В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.
основана Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначально психоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний. Открытие бессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души.
сексуальное начало психики человека (либидо) - первопричина, объясняющая как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных и психических заболеваний.
Открытие защитных механизмов человеческой психики (таких например, как вытеснение, проекция, сублимация, рационализация, регрессия) позволило объяснить, каким образом происходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессе развития человека и освоения им культуры.
Развитие личности в детские периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития, практически отождествляя их. Каждая из пяти выделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонами физической области удовлетворения телесного инстинкта.
Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность, агрессивность, жажду накопительства.
Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативное усиливает агрессивность и невротичность ребёнка.
Латентная (5-12 л.): снижение полового интереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры, а также расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга.
Генитальная (12-18 л.) завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности. Последним двум стадиям автор психоанализа уделял мало внимания, утверждая, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти-шести лет.
Вместе с тем, интересен отзыв Л.С. Выготского о теории психосексуального развития З.Фрейда. Так он писал: «Найденное Фрейдом решение… я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения».
studfiles.net
СОДЕРЖАНИЕ
1 Современные психологические теории личности 3
2 Психологическая структура личности6
3 Взаимодействие биологических и социальных факторов в
психологическом развитии личности 10
Список литературы
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Внастоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это — теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности.
Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности, В связи с тем, что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.
Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработанных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.
Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Олл-портаи английского психолога Р. Кеттела.
В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека.
Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6 —7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот процесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Однако главные черты личности, сформированные в детстве, остаются в основном неизменными в течение жизни человека.
Теория черт личности оказала заметное влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов, с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.
Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.
Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоаналитической теории его называют термином Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом.
Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведение человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.
Между З.Фрейдом и его учениками имелись определенные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное влияние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии личности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потребность и агрессивность.
Указанные выше последователи Фрейда (их стали называть неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком узкое и почти исключительно биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его некоторыми социальными потребностями. А.Адлер, например, одной из важнейших бессознательных потребностей человека считал стремление к власти, К.Хорни включала в структуру бессознательного разнообразные комплексы, Э.Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению., Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него.
Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы — словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.
Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Существует несколько разновидностей личностных психологических теорий ролей. Один из наиболее известных вариантов такой теории был предложен американским психологом З.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека.
Роль ребенка продляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрослый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет окружающим людям повышенные требования, касающиеся заботы о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружающих людях и считает это вполне нормальным. Словом, такой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей».
Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окружает, его дети, безответственные, беспомощные, не самостоятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход — он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не считаясь с мнениями других людей, берет на себя ответственность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им требования как к детям, обращается с ними как с детьми, например, наказывает, поучает и т.п.
Роль взрослого человека состоит в том, что человек действительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вести себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям.
Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.
Что включается в состав личности в гуманистической теории. Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу.
Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей (см. рис. 1), в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.
Пирамида (иерархия) человеческихпотребностейпоА. Маслоу
/ Пот — \
/ реб — \
/ ность в \
/ самоактуа -\
/ лизации . \
/ Эстетические \ потребности . \
/ Познавательные \ / потребности. \
/ Потребности уважения \ / ( почитания ). \
/ Потребности в принадлежности \ / любви. \
/ Потребности в безопасности \
/ физиологические ( органические ) потребности.
Рис. 1
Если человек представляет собой высокоразвитую личность, то главной для него становится потребность в самоактуализации. Под ней понимается стремление человека к наиболее полному развитию всех своих способностей, особенно тех из них, реализация которых может принести максимальную пользу людям.
Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью. Такая личность, по Маслоу, обладает следующими основными чертами:
—самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении;
—наличие высокой морали;
—повышенные нравственные требования, которые человек предъявляет себе;
—реалистический взгляд на мир;
—адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний;
—доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть;
—относительная независимость от мнений людей. Ориентация на собственную систему ценностей;
—стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию .
Существуют законы, определяющие иерархию потребностей человека и изменение места, которое та или иная потребность начинает занимать в структуре личности. Эти законы следующие.
Потребности более высокого уровня возникают, становятся актуальными, значимыми для человека только тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его потребности более низкого уровня. Если, к примеру, человек постоянно голоден или не чувствует себя в безопасности, то вряд ли общение или потребность творчества станут для него актуальными.
В том случае, если у человека возникает и становится актуальной для него новая потребность, перестраивается и вся иерархия его потребностей. Вновь возникшая и ставшая актуальной потребность теперь занимает верхнюю ступень в иерархии, определяет личность человека и его поведение. Остальные потребности в результате этого как бы отходят на второй план, и их удовлетворение начинает подчиняться удовлетворению новой, ставшей наиболее важной для данного человека, потребности. Например, если человек стал творческой личностью и потребность творчества вышла для него на первый план, то ради творчества он оказывается готовым в какой-то степени пожертвовать удовлетворением всех остальных своих потребностей — тех, которые занимают в иерархии более низкое место.
