Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска». Психологическая программа для подростков в группе


Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»

ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»

Программа

психолого-педагогического сопровождения

подростков

«группы риска»

Составила педагог-психологФомченкова Н.А.

г. Трубчевск

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Подросток остро нуждается в принятии и поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной. В школе-интернате была проведена диагностика развития личности подростков. Результаты показали:

Первое, для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Второе, 56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

Третье, подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

Четвертое, подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого- педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.

Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников.

hello_html_3d340a42.gif

Основные задачи программы

  • Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.

  • Восстановления ощущения ценности собственной личности.

  • Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром.

  • Формирование позитивной моральной позиции.

  • Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

  • Первичная профориентация.

  • Развитие компетентности в социальном функционировании.

Программа реализуется по четвертям

1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 четверть: Индивидуальная работа

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

поддержки и формирование проекции на будущее.

3 четверть: Групповая работа

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир

вокруг меня»

4 четверть: Психодиагностический мониторинг

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

Особенности детей «группы риска»

  • Наличие неблагоприятных социальных условий.

  • Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние

ребёнка.

Психологические основы работы с детьми «группы риска»

  • Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.

  • Появление веры в духовный рост.

  • Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.

Условия реализации потенциальных возможностей подростков

  • Создание благоприятной социально – психологической обстановки доверия.

  • Формирование ценностных ориентаций у ребёнка и у окружающих его взрослых.

Первая четверть

Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

Выявление детей «группы риска»

Группы критериев

Критерии, определяющие « группу риска»

Учебно-педагогические

- имеют стойкую неуспеваемость

- прогуливают, пропускают занятия без причин

Поведенческие

- имеют стойкие нарушения поведения

- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками

- употребляют алкоголь, ПАВ

Социальные

- живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)

- живут в малообеспеченной семье

- живут не с родителями

Медицинские

- имеют хронические заболевания внутренних органов

- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

- часто и длительно болеют

- состоят на учёте у психоневролога

Психологические

- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы

- имеют высокий уровень агрессивности

hello_html_16e5f0a8.jpg

Диагностика личностного и интеллектуального развития

детей «группы риска»

Изучаемые особенности личности

Методы диагностики

Самооценка

Характерологические особенности

Индивидуально-типологические

особенности

Интеллектуальное развитие

Эмоционально-волевая сфера

Интересы и склонности

Ценностные ориентации

Межличностные отношения

- Методика «Дембо- Рубенштейна»

- Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г.Айзенка)

- Опросник К.Леонгарда

- Методика «ДДЧ»

- ПДО

- Методика Баса-Дарки

- Тест «Несуществующее животное»

- ШТУР

- КОТ

- Тест Торэнса

- Методика самооценки эмоциональных состояний

- Опросник «Автономность и зависимость»

- Методика «Потребность в достижениях»

- Карта интересов

- Опросник профессиональных склонностей

- Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

- Социометрический опрос

- «ЦТО»

- Методика Рене Жиля»

Вторая четверть

Индивидуальная работа с подростками

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

поддержки и формирование проекции на будущее.

Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии школы, семьи и других общественных институтов.

hello_html_m5b6d82ef.gif

Методы индивидуальной работы с подростком

  • Беседа

  • Консультация

  • Дополнительная работа вне урока

  • Индивидуальное развивающее занятие

  • Индивидуальное коррекционное занятие

Третья четверть

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

«Я и мир вокруг меня»

Форма и объём занятий

Тренинг включает в себя 12 занятий, разбитых на 5 блоков

Продолжительность занятия 45- 60 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Каждое занятие имеет определённую структуру:

  • Вводная часть.

  • Работа по теме занятия (выполнение психогимнастических упражнений, игр, психодиагностика, просвещение, консультирование)

  • Рефлексия занятия.

Чередование различных видов деятельности позволяет продуктивнее работать в группе, снимает напряжение. Рефлексия занятий позволяет обмениваться впечатлениями, избежать накопления эмоций и необходима психологу для получения обратной связи.

Структура тренинга

Тренинг состоит из пяти блоков, каждый блок, являясь частью программы, в то же время сохраняет свою относительную самостоятельность.

Первый блок «Познай себя»

Этот блок тренинга направлен на познание подростком своего Я, формирование адекватной самооценки, формирование потребности саморазвития. Занятия предполагают практическую работу по изучению своей личности с помощью различных методов психодиагностики, психологического просвещения и группового консультирования.

Занятие №1 «Самооценка и уровень притязаний»

Цель занятия: познание своего «Я», формирование позитивной самооценки.

Вводная часть. Объяснение понятия групповой работы, её целей и задач.

Выработка правил группы. Обсуждение ритуала приветствия и прощания в группе.

Упражнение «Имя + прилагательное»

Упражнение «Футболка с надписью»

Упражнение «Тринадцать Я»

Упражнение «Какой Я?»

Рефлексия занятия.

Занятие №2 «Эмоции и чувства».

Цель занятия: познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Диагностика «Тест эмоций» (модификация теста Басса-Дарки)

Упражнение «Выставка»

Упражнение «Место покоя»

Рефлексия занятия.

Занятие №3 «Темперамент»

Цель занятия: познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

Упражнение « Орехи»

Диагностика «Личностный опросник Г.Айзенка»

После обработки результатов, даётся характеристика каждого типа темперамента, приводятся примеры на основе великих людей (смотрите приложение - презентация «Я и мир вокруг меня»).

Рефлексия занятия.

Занятие №4 « Я в классном коллективе»

Цель занятия: осознание своего места в классном коллективе, формирование позитивной самооценки.

Упражнение «Тест на доверие»

Беседа «Что такое коллектив?»

Коллектив - свободная группа людей, объединенных единой целью, действиями, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Группа в составе 25 человек не является коллективом, так как делится на малые группы. Малая группа – объединение людей, имеющих общую цель, установившая деловые и личные отношения. Разновидность малой группы – микрогруппа, в составе 2-4 человек. Человек в этой микрогруппе проводит значительную часть своего времени, группа оказывает на него то или иное психологическое влияние.

Человек усваивает нормы группы. Можно сказать, что поведение человека формирует именно группа. Класс можно назвать коллективом, который разделён на микрогруппы. Каждый человек имеет своё положение в коллективе ( участники получают результаты социометрического опроса в классе, который проводится заранее).

