Так возникает то, что обозначается личным местоимением ʼʼяʼʼ. Получается уже знакомая нам интересная ситуация: человек как бы раздваивается — один действует, разговаривает, решает задачи, делает авиамодели, играет в футбол.читает книги, а другой всœе время оценивает, сравнивает, контролирует. Отсюда личность должна быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы.

Оценка личностью самой себя должна быть правильной, но иногда человек может давать себе завышенную оценку, ошибаться, так ска­зать, в сторону преувеличения своих заслуг, успехов, знаний. Воз­никает завышенная самооценка. Когда такой юноша или девушка обнаруживает со стороны окружающих людей — родителœей, то­варищей, учителœей — иную, более реалистичную, правильную, но в то же время и более скромную оценку, она нередко встречается в штыки: люди обижаются, считают, что к ним несправедливы, что

их недооценивают, не понимают. Особенно тяжело живется тем, у кого, как говорят, раздутое самомнение. Такие люди, как правило, вспыльчивы, обидчивы, либо, ■ наоборот, замкнуты, угрюмы, подо­зрительны. Вот здесь-то и проявляется значение скромности как качества характера. Скромный человек правильно оценивает себя, не выпячивает свои действительные или мнимые достоинства. Слу­чается и другое — человек излишне строг к самому себе, недооце­нивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоуни­жение, застенчивость.

Мы говорили о чертах характера, в которых выражается отно­шение человека к самому себе. Перейдем теперь к другой группе черт — это важные качества, в которых проявляется отношение человека к труду, к делу, результатам труда. Положительными здесь будут такие черты, как трудолюбие, инициативность, настой­чивость, аккуратность; отрицательные черты: безответственность, лень, которую недаром называют матерью всœех пороков, безыни­циативность, формализм в работе, боязнь трудностей и т. д.

Волевые черты характера.Особое место в характере человека за­нимают волевые черты, воля. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверное, слышали, да и сами не раз упот­ребляли такие выражения: ʼʼчеловек с характеромʼʼ; ʼʼу него твер­дый характерʼʼ или, наоборот: ʼʼбесхарактерныйʼʼ; ʼʼмямляʼʼ; ʼʼни то ни сеʼʼ. Здесь как раз и подчеркивается прежде всœего выра­женность волевых черт характера человека. Недаром ученые и пи­сатели, которые изучали характер человека, всœегда подчеркивали значение воли. Великий древнегреческий философ Аристотель, кото­рый обобщил в своих трудах всœе научные достижения современного ему мира, так сопоставлял характер и волю: ʼʼ...характер — это то, в чем обнаруживается направление воли; в связи с этим не изобра­жают характера те из речей, в которых не ясно, что кто-либо пред­почитает или чего избегает...ʼʼ

Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: всœе вроде есть и выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое воля? Прежде всœего это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру. Начинается волевое действие с того, что у человека возни­кает какая-то потребность, которая толкает его на проявление актив­ности, возникает мотив деятельности. Уже на этом первом этапе возможна внутренняя борьба, борьба мотивов. Она возникает тогда, когда перед личностью есть несколько возможных целœей, отвечаю­щих разным его потребностям. Уже на этом этапе человеку прихо­дится проявлять свою зрелость, понимание общественных интересов, умение сочетать личное и общественное, разбираться, что в данный момент нужнее всœего. Примеров здесь можно найти сколько угодно. Достаточно проанализировать свои поступки хотя бы за один день, чтобы обнаружить много случаев, когда пришлось выбирать: ʼʼЧто делать?ʼʼ Эти решения могут касаться самых простых случаев, на-

пример, куда пойти вечером: в кино или на концерт — и очень слож­ных жизненных проблем — куда пойти после окончания школы. Но вот цель выбрана, решение принято. Дальше крайне важно выбрать средства для ее осуществления. И здесь, на этом этапе, тоже не всœегда всœе гладко. Ведь к цели можно прийти разными пу­тями. Есть пути легкие, но не очень честные, а есть трудные, но достойные, возвышающие человека. Значит, человека характеризуют не только цели, к которым он стремится, но и средства, которые он выбирает для их достижения. Разберем очень простой пример: ученик хочет получить отличную отметку по домашнему сочинœе­нию. Хорошая цель? Конечно. Но достичь ее можно разными путями: можно прочесть много дополнительной литературы, испробовать много вариантов, несколько раз переработать написанное, в трудных случаях обратиться к словарю, проконсультироваться с учителœем и т. д. Но иной идет к цели более легким путем: всякими правдами и неправдами достает готовую работу и списывает ее.