3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними, почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности — это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека, в частности — появления у него тех основных свойств, о которых говорилось выше при обсуждении различных теорий личности. Это могут быть черты личности, способы разрешения конфликтов между Эго и Суперэго, социальные роли или человеческие потребности.
Замечено, что первые личностные свойства человека начинают формироваться довольно рано, в первой половине дошкольного возраста, то есть до 3 лет. Этот возраст в детской психологии включает в себя младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от года до 3 лет).
Младенчество и ранний возраст — наиболее важный период формирования личности. Личностные качества человека, которые возникают в это время, оказываются наиболее устойчивыми и мало меняются в течение жизни человека. Соответствующие качества личности обычно называют первичными или базисными личностными свойствами. Те качества, которые возникают позднее, являются менее устойчивыми, и их, соответственно, называют вторичными или производными.
Основное влияние на формирование личности в начальный период ее становления оказывают люди, которые окружают ребенка с детства. Это — члены его родительской семьи и прежде всего мать и отец ребенка, то есть люди, которые чаще всего и больше всего общаются с ребенком в первые месяцы и годы его жизни. Когда ребенок идет в детский сад и особенно когда он начинает учиться в школе, значительное влияние на формирование его как личности оказывают люди, с которыми он непосредственно и много общается вне дома, в первую очередь сверстники и учителя.
Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста, то есть к 14—15 годам. Это означает, что к данному возрасту у человека уже появляются почти все основные свойства человека, которые называют личностными. Это также означает, что к этому возрасту человек становится более или менее устойчивой личностью и те изменения в нем, которые происходят в дальнейшем, мало затрагивают основу личности, сформировавшуюся в детские годы.
Теперь о развитии личности, то есть о процессе, который начинается уже после того, как основы личности человека заложены. Развитие личности обычно касается того, что происходит с личностью человека после окончания детства, после 15—16 лет, в течение последующей жизни.
Изменения, которые могут происходить в личности человека по окончании школы, связаны с особенностями его индивидуального опыта и образа жизни. Вполне можно представить себе ситуацию, когда по окончании школы в жизни человека ничего существенно не меняется, то есть, например, он продолжает образование в другом учебном заведении, среднем специальном или высшем. Тогда вряд ли можно будет рассчитывать, что он, как личность, быстро и существенно изменится. Однако часто бывает по-другому. В жизни человека могут происходить такие события, которые существенно изменяют его образ жизни и сильно воздействуют на него как на личность. Чаще всего серьезные изменения личности человека могут происходить в следующих жизненных ситуациях:
—Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного круга, надолго оказывается среди людей, культура которых значительно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться.
—Изменение социального статуса человека, например женитьба или выход замуж.
—Занятие нового, более высокого или, напротив, более низкого, положения в обществе, например назначение на руководящую должность или выход на пенсию.
—Серьезная психологическая травма, связанная, например, с безвременной утратой очень близких для данного человека людей.
—Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное изменение образа жизни человека.
—Переход из одного возраста в другой, более старший, сопровождающийся глубоким возрастным психологическим кризисом.
Обсудим кратко, каким образом эти события могут сказываться на личности человека.
Если человек оказывается среди новых для него людей, культура которых существенно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться, то он вынужден приспосабливаться к новой для себя культуре поведения и общения. Это означает, что старые, привычные для него формы поведения могут оказаться неадекватными, и со временем вместо них должны сформироваться новые привычки. Это и будет означать, что человек изменился как личность. Следует, правда, признать, что полностью как личность человек в этом случае измениться уже не сможет. Старые привычки у него все равно останутся, а формирование новых будет зависеть от прочности старых, привычных форм поведения. В конечном счете, такой человек превратится в личность, в которой старое и новое будет сочетаться. Личность, в психологии и поведении которой противоречивым образом сочетается несколько разных, трудно совместимых психологических особенностей, форм социального поведения и культур, называют маргинальной личностью. Большинство людей, волей судьбы переместившихся, например, из одной культуры в другую после 15 — 16-летнего возраста, в конечном счете становятся маргинальными личностями.
Выясним, каким образом на развитие человека как личности может повлиять изменение его социального статуса. С каждым положением, занимаемым человеком в обществе, связаны определенные требования, предъявляемые к нему. Под влиянием этих требований человек вынужден меняться как личность, иначе он не сможет полностью соответствовать своему новому статусу или новому положению в обществе. Одно дело, когда человек, например, свободен от семьи, и совершенно другое дело, когда у него есть семья и определенные обязательства перед ней. Одно дело, когда в каком-либо трудовом коллективе человек занимает рядовое положение, и совсем другое дело, когда он становится руководителем этого коллектива.