От чего зависит положение человека в коллективе?

- способен ли он оказывать психологическое влияние на остальных членов группы;

- имеет ли авторитет;

- пользуется ли уважением.

Лидер – человек, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных членов.

Участникам даётся задание проанализировать своё положение в классе. Совпадает ли оно с предполагаемым положением? Почему нет? и пр.

Упражнение «Ладошка»

Упражнение «Ромашка откровений»

Рефлексия занятия.

Второй блок «Развитие навыков общения»

Занятия данного блока способствуют формированию навыков эффективного общения. Помогают преодолевать барьеры в общении, дифференцировать свои социальные роли и собственное «Я».

Занятие №5 «Приобретаем друзей»

Цель занятия: формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу

Игра «Пересядьте все те, у кого…»

Игра «Что изменилось?»

Игра «Паровозики»

Упражнение «Объявление»

Рефлексия занятия.

Занятие №6 « Как поддерживать дружеские отношения?»

Цель занятия: формирование навыков эффективного повседневного общения, преодоление барьеров в общении

Упражнение «Клубочек»

Упражнение «Скачки»

Упражнение «Друзья»

Игра «Авиакатастрофа»

Игра обучает эффективному поведению в достижении согласия, информированию относительно стилей поведения.

Дискуссия « Секреты эффективного общения»

1.Не оправдывайте себя!

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4. Будьте искренни!

5. Будьте мужественными!

6. Будьте справедливы!

7. Считайтесь с чужим мнением!

8. Не бойтесь говорить правду!

9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

10. Будьте естественны в общении!

11. Не бойтесь правды!

12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Рефлексия занятия.

Занятие № 7 « На пути к гармонии»

Цель занятия: совершенствование навыков общения, помощь подросткам в самораскрытии, дифференцировать своё «Я» и социальные роли.

Упражнение « Я рад общаться с тобой»

Игра «Пустой стул»

Упражнение «Дорисуй портрет»

Игра «Король комплемента»

Дискуссия «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» книга знаменитого американского психолога Дейла Карнеги.

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 3. Улыбайтесь.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Участники выражают своё отношение к правилам.

Рефлексия занятия.

Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»

Цель занятий этого блока рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение к саморазвитию.

Занятие № 8 « Ценностные ориентации»

Цель занятия: рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков у саморазвитию

Упражнение «Я живу для…»

Упражнение «Похожие и непохожие»

Беседа. Сегодня мы поговорим о жизненных ценностях. Что такое ценность? Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно- историческими. Во-вторых, ценность предстаёт в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В- третьих, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чём-то как о предпочитаемом, как о благе.

Есть ценности-цели и ценности-средства. Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу её отношений к миру, другим, себе – основу мировоззрения и жизненной

концепции, ядро личности.

Диагностика. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Обсуждение результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Занятие № 9 «Жизнь по собственному выбору»

Цель занятия: формирование самосознания подростков, личностный рост.

Упражнение «Доброе животное»

Упражнение «Рыба для размышления»

Упражнение «Мой герб»

Упражнение «Три слова»

Рефлексия занятия.

Четвертый блок «Первичная профориентация»

В данном блоке программы психолог содействует в определённых профессиональных интересов и склонностей подростков, что позволяет учащимся формировать планы на профессиональное определение, способствует развитию целеустремленности, самостоятельному принятию решений.

Занятие № 10 «Мои интересы»

Цель занятия: содействие в определении профессиональных интересов.

Беседа «Интересы в жизни человека»

Послушайте историю одного знаменитого человека.

Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции. Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей». Там мальчик увидел охваченную огнём Трою. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому ещё не удавалось найти его»- ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!»- воскликнул сын. С 14 лет он ученик в лавке, затем юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским – за 6 недель. Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет бросает всё и погружается в археологию. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие учёных всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Все его сбережения отданы идее. Он буквально следует детским впечатлениям: копает там, где указал Гомер. И сказка стала действительностью – Герман Шлиман нашёл сокровища царей, 4000 лет пролежавшие в земле.

С обыденной точки зрения поведение Шлимана чудачество. Ведь у него было всё - положение в обществе и богатство. Но этого было не достаточно.

О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, моделированию одежды), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с темпераментом человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Большинство великих людей – учёных, писателей, композиторов, художников – уже в детстве проявляли свои интересы и склонности. На формирование интересов оказывают влияние окружающая среда, воспитание и обучение.

Диагностика. Методика «Карта интересов».

Анализ результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Занятие № 11 «Мои склонности»

Цель занятия: содействие в определении профессиональных склонностей.

Упражнение «Я сейчас/ Я через 10лет»

Игра «Кто есть кто?»

Диагностика. «Опросник профессиональных склонностей»

Анализ результатов, соотнесение их с результатами диагностики интересов.

Вывод. Беседа о возможности выбора той или иной профессии, о планах на будущее по подготовке к получению профессии.

Рефлексия занятия.

Итоги работы в группе, формирование новой модели жизнедеятельности осуществляются в пятом блоке «Формирование социальных навыков»

Занятие № 12 «Я и мир вокруг меня»

Цель занятия: формирование новой модели жизнедеятельности, подведение итогов работы в группе.

Упражнение «Я и мой мир»

Упражнение «Двадцать желаний»

Упражнение «Ресурсы»

Упражнение «Строим город»

Упражнение «Чему я научился?»

Упражнение «Пожелание»

Рефлексия занятия.

Четвёртая четверть

Психодиагностический мониторинг

Программа предполагает проведение психодиагностики, направленной на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений. Диагностика проводится в первой и четвёртой четверти.

Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы:

  • Сформированность адекватного представления учащихся о себе, своей самооценке.

  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.

  • Сформированность способности принимать ответственность за свои поступки.

  • Наличие представлений о профессиональной ориентации.

  • Сформированность навыков эффективного взаимодействия с окружающими.

Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:

  • анкетирование

  • беседа, интервью

  • наблюдения

  • проективные методики

  • тесты

Литература:

«Школьный психолог» №12 2007г. Программа «Навстречу»

№14 2006г. Г.Резапкина. Уроки выбора профессии.

№29 2004г. Профилактика девиатного поведения подростков.

№15 2006г. Коррекционная и развивающая работа со школьниками.

