В моей программе самосовершенствования «52 Принципа Жизни» есть такой принцип «Личное развитие, а также познание себя, других, и всего, что есть в жизни — единственные универсальные и беспроигрышные цели в жизни»
Сегодня мы его разберем и освоим.
Утверждение о том, что «жизнь – это школа», уже настолько вошло в нашу культуру, что кажется чем-то само собой разумеющимся.
Однако, если перейти от общего лозунга к ежедневной конкретике, то становится очевидным, что очень не многие на самом деле учатся в школе жизни, и уж совсем единицы это делать умеют.
Проверить мое предположение очень просто. Достаточно начать обращать внимание на то, как люди формулируют цели.
Ведь предполагается, что главные цели ученика в школе связаны с приобретением знаний, умений и навыков. Все остальное – либо фон, либо следствие. А как в реальности?
Давайте возьмем для примера несколько типовых, можно сказать легендарных, целей:
Как видно из перечисленных целей, в их основе лежит либо желание что-либо получить, либо желание чего-то достичь, что, в свою очередь, нужно для того, чтобы получить больше.
О приобретении навыков, умений и знаний, как главных целях, здесь речь не идет.
И хотя, безусловно, в процессе достижения каждой их этих целей человек может чему-то научиться, все же ответ на ключевой вопрос: что здесь цель, а что следствие — получить или научиться – явно не в пользу учебно-развивающих целей.
Давайте, теперь посмотрим, что изменится, если поменять исследуемые нами типовые цели на учебно-развивающие.
Ну как, разницу замечаете? Не правда ли все приобретает иные краски: более реалистичные, интересные и даже творческие?
Согласитесь, тот, кто ставит цель «заработать миллион», в силу разных причин может его потерять, даже достигнув этой цели. А вот тот, кто ставит цель «научиться зарабатывать миллион», научившись однажды, сможет его зарабатывать снова и снова.
Хорошая новость заключается в том, что у каждого из нас всегда есть возможность сформулировать абсолютно любую цель на языке интересных нам навыков, нашего личного развития и познания.
В какие бы обстоятельства мы ни попали, что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались, наличие учебно-развивающих жизненных целей сделает нашу жизнь увлекательным путешествием, а нас самих — неуязвимыми.
Это тот самый парус, который мы можем подставить под любой ветер, и поплыть в нужном нам направлении.
Интересно, что в более привычном варианте о том, что «жизнь – это школа», вспоминают, когда речь идет об учебе на ошибках.
Надо ли объяснять, почему этот вариант более привычен? Узнаете нашу систему образования?
А теперь давайте представим, что изменится, если «работа над ошибками» в школе жизни станет не следствием уже сделанных ошибок, а непосредственно самой целью.
Да, да: «учиться на ошибках», как цель, а значит и сами ошибки, как материал, которого нужно накопить как можно больше!
Нас с детства учили бояться ошибок, а ведь ошибки – это наш главный помошник на пути к развитию и успехам.
Любите ошибки, будьте открыты им, как лучшим друзьям, и учеба в школе жизни будет приносить вам лучшие плоды.
В этой формулировке уже не просто больше жизненного азарта и эффективности, здесь улетучиваются все наши страхи, они просто теряют смысл.
Отсюда еще один вывод:
чтобы то, что мы пережили, стало тем, чему мы научились, необходимо наличие глубинного желания учиться, стремления к саморазвитию, как основы, фундамента всей нашей жизни.
Если каждую цель в жизни рассматривать в контексте того, какое развитие она вам несет, вы будете параллельно достигать как внешние, так и внутренние цели.
Точнее сказать так:
развивая внутреннее, вы достигаете внешнее.
Таким образом, ваши действия приобретают цельность и гармонию.
Кстати, если вдруг слова «школа» и «учеба» вызывают у вас нежелательные ассоциации, могу порекомендовать образ: «жизнь – как тренажерный зал». Ну как, уже лучше? Есть что «подкачать» из личных качеств, умений и навыков?:)
Для еще лучшего понимания, я приведу 7 аргументов в пользу того, что в основе всей нашей жизни (того, как она задумана) лежит именно принцип саморазвития и познания.
