Otvetnye_otvety / Готовые ответы мои / Готово / 4 Поведение как предмет психологии. Поведение в психологии это


4 Поведение как предмет психологии

Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Основные виды научения.

План ответа

  1. Поведение как предмет психологии.

    1. Предпосылки возникновения

    2. Основы поведения как предмета психологии

  2. Теоретические положения классического бихевиоризма

    1. Реакция, поведение и процесс обусловливания

    2. Задачи бихевиоризма и формирование навыка

  3. Теоретические положения необихевиоризма.

    1. Толмэн

    2. Скиннер

  4. Основные виды научения

    1. Импринтинг

    2. Условнорефлекторное

    3. Оперантное

  5. Плюсы и минусы бихевиоризма

  1. Поведение как предмет психологии.

    1. Предпосылки возникновения

Фундаментальные недостатки метода интроспекции поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии сознания. Бессилие "психологии сознания" перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психоло­гической науки становится поведение. Предвестником бихевиоризма был Торндайк, использовал бихевиоральный стиль мышления. Ставил эксперименты с «проблемным ящиком» (кошка заперта в ящике, открыть можно нажав на рычаг. Кошка мечется, случайно нажимает на рычаг – открывает. Последующие периоды метания сокращаются. В конце – сразу нажимает на рычаг). Метод проб и ошибок – способ решения задач у животных.

    1. Основы поведения как предмета психологии

В 20г XXв (статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма» 1913) появился новый предмет в психологии – поведение, а не сознание, как было ранее. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию, как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов (но, к примеру, движения глаз – физиология, но и они имеют психологическое значение). Внешнее проявление – неотъемлемая сторона внутреннего мира и непосредственное выражение характера человека, его опыта, его отношения и предмет собственного контроля. Как средство общения между людьми язык поведения, жестов часто говорит больше, чем сами слова.

  1. Теоретические положения классического бихевиоризма

    1. Реакция, поведение и процесс обусловливания

Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.

Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул(S), посредством которого индивид приспосабливается. Поведение является результатом обучения. Классы типов поведения:

        • внешние проявления физиологических процессов,

        • отдельные двигательные акты,

        • действия – система двигательных актов, направленных на достижение цели.

    Врожденные элементарные движения — основа поведения. Поведение – система реакций, а формула S(стимул)-R(реакция) – единица поведения. По мнению Уотсона (основателя бихевиоризма), определенное внешнее воздействие вызыва­ет у человека определенную ответную безусловную (врожденную) ре­акцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций. Безусловный S вызывает безусловную R – это врожденная безусловная связь, на ее основе можно образовать условную).

    Процесс обусловливания лежит в основе образования новых реакций. Правила классического обусловливания:

      • условный стимул должен предшествовать безусловному,

      • небольшой временной промежуток между предъявлением условного и безусловного стимула,

      • совместное предъявление условного и безусловного стимулов должно повторяться несколько раз.

      При формировании условных связей выявлены следующие феномены: 1. генерализация реакций – R не только на конкретный условный стимул, но и на широкий класс похожих. 2. дискриминация – организм научается реагировать на более узкий класс стимулов, чем изначально (звук определенной высоты).

      Размыкание условной связи: предъявление условного стимула без безусловного приведет к затуханию связи – систематическая десенсибилизация.

        1. Задачи бихевиоризма и формирование навыка

      Задачи бихевиоризма:

            • описание поведения, т.е. выявить и описать типы реакций;

            • объяснение поведения, т.е. исследовать процесс их образования;

            • управление поведением, изучить основы их комбинаций, т.е. образование ложного поведения. По ситуации описать реакцию и наоборот.

        Формирование навыка и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

        1. Теоретические положения необихевиоризма.

        Бихевиористы проводили опыты на животных и переносили их на человека. Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограничен­ность схемы "S-R" для объяснения поведения людей. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Активно использует такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех-неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: концепция Б. Скиннера, концепция К. Холла, - концепция Э. Толмена.

