§3.2. Психологическая эффективность применения средств рекламы. Эффективность в психологии


Факторы, определяющие эффективность консультирования.

Определение критериев эффективности работы психолога – достаточно сложный вопрос, требующий учета как субъективных переживаний клиента, связанных с его надеждами на определенный результат взаимодействия с психологом, так и регистрации объективных изменений в его поведении в последующей жизни. Не менее важным является и процессуальный аспект, связанный с соблюдением психологом-консультантом технологических требований, которые, в конечном итоге, приводят к желаемому результату.

Для эффективного взаимодействия психолога и клиента является важным осознавать значимые для субъекта общения смыслообразующие контексты.

Для понимания в общении партнерам важно иметь необходимую контекстуальную информацию, ее недостаток порождает контекстуальную путаницу и непонимание: вместо осознания того, какой смысл эта ситуация имеет для партнера, человек "приписывает" ему собственные личностные смыслы и отношения.

Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, - это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов. Консультанты, в силу личностных особенностей, исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность психологического консультирования. Также на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта - помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:

– во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;

– во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;

– в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.

Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.

Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.

Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.

В практике проведения психологического консультирования можно применять любой из перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому – текущему – способу оценивания результатов консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда клиент не вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого консультирования, нуждается в постоянной психологической поддержке. Предоставление ему скорых и убедительных доказательств того, что психологическое консультирование действительно идет успешно, подкрепит его уверенность, повысит его доверие к психологу-консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результатов и, несомненно, заставит усерднее работать над реализацией рекомендаций, полученных от консультанта.

Второй способ оценки – по окончании консультирования – рекомендуется применять в следующих ситуациях:

– когда как психолог-консультант, так и клиент вполне уверены в успехе психологического консультирования;

– когда ни психолог-консультант, ни клиент не желают тратить время на то, чтобы в ходе консультирования проводить дополнительный анализ и оценку результатов консультирования;

– когда психолог-консультант ожидает, что положительные изменения в психологии и поведении клиента должны будут произойти только по завершении психологического консультирования.

Третий из указанных выше способов оценки результатов – через некоторое время по окончании консультирования – целесообразно применять тогда, когда ожидается, что итоги консультирования проявятся не сразу, а только через определенное время. Кроме того, к данному способу оценки результатов психологического консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда психолог-консультант ожидает, что результаты консультирования будут зависеть от того, насколько настойчиво и добросовестно клиент будет следовать полученным рекомендациям уже по окончании психологического консультирования.

В этом случае психолог-консультант, во-первых, должен будет с самого начала предупредить клиента о том, что рассчитывать на положительные результаты консультирования он сможет лишь при обязательном и строгом соблюдении полученных рекомендаций; во-вторых, он должен будет проконтролировать действия клиента с точки зрения следования полученным рекомендациям; в-третьих, ему придется заранее договориться с клиентом о том, когда и каким способом будут практически оцениваться результаты психологического консультирования.

Что же касается выбора средств оценки результатов консультирования, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самостоятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.



infopedia.su

§3.2. Психологическая эффективность применения средств рекламы

Эффективность психологического воздействия рекламных средств характеризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатления, которые эти средства оставляют в памяти человека, сте­пенью привлечения внимания.

Эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить путем наблюдений, экспериментов, опросов.

Метод наблюдения применяется при исследовании воздействия на потребителей отдельных рекламных средств. Этот метод носит пассивный характер, так как наблюдатель при этом никак не воздействует на покупателя, а, напротив, ведет наблюдения незаметно для него. По заранее разработанной схеме наблюдатель регистрирует полученные данные, которые затем всесторонне анализируются. Наблюдатель, например, отмечает, какой стенд ярмарки или выставки-продажи привлекает наибольшее внимание покупателей, как долго задерживаются пешеходы у той или иной витрины, сколько человек после ознакомления с витриной заходит в магазин, какой товар на витрине вызывает больший интерес и каким спросом он пользуется.

Метод наблюдения позволяет оценивать психологическое воздей­ствие рекламы в естественных условиях, в непосредственном общении потребителя с определенным рекламным средством.

Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, в первую очередь устанавливают, достигает ли это средство поставленной перед ним цели. Так, для определения степени привлечения внимания покупателей к наружной рекламе (витрине) можно воспользоваться сле­дующей формулой:24

В = O/П

где В - степень привлечения внимания прохожих;

О - число людей, обративших внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного периода;

П - общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.

Степень действенности публикации рекламных объявлений рекламодателя в средствах массовой информации условно можно оценить в конкретном магазине по формуле

Д= К/С

где Д - степень действенности рекламных объявлений;

К - число посетителей, купивших рекламируемый товар;

С - общее число по­купателей, совершивших в магазине какую-либо покупку.

Такие данные можно получить по показаниям чеков, пробитых на суммирующих кассовых аппаратах, и с помощью регистрации фактов приобретения рекламируемого товара контролерами-кассирами.

Показателем действенности средств, рекламирующих само роз­ничное торговое предприятие, является отношение числа посетителей магазина в период применения этих средств к числу посетителей в среднем за день. Данные эти могут быть получены наблюдателями или с помощью фотоэлемента.

§3.3. Методы оценки работы рекламных агентств

При использовании метода наблюдения во всех случаях необходимо соблюдать ряд условий: наблюдение должно вестись в будние дни, не отличающиеся повышенной интенсивностью потоков покупателей; продолжительность наблюдений зависит от характера средства рекламы, действенность которого предстоит установить.

Наряду с методом наблюдения широко применяется метод эксперимента. Этот метод носит активный характер. Изучение психологического воздействия рекламы здесь происходит в условиях, искусственно созданных экспериментатором. Если при наблюдении лишь фиксируют, как потребитель относится, например, к определенной выкладке товаров, то экспериментатор может переставить товары, а затем наблюдать за изменением реакции покупателей.

Таким же образом экспериментатор может создавать самые раз­личные комбинации рекламных средств и путем сравнения реакции покупателей выбрать из них наиболее удачную.

Особенно широкое развитие получило изучение эффективности психологического воздействия средств рекламы путем проведения экспериментов в зарубежных странах. Этот метод применяют при определении воздействия на покупателей витринной экспозиции, упаковки, объявлений в прессе, радио- или телевизионной рекламы. Так, если нужно оценить психологическое воздействие на покупателя упаковки товара, то один и тот же товар помещают в разную упаковку.

Психологическую эффективность такого рекламного средства, как объявление в газете или журнале, определяют путем следующего эксперимента. В объявление включается талон с текстом запроса о высылке проспекта, каталога или образца. Этот талон покупатель должен вырезать и выслать торговому предприятию, адрес которого указан в тексте объявления. По количеству поступивших от читателей талонов-запросов рекламодатель судит, было ли его объявление в периодической печати замечено и оказался ли текст этого объявления достаточно убедительным и интересным. Однако следует заметить, что малое количество поступивших запросов может явиться следствием не низ­кого качества объявлений, а того, что сам рекламируемый товар по каким-либо причинам оказался не нужен покупателям. Вот почему этот способ определения психологической эффективности объявлений в периодической печати является приемлемым лишь в том случае, когда уже заранее известно, что рекламируемый товар пользуется спросом.

Метод опроса также относится к активным методам определе­ния психологического воздействия рекламы. Этот метод трудоемкий, но намного достовернее других, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и к отдельным составным элементам этого средства. Используя метод опроса, можно оценить воздействие рекламного средства на покупателей и установить, какие элементы его оформления привлекают к себе наибольшее внимание и лучше запоминаются.

Для определения эффективности того или иного рекламного средства составляются анкеты, которые по заранее разработанной программе письменно, в личных беседах, по радио или телевидению доводятся до сведения потребителей. Анализ полученных ответов по­зволяет сделать соответствующие обобщения и выводы.

Путем опроса можно установить, какое рекламное средство оказывает наи­большее влияние на покупателя при приобретении им определенного товара. К примеру, выявить, какое из средств рекламы привлекло внимание покупателя к новому товару, можно с помощью следующей анкеты:

Как вы узнали о появлении нового товара:25

а) от знакомых;

б) из объявления по радио, в газете;

в) увидели в витрине магазина;

г) в процессе осмотра товаров в магазине;

д) из передачи по телевидению.

