ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Периодизация возрастного развития. Возрастное развитие


Периодизация возрастного развития

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает 0'снование для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. Те, кто придерживается мнения о дискретности процесса развития, дополнительно к сказанному обычно предполагают, что на каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Сторонники последней из обсуждаемых позиций также считают, что все дети независимо от их индивидуальных особенностей в обязательном порядке проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперед.

Тех, кто придерживается дискретной точки зрения на процесс развития, сегодня больше. Их концепции разработаны более детально и чаще используются в обучении и воспитании детей, чем взгляды защитников идеи непрерывности развития. Поэтому далее мы подробнее остановимся на дискретной точке зрения, представив в рамках ее несколько различных периодизаций развития.

Есть два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было бы быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания детей.

Та периодизация детского развития, которая сложилась на основе имеющейся практики обучения и воспитания, отражает, по мнению Д. Б. Эльконина, в основном именно эту, специфическую практику, а не потенциальные возможности ребенка. Такая периодизация, которую можно назвать эмпирической (от слова «эмпирика», обозначающего реально складывающийся опыт), не имеет должного теоретического обоснования и «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов, например, когда надо начинать обучение, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду и т. д.»8.

Гораздо больший психолого-педагогический интерес представляет другая, теоретически достаточно обоснованная периодизация детского развития, однако в настоящее время построить ее трудно, так как не до конца известны, а главное, не полностью реализованы возможности развития ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем обсуждать периодизацию, которая представляет собой нечто среднее между эмпирической, сложившейся в реальном жизненном опыте, и теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Именно такой и является периодизация развития, предложенная самим Д. Б. Элькониным9 . Рассмотрим ее основные положения.

Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст : от трех до четырех-пяти лет.

4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.

5. Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

6. Подростковый возрастает десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.

7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет), младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис, а именно — при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.

На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности, особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности10. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни, в действительности является сложной формой общения ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ речевых контактов ребенка этого возраста с окружающими людьми показывает, что речь им используется главным образом как средство коммуникации для налаживания сотрудничества с людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления. Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь опосредуется предметными действиями ребенка и практически еще не отделено от них.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка — ролевой. Главное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как, вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

Концепция Д. Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Выглядит она следующим образом.

В процессе онтогенеза ребенка выделяются разные его ступени: стадии, периоды, этапы и фазы. Акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов. Ее становление и развитие представляется в виде постепенного подъема со ступени на ступень. В течение всего детства выделяются две фазы развития: от рождения до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они, соответственно, делятся на три этапа: от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10 до 17 лет. В свою очередь первая фаза делится на четыре периода: 0—1 год, 1—3 года, 3—6 лет, 6—10 лет, а вторая — на два периода: 10—15 лет, 15—17 лет.

Внутри каждого из шести выделенных периодов имеются три стадии, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и внутренними преобразованиями, которые за это время происходят в личности.

Д. И. Фельдштейн считает, что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности. Одна из них —изменение социальной позиции личности. Переходы с одного уровня развития на другой могут происходить плавно и быстро, со значительными качественными изменениями в личности. Во время плавных переходных периодов ребенок обычно не особенно задумывается над вопросом о том, каково его положение среди других людей и каким оно должно быть; при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти вопросы.

Внутри каждого периода процесс развития проходит через следующие три закономерно чередующиеся стадии:

1. Развитие определенной стороны деятельности.

2. Максимальная реализация, кульминация развития данного типа ведущей деятельности.

3. Насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны (под разными сторонами деятельности имеются в виду ее предметный и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации мы его представляем,«существуют два довольно выраженных резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трех лет», а второй — переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет преодолен кризис.

studfiles.net

Периодизация возрастного развития

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает 0'снование для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. Те, кто придерживается мнения о дискретности процесса развития, дополнительно к сказанному обычно предполагают, что на каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Сторонники последней из обсуждаемых позиций также считают, что все дети независимо от их индивидуальных особенностей в обязательном порядке проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперед.

Тех, кто придерживается дискретной точки зрения на процесс развития, сегодня больше. Их концепции разработаны более детально и чаще используются в обучении и воспитании детей, чем взгляды защитников идеи непрерывности развития. Поэтому далее мы подробнее остановимся на дискретной точке зрения, представив в рамках ее несколько различных периодизаций развития.