Буржуазная мораль оправдывает любые средства, лишь бы они помогали достижению цели. Даже девиз такой был выдвинут иезуи­тами, о реакционной деятельности которых вы знаете из истории средних веков: ʼʼЦель оправдывает средстваʼʼ.

Наша коммунистическая мораль отвергает данный бесчеловечный принцип. Мы считаем, что средства, ведущие к достижению цели, должны быть честными, гуманными, возвышающими человека. По тому, как человек принимает решение, можно судить о такой особенности воли, как решительность. Решительные люди прини­мают решение быстро, без дополнительных колебаний. Решитель­ность особенно важна в тех случаях, когда от своевременности при­нятия решения зависит успех дела. Ведь в жизни бывают ситуа­ции, когда просто невозможно медлить. О таких случаях мы постоян­но читаем в книгах о Великой Отечественной войне, да и в мирное время решительность — одно из ценных качеств человека. Но не нужно путать решительность с торопливостью. Недаром говорят: ʼʼСемь раз отмерь — один раз отрежьʼʼ. Впрочем, есть люди, которые ʼʼотмериваютʼʼ не семь раз, а значительно больше, а то и вовсœе только и делают, что отмеривают, а ʼʼотрезатьʼʼ, совершить действие, не

решаются.

Но вот цели ясны, средства выбраны. И здесь начинается самый главный этап волевого действия — исполнение принятых решений. Без этого вообще нет волевого действия и всœе предыдущие усилия и размышления оказываются напрасными. Порой случается, что юноша или девушка принимает прекрасные решения, выбирает хорошие, верные пути для их достижения, но так и не доводит дело до конца. Им не хватает настойчивости, силы воли. В русской лите­ратуре XIX в. создан особый тип героя — ʼʼлишний человекʼʼ— человек, принимающий хорошие решения, но неспособный довести свои начинания до конца.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступ­ках. Воля проявляется и в умении сдержать себя, затормозить неже-

лательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, само обладании.

Характер и темперамент.Среди индивидуальных особенностей личности, которые я]эко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место при­надлежит темпераменту.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых ʼʼвсœе знаютʼʼ. Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов — об одном утверждаем: ʼʼтипичный холерикʼʼ, другого именуем ʼʼсангвини­комʼʼ, третьего — ʼʼфлегматикомʼʼ, четвертого — ʼʼмеланхоликомʼʼ. Когда речь заходит о темпераменте, я провожу иногда один несложный опыт. Еще до изложения научного опре­делœения темперамента прошу поднять руку тех, кто считает себя холериком, потом — сангвиником и т. д. Оказывается, чаще всœего люди считают себя холериками или сангвини­ками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхолич­ности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Уже потом в ходе беседы слушатели узнают, что ʼʼхоро­шихʼʼ или ʼʼплохихʼʼ темпераментов не бывает, что на базе любого темперамента можно воспитать у себя любые черты личности и что среди великих людей встречаются представители всœех четырех типов: И. А. Крылов и М. И. Кутузов были флегматиками, А. С. Пушкин и А. В. Суворов — холериками, М. Ю. Лермонтов и Наполеон — сан­гвиниками, а Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский — меланхоликами. Люди легко относят к одному из классических темпераментов старых знакомцев — мушкетеров из романов А. Дюма-отца и убеждаются, как трудно правильно определить свой собственный темперамент: ведь в ʼʼчистомʼʼ виде каждый тип встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов...

