Теория личности в психологии. Теории развития личности в психологии


Теория личности в психологии

Человек - самое сложное, многомерное, непостижимое явление на земле. В психологической науке традиционно рассматривают человека в трех основных категориях: индивид, личность и индивидуальность. В чем их отличие? Индивид – категория, рассматривающая человека как природное, физическое существо, как высокоразвитое животное со своими органическими потребностями, однако, принципиально отличающимися от других животных. Личность – категория социальная. Это характеристики человека, которые приобретаются им в обществе, связывают его с окружением и делают представителем социальной группы, общности людей. Наконец, индивидуальность – это характеристика человека как природного явления и как члена общества в совокупности и взаимосвязи. Индивидуальность формируется в течение всей жизни.

Личность – базовое понятие психологии. Однако в современной науке до сих пор нет всеми принятого определения его, ведь явление это очень сложное и многогранное. В зарубежной и отечественной психологии сложилось несколько основополагающих теорий личности, каждая из которых дает свою трактовку ее структуры и развития.

Психодинамическая теория личности

Основатель теории психоанализа З.Фрейд в начале XX века сформулировал свою модель личности. По мнению Фрейда, в основе личностного развития и существования лежат инстинкты жизни и смерти. Самыми главными из которых он считал сексуальные, которые в течение всей жизни на самых ранних стадиях развития и до глубокой старости управляют поведением человека. В структуре личности психоаналитик выделил три основные составляющие, находящиеся в постоянном конфликте и тем самым дающие стимулы к развитию: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид в личности постоянно стремится к удовлетворению желаний и влечений, к постоянной ежеминутной разрядке, Эго – прежде чем удовлетворить, соотносит эти желания с представлениями о нормах общественной морали и нравственности, которые представлены Супер-Эго. Внутриличностный конфликт, вызванный борьбой этих трех структур, может привести к расстройствам психики, неврозам и соматическим заболеваниям.

Психодинамическая теория личности позднее была пересмотрена учеником и последователем Фрейда К.Г. Юнгом. Он создал свою аналитическую теорию, в основу которой легли иные представления о структуре личности. Ученый-аналитик полагал, что развитию личности способствует не сексуальный инстинкт, а творческая жизненная энергия. Теория личности Юнга выделяет три составляющих этой энергии: эго – осознанную часть субъективного мира, личное бессознательное – переживания и образовавшиеся комплексы, вытесненные из сознания, коллективное бессознательное – глубинный пласт субъективного, который соткан из архетипов – смутных образов, моделей поведения, собранных из опыта всего человечества.

Поведенческая теория личности

В основе этой теории лежит представление психологов-бихевиористов о том, что личность складывается из опыта, приобретенного человеком в течение жизни, под влиянием окружающей его среды. Основными структурными элементами личности являются рефлексы и навыки, полученные в результате социального научения. Причем, одни психологи полагали, что личность развивается благодаря внешним средовым обстоятельствам, а другие считали стимулами к ее развитию жизненные цели и ожидания, которые человек стремится получить от их реализации.

Когнитивная теория личности

Эту теорию обосновал американский психолог Дж.Келли, который полагал, что в основе развития личности лежат процессы осмысления человеком своей жизни в совокупности прошлого, настоящего и будущего с помощью сконструированных им моделей мира, своеобразных конструктов. Личность, таким образом, складывается из системы таких конструктов, взглядов и истолкований человеком окружающего мира. Люди с похожими конструктами притягиваются друг к другу. Так возникают любовь, дружба, групповое взаимодействие и взаимопонимание.

Любая теория личности, существующая в психологии, пытается представить свое видение сложного и многопланового понятия «личность».

fb.ru

Теории личности

Теории личностиВ современной психологии нет единой теории развития личности. Тайны внутреннего мира человека до конца не познаны. Каждая концепция вносит свою лепту в понимание его сути. Составить же о нем полное представление позволит изучение основных теорий личности.

Несмотря на их разнообразие, а иногда и противоречивость, можно выделить общие базовые черты в подходах к анализу человеческой психики:

  • учет биосоциальной природы homo;
  • разделение психического микрокосмоса на две сферы – бессознательного и сознательного;
  • взаимосвязь воли, познания и эмоций;
  • самость как квинтэссенция личностной структуры.

