Александр Любимов
Фраза «невербальная коммуникация» звучит красиво, но из чего именно состоит эта самая «невербальная коммуникация», при помощи чего она происходит? Основные инструменты
Естественно, невербальная информация будет передаваться и при помощи позы, ритма, дыхания, направления взгляда, положения в пространстве, изменения цвета кожи и прочих вещей, но основные всё-таки жесты, мимика и голос. Начнём с жестов.
Так как жесты являются языком общении, мы их вполне понимаем. Только интуитивно, бессознательно. Так что самый простой способ понять смысл жеста – это вывести его на осознание. Только не надо логических выкладок: руки за спиной, значит что-то скрывает, открытые ладони обозначают честность и т.д. - ориентируйтесь на внутреннее понимание. Вот такое вот сложное задание. Первая и самая простая тренировка – наблюдать за другими людьми и стараться понять, что при помощи этого жеста они хотят передать. И что он обозначает для вас.
Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать? Словами. Без этих невербальных штучек. Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает. Итак, что дают жесты во время общения. Первое: они позволяют сделать выступление более эмоционально окрашенным, задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор. Второе: жесты позволяют лучше понять содержимое. Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит. Третье: при помощи жестов можно «адресовать» информацию, сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров. Четвёртое: жесты помогают структурировать информацию. Разложить по полочкам. Как это конкретно сделать – дальше. Но в начале немного теории.
Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть. Они такие, «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.
Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические.
Напоминаю, что визуальный, кинестетический и аудиальный - основные модальности восприятия. Визуальный - связанный со зрением, аудиальный - со звуком, кинестетический - с телом и чувствами. Просто типы информации и способы их обработки.Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или «указывает» на реального человека или предмет, чтобы было понятно, о ком или чём речь: «Эта машина выглядит отлично».
Плакаты с кинестетическим и визуальным жестами.Кинестетические жесты же передают состояние, энергию, показывают конкретное действие. Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи обычно обозначается положение образа: «Картинка расположена вот здесь». В большинстве случаев оценка: интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся при помощи мимики и голоса. Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки, плеч.
При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится: если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.
Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.
При помощи указующих жестов можно сделать важную вещь - показать,
- Я важен. - Вы важны. - Это (информация) важно. Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.
Я, ты, информация.При сообщении о себе направление пальцев или кистей рук к себе. Если про других - направление рук, пальцев на слушателя или слушателей.
Ещё это можно передать при помощи направления взгляда или подбородка.Когда говорят о чём-то абстрактном или отсутствующем в комнате - жесты в сторону.
Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличны – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.
Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо. Думаю: указательный палец у виска. Слушаю: и жест на ухо. Размышление: покачивание расслабленной ладонью в области виска Последовательное действие: вращательные движения кистями. А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.
Уго Чавес: «Я наблюдаю за тобой». Александр Филиппенко: «Я думаю». Оксана Фёдорова: «Это вот так меня достало».Тут достаточно однозначно описать не получится, смысл жеста будет зависеть ещё и от выражения лица, голоса, наклона туловища, направления взгляда и т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего, вероятно. Как я и обещал, я буду описывать основные принципы.
Визуально – чем важнее, тем выше и шире.Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. Можно важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто «взвешивают» чувство.
Еще одна важная характеристики оценки – уровень уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.Сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Так же жестами «зажумчивости» - палец или рука у рта.Уверенность – четкими направленными движениями.
Фидель Кастро: - Мы однозначно не согласны. Михаил Жванецкий: - Непонятная штука.К уверенности близка демонстрация искренности: «Я верю в то, что говорю». Можно ладонью или ладонями в области сердца. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: «От души говорю». Ещё один вариант – расслабленные раскрытые ладони в сторону слушателя или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно».
Согласие передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Так же для демонстрации согласия используют «большой палец вверх» и «ОК». Для не согласия обычно используют отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.
Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений: иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.
Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение: неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.
Анжелина Джоли: «Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать». Мила Йовович: «Я волнуюсь».Другое дело, что когда во время разговора человек начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце - это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками. Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства: например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.
