o psychology. Гуманистическая психология роджерс маслоу


12. Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс и др.).

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии», сформировалась в 50-х годах XX столетия. Основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология - описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности». Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную, целостную систему. Основные принципы гуманистической: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Ключевые понятия: самоактуализация, опыт, организм и конгруэнтность. А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей: 1 - физиологические потребности; 2 - потребность в безопасности; 3 - потребность в любви и принадлежности; 4 - потребность в самоуважении; 5 - потребность в самоактуализации. К. Роджерс рассматривал в качестве мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Организм - сосредоточение всего опыта переживаний. Это понятие включает весь социальный опыт человека. В организме находит выражение целостность человека. Я-концепция - более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики, являющаяся дифференцированной частью феноменального поля, Я-концепция - это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Необходимое условие для самоактуализации - наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающей самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.  Термин конгруэнтность (неконгруэнтность) также определяет возможности самореализации. Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, если он «открыт опыту», то его образ Я будем адекватным и целостным, поведение - конструктивным, а сам человек является зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин «конгруэнтность» относится к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И наконец, в-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность - это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.

studfiles.net

Общие положения гуманистических теорий К. Роджерса и А. Маслоу

Среди новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями А. Маслоу и К. Роджерса о самоактуализирующейся личности.Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», кото-рое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации «Я-концепции».Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907 – 1970гг.) предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), то есть противоречи-вую, не целостную, несовершенную личность, которой чего-то нахватает, то гуманистиче-ская психология, напротив, изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1 – 4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:1 ступень – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами по-требности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.2 ступень – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п.3 ступень – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности не объек-тивно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.4 ступень – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.5 ступень – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в само-реализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:• мотивы имеют иерархическую структуру;• чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соот-ветствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; • высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;• с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является боль-шим стимулом активности, чем удовлетворение низших.Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребно-стей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, чем живет, и страдает от этого. Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

o-psychology.blogspot.com

Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Психология Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Количество просмотров публикации Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). - 71

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Рубрика (тематическая категория) Психология

Гуманистическая психология, которую часто называют ʼʼтретьей силой в психологииʼʼ, сформировалась в 50-х годах XX столетия. Основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология - описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания (ʼʼздесь и теперьʼʼ) как основному феномену в изучении и понимании человека. Развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что ʼʼпонимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущностиʼʼ. Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную, целостную систему. Основные принципы гуманистической˸ признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту. Ключевые понятия˸ самоактуализация, опыт, организм и конгруэнтность. А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей˸ 1 - физиологические потребности; 2 - потребность в безопасности; 3 - потребность в любви и принадлежности; 4 - потребность в самоуважении; 5 - потребность в самоактуализации. К. Роджерс рассматривал в качестве мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Организм - сосредоточение всего опыта переживаний. Это понятие включает весь социальный опыт человека. В организме находит выражение целостность человека. Я-концепция - более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики, являющаяся дифференцированной частью феноменального поля, Я-концепция - это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Необходимое условие для самоактуализации - наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающей самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации. Термин конгруэнтность (неконгруэнтность) также определяет возможности самореализации. Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие ʼʼпереживания организмаʼʼ (организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), в случае если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, в случае если осознает себя тем, кто он есть в опыте, в случае если он ʼʼоткрыт опытуʼʼ, то ᴇᴦο образ Я будем адекватным и целостным, поведение - конструктивным, а сам человек является зрелым, адаптированным и способным к ʼʼполному функционированиюʼʼ. Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие ʼʼоткрытость опытуʼʼ противоположно понятию ʼʼзащитаʼʼ. Во вторую очередь, термин ʼʼконгруэнтностьʼʼ относится к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И наконец, в-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность - это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.

Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.)." 2014, 2015-2016.

referatwork.ru