          1. Толмэн

        30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен ввел в эту схему су­щественную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или промежуточные переменные (внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула) — V, в результате схема приобрела вид: "S-V-R. Толмен ввел поправку в схему S-R, т.к. стимул и реакция находятся в сложных взаимоотношениях и однозначную связь между ними проследить не возможно. V- цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. Хотя в V был «отголосок сознания» (что невозможно для классического бихевиоризма), но вводились они как конструкты, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

        Противопоставил две трактовки поведения: 1. молекулярную, когда поведение разбивается на мельчайшие поведенческие реакции (жест, мимика). 2. молярную, где в качестве реакции рассматриваются более крупные единицы поведения – поведенческие акты. Толмен – сторонник молярной трактовки. Цель – некий теоретический конструкт, который позволяет более адекватно объяснить реальность. О наличии цели у человека (животного) свидетельствуют:

          • поисковая активность,

          • прекращение поисковой активности после получения результата,

          • более быстрое достижение результата при повторном поиске. Экспериментальные исследования (крысы): Т-образный лабиринт. Y-образным лабиринтом. Толмен считал, что животные активно формируют когнитивную карту и затем применяют ее к действительности.

            1. Скиннер

          Оперантное и инструментальное обусловливание – основа научения (автоматичное подкрепление, закрепление связей в НС вне зависимости от воли и желания). В отличие от Уотсона, объяснявшего научение по принципу S-R , Скиннер предложил иной стиль научения – оперантное. Сначала: действие (операнта) + подкрепление (изменение окружающей среды в ответ на действие) + обусловливание по типу R.

          Подкрепление: поощрение – благоприятное для организма изменение окружающей среды, наказание – неблагоприятное. При положительном подкреплении вероятность повторения операнта увеличивается. Эксперимент проводились на голубях: голуби поднимали голову на определенный уровень и получали корм. Иногда оперантная связь возникает очень быстро и сложно разрывается. Скиннер считал, что с помощью оперантного научения можно объяснить практически все поведение человека. Мы взаимодействуем со средой для получения поощрения.

          Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма

          1. Основные виды научения

            1. Импринтинг

          Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого, автоматического, почти моментального, по сравнению с длительным процессом обучения, приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.

            1. Условнорефлекторное

          Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.

            1. Оперантное

          Третий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.

          Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. Во-вторых, это вербальное научение, т. с. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе.

          Бихевиоризм дал:

          1. естественнонаучное направление развитию психологии,

          2. объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, что способствовало развитию инструментальных приемов исследования. Расширился класс исследуемых объектов: поведение животных, младенцев. Изучены проблемы научения, образования навыков.

          Недостатки:

          1. не учитывается психическая деятельность человека,

          2. сближение психики человека и животного,

          3. игнорирование процессв сознания.

          studfiles.net

          § 2. Поведение человека как психологическое понятие

          Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

          Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

          К фактам поведения относятся:

          1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

          2. Отдельные движения и жесты.

          3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

          4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

          Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

          Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

          Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

          Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

          1. Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

          2. Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

          3. Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

          4. Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

          Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

          Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

          Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

          Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

          Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

          Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

          studfiles.net

          4 Поведение как предмет психологии

          Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Основные виды научения.

          1. Поведение как предмет психологии.

            1. Предпосылки возникновения

          Фундаментальные недостатки метода интроспекции поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии сознания. Бессилие "психологии сознания" перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психоло­гической науки становится поведение. Предвестником бихевиоризма был Торндайк, использовал бихевиоральный стиль мышления. Ставил эксперименты с «проблемным ящиком» (кошка заперта в ящике, открыть можно нажав на рычаг. Кошка мечется, случайно нажимает на рычаг – открывает. Последующие периоды метания сокращаются. В конце – сразу нажимает на рычаг). Метод проб и ошибок – способ решения задач у животных.

