— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
© Алиса в стране Чудес
Смотреть еще...
Дополнительно
Если рассматривать человека как личность с психологической точки зрения, становится ясным тот факт, что охарактеризовать его невозможно вне ситуации. Психология ситуаций помогает не только понять, но и оценить личностные качества каждого из нас.
Ситуация – социальный сегмент, который определяется участниками, вовлеченными в нее, местом действия, сущностью происходящего. Однако это лишь поверхностное понимание этого термина. Для того чтобы разобраться и конкретизировать психологический термин ситуации, нужно рассмотреть его с более обширной точки зрения.
Ситуация не единственный фактор, влияющий на поведение человека и его психологию. Не стоит забывать и о том, что есть понятие «среда», которое тоже оказывает немалое влияние на природу человеческих качеств. Среда – это комплекс внешних сил и условий, в которых личность находится на протяжении длительного времени, когда ситуация является переменной в данной формуле формирования психологических качеств.
Ситуация всегда имеет причины происхождения, описание которых четко дается в психологии. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что поступки и поведение имеют мотивы, которые, в свою очередь, формируют ситуацию в нескольких уровнях. К ним относятся:
Эти уровни дают понимание внешнего характера психологической ситуации, оказывающей влияние на жизнедеятельность человека.
Как нам стало ясно, ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе. Формирование личности – это и есть психология ситуации. Понимание соотношения данных составляющих важно при выяснении причины возникновения стресса. Но не каждая ситуация имеет значимое влияние на характер и личностные качества, среди происходящего вокруг нас следует выделить:
Рассуждая о человеке, давая ему психологическую оценку, не опирайтесь лишь на личностные качества. Старайтесь абстрагироваться от них, воспринимайте лишь те, что человек проявляет в той или иной ситуации, так как она – лучший показатель человеческой сущности. Психология ситуаций всегда поможет вам в этом.
vitaportal.ru
Cтраница 1
Психологическая ситуация на рынке сводится к резкой смене настроений, когда после разрыва цена уже не возвращается на прежние рубежи. [1]
В задаче складывается интересная психологическая ситуация: первый думает, что второй думает... Такое проникновение в мысль Другого характерно для многих логических задач. В шутливой форме это отражено в стихотворении С. [2]
При повторном изучении курса возникает сложная психологическая ситуация: читателю кажется, что все это он уже знает, что особых усилий для усвоения материала прилагать не стоит, что достаточно лишь бегло прочитать книгу. [3]
Она постоянно вступала в беседу именно в таких психологических ситуациях. [4]
Он должен, оставаясь неизменным в восприятии потребителей и легко узнаваемым, оперативно изменяться в ответ на изменение экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием восприятия его потребителями. [5]
Здесь особое место играет рефлексия - размышление ( рассуждение) за другого человека, способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, думать как бы за него, рассуждать с его точки зрения, решать, став на его место, задавая себе ситуации, будучи на его месте. [6]
Имидж должен быть пластичным, т.е. оставаясь неизменным в восприятии потребителей и легко узнаваемым, оперативно изменяться в ответ на изменение экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием восприятия его общественностью. [7]
Женщина, имевшая ранее высокий социальный статус в обществе, в трудовом коллективе, вносившая весомую долю в семейный бюджет, оказывается сегодня в сложной экономической, духовно-нравственной, психологической ситуации, испытывая сильнейший стресс в случае потери работы. Она теряет авторитет как жена, мать, становится более зависимой, ограничивается степень и возможность реализации ею общечеловеческих прав. [8]
Однако во многих областях психологии и, в частности, в психиатрии, самонаблюдение, обычно словесно выражаемое субъектом, является единственным способом наблюдения, имеющимся в нашем непосредственном распоряжении. Это психологическая ситуация, с которой врач должен считаться. Тогда врач рядом искусных вопросов начинает собирать словесные реакции пациента. Эти реакции, однако, с точки зрения врача, настолько же объективны, насколько объективен был бы кинематографический снимок деятельности субъекта, занимающегося плетением покрывала или корзины. Реакции являются частью всех имеющихся у субъекта способов, приспособления к миру. Врач на основе своей прежней подготовки может связать эти реакции пациента с прошедшими и современными ситуациями из жизни пациента, которые вызвали недостатки в приспособляемости. [9]