Есть два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было бы быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания детей.

Та периодизация детского развития, которая сложилась на основе имеющейся практики обучения и воспитания, отражает, по мнению Д. Б. Эльконина, в основном именно эту, специфическую практику, а не потенциальные возможности ребенка. Такая периодизация, которую можно назвать эмпирической (от слова «эмпирика», обозначающего реально складывающийся опыт), не имеет должного теоретического обоснования и «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов, например, когда надо начинать обучение, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду и т. д.»8.

Гораздо больший психолого-педагогический интерес представляет другая, теоретически достаточно обоснованная периодизация детского развития, однако в настоящее время построить ее трудно, так как не до конца известны, а главное, не полностью реализованы возможности развития ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем обсуждать периодизацию, которая представляет собой нечто среднее между эмпирической, сложившейся в реальном жизненном опыте, и теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Именно такой и является периодизация развития, предложенная самим Д. Б. Элькониным9 . Рассмотрим ее основные положения.

Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов:

1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст : от трех до четырех-пяти лет.

4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.

5. Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.

6. Подростковый возрастает десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.

7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет), младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис, а именно — при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.

На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности, особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности10. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни, в действительности является сложной формой общения ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ речевых контактов ребенка этого возраста с окружающими людьми показывает, что речь им используется главным образом как средство коммуникации для налаживания сотрудничества с людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления. Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь опосредуется предметными действиями ребенка и практически еще не отделено от них.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка — ролевой. Главное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как, вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

Концепция Д. Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Выглядит она следующим образом.

В процессе онтогенеза ребенка выделяются разные его ступени: стадии, периоды, этапы и фазы. Акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов. Ее становление и развитие представляется в виде постепенного подъема со ступени на ступень. В течение всего детства выделяются две фазы развития: от рождения до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они, соответственно, делятся на три этапа: от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10 до 17 лет. В свою очередь первая фаза делится на четыре периода: 0—1 год, 1—3 года, 3—6 лет, 6—10 лет, а вторая — на два периода: 10—15 лет, 15—17 лет.

Внутри каждого из шести выделенных периодов имеются три стадии, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и внутренними преобразованиями, которые за это время происходят в личности.

Д. И. Фельдштейн считает, что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности. Одна из них —изменение социальной позиции личности. Переходы с одного уровня развития на другой могут происходить плавно и быстро, со значительными качественными изменениями в личности. Во время плавных переходных периодов ребенок обычно не особенно задумывается над вопросом о том, каково его положение среди других людей и каким оно должно быть; при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти вопросы.

Внутри каждого периода процесс развития проходит через следующие три закономерно чередующиеся стадии:

1. Развитие определенной стороны деятельности.

2. Максимальная реализация, кульминация развития данного типа ведущей деятельности.

3. Насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны (под разными сторонами деятельности имеются в виду ее предметный и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации мы его представляем,«существуют два довольно выраженных резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трех лет», а второй — переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет преодолен кризис.

studfiles.net

Таблица возрастных периодов

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

-

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

"Я сам" в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация воспр. И памяти. Личностная рефликсия.Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

-

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» - образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

studfiles.net

Периодизация возрастного развития

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Педагогика. Учебный курс » 9. Периодизация возрастного развития

