3 Этап - Психология как наука о поведении (XX вв.). Поведение в психологии это определение


3 Этап - Психология как наука о поведении (XX вв.).

Задача психологии – изучение зримого, наглядного в поведении человека, его поступков и реакций. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются.

В XX в. возникает ряд психологических направлений, в рамках которых изучается не сознание, а поведение. Среди этих направлений можно выделить следующие:

1. Функционализм. Предмет психологии — не анализ со­держания сознания, а выявление роли в приспособительском поведении тех или иных психических процессов.

Функциональная психология представляет собой попытку совместить принцип психологии сознания с дарвинской эволюционной теорией и выдвигаемым принципом приспособле­нии к среде.

Центральное положение — приспособительная функция сознания, психических феноменов, их участие в регуляции поведения.

Восприятие, мышление, внимание рассматриваются не как статические психические образования, а как активные специ­фические операции организма, подготавливающие адаптацию. Психические функции объявлены основной функцией жизнедеятельности, не менее естественные, чем физиологические, обеспечивающие выживание организма. Таким образом, путем объективного метода изучения поведения возможно изу­чение психики. Однако психологи не ставили вопрос об об­ратном влиянии поведения на психику, следовательно, им чужда идея приспосабливания (в отличие от приспособления).

2. Гормическая психология (Мак Дауголл — английский психолог в США). Горме — стремление к определенной цели. В ранних работах Дауголл определяет психологию как науку, задача которой заключается в исследовании и объяснении поведения человека с целью успешного его регулирования и приспосабливания к меняющимся условиям обстановки. По­ведение мотивируется и ориентируется умственной или психической структурой, следовательно, психолог должен изучать строение и функции психической структуры. Выделяет два аспекта в психической структуре:

  1. Побудительно-мотивационный.

  1. Познавательно-исполнительный.

Теперь у него инстинкт — врожденная связь склонности с определенной способностью. Принцип развития психической структуры он видит в усложнении этой связи.

3. Объективная психология. Основатель данного направле­ния — А.Пьерон — французский психолог в первом десятиле­тии XX в. Исходное положение его взглядов состоят в том, что живые существа имеют 2 свойства:

  1. испытывать внешние воздействия;

  1. способность действовать, осуществлять контакт с миром Соответственно, должно быть единство, т.е. психика и действие должны быть неотделимы друг от друга.

Центральное положение: психика служит для регуляции поведения. Предмет психологии — поведение. Под поведением он понимал единство регуляций, психической и исполнительной двигательной стороны во взаимодействии с окружающим миром

Объективная психология отвергает интроспекцию и объявляет объективный метод, т.е. исследование различных действий человека, что вскрывает даже неосознаваемые человеком стороны его психики.

  1. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение). Основатель — американский психолог Дж. Уотсон. Он писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти». Уотсон исключил из психологии сознание, хотя его наличие не отрицалось. А вот поведение стало центром вни­мания. Бихевиористы считают, что человек — реактивная сис­тема, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему стремится человек и чего он избегает.

  1. Психоанализ (3. Фрейд). Суть теории сводится к следу­ющим основным положениям: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обшир­ной сфере психической жизни — неосознаваемых сексуаль­ных и агрессивных побуждениях (инстинктов). Инстинкты - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Это, по взглядам 3. Фрейда, конечная причина любой активности. Бессознательное напряжение вызывает ту или иную форму поведения для того, чтобы уменьшить на­пряжение. Инстинкты, мотивы, влечения конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения.

Само же поведение, скорее, детерминировано, чем произ­вольно. Это распространяется на все, что мы делаем, чувствуем.

Итак, психоаналитическое направление подчеркивает значение бессознательных психических процессов в поведении человека.

В развитие науки о поведении определенный вклад внесли И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов и другие россий­ские психологи.

Но и в психологии поведения очень быстро наметился кри­зис, поскольку за поведением (которое исследовалось объек­тивно) все же стояли психические факты и явления (мысли, чувства, желания), которые не подвергались анализу. Изучать же поведение без чувств, мыслей и т.п. невозможно. Встал вопрос о более широком рассмотрении психических феноме­нов. Так возник новый этап в развитии психологических взглядов — этап изучения психики.

studfiles.net

что это такое в психологии

Классификация акцентуакций

"Виктимология" дословно переводится как понятие или учение о жертве. От этого произошел термин"виктимность", который в психологии означает жертвенность. К этому определению можно отнести достаточно большую группу людей современного общества, которые по своей воле или принудительно испытывают страдания, душевную или физическую боль. Взрослые индивиды склонны осознанно подвергаться виктимности ввиду своих психологических особенностей и патологий. Что касается детей и подростков, то они чаще сталкиваются с таким состоянием ввиду неблагоприятной жизненной ситуации, которая, в свою очередь, наносит отпечаток на формирование личности и не остается бесследной в период взрослой жизни.