Привыкая к новому социальному статусу, человек почти всегда вынужден в какой-то степени отказываться от старых привычек и приобретать новые, социально», полезные привычки, так как в противном случае ему не удастся справляться со своими новыми обязанностями. Это, естественно, ведет к изменению человека как личности, к отказу от старых форм поведения и, соответственно, к появлению у него новых личностных свойств. Чем значительнее новое положение человека в обществе отличается от его прежнего социального статуса, тем больших изменений личности следует ожидать в результате изменения его социального положения.
Утрата близкого человека также может существенно повлиять на личность человека, однако механизм изменения личности в данном случае будет несколько иным, чем в предыдущем случае. Человек, потеряв навсегда кого-то близкого, может лишиться многого положительного, что раньше было в его жизни. Вследствие этого его жизнь может стать менее радостной, чем была раньше. Близкие люди всегда в чем-то поддерживают друг друга, и их утрата грозит лишением человека такой поддержки. Тому, кто навсегда потерял близкого для себя человека, приходится приспосабливаться к новым, как правило, не очень благоприятным условиям жизни. Сделать это можно лишь в случае, если в личности человека произойдут изменения, которые позволят ему более или менее нормально приспособиться к новым для него условиям жизни.
Тяжелое хроническое заболевание также сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится.
Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми, отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека.
На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели, будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и значительные физические и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне посильны. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется.
Процесс появления у ребенка личностных психологических свойств можно представить следующим образом. Ребенок, участвуя вместе с взрослым в какой-либо деятельности, наблюдая за ним и подражая ему, повторяет действия взрослого человека. Это происходит благодаря тому, что в природе человека генетически заложена способность к подражанию, которая начинает проявляться в раннем возрасте уже в течение первого года жизни.
Вначале ребенок через подражание осваивает те или иные действия взрослого человека, то есть внешние формы его поведения. Взрослый человек, имея какие-либо ценные личностные психологические свойства, со своей стороны стремится передать их ребенку. Для этого он внимательно наблюдает за действиями ребенка и старается поощрять именно те из них, которые связаны с соответствующими положительными личностными качествами. Иными словами, некоторые действия, совершаемые ребенком, специально выделяются и активно поощряются взрослыми, значимыми для ребенка, людьми.
Поощрение рассчитано на то, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоциональные переживания. Эти переживания доставляют удовольствие ребенку, и он стремится к тому, чтобы повторить или продлить их. Для этого ребенок должен сам повторять те действия, за которые он получает поощрение со стороны взрослого. Таким образом, действия ребенка при их частом повторении превращаются в привычку, а она представляет собой типичную форму реагирования человека на ту или иную жизненную ситуацию. Привычка сама по себе уже является свойством личности, и за ней обычно лежит какая-либо соответствующая ей личностная черта. Это и есть общий механизм формирования новых личностных свойств человека.
Развиваясь как личность, человек может приобретать как положительные, так и отрицательные личностные качества, а также утрачивать некоторые из психологических качеств. В связи с этим можно поставить следующий вопрос: какое направление развития личности является нормальным, и какое аномальным?
Нормальнымсчитается такое развитие личности, при котором человек сохраняет и приобретает новые, положительные личностные свойства. Аномальным, соответственно, является такое направление развития человека как личности, в ходе которого он или утрачивает прежние, положительные личностные свойства, или приобретает новые, отрицательные личностные качества.
Характерные изменения в личности человека, которые происходят в детстве, в основном являются положительными, если детство человека протекает вполне благополучно. Изменения в личности человека, возникающие под влиянием его жизни в условиях новой, более высокой культуры, также чаще всего выступают как положительные. Личностные изменения, которые обнаруживаются у человека после детского возраста, не всегда являются положительными или нормальными. Отрицательными, или аномальными, обычно становятся перемены в личности, которые наступают при заболеваниях или под влиянием неблагоприятных условий жизни. Аномальными могут оказаться, например, изменения личности человека, которые происходят в период возрастных кризисов.
. В общем случае нормальным считается такое развитие человека как личности, в ходе которого он приобретает положительные личностные свойства, позволяющие ему наилучшим образом решать свои жизненные проблемы. Аномальное — это такое изменение в личности человека, которое правильно называть не развитием, а застоем или деградацией. При этом человек или перестает развиваться как личность и не приобретает нужных, характерных для его возраста, положительных психологических свойств, или приобретает отрицательные личностные качества, препятствующие его нормальной адаптации к условиям жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.
2. Бодалев А.А. Психология о личности. — МГУ, 1988.
3. Кон И.С. В поисках себя. — М., 1984.
4. Психология личности. Тексты. — МГУ, 1982.
5. Психология личности и образ жизни. — М., 1987. Разд. I.
6. Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
7. Рейнвальд Н.М. Психология личности. — М., 1987.
www.ronl.ru
Расхождения во мнении среди теоретиков часто возникают из-за различного подхода к решению трёх спорных вопросов: о факторах, характере и природе объекта развития.