Тот, кто будет беседовать с начальником цеха, должен выяснить, каковы условия работы, каков сам начальник цеха, каков стиль его руководства, можно ли с ним сработаться или нельзя и почему. Может возникнуть психологическая ситуация, когда условия работы вас устраивают, но вы чувствуете, что не сработаетесь с начальником цеха и с другими работниками в цехе и в заводских службах. Может быть и такая психологическая ситуация, когда вы понравились начальнику цеха, но условия работы на этом предприятии вас не устраивают. Наконец, может возникать психологическая ситуация взаимного отчуждения в процессе ознакомительной беседы или же ситуация расположенности по отношению друг к другу. Могут быть модификации этих ситуаций, динамические взаимопереходы от одной ситуации к другой, когда положительный эффект первого впечатления сменяется разочарованием в конце беседы. [10]
Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. [12]
Первые две трудности относятся к плану содержания, третья - к плану выражения или форме высказывания. Таким образом, возникает достаточно трудная психологическая ситуация распределения, переключения внимания по меньшей мере на два объекта. Можно предположить, что в результате этого создается перегрузка оперативной памяти, которая обслуживает как бы две ведущие деятельности: оперирование вынутыми из долговременной памяти языковыми единицами и удержание логической последовательности раскрытия предмета высказывания. [13]
Наличие наряду с данными стимулами созданных является в наших глазах отличительной чертой психологии человека. И далее: Искусственные стимулы-средства, вводимые человеком в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции, мы называем знаками, придавая этому термину более широкий и вместе с тем более точный смысл, чем в обычном словоупотреблении. Согласно нашему определению, всякий искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством овладения поведением - чужим или собственным, - есть знак. [14]
Безусловно, непосредственное участие в научных изысканиях может творчески обогатить преподавателя и чаще всего способствовать его преподавательской деятельности. Но только так понимаемые критерии творчества весьма часто порождают психологическую ситуацию ложной научной активности, чреватую суетливой и бесплодной деятельностью по накоплению необходимого количества научных работ. [15]
Страницы: 1 2
www.ngpedia.ru
Данная страница находится на разработке.Приносим наши извинения!
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
1. «Родители жалуются на то, что 5- летний ребёнок боится спать один и каждую ночь прибегает к ним в спальню и засыпает только в их постели. На расспросы отвечает, что боится приведение».Возможные причины: а) Cледствие рассказа? страшной сказки, истории (в т.ч. через СМИ) с соответствующим персонажем, или запугивание в воспитании или, реально травмирующей ситуации. Образы, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью в этом возрасте отличаются особой яркостью. Возможно, развитие невротического страха, который снимается рядом с родителями как гарантами безопасности. б) Возможно, это поиск внимания, эмоционального тепла родителей со стороны ребёнка, а ночные страхи это предлог.Цели консультирования: постараться очертить круг наиболее возможных причин. Опросите ребёнка, что конкретно его пугает. Задайте ему наводящие вопросы. 1) Если это реальный страх ребёнка, то может быть эффективна техника объективации страха: можно рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Поговорите с ребёнком об этом персонаже. Сочините историю со счастливым концом. Смысл — помочь ребёнку увидеть позитив в этом персонаже и найти способы адаптации к нему. 2) Если причина данного поведения кроется в поиске внимания, то беседу надо проводить с родителями.Рекомендации клиентам: 1) помочь ребёнку объектировать свои страхи, т.е трансформировать их через рисование, лепку – и подружиться с тем, кого боишься. 2) Больше времени проводить с ребёнком, эмоционально откликаться на проявления ребёнка.
2. «Учитель первого класса жалуется, что ребёнок не принимает участия в работе класса. Во время урока он чаще всего сидит под партой, не отвечает на вопросы и не реагирует на замечания учителя».Возможные причины: а) Ребёнок не готов к школе. Такая НЕготовность проявляется в не сформированной позиции школьника. Он не получил начальных навыков (дома или в детском саду) произвольного поведения и деятельности по плану. б) Вторая причина — детско-родительские отношения (т.е. проблемы в семье), следствие чего искажение развития — детский аутизм. Цели консультирования: выявить истинную причину неадекватного поведения ребёнка. По возможности, расположить его к откровенному разговору. Если возможно, побеседовать с родителями. 1) Дать рекомендации учителю по включению ребёнка в учебный процесс, формирования у него позиции школьника; 2) Если причина лежит в семейных отношениях (безучастие родителей к новой роли школьника-ребёнка или к ребёнку вообще, пьянство, драки, ссоры из за которых формируется недоверие и страх у ребёнка к взрослому) то беседы надо проводить с родителями. Рекомендации клиентам: Учителю и школьному психологу необходимо провести с этим ребёнком серию развивающих упражнений для повышения уровня его школьной готовности, что позволяет ребёнку включится в учебный процесс.