№2 2007 Проблема выбора. Программа профессионального определения учащихся.

№13 2007г. Ничейная территория. Методы психодрамы в групповой работе с подростками.

№11 2006г. «Я+Ты=Мы». Программа практикум по эмоциональному сплочению группы.

№18 2007г. «Я сам». Психологическая программа для подростков.

№9 2008г. Игротека.

Ю.Зарипова «Поверь в себя». Программа психологической помощи подросткам. Москва Чистые пруды 2007г.

К.Рудестам. Групповая психотерапия. Москва. Издательство Прогресс. «Универс»: 1993г.

infourok.ru

Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»

Программа психолого-педагогического сопровождения

подростков «группы риска»

Подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Подросток остро нуждается в принятии и поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.

Проводя мониторинг развития личности подростка (2003-2008 год.) был сделан вывод о том, что для учащихся 12-15 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:

Первое, для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Второе, 56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

Третье, подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

Четвертое, подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого- педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.

Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников.

Основные задачи программы

  • Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.

  • Восстановления ощущения ценности собственной личности.

  • Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром.

  • Формирование позитивной моральной позиции.

  • Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

  • Первичная профориентация.

  • Развитие компетентности в социальном функционировании.

Программа реализуется по четвертям

1 четверть Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 четверть: Индивидуальная работа.

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

поддержки и формирование проекции на будущее.

3 четверть: Групповая работа.

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир

вокруг меня»

4 четверть: Психодиагностический мониторинг

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

Особенности детей «группы риска»

  • Наличие неблагоприятных социальных условий.

  • Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние

ребёнка.

Психологические основы работы с детьми «группы риска»

  • Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.

  • Появление веры в духовный рост.

  • Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.

Условия реализации потенциальных возможностей подростков

  • Создание благоприятной социально – психологической обстановки доверия.

  • Формирование ценностных ориентаций у ребёнка и у окружающих его взрослых.

Первая четверть

Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

Выявление детей «группы риска»

Группы критериев

Критерии, определяющие « группу риска»

Учебно-педагогические

- имеют стойкую неуспеваемость

- прогуливают, пропускают занятия без причин

Поведенческие

- имеют стойкие нарушения поведения

- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками

- употребляют алкоголь, ПАВ

Социальные

- живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)

- живут в малообеспеченной семье

- живут не с родителями

Медицинские

- имеют хронические заболевания внутренних органов

- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

- часто и длительно болеют

- состоят на учёте у психоневролога

Психологические

- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы

- имеют высокий уровень агрессивности

Диагностика личностного и интеллектуального развития

детей «группы риска»

Изучаемые особенности личности

Методы диагностики

Самооценка

Характерологические особенности

Индивидуально-типологические

особенности

Интеллектуальное развитие

Эмоционально-волевая сфера

Интересы и склонности

Ценностные ориентации

Межличностные отношения

- Методика «Дембо- Рубенштейна»

- Методика экспресдиагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г.Айзенка)

- Опросник К.Леонгарда

- Методика «ДДЧ»

- ПДО

- Методика Баса-Даарки

- Тест «Несуществующее животное»

- ШТУР

- КОТ

- Тест Торэнса

- Методика самооценки эмоциональных состояний

- Опросник «Автономность и зависимость»

- Методика «Потребность в достижениях»

- Карта интересов

- Опросник профессиональных склонностей

- Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

- Социометрический опрос

- «ЦТО»

- Методика Рене Жиля»

Вторая четверть

Индивидуальная работа с подростками

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

поддержки и формирование проекции на будущее.

Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии школы, семьи и других общественных институтов.

Методы индивидуальной работы с подростком

  • Беседа

  • Консультация

  • Дополнительная работа вне урока

  • Индивидуальное развивающее занятие

  • Индивидуальное коррекционное занятие

Третья четверть

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

«Я и мир вокруг меня»

Форма и объём занятий

Тренинг включает в себя 12 занятий, разбитых на 5 блоков

Продолжительность занятия 45- 60 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Каждое занятие имеет определённую структуру:

  • Вводная часть.

  • Работа по теме занятия (выполнение психогимнастических упражнений, игр, психодиагностика, просвещение, консультирование)

  • Рефлексия занятия.

Чередование различных видов деятельности позволяет продуктивнее работать в группе, снимает напряжение. Рефлексия занятий позволяет обмениваться впечатлениями, избежать накопления эмоций и необходима психологу для получения обратной связи.

Структура тренинга

Тренинг состоит из пяти блоков, каждый блок, являясь частью программы, в то же время сохраняет свою относительную самостоятельность.

Первый блок «Познай себя».

Этот блок тренинга направлен на познание подростком своего Я, формирование адекватной самооценки, формирование потребности саморазвития. Занятия предполагают практическую работу по изучению своей личности с помощью различных методов психодиагностики, психологического просвещения и группового консультирования.

Занятие №1 «Самооценка и уровень притязаний»

Цель занятия: познание своего «Я», формирование позитивной самооценки.

Вводная часть. Объяснение понятия групповой работы, её целей и задач.

Выработка правил группы. Обсуждение ритуала приветствия и прощания в группе.

Упражнение «Имя + прилагательное»

Упражнение «Футболка с надписью»

Упражнение «Тринадцать Я»

Упражнение «Какой Я?»

Рефлексия занятия.

Занятие №2 «Эмоции и чувства».

Цель занятия: познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Диагностика «Тест эмоций» (модификация теста Басса-Дарки)

Упражнение «Выставка»

Упражнение «Место покоя»

Рефлексия занятия.

Занятие №3 «Темперамент»

Цель занятия: познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

Упражнение « Орехи»

Диагностика «Личностный опросник Г.Айзенка»

После обработки результатов, даётся характеристика каждого типа темперамента, приводятся примеры на основе великих людей (смотрите приложение - презентация «Я и мир вокруг меня»).

Рефлексия занятия.

Занятие №4 « Я в классном коллективе»

Цель занятия: осознание своего места в классном коллективе, формирование позитивной самооценки.

Упражнение «Тест на доверие»

Беседа «Что такое коллектив?»

Коллектив - свободная группа людей, объединенных единой целью, действиями, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Группа в составе 25 человек не является коллективом, так как делится на малые группы. Малая группа – объединение людей, имеющих общую цель, установившая деловые и личные отношения. Разновидность малой группы – микрогруппа, в составе 2-4 человек. Человек в этой микрогруппе проводит значительную часть своего времени, группа оказывает на него то или иное психологическое влияние.

