Психология и психиатрия: особенности. Психиатрия и психология


Психология и Психиатрия

Психология и психиатрия сошлись на общем объекте исследования – это психика, однако имеют разделяющие исторические предпосылки в определении цели. Психология и психиатрия имеет существенные различия, однако ошибочно полагают, что психиатры занимаются только больными, а для психологов представляют интерес только здоровые в психическом отношении люди. В последнее время психологи выступают активными помощниками для врачей при проведении психотерапии, а также в изучении лечения душевного состояния человека. Другими словами, современная психология максимально подошла к практической деятельности медиков. Некоторые психиатры возражают против сотрудничества с психологами, а другие считают, что без объединения с психологами затруднительно проводить психотерапию.

Психология относится к науке, изучающей закономерности развития, а также функционирования психики человека. В частности, перед психологом стоит задача довести до клиента необходимость прислушаться к внутреннему состоянию, понять суть проблемы и принять самостоятельно оптимальное решение для выхода из сложившейся ситуации.

Психиатрия же относится к отрасли клинической медицины, в область изучения которой попадают душевные психические расстройства. Психиатрия занимается лечением, оказанием профилактической помощи больным, включающей по необходимости изоляцию лиц с психическими расстройствами, которые нарушают общественные нормы и имеют отклонения в поведении.

Рождение этих наук преподает на XIX столетие, однако еще издавна врачи осуществляли попытки лечить душевные болезни, а психологи исследовали душу человека. Это значит, что психологи и врачи продвигались параллельно, преследуя при этом разные цели.

Психиатрия на первую ступень выдвинула утилитарную цель — вылечить психическую болезнь, а уже теоретическое осмысление осуществлялось попутно. Психология желала познать суть явления человеческой психики, совсем не беспокоясь о практическом применении своих предположений.

Зигмунд Фрейд

Две научные области психиатрия и психология объединились вместе только благодаря Зигмунду Фрейду. Ему удалось гармонично совместить практическую медицинскую психиатрию, а также абстрактно-философскую психологию в единое целое. Результат такого слияния дал новый раздел — психоанализ. Термин психоанализ стал иметь два неотождествленно равных значения. Психоанализ выступал в качестве техники лечения, и в качестве науки, изучающей психику человека.

Зигмунд Фрейд один из первых признал, что психика свойственна не только психически больным людям, а и всем практически здоровым индивидуумам. Психика является проявлением всего живого, а не выступает признаком патологии. Никто и не стал оспаривать эту истину, поскольку бессознательно, ученые, врачи, здоровые люди не думают о психическом, ведь это навеивает неприятные ассоциации. Интересный факт, что Фрейд свою теорию относил к глубинной психологии и его никогда не называли психиатром, хотя он имел медицинское образование. Открытие техники психоанализа осуществилось благодаря фундаментальным открытиям Фрейда. Во-первых, он проявил интерес и к симптомам, и ко всем мыслям, которые сообщали пациенты. Во-вторых, он начал создавать психоаналитическую теорию на основании изучения нервных болезней, а также на основании проявления нормальных изречений психики человека: острот, оговорок, забываний, ошибочных действий, сновидений. Основная заслуга Фрейда заключается в том, что он выслушивал своих пациентов и предположил возможность существования общих законов функционирования психики для больных и для здоровых людей.

Психология и психиатрия обязана Зигмунду Фрейду организацией первой Венской школы психотерапии.

Альфред Адлер

Второй Венской школой стала «индивидуальная психология» Адлера. Альфред Адлер является основоположником индивидуальной психологии, которая углубленно изучает человека, посредством выяснения отношения индивида к установленным социальным задачам. Альфред Адлер считал, что для людей самое сложное это понять, а также изменить себя. Существует четыре основных принципа адлеровской школы — единство индивидуального стиля жизни, целостность, социальный интерес и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что ожидания, цели имеют наибольшее влияние на поведение человека, чем впечатления прошлого, явилось главной причиной расхождения с Фрейдом. Адлер считал, что людьми движет, прежде всего, цель достижения превосходства и желание завоевать окружающую среду. Он отмечал эффект социального воздействия на саму личность, учитывая значимость социального интереса личности: сотрудничество, чувство общности, забота о других. Жизнь по Адлеру есть продвижение к успешной адаптации, большему сотрудничеству, а также альтруизму. Адлер был первый, кто стал практиковать семейную психотерапию, а его последователи внесли уже значимый вклад в групповую психотерапию, а также краткосрочную психотерапию и применение психологии в образовании.