Основные теории личности

При разнице подходов, внимание всех исследователей нацелено на такие аспекты как структурные компоненты личности, их комбинация и развитие, мотивационная сфера, психические отклонения и норма, способы коррекции поведения.

Теория личности Фрейда

Отец психоанализа сфокусировался на неосознаваемых человеком психических конфликтах. По мнению австрийского исследователя, структура личности являет собой следующую пирамиду:

  • вершина – Супер-Я, или Супер-Эго, – узкая сфера осознавания человеческим разумом психических процессов, регулируемая нравственными идеалами и совестью;
  • промежуточное звено – Я, или Эго, – более широкая область предсознательного, контролируемая разумом в соответствии с социальными ограничителями и личностными представлениями;
  • основание – Оно, или Ид, – беспредельное царство бессознательного, импульсивно стремящегося к удовлетворению примитивных инстинктов.

Теория личности Фрейда объясняет мотивацию личности двумя инстинктами:

  1. Эросом, или влечением к жизни;
  2. Танасом, или влечением к смерти.

Развитие психики Фрейд связывал с сексуальной эволюцией индивида, сопровождающейся возникновением неразрешенных конфликтов. Зацикливание на этих противоречиях формирует характер.

Тревога в теории личности Фрейда – это сообщение Эго о приближающейся угрозе. В качестве неосознаваемых защитных механизмов срабатывают следующие: отрицание, вытеснение, замещение, перенаправление энергии, поиск рационального толкования, преобразование негатива в позитив, восприятие внутреннего как внешнего.

Аналитическая теория развития личности

Основатель этой концепции – швейцарец К. Юнг – в своих выводах был близок к психоанализу Фрейда. Принципиальное отличие заключается в определении пружины личностного развития. Если Фрейд видел ее в сексуальном влечении, то Юнг – в творческой энергии человека.

В теории Юнга личность – это симбиоз унаследованных и воплощенных архетипов. В зависимости от их комбинации формируется индивидуальность. Юнг ввел в психологию понятие личностной ориентации: интроверсии и экстраверсии.

Внимание деятельных и общительных экстравертов обращено на внешние раздражители. А стремящиеся к созерцательности и уединенности интроверты сосредоточены на своем внутреннем мире. Комбинация ориентационной установки и ведущих функций психики приводит к генерации определенного психотипа.

Гуманистическая теория личности человека

Пионеры этого учения – американцы А. Маслоу и К. Роджерс – исходили из того, что каждый человек – строитель собственной судьбы. Стержнем его развития является природное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.

Люди различаются лишь по степени интенсивности этой потребности. Структурными конструктами личности являются два «Я» – идеальное и реальное. Первому принадлежат ключевые позиции в развитии личности при условии ориентирования на него наставников. В противном случае возникает риск психопатологии.

Когнитивная теория личности человека

Родоначальник этого учения – американец Дж. Келли. Он пришел к выводу, что когнитивный опыт индивида, включающий ретроспективный и перспективный взгляд на его жизнь, – это тот багаж, в котором он по-настоящему нуждается. Развитие личности всецело определяют мыслительные операции – восприятие действительности и ее интерпретация.

Каждая личность — это комбинация когнитивных систем, позволяющих анализировать жизненный опыт и прогнозировать будущее. Иерархия этих систем подвержена изменениям, но именно она и составляет персонифицированное своеобразие личности.

Наученческая теория развития личности

Поведенческая линия человека, согласно этой концепции, зависит от его научения. Каждая личность – это комплекс приобретенных рефлексов и реальных навыков, плюс комбинация внутренних параметров: персональной важности, автоэффективности и доступности. Второй части факторов принадлежит первостепенная роль в личностном развитии.

Деятельностная концепция личности

В создание этой теории особый вклад внесли отечественные психологи С. Рубинштейн и А. Брушлинский. С их точки зрения, личностью можно назвать сознательного члена социума, реализующего полезные для общества функции.

Личностное устройство можно представить как сложную взаимосвязь индивидуальных характеристик: задатков, характера, установок, способности к самоконтролю – и экзистециональных системных блоков: страхов, совести, решимости, заботы.