1

Определение в психологии

Виктимность - склонность человека становиться жертвой ситуации или обстоятельств. Термин, пришедший из криминалистической литературы, мало чем отличается в психологии, оба направления сходятся в том, что, что виктимное поведение отождествляется с вызывающим или провоцирующим, когда человек осознанно или случайно становится причиной нападения, конфликта и прочих неблагоприятных ситуаций.

Не всегда страдания и боль бывают причинены другим человеком с негативными намерениями. Виктимная личность нередко получает ущерб от стихийных или военных действий, нападения диких животных или по любой другой причине. Она словно притягивает к себе неприятности.

Как наука, виктимология имеет широкое применение практически во всех социальных сферах. Люди сами не всегда это осознают, но даже градостроительство происходит с учетом максимального исключения закрытых участков. Если посмотреть на схемы новых районов, то в них практически нет мест, провоцирующих совершение преступления. Все основные улицы и места большого скопления людей стараются оснастить видеосвязью. В школах проводятся мероприятия по устранению виктимности в сознании подростков и учеников младших классов. Детям рассказывают, как защищаться от всех противоправных действий и противостоять им. Если удается выявить ребенка с подобной склонностью, то им индивидуально занимаются социологи и психологи. Устраненное и купированное виктимное поведение уменьшает возможность неприятных последствий.

В формировании таких склонностей немалую роль играют родители и близкие родственники, проживающие вместе с ребенком. Виктимные родители имеют способность подсознательно передавать свое поведение детям. Особенно это касается неблагополучных семей, в которых психика подростка и так под угрозой. Ответственные, любящие родители вызывают в глазах детей уважение и желание доверять им, в таком случае одной беседы и просьбы не садиться к незнакомому в машину или не вступать в контакт с чужими людьми бывает достаточно.

Гипертимный тип личности: особенности характера и поведения

2

Причины развития патологии

В условиях адекватной жизнедеятельности человек не может стремиться к умышленному причинению себе вреда. Поэтому виктимность в психологии считается феноменом. У истоков развития данного нарушения лежат серьезные психоэмоциональные факторы, пережитые в прошлом. Чаще всего события происходят в детстве, и пациент их не помнит. Ему тяжело осознать осознать, что именно они спровоцировали переломный момент, в результате которого изменилось отношение к происходящему и совершаемому. Выделяют несколько основных причин, ведущих к виктимизации:

  1. 1. Низкая социализация родителей. В первую очередь это семьи с небольшим доходом. В неполной семье добавляется еще и психологический фактор, когда ребенок при общении со сверстниками ощущает себя обделенным или даже ущербным. В юношеском и подростковом возрасте отпечаток на сознание накладывают все жизненные неприятности родителей и их социальная неустроенность.
  2. 2. Нарушение норм воспитания. С рождения ребенок склонен доверять родителям, они для него имеют особое значение и авторитет. Аморальное поведение, пристрастие к наркотикам и алкоголю, а также частые конфликты влекут за собой стойкое нарушение психики. Манипуляции, безразличие, отчужденность, холодность, насилие и жестокое обращение со стороны взрослых вызывают у детей проблемы с самооценкой и способностью адекватно воспринимать свою личность.
  3. 3. Социально-общественная отстраненность ребенка. Наряду с семьей огромное влияние на личность оказывают социальные взаимоотношения. На человека влияют воспитатель, учитель, одноклассники, сверстники и прочие люди, с которыми в процессе общения он обменивается опытом, индивид подвергается их восприятию и критике.

Характер в психологии: определение, свойства, типы

3

Виды виктимности

Провоцирующее поведение вызвано некоторыми особенностями в строении ядра личности. Не последнее значение имеет и тип темперамента. Наиболее подверженными виктимии являются псевдопровоцирующие, псевдоподчиняемые и неустойчивые индивиды. Последний тип темперамента вызывает агрессию у других за счет нестабильности своего поведения, не всегда адекватного отношения к окружающим. Чрезмерная вспыльчивость и оскорбительные высказывания в сторону собеседника могут породить в последнем желание отомстить за унижения или проучить.

Псебдопровоцирующие люди обычно не понимают сами, что некоторые их действия могут сыграть против них. Потенциальная жертва в виде молодой привлекательной девушки, распивающей спиртные напитки с малознакомым мужчиной, которая при этом флиртует и неоднозначно выражается, подталкивает к мыслям сексуального плана. Ее сопротивление в момент насилия может быть принято за проявление игривости и кокетства.

Псевдоподчиняемые люди - это типичные жертвы, которые, не понимая того, оказывают содействие преступнику. По какой-либо причине они не способны оказать должного сопротивления, даже когда есть шанс противостоять обидчику или предотвратить трагическое событие.

Выделяют несколько классификаций жертв, это обусловлено несколькими определяющими факторами в процессе изучения личностей с подобными нарушениями.