Человек усваивает нормы группы. Можно сказать, что поведение человека формирует именно группа. Класс можно назвать коллективом, который разделён на микрогруппы. Каждый человек имеет своё положение в коллективе ( участники получают результаты социометрического опроса в классе, который проводится заранее).

От чего зависит положение человека в коллективе?

- способен ли он оказывать психологическое влияние на остальных членов группы;

- имеет ли авторитет;

- пользуется ли уважением.

Лидер – человек, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных членов.

Участникам даётся задание проанализировать своё положение в классе. Совпадает ли оно с предполагаемым положением? Почему нет? и пр.

Упражнение «Ладошка»

Упражнение «Ромашка откровений»

Рефлексия занятия.

Второй блок «Развитие навыков общения»

Занятия данного блока способствуют формированию навыков эффективного общения. Помогают преодолевать барьеры в общении, дифференцировать свои социальные роли и собственное «Я».

Занятие №5 «Приобретаем друзей»

Цель занятия: формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу

Игра «Пересядьте все те, у кого…»

Игра «Что изменилось?»

Игра «Паровозики»

Упражнение «Объявление»

Рефлексия занятия.

Занятие №6 « Как поддерживать дружеские отношения?»

Цель занятия: формирование навыков эффективного повседневного общения, преодоление барьеров в общении

Упражнение «Клубочек»

Упражнение «Скачки»

Упражнение «Друзья»

Игра «Авиакатастрофа»

Игра обучает эффективному поведению в достижении согласия, информированию относительно стилей поведения.

Дискуссия « Секреты эффективного общения»

1.Не оправдывайте себя!

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4. Будьте искренни!

5. Будьте мужественными!

6. Будьте справедливы!

7. Считайтесь с чужим мнением!

8. Не бойтесь говорить правду!

9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

10. Будьте естественны в общении!

11. Не бойтесь правды!

12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Рефлексия занятия.

Занятие № 7 « На пути к гармонии»

Цель занятия: совершенствование навыков общения, помощь подросткам в самораскрытии, дифференцировать своё «Я» и социальные роли.

Упражнение « Я рад общаться с тобой»

Игра «Пустой стул»

Упражнение «Дорисуй портрет»

Игра «Король комплемента»

Дискуссия «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» книга знаменитого американского психолога Дейла Карнеги.

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 3. Улыбайтесь.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Участники выражают своё отношение к правилам.

Рефлексия занятия.

Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»

Цель занятий этого блока рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение к саморазвитию.

Занятие № 8 « Ценностные ориентации»

Цель занятия: рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков у саморазвитию

Упражнение «Я живу для…»

Упражнение «Похожие и непохожие»

Беседа. Сегодня мы поговорим о жизненных ценностях. Что такое ценность? Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно- историческими. Во-вторых, ценность предстаёт в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В- третьих, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чём-то как о предпочитаемом, как о благе.

Есть ценности-цели и ценности-средства. Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу её отношений к миру, другим, себе – основу мировоззрения и жизненной

концепции, ядро личности.

Диагностика. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича.

Обсуждение результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Занятие № 9 «Жизнь по собственному выбору»

Цель занятия: формирование самосознания подростков, личностный рост.

Упражнение «Доброе животное»

Упражнение «Рыба для размышления»

Упражнение «Мой герб»

Упражнение «Три слова»

Рефлексия занятия.

Четвертый блок «Первичная профориентация»

В данном блоке программы психолог содействует в определённых профессиональных интересов и склонностей подростков, что позволяет учащимся формировать планы на профессиональное определение, способствует развитию целеустремленности, самостоятельному принятию решений.

Занятие № 10 «Мои интересы»

Цель занятия: содействие в определении профессиональных интересов.

Беседа «Интересы в жизни человека»

Послушайте историю одного знаменитого человека.

Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции. Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей». Там мальчик увидел охваченную огнём Трою. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому ещё не удавалось найти его»- ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!»- воскликнул сын. С 14 лет он ученик в лавке, затем юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским – за 6 недель. Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет бросает всё и погружается в археологию. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие учёных всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Все его сбережения отданы идее. Он буквально следует детским впечатлениям: копает там, где указал Гомер. И сказка стала действительностью – Герман Шлиман нашёл сокровища царей, 4000 лет пролежавшие в земле.

С обыденной точки зрения поведение Шлимана чудачество. Ведь у него было всё - положение в обществе и богатство. Но этого было не достаточно.

О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, моделированию одежды), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с темпераментом человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Большинство великих людей – учёных, писателей, композиторов, художников – уже в детстве проявляли свои интересы и склонности. На формирование интересов оказывают влияние окружающая среда, воспитание и обучение.

Диагностика. Методика «Карта интересов».

Анализ результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Занятие № 11 «Мои склонности»

Цель занятия: содействие в определении профессиональных склонностей.

Упражнение «Я сейчас/ Я через 10лет»

Игра «Кто есть кто?»

Диагностика. «Опросник профессиональных склонностей»

Анализ результатов, соотнесение их с результатами диагностики интересов.

Вывод. Беседа о возможности выбора той или иной профессии, о планах на будущее по подготовке к получению профессии.

Рефлексия занятия.

Итоги работы в группе, формирование новой модели жизнедеятельности осуществляются в пятом блоке «Формирование социальных навыков»

Занятие № 12 «Я и мир вокруг меня»

Цель занятия: формирование новой модели жизнедеятельности, подведение итогов работы в группе.

Упражнение «Я и мой мир»

Упражнение «Двадцать желаний»

Упражнение «Ресурсы»

Упражнение «Строим город»

Упражнение «Чему я научился?»

Упражнение «Пожелание»

Рефлексия занятия.

Четвёртая четверть

Психодиагностический мониторинг

Программа предполагает проведение психодиагностики, направленной на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений. Диагностика проводится в первой и четвёртой четверти.

Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы:

  • Сформированность адекватного представления учащихся о себе, своей самооценке.

  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.

  • Сформированность способности принимать ответственность за свои поступки.

  • Наличие представлений о профессиональной ориентации.