3. «Родители обратились в консультацию, так как учителя их 10-летнего сына жалуются на то, что их сын постоянно дерётся на переменах. На расспросы родителей он ничего не рассказывает».Возможные причины: а) Агрессивность ребёнка, может быть вызвана примером агрессивного поведения в семье. б) Неадекватно заниженная самооценка как следствие непринятия сверстниками, учителями. Агрессия используется как способ поиска негативного внимания.Цели консультирования: постараться выявить истинную причину неадекватного поведения ребёнка . 1) необходимо провести разъяснительную беседу с родителями по изменению ситуации. 2) если это дефицит внимания со стороны социума, непринятия, то вопрос следует решать как с помощью классного руководителя, так и школьного психолога.Рекомендации клиентам: Воздерживаться от проявления любой формы агрессии в присутствии ребёнка дома в семье. По возможности, установить с сыном доверительный контакт. Объяснить ему возможность иных типов поведения ведущих к тем результатам и целям, которые для него важны. Для классного руководителя задачей будет создание доброжелательной атмосферы в школьном коллективе и со стороны педагогического состава по отношению к данному ребёнку.
4. «Родители жалуются, что сын – подросток стал заметно хуже учиться, пропускает школу, не выполняет учебных заданий и обманывает их».Возможные причины: а) Проявление подростковых реакций, характерных для этого периода развития ребёнка. Направленность личности переходит от познавательной сферы в сферу интимно-личностную. В связи с этим может быть снижен интерес к учебной деятельности. Возможно, также влияние группы сверстников. б) У подростка не складываются отношения с учителями, одноклассниками это может быть причиной снижения интереса к школе, что делает посещение её малопривлекательным и неприятным занятием.Цели консультирования: провести консультативную работу с родителями по разъяснению психологических особенностей подросткового возраста.Рекомендации клиентам: Сформировать с сыном партнёрские отношения, установить доверительный контакт, чтобы понять, что происходит с сыном на самом деле. Не использовать давления и угроз, это может привести к отчаянным необдуманным поступкам со стороны ребёнка. В общении с сыном сообщайте ему о своих чувствах. Всё это создаёт предпосылки для возможности не резко, но всё же влиять на развитие ребёнка.
5.«Родители жалуются на то, что их дочь- подросток грубит бабушке, отказывается выполнять домашние поручения, постоянно «висит на телефоне» и не интересуется учёбой».Возможные причины: а) Проявление подростковых реакций, характерных для этого периода развития ребёнка. Направленность личности переходит от познавательной сферы в сферу интимно-личностного общения. б) Неадекватное поведение близких по отношению к подростку, общение с позиции «сверху» и как следствие — реакция протеста. Цели консультирования: провести консультативную работу с родителями по разъяснению психологических особенностей подросткового возраста. Некоторая доля бунта ребёнка против родительского влияния – нормальный феномен. Главная задача, формирование у подростка позитивного опыта общения и взаимодействие со взрослым. Стройте отношения на равных, подчеркивая права и точку зрения девочки. Показать возможность иных стилей поведения, более адекватных для достижения ее целей. Рекомендации клиентам: Близким необходимо существенно проявление авторитаризма. Формировать с дочерью партнёрские отношения, доверительный контакт. Не использовать давления и угроз, это может привести к конфликтам или отчаянным необдуманным поступкам со стороны ребёнка. Помните, что подросток будет слушаться, если ему не приказывают, а договариваются. В общении с дочерью сообщайте ей о своих чувствах в связи с теми или иными её поступками или словами. Всё это создаёт предпосылки для возможности не резко, но всё же влиять на развитие ребёнка.
6. «Мать обеспокоена тем, что ее 17-летний сын, с отцом которого она развелась 15 лет назад, никуда не ходит, не интересуется девушками, а все свободное время проводит у компьютера». Возможные причины: а) Неполная семья. Дефицит мужского воспитания и образца подражания. б) Юноша предпочитает реальному общению, виртуальное. Этому могут предрасполагать некоторые черты характера: стеснительность, скрытность, интровертность и др. а так же психосоциальные проблемы со сверстниками или сверстницами. Цели консультирования: Разъяснить матери психологические особенности данного возраста, особенности становления их половой идентичности. Если возможно, побеседовать с молодым человеком на предмет его интересов, отношениями со сверстниками, его планами на будущее. Рекомендации клиентам: Поддерживать и поощрять проявления мужских качеств сына. Учитывать особенности его характера, инициировать семейный досуг вне дома. Ненавязчиво мотивировать его на другой вид деятельности – непосредственное общение, спорт.
