ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Личность и общество, взаимодействие и влияние. Влияние личности на развитие общества


Влияние общества на личность

влияние общества на личность

Современное общество – это сложно структурированный и в то же самое время, стремящийся к единому, глобальному стандарту ценностей механизм, на который наложили свой отпечаток наследия различных культур и традиций. Как известно, любая макросистема состоит из множества микросоставляющих, и социум здесь не исключение. Каждый отдельно взятый его представитель, так или иначе, вносит свой вклад в развитие всего «организма» в целом, но в природе всегда действует закон обратной связи и, в свою очередь, влияние общества на формирование личности каждого человека не менее важно и является, чуть ли не самым главным и основополагающим его фактором.

Откуда родом?

Любой человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду, где свою роль играют присущие ей традиции, обычаи, а также религиозные и культурные ценности. Семья, ближайшее окружение и наконец, общепризнанные каноны, по которым живет тот мир, с которым мы начинаем себя ассоциировать, как только входим в сознательный возраст, как из пластилина лепят из нас то, что впоследствии станет основной нашей сущностью и определяют тот духовный и моральный вектор, ориентируясь на который, мы будем строить свою дальнейшую жизнь.

Таким образом, влияние общества на становление личности огромно и умалять его значимость на этом уровне ни в коем случае нельзя. Но и в дальнейшем, оно не прекращается. Мы постоянно оглядываемся на общепринятые правила жизни при выборе того или иного варианта взаимодействия с окружающими и пытаемся дать объективную оценку своему поведению согласно именно этим нормам. Так что влияние общества на личность человека продолжается до конца его дней. Социум может казнить, а может и короновать. Он вешает ярлыки, по которым определяется наш статус и место в иерархии себе подобных. Все это отражается на сильных и слабых сторонах нашей личности, заставляет вырабатывать умение приспосабливаться к ситуации в зависимости от обстоятельств.

Поверить или разобраться?

Но влияние общества на развитие личности заключается не только в этом. Смешение различных культурных идеологий или же их вынужденная смена ( к примеру, переезд в другую страну) может привести к формированию в взятого индивидуума чувства запутанности и надлому в сознании отдельновлияние общества на формирование личностипроцессе переоценки ценностей, что в свою очередь, чревато различными негативными последствиями для психологического состояния человека.

Окружающий нас социум обычно четко определяет где черное, а где белое, но между этими двумя цветами в жизни, как известно, есть еще много оттенков и не смотря на бесспорное влияние общества на личность, очень многое в ее становлении и дальнейшем развитии зависит от степени самосовершенствования человека и от его стремления к состоянию внутренней гармонии и целостности, а также к компромиссному взаимодействию с окружающей его социальной средой.

 

womanadvice.ru

Влияние общества на формирование личности

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Влияние общества на формирование личности

Белгород-2017

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Влияние общества на формирование личности

Свеженцев Б.М. преподаватель русского языка и литературы

Белгород-2017

Введение

Общество - это мир людей. Человек живёт в этом мире. В нём рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Со всем этим связан целый ряд таких важных понятий, как социализация, общество, личность, моральный выбор, моральная ответственность.

Общество - это всё человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в обществе не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит по заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. А оно в свою очередь диктует правила и законы, которым нужно подчиняться, чтобы существовать в данном обществе. Но при этом, соответствуя определённым условиям, важно, чтобы человек был - господином самому себе!

В современном мире данная тема актуальна, так, как и общество, и человек - как неотъемлемая его часть, существовали, существуют, и всегда будут существовать. Сейчас важной проблемой является поиск точек соприкосновения, нахождение компромиссов в отношении между ними. Предметом исследования является личность, формирование личности, поскольку ею сразу не рождаются.

Цель, ради которой проводится данное реферирование- это выявление положительных и отрицательных сторон в воздействии общества на человека. При рассмотрении определённых примеров, фактов и закономерностей в жизни общества можно сделать соответствующие выводы о формировании человека в социуме.

Для раскрытия в рамках реферирования рассматриваются следующие вопросы: понятия общества, социализация человека, понятие личности, необходимость общения для человека, его моральный выбор, его ответственность, поведение человека в социуме.