  • Сформированность навыков эффективного взаимодействия с окружающими.

Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:

  • анкетирование

  • беседа, интервью

  • наблюдения

  • проективные методики

  • тесты

Литература:

«Школьный психолог» №12 2007г. Программа «Навстречу»

№14 2006г. Г.Резапкина. Уроки выбора профессии.

№29 2004г. Профилактика девиатного поведения подростков.

№15 2006г. Коррекционная и развивающая работа со школьниками.

№2 2007 Проблема выбора. Программа профессионального определения учащихся.

№13 2007г. Ничейная территория. Методы психодрамы в групповой работе с подростками.

№11 2006г. «Я+Ты=Мы». Программа практикум по эмоциональному сплочению группы.

№18 2007г. «Я сам». Психологическая программа для подростков.

№9 2008г. Игротека.

Ю.Зарипова «Поверь в себя». Программа психологической помощи подросткам. Москва Чистые пруды 2007г.

К.Рудестам. Групповая психотерапия. Москва. Издательство Прогресс. «Универс»: 1993г.

gigabaza.ru

Программа психолога коррекционной работы психолога с подростком

Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком Ш. А., имеющим проблемы в поведении.

Цель программы: коррекция асоциального поведения у подростка.

Задачи:

  • Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование адекватной самооценки, позитивной Я-концепции.
  • Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения.
  • Формирование навыков преодоления стресса и противостояние групповому давлению.
  • Оказание помощи подростку в осознании личностных актуальных проблем.
  • Способствовать развитию умения самоконтроля.

Актуальность. Проблема «подросткового воровства» в современном обществе очень актуальна. «Ворами» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых. Возникалодевиантное и делинквентное поведение у Алексея не случайно, а в силу ряда причин, как психологических, так и социальных: проблема воспитания семьёй и обществом.

Анализируя поступки Алексея, можно определитьследующие причины воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  2. Психологическая неудовлетворенность ребенка.
  3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Общая характеристика курса «Преодоление»

«Преодоление» - это курс занятий направленных формирование социально-компетентного, ответственного поведения.

Исходя из этого, программа строится на использовании игр,игр-релаксации, рисовании, упражнений, каллаж.Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания наосмысление собственной индивидуальности и ценности каждой личности; принятие отрицательных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию; формирование убеждения в необходимости знания законов и их соблюдения; формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения и.т. д.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу подростка более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Завершение занятия

Место курса «Преодоление»

Программа предусматривает 1 занятие в неделю, и того 31 занятие за учебный год. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Содержание курса«Преодоление»

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основные темы программы «Преодоления»

  1. Вводное занятие.
  2. Знакомство с самим собой.
  3. Самооценка.
  4. Я для себя, я для других.
  5. Мои качества.
  6. Зачем нужны эмоции?
  7. Чувства и действия в стрессовой ситуации.
  8. Когда тебе плохо.
  9. Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»
  10. Победи своего дракона!
  11. Мои права и права других.
  12. Как я отношусь к воровству.
  13. Я и закон.
  14. Ответственность.
  15. Совесть.
  16. Умение сказать «нет».
  17. Смысл жизни.
  18. Жизненныеценности и искусство жить достойно.
  19. Жизненная позиция.
  20. Мое будущее.
  21. Итоговое занятие.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Знакомство с самим собой.

1

3

Самооценка.

1

4

Я для себя, я для других.

1

5

Мои качества.

1

6

Зачем нужны эмоции?

1

7,8

Чувства и действия в стрессовой ситуации.

2

9

Когда тебе  плохо.

1

10

Наши чувства, желания, настроение.        «Стоп! Подумай! Действуй!»

1

11,12

Победи своего дракона!

2

13,14

Мои права и права других.

2

15,16

Как я отношусь к воровству.

2

17,18

Я и закон.

2

19,20

Ответственность.

2

21

Совесть.

1

22,23

Умение сказать «нет».

2

24,25

Смысл жизни.

2

26,27

Жизненныеценности и искусство жить достойно.

2

28

Жизненная позиция.

1

29,30

Мое будущее.

2

31

Итоговое занятие.

1

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

1.09

Вводное занятие.

1

2

8.09

Знакомство с самим собой.

1

3

15.09

Самооценка.

1

4

22.09

Я для себя, я для других.

1

5

29.09

Мои качества.

1

6

6.10

Зачем нужны эмоции?

1

7,8

 13.10, 20.10

Чувства и действия в стрессовой ситуации.

2

9

27.10

Когда тебе  плохо.

1

10

10.11

Наши чувства, желания, настроение.        «Стоп! Подумай! Действуй!»

1

11,12

17.11,24.11

Победи своего дракона!

2

13,14

 1.12, 8.12

Мои права и права других.

2

15,16

 15.12, 22.12

Как я отношусь к воровству.

2

17,18

 12.01, 19.01

Я и закон.

2

19,20

 26.01, 2.02

Ответственность.

2

21

9.02

Совесть.

1

22,23

16.02,2.03

Умение сказать «нет».

2

24,25

16.03, 6.04

Смысл жизни.

2

26,27

 13.04, 20.04

Жизненныеценности и искусство жить достойно.

2

28

27.04, 4.05

Жизненная позиция.

1

29,30

18.05

Мое будущее.

2

31

25.05

Итоговое занятие.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.
  2. Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)
  3. Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)
  4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.
  5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.
  6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.,2003
  7. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002
  8. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996
  9. Лешан. Если ребенок сводит вас с ума. М., 1991.
  10. Практикум по арттерапии. Под ред. А.И.Копытина. Спб.,2001
  11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003
  12. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.

Результаты освоения курса «Преодоление»

Прогнозируемый результат:

  • Снижение вероятности участия в правонарушениях;
  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию противоправных форм поведения;
  • Формирование навыков оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.

psycholog-school.ru

Программа коррекционно-развивающих занятий для подростков "Гармония" 12-16 лет

Пояснительная записка

 В подростковом возрасте в организме человека протекают бурные процессы перестройки – гормональные изменения. Именно они являются причиной резких перепадов настроения и аппетита. Этим изменениям подвержены в подростковом возрасте все люди, но интенсивность протекания у всех разная.

Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния.

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы.