            1. Основы поведения как предмета психологии

          В 20г XXв (статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма» 1913) появился новый предмет в психологии – поведение, а не сознание, как было ранее. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию, как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов (но, к примеру, движения глаз – физиология, но и они имеют психологическое значение). Внешнее проявление – неотъемлемая сторона внутреннего мира. Теоретические положения классического бихевиоризма

            1. Задачи бихевиоризма и формирование навыка

          Задачи бихевиоризма:

                • описание поведения, т.е. выявить и описать типы реакций;

                • объяснение поведения, т.е. исследовать процесс их образования;

                • управление поведением, изучить основы их комбинаций, т.е. образование ложного поведения. По ситуации описать реакцию и наоборот.

            Формирование навыка и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

              1. Реакция, поведение и процесс обусловливания

            Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.

            Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул(S), посредством которого индивид приспосабливается. Поведение может являться результатом научения. Классы типов поведения:

                  • внешние проявления физиологических процессов,

                  • отдельные двигательные акты,

                  • действия – система двигательных актов, направленных на достижение цели.

              Врожденные элементарные движения — основа поведения. Поведение – система реакций, а формула S(стимул)-R(реакция) – единица поведения. По мнению Уотсона (основателя бихевиоризма), определенное внешнее воздействие вызыва­ет у человека определенную ответную безусловную (врожденную) ре­акцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций. На основе безусловных можно образовать условные.

              Процесс обусловливания лежит в основе образования новых реакций. Правила классического обусловливания:

                • условный стимул должен предшествовать безусловному,

                • небольшой временной промежуток между предъявлением условного и безусловного стимула,

                • совместное предъявление условного и безусловного стимулов должно повторяться несколько раз.

                При формировании условных связей выявлены следующие феномены: 1. генерализация реакций – R не только на конкретный условный стимул, но и на широкий класс похожих. 2. дискриминация – организм научается реагировать на более узкий класс стимулов, чем изначально (звук определенной высоты).

                Размыкание условной связи: предъявление условного стимула без безусловного приведет к затуханию связи – систематическая десенсибилизация.

                1. Теоретические положения необихевиоризма.

                Бихевиористы проводили опыты на животных и переносили их на человека. Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограничен­ность схемы "S-R" для объяснения поведения людей. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Активно использует такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех-неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: концепция Б. Скиннера, концепция К. Холла, - концепция Э. Толмена.

                  1. Толмэн

                30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен ввел в эту схему су­щественную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или промежуточные переменные (внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула) — V, в результате схема приобрела вид: "S-V-R. Толмен ввел поправку в схему S-R, т.к. стимул и реакция находятся в сложных взаимоотношениях и однозначную связь между ними проследить не возможно. V- цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. Хотя в V был «отголосок сознания» (что невозможно для классического бихевиоризма), но вводились они как конструкты, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

                Противопоставил две трактовки поведения: 1. молекулярную, когда поведение разбивается на мельчайшие поведенческие реакции (жест, мимика). 2. молярную, где в качестве реакции рассматриваются более крупные единицы поведения – поведенческие акты. Толмен – сторонник молярной трактовки. Цель – некий теоретический конструкт, который позволяет более адекватно объяснить реальность. О наличии цели у человека (животного) свидетельствуют:

                  • поисковая активность,

                  • прекращение поисковой активности после получения результата,

                  • более быстрое достижение результата при повторном поиске. Экспериментальные исследования (крысы): Т-образный лабиринт. Y-образным лабиринтом. Толмен считал, что животные активно формируют когнитивную карту и затем применяют ее к действительности.

                  Эксперимет с Y образным лабиринтом, в одной егочасти была вода-в другой еда) крысы бз голода и жажды бегали по нему) потом, в контрольном эксп их запустили туда либо голодными, либо сжаждой-каждая быстро нашла свое)

                  Следовательн- у них была схема лабиринта, причем еще до того, как были удовлетворены потребности.