Виды по А. В. Мудрик:

  • реальный - дети, подростки, молодые девушки, инвалиды и т. д.;
  • потенциальный - люди с определенными акцентуациями личности и имеющие психические отклонения;
  • латентный - индивиды без проявлений, но имеющие задатки (факторами развития виктимности становятся низкая социализация семьи, психологические травмы в детстве и прочие).

Д. В. Ривман дает более подробное деление виктимов на виды, учитывая возраст, пол, вид преступления, степень насилия и аналогичные факторы. В своей градации он выделяет:

  • агрессивные жертвы (агрессивные насильники и агрессивные провокаторы) - личности, в поведении которых возможно нападение на причинителя вреда или проявление агрессии в иных формах — оскорбление и т. д.;
  • активные и инициативные - жертвы, привлекающие к себе опасность несознательно;
  • пассивные - способные оказать сопротивление, но по какой-то причине потакающие преступнику;
  • некритичные - привлекающие опасность ввиду своей некомпетентности или слабоумия.

Чаще можно встретить следующую общепринятую классификацию видов виктимов:

  • универсальный, или девиантный - имеющий определенный набор личностных качеств, делающих человека уязвимым перед опасностью;
  • избирательный - подверженный к конкретному виду преступлений;
  • ситуативный - индивид, изначально имеющий средний потенциал к виктимности, но попавший в определенные обстоятельства и не оценивший исход ситуации;
  • случайный - жертвы стечения обстоятельств;
  • профессиональный, или ролевой - подверженный опасности в виду профессиональной деятельности;
  • массовый - люди, обладающие потенциалом уязвимости, существующий у населения в целом и отдельных его групп, опасный для индивидов поведенческий компонент; включает реализованный и потенциальный виды;
  • групповой - отдельная категория лиц, подверженная общим факторам виктимности (территориальный, религиозный, этнический и т. д.).

Истероидный тип личности: особенности характера и коррекция поведения

4

Особенности поведения

Все виктимы имеют характерное поведение, которое заставляет обратить на них внимание. Помимо постоянных неудач и прочих негативных обстоятельств в их жизни, им свойственны нерешительность и застенчивость. В коллективе такие личности теряют ориентацию в пространстве, задумчивы, мало участвуют в социальной жизни и имеют низкую работоспособность. При этом личности свойственны такие качества, как ответственность и добросовестность, что делает их всегда готовыми к подчинению в стрессовой ситуации.

Неадекватно заниженная самооценка проявляется постоянно плохим настроением, рассуждениями о не состоявшейся жизни и словами жалости к собственной персоне. Окружающие замечают уныние и недовольство обстоятельствами. Они ищут виноватых во всех своих бедах, но никогда не признают собственной ответственности. Отсутствие друзей, критика со стороны, не сданный экзамен, увольнение с работы и другие аналогичные ситуации не вызывают ничего, кроме чувства жалости к себе.

Виктимная личность имеет подозрительную склонность к подчинению, она всегда старается найти в обществе человека, значительно сильнее себя в эмоционально-психическом плане и во всем ему потакать. Перед ним виктимы исполнительны и ответственны, особенно когда чувствуют его покровительство и защиту. Имеют неустойчивый психотип, склоны к частым перепадам настроения. Апатия и скромность могут сменяться импульсивностью и даже агрессией. Раздражительность и потеря самообладания не поддается с их стороны контролю, и они не могут остановиться даже в момент серьезной опасности. Это является способностью человека "притягивать" к себе обстоятельства, в которых он становятся жертвой преступления.

Больные люди имеют повышенный уровень тревожности. Она выражается во всем, начиная с недовольства своим внешним видом и заканчивая потерей интереса к окружающему миру. Пессимистичный настрой на все происходящее ввергает их в состояние постоянного стресса, развивается хроническая депрессия. Постепенно общее здоровье ухудшается, к этому приводит нервно-эмоциональное истощение. Начинаются проблемы с сердцем и сосудами, часто обостряются хронические заболевания. Личности с виктимным поведением имеют повышенное потоотделение и нервозность в походке и жестикуляции.

В любых социальных ситуациях и контактах с окружающими людьми они не могут позволить себе самостоятельно отойти от сформированных стереотипов. Но страх за неправильность собственных суждений подталкивает их к беспрекословному подчинению другим людям. Виктимов легко в чем-то убедить, даже если это не в их пользу, они поддаются из-за своей робости. Отличаются высокий доверчивостью, в том числе к совершенно незнакомым людям. Стрессовые ситуации становятся для них утопией. Лица с таким психологическим отклонением неспособны принимать самостоятельных решений, поэтому часто идут на поводу у своего обидчика, условно нормально реагируют на применяемую против них силу.