Напишите письменное размышление-анализ на тему «Развитие и познание, как универсальные и беспроигрышные цели в жизни». Задача – не верить мне на слово. Проверьте на анализе своей жизни и жизни других людей: так ли это? всегда ли это работает? как именно это работает?
Работа по переформулировке своих целей:
1-й этап: запишите цели, которые есть сейчас в вашей жизни (в работе, учебе, отношениях, общении, быту)
2-й этап: запишите 3 навыка, качества, которые вы хотите сейчас в себе развивать или знания о жизни, которые вы хотите приобрести.
3-й этап: объедините 2-й и 1-й пункты. Сформулируйте свои цели из 1-го этапа, исходя из целей развития и познания.
Если возникнут вопросы, пишите в комментариях к статье. Я с удовольствием отвечу!
man-to-man.ru
«Быть самым богатым человеком на кладбище для меня не важно. Ложась спать говорить себе о том, что сделал что-то прекрасное — вот что действительно важно».Стив Джобс
Самореализация — это раскрытие своего уникального личного потенциала, способностей, наклонностей и талантов.
Причем, для меня самореализация это в первую очередь ответ на вопрос: «как». Именно в ответе вопрос «как делать» проявляется подлинная индивидуальность человека, чем бы он ни занимался. А уже потом: «что делать», «где» или «с кем».
Созидание — это отношение ко всему с точки зрения строительства (в противовес потреблению или, тем более, разрушению).
Созидание, как правило, подразумевает создание чего-то нового или гармонизацию имеющегося. Естественно, для этого часто требуется творческое отношение. Поэтому созидание — это еще и творческий подход ко всему. В общем-то «творить» и «созидать» — это ведь почти синонимы.
Для меня «самореализация и созидание» — это то, без чего я не представляю себе жизни. Зачем тогда всё? Зачем работа? Зачем отношения? Зачем просыпаться и начинать день? Ну хорошо, остается еще ответ: «для удовольствия». Но удовольствие без самореализации и созидания какое-то овощное получается. В этом случае я затруднился бы назвать хотя бы одно отличие между собой и своим котом.
Кем бы я ни работал, в найме ли, на себя ли, или в качестве руководителя своего бизнеса; в любой сфере деятельности, на любом месте, в любой должности я всегда так или иначе занимался самореализацией и созиданием.
Отношения в семье без самореализации и созидания для меня также были бы лишены осмысленного наполнения. Можно сказать и наоборот — именно ориентиры самореализации и созидания поддерживают в наших отношениях с женой необходимый градус. Мы всегда интересны друг другу и нам интересно созидать нашу семью и себя самих.
Пожалуй, слово «интересно» здесь ключевое. Мне интересен я сам и мне интересно что-то менять к лучшему в окружающем мире. И пишу я это сейчас не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы заразить вас именно таким отношением к своей жизни, чтобы ваша жизнь тоже поменялась к лучшему, а вы в свою очередь также влияли на жизни других людей…
1. Подлинный успех в жизни — это прямое следствие самореализации. Иначе, даже если ты достиг больших высот, — это что-то вроде «приза для дураков», это слишком дорогая плата за продажу собственной жизни социуму, чужим представлениям и ожиданиям. Подумай об этом. Стоит ли такой успех такой жертвы?
2. Деньги, полученные без самореализации и созидания, — это комфортное животное существование вместо подлинно счастливой жизни.В отличие от этого, деньги, полученные в результате самореализации и созидания, — это источник удовлетворения от жизни во всех ее проявлениях. Выбор за тобой.
3. Обязательное условие самореализации — это знание, понимание, чувствование себя, а также уважение своих ценностей, желаний и устремлений.В основе самореализации — стремление Быть Собой, следовать своей индивидуальности, прожить свою, а не чужую жизнь. Учись отличать своё от не своего, вместо следования общепринятым стандартным образцам.
4. Что касается самореализации в профессии, конечно, хорошо, если ты знаешь, чем конкретно ты хочешь заниматься в жизни. Однако, если ты пока не нашел дело своей жизни, главное — заниматься любым делом по-своему, следуя своему собственному стилю. Есть такая поговорка: «талантливый человек талантлив во всем», я бы ее уточнил — «тот, кто стремится быть собой и следовать своей индивидуальности — уникален во всем».