Что такое психотерапия? Эта область представляет систему лечебного воздействия на психику, а также через психику на целостный организм человека. Психотерапия определяется деятельностью, направленной на избавление человека от разных проблем (социальных, эмоциональных, личностных) и осуществляется специалистом после установления глубокого личного контакта с больным посредством бесед, обсуждения, с использованием разнообразных техник и методик.

Карл Густав Юнг

Определенную оригинальную роль в психологии и психиатрии оставил Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, основоположник направления глубинной аналитической психологии. Задача аналитической психологии — это толкование архетипических образов, которые возникают у пациентов. Работы Юнга по проблемам  психиатрии, в данном случае о шизофренических расстройствах в мышлении, положили началу сотрудничества с Фрейдом. Их сотрудничество продолжалось пять лет. После выхода публикаций в 1912 году «Психология Бессознательного», было опровергнуто множество идей Фрейда, тогда же и произошел его уход с поста президента Международного психоаналитического общества. 1921 год ознаменовался выходом в свет работы «Психологические типы», где Юнг поделил людей на экстравертов и интровертов, а также предъявил миру свою теорию архетипов. Своими идеями Юнг повлиял на развитие не только психиатрии и психологии, а и других наук — антропологии, культурологии, этнологии.

Виктор Франкл

Открытие третьей Венской школы психотерапии принадлежит Виктору Франклу. Это известный австрийский психиатр и психолог. На протяжении нескольких лет он являлся активным членом общества индивидуальной психологии, однако в 1927 году ему пришлось покинуть его, поскольку путь молодого Франкла стал наполнен критическими выступлениями в адрес «индивидуальной психологии», а все последующие работы станут проникнуты непринятием идей Фрейда и Адлера. Клиническая психиатрия становится основным родом занятий Франкла, что в последствии приведет его к созданию концепции логотерапии, а также экзистенциального анализа. Созданная теория логотерапии и экзистенциального анализа являет собой систему психологических, философских и медицинских воззрений на сущность и природу человека, а также механизмы развития в норме и в патологии личности с последующей коррекцией аномалий. Основная идея концепции: движущей силой поведения человека выступает стремление найти, а также реализовать свой уникальный смысл жизни. Скольких трагедий можно было избежать (наркомания, суициды, алкоголизм, разгул преступности), если бы не было у людей ограничений в возможностях (объективных, внешних, внутренних, личностных). Экзистенциальный вакуум бросил вызов, как психиатрии и психологии, так и государству, отлучавшему людей от ответственности за нахождение, а также реализацию уникального смысла жизни. А Франкл благодаря своим трудам и изданиям явился вдохновителем для работы представителей гуманистической психологии.

psihomed.com

В мире психологии и психотерапии Psi-Doc.ru

Многие люди часто путают специализации психолога и психиатра. Российские граждане нередко считают, что обращаться за психологической помощью – это удел неуравновешенных людей, которых нужно изолировать от общества. Однако это не всегда так. Чтобы понять, что к чему, важно знать различия между психологией и психотерапией.

Психология представляет собой науку, которая изучает особенности возникновения, развития и действия человеческой психики как одного человека, так и отдельных групп людей.

Что касается психиатрии, то она считается разделом клинической медицины, который занимается изучением расстройств психического характера, особенностей их профилактики и лечения.

Кто такой психотерапевт?

психотерапевт, психолог и психиатр - фотоПсихотерапевт – это специалист, который занимается лечением патологий человеческой психики, которые находятся в легкой или же средней тяжести развития. Эти патологии могут быть обусловлены постоянными стрессовыми ситуациями, травмами, полученными в детстве и так далее.

Основное отличие психотерапевта от психиатра заключается в том, что первый лечит заболевания, не связанные с тяжелым органическим поражением головного мозга.

Психотерапевт отличается и от психолога. Дело в том, что психолог не имеет право ставить медицинский диагноз и назначать лечение, его задача – лишь консультировать своего клиента. Что касается психотерапевта, то он может назначить соответствующую терапию.