Какие факторы - природа или воспитание (наследственность или внешняя среда) играют определяющую роль в развитии? Как происходит процесс развития - непрерывно или скачкообразно! Является ли человек по своей природе организатором или остается механизмом!
Бихевиоризм и теории социального наученияВ начале XX века американские психологи приступили к созданию науки «о человеческом поведении». Их интересовали внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам. Бихевиоризм (от англ. «behaviour» - поведение) наука о поведении человека.
Поведенческие теории в работах Ивана Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследованиях Джона Уотсона (1878-1958). Философской основой этих теорий является концепция английского философа Дж. Локка, который сформулировал представление о сознании ребёнка при рождении как «чистой доске» и утверждал, что его поведение, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды.
Тип научения американского психолога Эдварда Торндайка, когда испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения — операнты (от английского «operate» действовать), из которых «отбирается» самый подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.
Торндайк сформулировал основные законы научения:1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем прочнее.2. Закон эффекта (подкрепления). Закрепляются те реакции, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).
Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, успеху, то они будут закреплены и повторены.
Беррес Скиннер (1904-1990) настаивал на том, что научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой.
Он полагал, что главное - оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В .зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги). Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления.
Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».
Социокультурный подходУ. Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл обращают внимание на необходимость тщательного исследования особенностей повседневного поведения детей в реальных условиях жизни, начиная с ближайшего семейного окружения, включая социальный и исторический контекст.
Модель экологических систем У. Бронфенбреннера рассматривает развитие ребёнка как процессы влияния среды на индивидуума и самого индивидуума на переструктурирование среды.
Жизненная среда включает в себя микроуровень (семьи, детского сада), мезоуровень (связи между семьёй и школой и т.д.), экзоуровеиь (экономическая ситуация в стране, роль СМИ), макроуровень (традиции, законы).
В теории П. Балтеса привлекает внимание идея развития человека на протяжении жизни, где учитываются не только возрастные изменения, но и широкие культурные и исторические факторы.
П. Балтес выделяет три типа факторов:- нормативные возрастные факгоры - это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: биологические (прорезывание зубов, половое созревание и т.д.) и социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию).- нормативные исторические факторы (война, эпидемии, смена режимов).- ненормативные факторы (болезнь, травма, развод и т.п.)
Психоаналитические теории развитияПсихоанализ - направление в психологии, основанное на теориях 3игмундта Фрейда (1856-1939), придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями (Г. Крайг).
Согласно теории З.Фрейда именно на период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности человека. Развитие личности он рассматривал как адаптацию индивида к внешнему социальному миру.
Три структурных компонента личности - «Оно», «Я» и «Сверх я» возникают неодновременно. «Оно» (Ид) - это ядро личности, энергетическая основа психического развития, имеет врождённый характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. «Я» (Эго) - это рациональная и осознаваемая часть. Она возникает по мере биологического созревания (12-36 месяцев) и руководствуется принципом реальности. «Сверх я» (Супер эго) - формируется между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.
А. Фрейд (1895-1982) и М. Кляйн (1882-1960) были заложили основы детского психоанализа и создали собственные различные варианты детской психотерапии.
Э. Эриксон (1902-1994) признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опираясь на структурную модель личности, разработанную 3. Фрейдом. Однако свою теорию развития личности он назвал психосоциальной, так как в центре её - рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействии в узловых точках развития.
Ключевым понятием теории Э. Эриксона является приобретение эго — идентичности, происходящее в различных культурах по-разному.
Этологическая теорияЭтология - ветвь биологии, изучающая закономерности поведения животных, она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных.
Этологи видят много аналогий между тем, как ведут себя люди и животные. К. Лоренц (1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Теория привязанности Дж. Боулби основана на синтезе этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлениях о развитии. Расстройства привязанности создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний.
Социобиологи (ветвь этологии) считают, что сложные модели социального поведения генетически детерминированы. Этологи полагают, что сложные научения, такие, как освоение языка, обучение музыке происходят легче в сензитивные периоды, когда наиболее восприимчив человеческий мозг.
Когнитивные теории развитияЖан Пиаже (1896-1980), швейцарский психолог, рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы.Жан Пиаже выделил особенности детского мышления:Эгоцентризм - суждение ребёнка о мире исключительно со своей точки зрения, не учитывая чужого мнения.Реализм - рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие.Анимизм - одушевление вещей.Артификализм - всё существующее рассматривается как созданное человеком.
Интеллект, по мнению Ж. Пиаже, всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией (процесс включения новой информации в уже существующие схемы) и аккомодацией (акт изменения схем применительно к новой ситуации), что образует основу интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяет выжить человеку как виду.
Жан Пиаже выделил стадии когнитивного развития. Согласно теории Пиаже ребёнок является «активным учёным», который взаимодействует с внешней средой и развивает всё более сложные стратегии мышления.