Статья:: Значения жестов
Видео:: Визуальные и кинестетические жесты
Вебинар:: Невербальные Сообщения
Тренинг:: Мастерство Коммуникации
Тренинг:: Работа с Аудиторией
nlp.trenings.ru
Что максимально раскрывает характер человека? В том числе и на фотографии? Никто не будет спорить - мимика и жесты. И чем ярче это будет передано на фотографии – тем более сильное впечатление на зрителя она произведет. Фотографические портреты, в том числе и групповые, на которых люди изображены в застывших позах, с невыразительной мимикой и скучными взглядом вряд ли у кого вызовут интерес. Эти снимки можно показывать только в качестве примера того, как не нужно снимать.
Встает вопрос: как учитывать жесты, мимику, взгляд для того, чтоб фото не оказалось напрочь испорченным?
Жесты играют огромную роль в построении композиции производственных и бытовых снимков, а так же портретов, которые нельзя назвать постановочными. Жесты - это ведь и есть движение. А движение передает характер человека.
Когда вы делаете такие снимки, внимательно следите за руками, за корпусом того, кого снимаете. Важно, чтобы положение тела и движения были естественны, привычны и функционально оправданы для деятельности этого человека. Например, землекоп, копающий землю, должен держать лопату привычно и естественно. И поза его должна быть такой, как и подобает землекопу, а не просто человеку, взявшему в руки лопату.
Скучным и невыразительным будет портрет человека, которого вы сфотографировали с застывшим, «каменным» лицом, в отрешенной и безучастной позе. А вот по активной мимике на снимке можно очень многое сказать и об этом человеке, и о ситуации, в которой вы его застали при фотографировании.
Жесты и мимику на снимке нужно умело сочетать. Например, вы снимаете медсестру, делающую внутривенную инъекцию. Ее взгляд должны быть сосредоточенным и направленным на ту точку на руке пациента, куда вводится игла. Зритель должен почувствовать всю напряженность и важность момента, который вы остановили на своем снимке. Делая подобные фотографии, нельзя допускать «позирования» - когда человек лишь имитирует то, что он должен делать. Совершенно недопустимо тут чтобы человек смотрел в объектив вашего аппарата. Это напрочь лишает снимок естественности.
Поза, жесты, мимика, взгляд – всё это передает атмосферу происходящего, раскрывает образ, характер человека, который является героем вашего снимка. Если вы всё это будете грамотно учитывать - успех вам обеспечен.
www.takefoto.ru
Как распознать обман на языке жестов и мимики
Так не поранит острый нож, Как ранит подлой сплетни ложь.
Брант С.
Тело человека совершенно и подчиняется своему обладателю,
однако даже самый стойкий человек не в состоянии полностью контролировать свои эмоции, которые находят выражение в жестах и мимике. Если узнать этот язык, то распознать обман не составит труда.
Но при этом нужно учитывать, что одинаковых людей нет и, так как лжем мы по-разному, то и мимика у каждого своя. Обман можно заметить и распознать в том случае, когда он эмоционален. Эмоции способствуют более активному проявлению мимики, но подтверждение обмана, требующего напряжения и самоконтроля, нужно искать в совокупности речи, жестов и мимики.
Скрытое или явное напряжение можно заметить, если внимательно присмотреться к левой стороне тела, которая контролируется мозгом хуже, чем правая. Левое полушарие обеспечивает работу ума и отвечает за речь, а правая ответственна за воображение и эмоции. Из-за того, что оба полушария работают одновременно, то правое полушарие отражается на работе левой части тела, а левое – на правой.
На неискренность чаще всего указывает несогласованность действий частей тела. Лицо тоже вынуждено проявлять двоякие эмоции: те, которые человек стремится показать, и те, что желает скрыть. Поэтому язык мимики и жестов выглядит ассиметрично. Типичный пример – это когда человек улыбается лишь одним уголком рта. Самое любопытное заключается в том, что отрицательные эмоции более заметны именно на левой стороне лица, тогда как положительные отражаются равномерно.
Обман вызывает напряжение, что вызывает определенные изменения в мимике. Меняется цвет лица, напрягаются отдельные мышцы, из-за чего может дергаться веко, бровь, сжиматься уголки губ. Также человек неосознанно может тянуться к лицу, стремиться потереть кончик носа, глаза, как бы на подсознательном уровне закрываясь от происходящего.
Понять, насколько комфортно ощущает себя собеседник, можно по зрачкам его глаз: если они активно двигаются, человек собирается солгать, хотя при должном самообладании этот признак может не действовать. Это же касается отведения глаз, что чаще всего воспринимается как признак обмана. Сужение зрачков свидетельствует о недовольстве.