Данное исследование будет проводиться на основе изучения соответствующей литературы и на дальнейшем её анализе. В науке обществом называют часть мира. В неё входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее.

В облике общества отражается положение в нём человека. Появившись на свет, каждый человек начинает постепенно уважать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей. Этот процесс вхождения индивида в общество называется социализацией. Она начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости.

Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, приобретение определённых прав и обязанностей, взглядов и привычек и т.д. Итогом социализации становится полноценная личность. «Личность»- многозначное слово. Одно из значений понятия «личность» выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объём веществ или длина ног. Речь идёт о свойственных данному конкретному человеку- индивидууму - чертах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твёрдо держать слово. Очень важно, есть ли у человека своё личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и конечно, до конца отвечать за свои действия. Или оно плывёт по течению, как щепка, и податливо чужой воле, как пластилин. Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант (1724- 1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря выбранным твёрдым принципам. Быть господином самому себе. Что это значит? Наверное, подразумевается то, что мы

называем «иметь характер»,- умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т.е. как теперь говорят, автономным. Это значит обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания.

И. Кант считал, что все эти качества - способность быть господином самому себе, иметь принципы- с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, причём добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью каждый делает себя сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.

Это мнение И. Канта. В науке же есть своя гипотеза. Она заключается в том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определённых общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений - язык, знания, мораль, право, обычаи, - всё то, что делает человека человеком. Нормальный человек фактически всю жизнь формирует себя, пополняет свои знания, культуру, совершенствуется духовно. Это происходит путём обычного общения человека с обществом, в котором он живёт.

«Общение»- это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, смотрит спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом - всё это общение. При всех различиях в понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определёнными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике. Такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении.

Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разносторонне круг общения, тем разнообразнее сведения человека о себе самом.

Личность основывается на морали и на моральных принципах. Моральные правила дают человеку образец поведения. Но правил много, они разные, и человек всегда сам решает, как ему следует поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Иначе говоря, человек всегда обладает свободой выбора.

В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у вас есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль - и вы это знаете - учит: всегда поделись с ближним - лучший кусок отдай другу. Но есть и другая эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка, или точнее, моральный выбор. Но случаи бывают посложнее. А кто контролирует, оценивает ваш выбор?

Ответ может быть таким: окружающие люди - общественное мнение. Общественное мнение может оценить наш поступок, наши действия, когда выбор уже сделан, поступок совершен. Вот тогда общественное мнение решает, какой поступок мы совершили - добрый или злой, честный или бесчестный, полезный или бесполезный, умный или глупый и т.д.

Все наши поступки имеют определенные последствия. Есть такая философская притча о старательном дровосеке. Он честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствие, знать, что получится в результате - добро или зло. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её общественных результатах, последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей- неволей помогающего творить преступления.

И ещё: где гарантии, что однажды и сам наивный дровосек не станет жертвой зла и не попадёт в тот самый костёр? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек.

Короче говоря, на каждом из нас - хотим мы того мы или нет - всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действие отдельного человека - сугубо его личное дело. Однако, живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится в окружении других людей, и бывают такие случаи, когда возникают конфликты между личностью и обществом, которые связаны, прежде всего, с отклоняющимся поведением тех, кто пренебрегает социальными нормами.

Жизнь любого общества постоянно меняется и наполнена противоречиями, поэтому социальные разногласия неизбежны. Более того, они - нормальный, а подчас и необходимый элемент личностного и общественного развития человека. Это объясняется тем, что конфликты могут играть в обществе не только отрицательную, но и положительную роль. Характеризуя «личность» имеют в виду «целостность», что рождается в обществе. Поэтому главной целью развития личности является более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества не развиваются без участия других людей, в изоляции.

Находясь в обществе, человек ведёт себя не совсем так, как дома. В доме он чувствует себя свободно и легко: не нужно задумываться в чем ходить, что есть, как есть, что говорить.

Выходя в общество, он находится в постоянном напряжении. Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают, поскольку общество выработало свои моральные ценности, нормы, устои и требует беспрекословного подчинения им. Отсюда и возникают различного рода конфликты между людьми в обществе, поскольку человек не всегда соглашается следовать тем самым общественным правилам.