Впервые более или менее подробно описал темпераменты заме­чательный древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что раз­личия между людьми объясняются соотношением различных жид­костей в их телœе. Таких жидкостей, как считал Гиппократ, у чело­века четыре, а именно: кровь, два сорта желчи — желчь желтая и черная желчь, затем слизь (-или лимфа). Гиппократ думал, что у сангвиников преобладает кровь (по-латыни ʼʼсангвисʼʼ), у холери­ков преобладает желтая желчь (ʼʼхолеʼʼ), у флегматиков преобладает слизь или лимфа (ʼʼфлегмаʼʼ). И наконец, меланхолики — это люди, у которых преобладает черная желчь (ʼʼмеланахолеʼʼ).

Интересную психологическую характеристику темпераментов дал известный немецкий философ XVIII в. Кант. Он говорил, что у сан­гвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединœенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всœем, что ему приятно. Склон­ности его непостоянны, и нельзя чересчур много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему всœе кажется, что им прене­брегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания ка­жутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влия­нием какой-нибудь страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, често­любие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа нахо­дится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

И наконец, по мнению Канта͵ чувствования не овладевают фле­гматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Стоит сказать, что для него легче, чем для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

От чего же зависят различия людей по темпераменту? Наиболее успешную попытку связать темперамент с особен­ностями организма человека предпринял И. П. Павлов. В лаборато­риях Павлова, где на собаках изучались условные рефлексы, обна­ружилось, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному, у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других образуются медленно и быстро угасают; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, другие при сильных раздражителях впадают в тормозное состояние; у одних животных динамический стереотип изменяется быстро, у дру­гих проявляет большую инœертность. И. П. Павлов предположил, что всœе это зависит от особенностей высшей нервной деятельности жи­вотных. Он открыл и описал эти особенности.

В первую очередь, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки. К примеру, в условиях лаборатории силу нервной системы определяли с помощью сверхсильных раз­дражителœей, давали, к примеру, нестерпимо громкую сирену или громкую трещотку и смотрели, способен ли организм в этих усло­виях вырабатывать условные связи.

Другая основная особенность — уравновешенность процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процес­сы бывают или уравновешенными, т. е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует.

И наконец, третье свойство нервной системы — подвижность. Под подвижностью понимают способность нервных процессов быстро

сменять друг друга.

И. П. Павлов пришел к выводу, что в базе каждого из четырех типов темперамента лежит то или иное соотношение базовых свойств, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было названо типом высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности.

Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь на­носит узоры характера.

Свойства темперамента определяют прежде всœего динамику пси хической жизни человека. Характеризуя роль темперамента͵ совет ский психолог В. С. Мерлин приводит очень образное сравнение ʼʼПредставьте себе,— пишет он,— две реки одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызᴦ. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бур лит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены..

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людейʼʼ.

О темпераменте человека можно судить по нескольким основ ным его свойствам. Поскольку каждому важно научиться определять свой собственный темперамент и темперамент своих близких, охарак­теризуем эти признаки.

Сензитивность, или чувствительность. О ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека, как говорится, ʼʼдошлоʼʼ

Реактивность. Это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Недаром о некоторых говорят: ʼʼвспыльчивыйʼʼ; ʼʼзаводится с полоборотаʼʼ, а о других: ʼʼНе поймешь, обрадовался или огорчился...ʼʼ

Активность. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчи­вости, сосредоточенности внимания и т. д.

Особое свойство — соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют в основном под влиянием случайных внеш­них или внутренних (захотелось!) причин; другие сами сознатель­но определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость. О ней судят по тому, какой силы крайне важно воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Темп психических реакций.

Пластичность и противоположное качество ригидность. Οʜᴎ проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально пере­страивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предла­гают по этим особенностям определять сам темперамент.

