Психологические условия эффективного общения. Психологические условия эффективной коммуникации


Психологические условия эффективного общения

Содержание

Введение 

1. Проблема психологии общения 

2. Общение  как процесс, его роль, механизм  воздействия и виды

    2.1 Сущность  общения и его роль

3. Виды общения

4. Функции общения

5. Формы общения

6. Структура процесса  общения

    6.1 Коммуникативная сторона общения

    6.2. Перцептивная  сторона общения

    6.3 Интерактивная  сторона общения

7. Механизмы взаимопонимания  в процессе общения

8.Психологические  условия эффективного общения

Заключение 

Литература                                                            Введение

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства.

Содержание общения  – информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном  и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди

Цель общения –  отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь  имеет место тот же принцип, что  уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения –  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема психологии общения

 

Ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе. Атом, образуемый связанными между собой частицами, всего лишь один из элементов, из которых построена молекула, а молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в организации клетку. Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной системе, все время стремящейся достичь равновесия. Сосуществование этих систем в свою очередь обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама Галактика — лишь один из элементов, из которых организована Вселенная. Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому обществу.

Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить  без общения. Проблему психологии общения  разрабатывали выдающиеся наши психологи  Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие. Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д.

Существуют различные теории общения  и среди них — теория общения  Зигмунда Фрейда, основанная на убеждении, что в процессе взаимодействия людей  воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду, в различных жизненных  ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с уважением относится к человеку, облеченному властью, например к начальнику — нам он напоминает кого-то из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди общаются друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Эта теория обмена проливает некоторый свет на то, почему люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается весь процесс межличностного общения. Другая теория предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда знакомый подмигивает, интересует, что он подразумевает: стремится поухаживать, вместе посмеяться над шуткой, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт. Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех взаимоотношениях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства приучены придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом. В обществе кольцо не просто драгоценность, оно символ стремления двух молодых людей вступить в брак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать — пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами  взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор т.д. Определенные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.

Множество теорий обуславливаются  многообразием человеческого общения  и многообразием подходов к проблеме психологии общения

 

2. Общение как процесс, его роль, механизм воздействия и

виды

2.1 Сущность общения и его роль

Общение между людьми привлекает как в прошлом, так и ныне великих философов, психологов, социологов, педагогов. И это не удивительно: вся человеческая жизнь пронизана общением. Человек живет среди людей, и все его чувства — любовь, печаль, гнев, радость и другие, все его дела и заботы находят выражение в отношениях с другими людьми. Отношения же между людьми осуществляются в процессе общения. Благодаря общению человек узнает о том, чем живут его близкие, что волнует миллионы людей. Благодаря общению подчиненный получает указания, задания и поручения от руководителя. Благодаря общению учащиеся и студенты получают знания, вырабатывают практические навыки и умения. Благодаря общению человек развивает в себе стиль поведения, проявляет свою воспитанность - умение четко выразить свою мысль, внимательно слушать другого, сделать правильное встречное движение, с достоинством себя держать...

Общение выступает основанием культуры человека, критерием ее выраженности в нем.

Что же такое  общение как процесс? Каковы его  роль и функции в жизни человека?

Разные авторы, специалисты по-разному отвечают на первый из сформулированных вопросов. Так, К. К. Платонов определяет общение как «осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность». Б. Д. Парыгин дает более глубокое толкование: понятие «общение нередко употребляется в узком смысле для характеристики наиболее непосредственных (лицом к лицу) отношений людей между собой в условиях малой группы. Вместе с тем очевидна необходимость употребления понятия общения в более широком смысле, для обозначения всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий (микро или ^  макросреда)». В. Н. Мясищев считает, что «общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого». Есть и другие подходы к определению понятия «общение» .

Для дальнейшего рассмотрения данной проблемы в качестве определения  можно взять следующее: «общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

Роль  общения:

1) реализуется потребность в другом  человеке. Только с помощью другого возможен полноценный контакт с самим собой. Не случайно Марк Твен заметил: "Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь". Только общение с другими позволяет человеку утвердить свою уникальность. Человеческой особенностью является чувство человеческого достоинства, самоуважения, притязание на признание со стороны других людей. Эти важнейшие качества личности, которые определяют ее стремление к самосовершенствованию, могут проявиться только с помощью другого человека;

2) организуется любая практическая деятельность людей. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают друг друга, интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Кроме того, необходимым условием взаимодействия между людьми в их совместной деятельности является непрерывный обмен деловой информацией, что осуществляется в процессе общения;

3) реализуются общественные отношения. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанных на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. В любом обществе деятельность и совместная жизнь человеческих индивидов невозможна без и вне их отношений друг к другу. Каждый человек и все люди вместе являются носителями общественных отношений. По критерию основной сферы реализации общественные отношения делятся на экономические, социальные, политические и духовные.