Сторонники информационного подхода к развитию (Siegler, 1986) находят аналогию модели человеческого мозга и компьютера.
Когнитивное развитие детей является «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи (родители, дети) направляют их на понимание мира и приобретение навыков (Дж. Брунер).
Культурно-историческая теория развития Льва ВыготскогоЛьвом Выготским (1896-1934) были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики. Основные положения изложены в работах: «Проблема культурного развития ребёнка» (1928), «Орудие и знак в развитии ребёнка» (1930), «Мышление и речь» (1934) и др.
Механизм изменения психики ребёнка, который приводит к появлению высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.
Социальная среда (по Выготскому) - это аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры.
Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущий фактор психического развития — обучение. Под условиями развития в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и мышления.
Гуманистическое направление связано с философией экзистенциализма, в центре внимания которой стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.
Психологи гуманистического направления придаю! одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека.
Абрахам Маслоу (1908-1970) особое значение придавал присущей каждому человеку врождённой потребности в самоактуализации - полном развитии своего потенциала. В основе лежат физиологические потребности (пища, одежда), уровнем выше находятся потребность в безопасности (защищённость), потребность в принадлежности (общаться, любить и чувствовать себя любимым), потребность в уважении к себе (положительные реакции окружающих). Вершиной иерархии потребностей является готовность полностью реализовать свой потенциал.
Карл Роджерс (1902-1987) оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. По его мнению, ядро характера человека составляют положительные, здоровые импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Роджерса интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. Он обнаружил, что максимальный личностный рост человека происходит при позитивном отношении к нему.
Эти теории оказали существенное влияние на консультирование, способствовали распространению методов воспитания, основанных на уважении к уникальности каждого ребёнка и направленных на гуманизацию межличностных отношений.
psyera.ru
Концепции развития личности – это конкретные способы понимания и объяснения развития личности человека. Сегодня существуют различные альтернативные концепции развития, которые описывают личность индивида как объединяющее единое целое и объясняют различия между субъектами.
Понятие личностного развития намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.
Постепенное становление личности субъекта – это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под понятием развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.
Люди всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И по сей день, эта проблема не менее актуальна.
В психологии издавна существовали два направления теорий о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.
Первая концепция показывает развитие личности вследствие прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Эта теория игнорирует собственную активность прогрессирующего индивида. В этой концепции человеку отводят пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Если следовать этой концепции, то остается необъяснимым тот факт, что в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные индивиды.
Вторая теория исходит из личностного развития, обуславливаемого, главным образом, наследственными факторами. Именно поэтому процесс личностного развития носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Основываясь на этой теории, предполагали, что человек с рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. Например, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие – к успешной административной деятельности. Согласно этой теории изначально в индивиде заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.
Биологизаторская концепция развития личности отображается в теории Фрейда. Он полагал, что личностное развитие, главным образом, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается конкретными желаниями. Психически здоровая личность формируется только при условии удовлетворения таких желаний. В случаях неудовлетворения желания личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям.
Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности.
Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности.
Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.
Однако и по сей день существует множество различных взглядов на развитие личности.
Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций.
Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Данная теория настаивает на том, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.
Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии.
Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.
Сегодня так и осталась самой загадочной проблема познания природы самого человека. Историю возникновения различных теорий личностного развития следует условно разделить на этапы: этап формирования психоанализа (Фрейд, Адлер, Юнг), этап гуманистического объяснения психоанализа в контексте частичного его одоления – гуманистическая концепция развития личности (Эриксон, Маслоу, Роджерс, Фромм), этап теории личности (А. Менегетти) – современная психология.
Остановимся подробнее на последнем этапе – концепции личности Менегетти. Автор данной концепции говорит о том, что наука психология познает индивида на всех уровнях, при этом изучая и скрытые аспекты бытия субъекта. Базисом его концепции является понятие семантики.
Манагетти полагал, что посредством семантического поля проявляется человеческая природа. Из этих же предпосылок исходила и с структуралисткая школа философии. Семантическое поле – это такое пространство, в котором индивид взаимодействует с различными объектами среды, которая его окружает. В таком процессе задействованы следующие составляющие личности: «Я» — сознательное и зона комплексов, пролегающая в подсознании. Только 30% взаимоотношений между субъектами проходят осознанно, остальные 70% проходят на уровне подсознания. Автор раскритиковал моральные принципы в их национальных и личностных проявлениях. Так как он считал, что моральность не обеспечивает истинности и точности актуализации личности индивидов, а скорее наоборот, принуждает «Я» вывести на чистую воду свои комплексы в качестве защитных механизмов и латентные компоненты «Я», часто выдающие себя за «Я». Менегетти представлял индивида как Ин-се (т.е. внутренняя сущность субъекта) с неизменной величиной Н.
Он предполагал, что бытие в конкретном теле проявляется в условиях конкретной семьи, обрастая рядом разнообразных признаков, сохраняя себя как субъекта с неизменной величиной Н.