Мимика и жесты лжи находятся в тесной связке. Обманывая, человек может неосознанно прятать руки в карманы или за спину или же наоборот, активно жестикулировать.
Подтвердить или опровергнуть обман может поза собеседника. Чем более она неестественна, тем более ему неудобна сложившаяся ситуация. Об этом же говорит частая смена позы и попытка найти более удобное положение.
Движения. Человек, который говорит правду, наклоняется в сторону собеседника, лжец наоборот отдаляется. Во время общения многие неосознанно используют зеркалирование – повторяют жесты визави. Когда человек лжет, эта подсознательная реакция угнетается. Неспокойное положение рук (приглаживание волос, поправка галстука, желание сжать что-нибудь) также выдают лжеца.
Сопровождает мимику и жесты речь. Уклончивые ответы на поставленные вопросы, косноязычие, дополнительные фразы типа «честно говоря», «мне можно верить», «с вами я абсолютно откровенен», — все это лишь подчеркивает неискренность.
9 жестов лжи
Прежде чем начать рассматривать жесты, с помощью которых можно определить лжеца, необходимо уточнить, что сведения справедливы в двух направлениях, то есть если человек слушает как другой врет и при этом прикрывает рот — это может служить явным свидетельством его недоверия к словам собеседника.
1 жест — Прикрытие рта рукой
Самая опасная картина для человека выступающего перед аудиторией — все его слушатели держат руки у рта. Выпутаться из ситуации можно спросив у слушателей о их возражениях, но этот способ подойдет если вы будете уверены в достоверности информации или сможете ответить на вопросы таким образом, чтобы вернуть доверие к себе.
Попытка закрыть рот рукой в беседе с одним — тремя людьми будет менее выразительна, чем в предыдущем случаи. Рука у рта ваших собеседников продержится не больше пары секунд. С точностью сказать, что это ложь можно только на основе контекста, кроме лжи этот жест может свидетельствовать о сомнении, неуверенности или преувеличении реальных фактов.
2 жест — Защита рта рукой.
От предыдущего, этот жест отличается в большей выразительности. Рука прикрывает рот, в то время как большой палец прижат к щеке. При этом продолжительность жеста может быть достаточно большой или даже, от начала и до конца беседы. Вариаций жестов могут свидетельствовать насколько сильно не доверяет слушатель своему собеседнику. В зависимости от расположении руки — например, кулак полностью прикрывающий рот, жест может говорить о том, что лжец провалился полностью, либо его речь совсем не то, что ждал собеседник. Неуместное покашливание с прикрытием рта кулаком может быть свидетельством о попытке скрыть рассматриваемый жест.
3 жест — прикосновение к носу.
Жест, о котором, наслышаны все и часто интерпретируют его как явный признак обмана. Но не все так просто. Во-первых, стоит сказать, что как таковое прикосновение к носу во время обмана (или выслушивания явной лжи) будет едва уловимым (в отличии от простого почесывания носа). Во-вторых, само прикосновение к носу, во время лжи, является маскировкой двух предыдущих жестов. В-третьих, обличить во лжи женщину будет гораздо труднее, так как женщины совершают это движение гораздо осторожнее, дабы не смазать помаду. И в-четвертых, помимо лжи этот жест может быть проделан при появлении негативных мыслей. То есть необязательно человек обманывает, может новость о которой он говорит для него самого не желательна и сообщать ее не хочется. Поэтому снова напоминаем — не забывайте про контекст.
4 жест — Потирание века.
Желание скрыться и дистанцироваться от обмана приводит к появлению этого жеста. Кстати, как и желание не смотреть в глаза человеку, которому говорят неправду. Жест достаточно явный, но иногда его заметить бывает сложно. Вновь сказываются различие в проделывании этого жеста мужчиной и женщиной. Женщин вновь спасает макияж, для его сохранения жест трансформируется в осторожное провидение пальцем под глазом, хотя при этом им придется резко перевести взгляд на верх. Мужчину поймать проще, если ложь очень серьезная, то волнение заставит энергичным образом потирать веко, взгляд при этом будет направлен либо в сторону, либо на пол.