5. Если ты чувствуешь к чему-то способности, но пока мало что умеешь в этом, — составь план своего развития, поставь цели, сроки, задачи. Стремись учиться у подлинных мастеров в этом деле, старайся быть рядом с ними, даже если ради этого нужно бесплатно работать или мыть полы в их офисах или мастерских. Мастерами не рождаются — мастерами становятся.Способности без упорного труда и самосовершенствования — это ресурс, который быстро себя исчерпывает.
6. Самореализация мужчины без отношений с женщиной, без семьи, не может быть полной. Общение с женщиной всегда ставит перед мужчиной массу задач саморазвития. Чтобы быть мужчиной рядом с женщиной подчас нужно освоить не меньше навыков, чем в какой-либо профессии: слушать, слышать, понимать, принимать, договариваться, принимать решения, брать ответственность, заботиться, быть нежным, быть сильным, быть независимым…. В общем в деле самореализации мужчины женщина незаменима и нужна в, первую очередь, именно для этого.
7. Увлечение связями со многими женщинами и коллекционирование сексуальных побед — это нормально для юного мужчины. В дальнейшем — это признак инфантилизма и застоя в саморазвитии. Это, как в компьютерной игре, нужно каждый раз переходить на следующий уровень сложности: секс-любовь-семья-быт-дети…
8. Созидание — это, по сути, вершина самореализации мужчины. Самореализация без созидания — это что-то вроде молотка без забивания гвоздя. Зачем он тогда нужен? Главные вопросы жизни мужчины: что я хочу сделать в жизни? что я хочу привнести в этот мир? что я оставлю после себя? Это вопросы, которые предполагают конкретные ответы. Слово и дело за тобой.
9. Ну и, конечно, самореализация мужчины предполагает развитие всех мужских качеств.
Коучинг-программа по развитию мужских качеств
man-to-man.ru
По отношению к любой цели могут возникнуть обстоятельства, воспринимаемые нами, как помехи к их достижению. Развитие и Познание, как жизненные цели – единственное исключение из этого правила. Для них не существует препятствующих обстоятельств. Наоборот – на их достижение работают ЛЮБЫЕ обстоятельства, и чем сложнее эти обстоятельства, тем более положительный эффект они имеют. Попробуйте придумать хоть одно обстоятельство, которое может помешать достижению этих целей (за исключением потери сознания)) – уверен, вы не найдете.
То, что мы достигаем в результате Развития и Познания, мы не можем потерять. Так, например, тот, кто ставит цель «заработать миллион» — в силу разных причин может его потерять, даже достигнув этой цели. А вот тот, кто ставит цель «научиться зарабатывать миллион» — научившись однажды, сможет его зарабатывать снова и снова.
Одна из наиболее распространенных проблем постановки целей – это необходимость их сбалансированности с другими сферами жизни. Например, поставив цель достигнуть высот в карьере, мы сталкиваемся с перекосом в работе за счет потерь в личной жизни. Аналогично – наоборот. В противоположность этому, Развитие и Познание – универсальны, сбалансированность в них заложена по определению, ведь они относятся ко всем сферам в жизни. В результате, то, что обычные цели разделяют, Развитие и Познание – объединяют. Жизнь приобретает ЦЕЛЬНОСТЬ. Что бы вы ни делали, чем бы ни занимались – всё подходит для достижения этих целей.
Есть такая китайская пословица: «Если у тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко, и мы обменяемся ими, то у каждого из нас так и останется по яблоку. А если у тебя есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся ими, в результате – у каждого из нас будет по две идеи». В этом суть устройства природы: когда мы ставим цель на уровне Развития и Познания, обмениваясь, и даже отдавая, мы всегда от этого только приобретаем.
На первый взгляд, когда речь идет о заработке на «хлеб насущный» или о проблемах со здоровьем и т.п, говорить о целях Развития и Познания, как первичных и главных, может показаться неактуальным и неуместным. Однако я думаю, что на самом деле – именно через приоритет этих целей открываются пути к достижению любых других целей. Я верю в то, что все в природе устроено не случайно, и поэтому, когда я вижу вот такие явные исключения и их универсальность – это заставляет отнестись к ним наиболее внимательно и задуматься: может быть это и есть единственно верные цели, заложенные в нас самой природой?