Данная величина представлена интеллектом, т.е. структурой жизнедеятельности, эмоциональным полем, результатом осознанного восприятия. Он воспринимал человека, как следствие такой разумной деятельности. Также в величину Н входит и гуманистический личностный потенциал. К ниму относятся: возникновение творческих импульсов, позитивные и негативные конфигурации личностного развития. При этом позитивные конфигурации развивают личность индивида, а негативные, наоборот, блокируют развитие. Именно это он и считал единственным признаком моральности с точки зрения психологической науки. «Я» — это сознательная часть структуры Ин-се, а все остальное относится к бессознательному, которое оказывает более фундаментальное влияние на жизнь индивида. Именно в области гуманистического потенциала и зарождаются комплексы.
Комплексы формируются в результате характера любви, которую получает индивид с рождения. Они формируются на протяжении первых лет жизни и обуславливаются любовью родителей, которые всегда отягощены собственным бессознательным потенциалом, что непосредственно воздействует на ребенка. Психическое строение комплексов остается с индивидом, не развиваясь на протяжении всей жизни. Однако, все равно при этом являясь неотделимой частью личности.
Комплекс воздействует на личность на протяжении жизни, искажая абсолютно все ее проявления, т.е. действуя как «лже-Я». Следовательно, получается, что «Я» не хватает энергии, так как она уходит на его «лже-Я». При этом истинное «Я» совсем не может контролировать проявление комплексов, однако любой комплекс управляет действиями «Я». Поэтому основная задача психологии лежит в том, чтобы помочь личности постигнуть всю ее структуру, которая может залегать глубоко в подсознании.
Так как по мере того как «Я» растет и взрослеет, ему все больше нужна энергия, которую «Я» забирает у комплексов. Целью развития личности, Менегетти считал стремление к целостности Ин-се. Он утверждал, что изначально познание образуется на телесном уровне. Это происходит потому, что и животное, и человек обретают информацию из окружающих условий, только человек еще и обладает разумом. В идеале возможности «Я» должны развиться до полной их реализации. Рождение и актуализация «Я» должны длиться непрерывно. Это объясняет онтопсихология концепцией иммагогии. Дословно данный термин обозначает действие внутри меня (во мне). Корни данного понятия лежат в медитациях, йоге и гипнозе. Иммагогия означает проникновение в бессознательное, в так называемый осознанный сон. Именно с ее помощью и можно достигнуть полного осознания «Я».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что концепция развития личности выдвинутая Менегетти заключает в себе «Я» в качестве центра сознания. «Я» — это всего лишь верхняя часть айсберга под названием бессознательное, которое содержит в себе равномощные элементы «Я» — комплексы. Такие комплексы образуются как следствие отрицательного взаимодействия «Я» с окружающими условиями и миром в целом. Источником личности он считал Ин-се, содержащую в себе матрицу осуществления человеческого бытия. А комплексы выражаются в заслоне информации, идущей от Ин-се к «Я». «Я» имеет двойственную структуру: «Я» логическое (т.е. это логический аспект личности) и «Я» априорное, формируется вследствие привязанности индивида к историческим факторам своего проявления. Мудрым становится человек тогда, когда у него гармонично развито две структуры «Я» и Ин-се. Их взаимодействие и проявление заключается в подключении Ин-се к априорному «Я», выражающееся посредством «Я» логического.
Сегодня наиболее актуальной остается концепция развития личности, предложенная Менегетти. Однако у всех ранее существовавших теорий личности есть некоторые общие видения: первичным является детерминированность поведения субъекта, корни которого лежат из детского опыта, но взгляды во взрослой жизни у субъекта могут быть различными.
Главным в формировании смысловой характеристики человеческой жизни является его отношение к другим субъектам или социуму в целом. Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся жизнь субъектов зависит от отношений с другими людьми, от стремлений индивида к отношениям, какие конкретно отношения способен индивид устанавливать.
Воспитание является неотъемлемой частью образования и концепции духовно-нравственного развития личности. Именно благодаря семейному воспитанию и школьному образованию происходит процесс приобщения к культурным и моральным ценностям социума. Необходимо привить детям способность проживать в культурном социальном пространстве. Такое пространство должно отвечать интересам и потребностям учащихся, тем самым толкая их на созидание и осуществление принятых нравственных ценностей.
В нынешних условиях акцент в концепции духовно-нравственного воспитания делают на целенаправленность воспитательного процесса, а также на универсальную этику, а это означает, что нужно не допустить сведение воспитания к узко национальным, корпоративным, групповым и другим интересам. Следует воспитывать развитую личность по всем направлениям культуры, религии, касаясь абсолютно всех социальных классов и групп, этносов.
Важно сочетание в воспитательном процессе целенаправленности универсальных ценностей людей и опоры на традиционные, национальные духовные ценности социума. Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.