Формируясь  на основе общественных отношений, выступая как их конкретизация, личная форма, общения не является некоторым дубликатом этих отношений, процессом, протекающим параллельно их развитию. Общение включено в это развитие. Как отмечает известный психолог Б. Ф. Ломов, «именно в общении индивидов друг с другом и их деятельностях повседневно воссоздаются и развиваются общественные отношения»;

4) формируются и проявляются межличностные отношения. Межличностные отношения возникают в ходе взаимодействия людей «независимо от деятельности» и не обусловлены во всех случаях ею. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений : их важная специфическая черта - эмоциональная основа. Межличностные отношения предполагают возможность для его участников вступать в общение и прерывать его по своему желанию. Целью межличностных отношений является создание или поддержание удовлетворяющих человека связей и контактов с окружающими. В зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различают знакомство, приятельство, дружбу. Межличностные отношения оказывают большое влияние на общение людей в процессе выполнения ими какой-либо деятельности;

5) развиваются моральные, нравственные качества личности, эстетические чувства, складывается характер. Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, оно выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми.

Общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению знаний, умений для успешной деятельности. Оно создает условия для развития целенаправленности чувств и воли, оценок, ориентации - всего того, что характеризует устойчивую потребность не просто жить, существовать среди людей, а претворять в своей повседневной деятельности жизненную позицию активного участника общественных преобразований. В общении достигается взаимопонимание и согласованность доведения, поступков, а следовательно, формируются качества человека как субъекта труда и познания.

В общении человек овладевает опытом, выработанным человечеством. В процессе общения он «присваивает» те духовные богатства, которые создаются другими людьми, те нормы морали, которые закрепились в обществе. Важно подчеркнуть, что, приобщаясь к культуре, эстетическим и моральным ценностям, человек сам привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте.

Директор  службы новостей радиостанции «Эхо Москвы»  Алексей Венедиктов, несмотря на интенсивную работу на радио, вот уже 18 лет преподает историю в одной из московских школ, причем в трех параллелях - одиннадцатом, седьмом и втором классах. На вопрос корреспондента газеты «Педагогический калейдоскоп», почему все эти восемнадцать лет он работает историком в государственной школе (хотя были приглашения в частные лицеи, где зарплата выше и хлопот поменьше), А. Венедиктов ответил так:

- Люблю решать  сложные задачи. Работать в разных  параллелях обычной московской школы гораздо труднее, чем с вундеркиндами в гуманитарном лицее, где полностью отсутствует казенный дух. А вот вытравлять этот дух ежедневно из стен общеобразовательной школы - задача очень интересная и поверьте, не из легких.

В ходе интервью его спросили: «А что вообще держит Вас в школе? Может быть, просто привычка. Вы же известный журналист?.. Или это еще одна форма самоутверждения?» Ответ А.Венедиктова раскрывает заинтересованность учителя и журналиста в общении ;

детьми, полезность таких встреч для лучшего понимания  сегодняшней ситуации в стране:

- Дети подхлестывают  меня. Не дают мне закиснуть. Их вопросы я очень часто ставлю в эфире. Еще неизвестно, кто у кого больше учится — они у меня или я у них. А раньше, когда мне было 22 года, безусловно, я гнался за самоутверждением и не стесняюсь признаться в этом. Это есть у всех молодых учителей поначалу.

stud24.ru

Теоретические аспекты психологии эффективного общения студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

Курсовая работа

Исполнитель

студент группы ПС-23 Е.М. Шпакова

Научный руководитель

ассистент Ю.А. Трифонов

Гомель 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

1 Общение как категория психологии…………………………………...

4

2 Структура общения……………………………………………………...

8

2.1 общение как обмен информацией…………………………………….

9

2.2 общение как взаимодействие………………………………………….

12

2.3 общение как восприятие людьми друг друга………………………...

18

3 Виды общения……………………………………………………………

23

4 Условие и способы эффективного общения……………………………

26

Заключение…………………………………………………………………

33

Список использованных источников……………………………………..