Подробно это и другие правила мы разбираем и осваиваем на индивидуальной программе самовоспитания «52 принципа жизни»
man-to-man.ru
В своей работе с клиентами, я обычно говорю о Боге только в случае, если это входит в систему ценностей самого клиента. Навязывать свои ценности коуч, как вы понимаете, не имеет права. Но в личном блоге – можно:) . Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами одним из своих осознаний о Творце.
Я вырос в глубоко атеистической семье, и поэтому все, что связано с верой, для меня всегда было «опиумом для народа». Но чем больше я узнаю и понимаю, тем лучше вижу и чувствую присутствие Творца в нашем мире.
Конечно, вряд ли возможно полностью представить и понять: «как это вообще? что он видит, чувствует, понимает о каждом из нас? как мы с ним взаимодействуем (с учетом того, что в нас и вокруг нас нет ничего и никого кроме него), как это происходит? как он нас слышит во время молитвы? как он видит наши поступки?». Точнее можно поставить вопрос так: как он воспринимает себя самого (ведь, в сущности, мы его часть).
Если поискать аналогию в чем-то нам понятном, то можно предположить, что это похоже на то, как мы воспринимаем собственный организм. Мы не видим ни клеток, из которых мы состоим, ни внутренних органов, ни микроорганизмов, живущих в нас и на нас:). Да и не слышим особенно ничего, кроме собственного дыхания.
НО, во-первых, мы обладаем способностью управлять собственным организмом (как, в целом, его перемещениями в пространстве:), так и, в более продвинутом варианте, осознанно управлять внутренними состояниями на эмоциональном и физическом уровнях.
Во-вторых, есть обратное влияние организма на нас: нам хорошо, когда организм в порядке, и нам плохо и больно, когда в нем что-то не так. То есть мы не видим и не слышим свой организм, но достаточно хорошо его ощущаем:)
Какой вывод можно сделать из этой аналогии? Из этого следует, что видеть, слышать и воспринимать самого себя можно только на уровне ощущений (причем только ярко выраженных, сильных ощущений).
А если вспомнить о том, что мы сделаны «по его образу и подобию», то это уже похоже на ключ к диалогу с Богом. Получается, он (как и мы на свой организм), не реагирует на вялые умозаключения, неуверенные решения, неконцентрированные действия и самообманчивые поступки, а вот на подлинные, сильные, энергетически заряженные желания, мысли и действия, отзыв идет моментально.
Так что тем, кто имеет привычку упрекать Бога на тему: почему он помогает «плохим» и не помогает «хорошим», стоит подумать: а у кого из них желания и поступки сильнее заряжены уверенностью в своем праве на их осуществление?:)
Ну а для тех, кто стремится к воплощению своих целей в жизни, предлагаю такую формулу:
точное знание: «чего конкретно и когда конкретно я хочу» +
man-to-man.ru
Посеешь заботу – пожнешь инициативу.
Ключевский В.О.
Инициативность — это самостоятельное стремление к изменению, совершенствованию или созданию чего-либо.
В основе подлинной инициативности лежит внутренняя мотивация. Это когда я инициирую не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, а потому что я сам хочу это сделать.
Для меня инициативность — это синоним слова «предприимчивость».
Хочется? — Сделай!
Не нравится? — Измени!
Не хватает? — Создай!
Считаешь нужным? — Организуй!
Инициативность неразрывна связано с понятием забота: забота о своем настоящем и будущем, забота о близких, забота о предприятии, где ты работаешь, забота обо всем, что вокруг тебя.
Ведь, если мне что-то или кто-то дорог, я хочу об этом заботиться. А, если я хочу заботиться — я инициирую и предпринимаю конкретные шаги для воплощения своей заботы в реальность.
Тот, кто инициативен и предприимчив, как правило, имеет преимущество в управлении любой ситуацией.