Учитывая, что явление виктимности в психологии считается патологическим состоянием, не надот относиться к такому человеку с жалостью и стараться его понять. Подобные отклонения от нормы должен лечить специалист, в противном случае череда неудач в его жизни никогда не прервется. Пациент должен осознать свое психическое расстройство. Лечение проходит в несколько этапов, и самое сложное - это смена мировоззрения и отношения к себе и реальности. В процессе терапии нередко происходит кардинальная смена темперамента.

neurofob.com

Психология как наука о поведении

Статьи по психологии Общая психология Психология как наука о поведении

Введение в общую психологию. Ю.Б. Гиппенрейтер. Лекция 4. Психология как наука о поведении

Факты поведения.Бихевиоризм и его отношение к сознанию;Требования объективного метода —Программа бихевиоризма;Основная единица поведения;Теоретические задачи; Экспериментальная программа.Дальнейшее развитие бихевиоризма.Его заслуги и недостатки.

Мы переходим к следующему крупному этапу в развитии психологии. Он ознаменовался тем, что в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения.

Что же имеют в виду, когда говорят о фактах поведения, и чем они отличаются от уже известных нам явлений сознания? В каком смысле можно говорить, что это разные области фактов (а некоторыми психологами они даже противопоставлялись)?

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.

Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека. Это нужно сделать по нескольким основаниям. Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии. Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию. В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, — обратимся к анализу конкретных примеров.

Я разберу с вами два отрывка из произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, больших мастеров художественного описания и поведения людей и их психологического мира в целом.

Первый отрывок взят из романа «Война и мир». В нем описывается первый бал Наташи Ростовой. Вы помните, наверное, то смешанное чувство робости и счастья, с которым Наташа приезжает на свой первый бал. Откровенно говоря, я собиралась использовать этот отрывок раньше, когда искала описания состояний сознания. Однако в нем оказалось и нечто большее.

«Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица <…> у ней была одна мысль: «Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины» <…>

Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.

— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee, Ростова молодая, пригласите ее, — сказал он.— Где? — спросил Болконский <…>

Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в лицо князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

— Позвольте вас познакомить с моей дочерью, — сказала графиня краснея.— Я имею удовольствие быть знакомым <…> — сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном <…> подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой» [112, т. V, с. 209—211].

Итак, мы действительно сталкиваемся здесь с внутренними переживаниями Наташи: она с нетерпением ждет приглашение на танец, в то же время ею начинает овладевать отчаяние; она в своем воображении уже представила, как хорошо и весело с ней будет танцевать, и это еще больше усиливает ее чувства досады и обиды, она чувствует себя одинокой и никому не нужной, а после приглашения на танец — переполняется счастьем.

Но что еще мы находим в этом небольшом отрывке, помимо описаний внутренних состояний мыслей и чувств Наташи?

А еще мы читаем, что Наташа стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание, глядя испуганными, блестящими глазами перед собой.

Мы обнаруживаем дальше, что князь Андрей подходит с веселой улыбкой. Что графиня краснеет, представляя свою дочь. Следует учтивый низкий поклон князя. Итак, мы сталкиваемся с дыханием, жестами, движениями, улыбками и т. п.

Когда Дж. Уотсон (о котором мы будем говорить подробнее позже) заявил, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения, т. е. тем, что имеет внешнее выражение, а следовательно, в конечном счете движениями мышц и деятельностью желез, то первый, кто возразил ему, был Э. Титченер. Он сказал: «Все, что не может быть передано в терминах сознания, не есть психологическое». Например, телесные реакции относятся к области не психологии, а физиологии.

Насколько был прав Дж. Уотсон, мы обсудим немного позже. А сейчас разберем, насколько был прав Э. Титченер (а в его лице и вся психология сознания) в этом своем упреке Уотсону.

Конечно, дыхание — физиологический процесс, и блеск глаз определяется вегетативными процессами, и «готовые слезы» — результат усиленной деятельности слезных желез, и походка князя Андрея — не что иное, как «локомоторная функция» его организма. Но посмотрите, как все эти физиологические реакции, процессы, функции «говорят» психологическим языком!

Сдерживаемое дыхание, взгляд прямо перед собой выдает не только волнение Наташи, но и старание овладеть собой, не выдать своего состояния, как этого требовали правила хорошего тона. Больше того, мы узнаем, что и волнения Наташи, и борьба с ними были прочитаны князем Андреем по тем же внешним признакам. А это уже, простите, совсем не физиология.

А сам князь Андрей? Несколько скудных, но точных штрихов сообщают нам о нем очень многое. Он с «веселым выражением лица» направляется к Ростовым. Заметьте, не напряженной походкой и не на подгибающихся ногах, а с «веселым выражением лица»! Этот штрих сразу показывает нам уверенность князя, легкость, с которой он чувствует себя в свете, доброжелательную готовность помочь Наташе. В его учтивом и низком поклоне сквозит смесь галантности и, пожалуй, легкой игры, впрочем заметной только ему одному. И наконец, этот последний жест князя — он заносит руку прежде, чем договорил приглашение, — тоже говорит о многом.