34

Введение

Общение занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология также рассматривает общение, т.к. процессы воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность. Данную проблему рассматривают в различных отраслях психологии. Изучением процессов общения занимались многие ученые, такие как А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Г. Мид, В. Джемс, Ч. Кули и др.

На сегодняшний день проблема эффективного общения является достаточно актуальной. Так как, в современном обществе прослеживается такая тенденция как неумение эффективно взаимодействовать с партнером по общению, не правильно понимают друг друга, незнание приемов, которые помогут сделать общение более приятным, неумение устанавливать психологический контакт. В результате этого могут возникнуть конфликты, недопонимания, а также специфические барьеры общения.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Если бы человека лишили возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым человеком. В процессе общения человек совершает какую-либо активность. Общение формирует отношения между людьми, в процессе обмена мыслями, идеями, образами, чувствами и представлениями.

Объектом исследования выступает общение.

Предмет исследования – эффективное общение.

Целью данной работы является выявление условий и способов эффективного общения.

Задачами исследования является:

  • проанализировать понятие общение;

  • определить структуру общения;

  • рассмотреть виды общения;

  • определить условия и способы эффективного общения.

1 Общение как категория психологии

Способность общаться друг с другом – одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, управлять конфликтными ситуациями приносит практическую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приводит к успеху. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным [1,с. 5].

Человек существует в общении. Это неотъемлемая составляющая человеческого поведения. Уметь общаться, прежде всего, означает уметь вызвать доверие и интерес у своего слушателя. Эффективное общение способствует развитию. Руководство людьми предполагает обмен с ними информацией в той или иной форме либо донесение до окружающих своих мыслей и побуждение их к соответствующему действию. Однако очень часто неадекватно выраженная или недосказанная мысль создает проблему, что неизбежно приводит к дезинформации и непониманию [2, с. 2].

В общении как процессе последовательных действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения общения. Другое дело – что эти навыки у каждого разные [3, с. 7].

Швейцарский писатель XVIII века Лафатер говорил так: «Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать»[3, с. 8]. В этих словах очень точно схвачена суть эффективности межличностного общения. Каждому хочется, чтобы его правильно понимали, положительно воспринимали и оценивали, с уважением относились к его речи, стремлениям и переживаниям. И как часто на пути к этому встают барьеры восприятия, которые мы создаем сами, или они возникают под воздействием одного из партнеров по общению. Барьеры общения могут быть связаны с характером людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, собственно с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей, как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в незнании людьми приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни [4, с. 130]. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [5, с. 289]. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения, отражающие эту позицию, констатируют, что общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности. Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность». Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности [6, с. 196].

Общеизвестно утверждение: «Человек – существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает цели, удовлетворяет потребности, трудится) через взаимодействие, общение с другими людьми – общение контактное, опосредованное или воображаемое. Межличностное общение, по мнению В.А. Соснина и П.А. Лунеева, это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [3, с. 7].

А.П. Панфилова определяет общение как социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово общение происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности. Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

Таким образом, возникающая в результате контакта и вступления во взаимодействия между людьми своеобразная психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой межличностных отношений.

Общение – сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Психология изучает вопросы межличностного взаимодействия, восприятия, взаимопроникновения людей. Лингвистика – язык и речь, слова и термины как инструмент коммуникации. Специалисты в сфере интерактивных технологий рассматривают общение как предметное содержание обучения, развитие умений и навыков с помощью игр, тренингов, упражнений. Каждая из этих наук имеет свой подход к проблеме общения, уделяет большое внимание тем или иным ее аспектам.

Любое проявление общения независимо от отдельной личности или какой-либо группы в той или иной степени связано с содержанием общественных отношений, на которые, в свою очередь, оказывают влияние социальный опыт человека, психологические и деловые особенности личности, условия, в которых протекает общение, его пространственный характер. Для того чтобы общение было эффективным, удовлетворяющим обе стороны и соответствующим поставленным целям, людям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним относятся, прежде всего, следование правовым, социальным, психологическим и этическим нормам и правилам, принятым в обществе и конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации [1, с. 6].

В книге К. Вердерберга коммуникация – это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь [7, с. 16].

«Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность», Нетрудно заметить, что здесь уже появляется понимание того, что «общение» не сводимо лишь к «деятельности». Категория «общение» имеет самостоятельное значение, так как она может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми. Происходит даже инверсия взглядов: потребность в совместной деятельности, направленная на достижение вполне конкретных целей, не только не является единственной детерминантой возникновения общения, но даже и наоборот – стремление к общению занимает порой «ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности» [6, с. 198].