5 жест — Стиснутые зубы
Наверное, не совсем жест, скорее прием для того чтобы — «сыграть на публику». Говорить сквозь зубы — основной прием актеров, помогающий показать неискренность своих героев. Например, копы в фильмах при аресте преступников не особо вежливо зачитывают им права.
6 жест — Почесывание и потирание уха.
В начале статьи мы приводили пример с детьми не слушающих нотации своих родителей. Вырастая человек гораздо лучше скрывает этот жест, не вызывая недовольство окружающих. Почти любое затяжное прикосновение к уху может говорить о лжи, либо о не желании слушать собеседника, кроме того человек может подавать такой сигнал когда просто напросто хочет озвучить свое мнение.
7 жест — Почесывание шеи.
Почесывание указательным пальцем правой руки (гораздо чаще именно правой, а не левой) боковую часть шеи или место под мочкой уха — достаточно явный жест. Это по сути продолжении предыдущего жеста, если человек обладает плохим знанием языка тела и не успевает отследить такой явный выдающий его жест. Тем не менее увидев подобное движение, можно почти наверняка сказать о не согласии собеседника с вашими словами или же со своими собственными. Интересный факт — обычно количество почесываний равно 5.
8 жест — Оттягивание воротничка.
Большинство жестов в статье происходит из-за того, что ложь вызывает зудящие ощущения в лицевых мышцах, а также в мышечных тканях шеи, требуя почесывания для снятия неприятного ощущения. Во время обмана когда на лжеца одета рубашка почесать шею открыто не получится, но можно поерзать воротничком или просто напросто оттянуть его. Кроме этого холодный воздух позволяет избавится от капелек пота (они так же свидетельствую о возможном волнении в связи с обманом). Также жест можно увидеть когда человек расстроен или разгневан. Окончательно сбить столку увидев этот жест у человека после какого-либо высказывания, можно попросив его повторится.
9 жест — Пальцы во рту.
То беззаботное время когда ребенок сосал грудь материи и его не тревожили никакие проблемы — безвозвратно ушло. Незаметно прикусив палец или кулак, засунуть в рот сигарету или ручку все это попытка вернуться в то далекое состояния защищенности. Конкретно для обнаружения обмана этот жест не очень подходит, но он говорит о явной неуверенности.
Что делать, если кажется, что собеседник обманывает:
— Прислушайтесь к его речи и присмотритесь к жестам, начав вести себя также. В таком положении обманщику будет гораздо труднее лгать.
— Не пытайтесь вывести на чистую воду и обвинить его во лжи. Сделайте вид, что вы не расслышали последнюю фразу и дайте собеседнику шанс сказать правду.
— Формулируйте прямые вопросы, в ответ на которые трудно солгать.
Исследования психологов позволили выявить несколько интересных фактов о теории лжи:
— Чем более общителен человек, тем чаще он прибегает к обману. Чаще всего люди обманывают во время телефонного и личного общения, в письменной форме ложь встречается реже. Видимо, она режет глаз самому пишущему.
— Причины лжи у каждого человека свои: чаще всего мужчины делают это для того, чтобы преподнести себя в более выгодном свете, а женщины для создания более комфортного общения для собеседника. При этом периодичность лжи у обоих полов одинакова.
— Мужское поведение во время лжи отличается от женского. Есть мнение, что женщинам ложь дается более комфортно. Но, как бы это грустно не звучало, обман является частью повседневной жизни и избежать его просто невозможно, ведь впервые человек приходит к этому уже на третьем или четвертом году жизни.
Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь со своими друзьями и знакомыми, кликнув по кнопкам. Я буду вам благодарна!
12 онлайн занятий с мастером, и Вы уверенно гадаете на картах Таро http://taro.magnitiza.ru/
Медитация «Денежный поток» http://magnitiza.justclick.ru/order/Denegnyi_potok
«Усиление женской привлекательности» http://magnitiza.justclick.ru/order/Ycilenie
АКЦИЯ «5 Медитаций» http://magnitiza.justclick.ru/order/5_Meditaciy
Можно выбрать любые 5 медитаций!
Каталог продукции http://magnitiza.justclick.ru/productshop/goods/
Как улучшить жизнь за минуту.
Формула счастья: Я желаю всем счастья!
Источник энергии — невероятный
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА?
Тесты в картинках.
magnitiza.ru