7. «19-летняя девушка жалуется, что ее родители постоянно и жестко ее контролируют, устраивают скандалы, если она задерживается вечером, проверяют вещи и т.п.». Возможные причины: а) Стремление девушки к автономии и возможно реакция на гиперопёку со стороны родителей, не учитывающих изменение социальной ситуации развития их ребёнка. б) Чрезмерное проявление авторитаризма со стороны родителей и как следствие реакция негативизма и сепарация девушки от родителей. в) Чрезмерное стремление девушки живущей в родительской семье к автономии, независимости и самостоятельности без учёта родительских чувств. Цели консультирования: провести консультативную работу с участием родителей и дочери. Важно дать сторонам возможность услышать позиции и цели друг друга. Совместно выработать более адекватные средства и пути достижения дочерью большей автономии и независимости при одновременном учёте желания родителей быть в курсе дел своего ребёнка. Возможность взаимных компромиссов. Рекомендации клиентам: Принять право ребёнка на личную жизнь и перейти с авторитарного стиля общения на демократический, партнёрский. Обсуждать спорные моменты в спокойной семейной обстановке. Со стороны дочери необходимо понимание родительских тревог. Выработать схему разрешения конфликтных ситуаций которая будет удовлетворять обе стороны.
8. «Молодая пара жалуется на то, что они постоянно ссорятся и не могут придти к общему решению ни по одному из вопросов без «выяснения отношений» и конфликтов». Возможные причины: а) Добрачный период был слишком мал, и у супругов не хватило времени ознакомиться с интересами, позициями, мнениями, целями друг друга относительно семейной жизни. Нет иерархии супружеских ролей, обязанностей. б) Столкновение черт характеров супругов: неуступчивость, бескомпромиссность, упрямство, агрессия и т.п. В результате чего, конфликт носит деструктивный характер. Цели консультирования: Спокойно, по очереди, высказать свою точку зрения на проблему, на то, какую роль он (она) отводит своей половинке в семье, каким бы хотел (хотела) бы видеть и что на их взгляд, помогло бы избежать сложившейся ситуации. Помочь супругам выработать общую систему семейных отношений подходящую для каждого из них. Спорные вопросы решать спокойно, уважая друг друга.Рекомендации клиентам: Помнить, что целостность семьи и её благополучие несоизмеримо важнее любых личных принципов. Нужно научиться договариваться по спорным вопросам, и если необходимо – идти на компромисс. Уважать и понимать интересы, мнения и цели друг друга.
9. «Муж жалуется на «холодность» жены, на то, что она не проявляет интереса к сексуальным отношениям и даже избегает их, хотя она здоровая 30-летняя женщина, имеющая 5-летнего ребенка».Возможные причины: а) Частые ссоры и конфликты с мужем, отражаются на ее настроении и сексуальных желаниях, дефицит внимания и ласки. Холодность рассматривается скорее как естественное следствие обид. б) Следствие перенесённой психологической травмы (например, измены супруга).Цели консультирования: Консультация для обоих супругов. Как можно тщательнее разобраться в проблеме: когда, как, постоянно или периодически и т.д. Супругам сформулировать свои чувства, поделиться своими обидами и переживаниями, помочь им сформулировать требования или пожелания друг другу, которые позволили бы им изменить свое поведение. Рекомендации клиентам: мужу – изменить свое поведение и отношение к жене, стремиться к обоюдному удовлетворению. Быть более откровенными друг с другом.