Каждому человеку в обществе просто необходимо уметь оценивать свои поступки, усваивать определённые законы и самое главное - применять их на практике. Ведь, как известно, человек не может жить в одиночестве, следовательно, хочет он или нет, но ему приходится вести себя как того требует общество.

Заключение

В результате проведённых исследований была достигнута поставленная цель: было дано определение понятия личности и общества, культуры и общения, найдена взаимосвязь общества и человека. В итоге становится ясно, что проблема личности и общества - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Как когда-то сказал Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество- свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Таким образом, не будь отдельных личностей - не было бы и общества в целом. При исследовании по главным вопросам рассматривалось, что же положительного и отрицательного во влиянии общества на человека. В ходе работы можно отметить, что на каждого человека общество влияет индивидуально, поскольку все люди абсолютно разные. Но в итоге однозначно можно утверждать то, что общество формирует человека, закладывает в него необходимую базу качеств, линии поведения. Вследствие чего можно отметить, что оптимальным вариантом будет считаться тот, при котором человек сможет научиться совершать поступки и действия как в соответствии со своими моральными принципами, так и общественными одновременно. Ведь человек и общество не могут существовать друг без друга- это было доказано ещё в глубокой древности.

multiurok.ru

Влияние общества на человека

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие .

человек и социум

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека :

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

человек и социум

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга. А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

urazuma.ru

Личность и общество, взаимодействие и влияние

Личность и общество. Почему всегда эти слова находятся рядом? Личностными характеристиками всегда называют некую совокупность свойств индивидуума, полезных для социума и признанных этим самым обществом. Попробуйте не назвать личностью одинокого Робинзона. Все привыкли соотносить понятие личности и общества, личности в обществе. А одиночка, переплывший пролив, или проживший несколько лет и сохранивший светлый разум, и здоровье — разве не личность?

Естественно, что для большинства людей подобное неприемлемо, и все будут считать личностью человека, добившегося неких успехов в свойствах или качествах, значимых для каждого общества отдельно.

В каждой культуре или социальном слое, группе, изолированной от остального сообщества рядом признаков или ограничений – будут свои важные и полезные свойства. Именно мера овладения индивидуумом этими значимыми свойствами и будет (для общества) определять личностные характеристики индивидуума.

Мы рассматриваем как индивидуум любого человека, без разделения по половым, возрастным и расовым признакам. Личность в обществе — это степень развития сознания, разума, интеллекта, физических и психологических качеств, а также свойства и способность индивидуума продуктивно взаимодействовать с окружающим обществом. Естественно, что на эти факторы оказывает и уровень развития самого общества.

Важна ли позиция человека относительно общества? Естественно! В отношении общества человек может быть потребителем, созидателем или разрушителем. Потребитель – для меня не имеет никакого отношения к личности. Это рядовой винтик, или барашек в стаде. Его мнение или действия слабо влияют на общество или на жизнь других индивидуумов. В свою очередь позиция личности – напрямую оказывает влияние на жизнь окружающих его индивидуумов. Чем выше уровень развития личности, тем выше степень влияния.

Личность начинает формироваться ещё до своего рождения, находясь в утробе матери, на формирование личности будет уже в этот период влиять то, какую музыку будет слушать мама, что кушать и как себя вести. Все процессы, происходящие в период беременности, оказывают непосредственное влияние на эмоции матери, и на химический состав крови, кА результат и на обменные процессы внутри плода, а как результат и на формирование его будущей психики.

Выходит, что утверждение о том, что формирование личности начинается вместе после рождения — ошибочно. Человек уже на момент рождения обладает неким базовым набором, который меняется или развивается в процессе жизни.

Наследственность оказывает также определённое влияние на формирование личности, в данном случае закладываются физические качества и особенности нервной системы. Если одинаково воспитывать и обучать ребёнка, родившегося в семье африканцев, живущих на природе или африканцев, живущих несколько поколений в США, то мы увидим различное проявление качеств, необходимых для выживания. У них будут различаться и обоняние, и скорость реакции, и восприимчивость к внешним воздействиям, разный иммунитет и так далее.

