ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Эссе на тему: "Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя - путь к педагогическому мастерству". Саморазвитие учителя


Эссе "Творческое саморазвитие учителя".

Моя дорога в педагогику началась много лет назад с маленькой тропинки. Я выбрала её интуитивно, и на ней было удивительно комфортно. Почему? Потому, что она была наполнена прекрасными примерами- школьными учителями и вузовскими преподавателями. Но больше всего на мой жизненный выбор повлияла мой учитель истории и классный руководитель – Газаматова Марьям Актасовна, она до сих пор работает учителем, в той самой нашей родной школе №7 в городе Алметьевске. Уроки как и учителя бывают разные, многогранные, многоаспектные, поисковые, исследовательские, прямолинейные. Уроки Марьям Актасовны были яркими, впечатляющими, запоминающими. До сих пор ловлю себя на том, что в рассказе, невольно подражаю ей.

Сейчас я точно знаю, что выбрала ту дорогу, по которой трудно, но так интересно идти. И теперь я иду не одна, а веду за собой своих воспитанников. Это колоссальная ответственность.

Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевает изменения. Сейчас намечены такие тенденции как компьютеризация, интернационализация, гуманизация образования, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов есть такие школы-проекты, где и вовсе пытаются создать новое образовательное пространство. Современный педагог должен соответствовать новым требованиям и вписываться в усовершенствованные стандарты образования.

Саморазвитие педагога – обязательное условие реализации этих условий и стандартов. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, этот уровень должен постоянно расти. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.

Саморазвитие и самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной Деятельность с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. От выявления способности учителя к самооценке и самоанализу зависит рост его профессионального мастерства, требовательность к своей работе, правильное отношение к критике в свой адрес, адекватная оценка реального уровня профессионального развития, а в дальнейшем и его творческое саморазвитие. Саморазвитие педагога – это достаточно значимый процесс, который способствует формированию определенного стиля в профессиональной деятельности, помогающий достаточно осмысленно понять свою сущность в профессии, помогающий самосовершенствованию и становлению профессионала. Саморазвитие педагога возможно только в результате объединения его личностного и профессионального роста.

Нам учителям, надо изменить свой взгляд на образование в целом. Позиция каждого из нас должна быть в первую очередь направлена на творческое саморазвитие и самосовершенствование, с целью повышения своего профессионального роста. У успешного учителя – успешные ученики. Отсюда и учащиеся, будут готовы к практическому использованию полученных знаний.

Для того чтобы учить кого-то – педагог не только отлично должен знать свой предмет, и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным современным, человеком.

Поэтому творческое саморазвитие педагога – это основной инструмент его профессионального и общественного роста.

Мотив к саморазвитию на самом деле есть у каждого педагога, так как учитель в современном условиях должен быть готов мыслить и действовать творчески, активно, это залог его профессионального успеха, для того, что бы быть востребованным на рынке труда. Кроме этого, саморазвитие педагога направленно на воспитание всесторонне развитой, конкурентоспособной личности ученика. Немаловажную роль играют жизненные ориентиры педагога, ведь они могут повлиять на формирование ценностей и у учеников.

Получение диплома дает нам лишь часть профессии, остальная часть приобретается в процессе работы с различными источниками. Думаю, саморазвитие в целом осуществляется творческим путем. Непрерывное образование в педагогической практике, влияет на формирование профессиональной компетенции и совершенствует мастерство.

Составной частью непрерывного образования является самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования и в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования- чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствует прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач. Для педагога это так же исследовательская, методическая, творческая работа, участие в конференциях, семинарах, конкурсах, подготовка ребят к олимпиадам

В России наряду с вышеперечисленным, существует ряд дополнительных путей к самообразованию. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направленны в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей. К примеру, я окончила курсы краеведения при КФУ и получила дополнительную, сопутствующую основному историческому образованию профессию-экскурсовода. Знания полученные на курсах я активно применяю и в своей педагогической практики на уроках и при подготовки учеников для научно-практических конференций.

Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через интернет. Оно способно предоставить дополнительное образование всем желающим. Для педагогов сейчас активно практикуются вебинары, дистанционные олимпиады, конкурсы и другое.

Еще одним способом творческого саморазвития педагога может является классное руководство. Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель, который получает возможность для профессионального, личностного и творческого развития посредством организации внеучебной деятельности школьников.

Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия.

Труд учителя имеет не только количественные, но и качественные показатели. Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда и трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога.