Мужчине нужно развивать инициативность и предприимчивость для того, чтобы:
В моей жизни тема инициативы и предприимчивости занимает весьма забавное место. Дело в том, что по натуре я скромный человек и мне никак не нравится быть лидером. При этом всю свою сознательную жизнь я только и делал, что инициировал, предпринимал, управлял, возглавлял…
Я привык рассчитывать только на себя. Поэтому если я вижу проблему в окружающей меня реальности — я предпочитаю ее решать а не ждать, что это сделает для меня добрый дядя. Плюс, благодаря хорошо развитому стратегическому и творческому мышлению, я, как правило, действительно вижу интересные и перспективные решения.
Лозунг «если не я — то кто?» для меня абсолютно естественный. Даже когда я работал в найме, я все равно мыслил как предприниматель и относился к предприятию, на котором работал, как к своему собственному.
Я не умею быть равнодушным и поэтому, где бы я ни был и чем бы ни занимался, мне всегда хотелось это изменить к лучшему. Я инициировал решения и предпринимал соответствующие действия потому, что это мой способ жизни, для меня это означает «быть собой».
В общем, можно сказать, что одна из моих основных профессий — это предприниматель во всех смыслах этого слова.
С другой стороны, честно говоря, есть у меня такая особенность: как только я вижу, что есть кто-то, кроме меня, кто может решить данную задачу, я, как правило, ухожу в тень, и расслабляюсь.Это одновременно мое достоинство и недостаток. Достоинство в том, что я легко делегирую полномочия и вообще не зацикливаюсь на том, чтобы было обязательно по-моему. Недостаток в том, что такой мой уход в сторону на практике не всегда оправдан.
Особенно явно это проявляется в семейной жизни. Если я вижу, что что-то может быть сделано без меня, я не вмешиваюсь. И наоборот — я включаюсь только в тех сферах и ситуациях, где очевидно, что кроме меня некому. Жене, конечно, хотелось бы, чтобы я включался чаще и шире. Я разделяю с ней эти представления. Поэтому сейчас для меня это зона актуального развития. Надеюсь, нам с вами по пути:)
1. Инициативность и предприимчивость предполагают активную жизненную позицию. Ты сам себе водитель, бензин и мотор. Именно ты наполняешь свою жизнь энергией, приводишь все в движение и управляешь всеми процессами.
2. Ты — директор ситуаций, обстоятельств и отношений. Учись быть эффективным управляющим жизни: определять стратегические направления развития, распределять обязанности всех участников, использовать имеющиеся ресурсы, находить ресурсы недостающие, получать и вкладывать прибыль. Инициативность и предприимчивость без применения головы — это скорее авантюрная суета, чем результативный процесс.
3. Инициативность и предприимчивость предполагают хорошо развитые навыки творческого мышления. Нужно уметь находить оригинальные, интересные решения. Это в разы повышает цену твоим инициативам.
4. Жалость к себе, самообвинения и самооправдания — это пустые занятия, которые никуда не ведут. Быть инициативным и предприимчивым — значит концентрироваться на своих целях и действиях, а не на своих страхах и переживаниях. Упражняйся в концентрации.
5. Для того, кто умеет управлять парусом, любой ветер — попутный. Учись использовать любые обстоятельства жизни себе на пользу. Тот, кто умеет использовать обстоятельства, — управляет ситуацией.
6. Постоянно проверяй соотношение между «хочу» и «что я делаю сейчас для этого». Это ключевой алгоритм управления своей жизнью.
7. В отношениях с женщиной не нужно говорить: «я сделаю, как ты хочешь», «я сделаю, как тебе удобно», «где ты хочешь провести время?» и т.п. Предлагай! Инициируй! Прислушивайся к ее желаниям ДО своих предложений, а не ВМЕСТО. Безинициативный мужчина навязывает женщине мужскую роль и лишает ее женственности.
8. Определись, что и кто входит в круг твоей заботы: личные отношения, работа, территория проживания… Подумай, что ты можешь привнести нового в круг своей заботы? Как улучшить? ….Забота, неравнодушное отношение — это ключевая мотивация для развития инициативности и предприимчивости.
9. В ситуации конкуренции или противостояния важно уметь владеть инициативой. Владение инициативой — это следующий уровень в развитии предприимчивости. Тут уже мало просто быть инициативным. Тут нужно успевать быть первым или уметь перехватывать инициативу. Для этого нужны скорость в принятии решений, умения убеждать и влиять.