Возможно ли становление человека без общества? Сомневаюсь. Жизнь без общества для человека невозможна, по крайней мере, на этапе становления личности. Общество с его требованиями, запретами, ограничениями задаёт вектора развития личности. В первобытном обществе нужны одни свойства, а в современном обществе — другие. Различные социальные слои и группы выдвигают перед человеком совершенно разные требования.

Те свойства, которые общество считает важными и нужными свойствами личности – постепенно вырабатываются в той или иной мере в людях, как ответная реакция на внешний раздражитель.

Как ни странно, общество всемерно занижает свойства и качества личности, в обмен на признание стадом. Чтобы получить поощрение от воспитательницы в детском саду ребёнок будет сидеть тихо и слушаться. Разве это свойство личности?

Мы недавно с супругой (непосредственно перед написанием статьи) спорили о свойствах личности и их перечне. Пришли к коротенькому списку из четырёх пунктов. Личность – это тот, кто способен вести за собой (лидерские качества), имеет собственное мнение, способен к самообучению, самодостаточен. Всё остальное можно вписать в один из этих пунктов. Развитие личности подразумевает постоянный рост требований к себе, и соответствие этим растущим требованиям.

Уровень развития личности может быть оценен уровнем развития потребностей и уровнем ответственности. Самый низкий уровень ответственности подразумевает только собственные меркантильные и мелочные потребности. Далее может быть ступень ответственности за свою семью, подъезд, дом, улицу, город, страну, планету. Возможно, что существуют личности, для которых уровень ответственности ещё выше или шире.

Уровень развития личности также определяется степенью способности к действиям. Чем глобальнее идеи, решения и действия — тем выше уровень развития личности. Чтобы увидеть или осознать уровень развития личности достаточно послушать, о чём человек говорит или думает. Примитивные люди думаю только о своём животе или мелких бытовых благах.

 

Также степень развития личности можно косвенно оценить по способности приспосабливаться к окружающей среде или обществу. Настоящая личность способна чувствовать себя дома в любом месте и при любых обстоятельствах, сохраняя способность к адекватному взаимодействию с окружающими миром и обстоятельствами.

Способность личности сохранять свои свойства и особенности в любых условиях – может быть поразительной. Такие люди умудряются сохранять хотя бы частично свои привычки в любой точке планеты. Они могут бриться в окопах под обстрелом, нести томик любимых стихов в переполненном рюкзаке, или иметь любые другие причуды, которые другим совершенно непонятны.

Человек – личность находит в каждом прожитом дне возможность к саморазвитию, даже при условии выполнения самой нелюбимой работы, или будучи в местах принудительного заключения. Ходорковский умудряется в тюрьме писать книги, получать юридическое образование. Это ли не пример высокого уровня развития личности?

Развитая личность повышает требования к себе и к другим. В случае, когда окружающая среда оказывает чрезмерное давление, личность всегда остаётся целостной, даже будучи в стрессовом состоянии длительное время. Личность всегда ищет причины своих неудач в себе. Вместе с этим может адекватно принимать решения и проявлять упорство, и даже жестокость при достижении своих целей. В то же самое время один мой хороший друг при том, что является руководителем предприятия, умудряется рисовать очень хорошие картины, и сохранил чувство прекрасного, мной, к сожалению, частично утраченное.

Развитая личность – всегда обладает чувством юмора (хотя зачастую своеобразным), и много улыбается, несмотря на воздействие общества.

Успешного вам развития личности!

www.nadsoznaniem.ru

Влияние общества на человека: аргументы, развитие

На формировании личности сказывается влияние общества. Это отображается на форме жизни человека, его интересах и успешности.

Человек и общество

Способы воздействия

Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.

Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.

Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.

В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.

Что такое общество

Положительное влияние

Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации.

Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда — гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы.

Спикеры-коучеры – еще одна категория людей, мнение и выступления которых положительно сказываются на публике. Их цель – вдохновить на принятие решение и на саморазвитие, объяснить определенное явление.

Что такое социальное здоровье

В мире не существует двух одинаковых индивидов. Поэтому очень важно научиться принимать мнения остальных, достойно их оценивать и не отрицать.

Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем.

Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения.