Еще раз спросим себя: имеют ли все эти внешние проявления важное психологическое значение?

Несомненно! Они одновременно и неотъемлемая сторона внутреннего состояния; и непосредственное выражение характера человека, его опыта и его отношений; и предмет собственного контроля; и средства общения между людьми — язык, говорящий часто гораздо больше, чем можно сообщить с помощью слов.

Представим на минуту, что люди полностью утратили интонации, мимику, жесты. Что они начали говорить «деревянными» голосами, двигаться наподобие роботов, перестали улыбаться, краснеть, хмурить брови. Психолог в мире таких людей потерял бы большую часть своих фактов.

Но обратимся ко второму примеру. Это отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Игрок».

Дело происходит за границей на водах, в Швейцарии, куда прибывает русская помещица, богатая московская барыня 75 лет. Там же находятся ее родственники, которые с нетерпением ждут телеграммы о ее кончине, чтобы получить наследство. Вместо телеграммы прибывает она сама, полная жизни и энергии. Правда, она парализована, и ее уже несколько лет катают в коляске, но умирать она не собирается, а приехала посмотреть сама, что происходит в ее шумном семействе.

Между прочим, бабушка, или «lа baboulinka», как ее называют на французский манер, заинтересовывается рулеткой и просит отвезти ее в игорный дом. Там она некоторое время наблюдает за игрой и просит объяснить систему ставок и выигрышей. Ей, в частности, объясняют, что если ставят на zero и выходит zero, то платят в тридцать пять раз больше.

« — Как в тридцать пять раз, и часто выходит? Что ж они, дураки, не ставят?— Тридцать шесть шансов против, бабушка.— Вот вздор!.. Она вынула из кармана туго набитый кошелек и взяла из него фридрихсдор. — На, поставь сейчас на zero.— Бабушка, zero только что вышел <…> стало быть теперь долго не выйдет. Вы много проставите; подождите хоть немного.— Ну, врешь, ставь!— Извольте, но он до вечера, может быть, не выйдет, вы до тысячи проставите, это случалось.— Ну, вздор, вздор! Волков бояться — в лес не ходить. Что? Проиграл? Ставь еще!

Проиграли и второй фридрихсдор; поставили третий. Бабушка едва сидела на месте, она так и впилась горящими глазами в прыгающий … шарик. Проиграли и третий. Бабушка из себя выходила, на месте ей не сиделось, даже кулаком стукнула по столу, когда крупер провозгласил «trente six»[1] вместо ожидаемого zero.

— Эк ведь его! — сердилась бабушка. — Да скоро ли этот зеришка проклятый выйдет? Жива не хочу быть, а уж досижу до zero <…> Алексей Иванович, ставь два золотых за раз! <…>— Бабушка!— Ставь, ставь! Не твои.

Я поставил два фридрихсдора. Шарик долго летал по колесу, наконец стал прыгать по зазубринам. Бабушка замерла и стиснула мою руку, и вдруг — хлоп!

— Zero, — провозгласил крупье.— Видишь, видишь! — быстро обернулась ко мне бабушка, вся сияющая и довольная. — Я ведь сказала, сказала тебе! <…> Ну, сколько же я теперь получу? Что же не выдают?..— Делайте вашу ставку, господа — <…> возглашал крупер…— Господи! Опоздали! Сейчас завертят! Ставь, ставь! — захлопотала бабушка. — Да не мешкай, скорее, — выходила она из себя, толкая меня изо всех сил.— Да куда ставить-то, бабушка?— На zero, на zero! Опять на zero! Ставь как можно больше! <…> <…> Еще! еще! еще! ставь еще! — кричала бабушка. Я уже не противоречил и, пожимая плечами, поставил еще двенадцать фридрихсдоров. Колесо вертелось долго. Бабушка просто дрожала, следя за колесом. «Да неужто она и в самом деле думает опять zero выиграть?» — подумал я, смотря на нее с удивлением. Решительное убеждение в выигрыше сияло на лице ее…— Zero! — крикнул крупер.

— Что!!! — с неистовым торжеством обратилась ко мне бабушка. Я сам был игрок; я почувствовал это в ту самую минуту. У меня руки-ноги дрожали, в голову ударило <…>

На этот раз бабушка уже не звала Потапыча <…> Она даже не толкалась и не дрожала снаружи. Она, если можно так выразиться, дрожала изнутри. Вся на чем-то сосредоточилась, так и прицелилась…» [35, т. 5, с. 263—265].

В этом ярком отрывке уже нет ни одного слова о состояниях сознания. Богатый, психологически насыщенный образ бабушки раскрывается Ф. М. Достоевским с помощью показа исключительно ее поведения.