10. Для того, чтобы в полной мере управлять ситуацией нужно уметь быть НАД СИТУАЦИЕЙ, то есть мыслить объективно, а не эмоционально; уметь отделять факты от эмоций.
11. Управлять ситуацией — это не значит обязательно держать ее под своим жестким контролем и бояться его потерять. Управлять — значит владеть ситуацией, то есть видеть и понимать ее в целом, включая свой контроль там, где нужно, и отпуская его там, где это возможно. Учись доверять воплощение твоих планов другим людям. Иначе у тебя не останется ни сил, ни времени для новых инициатив.
Коучинг-программа по развитию мужских качеств
man-to-man.ru
Есть мужчины, которым повезло, они получили мужское воспитание. Но так повезло не всем…
Я знаю, как это бывает обидно, так как сам изначально не получил мужского воспитания, и до всего доходил сам.
Я знаю, как бывает трудно разобраться, понять и изменить себя.
Я знаю, как на этом пути необходим наставник-мужчина, который подскажет, поможет, поддержит.
В разделе «качества мужчины» есть достаточно информации о моем видении того, что и как развивать (внутренний стержень, преданность, ответственность,надежность, физический и эмоциональный тонус, смелость и решительность, самореализация и созидание, сила воли, упорство, терпение, инициативность и предприимчивость, позитивный настрой на успех).
Однако – это не значит, что мы с Вами можем работать только в направлении развития перечисленных качеств. Жизнь намного разнообразнее и Ваша личная ситуация – это Ваша Личная Ситуация. Так что – решать Вам (при условии, что Ваши цели не противоречат моим морально-этическим принципам).
Все решения о начале и вариантах работы принимаются вами и мной после нашей БЕСПЛАТНОЙ встречи-знакомства по Skype.
man-to-man.ru
В этой заметке я продолжу развивать свою любимую тему о качествах мужчины. Современный мир пронизан истерикой, что настоящие мужчины перевелись. Конечно это не так, но если сегодняшние тенденции в воспитании мальчиков будут развиваться, то до катастрофы не далеко.
Получив в роддоме в руки голубой конверт с наследником, мама и папа начинают растить из сына «настоящего мужчину». И проблемы начинаются с самого начала, потому что мамино представление о «настоящести» обычно сильно отличается от «папиного».
Мама видит в сыне джентельмена, помощника, внимательного к маминым чувствам, благодарного и понимающего. Папам обычно представляется как минимум чемпион по карате, верный помощник в гараже, компаньон по рыбалке, чувак, который потом сможет стукнуть кулаком по столу и рассказать, кто в семье главный.
И начиная с этого момента, я буду обращаться в основном к мамам мальчиков. Мама — первая женщина в жизни мальчика, по маме мальчик делает выводы о женщинах, об отношениях, о месте мужчины в жизни женщины. И захотеть быть мужчиной, выбрать мужскую роль в этом мире, проявить лучшие мужские качества мальчик может только тогда, когда мама любит, уважает, искренне ценит папу и всячески ему (папе) это демонстрирует.
Из отношения мамы к папе мальчик делает вывод, что мужчиной быть хорошо, выгодно. Это вовсе не значит, что он скопирует папины черты, просто он сделает выбор быть мужчиной в принципе.
Еще, каждая мама мальчика мечтает об идеальной жене для своего сына. Что бы любила, заботилась, прислушивалась к его мнению, уважала, ставила в пример детям, принимала его со всеми достоинствами и недостатками. Кто хочет для своего сына сварливую, всем недовольную, критикующую, делающую все по-своему жену?
Считается, что мужчина выбирает себе жену по образу и подобию своей мамы. И если схожесть не очевидна в начале отношений, иногда даже кажется, что между женой и мамой нет ничего общего, то со временем, все равно это проявляется. И происходит это потому, что мальчик ищет женщину не с такими же чертами характера, как у мамы, они и правда могут сильно отличаться, а такую, которая рано или поздно даст ему ту модель отношений, которая была между мамой и папой. Так что, дорогие женщины, единственная возможность получить идеальную невестку — это стать такой же идеальной для своего мужа
Уже только это может для многих показаться непосильной задачей, а я подкину другую. А после развода? Когда мама растит сына практически сама? Увы, как бы «изуверски» это не звучало, но рецепт все тот же. Что бы мальчик вырос мужчиной, нужно уважать, ценить и быть благодарной его отцу. Как минимум мысленно.