                    1. Скиннер

                  Оперантное и инструментальное обусловливание – основа научения (автоматичное подкрепление, закрепление связей в НС вне зависимости от воли и желания). В отличие от Уотсона, объяснявшего научение по принципу S-R , Скиннер предложил иной стиль научения – оперантное. Сначала: действие (операнта) + подкрепление (изменение окружающей среды в ответ на действие)

                  При положительном подкреплении вероятность повторения операнта увеличивается. Эксперимент проводились на голубях: голуби поднимали голову на определенный уровень и получали корм. Иногда оперантная связь возникает очень быстро и сложно разрывается. Скиннер считал, что с помощью оперантного научения можно объяснить практически все поведение человека. Мы взаимодействуем со средой для получения поощрения.

                  Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма

                  1. Основные виды научения

                    1. Импринтинг

                  Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого, автоматического, почти моментального, по сравнению с длительным процессом обучения, приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.

                  «Импринт (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений». (например первое общение с представителем другой нации составит предсталение о все нации в целом))

                  Условнорефлекторное

                  Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.

                    1. Оперантное

                  Третий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.

                  Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами.

                  Бихевиоризм дал:

                  1. естественнонаучное направление развитию психологии,

                  2. объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, что способствовало развитию инструментальных приемов исследования. Расширился класс исследуемых объектов: поведение животных, младенцев. Изучены проблемы научения, образования навыков.

                  Недостатки:

                  1. не учитывается психическая деятельность человека,

                  2. сближение психики человека и животного,

                  3. игнорирование процессв сознания.

                  studfiles.net

                  Психология поведения

                  Психология поведения

                  В начале двадцатого века французский психолог Пьер Жане разработал общепсихологическую концепцию личности – психологию поведения.

                  Концепция стала естественной для французской социологической школы, где человек представлялся продуктом социального развития. До этого времени в психологии наблюдался определенный разрыв между психикой и поведением индивидуума, куда большей популярностью обладала психология ассоциативная. Но поскольку мы живем в социуме, то вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающими, чьи интересы порой отличаются от наших собственных. Разрешаем же сложившиеся конфликты мы все по-разному: кто-то действует пассивно, кто-то идет на компромисс, а кто-то проявляет агрессию.

                  Понятие поведения в психологии непрерывно углублялось, подразумевая не просто ответную реакцию на определенный стимул, а постоянное взаимодействие нашего организма с окружающим миром.

                  Психология как наука о поведении человека способна объяснить многие нарушения в нашей психике, связанные с насилием воли при преодолении внутреннего конфликта: неврозы, истерии, психастении и т.д. Поведение, как предмет психологии, позволяет психологам корректировать роли пациентов.

                  С тех пор были написана ни одна книга, посвященная психологии поведения и деятельности человека. Одним из основных учебников, которые входят в программу ВУЗов, а также рекомендованным для самостоятельного изучения социальными работниками, педагогами и психиатрами является книга В.Менделевича «Психология девиантного поведения». В ней можно найти как нормальные, так и отклоняющиеся поведенческие типы поведения людей, кроме того, в конце каждого раздела представлен список рекомендуемой литературы. Интересуясь психологией поведения индивидуума, не стоит проецировать ее на группы людей. Толпой движет совсем другая сила, а потому и психология массового поведения отличается от психологии поведения отдельной личности.

                  В данной статье мы рассмотрим три основных поведенческих типа нашего взаимодействия с другими людьми.

                  Пассивное поведение

                  Пассивное поведение – это результат нашего характера. Пассивные люди не умеют четко формулировать свои потребности и, как правило, идут на поводу у других. Действия зачастую лишены уверенности, отсутствие силы воли может сопровождаться чувством собственной неполноценности. Пассивность – это не обязательно стиль жизни, иногда мы выбираем подобный стиль поведения, решив, что предполагаемый результат не стоит требуемых затрат и усилий. Те же, для кого пассивное поведение является привычным, нередко мучаются вопросом: правильно ли они поступили в той или иной ситуации.