Мой педагогический стаж 4года. Все это время я работаю в одном учреждении. Два года являюсь классным руководителем, периодически провожу открытые уроки (городского и республиканского уровня), готовлю рябят с докладами на ежегодную школьную конференцию «Петровские чтения», помогаю ребятам в подготовке к олимпиадам школьного, муниципального уровня (в этом году мой ученик Бубнов Иван занял 4 место в муниципальном туре олимпиады по истории), а так же дистанционных конкурсах, имею опыт проведения курсов для подготовки девятиклассников к сдачи ОГЭ по обществознанию, выступаю с докладами на заседаниях районных МО, в 2013 году вместе с учениками была волонтерам в организации международных студенческих игр, которые проходили в нашем городе, увлекаюсь изучением краеведения.

Считаю девизом моей педагогической деятельности слова известного польского просветителя Януша Корчака (который пожертвовал жизнью ради своих подопечных)+:

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».

Так какой же он, современный учитель?

По моему мнению, учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!

infourok.ru

Эссе на тему: "Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя

Шаптур Ирина Витальевна

Карасу, группа 152

17 ноября, 2017

Рефлективное эссе

Тема: «Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – путь к педагогическому мастерству».

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет, кроме этого на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Несколько лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее».

Я считаю, что главное для меня, как для учителя это постоянное развитие, совершенствование, овладение чем-то новым, полезным и значимым в современных условиях. Учитель должен саморазвиваться постоянно.

Развиваться должен не только ученик, но и учитель. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».

В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх.

Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Самообразование – источник профессионального роста любого человека, наряду с накопленным им профессиональным опытом. Процесс работы часто ставит перед нами задачи, которые не всегда можно решить, исходя из предыдущего опыта. Тут необходимы новые знания, новый подход, которыми вполне может обладать человек, занимающийся самообразованием, и которых точно не будет у того, кто не осваивает ничего нового.

Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Самообразование — основа роста учителя как специалиста. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Всегда ли мне, как учителю, это удается. Зачастую с большим трудом. У меня, как и многих есть личностные привычки, с которыми трудно справиться. Например, я не умею выполнять то, что мне не понятно, то в значимости чего я сомневаюсь.

infourok.ru

Психолого-педагогические аспекты саморазвития педагога

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Бехталь Ирина Геннадиевна,

педагог-психолог ГОУ ДОД ОЭЦУ

На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.

Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования.

Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внут­ренне значимых и активно-творчески воспри­нятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога:

  • способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития;

  • доминирование в структуре педагогической деятельности действий, направленных на профессиональное обновление, на изменение своих способов деятельности;

  • осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности;

  • поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование;

  • самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

  • изменения в мотивационной сфере;

  • развитие способности реализовать свой творческий потенциал;

  • постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

  • динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума;

  • сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя.

Главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач.

Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

  • Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию. Он отражает психологический настрой педагога, осознание себя как профессионала, своих профессиональных затруднений и личностно значимых профессиональных качеств, целеполагание в условиях творческого саморазвития.

  • Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития).

  • Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана.

  • Конструктивно-деятельностный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса.

  • Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой.

  • Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.

Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию.

Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями:

  • первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту; не использует психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностно-профессионального развития; самообразовательная деятельность протекает в основном на уровне компенсаторного самообразования;

  • второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности; умелым использованием диагностических методик личностно-профессионального саморазвития с целью внесения изменений в свою деятельность и личность; самообразованием, протекающим на экстенсивном уровне, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно зависит от внешних условий;

  • третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся; использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств; способен дать адекватную самооценку своей личности и деятельности; самостоятельно и обоснованно формулирует цели и задачи саморазвития; способен к проектированию своей личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал; успешно реализует программы своего профессионально-личностного роста; содержание саморазвития поднимается от частных качеств до интегральных характеристик личности педагога.

Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.

Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога.

В рамках традиционно осуществляемых видов деятельности психологической службы специалисты-психологи могли бы оказать следующую помощь педагогам в их профессиональном развитии:

  • психологическая диагностика – определение индивидуальных особенностей и профессиональной направленности педагога, диагностика профессионально значимых личностных качеств, ресурсных возможностей педагога в саморазвитии, выявление причин и механизмов возникновения стрессовых ситуаций в жизнедеятельности педагога, его профессиональных затруднений, факторов функциональной дезадаптации при реализации профессиональной деятельности;

  • консультативная деятельность – оказание своевременной квалифицированной психологической помощи педагогам посредством психологического консультирования;

  • психологическое просвещение – формирование у педагогических работников потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного удовлетворения познавательных интересов в сфере психологии, а также своевременного предупреждения возможных профессиональных деформаций и психологических срывов;

  • психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений функциональной и личностной дезадаптации, разработка на основе данных исследований конкретных рекомендаций педагогам;

  • психологическая коррекция, компенсация – организация мероприятий по позитивному изменению поведения, отношений, убеждений, мотивации личности педагога, развитию эмоциональных, познавательных и волевых процессов, преодолению затруднений и проблемных ситуаций.

infourok.ru

Доклад "Саморазвитие учителя, как средство повышения квалификации"

МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района

Доклад

«Саморазвитие учителя как средство повышения квалификации»

Преподавателя Комовой А.В.