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [8, с. 31].

Общение – одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Именно в общении люди физически и духовно творят друг друга. По словам К.С. Станиславского, общение предполагает «встречный ток», взаимопонимание и взаимодействие между людьми.

В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Если бы люди были абсолютно тождественны по психическим качествам и свойствам, общение было бы не нужным, а если бы они были абсолютно различными, оно было бы невозможным. С точки зрения развития личности в процессе общения диалектически сочетаются две противоположные тенденции:

  1. личность приобщается к жизни общества и социальной группы.

  2. происходит обособление личности, формируется ее индивидуальное разнообразие. Личность стремится сохранить и раскрыть в процессе общения свою индивидуальность.

Общение – это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей как специальными средствами (речь, мимика и т. п.), так и любыми проявлениями активности. Любое действие или предмет могут оказаться вовлеченными в процесс общения. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека, и оно же всегда вбирает в свою ткань особенности другого человека, времени, обстоятельств. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фразы [9, с. 113].

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что эффективное общение – это не просто передача информации. Чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения общения, но эти навыки у каждого разные. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

studfiles.net

Правила эффективной коммуникации

Итак,  давайте  сведем  воедино  все  советы,  которые  помогут  вам  стать  мастером эффективной коммуникации.

♦Примите на себя полную ответственность за неудачи в общении.

♦Помните,  что  переделать  другого  человека  невозможно:  вы  можете  изменить  только собственное поведение и поступки, а через это - реакцию других людей на вас.

♦Учитывайте  взгляды,  систему ценностей, устойчивые представления и предубеждения других людей: они могут очень сильно отличаться от ваших.

♦Сохраняйте  объективность  и  старайтесь  понять,  из  каких  установок  исходит  ваш собеседник.

♦Позитивно  настройте  свой  внутренний  голос;  гоните  прочь  все  негативные  мысли  о собеседнике или о самом себе.

♦Выработайте и используйте правильный  язык  тела:  тогда позитивные  сигналы пойдут обратно в мозг, благодаря чему вы станете чувствовать и вести себя еще уверенней.

♦Позаботьтесь о том, чтобы производить на людей нужное вам впечатление.

♦Выбирайте одежду таких цветов, которые повышают вашу уверенность в себе.

♦Научитесь управлять разговором с помощью техники открытых вопросов.

♦Овладейте искусством активного слушания.

♦Помните,  что  все  люди  разные;  корректируйте  свой  подход  к  каждому  человеку  в соответствии с типом его характера.

И наконец...

♦Используйте  любую  возможность  для  тренировки  и  совершенствования коммуникативных навыков как в личной, так и служебной сфере. Ведь недаром же говорится: Навык мастера ставит!

 

Для эффективной коммуникации так же большое значение имеет позитивное настроение. Только позитивные люди могут добиться настоящих успехов в общении и в личной жизни.  

Статья подготовлена по материалам книги Полины Роусон «Техника общения»

Вернуться на главную Личностный рост и саморазвитие

 

{odnaknopka} 

 

< Предыдущая Следующая >
 

mirrosta.ru

Психологические условия эффективного общения

Вот так опытный, умудренный жизнью человек, имеющий  непосредственные контакты со многими лидерами и официальными руководителями государства, оценивает общение со школьниками.

3. Виды общения

 

К видам общения по содержанию относят:

  • материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;
  • когнитивное – обмен знаниями, информацией
  • деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
  • кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями
  • мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

4. Функции общения

Функции общения  выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают основные четыре функции общения:

Инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей.

Самовыражения – определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная – выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

 

 

5. Формы общения

 

Общение весьма разнообразно по своим формам и содержанию. Различают, во-первых, межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или диадах (парах), постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности и т.п. Массовое общение - это множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а также общение, опосредованное различны» ми средствами массовой информации (радио, телевидение, газеты и т.п.). Например, театральный спектакль или литературный вечер разворачивается как своеобразное массовое общение.