В связи с рядом физиологических причин, подростки сильно подвержены перепадам настроения и очень чувствительны ко всему окружающему. Часто родные воспринимают плохое настроение у подростков, как «переходной возраст» и «возрастной бунт». Но за этим стоит нечто большее, чем капризы и протест.

Отличить депрессию от угнетенного состояния обывателю непросто. Но существует ряд симптомов, на которые внимательный родитель или друг обязательно обратит внимание.

Основные признаки депрессии у подростков:

  • Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей.

  • Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться.

  • Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда)

  • Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочные боли.

  • Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость.

  • Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий).

  • Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное.

  • Избегание общения, тяга к одиночеству.

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказание подросткам психологической поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей, овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха, является основой развития личности подростка. Все вышеуказанные умения и навыки могут иметь свое начало на тренинге поведенческих навыков. В связи с актуальностью решения данной проблемы, стало необходимым создание коррекционной программы для подростков направленной на развитие навыков самообладания и саморегуляции, а также  развитию адекватного отношения к собственной личности.

Цель программы- коррекция депрессивных состояний у подростка.

Задачи программы:

  1. Устранить симптомы депрессивного состояния.

  2. Сформировать навыки саморегуляции.

  3. Развитие уверенности в себе.

  4. Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

  5. Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

  6. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

  7. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного  достижения.

Контингент детей.

Программа рассчитана на детей 12-16лет, испытывающие эмоциональное неблагополучие.

Форма проведения занятий.

Форма проведения занятий индивидуальная или групповая (4-6 человек), что обеспечивает осуществление индивидуально-личностного подхода к каждому отдельно взятому ребенку в рамках цикла занятий и коррекцию.

Режим занятий.

Общая продолжительность занятий по программе часа. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью одного занятия 30-40 минут.

Проводит занятия педагог-психолог.

Ожидаемый результаты:

При условии успешной реализации данной программы будет развиваться положительная динамика эмоционально-волевой сферы подростка, а так же в познавательной, мотивационной и коммуникативной сферах деятельности.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводится в начале и в конце коррекционных занятий.

Учебно-тематический план

Каледарно тематический план.

Содержание программы

Раздел 1. «Вводное занятие» (1 час)

Тема 1.1 «Диагностика эмоционально волевой сферы, личностный характеристик, характера взаимодействия с социумом». Сбор информации об уровне сформированности ЭВС, личностных характеристик и взаимодействия с социумом. Определение актуального уровня когнитивного и личностного развития обучающихся.

Раздел 2. «Качества» (2 часа)

Тема 2.1 «Я как личность». Дать понятие личности. Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе.

Тема 2.2. «Я один такой на свете». Формирование у учащихся способов познания себя.

Раздел 3. «Чувства и эмоции» (3 часа)

Тема 3.1 «Мои эмоции». Познакомить с разнообразием человеческих чувств ; способствовать развитию положительных эмоций; развитие креативных навыков и навыков работы в группе.

Тема 3.2 «Чувства бывают разные». Подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира каждого человека; развивать навыки отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений; подчеркнуть ответственность  человека за свои чувства; содействовать установлению положительного эмоционального фона .

Тема 3.3 «Управление эмоциями». Познакомить детей с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.

Тема 3.4 «Я не одинок в этом мире». Анализирование детьми своих возможностей, преодолевание трудностей, противостояние непредвиденным жизненным ситуациям; способствование желание работать над собой, постигать себя; воспитывание интереса самому к себе, формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

Раздел 4 «Ценность» (4 часа)

Тема 4.1 «Мои ценности» . Осознание целей, дающих человеку смысл жизни, осознание своих целей и стремлений.

Тема 4.2 «Любой внутренний мир ценен и уникален» . Осознание ценности понятия «внутренний мир», собственных жизненных ценностей. Развитие адаптивных способностей.

Тема 4.3 «Мир начинается с тебя». Создать условия для осознания участниками группы ценности жизни; формировать умение находить решение жизненных проблем.

Тема 4.4 «Поверь в себя». Познакомить с причинами повышенной и заниженной самооценки.

Раздел 5 «Итоговое исследование учащихся» (1 час)

Тема 5.1 «Диагностика эмоционально волевой сферы, личностный характеристик, характера взаимодействия с социумом».  Отслеживание результатов

Раздел 6 «Итоговое занятие» (1 час)

Тема 6.1 «Мои достижения (создание коллажа желаний). Изготовление коллажа желаний; раскрытие различных сторон человека: предпочтения, способности, мечты и т.д.

Список литературы:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

  2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

  4. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

  5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

  6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.

  7. Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопросы ментальной медицины и экологии. Т. 6. № 2. 2000. С. 83-84.

  8. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

  9. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

infourok.ru

Программа психологической помощи подросткам «Поверь в себя»

Программа психологической помощи подросткам

«Поверь в себя»

Составитель:педагог-психолог МБОУ ОШИ № 1 г.о. СамараАдарацких С.М.

Аннотация

Цель программы:

Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру,создание новой когнитивной модели жизнедеятельности,восстановление ощущения ценности собственной личности,социальная интеграция: развитие компетентности в социуме,осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Задачи программы:

Развитие, совершенствование навыков саморегуляции;

овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;развитие эмоциональной сферы;

поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Адресат:

Подростки, подростки «группы риска», а также для учеников младших классов (с 3 класса) с эмоциональными нарушениями - гипертрофированные стра­хи, агрессия, тревожность, депрессивные настроения, раздражительность,повышенный уровень эмоционального реагирования, реакции эмоциональ­ной блокады, общее обеднение чувств, детей с нарушениями в познавательной сфере. Снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и соответственно трудно­сти в учебе, детей с соматическими нарушениями - боли в животе, груди, голове, повышенные физиологические реакции: потливость, тахикардия и др., обо­стрения хронических и развитие психосоматических заболеваний, не свойствен­ных данному возрасту, таких, как гастрит, язвенная болезнь, гипертония, астма.Программа также рассчитана на детей с поведенческими нарушениями - трудности общения, отстра­ненность от других людей, усиление вредных привычек, развитие дезадапта­ции, отсутствие позитивной проекции на будущее.

Продолжительность:

32 часа, 1-2раза в неделю.

Структура программы:

Первичная диагностика, коррекционный этап, этап закрепления полученных знаний и навыков, анализ эффективности работы, контрольная диагностика (исследование динамики состояния каждого ребенка).