Задонск 2017 г.

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий,

и путь опыта это путь самый горький.

Конфуций

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.

Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования. 

Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно - деятельного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

-Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию. Он отражает психологический настрой педагога, осознание себя как профессионала, своих профессиональных затруднений и личностно значимых профессиональных качеств, целеполагание в условиях творческого саморазвития. -Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития). -Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана. - Конструктивно-деятельный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса. - Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой. - Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.

Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию. Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями: - первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту; не использует психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностно-профессионального развития; самообразовательная деятельность протекает в основном на уровне компенсаторного самообразования;- второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности; умелым использованием диагностических методик личностно-профессионального саморазвития с целью внесения изменений в свою деятельность и личность; самообразованием, протекающим на экстенсивном уровне, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно зависит от внешних условий;- третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся; использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств; способен дать адекватную самооценку своей личности и деятельности; самостоятельно и обоснованно формулирует цели и задачи саморазвития; способен к проектированию своей личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал; успешно реализует программы своего профессионально-личностного роста; содержание саморазвития поднимается от частных качеств до интегральных характеристик личности педагога.

 Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога.

 Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. В педагогических трудах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста. Самообразование более эффективно по сравнению с другими формами обучения, поскольку знания и опыт, полученные самостоятельно путем собственных познаний, открытий, ошибок становятся преобразователем личности на пути к совершенствованию.

В процессе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом и т. п. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

А. Айзенберг аказал: «Самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: наличии потребности в самообразовании и определенной ситуации для ее удовлетворения». Потребности в самообразовании у каждого педагога свои, специфические, так как на них влияют различные факторы, а именно: структура личности, интересы, научная, психолого-педагогическая и специальная подготовка, общеобразовательный уровень; педагогический опыт, место и результаты работы, уровень развития и др.

Самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления.

В самообразовании педагога должны быть следующие результаты: повышение качества преподавания предмета, педагогического взаимодействия с учениками, написание пособий, статей, учебников, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др.

Необходимость обеспечения непрерывного педагогического образования педагогов в современных условиях развития общего образования становится наиболее актуальной проблемой. В связи с этим, особенно востребованными становятся разнообразные по содержанию и организационным формам курсы повышения квалификации.

Список литературы:

1.            Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г.

2.            Воробьева С.В. основы управления образовательными системами. -  М.: ACADEMIA, 08г.

3.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.

4.            Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.

5.            Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: ACADEMIA, 08г.

6.            Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г.

7.            Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г.

8.            Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.

9. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/100/4898/

10. http://www.b17.ru/article/7037/

multiurok.ru

Статья " Самообразование как условие самореализации и профессионального саморазвития учителя сельской школы"

Самообразование как условие самореализации и профессионального саморазвития учителя сельской школы

Современному обществу требуется человек, свободно владеющий знаниями, умеющий мыслить логично и научно. Поэтому новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе.

Одной из основных задач обучения в свете требований ФГОС является развитие самостоятельности, овладение каждым учеником исследовательскими навыками, необходимыми для жизни, поэтому главной задачей школы на сегодняшний день является необходимость научить ребёнка учиться, вовлечь его в исследовательский процесс, заложить основу для будущего самостоятельного развития. Потребность общества в талантливых выпускниках определяет необходимость обеспечения условий, способствующих формированию готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению.

На современном этапе развития российской школы возрос объём и качество инновационной составляющей. Предъявляются новые требования не только к выпускнику школы, но и к профессиональной квалификации и компетентности современного учителя.

Между обществом и образованием существует тесная взаимосвязь, в результате школа становится средством развития всего общества. В таком инновационном процессе особую важность приобретают человеческие и профессиональные качества учителя - значимые предпосылки в создании благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. Так, педагогическое новшество видится в том, что объектом воздействия инноваций является учитель, а предметом – развивающаяся личность ученика.