Диспозициональная теория личности

Ключевые факторы развития личности, по утверждению сторонников данного учения, – генетика и среда. Компоненты личностной структуры — сумма черт характера, свойств темперамента и социально детерминированных качеств. Своеобразие личности зависит от соотношения биологически обусловленных данных и совокупности приобретенных содержательных блоков.

Перечисленные основные теории личности, объясняя те или иные внутренние процессы и предсказывая поведенческие реакции индивида, вносят свой вклад как в академическую психологию, так и в классическую психиатрию.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Гордость и гордыня « Предыдущая запись О стыде истинном и ложном Следующая запись »

rostduha.ru

Теории личности

теории личности

Человечество, с момента заселения планеты, интересовало многое, но только в 30-х годах XX столетия, человек заинтересовался происхождением своей личной природы. С этого периода и начинается изучение теории личности.

Понятие теории личности являет собой совокупность предположений или гипотез о механизмах и природе развития личности. Своей главной целью они считают не только объяснение, но также и предсказание человеческого поведения.

Психология теории личности дает возможность человеку разобраться в его природе, помогает найти ответы на риторические вопросы, который тот все время себя задает. Психологические теории личности согласно своему развитию разделяются на три периода:

  1. Начальное формирование психоанализа.
  2. Более ясное определение анализа.
  3. Современная психология.

Теорий личности можно насчитать около 40, если рассматривать с теоретической точки зрения. Назовем основные теории личности:

  1. Аналитическая теория личности. Она близка к теории классического психоанализа, потому что имеет с ней много общих корней. Ярким представителем этой теории является швейцарский исследователь Карл Юнг. Согласно этому подходу, личность – это общность реализованных и врожденных архетипов. Структура личности – это индивидуальное своеобразие отношений отдельных блоков сознательного и бессознательного, интровертированной и экстравертированной личностной установок.
  2. Психодинамическая теория личности. Эта теория известна еще под названием «классический психоанализ». Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории, личность – это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов, защитных механизмов. В свою очередь, структура личности представляет собой различное соотношение отдельных индивидуальных свойств и защитных механизмов.
  3. Гуманистическая теория личности. Представитель – Абрахам Маслоу. Ее сторонники считают личность ничем иным как внутренним миром «я» человека. А структура – это соотношение идеального и реального «я».
  4. Когнитивная теория личности. По своей природе она близка к гуманистической. Основоположник - Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек – это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность – система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.
  5. Деятельностная теория личности. Это направление получило наибольшее распространение как отечественные теории личности. Ярким представителем является Сергей Рубинштейн. Личность – это сознательный субъект, который занимает определенное положение в обществе и, в свою очередь, выполняет полезную для социума общественную роль. Структура же личности – иерархия отдельных блоков (самоконтроля, направленности) и системных свойств каждой личности.
  6. Поведенческая теория личности. Она имеет еще название как «наученческая». Главный тезис этого направления гласит о том, что личность – это продукт учения. То есть личность – это совокупность системы социальных навыков и внутренних факторов. Структура – это иерархия социальных навыков, в которой главную роль играют внутренние блоки субъективной значимости.
  7. Диспозициональная теория личности. С точки зрения этой теории, личность – это система темперамента и социально обусловленных свойств. Структура – иерархия биологических свойств, которые входят в конкретные соотношения и образуют определенные черты и типы темпераментов.
  8. Современные теории личности. К ним относят: социодинамическую (теория поведения личности, в которой доминирующее поведение основные теории личностихарактерно именно внешней ситуации), интернационисткую (взаимодействие внутренних и внешних факторов) и теорию черт (теория типов личности, в основе которой лежит разность отдельных черт различных людей или же личностная целостность).

На сегодняшний день сложно утверждать однозначно, какая теория является наиболее правдивой. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Актуальной в настоящее время является концепция современного итальянского психолога Антонио Менегетти, который сделал выводы о теории личности на основе ранее изложенных знаний на эту тему.