Смещение ориентации происходит с внешних ограничений моральности на внутренние установки нравственности и направленность субъекта в сторону приумножающейся роли нравственных установок в качестве внутренней саморегуляции личности, а не в сторону моральности, которая больше представляет собой внешние регуляторы поведения.
Важна проблема способности личности к самоопределению, целенаправленности на смысловую и ценностную составляющую воспитательного процесса. Она должна заключаться в том, чтобы учащийся сам смог вырабатывать ценностные смыслы посредством приобретения нравственных знаний, их эмоционально прочувствовать, опробовать на персональном опыте построения взаимоотношений с другими индивидами и окружающей средой, и занять активную позицию в таком процессе. Именно усвоение, постепенность развития, приобретение опыта и знаний поведенческих отношений должно составлять базис духовно-нравственного развития.
Целью духовно-нравственного развития является воспитание и развитие грамотных, высоконравственных, культурных личностей, обладающих общечеловеческими и национальными ценностями индивидов, деятельность которых направлена на созидание.
К общечеловеческим ценностям причисляют принимаемые всеми людьми ценности в условиях абсолютно любых общественных и исторических изменений развития цивилизации. К ним относят: равенство, добро, красоту, жизнь, сотрудничество и другие. А национальные ценности определяются общечеловеческими, воспринятыми субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.
Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.
Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.
Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.
«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.
По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.
Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.
Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.
Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.
Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.
Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.
Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.
Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).
Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».
Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».
Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».
Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».
Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.
Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.
В своей концепции Выготский трактовал социальную среду не как «фактор», а как «источник» личностного развития. Воздействие среды обуславливается переживаниями ребенка.
Ребенок развивается двумя переплетенными путями. Первый лежит в естественном созревании. А второй – через овладение культур, способами мышления и поведения. Вспомогательными способами формирования мышления и поведения являются системы символов и знаков, например, письмо или язык.
Именно овладение ребенком связи между значением и знаком, применении речи влияет на возникновение новых функций психических процессов, которые и отличают поведение человеческой личности от животного.
Вначале взрослый, используя конкретное средство, управляет ребенком и его поведением. При этом направляет ребенка на совершение какой-либо непроизвольной функции. Далее, на следующем этапе, ребенок применяет к себе такие способы управления, которые взрослые использовали по отношению к нему. Теперь ребенок применяет их к взрослым. Именно таким образом согласно Выготскому каждая функция психики проявляется в процессе развития дважды – первый раз как коллективная деятельность, а во второй — в качестве мышления ребенка.
Интериоризуясь «натуральные» функции психики преобразуются, приобретая автоматизированность, произвольность и осознанность. После этого становится возможным и обратный процесс – экстериоризация, т.е. вывод наружу результатом мыслительной деятельности. Такой принцип получил название «внешнее через внутреннее».
Личность Выгосткий представлял как социальное понятие, так как она объединяет в себе надприродное и историческое в человеке. Такое понятие не может охватить все приметы индивидуальности, но может поставить знак равенства между детской личностью и его культурным развитием. В процессе развития индивид осваивает собственное поведение. Личность не может быть врожденной, но может возникнуть в процессе культурного развития. Путем присвоения выбранных форм и способов в деятельности, которые исторически сложились, происходит развитие ребенка. Поэтому обязательным в процессе личностного развития становится ее образование и обучение.
Обучение является своеобразной движущей силой развития. Однако это не означает, что обучение становится тождественным развитию. Оно просто образует область ближайшего развития. Такая область обуславливает функции, которые еще не созрели, но уже находятся в процессе развития, определяет дальнейшее развитие ума. Феномен области ближайшего развития подтверждает ведущую роль обучения в развитии умственной деятельности.
В процессе такого развития личность индивида проходит определенный ряд изменений, которые имеют социальную природу. Вследствие накопления новых возможностей, разрушения одного социального условия и появление другого, устойчивым процессам развития на смену приходят критические периоды жизни индивида, в которых происходит бурное создание психологических образований. Таким кризисам характерно единство негативной и позитивной сторон. Они играют роль своеобразных ступеней в дальнейшем развитии ребенка.
Появившиеся в любом периоде образования качественно изменяют функционирование психики личности. Например, возникновение подростковой рефлексии полностью перестраивает психическую деятельность.
vseopsycho.ru
Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.
Современные теории личности условно поделим на два основных класса:
При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.
Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.
Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.
Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.
В теории личности Фрейда определяется три её модели:
В основу формирования личности Юнг вкладывает психологические принципы, приобретённые с рождения. Человеку передаётся через поколения уже сформированные идеи – «архетипы». К примеру, концепции добра и зла универсальны для всех народов. Однако, существуют архетипы нестандартного характера. Юнг утверждал, что смысл жизни заключается в дополнении врождённых концепций персональными и развитыми архетипами.
По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.
Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:
— «персона» — это чувства, которые мы предъявляем на показ;
— «тень» — это искренние чувства, которые мы утаиваем от других;
— «анимус» — характеризует нашу мужественность и смелость;
— «анима» — этот архетип характеризует такие душевные качества, как внимательность, нежность.