Каким бы он ни был человеком, какими бы ужасными не были причины и условия вашего разрыва. Многие женщины боятся, что сын будет «весь в папиньку», т.е. скопирует его самые худшие качества (опять же, худшие — по мнению конкретной женщины). Поверьте, это не так. Выводы о качествах отца он все равно сделает сам, а вот, выберет ли он в принципе быть мужчиной, очень сильно зависит от отношения мамы к его отцу и к мужчинам вообще. Ну, подумайте сами, если мама живет с ощущением, что «все мужики — козлы», захочется ли сыну становиться мужиком? Ему это просто не выгодно, он будет бояться потерять любовь самого близкого человека, мамы.
Конечно же, все эти выборы происходят на глубоко интуитивных, бессознательных уровнях. Никто не объявляет с высокой трибуны — «Все! Я мужиком не буду, а то маме перестану нравиться». Конечно нет. Мальчик просто постепенно отказывается от мужских качеств в пользу женских.
Ну, довольно об этом, перейдем к самим качествам. Точнее, здесь я хотел бы обсудить только одно из них. Основной запрос современных женщин к мужчинам можно сформулировать «что бы умел нести ответственность, был ответственным». Как же вырастить мальчика ответственным?
Я не буду сейчас перечислять все методы, используемые в воспитании, расскажу сразу о единственно правильном. Ответственным становится только тот мальчик, которому достаточно доверяют. Доверие и только доверие формирует чувство ответственности. Можно дать мальчику поручение и неотступно контролировать его выполнение, а в конце еще и разобрать, что было сделано не так. Или дать тоже самое поручение, сказать, что вы полностью доверяете ему, можете помочь, если ему будет нужно, а в конце поблагодарить и сказать, что не зря доверяла. Что то не получилось? — ничего, зато старался, давай подумаем вместе, как в следующий раз сделать лучше.
Да ладно, что там с поручениями, сейчас детям не доверяют даже в их собственных ощущениях. Как часто можно услышать — «Тебе жарко? Не говори глупостей, ветер холодный какой!» «Как ты не хочешь есть? Ничего не хочу слышать, время обеда». Чтобы мальчик научился ответственности, ему нужно разрешать делать ошибки, причем много раз. Ему нужно давать возможность реализовывать задуманное. В три года — это узнать, какой глубины лужа, а в пятнадцать — устроить в своей спальне химлабораторию.
На уровне рефлекса у мальчика должен закрепиться алгоритм действий: задумал — придумал, как сделаю — совершил задуманное — сделал выводы. Нужно всячески удерживать себя от знакомства мальчика с готовыми выводами, даже если вы на 100% знаете, что лужа очень глубокая, нужно дать по ней пройти. Да, вы можете сказать, что вы волнуетесь, что вам будет страшно за него, попросить беречь себя, быть рядом и подстраховать в случае необходимости, но отпускать, отпускать и еще раз отпускать.
И еще постараться максимально передать функцию воспитателя отцу. Мамина задача — любить, поддерживать, верить в него, утешать, если надо, но не воспитывать. На Руси, в Древней Элладе, например, мальчика почти сразу после того как мать заканчивала кормить его грудью, забирали на мужскую часть дома, сажали на коня, давали в руки меч, а мамам оставалось только охранять сына своими молитвами.
Жестоко? По отношению к мамам, возможно, да. Но проблем с «настоящими мужиками» не было. Да и мамы тогда любовь понимали по-другому. Ведь любить — это значит делать хорошо тому человеку, которого любишь. А сейчас любовь в основном носит эгоцентричный характер. Хочется, что бы от любви было хорошо в первую очередь мне, а тот, кого я люблю, еще и должен быть мне благодарным за мою любовь. И на примере материнской любви это видно лучше всего.
В следующий раз мы поговорим о других мужских качествах и о том, как взрастить их в себе самостоятельно.
man-to-man.ru