 

womanadvice.ru

Основные положения теорий развития личности

 

Одной из ключевых и сложных проблем педагогической теории и  практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. В решении этого вопроса издавна наметилось два направления, в основе своей они сохранились и до наших дней. Достаточно последовательно они были разъяснены уже в Древней Греции.

Демокрит (V-VI вв. до н.э.) утверждал, что люди становятся такими, какие они есть, более от упражнений, чем по какой-либо другой причине, т.е. судьба человека, его успехи в жизни зависят больше всего от него самого, от его деятельности.

Платон (IVв. до н.э.) высказывал другое мнение по данному вопросу. Он утверждал, что люди от природы, от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. Поэтому нет причины обучать тех, которых научить невозможно вследствие отсутствия у них природных возможностей усваивать науки.

Проведем краткий анализ теорий развития личности. Посмотрим, чем они сходны и чем отличаются.

Теории развития личности

 

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).  

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

    • Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.

 

    • Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

      • чувство неполноценности и компенсация;

      • стремление к превосходству;

      • стиль жизни;

      • творческое «Я»;

      • общественный интерес;

      • фиктивный финализм.

Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:

  • из-за дефекта того или иного органа;

  • чрезмерной опеке родителей;

  • отвержение со стороны родителей.

Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству, выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии. Стиль жизни, с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети  меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы.

Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в  ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта. Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса.

Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

Клиентцентрическое направление Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное направление

Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.

Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя. Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.

Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.

В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии. Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой. У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.).

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия  - интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место такие направления как:

Представители этого направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Неудовлетворение естественных потребностей он замещает занятиями каким-либо видом деятельности;

Представители этого направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые  и т.п.;

Представители этого направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни!

Какие же факторы оказывают влияние на развитие личности?

 

studfiles.net

Теория развития личности

Теории развития личности

 

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).  

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.  Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

    • Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.

 

    • Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

      • чувство неполноценности и компенсация;

      • стремление к превосходству;

      • стиль жизни;

      • творческое «Я»;

      • общественный интерес;

      • фиктивный финализм.

Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:

  • из-за дефекта того или иного органа;

  • чрезмерной опеке родителей;

  • отвержение со стороны родителей.

Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству, выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии. Стиль жизни, с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети  меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы.

Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в  ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта. Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса.

Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

Клиентцентрическое направление  Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное направление

Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.

Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт, отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя.  Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.

Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.

В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии. Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой.  У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.).

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия  - интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место такие направления как:

Представители этого направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Неудовлетворение естественных потребностей он замещает занятиями каким-либо видом деятельности;

Представители этого направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые  и т.п.;

Представители этого направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни!

Какие же факторы оказывают влияние на развитие личности?

 

studfiles.net

Теории личности в психологии – основные, Фрейда

Каждый человек называет себя личностью. Но что это такое? Существует множество теорий, которые рассматривают не только понятие личности, но и этапы ее формирования, развития и становления. Существуют основные теории личности, а также учение Фрейда. Рассмотрим все их в интернет-журнале psytheater.com.

Что такое теория личности?

Под теорией личности понимается комплекс предположений, рассуждений, взглядов, подходов, исследований, которые изучают личность и этапы ее развития. Зная все теоретические положения, можно предвосхитить человеческое становление и поведение.

Теории личности в психологии

Поскольку личность развивается в зависимости от многих факторов, то существует более 40 концепций о личности. Все они рассматривают данное понятие, о котором говорят психологи. Отбрасывать все учения тоже не имеет смысла, поскольку все они объясняют те или иные механизмы развития человека.

перейти наверх

Теории личности в психологии

В психологии под личностью понимается индивид, который имеет социальную роль и индивидуальность. Изначально человек рождается индивидом. У него есть генетически заложенные программы, которые направлены на формирование определенных характеристик и особенностей человека. К примеру, строение ног и позвоночника позволяет человеку прямо ходить, строение мозга – интеллектуально мыслить, конфигурация рук способствует возможности носить различные предметы.

Теории личности в психологии

Однако в отличие от детеныша животного, ребенок относится к роду человеческого. Он имеет определенную структуру тела, предрасположенности, программы и пр. Его пока ничто не отделяет от остальных детей, которые тоже не имеют ни характера, ни социального статуса, ни повадок и пр.