Проведение опросов требует значительных затрат времени и привлечения к этой работе большого числа людей. Вместе с тем полученные результаты не могут быть достаточно полными. Ведь порой даже для самого покупателя неясно, купил ли он товар под влиянием рекламы или по совету знакомого, либо руководствовался какими-то другими соображениями. Кроме того, иногда устный опрос покупателей может вызвать у них настороженность. Поэтому целесообразнее предложить им заполнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем, чтобы покупатель знал его цель и постарался точнее ответить на вопросы.

В некоторых случаях опросы сочетают с экспериментами. Так, изучение психологической эффективности радио- и телевизионной рекламы проводят следующим образом. В студию приглашают группу людей, которым предлагается заполнить небольшую анкету, указав в ней данные о возрасте, профессии и т. п. После этого группа прослу­шивает или просматривает рекламные передачи, и каждый заносит свои замечания и впечатления в специальные листы. Все замечания соответствующим образом мотивируются. Затем организуется обсуждение программы. Иногда действенность рекламы оценивают на ос­новании данных голосования. Такие прослушивания и обсуждения рекламных программ позволяют более или менее точно установить положительные и отрицательные стороны в их подготовке, а также выявить, какая форма подачи является наиболее доходчивой для того или иного контингента радиослушателей или телезрителей.

Эффективность рекламного мероприятия или отдельного средства рекламы может выражаться числом потребителей, охваченных рекламой, а также величиной затрат на одного зрителя, читателя и т. п. Так, целесообразность публикации газетного объявления в том или ином печатном органе устанавливают путем определения общего числа людей, которые смогут его прочитать, или размеров затрат на объявление в расчете на одно­го читателя.

Чем больше читателей будет охвачено рекламой, тем меньшими окажутся расходы на нее в расчете на одного человека.

Данные об эффективности психологического воздействия рекламы позволяют прогнозировать ее действенность.

studfiles.net

«Эффективность применения современных ит в психологии»

Современные информационные технологии обеспечивают психологов следующими основными возможностями:

1. Повышения эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

2. Сокращения сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых;

3. Освобождения от трудоемких рутинных операций;

4. Повышения "чистоты" эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных;

5. Возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

6. Повышения уровня стандартизации условий проведения исследования за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления задания вне зависимости от индивидуальных особенностей объекта исследования и экспериментатора;

7. Использования времени не только как управляемого фактора, но и в качестве диагностического параметра;

8. Сокращения времени и повышение качества анализа результатов эксперимента за счет использования прикладного программного обеспечения, реализующего математическое моделирование психологических процессов;

9. Распространения опыта работы психологов более высокой квалификации за счет компьютерной интерпретации результатов тестирования;

10. Систематического накопления, хранения и передачи по сетевым каналам больших массивов информации об объектах исследования, а также данных о результатах тестирования;

11. Доступа к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные компьютерные сети;

12. Реализации в психологической практике методологии искусственного интеллекта (например, экспертных систем).

Остановимся подробнее на основных областях практической деятельности психолога, где необходимо применение ИТ.

Проведение компьютерной психодиагностики (психологического online тестирования).

Компьютерная психодиагностика предполагает проведение психологического тестирования посредствам сети Интернет. Данный способ тестирования имеет ряд преимуществ, таких, как экономия времени, экономия средств (отсутствие необходимости печати раздаточного материала), быстрота и точность процесса обработки результатов, возможность тестирования большого количества людей с выдачей индивидуальных рекомендаций для дальнейшей консультативной и коррекционной работы. Важное значение имеет использование компьютерного игрового и дистанционного тестирования.

Основные методики можно взять на следующих сайтах: www.1test.ru, www.mytests.ru.

Применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе.

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе . К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе:

1) использование ИКТ для развития познавательных способностей (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления (www.psylist. net. ru)

2) использование ИКТ при организации коррекционно-развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами . Применяя компьютерные игры при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника, замещающего живых участников общения.