Здесь уже знакомые нам «горящие глаза», которыми бабушка впивается в прыгающий шарик, и отдельные жесты и движения: она стискивает руку своего попутчика, толкает его изо всех сил, бьет кулаком по столу.

Но главное — это действия бабушки. Именно они раскрывают нам ее характер. Мы видим своевольную и в то же время по-детски наивную старую женщину: «Что ж они, дураки, не ставят?» — непосредственно реагирует она на объяснение, и потом уже никакие советы и доводы на нее не действуют. Это эмоциональная, яркая натура, легко зажигающаяся, упорная в своих желаниях: «Жива не хочу быть, а уж досижу до zero!» Она легко впадает в рискованный азарт, помните: «Она даже … не дрожала снаружи. Она … дрожала изнутри». Начав с одной монеты, она ставит в конце игры тысячи.

В целом образ бабушки оставляет впечатление широкой русской натуры, искренней, прямой, очень эмоциональной. Этот образ одновременно и очаровывает и взбадривает читателя. И всего этого автор достигает показом только одного — поведения своей героини.

Итак, ответим на один из поставленных ранее вопросов: что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.; во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третьих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл, в наших примерах — просьба Пьера, приглашение князя на танец, приказы бабушки: «Ставь на zero».

Наконец, это поступки — еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой.

В последнем примере бабушка совершает поступок, начав играть в рулетку, и играть азартно. Кстати, на следующий день она совершает еще один поступок: возвращается в игорный зал и проигрывает все свое состояние, лишая средств к жизни и себя, и своих нетерпеливых наследников.

Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

Вот к каким выводам приводит рассмотрение фактической стороны дела. А теперь вернемся к развитию науки.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло очень важное событие, названное «революцией в психологии». Оно было соизмеримо с началом той самой новой психологии В. Вундта.

В научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» (от англ, behaviour — «поведение»). Публикация Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии.

Какие основания были у Дж. Уотсона для его заявления? Первое основание — это соображения здравого смысла, те самые, которые привели и нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека.

Второе основание — запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, особенно в США. Это была эпоха бурного развития экономики. «Городское население растет с каждым годом <…> — писал Дж. Уотсон. — Жизнь становится все сложнее и сложнее <…> Если мы хотим когда-либо научиться жить совместно <…> то мы должны <…> заняться изучением современной психологии» [114, с. XVIII].

И третье основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.

Вопрос о методе был одним из главных для нового направления, я бы сказала даже основным: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей. В то же время факты сознания доступны только самому переживающему субъекту, и доказать их достоверность невозможно.

Итак, третьим основанием для смены ориентации психологии было требование естественнонаучного, объективного метода.

Каково же было отношение бихевиористов к сознанию ? Практически это уже ясно, хотя можно ответить на этот вопрос словами Дж. Уотсона: «Бихевиорист… ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения» 1115, с. 437].

Как понять эти слова Уотсона? Действительно ли он считал, что сознания нет? Ведь, по его же словам, В. Джемс «убедительно описал» поток сознания. Ответить можно так: Дж. Уотсон отрицал существование сознания как представитель научной психологии. Он утверждал, что сознание не существует для психологии. Как ученый-психолог, он не позволял себе думать иначе. То, чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению.

Новые идеи часто появляются в науке в напряженной и несколько затрубленной форме. Это естественно, так как они должны пробить себе дорогу через идеи, которые господствуют в настоящий момент.

В отрицании Дж. Уотсона существования сознания и выразилась такая «грубая сила» идей, которые он отстаивал. Надо заметить, что в отрицании сознания был главный смысл бихевиоризма и в этом же пункте он в дальнейшем не выдержал критики.

Итак, до сих пор мы говорили о заявлениях и отрицаниях. Какова же была положительная теоретическая программа бихевиористов и как они ее реализовали? Ведь они должны были показать, как следует изучать поведение.

Сегодня мы задавали себе вопрос: «Что такое поведение?» — и отвечали на него по-житейски. Дж. Уотсон отвечает на него в научных понятиях: «Это — система реакций». Таким образом, он вводит очень важное понятие «реакция». Откуда оно взялось и какой смысл имело?

Дело все в том, что естественнонаучная материалистическая традиция, которую вводил бихевиоризм в психологию, требовала причинных объяснений. А что значит причинно объяснить какое-либо действие человека? Для Дж. Уотсона ответ был ясен: это значит найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S — R (стимул — реакция).

«…Бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах», — пишет Дж. Уотсон [ 115, с. 436|.

Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S — R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:

  • выявить и описать типы реакций;
  • исследовать процесс их образования;
  • изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.

В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.