10. «Жена жалуется, что ее 38-летний муж не интересуется семейными проблемами – детьми, дачей, и т.д., а все время проводит или на работе, или вне дома».Возможные причины: а) Атмосфера в семье (частые ссоры, негативизм, однообразие, контроль). б) Возможно у мужа кризис среднего возраста и его самоцель — доказать свою значимость в профессиональном плане, в плане общения. в) Нехватка времени, хроническая усталость т.д. Возникла некоторая обида, и она склонна преувеличивать серьёзность проблемы.Цели консультирования: Постараться побеседовать лично с супругом. Это позволяет увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. Возможно, супруг вообще не считает сложившиеся отношения проблемными, а наоборот, наиболее его устраивающими. Если причины подобных взаимоотношений лежат внутри семьи, то рекомендуется пересмотреть их систему, найти более приемлемый вариант, учитывающий, интересы всей семьи.Рекомендации клиентам: Уделять больше внимания друг другу, поддерживать в трудных ситуациях, стремиться к пониманию и избегать внутрисемейных конфликтов. Попробовать договориться между собой, высказать свои чувства. Способствовать созданию благоприятной и комфортной атмосферы в семье.
in-sights.ru
Психология экстремальных ситуаций – одно из прикладных ответвлений науки о душе. Предметом его исследований являются психические состояния и поведенческие реакции людей, находящихся в форс-мажорных обстоятельствах.
Чрезвычайные воздействия, вызывающие стресс у человека, делятся на два вида:
• физиологические: жажда, голод, боль, непосильные перегрузки, предельный уровень температуры и тому подобное;
• психологические: риск, страх, обида, обман, информационная передозировка и прочие.
Независимо от своей природы, стресс всегда сопряжен с условиями, ставящими под удар безопасность человека:
• его жизнь или здоровье, если он стал жертвой преступления, войны, катастрофы, аварии, тяжелой болезни;
• материальное благополучие из-за лишения средств существования;
• социальное положение в результате, например, потери работы;
• межличностные отношения из-за конфликтов с близкими или друзьями
Самыми вредоносными считаются эмоциональные стрессы. И не только потому, что они могут достигать степени аффекта в опасной форме. Подобные состояния чреваты для хомо сапиенса тем, что навязывают ему стереотипные способы выхода из аварийной ситуации.
Однако усвоенные человеком в процессе эволюции приемы защиты – оцепенение, бегство, проявление агрессии – эффективны в условиях джунглей и совершенно неприменимы при ЧП социального характера.
Вплоть до ХХ века наши знания в области экстремальной психологии были очень ограничены. К примеру, капитан средневекового судна имел представление о трудностях, с которыми ему придется столкнуться во взаимоотношениях с командой во время плавания. Поэтому в целях профилактики трюмы загружались бочками с ромом. Дружба матросов с зеленым змием решала многие проблемы на корабле, но далеко не все. Ведь у пьяного в стельку человека притуплялось чувство самосохранения.
Выходит, чтобы выжить в сложных условиях, без специальной психологической подготовки не обойтись. Иначе невозможно ожидать от человека адекватных действий, необходимой сноровки, быстроты реакции.
Разработкой подобных превентивных мер и занимается психология экстремальных ситуаций, возникшая в конце прошлого века. К этому времени множество техногенных аварий, участившиеся террористические атаки и природные катаклизмы показали: уровень стресса у потерпевших просто зашкаливает. Зачастую невероятные испытания калечат их психику. Избежать этого и помогает экстремальная психология.
1. Монотония – состояние, исключающее перемены в распорядке дня в течение долгого времени. Хорошо известно морякам, космонавтам, дрейфующим на льдине полярникам. Характеризуется снижением внимания, появлением скуки и потерей интереса ко всему вокруг. В состоянии однообразия перед человеком стоят две задачи – как не лишиться рассудка и как не решиться на суицид.
2. Пространственная дезориентация, при которой люди не осознают, где они находятся. Подобное состояние знакомо путешественникам-дилетантам, сбившимся с пути.
3. Временная дезориентация, лишающей человека точки календарного отсчета. Это рабочее состояние для людей многих профессий: аквалангистов, спелеологов, космонавтов. Но оно может возникать и у военного человека, не могущего определить, как долго продолжалось сражение.
4. Ограничение информации, значимой для индивида. Примером может служить долгое отсутствие весточки от любимого человека, вызывающее состояние повышенного беспокойства.
5. Одиночество, воспринимаемое субъектом – социальным существом – как ненормальное состояние. Известны случаи, когда находящееся рядом с человеком животное, реагирующее на его слова, служило ему своеобразным психотерапевтом.
6. Отсутствие автономии, или вынужденная групповая изоляция, приводящая к информационному истощению контактеров и невозможности каждому из них побыть в одиночестве. Возникающая при этом агрессия может спровоцировать человекоубийство.
7. Постоянный риск для жизни, способный привести к суицидальному поведению либо повышенной агрессии, направленной на окружающих.