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из трех этапов: вводная часть (ритуал приветствия, объяснение понятия групповой работы, постановка целей, задач, выяснение общего настроя и самочувствия участников), основная часть (выполнение упражнений, обсуждение), заключительная часть (анализ занятия, рекомендации, ритуал прощания).

Методы и приемы работы:

Игровая терапия и арт-терапия, музыкотерапия (с использованием специальной релаксационной музыки), когнитивно-поведенческая терапия, ролевая терапия, терапия, направленная на формирование адекватной самооценки, ароматерапия (набор ароматических масел), цветотерапия.

www.prodlenka.org

Материал для педагогов-психологов "Программа «Психологический клуб

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида"

Психологический клуб

«Рост»

Составитель: О.В. Хворова

Педагог - психолог

г. Березники

  1. Пояснительная записка

Данный курс посвящен актуальной проблеме – обучению и воспитанию подростков (учащихся 6 - 7 классов). Это совпадает с кризисом подросткового возраста. Проходя через все трудности этого жизненного этапа, подросток приобретает опыт, который со временем сделает его полноправным членом общества. Именно в этот период он осваивает необходимые в будущей жизни социальные навыки. Этот этап взросления связан с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного и творческого потенциала. В развитии этого потенциала заключается суть личностно-ориентированной модели образования, которая предполагает обучение и воспитание ребенка, и оказание ему своевременной психолого-педагогической поддержки.

Программа «Психологический клуб - Рост» имеет социально-педагогическую направленность; предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков:

- осознания опасений и страхов;

- желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам;

- любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям;

- чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого.

Программа модифицированная, разработана на основе программы социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю. Савченко, Москва, Вико, 2005 год. Преимуществом данной программы является то обстоятельство, что в ней выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе со своей личностью.

Обучение по программе даёт учащимся возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.

Программа занятий клуба обращается к опыту и личности участников, позволяет гибко реагировать на состав членов группы, их состояние, на актуальные для них сегодня вопросы, оставаясь в рамках определенной темы.

II. Цели и задачи программы

Цель данной программы: формирование мотивов, лежащих в основе межличностных    отношений подростков.

Задачи: 

Обучающие:

 -  осознание различных видов мотивов межличностных отношений;

-  усвоение способов разрешения собственных проблем;

Развивающие:

-  развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

- развитие доверия к окружающим людям;

-  позитивное развитие мотивов межличностных отношений;  

Воспитательные:

- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;

- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью;              

-  формирование навыков саморегуляции.              

III. Особенности программы психолого-педагогической поддержки.

В структуре программы можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самопознания и развивающий. В ходе занятий решаются многие задачи. Одним из существенных аспектов является психологическая готовность старшеклассников к эффективному взаимодействию с окружающими, которое строится на внутренней личностной свободе и на овладении конкретными психологическими навыками общения с окружающими. Эти навыки должны дать подросткам возможность полно и свободно выражать себя, делать отношения с окружающими искренними и открытыми.

В содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, сложный блок теоретической информации по психологии, просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, а также элементы психогимнастики. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • сознательность и активность;

  • доступность;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия строятся с использованием следующих форм:

  • ролевые игры

  • психогимнастика

  • социодрамы

  • групповые обсуждения

  • освоение приемов саморегуляции

IV. Формы проведения занятий

  • беседы;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, элементами сказкотерапии.

  • анализ и просмотр видеоматериалов, рисунков;

  • самостоятельная работа (групповая).

В каждом занятии прослеживаются следующие части:

  • ритуал приветствия,

  • разминку,

  • основное содержание (беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций, игры и упражнения)

  • рефлексию по поводу данного занятия,

  • ритуал прощания.

  1. Основные методы и технологии

В организации занятий используются следующие методы работы:

1. Коллективно-индивидуальный метод работы позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным подростком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Театрализация — разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; дети учатся понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.

4. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

5. Подвижные игры, релаксационные упражнения.

Выбор методов и приемов работы обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Описание места курса в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 6 - 7 классов.

Программа рассчитана на 17 часов (по 40 мин.). Это минимальное время, необходимое для достижения результата, так полноценная работа группы возможна при условии, что каждое занятие содержит все разделы: информационный блок, тематические упражнения, обсуждение итогов.

В соответствии с планом разработаны конспекты занятий, которые носят психокоррекционную направленность. Занятия проводятся с детьми по 6-8 человек в подгруппе, 1 раз в неделю.

Итоги работы подводятся вместе с педагогами и родителями на открытых занятиях, собраниях, индивидуальных консультациях. Занятия проводятся в кабинете психолога.

  1. Планируемые результаты.

К концу обучения по данной программе учащиеся должны:

знать:

- основы общей психологии;

- базовую психологическую терминологию;

- способы саморегуляции.

уметь:

- конструктивно решать конфликтные ситуации;

- самостоятельно принимать решения;

- правильно оценивать свое поведение и поведение других людей;

- отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам;

- оказывать поддержку окружающим;

- считаться с позициями и взглядами других людей;

- преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путём;

- противостоять физическим и интеллектуальным нагрузкам.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к изучению психологии, познанию внутреннего мира человека;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • подготовка к соблюдению норм общественного поведения,

  • овладение коммуникативными навыками,

  • умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.

  • снижение уровня тревожности и повышение чувства уверенности в себе, за счет снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Познавательные УУД:

  • развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии,

  • закрепление и дополнение знаний обучающихся о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, в изучении собственного «Я»

  • понимание настроения и эмоций окружающих людей,

Коммуникативные УУД:

  • развитие умений использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

     Контроль работы учащихся осуществляется посредством оценки и самооценки письменных работ учащихся, составлении буклетов и коллажей.

  1. Тематическое планирование. Содержание программы.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

1

Введение к курсу занятий. Презентация цикла.

1

Лекция, беседа

2

Понятие о личности

1

Диагностика

3

Ценностные ориентации личности

1

Составление личностного плана

4

Воображение

1

Групповая оценка

5

Конструктивное взаимодействие.

1

Разработка буклета

6

Отношения с окружающими.

1

Беседа, диагностика

7

Темперамент как свойство личности.

1

Диагностика

8

Я и мой характер.

2

Диагностика

9

Эмоции, мимика и жесты.