Компьютерные игры в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с клиентом. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр.

При проведении больших психологических игр и тренингов включение специально смонтированных видеороликов позволяет сделать сюжет более красочным и реалистичным; а просмотр и анализ отснятых моментов тренинга являются великолепным материалом проведения рефлексивных тренингов под условным названием «после бала». Для этого используются системы мультимедиа – один из видов информационных технологий, объединяющий в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука, видеоизображения, графического изображения, анимацию, что позволяет в динамике и статике демонстрировать процессы и явления, способы и приёмы их реализации.

Использование информационных технологий в профориентационной деятельности

При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Интернет и разработанные самим психологом игрушками-презентациями (например: игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий). Создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которой мы совместно подбирали фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением требовало от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

Нельзя переоценить ресурсы предоставляемые ИТ для профессионального саморазвития психолога: это и возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, почитать «Психологический консультаций», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных чатах и т.д.

Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИТ в практической психологии.

Таким образом, были показаны выгоды при использовании информационных технологий в практической деятельности психолога. Однако существует ряд недостатков использования информационных технологий в психологической практике. Среди них можно назвать невозможность контролировать условия проведения психологического тестирования в условиях онлайн. Так, существует возможность влияния о компьютерного монитора на восприятие стимульного материала теста. Учитывать это особенно необходимо в тех случаях, когда сама форма предъявления материала (цвет, яркость, конфигурация, время) играет важную роль при проведении исследования. Также невозможность исключения влияния других (присутствующих) людей на восприятие компьютерной версии теста. Отсутствие обратной связи у испытуемого и психолога при проведении исследования. Это может приводить к неверному пониманию заданий, искажению результатов.

Глава 3.Информационные технологии в научной психологии.

Итак мы рассмотрели, какое огромное значение и эффективность имеет использование ИТ в деятельности практического психолога. Однако важность и необходимость использования ИТ в научно-исследовательской деятельности психологов также сложно переоценить.

Во-первых, для проведения научно-психологического исследования огромную важность имеет использование электронных библиотек (www.bookap.by.ru).

Электронные библиотеки – это отражение информационных источников (книг, журналов и др.) в глобальной информационной среде с помощью средств информационных технологий. Преимущество электронных библиотек в быстроте и удобстве доступа к различным научным изданиям, статьям, книгам как отечественных, так и зарубежных авторов.

Во-вторых, важным аспектом научной деятельности является включение в научное психологическое сообщество посредством участия в научно-психологических форумах (psychology.net.ru/talk).

Предоставление исследований и написание научных работ невозможно без таких компьютерных программ как Microsoft Word, Microsoft Excel.

Очень важным аспектом для научной деятельности является участие в международных конференциях . ИТ позволяют заочно принимать участие в подобных конференциях а также оформлять свои тезисы в известных международных научных изданиях.

Обеспечение статистического анализа в психологических исследованиях.

Принято считать, что математика – это царица наук, и любая наука становится по-настоящему наукой, только когда она начинает ис­пользовать математику.

Конечно, большинство теорий лич­ности и психотерапевтических концепций были сформулированы безо всякого обращения к математике. Примером могут служить теория пси­хоанализа, бихевиоральная концепция, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, объективная психология В.М. Бехтерева, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, кон­цепция отношений личности В. Н. Мясищева и многие другие теории.

Но все это было, в основном, в прошлом. Многие психологиче­ские концепции ныне подвергаются сомнению на основании того, что они не были подтверждены статистически.