Квалифицированные специалисты не всегда могут оказаться рядом с пострадавшими. Поэтому психологом должен быть каждый из нас. Главное при этом понимать: состояние человека, перенесшего чудовищные нагрузки, существенно отличается от обычного.
Последствия от воздействия стрессора, за редким исключением, оказываются разрушительными:
• наблюдаются эмоциональные нарушения;
• происходят деформационные процессы в мотивационной сфере;
• фиксируются сдвиги в психологии восприятия;
• претерпевают изменения мыслительные механизмы;
• дезорганизуется речевое и двигательное поведение.
Тому, кто оказывает помощь человеку, перенесшему немыслимые испытания, необходимо, прежде всего, постараться успокоить и утешить его. Дальнейшие реабилитационные меры зависят от признаков стресса:
• при галлюцинациях и бреде нужно увести потерпевшего в тихое место и соглашаться со всеми его словами; разговор вести с ним в спокойном тоне, убрав подальше все опасные предметы;
• при апатии следует постараться пробудить у человека интерес хотя бы к какой-то мелочи: можно спросить, не хочет ли он пить, или вовлечь в деятельность по спасению других жертв катастрофы;
• при ступоре рекомендуется помассировать точки на лбу, расположенные прямо над зрачками, при этом пальцы потерпевшего должны быть сжаты в кулаки; чтобы вызвать у него ответную реакцию, надо негромко, но внятно говорить ему вещи, способные подействовать на его эмоции;
• при двигательном перевозбуждении нужно увлечь пострадавшего в безлюдное место и, не споря с ним, поговорить о тревожащих его чувствах;
• при агрессии стоит изолировать потерпевшего и дать ему возможность «отвести душу»: пусть пинает булыжник, бьет стену, не следует ему ни в чем возражать;
• при сильном страхе нужно спокойно поговорить с человеком, не помешает и разминание самых напряженных частей его тела;
• при плаче нельзя оставлять потерпевшего одного, хорошо бы завести разговор с ним о его чувствах, демонстрируя при этом полное понимание его переживаний;
• при истерике можно привести человека в себя неожиданным действием – громко крикнуть, что-то разбить, ударить его по щеке, – после чего уложить его спать.
Владея вышеупомянутыми приемами экстремальной психологии, можно помочь человеку не только пережить негатив, но и сохранить психическое здоровье.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
« Предыдущая запись Следующая запись »
rostduha.ru
В последнее время в социально-психологических исследованиях фокус интереса заметно сместился в сторону ситуационной парадигмы. Однако, несмотря на достаточное количество работ, проведенных в таком формате [3, 4, 6, 14], еще не сформировалась единая теория, обладающая большим объяснительным потенциалом и возможностью структурирования накопленного материала. На наш взгляд, определенным шагом на пути создания подобной теории, базирующийся на категориях пространства, времени, социального действия, статики и динамики, индивидуальности и нормативности, может послужить рассмотрение психологической ситуации в контексте системного подхода как открытой, иерархически организованной, динамической, неустойчивой, нелинейной системы.
Психологическая ситуация – это открытая система, поскольку на нее воздействуют группы детерминант; к ним относятся как минимум два системных образования: система личности и совокупность факторов психологической среды. Совокупность факторов непсихологической среды, включающая предметный и социальный миры, как справедливо заметил К. Левин, могут повлиять на человека или испытать его влияние лишь в том случае, если они стали фактами психологической среды [8].
Личность, являясь субъектом труда и собственной жизни, определяет конфигурацию многих психологических ситуаций, накладывая свою уникальную рамку и используя свой собственный формат. При этом цели и потребности личности выступают в качестве системообразующего фактора, который определяет качественную специфику психологической ситуации.
Факторы среды - субъект-объектные или субъект-субъектные интеракции - являются еще одной группой детерминант, которые обусловливают определение ситуации. Как указывает Д. Магнуссон, эти факторы можно представить в виде иерархической системы с выделением микро-, мезо- и макроуровней [12].
Фактически можно говорить об иерархической, структурной организации факторов внешней среды. Однако какие стимулы, эпизоды или события будут организованы в конкретную психологическую ситуацию, зависит от системообразующего фактора, а именно – от целей и потребностей личности, а также от тех личностных свойств, которые актуализированы в данный момент времени. Значит, существует достаточно широкий диапазон прочтения объективной актуальной ситуации и, соответственно, существует многообразие, многозначность и полисемичность психологических ситуаций.