Чтобы воспитать ученика самодостаточной и успешной личностью, способной созидать, необходимо учителю быть таковым. А для этого необходимо всегда быть в поиске новых методик и идей.

Современный учитель не только «учит», но, в первую очередь, создаёт условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников, сам активно занимается самообразованием и саморазвитием.

Ожигов дает такое определение: «самообразование – это получение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Одной из важных составляющих такого подхода является процесс, предполагающий, прежде всего, овладение умениями, проявляющимися в самостоятельной творческо-исследовательской деятельности учителя в процессе подготовки к учебному занятию, в способности искусно реализовать весь комплекс технологических приёмов для воспитания и образования школьников на современном этапе.

При освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является личностное саморазвитие учителя, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные, динамика их изменения выступает как основной механизм саморазвития. При этом необходимым является создание условий, способствующих творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и учащихся.

Преподаватель, применяющий в своей профессиональной деятельности инновационные образовательные технологии, ориентирует учебный процесс на потенциальные возможности человека и их реализацию, подготовку к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Современный учитель обязательно должен идти в ногу со временем, использовать в своей работе инновации, современные технологии, должен в совершенстве владеть методикой преподаваемого предмета, самосовершенствоваться, уметь подводить итоги и ставить перед собой задачи. Главное в этом процессе – конечный результат.

«Век живи - век учись». Эта пословица особенно актуальна для школьного учителя. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к детям, знать современные тенденции образования и воспитания.

Самообразование - необходимейшее условие профессиональной состоятельности школьного учителя, является одним из показателей профессиональной компетентности.

Самообразование будет актуальным во все времена, на любой стадии развития науки. Эрнест Тельман однажды сказал: «Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам».

Самообразование учителя будет продуктивным, если реализуется потребность к собственному развитию, осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Следует отметить, что профессиональные компетенции учителя растут и развиваются в процессе совместной творческой деятельности с обучающимися, что, естественно, способствует его самореализации и саморазвитию.

Развитие профессиональной компетенции учителя сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных областях человеческой деятельности.

Информационно-коммуникационная компетенция учителя предполагает владение навыками использования ИКТ не только для интеграции в учебный процесс, но и как средство повышения квалификации и профессионального развития.

Большое значение здесь имеют сетевые профессиональные сообщества, созданные для общения учителей различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обмена опытом.

Уважаемые коллеги! Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и т.д.  Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающей действительности. Способность к самообразованию и саморазвитию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагогического работника. Самосовершенствование должно быть его неотъемлемой потребностью, необходимым условием профессиональной деятельности.

Если представить деятельность учителя  в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать и т.д.

Саморазвитие способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения степени педагогической квалификации.

Учителю недостаточно быть тем, что ты есть, нужно быть тем, кем ты должен быть. Поэтому учитель должен активно жить, думать, искать, извлекать из всего всё самое полезное. Он должен быть образцом для детей во всём – в своих высоких гражданских убеждениях, в своём постоянном стремлении к творческому поиску, к обогащению всё новыми и новыми знаниями, наконец, в своих личных качествах – доброте и душевности, взыскательной требовательности к себе и детям, в благородстве и мужестве. И от того, каков сам учитель, насколько богата и возвышена его духовность, зависит, какими вырастут будущие граждане нашей страны, какую бы профессию они ни избрали. Владимир Иванович Даль сказал: «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника».

Большую часть времени ученик проводит в школе, поэтому каждому учителю необходимо помнить, что школа – это корабль, плывущий по морю знаний, и ведут его опытные мореплаватели – учителя. Учитель должен быть предан школе и, конечно же, детям. Быть светлым лучом, самому излучать свет, огнём зажигать молодые души – это должно стать призванием каждого учителя.

Быть учителем – ответственная и нелёгкая задача. Мы должны жить интересами детей, помогать им становиться настоящими личностями. И как бы судьба не испытывала учителя, не нужно отчаиваться, нужно действовать, идти вперёд. Конечно, каждый учитель преодолевает немало препятствий на пути восхождения к Олимпу своего успеха. Нельзя забывать, что судьба учителя в его стремлениях и деяниях. Учителю необходимо постоянно учиться, чтобы знать; знать, чтобы уметь; уметь, чтобы делать.

Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Подытоживая, хочу отметить, что только творческий саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Только такой учитель может способствовать эффективной реализации ФГОС и созданию ситуации успеха.

infourok.ru

Доклад "Саморазвитие учителя, как средство повышения квалификации"

МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района

Доклад

«Саморазвитие учителя как средство повышения квалификации»

Преподавателя Комовой А.В.