    Периодизация возрастного развития
    Знание сущности развития человеческой личности предполагает также знание особенностей его протекания в разные периоды жизни. Н.К. Крупская неоднократно писала о том, что учитель обязан знать индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников, чтобы правильно выбрать методы, приемы, средства влияния на их сознание и поведение. В теории возрастной периодизации существует много подходов, принципов, положены в основу определения периодов жизни человека. Наиболее яркими являются два подхода: один из них основывается на биологических законах развития человека (до появления молочных зубов, после периода полового созревания и т.п.), второй в основу периодизации берет вид деятельности (игра, обучение, труд...) Существует также мнение, что никаких граней между возрастными периодами нет, что ребенок может все. Следует считать наиболее рациональным подход, строящийся на признаках ведущего вида деятельности, так или иначе влияющего на развитие самой личности. Советские психологи предложили следующую периодизацию, которую можно считать оптимальной: I. Дошкольный возраст до 7 лет. 1. Младенчество от рождения до 1 года. 2. Преддошкольный возраст 1-3 года. 3. Дошкольное детство 3-6-7 лет. II. Школьный возраст. 1. Младший школьный возраст 6-7 до 10 лет. 2. Средний (подростковый) 10 до 15-16 лет. 3. Старший (юношеский) школьный возраст 16-18 лет. III. Взрослые (зрелая личность). 1. Юность (18-23 года). 2. Молодость (24-30 лет). 3. Расцвет (31 -40 лет). 4. Зрелость (40-55 лет). 5. Старость (55-75 лет). 6. Старчество (75-90 лет). 7. Долгожительство (свыше 90 лет) Рассмотрим возрастные особенности школьного возраста детей, основным видом деятельности которого является учеба. Имеет значение знание развития человека в процессе всех возрастных периодов, так как каждый человек бывает в ситуации, когда надо заниматься воспитанием. Для учителя же главное знание возрастных и индивидуальных особенностей школьников.Младшие школьники 6-9 (10 лет). В данный период происходит интенсивное физическое развитие личности. Учение является основным видом деятельности вообще, а также содержит элементы игры. В физическом развитии младшего школьника наблюдается продолжение интенсивного роста в длину (в дошкольный период данный рост определяется в 7-8 см в год, в период учебы в 1-3 классах он исчисляется 4-5 см в год). Укрепляются мышцы, увеличивается мышечная сила. Дети данного возраста весьма подвижны. Сердце имеет большие размеры, кровеносные сосуды расширены. Развитие сердечной ткани завершается только к 12 годам, а формирование глаза, уха (слуха, зрения) к 11-13 годам. Кровяное давление приближается к норме: идет активное созревание всех органов тела, развитие функций больших полушарий, возрастает общая биологическая его приспособленность к условиям жизни. Совершается постепенное окостенение. Школа, ученические обязанности это большое событие в жизни младшего школьника. Все хотят учиться, идут в школу с радостью, и жаль, что часто неумелое отношение к детям уничтожает охоту к учебе. Забота о дальнейшем физическом развитии детей-школьников важная задача воспитания. Создание необходимых санитарно-гигиенических условий, разумный режим учебы, игры, питания, сна, общения в этом возрасте обеспечивают хорошую учебу и правильное поведение младшего школьника. Значение устной речи возрастает. Углубляются и повышаются умственные нагрузки, что способствует развитию памяти, мышления, формируются произвольное внимание, социальные чувства. Но чувственное, образное, предметное восприятие продолжает играть ведущую роль в обучении младшего школьника. Ребенок продолжает мыслить формами, красками, звуками, образами. Организация чувственного восприятия в начальных классах это двери, через которые ученик впитывает знания. Младший школьник одинаково дружен со всеми: девочками, мальчиками. Дружба в основном имеет территориальный, географический характер: с кем сидит за партой, с кем живет по-соседству, рядом. Огромен авторитет учителя: он выше родительского. Учителя младший школьник воспринимает с большой буквы, верит ему безгранично, авторитет его безупречен, требования его выполняются безоговорочно. Очень развит элемент его подражательности: взрослым, учителям, полюбившимся героям. Все это создает благоприятные условия для организации и управления учебно-воспитательным процессом, для формирования у учащихся качеств, желательных воспитателю. Воспитательная роль учителя, школы усиливается при комплексном подходе, при согласовании воспитательных влияний школы, семьи, окружающих ребенка людей. Образ поведения, мыслей, поступков младших школьников часто формируется идентично к образу поведения учителя. Учитель эталон, образец, стимул для выбора типа поведения учащегося. Вся учебная, воспитательная и культурно-просветительская работа с детьми этого возраста должна строиться с учетом их возрастных особенностей и преследовать одну цель формирования положительного опыта поведения, отношения, подчинения, творчества, сочетания личных и коллективных, общественных интересов. Этот период характеризуется также импульсивностью, сиюминутным принятием решений, без обдумывания и взвешивания своих возможностей. Иногда принимается раньше решение, а потом осмысливается его целесообразность и необходимость. Отсутствует всесторонний учет доводов в пользу данного решения. Начинает проявляться противоречивость в физических и моральных возможностях.Средний школьный возраст (10-15 лет). Это чрезвычайно ответственный период в жизни человека, который называют как переходный, трудный, противоречивый, полный несоответствий в развитии как анатомо-физиологических данных, так й психических. Подросток уже не ребенок. У него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, стремление к труду физическому и умственному, но еще и не взрослый человек. В физическом развитии наблюдается много противоречий, диспропорций. Удлиняются конечности, причем верхние кажутся непомерно длинными, непропорциональными к другим физическим показателям. Наблюдается и ряд других диспропорций. Так, объем сердца увеличивается быстрее массы тела, а рост кровеносно-сосудистой системы отстает от роста сердца и тела, что таит в себе возможности недостаточного питания мозга кислородом, равно как и других частей тела. Очень опасны в этих ситуациях перегрузки. Они могут привести к тяжким заболеваниям. Период непропорционального внешнего физического развития сопровождается наличием и многих внутренних физиологических и психических противоречий. Это период полового созревания, который тоже развивается через постоянную борьбу противоречий. Основные из них: половое влечение возникает раньше способности его удовлетворить, а способность оставлять