Любого человека можно с рождения назвать индивидом. Однако по мере социализации каждый индивид постепенно становится личностью.

В процессе своего роста и взросления человек сталкивается с различными ситуациями, внедряется в социальную жизнь, приобретает знания и опыт, обучается навыкам и правилам. Все это формирует у него конкретный набор качеств, навыков, опыта, взглядов, повадок, поведения и пр. Индивид постепенно становится личностью.

Однако в психологии не существует единого мнения о том, что такое личность и как она формируется, поэтому существует множество теорий:

  • Психодинамическая, в основе чего лежат врожденные инстинкты.
  • Диспозициональная, в основе чего лежит теория о том, что человек рождается с предрасположенностью реакций на определенные ситуации. То есть человек рождается с постоянными взглядами, поведением и эмоциями.
  • Феноменологическая, в основе чего лежит позитивная настроенность человека с целью самореализации.
  • Когнитивная, в основе которой лежит влияние познавательной функции и интеллектуального развития.
  • Теория научения (или поведенческая), которая говорит о том, что личность развивается в зависимости от жизненного опыта. Личность развивается в зависимости от той среды, в которой она растет.
  • Аналитическая (основанная Юнгом), которая утверждает, что человек базирует свою личность на врожденных качествах, так называемых архетипах.

Отдельно теории личности рассматривались психологами. Каждый пытался выделить этапы формирования личности, на что в основном было устремлено все учение. Так, Божович выделял этапы становления личности и определял данным термином человека, который достиг определенного психологического развития.

А. Леонтьев называл личностью продукт социального воздействия, которая проявляет себя через деятельность. Взаимодействуя с предметами, людьми, явлениями, человек демонстрирует свою личность.

перейти наверх

Основные теории личности

В течение 20-го столетия было разработано множество концепций личности, среди которых выделяют три основные теории:

  1. Гуманистическая концепция. Личность формируется на основе своей самоактуализации, устремленности в будущее, максимальной самореализации. Индивид свободен в своем выборе, поэтому несет ответственность за нее. Выделяют подходы:
  • Холистический подход, где человек является целостным существом.
  • Феноменологический подход, где человек приобретает опыт на основе собственной интерпретации реальности.
  1. Психоаналитическое направление. Личность формируется в детстве. Все ее переживания в данном возрасте вытесняются в бессознательное, после чего начинают на ее воздействовать во взрослом возрасте. Данным направлением занимался Фрейд, который в основу личности вкладывал половую и инстинкт самосохранения. Все они по мере взросления ограничиваются социальными рамками, из-за чего уходят в подсознание и управляют уже взрослым человеком.
  2. Топологическая психология. Человек существует и действует в том поле, в котором ощущает потребность и интерес.

В гуманистической концепции Маслоу создал пирамиду иерархии, где распределены потребности человека:

  1. Физиологические потребности.
  2. Стремление к здоровью и материальной обеспеченности.
  3. Социальная устремленность, отношения с людьми.
  4. Личное достоинство, успешность, уважение.
  5. Саморазвитие, нахождение своего предназначения.

Потребности удовлетворяются ступенчато, начиная с физиологических потребностей. Человек ничем не может заниматься, пока не удовлетворены наинизшие потребности. Как только низшие потребности удовлетворены, он может начать удовлетворять высшие надобности.

теории личности

То, каким образом люди представляют себя и свой опыт, служит ключом к пониманию их индивидуальных особенностей и поступков. Ярлыки и клички прекрасно иллюстрируют эту теорию. Через них раскрывается индивидуальность человека, более различимая со стороны.

В структурном плане человеческий опыт основывается на усвоении существенных качеств других людей и установлении закономерностей в повторяющихся событиях. Это приобретает форму схем, своеобразных ментальных конструкций. После организации подобных ментальных структур их используют для узнавания и понимания новой информации.

Многие психологи считают подобные схемы сортировкой накопленного опыта центральной организационной структурой личности. Существует два типа подобных схем: «Я»-схемы и социальные схемы.