На XVIII Международном конгрессе психологов, происходив­шем в Москве в 1966 ᴦ., турецкий профессор А. Векслеар предложил положить в основу делœения людей по темпераменту их способность активно или пассивно относиться к окружающему (ʼʼавтопластиюʼʼ и

ʼʼаллопластиюʼʼ). С этой точки зрения холерик—человек активной ʼʼаллопластииʼʼ. Он не приспосабливается к среде, а пытается среду приспособить к себе. Стоит сказать, что для него характерно стремление выделиться из окружающих людей, ʼʼподминатьʼʼ их под себя. Сангвиник тоже отличается активной ʼʼаллопластиейʼʼ. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам. Оптимист. Легко вступает в контакты с людьми. В нем всœегда теплится надежда на лучшее

будущее.

Меланхолики и флегматики — люди пассивной ʼʼаллопластииʼʼ. Οʜᴎ успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кру­жок друзей) и почти не нуждаются в широком общении.

Хотя Векслеар склонен смешивать черты, которые действительно зависят от темперамента͵ и качества, относящиеся к характеру, в его рассуждениях есть рациональное зерно. Наши психологи давно уже установили, что, к примеру, сангвиники и флегматики по-разному общаются с окружающими людьми. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всœегда инициатор в общении, не­медленно откликается на подобные проявления со стороны другого человека, но его отношения к людям бывают изменчивыми и непостоянными. Он, как рыба в воде, чувствует себя в большой ком­пании незнакомых людей, а новая необычная обстановка его только

возбуждает.

Флегматик не таков. Социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Зато он устойчив и по­стоянен в своем отношении к человеку. Флегматик любит находить­ся в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Швейцарский психолог конца XIX— начала XX в. К- Юнг за­метил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внеш­ние предметы и события, в случае если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько ин­тересуют внешние события, сколько собственные переживания и собственная личность. Рассматривая течение человеческой жизни, говорил Юнг, мы видим, что судьбы одного обусловливаются пре­имущественно объектами его интересов, в то время как судьбы дру­гого — прежде всœего его собственной внутренней жизнью, его

субъектом.

Первых он назвал экстравертироваыными, а вторых—интро-вертированными. Экстраверты и интроверты. Исследования других психологов показали, что интро- и экстраверсия очень ярко прояв­ляются прежде всœего в процессе общения. В этом отношении экстраверты напоминают сангвиников, а интроверты — флегма­тиков.

Конечно, общительность сама по себе еще не обеспечивает чело­веку благоприятное положение в коллективе. Скорее всœего она поло­жительно действует на первых порах, когда человек только входит в новую группу. А потом, наверное, начинают ʼʼработатьʼʼ другие, более важные качества человека. И нередко чрезмерно общительный

человек может даже вызывать досаду и раздражение. Дело в том. что потребность в общении, которая присуща человеку, совсœем не предполагает непрерывного пребывания з непосредственном контакте с другими людьми. Напротив, человек нуждается и в относительном одиночестве. Даже очень общительному человеку иногда крайне важно побыть одному. Просто так, без видимых причин. А при серьез­ной творческой работе без добровольного затворничества не обой­тись.

В. С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщается всœе, что нам известно о психологических проявлениях темперамента. По ней удобно производить диагностику и самодиагностику этого важ­ного свойства человека.

Психологическая характеристика типов темпераментов

Психологическая характеристика

Сангвиник

Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается на всœе, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание.

Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. |Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает. | Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело.'

Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисципли­нировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчи­вость.

Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стрем­ления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и пере­стройка навыков. Гибкость ума.

Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем

Холерик

Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. По этой причине он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп

Общий тип нервной системы

Сильный, уравновешен­ный, подвиж­ный

Сильный, неуравнове­шенный, инœер­тный

Продолжение

Психологическая характеристика

Общий тип нервной

СИСТСИ'Ы

Флегматик

Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда всœе в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается -спокойным. Мимика бедная. Движения не­выразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Высо­кая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медлен­ный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает ; внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навы­ки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления

Меланхолик

Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невы­сокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителœен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает, руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало­работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интровертирован

Сильный, уравновешен­ный инœертный

Слабый

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других лю­дей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-пер­вых, как мы уже говорили, ʼʼчистыеʼʼ темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всœего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты харак­тера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, напротив - лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Вместе с тем, на базе определœенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опе­реться на его положительные особенности и преодолеть отрица­тельные.