                  Агрессивное поведение

                  Агрессия подразумевает подавление прав другого человека и самоутверждение за счет уменьшения достоинств других. Это поведение относится к активной позиции, однако агрессия направлена только на разрушение. Часто агрессивное поведение у нас ассоциируется с психологией мужчин, в то время как апатия и пассивность больше свойственна женщинам. Самореализация за счет унижения – свидетельство отсутствия уверенности в себе.

                  Компромиссное поведение

                  психология поведения личности

                  Поиск компромисса отнюдь не означает пассивность, в этом случае человек пытается найти способ контролировать происходящее. Компромисс свидетельствует об адекватной самооценке, а также о позитивном мышлении. Для подобного типа поведения характерна здравая доля самокритики и умение принять ответственность за свои решения. При пассивном и агрессивном поведении мы, так или иначе, создаем трудности посредством других людей, в то время, как компромиссное поведение предполагает не борьбу за выживание, а рациональное взаимодействие.

                  Именно способность к саморегуляции своего поведения считается в психологии поведения высшим критерием развития нашей личности.

                   

                  womanadvice.ru

                  понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения :: SYL.ru

                  Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?

                  Поведение, как моральная категория

                  Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

                  Понятие линии поведения

                  Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

                  Понятие правил поведения, этикет

                  Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

                  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
                  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
                  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
                  • нормы и правила ведения диалога;
                  • нахождение за обеденным столом;
                  • обхождение с гостями;
                  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

                  Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

                  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
                    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
                    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

                  Психология как наука о поведении

                  Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

                  Поведение, как отражение поступков человека

                  В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.

                  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
                  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
                  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
                  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

                  Есть и другие, более сложные виды поведения.

                  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
                  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

                  Характеристика поведения

                  Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

                  • Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
                  • Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
                  • Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
                  • Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
                  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

                  Нормы поведения

                  Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

                  Воспитание подрастающего поколения

                  Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

                  • как вести себя в школе;
                  • как себя вести на улице;
                  • как себя вести в компании;
                  • как вести себя в городском транспорте;
                  • как нужно вести себя в гостях.

                  Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

                  Общественное мнение как реакция на поведение человека

                  Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

                  Оценка поведения человека

                  Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

                  Золотое правило поведения

                  Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

                  www.syl.ru

                  Поведение человека

                   

                   

                   

                   

                   

                  Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

                   

                  Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

                   

                  • внутреннее и внешнее;
                  • врожденное и приобретенное;
                  • намеренное и непреднамеренное;
                  • осознанное и неосознанное и др.

                   

                  Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

                   

                   

                  Социальное поведение человека

                   

                   

                  Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

                   

                  Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

                   

                  В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

                   

                  Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

                   

                  Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

                   

                   

                  Другие классификации

                   

                   

                  Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

                   

                  • врожденное;
                  • приобретенное;
                  • творческое.

                   

                  В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

                   

                  Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

                   

                  Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

                   

                  Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

                   

                  Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

                   

                  1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

                   

                  2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

                   

                  При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

                   

                  3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями. Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д. Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

                   

                  4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта. Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид. Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

                   

                  5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта. Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.д.

                   

                  6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

                   

                  7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

                   

                  Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

                   

                   

                  Социологические теории

                   

                   

                  Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

                   

                  Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

                   

                  Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

                   

                  Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

                   

                  Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

                   

                  Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

                   

                  Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

                   

                  Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

                   

                  Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

                   

                  Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

                  stanzdorovei.ru

                  Глава 2. Психика человека и его поведение

                  17

                  Глава 2.

                  1. Индивидуальные особенности поведения

                  Человек как продукт природы и общества - явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

                  Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологическиесвойства.

                  Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

                  1) биологических и психологических особенностей его организма;

                  2)условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

                  Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

                  1)знать их психическую жизнь;

                  2)понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

                  3)уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

                  4)уметь правильно их истолковывать.