Задонск 2017 г.

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий,

и путь опыта это путь самый горький.

Конфуций

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.

Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования. 

Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно - деятельного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого.

-Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию. Он отражает психологический настрой педагога, осознание себя как профессионала, своих профессиональных затруднений и личностно значимых профессиональных качеств, целеполагание в условиях творческого саморазвития. -Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития). -Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана. - Конструктивно-деятельный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса. - Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой. - Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.

Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию. Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями: - первый уровень – остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту; не использует психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностно-профессионального развития; самообразовательная деятельность протекает в основном на уровне компенсаторного самообразования;- второй уровень – достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности; умелым использованием диагностических методик личностно-профессионального саморазвития с целью внесения изменений в свою деятельность и личность; самообразованием, протекающим на экстенсивном уровне, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно зависит от внешних условий;- третий уровень – активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся; использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств; способен дать адекватную самооценку своей личности и деятельности; самостоятельно и обоснованно формулирует цели и задачи саморазвития; способен к проектированию своей личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал; успешно реализует программы своего профессионально-личностного роста; содержание саморазвития поднимается от частных качеств до интегральных характеристик личности педагога.

 Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога.

 Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. В педагогических трудах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста. Самообразование более эффективно по сравнению с другими формами обучения, поскольку знания и опыт, полученные самостоятельно путем собственных познаний, открытий, ошибок становятся преобразователем личности на пути к совершенствованию.

В процессе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом и т. п. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

А. Айзенберг аказал: «Самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: наличии потребности в самообразовании и определенной ситуации для ее удовлетворения». Потребности в самообразовании у каждого педагога свои, специфические, так как на них влияют различные факторы, а именно: структура личности, интересы, научная, психолого-педагогическая и специальная подготовка, общеобразовательный уровень; педагогический опыт, место и результаты работы, уровень развития и др.

Самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления.

В самообразовании педагога должны быть следующие результаты: повышение качества преподавания предмета, педагогического взаимодействия с учениками, написание пособий, статей, учебников, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др.

Необходимость обеспечения непрерывного педагогического образования педагогов в современных условиях развития общего образования становится наиболее актуальной проблемой. В связи с этим, особенно востребованными становятся разнообразные по содержанию и организационным формам курсы повышения квалификации.

Список литературы:

1.            Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г.

2.            Воробьева С.В. основы управления образовательными системами. -  М.: ACADEMIA, 08г.

3.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.

4.            Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.

5.            Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: ACADEMIA, 08г.

6.            Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г.

7.            Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г.

8.            Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.

9. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/100/4898/

10. http://www.b17.ru/article/7037/

multiurok.ru

Самосовершенствование учителя как показатель профессионализма

21.05

Самосовершенствование учителя как показатель профессионализма

Учитель. С детства это слово вызывает у нас уважение. Профессия учителя – благородная профессия. Как известно, хороший учитель продолжает учиться всю жизнь. Самосовершенствование учителя – это повышение уровня его профессионализма.

Профессионализм учителя заключается в общей образованности, глубоких познаниях в разных областях; знании психологии, в частности возрастной; в отличном знании собственного предмета и умении четко и понятно его изложить.

Хороший учитель должен любить свое дело, любить детей и уметь находить с ними общий язык. Самосовершенствование учителя это постоянное повышение уровня как знаний, касающихся его предмета, так и педагогических навыков.

В самосовершенствовании учителя одним из обязательных условий является желание его самого повышать уровень профессионализма и искренняя заинтересованность делом.

Если учитель работает без интереса и думает только о том, как бы скорее отбыть урок (а такие тоже встречаются) – никакой речи о самосовершенствовании такого учителя быть не может.

Самосовершенствование учителя происходит в двух направлениях – самообразовании и самовоспитании. Как известно, учитель, который дает только тот материал, который изложен в учебнике, особого уважения у учеников не вызывает.

В наше время бесконечного потока новой информации, нужно быть крайне подготовленным, чтоб не попасть впросак, столкнувшись с вопросами любознательных учеников. Учителя часто говорят, что учатся у своих учеников, имея ввиду, что каждый ученик, каждый новый класс — это новая история отношений, порой очень непростых.

Справляться с такими задачами помогают именно самовоспитание и совершенствование педагогических навыков.

Время мчится вперед, наука не стоит на месте и человеческие отношения диктуют новые правила. Потому учитель учится всю жизнь – ведь предела совершенствованию своих знаний и навыков — нет.

Читайте также

www.poznaysebia.com