Самопроверка Самопознание Самовоспитание

referatwork.ru

Взаимосвязь темперамента и характера человека

 

Темпераментом специалисты называют совокупность индивидуальных динамических особенностей поведения, которая выступает основой развития и становления характера. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, ошибочно полагать, что данные понятия являются синонимами, но вместе с этим их тесная взаимосвязь очевидна.

Темперамент и характер: основные различия

Если выражаться доступным языком, то характером принято называть особенности поведения человека, которые влияют на общение с ним, а темпераментом – особенности проявления этого поведения, сила и яркость эмоционального реагирования. Вместе с этим следует сказать, что темперамент – это скорее индивидуальные свойства человеческой психики, которыми определяется психическая деятельность личности.

Так, под темпераментом подразумевается совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии разделяются также по определению: темперамент обусловлен различными биологическими особенностями человека, тогда как характер определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой он существует и развивается.

Таким образом, можно обобщить, что в различных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, чего нельзя сказать о темпераменте: он, как правило, остается неизменным в любых условиях. Также характер не в последнюю очередь обусловлен воспитанием и культурой, тогда как на темперамент огромное влияние оказывают индивидуальные особенности нервной системы.

Кроме того, черты характера поддаются оценке, а свойства определенного типа темперамента не оцениваются. То есть сказать, что у человека хороший или плохой характер, вполне возможно, однако к темпераменту подобная характеристика неприменима. Именно поэтому в психологии темперамент и характер хотя и выступают обычно вместе, все же иногда могут рассматриваться обособленно друг от друга.

Взаимосвязь характера и темперамента: основные положения

Чтобы выявить взаимосвязь характера и темперамента, необходимо рассмотреть типы последнего:

  • Сангвиник;
  • Флегматик;
  • Холерик;
  • Меланхолик.

Сангвиник – это тип темперамента, отличающийся подвижностью и общительностью. Он живо реагирует на любые события и относительно легко переносит различные неприятности и неудачи. У людей такого типа очень живая мимика, они являются довольно эмоциональными, однако их эмоции чересчур быстро сменяют друг друга. Именно поэтому сангвиникам зачастую приписывают непостоянство и поверхностность.

Свойства темперамента и характера человека, относящегося к типу холерика, можно нередко охарактеризовать как постоянную порывистость и страстность. Он подвержен резким и частым перепадам настроения и бурным эмоциональным вспышкам. Дополнительными свойствами можно назвать неуравновешенность, эмоциональность, повышенную возбудимость, а нередко раздражительность и агрессию.

Флегматики отличаются относительным постоянством как в своих убеждениях и стремлениях, так и в настроении. Такого человека очень трудно вывести из себя или узнать, что происходит у него внутри: внешние выражения душевных переживаний у них практически отсутствуют. Основными свойствами этого типа можно назвать спокойствие, выдержку, иногда лень и равнодушие к окружающим событиям и людям.

Темперамент и характер меланхолика отличаются сверхчувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Люди такого типа очень долго и болезненно переживают любые незначительные неудачи, у них нередко наблюдаются проблемы с самооценкой и комплекс неполноценности. Данный тип, как правило, склонен к тревожности и замкнутости.

Как видно, темперамент и характер человека находятся в тесной взаимосвязи, однако, как было отмечено выше, именно темпераментом определяются динамические особенности проявления характера. Это значит, что такая его черта как, например, общительность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Кроме того, темперамент может как сильно влиять на развитие отдельных черт характера, так и препятствовать ему в конкретных случаях. Также некоторые особенности характера человека могут сдерживать проявление свойств темперамента в различных ситуациях.

Свойства характера и темперамент

Ошибочно полагать, что свойства характера и темперамент составляют единое целое и по конкретным чертам можно судить о типе темперамента. Скорее последний просто влияет на форму проявления некоторых особенностей первого.