Сходства и различия психологии и психиатрии

И психология, и психиатрия имеют общий предмет изучения – человеческая психика. Однако основная задача психолога заключается в том, чтобы учить людей справляться со своими эмоциональными проблемами, а цель психиатра – лечить конкретные психические расстройства, при этом терапия возможна не только с помощью бесед, но и с помощью медикаментов, способных стимулировать отдельные части головного мозга.

Кроме того, психолог – это специалист, который не имеет медицинского образования. У психиатра есть соответствующий диплом по его специальности.

Когда целесообразно обратиться к психологу или психотерапевту?

обратиться-к-психологу-или-психотерапевтуНиже приведены основные симптомы, которые указывают на то, что вы нуждаетесь в квалифицированной помощи психолога (или психотерапевта):

  • У вас не получается решить ту или иную проблему, хотя, казалось бы, вы уже все перепробовали.
  • Вы пережили серьезную стрессовую ситуацию, потеряли близкого человека и не знаете, как дальше вести себя в этой жизни.
  • Вы хотите достичь продуктивных результатов в профессиональной деятельности или личной жизни.
  • Вы чувствуете тревогу и одиночество, неудовлетворенность своей жизнью в целом.

В каких случаях необходимо обратиться к психиатру?

Перечислим основные случаи, при которых необходима квалифицированная медицинская помощь:

  • Изменения в личности, появление грандиозных или навязчивых идей (мыслей).
  • Утрата способности справляться с привычными для вас делами.
  • Появление частых мыслей о самоубийстве.
  • Длительное пребывание в апатичном состоянии или угнетенном настроении.
  • Наркотическая и алкогольная зависимость.

Помните, что помощь специалиста в сфере психиатрии или психологии – это не каприз и не прихоть, зачастую это единственный способ избавиться от эмоциональных трудностей и переживаний, обрести гармонию с собой и с окружающими.

Лечение может выражаться как в консультативной помощи, так и в индивидуальной или групповой психотерапии посредством проведения бесед и тренингов. В отдельных случаях могут назначаться медикаменты, снимающие тревожность и улучшающие настроение.

Не стоит думать, что лечение у психиатра возможно только в стационарных условиях. Большинство психических расстройств (особенно не в острой стадии) успешно лечатся амбулаторно, под тщательным наблюдением специалиста.

psi-doc.ru

Психология и психиатрия – различия и общие черты

Подавляющему большинству людей тяжело разобраться в том, какие различия имеют психология и психиатрия, и что роднит между собой эти понятия. В том, что они как-то связаны, сомневаться не приходится, ведь у обоих слов общий корень – «псих». И именно этот момент часто становится отпугивающим фактором, когда человеку, испытывающему определенные трудности эмоционального характера, предлагается обратиться к специалисту.

Краткое содержание:

Он, имея ложные ассоциации, утверждает, что душевнобольным не является, и к психологу идти отказывается наотрез. А, между тем, проблемы накапливаются, человек барахтается в них, безуспешно пытаясь выбраться, и в итоге, действительно, может «заработать» патологии. Так чем отличается психология от психиатрии, и что общего с ней имеет? Рассмотрим отдельно каждое из понятий.

Психология и психиатрия, взаимосвязь и различия

Чем отличается психология от психиатрии?

Кто такой психолог?

Начнем с термина. В переводе с латинского слово «психология» означает «учение о душе». Она является самостоятельной наукой, а не отраслью какой-либо из них. Психологом называется человек, имеющий соответствующее высшее образование, которое на сегодняшний день предлагают очень многие ВУЗы. При этом существуют различные специализации. Так, например, психологи могут быть общими, клиническими, школьными, судебными и т.д.

Важно понимать, что к медицине данная профессия отношение имеет разве что косвенное. Психолог – это не врач, а тот, с кем он работает, - не пациент. Цель данного специалиста – помочь своему клиенту решить эмоциональные проблемы, познать себя и окружающий мир, научить управлять чувствами и состояниями, контролировать поведение, устанавливать здоровые отношения с близкими, коллегами и т.д. Лекарственных средств при этом никаких назначаться не может, ведь психолог не является медиком. Основные методы его работы – это беседы, тренинги, тесты, специализированные игры и т.д.

Как правило, психолог имеет дело со здоровыми людьми, хотя бывают и исключения. Он не имеет права оказывать помощь людям без их согласия. И в этом, пожалуй, его основное отличие от психиатра.

Кто такой психиатр?