Между прочим, здесь напрашивается параллель с В. Вундтом. Ведь он также начал с выявления единиц (сознания), поставил задачу описать свойства этих единиц, дать их классификацию, изучить законы их связывания и образования в комплексы. Таким же путем идет и Дж. Уотсон. Только он выделяет единицы поведения, а не сознания и намеревается собирать из этих единиц всю картину поведения человека, а не его внутреннего мира.

В качестве примеров Дж. Уотсон сначала приводит действительно элементарные реакции: поднесите быстро руку к глазам — и вы получите мигательную реакцию; рассыпьте в воздухе толченый перец — и последует чихание. Но затем он делает смелый шаг и предлагает представить себе в качестве стимула новый закон, который вводится правительством и который, предположим, что- то запрещает. И вот, бихевиорист, по мнению Уотсона, должен уметь ответить, какая последует общественная реакция на этот закон. Он признается, что бихевиористам придется работать долгие и долгие годы, чтобы уметь отвечать на подобные вопросы.

Нужно сказать, что в каждой теории есть разные составные части. Например, есть постулаты — нечто вроде аксиом; есть более или менее доказанные положения; наконец, есть утверждения, основанные на одной вере. В число последних обычно входит убеждение, что данная теория может распространиться на широкую сферу действительности. Как раз такие элементы веры заключены в заявлении Дж. Уотсона о том, что бихевиористы смогут объяснить с помощью связки S — R все поведение человека и даже общества.

Рассмотрим сначала, как реализовалась программа в ее теоретической части.

Дж. Уотсон начинает с описания типов реакций. Он выделяет прежде всего реакции врожденные и приобретенные.

Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них такие, как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и разные другие.

Как же расширяется поток активности, по каким законам приобретаются новые, не врожденные реакции? Здесь Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева, как раз незадолго до того опубликованным. В них содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как они назывались в то время, «сочетательных», рефлексов. Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Вспомним схему образования условного рефлекса.

Безусловный стимул (Sб) вызывает безусловную реакцию (Rб). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (Sу), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул (рис. 1).

Например, мать гладит ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже — безусловный стимул, улыбка на прикосновение — безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

А как же образуются сложные реакции? По Уотсону, путем образования комплексов безусловных реакций.

Предположим, имеется такая ситуация: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй — вторую, третий — третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций (рис. 2).

Схема процесса выработки условной реакции. Схема процесса выработки сложной реакции (по Уотсону)

Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уотсона, сложные цепи, или комплексы, реакций. Если вдуматься в это его утверждение, то станет ясно, что оно абсолютно неверно. В действительности из приведенной схемы невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм, по концепции Дж. Уотсона, располагает только арсеналом безусловных реакций.

Один современный математик-кибернетик, М. М. Бонгардт, на этот счет замечал, что никакие раздражители и никакие их сочетания никогда бы не привели по схеме образования условных реакций, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах.

И в самом деле, безусловной реакцией на свет может быть мигание, на звук — вздрагивание, на пищевой раздражитель — выделение слюны. Но никакое сочетание (цепь или комплекс) подобных безусловных реакций не даст хождения на задних лапах. Эта схема не выдерживает никакой критики.

Теперь об экспериментальной программе Дж. Уотсона. Он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти.

«До смерти», по-видимому, не была прослежена бихевиористами жизнь ни одного человека, а вот к «колыбели» Дж. Уотсон обратился. Он обосновал свою лабораторию в Доме ребенка и исследовал, как я уже говорила, новорожденных детей и младенцев.

Один из вопросов, который его интересовал, был следующий: какие эмоциональные реакции врожденны у человека и какие нет? Например, на что появляется страх у новорожденного ребенка? Этот вопрос особенно интересовал Дж. Уотсона, поскольку, согласно его замечанию, жизнь взрослых полна страхов.

Не знаю, действительно ли страшно было жить в те годы в Америке, но Дж. Уотсон приводит на этот счет целый перечень примеров: знакомого мужчину, который бледнеет при виде пушки; женщину, которая впадает в истерику, когда в комнату влетает летучая мышь; ребенка, который буквально парализуется страхом при виде механической игрушки. «Что же все эти страхи: врожденны или нет?» — задает себе вопрос Уотсон.

Чтобы ответить на него, он проводит в Доме ребенка следующие эксперименты.

Младенец лежит на матрасике, и Уотсон неожиданно выдергивает из-под него этот матрасик. Ребенок раздражается криком, несмотря на то, что утешительница-соска находится у него во рту. Итак, потеря опоры — первый стимул, который вызывает безусловную реакцию страха.

Следующая проба: около кроватки навешивается железный брусок, по которому экспериментатор, Уотсон, бьет изо всех сил молотком. У ребенка прерывается дыхание, он резко всхлипывает и затем разражается криком. Таким образом, на громкий неожиданный звук следует та же реакция испуга. Вот два безусловных стимула, которые вызывают реакцию страха, других же таких стимулов Уотсон не находит.