Выделяют, во-вторых, общение межперсональное и функционально-ролевое. В межперсональном общении его участники — конкретные личности, обладающие своими индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В таком общении партнеры предстают друг перед другом со стороны их намерений, мнений, пристрастий, мотивов (типичный пример — разговор по душам). В случае функционально-ролевого общения его участники могут быть рассмотрены как носители вполне определенных социальных ролей. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач-больной, покупатель-продавец, учащийся-учитель, пассажир-кондуктор и т.д. Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. В функционально-ролевом общении человек лишается определенной свободы в своем поведении, так как те или иные его шаги диктуются выполняемой ролью. Бесспорно, сама по себе социальная роль не определяет поведение человека в деталях. Многое зависит от понимания своей роли и ролей других участников общения, от отношения самого человека и его окружения к данной роли, от тонкостей исполнения ее.

Различают, в-третьих, деловое и светское общение. Светское общение отличается прежде всего своей беспредметностью, в том смысле, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Оно и ведется только для того, чтобы показать другим и убедиться самим в том, что партнеры знают правила приличия. Светское общение — общение закрытое, потому что предметные позиции людей, т.е. их точки зрения на тот или иной вопрос, не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. С равным успехом можно было бы высказывать и противоположные мнения, ведь исход предопределен заранее - все расходятся, говоря друг другу: «Какое все-таки было приятное общество!» Деловое общение, как и светское, тоже ведется по определенным правилам. Но здесь правила не самоцель, а лишь средство для обеспечения его эффективности. Главное в деловом общении - нахождение наилучшего варианта действий, решение какой-либо производственной, социальной, экономической, правовой, психологической или иной проблемы. И в сфере делового общения можно найти беспредметность в вышеуказанном смысле. Если правила возводятся в абсолют, деловое общение трансформируется в псевдопредметное, бюрократическое, в котором, как известно, форма становится содержанием, а содержание - формой.

Выделяют, в-четвертых, непосредственное и опосредованное общение. Под непосредственным общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (словесных) и невербальных (жесты, мимика, поза, пантомимика, интонация голоса и др.) средств. Выбирая то или иное средство общения, надо помнить: оно должно быть доступно для восприятия обеими сторонами и в большей степени отвечать характеру информации. Что сильнее будет воздействовать на партнера в завтрашней беседе — слово или поза, слово или жест? Если слово, то в какой форме? Как сделать его выразительным? Как повысить убедительность слова? Положившись на естественный ход вещей — «пусть все идет своим естественным путем» — человек уменьшает шансы на успех в деловой или приятельской беседе. Главное - продумать возможные средства непосредственного общения и выбрать наилучшие. Непосредственное общение является

исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе на более поздних этапах цивилизации возникают различные формы опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт, осуществляемый при помощи письменных (газета, книга, письмо) или технических устройств (телефон, радио, телевидение и др.). Этот вид общения затрудняет или отделяет во времени получение обратной связи между участниками общения (а порой делает обратную связь вовсе невозможной).

 

  1. Структура процесса общения

 

Внутренняя  структура самого процесса общения является сложной. Ее можно охарактеризовать путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Такое расчленение целостного и единого процесса общения правомерно лишь в научных (для более глубокого изучения) и учебных (для лучшего понимания и усвоения) целях. При этом надо всегда помнить о том, что в реальности все три стороны процесса общения выступают в единстве.

 

6.1 Коммуникативная сторона общения

Прежде всего, отметим, что название данной стороны  процесса общения связано со словом коммуникация, что с латинского означает сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Поэтому коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, идей, мнений, представлений, эмоций и чувств. Коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; межличностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает специфическими чертами. В чем же проявляется специфика межличностной коммуникации?

Во-первых, информация в процессе общения не просто передается от одного партнера к другому, а именно обменивается. Отсюда следует, что основной задачей информационного обмена в процессе общения является не простой перевод в том или ином направлении, а выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу какой-либо ситуации или проблемы общения. Для решения этой задачи в рамках общего информационного процесса работает особый механизм, присущий только межличностному общению, - механизм обратной связи. Его смысл состоит в том, что информация, поступающая от одного лица к другому, помимо содержательного смысла несет с собой также сведения о том, как один из партнеров по общению воспринимает и оценивает поведение другого. Таким образом, обратная связь - это информация, содержащая реакцию одного из общающихся на поведение другого. При этом обратная связь может передаваться различными путями: прямо и косвенно. В первом случае используются недвусмысленные формулировки типа: «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь», «Мне трудно согласиться с таким подходом», «Представляется, что высказанное предложение может считаться хорошим способом решения проблемы» и т.д. Кроме того, прямая передача обратной связи может осуществляться с помощью жестов и мимики, изменения позы и интонации голоса (проявление чувства досады или раздражения, радости или удовлетворенности и т.д.). Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого часто используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. Человек сам должен догадаться о реакции, которую косвенно выразил его партнер по общению. Практика показывает, что догадки далеко не всегда оказываются верными, что затрудняет обмен информацией и весь процесс общения.