И снова обратимся к термину. Психиатрия это в переводе с того же латинского – «лечение души». Она, в отличие от психологии, не является самостоятельной научной дисциплиной, а считается одной из медицинских отраслей. Таким образом, психиатр – это доктор, имеющий соответствующее образование и лечащий самые разнообразные психические недуги, как то: амнезия, шизофрения, невроз, депрессия, паранойя, сексуальные извращения и т.д.

Список патологий огромен. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, ведь, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

В отличие от психолога, психиатр не имеет длительных личных контактов с лицами, которым он оказывает помощь. Общение обычно ограничивается одной или несколькими беседами, необходимыми для постановки диагноза. А далее доктор назначает препараты и другие методы лечения в зависимости от ситуации.

Психология и психиатрия: взаимосвязь и различия

Психология и психиатрия, взаимосвязь и различия, которых очевидны, являются близкими дисциплинами, поскольку имеют общий объект – психику, или, как было принято выражаться на заре развития данных сфер деятельности – душу человека. Но их задачи, методы и целевая аудитория не совпадают. Так что смешивать два понятия оснований нет абсолютно никаких. Грань между психологией и психиатрией, имеется и ее очень сложно не заметить.

Психология и психиатрия – различия и общие черты

1.3 (25.33%) 15 votes
На этой странице искали :
  • термин контакте в психиатрии и психологии

Читайте также:

Расскажи друзьям!

psylib.org

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического исследования.

1) Объект психологии и психиатрии – поведение и внутренний мир человека – общий, но взятый в разном охвате. Психология ограничивается психическим слоем, психикой, психическим миром. Психиатрия охватывает не только психический, но также биологический и духовный слой и, таким образом, всего человека, его деятельность, его мир, его жизнь. Объект психиатрии является многослойным, интегральным по отношению ко всем онтологическим слоям. Это одна из наук о так называемых естественных целых. Отсюда видно, что психиатрии соответствует не психология, а антропология, детской психиатрии – педология.  Однако, до сих пор и психологи, и психиатры не делают этого важного различия, что нередко ведет к фундаментальному смешению понятий, тем более, что словесно они совпадают. Различие обычно ясно из контекста. Антропологической является психология личности, понимаемая как психологический аспект не одного духовного, а всех слоев.

Предмет психиатрии - психические расстройства человека в антропологическом охвате в их живой взаимосвязи с общей тканью психической жизни на протяжении всей биографии. Таким образом, за исключением понятия «расстройство», здесь нет других границ с психологической антропологией, то есть, психологией личности, персонологией, понимаемой как психологический аспект, охватывающий человека в целом. Наряду с этим, соразмерным себе предметом рассмотрения в качестве контекста, психиатрия включает все к ней относящееся, то есть результаты других наук и их взаимодействия в качестве подтекста.

Таблица 1. Предметы некоторых наук, объектом которых является человек

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы.

«крыша едет - психиатр, душа болит - психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке – психолог».

Провести четкую границу, отделяющих психически здорового от психически больного - затруднительно.

К психологу на консультации и на тренинги нередко приходят люди, имеющие психиатрические диагнозы.

Люди с психическими нарушениями не любят и боятся ходить к психиатрам, но им одиноко, а психологи обеспечивают общение. При этом, если вы вовремя не поймете, что у человека не недостаток воспитания, а психиатрический диагноз, вы потратите кучу времени впустую, а то и напугаете группу, если вдруг у кого-то в группе случится припадок либо поедет крыша

У психолога должна быть достаточная квалификация, чтобы вовремя заметить человека с возможной психиатрией и не допустить его до процессов, которые могли бы спровоцировать обострение.

Четких границ между нормой и патологией нет, и поэтому качественное описание патологии есть одновременно качественное описание многих особенностей так называемого нормального человека.

Психические отклонения показывают ярко и выпукло то, что в норме в нас оказывается блекло и скрыто. Психиатры могут описать ядерные типы, вокруг которых строится так называется нормальный характер.

2) Экспериментально-психологическое исследование позволяет выявить личностные особенности в структуре нервно-психических расстройств у больных соматическими заболеваниями, установить психологический аспект нарушений механизмов компенсации, оценить личность больного и систему его значимых отношений.

Используется оно и для получения дополнительных данных о заболевании, а также для диагностики, характеристики течения и определения исхода заболевания.

Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь также большое значение для распознавания заболеваний.

В эксперименте достигается возможность объективной регистрации полученных результатов, что весьма ценно, особенно при повторных исследованиях, где необходимо точно и последовательно сопоставлять данные, полученные в разные периоды болезни и лечения.

Задачей экспериментально-психологического исследования является не только выявление и анализ нарушений психики, но и определение уровня сохранности психики.

Экспериментально-психологические методы используются в клинике также для углублённого анализа психических процессов и причин, механизмов их изменений. Например, на основании клинического наблюдения можно установить наличие у больного психотравмы, но только психологическое исследование поможет определить её причины, изменения интра- и интерперсонального характера, прогноз выхода из невротического состояния, выявить отклонения в других психических сферах.

Экспериментально-психологические методы позволяют анализировать формы деятельности больного, которые вне эксперимента врач не может наблюдать, а тем более изучать, но они могут существенно характеризовать психику больного.

Само исследование и анализ материалов и составление заключения в большей мере определяются частными задачами, которые ставит перед собой исследователь: помощь в диагностике, оценка состояния больного, выявление динамики синдрома, патогенетические вопросы.

В известной степени результаты экспериментально-психологического исследования могут быть полезными и для выбора тактики последующей психотерапевтической коррекции, поскольку характеризуют особенности контакта с больным, его отношение к эксперименту, степень понимания роли собственных ошибок в возникновении конфликтных ситуаций, способствовавших развитию невротического состояния, интерес к совместному обсуждению его проблем.

studfiles.net

Психология и психиатрия - Психологос

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы.

Если совсем упрощать, то разделение следующие: крыша едет - психиатр, душа болит - психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке - психолог.

Казалось бы, зачем психологу знание психиатрии? Пусть психами занимаются в психиатрических лечебниках!

Четких границ нет, и это порождает множество затруднений

Не все так просто, хотя бы потому, что провести четкую границу, отделяющих психически здорового от психически больного - затруднительно.

К психологу на консультации и на тренинги нередко приходят люди, имеющие психиатрические диагнозы. Работать с ними или нет? А если они держатся вполне нормально и утверждают, что занятия с вами им помогают?

В крайнем случае - не улучшают их состояние, но их поддерживают? Вы откажете в такой помощи?

Люди с психическими нарушениями не любят и боятся ходить к психиатрам, но им одиноко, а психологи обеспечивают общение. При этом, если вы вовремя не поймете, что у человека не недостаток воспитания, а психиатрический диагноз, вы потратите кучу времени впустую, а то и напугаете группу, если вдруг у кого-то в группе случится припадок либо поедет крыша...

У психолога должна быть достаточная квалификация, чтобы вовремя заметить человека с возможной психиатрией и не допустить его до процессов, которые могли бы спровоцировать обострение. См. →

Четких границ нет, и это дает много возможностей

Четких границ между нормой и патологией нет, и поэтому качественное описание патологии есть одновременно качественное описание многих особенностей так называемого нормального человека.

Психические отклонения показывают ярко и выпукло то, что в норме в нас оказывается блекло и скрыто. Психиатры могут описать ядерные типы, вокруг которых строится так называется нормальный характер. Описание акцентуаций - шизоид, истероид, параноик, психастеник и другие, - удобный язык, который емко и точно описывает наши с вами особенности. См.→

Есть ли психически здоровые люди?

При этом едва ли правильно ударяться в другую крайность: считать, что здоровых людей нет вообще, что все так называемые здоровые - это просто маловыраженные или замаскированные психически больные люди. См.→

www.psychologos.ru

Учебник по психиатрии - Медицинская учебная литература

Подготовка будущих психиатров преследует цель не только обогатить их представление о распространенной человеческой патологии — психических расстройствах, но и дать студентам знания, позволяющие более полно оценивать состояние любого больного, учитывать его личную психологическую реакцию на болезнь и сопутствующие психические расстройства; определять, принимая во внимание психическое состояние пациента, наиболее эффективные методы лечения и профилактики. Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии.

Психиатрия — отрасль медицины, которая изучает происхождение психических расстройств, их клинические проявления, осуществляет лечение и профилактику.

Психиатрия тесно связана с другими медицинскими специальностями. Вот что писал об этом известный терапевт Д.Д.Плетнев (1927): «Нет соматических болезней без психических и из них вытекающих отклонений, как нет психических заболеваний, изолированных от соматических симптомов».