                  Именно эти знания и навыки составляют основу социальнопсихологических качеств руководителя.

                  Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

                  Психика (греч. "душевный") свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Эточто-тонематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание.

                  Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.

                  Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек,

                  изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

                  Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

                  Различают два вида направленности человеческого поведения:

                  -реактивное;

                  -активное.

                  Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

                  Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

                  Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

                  В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек - это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

                  С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психологический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

                  С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

                  Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, - логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.

                  Такими общими потребностями и интересами являются: 1) материальные условия жизни;

                  19

                  2)интересная работа;

                  3)социальная стабильность.

                  Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять!

                  Но как?

                  Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

                  Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду - наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

                  В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:

                  1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

                  2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

                  Современное производство - это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду рядовых членов коллектива, от моральнопсихологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.

                  Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

                  Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач - вот что составляет сущность социально-организационнойфункции управления.

                  Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологическихзнаний.

                  Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

                  В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

                  Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированныхотношений между руководителем и подчиненными.

                  2. Психические процессы

                  Контакт человека с окружающим миром и его поведение протекают во времени, то есть рассматриваются как ряд разнообразных процессов и состояний. Исходными психическими процессами, связывающими человека с окружающим миром, выступают познавательные, эмоционально-чувствительныеи волевые процессы. Поведение человека определяется совокупностью психических процессов. Человек мыслит, чувствует, действует.

                  2.1. Познавательные процессы

                  Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения - источник всех

                  наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект. Такой процесс называетсянаблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них.

                  Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и

                  21

                  воспроизведении, называется памятью.

                  Высшим познавательным психическим процессом является мышление, которое является процессом отражения, процессом познания мира.

                  Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

                  От наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

                  Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли. К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

                  Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь - это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.

                  Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.

                  2.2. Эмоционально-чувственныепроцессы

                  Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

                  Эмоции - субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

                  Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

                  Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

                  По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы -

                  чувства.

                  Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либои как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию. Чувства - результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

                  Чувства в психологии - это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-историческийхарактер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

                  Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственнойжизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека - важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

                  Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

                  -нравственные;

                  -интеллектуальные;

                  -эстетические.

                  1. В нравственных чувствах отражается общественная мораль и этика (греч. "обычай"). Они могут выступать в качестве мотивов и

                  23

                  регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

                  Сильным регулятором нравственного поведения является совесть, то есть эмоционально-оценочноеотношение индивида к собственным поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

                  К нравственным категориям относят также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда и т.д.

                  2.В поведении человека большое значение имеют интеллектуальные чувства. Под ними понимают эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в разнообразных эмоциях: удивлении и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и т.п.

                  Трудовой процесс всегда включает элементы познания, поиска новых решений и протекает на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у одних замыслы надежно воплощаются в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

                  Все это не только логически осмысливается людьми, но и воспринимается ими как определенные переживания, которые и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных ситуаций возникают многообразные человеческие эмоции: положительные и отрицательные, глубокие и поверхностные.

                  3.Современное производство требует учитывать и эстетические чувства людей. В психических процессах возникают и проявляются отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

                  Эмоционально-чувственныепроцессы оказывают огромное влияние на человека как личность и на его социальную роль в обществе. "Первоначальная причина всякого поступка, - писал И.М. Сеченов, - лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна".

                  2.3. Волевые процессы

                  Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

                  Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение

                  сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

                  Воля - это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием - с другой.

                  Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

                  Воля - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

                  Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

                  Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

                  Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

                  Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

                  Оно включает в себя три основных момента: 1) выбор цели;

                  2)составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

                  3)выполнение самого действия.

                  Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

                  К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность,

                  25

                  настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие.

                  Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

                  -одни ждут указаний что и как делать;

                  -другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

                  Автономность волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

                  Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

                  Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность - это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

                  Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

                  В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

                  Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

                  Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных

                  studfiles.net