Во-вторых, отличительной  чертой межличностной коммуникации является наличие коммуникативных барьеров. Дело в том, что в процессе общения перед участниками стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. Именно здесь как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступающего от одного лица к другому.

В самом общем  смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет свой изначальный смысл.

Специалисты выделяют барьеры непонимания, социально-культурного различия и отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с причинами как психологического, так и иного порядка (партнеры говорят на различных языках и диалектах, грамматический строй речи искажен, нарушена логика передачи мыслей и т.п.). Проблема обеспечения взаимопонимания в процессе общения подробно рассматривается в следующем параграфе.

Барьер  социально-культурного различия обусловлен процессом восприятия партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, возраста и пола. Например, большое значение для возникновения данного барьера играет авторитетность личности в глазах партнера по общению. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Знаменитое выражение «яйца курицу не учат» связано с нежеланием прислушаться к мнению человека с низкой авторитетностью.

Барьер  отношения — чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения людей в результате чувства недоверия и неприязни к собеседнику.

В-третьих, отличительной  чертой межличностной коммуникации является феномен коммуникативного влияния. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия говорящего на партнера по общению - авторитарную и диалогическую коммуникацию. Эти типы существенно отличаются как по задачам, так и по средствам влияния.

        При сравнении видов коммуникативного влияния может сложиться впечатление, что диалогическая коммуникация должна рассматриваться как более совершенная. Скорее надо говорить об ограниченных сферах применения авторитарной коммуникации (в экстремальных или военных условиях).

В-четвертых, отличительная особенность межличностной коммуникации - существование различных уровней передачи информации (вербального и невербального). На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако в общение, помимо этого универсального средства, включены и невербальные средства - жесты, мимика, поза, походка, тембр и интонация голоса, темп речи и т.п. Сюда еще относится и такая специфическая форма человеческого невербального общения как контакт глаз. Роль невербального уровня передачи информации очень велика. В частности, именно к невербальным средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через «неверба-лику» транслируется информация о чувствах и эмоциях, испытываемых людьми в процессе общения. Невербальные средства являются важным дополнением речевой формы коммуникации, усиливая или ослабляя влияние говорящего на партнера, помогая выявить его намерения и т.д.

 

6.2. Перцептивная сторона общения

Данная сторона процесса общения рассматривается как познание, понимание и оценка людьми друг друга.

Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. С.Л.Рубинштейн писал: «...общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», то есть расшифровываем значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими людьми у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». От точности «прочтения» внешних особенностей и «вычисления» особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность взаимопонимания. Как же происходит проникновение во внутренний мир другого? Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, манеры поведения - все это характеризует человека с точки зрения его психического состояния, готовности вести разговор, уровня его культуры и т.д. Перцепция (чувственное восприятие) будет более эффективной, если в ней принимают участие такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, эмпатия (их сущность и практическое значение рассматриваются в следующем параграфе).

То, в какой  мере люди отражают черты и чувства  друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, социальная перцепция как восприятие одним человеком другого в ходе общения выступает обязательной составной частью общения.

Процесс восприятия одним человеком  А другого человека В

Наблюдая  за индивидом В, наблюдатель - индивид  А воспринимает в нем лишь внешние  физически признаки, среди которых  наиболее информативными являются внешний облик ( форма лица, телосложение, цвет глаз и т.д.) и поведенческие аспекты (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, он определенным образом их оценивает и делает умозаключения ( часто бессознательно) о внутренних психологических чертах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных индивиду В, дает возможность наблюдателю - индивиду А сформировать определенное отношение к наблюдаемому ( это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах «нравиться - не нравиться», «приятный - неприятный»). На этом основании наблюдатель - индивид А делает приблизительные выводы относительно того, какого поведения по отношению к нему можно ожидать от индивида В. Результатом восприятия и оценки другого человека является собственная стратегия наблюдателя по отношению к индивиду В. Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий в одиночку поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближение пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, то он может подумать: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Сейчас он пройдет спокойно мимо». И подумав таким образом, наблюдатель тоже спокойно продолжит свое ожидание автобуса.

stud24.ru