В контексте изучения психологической ситуации наибольший интерес для нас представляет событие. Отмечая специфику события, М. Хайдеггер называет его «про-явлением», чьей достаточной данностью впервые только и обеспечивается возможность всякого «дано», в котором еще нуждается даже и само бытие, чтобы в качестве присутствия достичь своей собственной сути» [17. С. 268]. Событие подчеркивает состояние возможности, элемента непредсказуемости в ситуации, и в то же время оно отображает момент раскрытия одного из вариантов возможного бытия, показывает его развертывание в пространстве и времени. События – повторяющиеся или разовые ситуации, в которых постигается смысл человеческой экзистенции.
Коротко, но емко определяет событие М. Элиаде: «Событие – это и есть нахождение в ситуации» [18]. На наш взгляд, этот тезис можно дополнить тем, что выделение события определяет способ вхождения в психологическую ситуацию, ее конструирование, формирование и встраивание в субъективный мир. Следовательно, событие предполагает встраивание актуальной ситуации в собственное интрапсихическое пространство, в то время как психологическая ситуация является тем когнитивным конструктом, с помощью которого происходит встраивание себя в социальный контекст.
Событие, обладая определенной модальностью, задает вектор или направление развития психологической ситуации. В связи с этим нам кажется необходимым проанализировать гипотезу В. Мишела, согласно которой выделяются «сильные» и «слабые ситуации» в зависимости от давления, которое они оказывают на благополучие субъекта. В. Мишел считает, что к сильному типу следует отнести такие ситуации, реакция на которые в большей мере зависит от объективных условий, от вектора события, тогда как самыми «слабыми» ситуациями являются те, которые допускают разнообразные реакции, обусловленные индивидуальными различиями [22]. Мы согласны с такой дифференциацией, поскольку действительно существуют определенные обстоятельства – средовые императивы, «власть ситуации» [14. С. 34] которые жестко диктует поведенческие сценарии и паттерны. К подобным ситуациям можно отнести так называемые критические инциденты (Дж. Митчел), эксперименты жизни (Л. Монтада), травматические события (Н.В. Тарабрина).
Следовательно, элементы среды и, прежде всего, события характеризуются неоднородностью, разнообразием и множественностью. При этом, как справедливо замечает Е.В.Листвина, «чем больше отличий, тем больше событие имеет возможность собрать массу неоднородного знания, включить его многомерность и существенную разницу в единое, объемное поле» [10. С. 34]. Это наделяет событие важным качественным значением. Оно выполняет функцию, с одной стороны, «выпрямления» некоторых моментов нелинейного бытия, как в случае сильных ситуаций В. Мишела, а, с другой стороны, событие может способствовать усугублению и усилению нелинейности, то, что Б.Ф. Ломов объясняет кумулятивным эффектом, который подразумевает «накопление некоторой критической массы, чтобы каузальное отношение «сработало» [11. С. 86].
Кроме того, событие всегда происходит в пространстве и во времени, соответственно, можно говорить о пространственно-временной характеристике психологической ситуации. При этом, на наш взгляд, следует отметить два важных момента.
Факторы среды, безусловно, определяют пространственно-временные границы ситуации. Действительно, каждая ситуация описывается с помощью пространственных и временных характеристик, но это описание может включать в себя несколько локальных хронотопов: 1) психологическая ситуация, актуализированная в режиме «здесь и сейчас»; 2) психологическая ситуация, хронотоп которой может не совпадать с реально наблюдаемыми пространственными и временными характеристиками. На это же указывал Д. Магнуссон, выделяя различные виды ситуаций [12].
Кроме того, в психологической ситуации соединяется непрерывное и дискретное время. Время в ней дискретно, потому что психологическая ситуация задерживает временной поток искусственно, останавливая его для того, чтобы субъект мог идентифицировать и типизировать ее. Однако, с другой стороны, психологическая ситуация является отображением непрерывного времени, поскольку через нее фокусируются разновременные отрезки и формируются пространственно-временные конструкции. Наша точка зрения согласуется с идеями А. Мелучи о том, что «современный человек не воспринимает пассивно время, а конструирует его» [21].
Следовательно, при конструировании психологической ситуации может происходить смещение пространственно-временных рамок, которые позволяют субъекту свободно перемещаться в направлениях будущее - настоящее – прошлое в зависимости от конкретных потребностей.