Современная психология широко используют самые разнообразные статистические методы. Они позволяют наглядно описать некоторое явление или процесс, выявить закономерности, сделать выводы или прогноз. Как пишет Е.В. Сидоренко: «Стало принято использовать математические методы, как принято жениться молодому человеку, если он хочет сделать дипломатическую или политическую карьеру…» При этом «мода» иногда доходит до того, что при планировании эксперимента предлагается строить гипотезу, исходя из расчета определенных статистических процедур получения результатов, их оценивания и анализа, а статистическая верификация выводов считается обязательной.

mirznanii.com

Методика оценки эффективности психологической работы

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

Контуры оценки эффективности Предметы оценки эффективности Виды методик оценки эффективности
Деятельность различных учреждений психологической службы системы образования Формы и методы управления психологической службой системы образования Результаты деятельности за определенный период времени Результаты выполнения целевых программ Методики оценки эффективности форм и методов управления Методики оценки результативности Методики оценки целевых программ
Качество или уровень организации труда работников (персонала), обеспечивающих психологическое сопровождение педпроцесса в учреждениях образования Условия труда - физические, социальные, организационные, социально-психологические Ресурсное обеспечение Мотивация персонала Методики оценки условий труда Методики оценки ресурсного обеспечения (затрат) Методики оценки мотивационной системы, средств мотивации
Качество (уровень) квалификации персонала, обеспечивающего психологическую работу Численность и квалификация персонала Программы подготовки, повышения квалификации персонала Методики оценки квалификации персонала Методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала
Качество и уровень психологического сопровождения различных субъектов педагогического процесса Виды психологической работы Формы, методы и технологии психологического сопровождения Результаты психологической работы Методики оценки видов психологической работы Методики оценки эффективности форм, методов и технологий психологического сопровождения Методики оценки результатов психологической работы

Эффективность профессиональной деятельности психолога

 

Критерии эффективности Их диагностические признаки Способы оценки
1 . Эффективность работы Соответствие цели достигнутому результату Активность организованной системы действия Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных достижений Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми) Анализ систем действия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым
2. Уровень овладения профессиональной деятельностью Репродуктивный Адаптивный Локально моделирующий Системно моделирующий Творческий Определение реального уровня, профессиональной деятельности по описанию
3. Удовлетворенность психолога своей работой Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, продуктивность, самореализация
4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая Анкетирование, интервьюирование клиентов
5. Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности психолога Не соответствуют Частично соответствуют Полностью соответствуют Сопоставительный анализ результатов аттестации и собственного анализа

 

При оценке эффективности работы психолога можно использовать параметрические и непараметрические методы. Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента и каким оно стало. Разница между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметрическим методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оценка затрат и др.

Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства – задача самого специалиста. Он сам является лучшим экспертом своей профессиональной компетентности и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.

megapredmet.ru

Экономическая и психологическая эффективность - это... Что такое Экономическая и психологическая эффективность?

 Экономическая и психологическая эффективность — в 2002 г. впервые Нобелевская премия присуждена за человеческий фактор в экономике американцам Вернону Смиту и Дэниелу Канеману. Экономист и профессиональный психолог опровергают утверждение об экономике, как «точной науки», базирующейся на мощном аппарате математического моделирования и статистического анализа. Биполярная природа человека сводит экономическую «точность» на нет. Математические теоремы опровергаются в экономике интересами людей. При принятии экономических решений человек не всегда исходит из рационального поведения.

Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ. В. А. Дергачев. 2004.

  • Экономическая география
  • Экономические границы

Смотреть что такое "Экономическая и психологическая эффективность" в других словарях:

  • Эффективность групповой деятельности — [от лат. effectivus дающий определенный результат, действенный] один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая война — …   Википедия

  • Психологическая теория цикла —         буржуазная теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла (См. Капиталистический цикл) субъективно психологическими факторами. Широкое распространение П. т. ц. получила с конца 19 в. Английский экономист У. Джевонс… …   Большая советская энциклопедия

  • Субсидия — (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… …   Энциклопедия инвестора

  • Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… …   Энциклопедия инвестора

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • Отрасль — (Branch) Определение отрасли экономики, экономические циклы отрасли Информация об определении отрасли экономики, экономические циклы отрасли Содержание Содержание экономики Отрасли экономики Экономические циклы, их виды и влияние на различные… …   Энциклопедия инвестора

  • Конъюнктура — (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… …   Энциклопедия инвестора

  • Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… …   Википедия

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия

geoeconomy.academic.ru

Эффективность методов психолога — Психолог в СПб +7 (812) 928 15 12

Психолог в СПб Наталия Гжебик использует в работе с клиентами три базовых подхода, сочетание которых дает быстрый и стабильный результат:

ACT (Acceptance and Commitment Therapy) — основанный на серьезных исследованиях эффективности и подтвержденный на практике современный подход к работе. Он признан психологами США, Австралии и Европы как краткосрочный и высокоэффективный в работе с широким кругом психологических трудностей. Американская Психологическая Ассоциация (American Psychological Association, Society of Clinical Psychology) подтверждает соответствие методов ACT высоким стандартам исследования эффективности. С 1986 по август 2016 года опубликовано 136 рандомизированных контролируемых исследования эффективности ACT в работе с различными вопросами:

state-of-the-act-evidence-association-for-contextual-behavioral-science

state-of-the-act-evidence-association-for-contextual-behavioral-science

act-for-reducing-attrition-and-or-improving-adherence-association-for-contextual-behavioral-science

act-for-reducing-attrition-and-or-improving-adherence-association-for-contextual-behavioral-science

В данном подходе основное внимание уделяется не многомесячному исследованию всей прошлой жизни клиента, причин и «истории» его проблемы, а поиску наилучшего для него варианта разрешения ситуации и развитию способности к «психологической гибкости», от которой зависит успешное разрешение проблемной ситуации и удовлетворение своей жизнью в целом. Поскольку четко обнаружено, что проявления недостаточной психологической гибкости являются «обязательными» составляющими практически всех психологических проблем, то работа психолога с клиентом сосредоточена на развитии и применении этой способности в реальной жизни человека.

Иногда человек не может самостоятельно справиться с возникающими в жизни проблемами, но не из-за того, что с ним «что-то не так», а просто потому, что он слишком «захвачен» проблемной ситуацией. Человеку в таком состоянии может казаться, что проблема заключается в негативных мыслях и чувствах, которые он испытывает по отношению к ситуации, и он пытается от них  избавиться. А поскольку это не решает проблемы и невозможно в принципе, то ситуация только ухудшается. Специалист использует эффективные способы помочь клиенту выйти из «замкнутого круга», отделиться от проблемы и увидеть наилучший вариант ее разрешения с учетом желаемого для себя будущего. Продолжительность работы в этом подходе может составлять от 6 до 30 сессий, в зависимости от ситуации клиента и его целей. При этом у человека есть возможность повторно обращаться к специалисту по мере необходимости.

SFT (Solution-Focused Therapy) — краткосрочный позитивный подход. Сосредоточен на том, какой жизни человек хочет достичь, и как именно он может это сделать. Вместо анализа проблемы, который может улучшить ее понимание, но не способен изменить саму ситуацию, психолог акцентирует усилия на поиске исключений — внутренних и внешних обстоятельств, в которых проблема отсутствовала или была менее выражена. А также на использовании индивидуальных способностей конкретного человека в реализации «идеальной» для себя жизни и выбора реальных способов этого достичь. Проще говоря, исследуется не то, что «не так» с человеком, а то, что уже «так», и какой бы ему хотелось видеть свою жизнь. Причем улучшения заметны не только в «проблемной» сфере жизни клиента, но и во всех остальных. Для решения некоторых проблем бывает достаточно 1-8 встреч.

LCT (Life-Changing Therapy) — известный психологический подход, который имеет высочайшую репутацию в мировом профессиональном сообществе. Он основан на развитии способности человека к полному «присутствию» в своей жизни, которое открывает доступ к важным потребностям, подлинным желаниям и абсолютно новым возможностям, которые ранее не осознавались. Наталия Гжебик обучалась этому подходу дополнительно после окончания факультета психологии в рамках 2-годичной учебно-тренинговой программы Международного Института Гуманистических Исследований под общим руководством доктора Джеймса Ф.Т. Бьюдженталя, США. Изначально подход рассчитан на 24-48 и более встреч с психологом, однако в сочетании с двумя другими подходами продолжительность значительно сокращается.

+7 812 928 15 12

Определите необходимое количество встреч с психологом в Вашей конкретной ситуации с помощью короткого теста, и запишитесь на бесплатную предварительную встречу.

my-psy.ru