«Я»-схемы – это организованные единицы информации о себе, иногда также называемые «Я»-концепциями. Эти «Я»-концепции представляют собой сложные комплексы, которые объединяют как собственные идеи о себе, так и мнения других людей о человеке. В них содержится подробная информация о субъекте, начиная с демографических данных (например, возраста) и заканчивая информацией о моральных ценностях, которых он придерживается. Все это регулярно обновляется благодаря приобретаемому опыту или сознательной и сосредоточенной работе над собой.

Еще один важный компонент участвует в процессе формирования личности – социальные схемы. Они включают в себя информацию о других людях, окружающей среде, социальном поведении и стереотипных ожиданиях. Такие схемы еще называют сценариями. В своей жизни люди играют роли, написанные их собственным опытом и процессом развития.

Социально-когнитивная теория, созданная А. Бандурой и У. Мишелом, объясняет поведение индивида, опираясь на следующие понятия: компетенции, внутренние стандарты, ожидания, субъективные ценности и саморегуляция.

Теории личности в психологии

Для личности очень важно наличие навыков и способностей, позволяющих решать проблемы и исследовать мир. Эти навыки и способности Мишел назвал компетенциями. Манера проведения подобных действий определяет личность.

Внутренние стандарты – это присущие личности индивидуальные качества, позволяющие ей исследовать, интерпретировать и оценивать окружающий мир и себя.

Термин ожидания говорит сам за себя. В зависимости от типа человека – оптимист или пессимист – проявляются его ожидания. В соответствии с ними устанавливаются определенные правила разрешения жизненных ситуаций и управления ими. Если они согласуются с реальной ситуацией, то данная манера поведения будет эффективной, что способствует формированию чувства контроля.

Стимулы – это факторы, мотивирующие определенную манеру поведения. Разных людей притягивают различные объекты. Субъективные ценности определяют степень важности для индивида тех или иных объектов. Они также определяют выбор способа их достижения.

Любой человек ставит перед собой определенные цели и пытается их достичь. По ходу дела он проверяет, насколько хорошо это ему удается, и, если необходимо, вносит изменения. Саморегуляция – это механизм, посредством которого субъект регулирует собственное поведение. Каждый человек уникален, поэтому и здесь прослеживается индивидуальный стиль.

перейти наверх

Теория личности Фрейда

Личность рождается с желаниями и влечениями, поэтому она желает их всегда реализовывать. Однако социум постоянно ограничивает его рамками и устоями.

Теории личности в психологии

Вот почему окружающая среда всегда считается враждебной по отношению к человеку, который вынужден приспосабливаться и обучаться, ограничивая при этом собственные желания и потребности.

Теории личности в психологии

То, что человек понимает, относится к его сознательному мышлению. Приложив усилия, можно постигнуть мотивы предсознательного. Однако все остальное расположено в подсознательном. То, что человек не может объяснить в своем поведении, определяется теми бессознательными позывами, которые он сам же вверг, пока адаптировался к социуму.

Также Фрейд выделял три состояния человека:

  1. Ид (Оно) – это инстинкты, потребности, страсти. С ними человек рождается.
  2. Эго – это убеждения, взгляды, установки, которые человек формирует и меняет.
  3. Супер-Эго – это нравственная сторона личности, которая контролирует остальные оба состояния. Она формируется давлением со стороны общества.
перейти наверх

Итог

Человек изначально рождается индивидом.  Однако какой личностью он станет, будет известно в будущем. На становление человека будет влиять множество факторов, начиная от генетической предрасположенности и кончая социальным влиянием. Ситуации, в которые человек будет попадать, выводы, которые он субъективно будет делать, также будут влиять на формирование личности.

Личность по мере жизни постоянно меняется. Можно изменять свои взгляды, убеждения и даже качества характера. Отдельные аспекты никогда не будет возможно изменить, что будет формировать новую личность, нежели которой человек был ранее.

psytheater.com

Теории развития личности

Чтобы ответить на вопрос, почему и как происходит развитие, следует, прежде всего, ответить на вопрос, что мы понимаем под развитием как таковым. В обыденном использовании это слово у нас, безусловно, ассоциируется с совершенствованием, но в научном контексте, содержание более многозначно. Например, мы говорим: «процесс деградации развивается». Что же мы вкладываем в это? О чем говорим? Естественно, совершенствованием такое не назовешь. Поэтому и рассмотрение процесса развития человека, требует некоторых изначальных уточнений.