Так, все 4 типа могут обладать такой чертой характера, как трудолюбие, но она у всех них будет выражаться по-разному:

  • Сангвиник будет проявлять инициативу, браться за новые проекты, легко переживать неприятности, быстро забывать о них и снова увлекаться новым делом;
  • Холерик посвятит себя работе со свойственной его типу страстностью, но будет то раздражаться по мелочам, то опять вдохновляться и снова злиться, доходя до настоящей агрессии;
  • Флегматик предпочтет спокойно сосредоточиться на деле, хорошенько вникнуть в его суть, обдумать и рассчитать все нюансы. Причем внешне может показаться, что он отнюдь не заинтересован в своей работе. Но на самом деле он просто не любит спешить: так проявляются его сосредоточенность и уравновешенность;
  • Свойства характера и темперамент меланхолика в данном случае приведут к тому, что он будет днями и ночами думать о своей задаче, усердно трудиться, но одновременно корить себя за малейшие ошибки. Этот тип склонен в любом деле видеть возможные промахи и неудачи, которых он безумно боится, что обусловлено его природной мнительностью.

Таким образом, взаимосвязь характера и темперамента не является данностью. Тем более что специалисты отмечают: четкий тип сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика с его характерными свойствами можно редко встретить в реальной жизни. Чаще всего люди обладают смешанным типом темперамента, то есть им присущи свойства, которыми наделены различные типы. Конечно, не исключено преимущество одного типа над другими, за счет чего и человек, как правило, относится к конкретному из них.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

pigulko.ru

Темперамент, характер, способность

Курсовая работа студентки ІІ курса 1 группы фармацевтического факультета Болюбаш Ирины

Одесский государственный медицинский университет

г. Одесса - 2009

Введение

"Темперамент", "характер", "способности" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "способности" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Определение темперамента

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия и влияет на темп и ритм речи. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности. От темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, а так же И. Кант сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.

Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Следует учесть, что темперамент - психическое свойство, особенности которого много зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому, его характеристика не исчерпывается простым указанием на тип высшей нервной деятельности, свойственной для данного темперамента.

Основные свойства темперамента

Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.

Сензитивность (чувствительность) - о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность - это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.

Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т.д.

Пластичность и противоположное качество ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям.

Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются.

Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

mirznanii.com

Темперамент и характер

Темперамент и характер

Содержание

Введение

1. Темперамент: понятие, система проявлений, физиологические основы и типы

1.1 Общее понятие темперамента

1.2 Система показателей темперамента

1.3 Основные типы темперамента

1.4 Физиологические основы темперамента

1.4.1 Конституционная теория Э. Кречмера

1.4.2 Конституционная теория У. Шелдона

1.4.3 Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента

2. Темперамент и деятельность

3. Характер: понятие и черты

3.1 Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер

3.2 Основные черты характера

4. Личность и характер человека

Заключение

Библиография

Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности.

Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, которые характеризуют динамику психической деятельности, B.C. Мерлин использовал такое сравнение: течение психической жизни подобно водному потоку - у одних как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга; у других — подобно широкой, многоводной реке в устье, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором.

Они зависят от свойств организма не абсолютно однозначно, но наиболее однозначно, по сравнению с другими психическими свойствами. Психология темперамента изучает такие индивидуально-психологические свойства, которые регулируют психическую деятельность в целом и отдельных ее сторон и процессов.

Основной путь в исследовании темперамента заключается в соотнесении физиологических и психологических показателей. У людей разных типов темперамента не может быть совершенно одинаковых свойств. Психологическая характеристика каждого отдельного свойства зависит от его соотношения с другими свойствами. Исходя из этого, B.C. Мерлин считает, что повышенная эмоциональная возбудимость сангвиника, благодаря ее сочетанию с экстраверсией, имеет совершенно иной характер, чем болезненная чувствительность, сенситивность меланхолика, возникающая в связи с его интровертрированностыо.