потомство приходит раньше, чем возможность его содержать и воспитывать. Подросток и сам еще нуждается в заботе, воспитании, образовании, организованном положительном опыте жизни и деятельности. Период полового созревания бесспорно сказывается на развитии школьника-подростка и влияет на его поведение, ориентацию. Педагогу необходимо проявлять чуткое и грамотное, разумное отношение к школьникам этого возраста, чтобы нейтрализовать возможные конфликты, избежать обострения в отношениях и помочь подростку определить свое правильное отношение к коллективу, быть нужным в семье. Вместе с тем не следует особо акцентировать внимание на трудностях этого периода и помнить, что разумный режим труда, учения, отдыха, правильная организация досуга, постоянная забота, чуткость к трудностям, испытываемым подростком, сгладят неровности этого сложного и важного периода жизни. В данный возрастной период жизни школьник особенно остро чувствует потребность общения со взрослыми, их заботы, понимания, поддержки. Познавательная деятельность подростка претерпевает тоже существенные изменения. Активно, интенсивно совершенствуются мышление, обогащается речь, формируется стойкое произвольное внимание, развивается воображение, углубляется объем и качество памяти. Роль учителя в развитии познавательных возможностей среди школьников возрастает. Поэтому учителю необходимо очень тщательно отбирать содержательный материал, продумывать пути активизации их деятельности, чтобы обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, успешно формирующего умственные способности школьников. Значение приемов сравнения велико во все периоды обучения, но в подростковом возрасте особое, так как дает возможность решать вопросы совершенствования интеллектуальных возможностей. Расширяющиеся познавательные возможности подростка влекут за собой более тонкое их внимание к вопросам нравственности. Они очень щепетильны в вопросах дружбы и товарищества, чести, достоинства, самолюбия и себялюбия. Интересы средних школьников выходят за пределы класса, появляется избирательный интерес к изучению отдельных предметов, тогда как в начальных классах внимание распределялось в равной мере между отдельными предметами. Вопросы выбора будущей профессии входят в повестку дня подростка. Все более его волнует мысль о будущей профессии. Появляется самокритичное отношение и критическое к окружающим, в том числе к учителям, родителям, старшим, тогда как для младшего школьника учитель был безусловным авторитетом. Межличностные отношения начинают играть важную роль в жизни школьника-подростка. Учителю важно тактично корректировать эти отношения, руководствоваться ими, понимать их, влиять на них. Товарищество, дружба как вид межличностных отношений тесно связаны с общественными делами. Создание и укрепление здорового микроклимата в коллективе подростков становятся постоянной заботой учителя. Дружеские, товарищеские отношения всегда являются активным средством формирования личности в подростковом коллективе. Этой проблеме посвящено много работ социологов, психологов, педагогов: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я.Л. Коломинский, Т.Е. Конникова,А. Добрович, И.С. Кон и др. Со стороны волевых качеств подростковый период жизни школьника характеризуется тоже противоречивостью, отсутствием способности ко всестороннему анализу вопросов при принятии решений: часто решения принимаются непосильные. И. Печерникова в книге «Подростки» так характеризовала данный возраст: подросток то шумлив, то тих, то неуверен в себе, то переоценивает свои возможности, то ласков, нежен, а то груб, то жаждет общения, то замыкается в себе. Сложность, противоречивость, наличие диспропорций в формировании подростка вызывает к себе такие эпитеты, как: трудный, сложный, критический. Возраст действительно сложный. Некоторые медики-психоневрологи, даже предлагают применять медикаментозное лечение, чтобы снять остроту и сложность протекания процесса становления. Со всем этим педагогу надо считаться и быть готовым к терпеливой, внимательной работе со школьниками-подростками. Подросток настолько впечатлителен, что даже улыбка, взгляд, мимика, не говоря уже о нетактичном замечании могут спровоцировать непредсказуемое поведение, взрыв, обиду. В общении с подростками воспитателям, родителям надо быть внимательными, корректными, предупредительными. Особенно остро переживает подросток замечания по поводу внешности, хотя сам он может быть очень самокритичным. Вместе с тем посторонним совсем не следует соглашаться с его заниженными самооценками.Старший школьный (юношеский) возраст (16-18 лет) характеризуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к важным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения, осуществлять их, намечая перспективы (ближние и дальние). Диспропорции подросткового возраста сглаживаются, почти ликвидируются. Заканчиваются процессы бурного развития, окостенения, полового созревания. Темпы роста замедляются. Уменьшается     утомляемость, повышается работоспособность, формируется умение длительное время заниматься умственным трудом. Познавательная деятельность старших школьников характеризуется широтой и произвольностью внимания, глубиной памяти, дальнейшим развитием абстрактного мышления, углублением чувств, сознательным отношением и объективной оценкой своих возможностей и способностей. Формируется критическое отношение к себе и окружающим, способность самостоятельно ставить цели и задачи. Появляется первая влюбленность, возникает потребность в самовоспитании, поиск идеалов, равнение на них. Вопросы этики и эстетики волнуют старших школьников в связи с потребностью и желанием формировать у себя нормы и правила высокой культуры поведения, появляется стремление к гармоничному саморазвитию, поиску друга. Возросшие возможности и способности старшеклассников нуждаются в здоровой интеллектуальной и моральной пище. Мы считаем период в жизни человека от 16 до 22-23 лет, -говорил К.Д. Ушинский, самым решительным. Здесь именно довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или иному направлению в образе мыслей человека и его характера (К.Д. Ушинский. Собр. соч. -т.8, с. 141). И далее он пишет: в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества. Таким образом, возрастные этапы становления личности имеют свои особенности, знание которых помогут педагогу в его работе. Вместе с тем, следует иметь в виду, что не только возрастные особенности отличают людей. Существуют и индивидуальные особенности. Личность человека неповторима. Это целый мир чувств, ориентации, который необходимо изучать, чтобы успешно на них влиять, изменять.     Лекция, реферат. Периодизация возрастного развития - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