Остановимся на одном из таких условий, которое само по себе представляет одну из теорий, а вернее – метатеорию, рассматривающую человека в качестве объекта материально-духовной природы Вселенной. Сегодня эта проблема является предметом сциентологического исследования, по причине того, что никакая отдельно взятая наука современности не может дать исчерпывающих ответов на вопросы человеческой эволюции.

Если же мы ограничим рамки рассмотрения вопроса проблемами традиционного, социологическо-психологического предметного поля, то следует иметь ввиду, что в этом смысле мы будем иметь дело с анализом чего-либо (индивида, в данном случае), изначально существующего в определенном начальном состоянии.

На сегодняшний день наиболее популярны теории развития личности (или же концептуальные точки зрения, обобщающие несколько теорий), которые весьма противоречивы и, к тому же, недостаточно разработаны. Эта неразработанность объясняется тем, что все они представляют собой, по словам одного из самых известных исследователей данной проблемы, А. Маслоу, «абстракции высшего уровня».

Назовем и рассмотрим некоторые из них.

Психосексуальная теория развития человека (З. Фрейд), в качестве доминирующих факторов, определяющих личностное развитие, особо выделяет такие как влечение, эмоциональный комплекс и особенности полоролевого поведения индивида. При этом З.Фрейд и его последователи выделяют пять основных стадий развития личности.

В такой теории развития личности, как психосоциальный анализ, ее авторы (Э.Эриксон, Д.Б. Эльконин), в отличие от З.Фрейда, доминантой развития видят социальный аспект. Господствующими факторами этого процесса являются социально-исторические и культурно-духовные аспекты. Так, по Эриксону, каждый этап развития человека связан с преодолением определенного конфликта, природа которого зависит от возраста, внешних причин и многих других мотивов. Например, школьные конфликты, как правило, часто сводятся к преодолению противоречий, которые возникают у подростка между чувством неполноценности и трудолюбием, пониманием принципов свободы и непониманием роли моральных критериев поведения, ограничивающих эту свободы и т.д.

В теории развития личности известного французского психолога и педагога Ж. Пиаже главным критерием развития определяется интеллектуальная, познавательная сфера, поэтому и концепция Ж. Пиаже получила наименование когнитивной. Особую известность эта теория приобрела во время научной полемики с выдающимся советским педологом Л. Выготским. Предметом дискуссии был вопрос о первичности и вторичности развития и образования. По мнению Ж. Пиаже, каждая возрастная стадия содержит некие ограничительные пределы развития познавательного потенциала человека.

Выготский же и его последователи - П.П. Блонский и А.Н. Леонтьев - в рамках деятельностной теории развития личности утверждали, что таковые пределы практически преодолимы при помощи внешних факторов, каковыми могут выступать в первую очередь воспитание и образование.

Л. Кольберг, на основе взглядов Ж. Пиаже, обосновал теорию развития, основными критериями в которой выступают показатели нравственного характера. При этом утверждается, что между интеллектуальным и нравственным существует прямая зависимость. В этом смысле выделяются предконвенциональный и постконвенциональный этапы развития личности, которое, по мнению представителей данного учения, завершается к 25 годам.

Бихевиористическая, или поведенческая доктрина (Л. Кольберг), рассматривает развитие личности как перманентный процесс увеличения и расширения ее ролевого набора, которое достигается обучением.

Гуманистическая теория (К. Роджерс, А. Маслоу) рассматривает человека как самоцель развития человечества в целом. По их мнению, очень сложно установить какие-либо закономерности в динамике такого сложного феномена, каковым является человек, личность. Поэтому он (человек) представляет собой самоценное, развивающееся по собственным закономерностям создание, в логику развития которого вмешиваться не следует вообще, можно только к ней приспособиться.

На сегодняшний день не сложилось единого взгляда на проблему развития личности. Кроме того, представления о возможностях и способностях человека стремительно изменяются, а потому меняется и видение этих процессов. Указанные теории рассматривают только отдельные аспекты личностного развития.

fb.ru