В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:
Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.
По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.
Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.
Маслоу выделил пять ступеней побуждений:
В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:
Целостную личность определяют:
Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».
Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.
Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.
Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.
Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:
Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.
Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:
В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.
Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.
Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:
Таким образом, в своей книге Зиглер «Теория личности» совместно с Хьеллом пытаются отобразить разработку теории, описывающей саму личность и её окружение.
Теории личности в психологии was last modified: Август 1st, 2016 by Елена Погодаева
dizzwizz.ru
Теории развития личности – самый интригующий раздел психологической науки. Насколько бы выдающимся ни был психолог – автор теории – ни одну из существующих концепций нельзя назвать единственно верной. При этом каждая из них описывает реальность развития личности под особым углом. «В каждой шутке есть доля шутки» — говорит мудрый народ. Да и как можно считать иначе, когда на дворе господствует третья научная картина мира, основанная на эйнштейновской теории относительности. Каждая из теорий личности обладает своей правдой. Но какая из них станет тем зеркалом, которое даст самое четкое отражение развития вашей личности?
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..Рассмотрим несколько концепций развития, которые получили наибольшее распространение в мире психологии. Мы намеренно опустили рассмотрение теории развития личности по Фрейду. Положения его теории для одних – гениальны, а для других – предлог для бесконечных споров. Прислушиваясь к Фрейду, есть два искушения. Первое – воспринять его провоцирующую теорию в штыки и навсегда стать критиком фрейдизма. Второе – счесть личность образованием, основанным исключительно на сексуальности. Но эта сфера, хотя и является неотъемлемой частью человеческой жизни, все же является особым измерением. Им не исчерпывается понятие личности. Наша эпоха предполагает наибольшее раскрепощение в сфере сексуальности. Поэтому, слушая «дедушку Фрейда», бывает сложно разграничить, где заканчивается животное начало и начинается истинно человеческое. А это разум, воля, развитие потенциала, стремление преодолевать препятствия, альтруизм, вера.
Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.
Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон. Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.
1. Первая длится от рождения до года. Для ребенка решается вопрос, определяющий его дальнейшее развитие: может ли он доверять миру? Исходом этого этапа является сформировавшееся доверие либо недоверие к миру;
2. От года до двух. Ребенок определяет уровень своей самостоятельности. Благоприятное завершение – появление воли;
3. От 4 до 5 лет ребенок занимается изучением границ собственных возможностей. Здесь главным итогом предстает сформировавшееся умение ставить перед собой цель и достигать ее;
4. От 6 до 11 лет. Ребенок исследует свои умения. Основными пунктами являются познание мира и комплекс неполноценности. Фрейд зовет эту фразу «латентной», так как в ней еще любовь сына к матери и ревность к отцу (наоборот происходит у девочек) находятся в скрытом состоянии. Интерес ребенка направлен на то, как устроен мир. Хорошим метафорическим персонажем для данного этапа является образ Робинзона Крузо. Маленький человек все больше интересуется различными видами труда – дети любят готовить, строить шалаши, делать поделки из самых разнообразных материалов.
5. Следующая стадия длится от 12 до 18 лет, и Милтон Эриксон зовет ее отрочеством, или юностью. На этом этапе актуальны вопросы: кем я являюсь? В чем состоят мои убеждения и взгляды на мир? Происходит тот самый «кризис самоидентификации». Положительным исходом этапа является понимание себя, своей идентичности.
6. Шестая стадия – ранняя зрелость. Длится от 20 до 25 лет. Юный взрослый отвечает на вопрос «Могу ли я полностью доверять другому?» Положительный итог– построение близких отношений.
7. 26-64 года – возраст средней зрелости. В это время человек посвящает свою жизнь заботе о других. Конфликты предыдущих этапов большей частью разрешены, и теперь он может вступить на стадию генеративности – реализации своего потенциала.
8. 64 года и до конца жизни – этап поздней зрелости. Всецело он зависит от того, как была прожита жизнь. Происходит либо процесс под названием «Эго-интеграция» (удовлетворенность прожитой жизнью), либо человек впадает в отчаяние.
Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.
Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир. Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.
Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.
На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.
На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.
Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.
Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.
По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме. Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.
Так ка Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.
Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.
Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.
Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.
А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.
Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.
Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.
На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась. Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.
Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности. Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.
В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.
Есть еще немало взглядов на процессы человеческого становления. Другие теории развития личности – это бихевиоризм, экзистенциальное направление, гуманистические теории, уже упоминавшийся психоанализ. Каждая из этих концепций занимает особое место в психологическом знании. Размышляя о собственном развитии, мы не требуем от психологических теорий точности и математической строгости. Ведь жизнь подобна руслу реки, а личность нельзя описать с помощью единственной формулы, как нельзя дать точное определение каждой волне в этой реке.
zazama.ru