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Общая психиатрия, Психиатрия.

В настоящее время описано и изучено большое количество факторов, способных вызвать расстройство психической деятельности. Следует отметить, что нарушение любого физиологического процесса в организме человека, обусловленное внутренними (генетический дефект, нарушение обмена веществ, эндокринопатия) или внешними (инфекция, интоксикация, травма, гипоксия и прочие) причинами, может привести к появлению психической патологии.

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии.

В практической психиатрии причинные факторы психических заболеваний принято условно разделять на внутренние и внешние. Это деление действительно условно, поскольку многие внутренние соматические заболевания по отношению к мозгу человека выступают как некий внешний агент, и в этом случае клинические проявления болезни иногда мало отличаются от расстройств, вызванных такими внешними причинами, как травма, инфекция и интоксикация.

Читать далее →

Страницы: 1 2 3 4 5 Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Аминокислотные трансмиттеры, Ацетилхолин, Бихевиористский (поведенческий) подход, В.Келлер, гештальт-психология, Дофамин, иррациональные представления, Когнитивный подход, Норадреналин, Простагландины, Серотонин, сигма-рецепторы, Социобиологическое направление, социокультуральный подход.

В настоящем разделе рассматриваются факторы, которые способны оказать модифицирующее влияние на течение психических заболеваний или выступают в виде предрасположенности к развитию психических расстройств.

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии.

До 50-х годов XX столетия развитие эпидемиологических исследований было в основном связано с изучением инфекционных заболеваний. Хотя еще в XIX в. описывались «психические» [Гезер Г., 1867] и «умственные эпидемии» [Реньяр П., 1889], именно при изучении инфекционных болезней были разработаны эффективные методы выявления заболеваний, оценки путей их распространения, расчета уровня риска.

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии.

За последние десятилетия медицина обогатилась специальными методами лабораторных исследований, позволяющими выявлять патологические изменения в различных системах организма, однако при диагностике психических расстройств лабораторные данные по-прежнему чаще всего играют лишь вспомогательную роль. В настоящее время, как и ранее, основным является клинический (описательный) метод диагностики. Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии.

Психиатр в повседневной практике сталкивается с широким спектром проблем соматического и неврологического здоровья, поэтому все нарушения в этих сферах должны быть отражены в истории болезни в полной мере. При этом следует обратить внимание на некоторые особенности обследования пациентов. Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии.

Общая психопатология включает в себя широкий круг общих вопросов психиатрии, касающихся типичных проявлений психических расстройств. Было бы неверно рассматривать этот раздел только как пропедевтику психиатрии, поскольку врач, глубоко изучивший общую психопатологию, имеет достаточно знаний для установления синдромального диагноза, который может быть использован для формирования дальнейшей тактики лечения. Если учитывать, что новейшие классификации психических расстройств в первую очередь основаны на синдромальном принципе, значение общей психопатологии в курсе психиатрии трудно переоценить. Читать далее →

Страницы: 1 2 3 4 5 Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками А.В.Снежневский, Негативная симптоматика, Продуктивная симптоматика, расщепление, Симптом, схизис, эволюция и диссолюция психических расстройств.

Основой чувственного познания является получение объективной информации об окружающем мире и внутреннем состоянии организма человека посредством работы анализаторов — зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного и проприоцептивного. Однако анализаторы позволяют получить доступные нам в ощущениях (тепла, холода, цвета, формы, размеров, качества поверхности, тяжести, вкуса и запаха) сведения лишь об отдельных качествах предмета. Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Аффектогенные иллюзии, Галлюцинации, Галлюциноз, Гиперестезия, Гипестезия, Деперсонализация, Иллюзии, Истерическая анестезия, Парестезии, парэйдолии, Парэйдолические иллюзии, Расстройства ощущений, Сенестопатия, Синдром галлюциноза.

Мышление — специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существующих связей, внутренних закономерностей; не только наблюдать, но и понимать суть происходящего.

Процесс мышления выражается через язык и речь. Употребляемый человеком язык определяет набор понятий, являющихся основными элементами мышления. Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Аутистическое мышление, Бессвязность, Вербигерация, Замедление мышления, инкогерентность, Мышление, Паралогическое мышление, Патологическая обстоятельность, Персеверация, Понятия, Расстройства ассоциативного процесса, Резонерство, Речь, Символическое мышление, Ускорение мышления.