Он перебирает разные «стимулы», например устраивает перед ребенком на железном подносе костер — никакого страха!

Ребенку показывают кролика — он тянется к нему ручками.

Но может быть есть врожденный страх перед мышами? Пускают вблизи ребенка белую мышку — не боится.

Может быть, кролика и мышки ребенок не боится потому, что они пушистые, приятные? Дают ему в руки лягушку — с удовольствием ее исследует!

У многих животных есть врожденный ужас перед змеями. Дают ребенку змееныша (неядовитого, конечно) — никакого страха; опять интерес и удовольствие! Подводят большую собаку, голова которой размером чуть ли не со всего ребенка, — он очень добродушно тянется к ней. Итак, никаких страхов.

Но Дж. Уотсон продолжает свои опыты с целью показать, как образуются все эти страхи, которые одолевают взрослых.

Сидит ребенок, играет в кубики. Экспериментатор помещает стальной брусок сзади него. Сначала показывают ребенку кролика — тот тянется к нему. Как только ребенок прикасается к кролику, Уотсон резко бьет молотком по бруску. Ребенок вздрагивает и начинает плакать. Кролика убирают, дают кубики, ребенок успокаивается.

Снова вынимают кролика. Ребенок протягивает к нему руку, но не сразу, а с некоторой опаской. Как только он прикасается к кролику, экспериментатор снова бьет молотком по бруску. Снова плач, снова успокаивают. Снова извлекают кролика — и тут происходит нечто интересное: ребенок приходит в беспокойство от одного вида кролика; он поспешно отползает от него. По мнению Уотсона, появилась условная реакция страха!

В заключение Дж. Уотсон показывает, как можно излечить ребенка от нажитого страха.

Он сажает за стол голодного ребенка, который уже очень боится кролика, и дает ему есть. Как только ребенок прикасается к еде, ему показывают кролика, но только очень издалека, через открытую дверь из другой комнаты, — ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика также во время еды, но немного ближе. Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях. [116].

Надо сказать, что бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека.

Например, обсуждая проблемы полового воспитания ребенка, Дж. Уотсон обращается к экспериментам на крысах.

Эти эксперименты состояли в следующем. Брался длинный ящик; в один конец отсаживался самец, в другой — самка, а посередине на полу были протянуты провода с током. Чтобы попасть к самке, самец должен был пробежать по проводам. В экспериментах мерили, какую силу тока он выдержит и побежит, а перед какой отступит. А потом сделали наоборот: отсадили самку и стали смотреть, какую силу тока преодолеет она. Оказалось, что самки бежали при токе большей силы! На основе этого маленького «урока биологии» Дж. Уотсон предостерегает матерей, от ошибочного мнения, что их девочки не интересуются мальчиками [116].

Скажу несколько слов о дальнейшем развитии бихевиоризма. Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S-R для объяснения поведения: как правило, «S» и «R» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним он отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Например, о наличии цели у животного, согласно Э. Толмену, можно говорить в том случае, если животное: во-первых, обнаруживает поисковую активность, пока не получит определенный объект; во-вторых, при получении объекта прекращает активность; в-третьих, при повторных пробах находит к объекту путь быстрее. Итак, по перечисленным признакам можно сказать, что получение данного объекта составляло намерение, или цель, животного. Признаки же эти есть не что иное, как свойства поведения, а к сознанию обращаться нет никакой необходимости.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898), или оперантных (Б. Скиннер, 1938).

Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое- либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством.

Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.

Прием этот давно знаком дрессировщикам, а также практически освоен воспитателями. В необихевиоризме же он впервые стал предметом экспериментально-теоретических исследований. Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Отсюда бихевиори- сты делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко детерминировано, что человек в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Все эти выводы в конечном счете были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития.

Надо сказать, что это требование рухнуло под влиянием жизни. Американский психолог Р. Хольт в 60-х гг. нашего века опубликовал статью под названием «Образы: возвращение из изгнания», в которой он, рассматривая возможность появления в условиях космического полета иллюзий восприятия, писал: «…на практичных людей едвали произведут впечатление суждения о том, что образы не заслуживают изучения, поскольку это «менталистские феномены» и их нельзя экспериментально исследовать на животных… теперь наш национальный престиж может зависеть также от наших знаний о тех условиях, которые вызывают галлюцинации» 1127, с. 59].

Таким образом, даже в американской психологии, т. е. на родине бихевиоризма, в последние десятилетия была понята необходимость возвращения к сознанию, и это возвращение состоялось.

Несколько заключительных слов о бихевиоризме.

Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. Во-первых, он внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел объективный метод — метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевиористского направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Но основной недостаток бихевиоризма, как я уже подчеркивала, состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.

[1] Тридцать шесть (фр.).

Источник: "Введение в общую психологию" Ю.Б. Гиппенрейтер.

1vc0.ru