     

referatwork.ru

Возрастное развитие | Школа системной соционики

Вместе с развитием, эволюцией реального окружающего мира, развивается и взаимодействующая с ним психика реального человека. Совершенно очевидно, что модель психики, адекватно отображающая взаимодействие психики с миром, должна также отображать и онтогенез психики — динамику, закономерности, ведущие факторы и периодизацию развития психических процессов и свойств индивидуальности и личности человека.

Концептуально результаты проведенных к настоящему времени исследований возрастного развития психики можно свести к следующему:

ТИМ психики человека в течение жизни не меняется. Развитие психики определяется следующими друг за другом возрастными периодами и происходит поэтапно, от блока к блоку в процессе информационного наполнения психических функций вследствие взаимодействия психики с реальным окружающим миром. Переход к очередному этапу диктуется достижением соответствующего возраста и не зависит от степени наполнения психических функций блока. Наполнение информацией психических функций развивается и обогащается в зависимости от характера взаимодействия и особенностей окружающего мира и происходит в соответствии с информационными аспектами, обрабатываемыми каждой функцией.

Литература

  1. Ермак В. Д. Возрастное развитие и информационное наполнение психики — становление индивидуальности и личности человека // Соционика, ментология и психология личности.  — 2004, № 4.
  2. Ермак В. Д. Как научиться понимать людей. Соционика — новый метод познания человека. — М.: Астрель: Издательство АСТ, 2003. — С. 146—181.
  3. Ермак В. Д. Классическая соционика. — М.: Черная Белка, 2009.
  4. Ермак В. Д. Личность и Индивидуальность. Развитие и становление. Возрастные этапы наполнения психики (готовится к изданию).
  5. Ермак В. Д. Искажения ТИМ психики и достоверность идентификации // Соционика, ментология и психология личности.  — 2008, № 3.

socionicasys.org