Патологические суждения и умозаключения представляют собой нарушенное содержание мышления. Это либо ложные ошибочные суждения, либо мысли, не ошибочные сами по себе, но занимающие в психике больного столь значимое, доминирующее положение, что это приводит к неадекватному поведению.

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Автоматизм, Бред, Бред воздействия, Бред инсценировки, Бред интерметаморфозы, Бред ревности, Вторичный бред, двигательный) автоматизм, Депрессивный бред, идеаторный (ассоциативный, Конфабуляции, моторный (кинестетический, мыслительный) автоматизм, Навязчивые идеи (обсессии), Обсессивно-фобический синдром, Паранойяльный синдром, Парафренный синдром, Первичный бред, сенсорный (сенестопатический, Симптом Фреголи, синдром, Синдром Котара, Фабула бреда, чувственный) автоматизм.

Память — это процесс накопления информации, сохранения и своевременного воспроизведения накопленного опыта. Это важнейший механизм адаптации, позволяющий длительное время удерживать в голове самые различные психические феномены — полученные ощущения, сделанные выводы, двигательные навыки. С работой памяти связаны такие важнейшие элементы процессов восприятия и мышления, как представления и понятия.

Читать далее →

Страницы: 1 2 3 4 Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Антероградная амнезия, Гипермнезия, Гипомнезия, Дисмнезии, Истерическая амнезия, Конградная амнезия, Конфабуляции, Криптомнезии, Память, Прогрессирующая амнезия, Псевдореминисценция, Ретроградная амнезия, Фиксационная амнезия.

Понятие интеллекта чрезвычайно сложно для определения и трактуется неоднозначно различными исследователями. Предполагается, что это понятие означает совокупный умственный потенциал человека, комплекс его способностей и путей их реализации для наиболее полной адаптации к жизни.

К.Ясперс (1883—1969) при анализе интеллекта предлагал различать предпосылки интеллекта, багаж знаний, интеллект в собственном смысле.

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Дебильность, Деменция, Идиотия, Имбецильность, Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие, Органическое слабоумие, паралитическое) слабоумие, Тотальное (глобарное, Шизофреническое слабоумие, Эпилептическое (концентрическое) слабоумие.

Эмоции — это один из важнейших механизмов психической деятельности, производящий чувственно окрашенную субъективную суммарную оценку поступающих сигналов, благополучия внутреннего состояния человека и сложившейся внешней ситуации.

Общая благоприятная оценка настоящей ситуации и имеющихся перспектив выражается в положительных эмоциях — радости, наслаждения, спокойствия, любви, комфорта. Читать далее →

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Амбивалентность, Апатическая депрессия, Апатия, витальная тоска, Воля, Гипербулия, Гипертимия, Гипобулия, гипомания, Гипотимия, гневливая мания, Депрессивно-бредовый синдром, Дисфория, Импульсивные поступки, Компульсивное влечение, Обсессивное (навязчивое) влечение, Патологический аффект, Тревожная (ажитированная) депрессия, триада Протопопова, Эмоции, Эмоциональная лабильность, Эмоция.

Выделение моторики в качестве самостоятельной сферы психических расстройств с теоретических позиций неправомерно, поскольку у здорового человека движения непосредственно выражают внутренние переживания и неотделимы от эмоций, воли и влечений. Однако при отдельных психических заболеваниях (в первую очередь при кататоническом синдроме) можно наблюдать состояния, при которых двигательная сфера получает некоторую автономность, конкретные моторные акты теряют связь с внутренними психическими процессами, перестают контролироваться волей.

Читать далее →

Страницы: 1 2 3 4 Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Ажитированная депрессия, Апатический ступор, Возбуждение, Гебефренический синдром, гиперкинезия, Гипокинезия, Депрессивный ступор, Истерический ступор, Истерическое возбуждение, Кататонический синдром, Маниакальное возбуждение, Острые галлюцинаторно-бредовые состояния, Острый галлюциноз, Ступор.

Понятие сознания отличается большой многозначностью и употребляется в различных значениях в психологии, физиологии, философии. В большинстве случаев под этим термином понимают способность воспринимать себя и внешний мир во всей целостности событий. Сознание предполагает в первую очередь возможность предметного, или чувственного, познания, и понимания связей между явлениями (абстрактное познание).