Положительное влияние общества проявляется в:

  • устранении комплексов;
  • полноценном формировании убеждений;
  • умении аргументировать свое мнение;
  • понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и
  • рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек;
  • стимулировании развития человека в выбранном направлении;
  • ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д.

Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.

Общество и человек

Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.

Негативное влияние

В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам.

Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности:

  1. Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
  2. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы.
  3. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы.

Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.

Взаимодействие человека и общества

Последствия негативного влияния:

  • повышенная эмоциональность;
  • снижение уровня самопознания, самовыражения;
  • обезличивание – отказ от своих интересов и мнения;
  • развитие межличностных конфликтов;
  • повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д.

Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.

Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих.

Зависимость от мнения социума

Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.).

Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует.

У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.

Теория потребностей

Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве:

  • навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности;
  • ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то;
  • энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие;
  • страх сделать что-либо вопреки общественному мнению;
  • восприятие чужих проблем как собственных;
  • погашение творческого потенциала;
  • отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений;
  • есть чувство ответственности за действия других;
  • помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет,
  • чтобы не разочаровать кого-либо;
  • может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы;
  • всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний;
  • больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен;
  • всегда считает себя недостаточно хорошим.

Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности.

Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами.

Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС.

Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.

Потребности человека

Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции.

Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность.

Коррекция

Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, — отсутствие негативного влияния на общество.

Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.

Воспитание человека

Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности:

  • Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности.
  • Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы.
  • Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке).
  • Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым.
  • Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену.
  • Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым.
  • Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило — никто никому ничего не должен.
  • Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей.
  • Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.

Заключение

Влияние других людей может позитивно и негативно сказываться на формировании личности. Важно научиться не поддаваться отрицательному воздействию, а с положительного — выделять главное.

psyhoday.ru

Влияние социума на развитие личности ребенка

Социум играет огромнейшую роль в развитии личности каждого человека, поскольку именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое. Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее животным, чем людьми — они были абсолютно не приспособлены для жизни среди нас. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себеподобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ — это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Изначально это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофакторы, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели продвинутый запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

  • Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительномикрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

  • Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышимо таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

  • Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — главный институт воспитания. Уж здесь-то ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

  • Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей. Авторитет среди сверстников, зачатки любовных отношений, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себеподобных практически невозможно.

Однако не все дети в подростковом возрасте, как птенцы, вылетают из своего гнезда. Некоторые все так же находятся под воспитанием семьи, но это возможно лишь в том случае, если между родителями и ребенком установились исключительно доверительные отношения.

  • Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходитв период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас ;-)

Gnomik.ru ©

www.gnomik.ru

Конспект 27. «Социализация и воспитание личности. Влияние общества на развитие личности»

Конспект 27. «Социализация и воспитание личности. Влияние общества на развитие личности»

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого человек усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Этот процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так или целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании, которое противопоставляется социализации в узком смысле слова.

Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:

  1. Социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние нормы, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного "я".

  2. Социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:

адаптация – пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями;

интеграция – активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.

Социализация выполняет следующие функции:

  1. непосредственная функция социализации – формирование личности, способной к сосуществованию с другими людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества;

  2. косвенная функция – трансляция сложившихся форм взаимодействия, то есть сохранение традиционного уклада. И действительно, человек может соответствующим образом воспитать своих детей только в том случае, если он сам был достаточно социализован.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Социализация на разных этапах жизни осуществляется различными институтами и социальными группами. В детстве это, как правило, семья, детский сад, школа, группы сверстников, во взрослой жизни – трудовой коллектив, собственная семья взрослого человека, группы, в которые он входит.

Первичная социализация охватывает период детства, вторичная социализация – остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследований, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, и вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

В процессе социализации у индивида формируется собственный образ, который включает следы образов значимых других из детства. И действительно, то, как будет вести себя человек во взрослой жизни, в значительной степени определяется тем, какое ролевое поведение было свойственно членам его семьи. Дело не только в том, что во многом по модели собственной семьи будет построена семья во взрослой жизни; можно говорить о том, что формы взаимодействия в первичной группе будут перенесены и на взаимодействие во вторичных группах.

infourok.ru