В общем случае темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Темперамент — система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. В этом определении содержатся, по существу, два информативных слова: "система" и "динамические", выделяющие темперамент из конструкции других составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические, но не содержательные, не результативные стороны человеческой психики и поведения. Динамика — это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру. Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер").

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Целью исследования является изучение сущности, основных типов темперамента и черт характера, психологических особенностей личности в зависимости от типов темперамента и черт характера.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основы темперамента, остановившись подробно на понятии, системе показателей, физиологических основах и типах;

- определить особенности темперамента в трудовой и учебной деятельности;

- изложить основы характера, подробно останавливаясь на понятии и чертах характера;

- изучить значение характера в структуре личности.

В качестве предмета исследования выступили темперамент и характер.

Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:

– материалистические;

– исторические;

– метод сравнительного анализа;

– психологический метод;

– эмпирические;

– источниковедческие.

Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.

– В первой главе рассматриваются понятие, система показателей и физиологические основы темперамента.

– Во второй главе определены особенности темперамента в трудовой и учебной деятельности.

– В третьей главе изложены понятие и черты характера.

– В четвертой главе изучено значение характера в структуре личности.

При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

Среди множества психологических особенностей, характеризующих человека, категория темперамента является одной из наиболее распространенных. Деление людей по "типам темперамента" является, по-видимому, одним из древнейших. Почти каждый, получивший школьное образование, знает, например, что, согласно Гиппократу (IV в. до н.э.), люди бывают холериками, меланхоликами, сангвиниками и флегматиками. Причем такие решительные градации окружающих людей устанавливаются индивидом, как правило, очень быстро, почти по первому впечатлению и являются для него субъективно довольно устойчивыми.

Такие решительные градации окружающих людей устанавливаются индивидом, как правило, очень быстро, почти по первому впечатлению и являются для него субъективно довольно устойчивыми. В действительности за понятием темперамента стоит совсем не простое, неоднозначное, во многом дискуссионное содержание.

В реальной психике и личности темперамент существует в единстве с другими показателями психического облика, прежде всего с характером. Однако в отечественной психологии совершенно оправданно различают эти понятия, хотя бы для того, чтобы глубже понять их фактическое, жизненное взаимодействие. Даже применительно к собакам в знаменитой физиологической школе академика и лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова разводили, например, схожие по соотношению понятия: генотип и фенотип.

Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности.

Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, которые характеризуют динамику психической деятельности, B.C. Мерлин использовал такое сравнение: течение психической жизни подобно водному потоку - у одних как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга; у других - подобно широкой, многоводной реке в устье, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором.

mirznanii.com

Личность,темперамент и характер

ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, ЛИЧНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ.. 4

1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.4

1. 2. Психологическая характеристика темпераментов.8

1.3.Физиологические основы характера, типическое и индивидуальное в характере.13

1.4. Черты характера и его психологические особенности.16

2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ.. 19

2.1. Понятие «личности» в психологии.19

2.2. Основной принцип классификации личностей. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность».23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

ВВЕДЕНИЕ

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности[1] .

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства[2] . Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств управляется ими.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К.Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.

Целью работы является изучить взаимосвязь личности, характера и темперамента.

Задачами данного исследования являются:

1. изучение теоретического материала по теме личность, темперамент и характер ;

2. изучение работ известных психологов, касательно данной проблемы, таких как: Карла Густава Юнга, Ковалева А. Г., Симонова П. В., Ершова П. М., Рогова Е. И., Кречмера Э., Ружицкого А., Викторова П., Вирениуса В., Рубинштейна С.Л., Городецкого С., Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Э.Фромма, З.Фрейда и др.

Объект: взаимосвязьличности, темперамента и характера как органически связанных и взаимодействующих друг с другом в целостности своей.

Предмет: связь характера, темперамента и личности.

1. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ХАРАКТЕРОМ

1.1. Общее понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент[3] .

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Отметим две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов[4] .

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения[5] :

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа[6] .

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

mirznanii.com