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Амбулаторные автоматизмы, Аменция, амнезия, Бредовый и галлюцинаторный варианты, Делирий, истерические сумеречные состояния, Кома, нарушение ориентировки, нарушение стройности мышления, Оглушение, отрешенность от реального внешнего мира, патологический сон, Помрачение сознания, Снижение уровня (выключение) сознания, Сомнамбулизм, Сопор, Состояния измененного сознания, Сумеречное помрачение сознания, Трансы, Фуги.

Пароксизмами называют кратковременные внезапно возникающие и резко прекращающиеся расстройства, склонные к повторному появлению. Пароксизмально могут возникать самые различные психические (галлюцинации, бред, помрачение сознания, приступы тревоги, страха или сонливости), неврологические (судороги) и соматические (сердцебиение, головные боли, потливость) расстройства.

Читать далее →

Запись опубликована 13.04.2012 автором admin в рубрике Учебник по психиатрии с метками Большой судорожный припадок (grand mal), дипсомании, дисфории, истерические сумеречные состояния, Малый припадок (petit mal), Психосенсориые припадки, Сумеречные состояния.

auno.kz

Психиатрия, психология

Спинальная амиотрофия Верднига-ГоффманаСпинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана

Это группа наследственно обусловленных заболеваний, главной чертой которых является поражение мотонейронов передних рогов спинного мозга, а также поражение корешков IX,...

ШалфейШалфей
Шалфей
| Фитотерапия | Лечение травами

Шалфей (Salvia) – это крупный род, в основном, многолетних эфирно-масляничных растений, насчитывающий более 700 видов и подвидов. Относится к семейству...

Горчица сарапетскаяГорчица сарапетская

Горчица сарапетская (Brassica juncea) – это однолетнее травянистое растение семейства крестоцветных (капустные) достигающее в высоту до 1 м. Стебель прямостоячий,...

Эритроплазия КейраЭритроплазия Кейра

Эритроплазия Кейра – это довольно редкий онкологический процесс, сопровождающийся появлением поверхностной внутриэпителиальной опухоли на головке или внутреннем листке крайней плоти...

Алоэ древовидноеАлоэ древовидное

Естественный ареал произрастания алоэ древовидного (столетник, жирный лист, лат. Aloe arborescens) – страны Южной Африки. В настоящее время распространено во...

Лечение рака шейки маткиЛечение рака шейки матки

За последние годы при стабильно высокой заболеваемости раком шейки матки (РШМ) отмечают омоложение контингента больных, а также неоправданно высокую летальность...

Хроническая вертебрально-базилярная недостаточностьХроническая вертебрально-базилярная недостаточность

Хроническая вертебро-базилярная недостаточность (ВБН) – это обратимое нарушение функции мозга, вызванное уменьшением кровоснабжения области, питаемой позвоночными и основной артериями.

Микробы и микроорганизмыМикробы и микроорганизмы

Мир невидимых существ невероятно разнообразен. Человек не в состоянии воспринять их одним из пяти органов чувств: их нельзя увидеть привычным...

РедисРедис

Редис – это одно- или двулетнее овощное растение, относящееся к роду Редька семейства Капустные. Название произошло от латинского Radix (корень).

РожаРожа
Рожа
| Инфекционные болезни

Рожа – это инфекционно-аллергическое заболевание, протекающее с выраженной интоксикацией, высокой лихорадкой и характерным местным воспалительным очагом серозного или серозно-геморрагического...

Лечебный стол № 11 по ПевзнеруЛечебный стол № 11 по Певзнеру

Показания: 1) туберкулез легких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или его затухании, при пониженной массе тела; 2)...

Генитальный герпесГенитальный герпес

Поскольку большинство инфицированных не имеют типичных признаков и симптомов герпеса и не осознают своей инфицированности, постановка клинического диагноза представляет известные...

Воспаление десен (гингивит)Воспаление десен (гингивит)

Воспаление десен, или гингивит, встречается не только в пожилом возрасте, но и у совсем молодых людей, и даже у...

Пероральные противозачаточные средстваПероральные противозачаточные средства

Применение пероральных контрацептивов (которые представляют собой глубоко исследованное фармакологически противозачаточное средство XX века) - надежный, к тому же оборотный способ...

medlibera.ru