Мы разделяем позицию Ф. Знанецкого, согласно которой социальная личность создается в условиях определенной среды и воспроизводит уже созданные модели, в которых выражается реальная система прав и обязанностей, и является социальной ценностью в рамках социальных отношений и взаимодействий [15. С. 56]. Социальная жизнь личности не ограничивается рамками отдельной социальной группы, в которую она включена, как не ограничивается и огромное число ее социальных действий. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и ценностях, имеющих социальную значимость. О
psyjournals.ru
Скорее всего, ваша дочь таким образом проявляет свою ревность и пытается перетянуть мамино внимание, которого она временно лишилась, на себя. А для этого все средства хороши – вплоть до скандала, что девочка и пытается продемонстрировать. Чтобы избежать такой реакции, постарайтесь привлечь дочку к подготовке приема гостей. Дайте ей понять, что ее роль в этом деле очень важна: пусть накрывает на стол, помогает прибраться в доме, оказывает посильную помощь на кухне. Обязательно похвалите дочку перед гостями, подчеркните, что без ее поддержки вам было не обойтись. И, конечно же, даже во время общения со взрослыми уделяйте внимание крохе и попросите гостей о том же: пусть ребенок покажет им свои игрушки, книги или расскажет, кто изображен на семейных фотографиях. И тогда с большой вероятностью негативные проявления детской ревности у вашей дочки удастся сгладить.
Боязнь громких звуков довольно часто встречается у детей и до 5–6 лет считается вариантом нормы. Более подвержены ей дети впечатлительные, меланхоличные или, напротив, холерики по темпераменту, что объясняется большей подвижностью их нервной системы. Чтобы уменьшить проявление такой реакции, используйте несколько приемов. Предложите вместе полюбоваться из окна на салют, держа ее при этом на руках и крепко обнимая, – так девочка будет чувствовать себя более защищенной. Не спешите с посещением массовых развлекательных мероприятий – возбудимые дети быстро утомляются на них, в том числе по причине обилия громких звуков. Заранее предупредите дочку о том, что сейчас она услышит включенный пылесос, дрель или фен. Покажите ей источник звука, предложите помочь включить фен или пылесос. Когда девочка увидит, что даже громким звуком можно управлять, ее страх скорее всего уменьшится.
Реагировать стоит положительно, ведь подобная увлеченность действительно интересной темой может очень помочь в развитии способностей вашей девочки. На волне интереса к динозаврам можно исподволь привить ребенку многие базовые умения и понятия, такие, как счет, знание букв алфавита, классификация объектов по различным признакам: размеру, цвету и т.д. Считайте динозавров, ищите их названия, которые начинаются с определенной буквы, определяйте, какие из них жили раньше, а какие позже, раскрашивайте изображения динозавров, лепите их фигурки. Отвезите дочку в палеонтологический музей – 3 года это самый подходящий возраст для первого знакомства с этим объектом культуры. Как видите, вариантов развивающих занятий, которые дает всего лишь одна тема, так много, что нет смысла отказываться от этой возможности. Что же касается вашего беспокойства по поводу зависимости ребенка от одной темы, то стойкое внимание, направленное на отдельный объект, типично для детей такого возраста, так что волноваться об этом не стоит.
Вероятно, в вашей ситуации совпали два важных фактора, которые и привели к такому результату. С одной стороны, вы по объективным причинам стали уделять меньше внимания ребенку, а ведь именно 3 года – это возраст начала социализации малыша, когда для него становится важным общение с другими людьми, и конечно же, с отцом и матерью. С другой стороны, трехлетний мальчик – это уже не тот крохотный малыш, с которым ваш муж не знал, что делать. Сейчас папа уже испытывает гораздо больший интерес к общению с ним. Мальчик, конечно же, чувствует это и использует такую возможность. И тем больше они с отцом общаются, чем чаще вы задерживаетесь на работе. Так что неудивительно, что ваш сын эмоционально отдалился. Постарайтесь найти разумный баланс между работой и семьей, введите железное правило – посвящать все выходные ребенку. Не перетягивайте внимание малыша на себя, сфтараясь проводить время с ним вдвоем, а придумайте такие формы досуга, которые были бы интересны вам троим. Больше обнимайте, целуйте ребенка – физический контакт особенно важен, когда не хватает времени на общение. И тогда ваш сын охотно откликнется на такие проявления внимания и материнской любви.
Возможно, вам будут интересны статьи "Такой разный" и "Отцы и дети: дружба с папой" на сайте mamaexpert.ru
www.2mm.ru