1

Разработка памяток

10

Психологическая защита, её механизмы.

1

Диагностика

11

Стресс, психологическая помощь при стрессе.

1

Оформление буклета «Как бороться со стрессом»

12

Моя семья.

2

Создание коллажа

13

Конфликты. Стратегии и пути выхода.

1

Я - сообщение

14

Интеллект.

1

Диагностика

15

Итоговое занятие.

1

Итого:

17

Программа рассчитана на 17 часов (1 занятие по 40 мин.).

Содержание занятий

1. Введение к курсу занятий. Презентация цикла.

Освещение вопроса «Что такое психология». Знакомство с тренинговой процедурой. Обобщение ожиданий участников. Правила тренинговых занятий. Формирование навыков работы в малых группах. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Выработка норм поведения.

2. Понятие о личности.

Знакомство с понятием «личность». Формирование понятийного аппарата. Закрепление тренингового стиля общения.

3. Ценностные ориентации личности.

 Качества личности. 4 составляющих личности. Развитие рефлексии, навыков планирования и целеполагания.

4. Воображение. Групповая оценка.

Навык групповой работы. Формирование адекватного самовосприятия. Подготовка к самопознанию.

5. Конструктивное взаимодействие.

Способы взаимодействия. Видение своих действий и действий окружающих. Анализ позиций в ролевых ситуациях.

6. Отношение к окружающим.

Использование диагностического теста Т.Лири. Понятие самоценности. Чем мы обязаны другим. Закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих. Закрепление навыков сотрудничества. Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

7. Темперамент как свойство личности.

Знакомство с понятием «темперамент» и его структурными элементами. Формирование представлений о причинно-следственных связях в познании кого-либо или чего-либо.

8. Я и мой характер.

Знакомство с понятием «характер». Развитие навыков объективного описания. Закрепление позитивного отношения к окружающим. Формирование адекватной самооценки. Умение оценивать свои сильные и слабые стороны. Взаимосвязь эмоций и характера. Чувственное восприятие.

9. Эмоции, мимика и жесты.

Развитие навыков взаимопонимания, интуитивного распознавания людей. Невербальный интеллект. Усвоение способов и приёмов распознавания окружающих. Способность думать, брать ответственность за свои слова, поступки и действия

10. Психологическая защита и её механизмы.

Психологическая защита. Негативные и позитивные переживания, их влияние на личность и поведения. Варианты защиты, способы преодолеия негативных личностных переживаний.

11. Стресс. Психологическая помощь при стрессе.

Умение противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Техника быстрого снятия стресса.

12. Моя семья

Особенностях взаимодействия в семье, развитие навыков семейного общения, осознание себя как члена семьи. Психологические игры и упражнения, направленные на развитие умений решать конфликтные ситуации. Причины, затрудняющие и облегчающие общение.

13. Конфликты. Стратегии и пути выхода.

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях. Отработка навыка конструктивно решать конфликты через ролевые игры. Контроль за негативными эмоциями. Закрепление позитивного опыта эмоционального контроля. (работа в ролевых играх)

14. Интеллект

Знакомство с понятием «интеллект». Вербальный интеллект. Способности человека, их особенности и значение.

15. Итоговое занятие.

Человек среди людей. Закрепление позитивной установки во взаимоотношениях. Закрепление положительной групповой динамики.

IX. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по программе психолого — педагогической поддержки необходимо:

  • наличие диагностических материалов;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

  • настольные игры и наглядные пособия.

Занятия по программе ведёт педагог-психолог, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Просвещение, 1998.

  2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. С-Пб.: Питер, 2002.

  3. Генкин Е. Психологические опыты. С-Пб.: Питер, 1997.

  4. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1989.

  5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Пб.: Питер, 1996.

  6. Карнеги Д., учительская газета, № 1- 10, 1990.

  7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

  8. Кревцова С., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999.

  9. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.

  10. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.

  11. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1995.

  12. Родионов В. А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.

  13. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психо-коррекционные группы – теория и практика. М., 1990.

  14. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Дубровиной И.В., 3-е изд., М.: Академия, 1998.

  15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: Вако, 2005.

  16. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995.

13

videouroki.net

Программа тренинга личностного роста для подростков "Пойми свое Я"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ухудшение психологического здоровья особо остро проявляются в подростковом возрасте, когда у человека происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания. Представление о самом себе способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения, определяет социальную адаптацию личности, является регулятором его поведения и деятельности. Принятие, понимание себя являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации подростка. Помощь в укреплении психологического здоровья школьников можно осуществлять и через тренинг личностного роста. Тренинг создает особую, творческую, дружественную и безопасную среду - для исследования самого себя, своего внутреннего мира, для апробирования и закрепления положительных изменений.

Предлагаемая программа “Пойми своё Я” предназначена для подростков 13-15-ти лет включает в себя 15 тренинговых занятий, с периодичностью один раз в неделю. Предусмотрены домашние задания и по желанию участников тренинга индивидуальные консультации психолога.

Занятия в тренинговой группе помогают ребятам узнать, что значит жить осознанно, насколько ценны доверительные отношения, дают возможность почувствовать, что жить с позиции ответственного за собственную жизнь человека намного приятнее и эффективнее, а достигнуть поставленных целей можно легко и радостно. На занятиях подростки лучше узнают себя, свои сильные стороны, учатся преодолевать неуверенность и страх, ставить цели, принимать решения. Участники группы свободно и легко общаются, работают в команде.

Умение разрешать трудные ситуации, самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе подростка с анализом причин этого прогресса, способны выступать в качестве педагогических условий становления и сохранения психологического здоровья школьников.

Программа тренинга личностного роста для подростков “Пойми своё Я”.

Цель. Улучшение психологического здоровья подростков, через оказание помощи в преодоление противоречий между потребностью понять себя и недостаточным умением анализировать личностные проявления, недостаточным уровнем объективных знаний о себе и окружающей действительности.

Задачи:

- учить получать знания о себе и окружающих;

- развивать рефлексию как процесс принятия и понимания самого себя;

- способствовать самоопределению и поиску жизненных ценностей.

Участники: подростки 13-15 лет. Группа из 16 человек.

Время (частота и длительность каждого занятия) 1 раз в неделю.

Ход тренинга

Приложение 1

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai