ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Женщина-вамп, умело соблазняющая и губящая мужчин, - всегда ли этот образ был одинаковым в кинематографе? Как он менялся от немого кино до современных блокбастеров?
Человеческая история всегда была полна примерами роковых, губительных женщин, — начиная со сладкоголосых сирен древнегреческой мифологии, которые норовили увлечь моряков в гибельную пучину морскую. Впрочем, у них и богини через одну — особы довольно тяжелого характера, мужчин уничтожали в массовых количествах. Затем средневековые легенды с демоническими суккубами — те сначала подбивали лиц мужского пола к безудержному разврату, чтобы потом выпить все жизненные силы. В Библии это Саломея, которая интригами и женской лестью убедила подать ей голову Иоанна Крестителя на блюде. Да и в реальной жизни таких дам тоже было достаточно — и их портреты полны штрихов почти мистических. От царицы Клеопатры до Маты Хари — французский совет “поискать женщину” родился совершенно не случайно.
Кино и литература, разумеется, никак не могли оставаться в стороне, живописуя именно то, что происходило в жизни, — разве что иногда сгущая краски и слегка приукрашивая ради красоты сюжета. Кинематограф сперва выделил роковым женщинам нишу детективных триллеров, но довольно скоро им стало в этих рамках тесно и скучно, так что сегодня образ соблазнительной и опасной дамы по-прежнему актуален и интересен зрителям. Проследим эволюцию роковой женщины в фильмах — от эпохи немого кино до новейших блокбастеров: как менялся типаж и почему.
Самый яркий пример хищного образа начала ХХ века — у Теде Баре в ленте “Жил-был дурак”, снятой в 1915 году по мотивам произведения Киплинга “Вампир”. Актриса тут же стала первым в истории киношным секс-символом: “пожирательницей мужчин” сразу захотели быть многие из ее поклонниц. Впрочем, еще и эпоха декаданса сама по себе накрывала гендерные отношения толстым слоем мистицизма и драматизма.
Следом появился фильм “Мордашка” — и для 1933 года он оказался очень откровенным. Уже через год вступил в силу производственный Кодекс Хейса, благодаря которому на долгие годы с экранов на зрителя смотрели сплошь целомудренные лица. Но героиня — женщина-вамп, сыгранная Барбарой Стэнвик, — все же успела показать всю степень безнравственного и весьма соблазнительного поведения. И сделала это довольно красиво, покорив своими чарами по дороге даже будущую икону вестернов — молодого Джона Уэйна.
Пресными фильмы оставались не так уж долго — всего десятилетие, после чего образ femme fatale стал для кино прямо-таки стереотипным.
40-е годы запомнились любителям кино волной нуаров: эти остросюжетные криминальные драмы с особым набором стилевых приемов сразу обрели своих поклонников по всему миру. Роковая женщина являлась одной из ключевых фигур во всех подобных фильмах. Чаще всего сюжет брался из литературы и быстренько перелицовывался, а в книгах о крутых детективах надолго поселилась вероломная особа, служащая источником множества бед крутого парня — главного героя.
Историки с психологами утверждают, что возникновение подобного образа роковой женщины в середине прошлого века не случайно — именно тогда пошла мода отрицать сами идеи патриархального общества. Отдельные дамы поднимали бунт против идей материнства и открыто заявляли о своем нежелании сидеть дома и вытирать носы детям с поварешкой в руке. Их порицали и им подражали. Управлять мужчинами социально, политически и экономически они никак не могли, так что оставалось только пытаться манипулировать ими через эмоции, действуя коварно и изощренно.
Нынешние феминистки, в свою очередь, охотно признавая всю порочность женщин нуара, видят в них определенную прогрессивность. Да, они были холодны, охочи до чужих — мужских — денег, расчетливы и безнравственны. Но вместе с тем — загадочны, умны, сексуальны, независимы. Они точно знали, чего хотят от жизни, мира и конкретного мужчины, — и активно добивались своей цели. Этот образ пугал и притягивал одновременно — а в кинематографе и вовсе стал настоящим открытием, ведь чаще всего актрисам оставалось лишь “оттенять” главного героя.
Роковые женщины в нуарах делали мужчину своим оружием, но в конце всегда получали возмездие за свои злодейские похождения. Все та же Барбара Стэнвик в “Двойной страховке” 1944 года или Мэри Астор в “Мальтийском соколе”, снятом в 1941-м, — наглядное подтверждение того, что зло всегда оказывается в проигрыше. Но насколько при этом они соблазнительно выглядят, но как двигаются!
Дальше образ роковой красавицы успешно эксплуатировался в любом мало-мальски заметном кино-детективе — или в фильме вообще, если возникал хотя бы малейший намек на интригу в сюжете. Это практиковалось десятилетиями и всем от этого, казалось, было хорошо, но тут наступила пора полного эмансипе — так что зрителям явно стало маловато злодейства в чистом виде. Пусть и очень соблазнительно оформленного. Сама концепция образа стало постепенно меняться, не говоря уже об активной миграции в другие жанры кино.
В последние годы с экрана на нас смотрит — и активно действует — образ переосмысленный, и вариаций появляется все больше. Массовая культура породила любовь к сверхъестественному и вот, например, мы видим Меган Фокс в “Теле Дженнифер” образца 2009 года. Там демонесса-суккуб становится совершенно реальной и буквальной, не метафорически, а физиологически закусывая похотливыми подростками.
Главной площадкой femme fatale теперь становятся боевики и экранизации комиксов про супергероев, и роскошная женщина вполне может быть положительной героиней — например, Скарлет Йохансон в роли Черной Вдовы в ленте “Мстители”. Элементы рокового образа может нести и вполне самодостаточный женский персонаж с полным набором душевных качеств всего спектра — взять тех же героинь Анджелины Джоли, от ее Лары Крофт до миссис Смит, которая одинаково хорошо томно взирает из-под ресниц и стреляет с двух рук одновременно. И то, и другое в ее случае работает убийственно — часто в буквальном смысле.
Сейчас это едва ли не пример для подражания — настолько глубокий и сильный, что мужчина рядом, кажется, становится и вовсе не нужен. Может быть, в этом и заключается правда? Женщина, ставшая самостоятельной единицей, может быть вообще кем угодно — шпионкой, достопочтенной матерью семейства и верной супругой — и быть при этом вполне себе роковой. Что в жизни — то и на экране, и от этого вряд ли можно куда-то деться.
kto-chto-gde.ru
…какие разные бывают женщины! Одну можно сравнить с мощной гибкой пантерой, другую с прелестной легкокрылой бабочкой, а третья напоминает домовитую белку…
Каждая из них привлекает совсем разных мужчин. Знаете ли Вы, к какому типу относитесь? Если Вы верно себя определяете, то по закону психологической совместимости сможете выбирать именно того партнера, который больше всего Вам подходит.
Существует много разных классификаций женских типов и архетипов. Мы поговорим о них в следующих статьях, а сегодня присмотримся поближе к типу загадочной Роковой Женщины,чем характерен образ роковой женщины.
Какой образ всплывает в Вашем воображении? Что-нибудь из блоковской Незнакомки?
«Дыша духами и туманами,Она садится у окна…И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука…»
Мужчины чаще всего считают роковыми дам далеко «за 30» и даже «за 40», не обязательно с безупречной фигурой, зато с темно-карими или черными глазами. Ей вовсе не нужно быть классической красавицей, но в этой «хищнице» чувствуется некая магия, особая притягательность.
Женщина вамп никогда не станет убавлять цифру своего возраста, потому что с годами ее магические силы возрастают. Как хороший коньяк набирает крепость и цену с годами выдержки, так и роковая женщина аккумулирует жизненную энергию, подпитанную опытом ее побед и списком разбитых сердце.
Она раскована в поведении, свободна в манерах и активна в поведении. Нередко остра на язык и виртуозно умеет вести диалог, не тушуясь перед любым партнером.
Мужчинам не всегда удается понять и назвать, в чем секрет этого странного обаяния. Даже испытывая на себе ее магические чары, они оценивают такое влияние как негативное.
Скорее всего, мужчины интуитивно опасаются попасть в психологическую зависимость от загадочной леди. Ведь тогда привычный ход жизни немедленно разлетится в прах!
Страшновато ринуться навстречу лавине любви, ведь она может накрыть с головой – и пиши пропало. Поэтому частенько мужчины предпочитают держаться от роковых взоров подальше. Куда безопаснее ограничиться милой и вполне предсказуемой подругой.
Сразу вспоминается классическая фраза из фильма «Мужики»: “Почему мы любим одних, а женимся на других?” Может быть, из-за трусости?
В женском коллективе «роковая леди» выглядит как белая ворона. Ее обычно отвергают, не принимают в дамские междусобойчики, а заодно всячески препятствуют ее контактам с мужской частью коллектива.
Никому не нравится чувствовать себя отверженной, и дама-вамп выбирает принцип: лучший способ обороны – нападение. Нередко она начинает играть роли легкомысленной и легко доступной особы. На самом деле ей это не по нутру, однако под своей маской она чувствует себя защищенной.
Помню, меня удивило интервью Маши Распутиной, где она рассказала, что в начале карьеры не имела ничего общего со своим сценическим образом залихватской и порой разнузданной особы. На самом деле, оказывается, она «белая и пушистая», а откровенные костюмы и безумная боевая раскраска на лице вместо нормального макияжа помогали девушке преодолевать ее комплексы.
Кстати, чаще встречается другой «перевертыш»: если женщина всеми правдами и неправдами создает образ милой тихони, следует насторожиться. Эта кроткая овечка может оказаться сластолюбивой распутницей, старательно прячущей свое истинной лицо под паранджой благопристойности.
У подлинно роковой женщины нет стремления выйти на охоту и отстрелить как можно больше «дичи» ради самоутверждения. Она вольно и свободно идет по жизни, не замечая, какие разрушения оставляет после себя – разбитые сердца, поломанные судьбы, разрушенные семьи. Что значит роковая женщина имеет закаленное сердечко.
Но если она вдруг вздумает оправдываться перед разгневанными соперницами: «не виноватая я!», магический ореол «рока» мгновенно рассеется.
Таким женщинам трудно быть счастливыми в семье из-за ревности мужей. В обществе они оказываются в изоляции и потому уходят в себя.
Как это часто бывает, не решив собственных проблем, они начинают учить жить других. Наверное, поэтому им так нравятся профессии психолога или психотерапевта. Они становятся астрологами, гадальщицами и ясновидящими, занимаются оккультными науками.
Есть категория женщин, которым очень хочется ВЫГЛЯДЕТЬ роковымии они целенаправленно работают в направлении как стать роковой женщиной. Они постоянно сетуют на то, как их утомляет мужское внимание, как надоедают кавалеры, которые проходу не дают и влюбляются с первого взгляда. Такие дамы ревниво следят, чтобы мужчины в их обществе не смели уделять внимание соперницам, поскольку от этого страдает их «роковой» имидж.
В конце концов такое навязывать себе образ женщины вамп искусственно просто смешно. По-настоящему роковая женщина покоряет мужчин без особых усилий, естественно и непринужденно.
По законам жанра роковой женщине приходится играть роль чувственной и сексуальной особы. На деле же у нее этих достоинств, увы, не всегда в избытке. Мужчины быстро это улавливают и дают задний ход. В стремлении удержать поклонника женщина еще больше имитирует эмоциональность и страстность. Но любая имитация себя выдает, и мужчины убегают, не оглядываясь.
Так создается замкнутый круг, повторяются одни и те же модели поведения: привлеченный магией образа мужчина падает к ногам леди-вамп, но ее притворство и навязчивость вскоре заставляют его ретироваться. Он исчезает, на смену ему немедленно приходит очередная жертва, сраженная «роковым» имиджем – и ситуация повторяется, как «день сурка». Поэтому перед тем, как стать женщиной вамп в жизни нужно очень хорошо разобраться в себе и в своих моделях поведения.
Надо признать, что истинно роковые дамы обладают необъяснимым и таинственным воздействием на мужчин. Это нечто вроде природного гипноза.
Как же определить, является женщина роковой или лишь пытается создать такой образ роковой женщины? Только время все расставляет по своим местам. Если годы идут, а мужчины по-прежнему безнадежно сохнут по ней и не в состоянии противостоять чарам, то “рок” налицо. как стать роковой женщиной
Каких мужчин роковые женщины выбирают в спутники жизни? Часто их выбор определяется престижностью положения мужчины в обществе, его состоятельностью или высоким постом. С другой стороны, они чувствуют себя уютно в обществе внешне ничем не выдающихся, но умных мужчин, которые способны разглядеть внутреннюю привлекательность женщины.
Понимание со стороны партнера, его интеллект и снисходительность к «роковым» чертам – вот что покоряет покорительницу сердец.
Если вы, дорогие читательницы, обнаружили у себя черты, сходные с этим женским портретом, присмотритесь, какие мужчины вас окружают, почему вам так легко их завоевать и трудно удержать, означает ли это, что вы женщина вамп.
А вам хотелось узнать как стать роковой женщиной и покорительницей мужских сердец?
Чтобы добиться успеха в любовных отношениях, нужно прежде всего хорошо познакомиться с самой собой, понять свои порой странные и необъяснимые желания, поступки, мотивы поведения.
Как мы любим говорить с моими девочками, сначала найди себя, а потом ищи мужа…
Хотите больше узнать об искусстве того, как стать Женщиной-Подарком, причем подарком прежде всего себе самой, а уж затем — любимому мужчине? Тогда напишите о своем желании в комментариях! Все вопросы связанные с загадочным образом роковой женщины приветствуются. С радостью отвечу.
Желаю всем прекрасной погоды и отличных выходных!
matchyourdream.com
Роковой женщиной восхищаются мужчины, женщины хотят стать ею, а писателей и режиссеров она вдохновляет на создание произведений искусства. Ряд рекомендаций поможет тем, кто хочет примерить на себя этот образ и почувствовать на себе, кто же такая она – роковая женщина.
Минимализм
Не слишком много цветов в одежде (лучше всего - один цвет, черный), минимум аксессуаров (но они должны быть подобраны безупречно), и как можно меньше вещей, которые нужно носить с собой. Небольшой сумочки, в которую поместятся темные очки и банковская карта, вполне достаточно. Сложно представить себе роковую одежду в цветастой одежде, с сумками в каждой руке, и с рюкзаком за плечами. Лицо и фигура такой женщины никогда не должны оставаться в тени одежды или аксессуаров. К тому же, она никогда не носит что-то просто на всякий случай: ни зонтиков, ни набора косметики - она живет настоящим моментом, и уверена, что при необходимости раздобудет все нужное ей без труда.
Легкая одежда
Шелк, кружево, кашемир - вот главные материалы в гардеробе роковой женщины. Она одевается так, словно не боится обгореть на солнце или замерзнуть, и уж точно никогда не кутается в пуховики.
Ешьте чуть-чуть
Роковая женщина не ест - она лишь слегка притрагивается к еде, так что у окружающих создается впечатление, что будь ее воля, она бы жила только на кофе, воде и сигаретах. Так что ешьте очень медленно - кладите в рот совсем немного еды, и тщательно жуйте ее, чтобы это выглядело, скорее, не как прием пищи, а как дегустация. Этот совет касается, разумеется, совместных с кем-либо приемов пищи; поддерживать имидж роковой женщины, когда вас никто не видит, или нет - дело ваше. Что касается напитков, то они должны быть вполне обычными, но с особенностями, которые любому дадут понять, что вы - не одна из многих. Например, пейте чай без сахара, но с молоком, и просите, чтобы в стакан с водой вам клали дольку лайма. Такие мелочи привлекают внимание и запоминаются, однако важно не переусердствовать: например, не стоит устраивать скандал из-за того, что в стакане вместо лайма оказался лимон.
Загадка
Роковая женщина без загадки подобна вегетарианской пицце с курицей. Настоящая femme fatale в книгах и в кино всегда носит в себе какую-то тайну: любовник, который сошел с ума после того, как она его бросила, ее отец, которого разыскивает Интерпол, или бывший муж из боссов мафии, который разыскивает ее… Она не говорит об этом, но она всегда - и конечно, помимо своей воли - выглядит так, что каждому понятно: в глубине души она скрывает что-то, причиняющее ей боль. Это неизменно вызывает у мужчин желание утешить ее, и снять с ее хрупких плеч тяжкий груз.
Минимальное чувство юмора
Образу роковой женщины не идет веселый смех, поэтому в кино и на страницах романов она ведет себя так, будто чувство юмора ей практически чуждо. Впрочем, шутки окружающих она всегда из вежливости вознаграждает холодной улыбкой. Тем, у кого хорошее чувство юмора, может быть очень сложно вжиться в роль роковой женщины: всегда есть риск расхохотаться над чьей-то удачной шуткой, или над собственной попыткой изобразить холодную улыбку, и мгновенно разрушить тщательно создававшийся образ.
Стиль жизни
Классическая роковая женщина не ходит в продуктовые магазины, не носит домой тяжелые сумки с едой и, по-видимому, не выполняет работу по дому. У нее всегда есть деньги, которые позволяют ей избегать рутины, жить в роскошных гостиницах, и перемещаться с континента на континент, когда ей вздумается. Относительно этого пункта трудно что-то посоветовать, так что большинство женщин могут с легким сердцем обойти его стороной - за исключением тех, кто хочет вжиться в образ роковой женщины насовсем, и кто может себе это позволить.
Сигареты
К сожалению, все роковые женщины - курильщицы, но и в этом они совершенны: от них никогда не пахнет табачным дымом, они не начинают задыхаться, поднявшись на десять лестничных пролетов, а их ногти не желтеют. Они курят, потому что это придает им еще более соблазнительный и независимый вид, а не потому, что у них развилась никотиновая зависимость. К тому же, они никогда не курят обычный Camel - нет, между пальчиками с идеальным маникюром должны быть тонкие сигареты, как правило, в изящном мундштуке.
Голос
Роковая женщина говорит тихо - не робко и неуверенно, но достаточно тихо для того, чтобы люди придвигались поближе, чтобы услышать ее. Она очень редко повышает голос, и если делает это, то никогда не срывается на высокие истерические ноты, а лишь говорит чуть громче, чем обычно.
Женственная одежда
В гардеробе роковой женщины практически отсутствуют джинсы и брюки - она предпочитает элегантные платья и юбки. Тем, кто хочет носить брюки, и не слишком выходить за рамки образа, стоит выбирать классические модели с высоким поясом.
Каблуки
Любимая обувь роковой женщины - изящные лодочки на высокой шпильке. Она редко носит обувь на каблуке ниже семи сантиметров, и даже на самых головокружительных шпильках ходит так легко, как не всем удается ходить в кедах. Спортивную обувь она надевает только на тренировки - но там она едва ли может в полной мере поддерживать свой образ, так что это не в счет. Кеды, ботинки в стиле милитари, вьетнамки – все это не для роковой женщины.
Колготки
Говорят, настоящая леди никогда не ходит с голыми ногами, какими бы идеальными они ни были, а роковая женщина обладает привычками леди. Поэтому даже летом под юбки и платья она надевает колготки, а еще лучше - чулки с поясом.
Мех
В гардеробе роковой женщины обязательно должна быть элегантная шубка или пальто с меховым воротником. Лучше всего выбирать белый или черный мех, который можно носить с любой одеждой. Защитницы животных могут не переживать: мех не обязательно должен быть настоящим - к вашим услугам разнообразные изделия из искусственного меха.
Макияж
В макияже настоящей femme fatale нет места блесткам и кричащим цветам, которые любят подростки - она предпочитает классическую сдержанность. Для хорошего макияжа нужна качественная основа подходящего вам тона, подводка, тени нейтральных тонов (для светлого времени суток), и тени для создания дымчатого макияжа глаз (на вечер), красная или бордовая губная помада. Выбирайте светлую основу, и очень умеренно пользуйтесь румянами и бронзаторами.
Аромат
Это заключительный штрих в процессе создания образа роковой женщины. Лучше всего ей подходят возбуждающие пряные ароматы, но днем можно выбирать легкие, свежие запахи; избегайте слишком сладких и унисексовых ароматов.
Статьи по теме
www.womenclub.ru
Коварная соблазнительница, искусная манипуляторша, встреча с которой может перевернуть вашу жизнь с ног на голову. Яркая, сексапильная, независимая, уверенная в себе, но в то же время такая хрупкая, нежная и женственная. Черная пантера и милая кошечка в одном лице.
Так кто же она - роковая женщина?
Откуда пришел к нам этот образ?
Первым воплощением роковой женщины в искусстве можно по праву считать коварную волшебницу Цирцею из "Одиссеи" Гомера, которая заманивала путешественников на свой остров и превращала их в свиней.
Также под описание роковой женщины вполне подходит библейская обольстительница Саломея.
Однако особую популярность образ femme fatale приобрел в эпоху романтизма. Роковыми женщинами литературы XVIII-XIX веков можно считать и Джеральдину Кольриджа,
и Коринфскую невесту Гете
А воплощением современных представлений о роковой женщине являются
Кармен из одноименной повести Проспера Мериме
Миледи Винтер из романа "Три мушкетера" Александра Дюма-отца
Дама с камелиями из одноименного романа Дюма-сына
Скарлетт О'Хара из романа "Унесенные ветром" Маргарет Митчелл
И, безусловно, Булгаковская Маргарита
Но существовали ли они в действительности?
Да, несмотря на всю эфемерность образа роковой женщины, истории известны примеры таких дам.
Это и Елена Троянская, ставшая виновницей грандиозной войны,
и Клеопатра - яблоко раздора Римской империи ,
и Анна Болейн, круто перевернувшая жизнь не только английского короля Генриха VIII Тюдора, но и всего государства,
и сексапильная шпионка времен Первой Мировой войны Мата Хари.
Воплощение образа роковой женщины в кино
С самого начала кинематографу очень полюбился образ femme fatale, который вот уже почти 2 столетия активно эксплуатируется во многих кинокартинах.
В прошлом веке образы роковых женщин на экране воплотили
Барбара Стэнвик в фильме "Двойная страховка"
Рита Хейворт в фильме "Джильда"
Энн Севидж в фильме "Объезд"
Но настоящими специалистками по части изображении роковых женщин на экранах можно по праву назвать
Марлен Дитрих
и Грету Гарбо
В современном кино мы можем увидеть образы femme fatale
в фильме "Основной инстинкт" в исполнении Шерон Стоун
в фильме "Малена" в исполнении Моники Беллуччи
в фильмах "Джеймс Бонд: Казино Рояль" и "Мрачные тени" в исполнении Евы Грин
в фильме "Соблазн" в исполнении Анджелины Джоли
Атрибуты femme fatale
Первое, о чем вспоминаешь, слыша слова "роковая женщина" - это красная помада
Также необходимым атрибутом роковой женщины является копна пышных, волнистых волос
Основами стиля femme fatale наших дней считаются
платья-футляры
юбки-карандаши
платья с кружевными или прозрачными элементами
соблазнительные вырезы на спине
волнующее, открытое декольте
Также образ роковой женщины, как правило, дополняют
высокие каблуки
чулки
и элегантно закуренная сигарета
Но самое главное - то, что роковыми женщинами не становятся, ими рождаются и никакие шпильки или помада не помогут, если природа не дала вам горящий взгляд и уверенность в себе.
www.spletnik.ru
Femme Fatale, Роковая Женщина – таинственная, недоступная, одинокая, приносящая несчастье... Этот культовый имидж впервые появляется еще в середине XIX века. Но не в реальной жизни и не в моде, а в литературе.
Со страниц романов
Этот образ придумали французские писатели и драматурги. Они же дали ему имя – Femme Fatale. Это дама, встреча с которой становится роковой для героя сюжета: растраченная казённая касса, преступление, дуэль, тюрьма, самоубийство... Исход всегда фатальный, а не редко и летальный.
Но литературно-исторический персонаж и модный имидж – не одно и то же. С точки зрения сюжета к Роковым Женщинам можно было бы отнести и Клеопатру, приведшую к краху Антония, и набоковскую Лолиту, погубившую жизнь Гумберта, и Настасью Филипповну из романа «Идиот» Достоевского, и Лилю Брик, и Кармен, и даже Снежную Королеву, влечение к которой чуть было не стоило жизни мальчику Каю... В мировой литературе, кинематографе и в реальной жизни найдется немало вампиресс, светских львиц, стерв и скандальных теток, которые погубили жизни многих подкаблучников.
Совсем другое дело – модный имидж Femme Fatale. Для моды сюжета недостаточно, ей нужен визуальный образ. И он появляется уже в XX веке – в Голливуде 1920-30-х годов. А самое совершенное его воплощение создает шведская девушка Грета Гюставсон, вошедшая в историю под именем Греты Гарбо.
Garbo Fatale
Когда современные журналисты бесконечно повторяют переписанную друг у друга фразу: «Грета Гарбо – гениальная актриса XX века», создается впечатление, что они не видели ни одного ее фильма. На мой взгляд, актерская игра Гарбо была, мягко говоря, далека от гениальности: штампы, фальшь, искусственность. Но гениальным был ее образ. Ведь стильный имидж – это такое же произведение искусства как, скажем, картина, симфония или поэма. И это не меньший вклад в культуру цивилизации, чем талантливо сыгранная роль.
Грета Гарбо
Грета Гарбо играет плохо, но до чего же сама она хороша! Какая гармония аскетичных черт лица и изысканного ракурса, холодного взгляда и черной линии на усталых веках, низкого голоса и четко очерченных губ! Но главная заслуга Гарбо в том, что ей удалось выразить визуально весь диапазон ассоциативных характеристик имиджа Роковой Женщины: драму, одиночество, холод, недоступность, тайну и обреченность. Все это можно прочесть только лишь в ее лице, даже не вникая в сюжет. Да и сам этот диапазон ассоциаций был создан Гретой Гарбо. Поэтому не будет преувеличением сказать, что она является первой создательницей имиджа Femme Fatale.
Грета Гарбо
До Греты Гарбо это словосочетание имело очень расплывчатый смысл, им называли любой женский образ, в котором была опасность, стервозность или вампиризм. Гарбо навела порядок и своим имиджем внесла в эти слова конкретное содержание. В ее исполнении Роковая Женщина в отличие от Женщины-Вамп, Светской Львицы или Классической Стервы не преследует корыстных целей, не использует мужчин ради денег или власти и не пьет их кровь. Она обрекает их на страдание, потому что сама обречена. А если она и бывает холодна или жестока, то вовсе не из-за дурного характера. В ее прошлом есть некая ужасная тайна, трагическая причина, заставившая ее стать такою. Рок, судьба, фатум.
Роковое влечение
Имидж Роковой Женщины трудно назвать сексапильным или обольстительным. Она холодна, но при этом парадоксально магнетична. Она влечет к себе не обещанием легких наслаждений, но интригующей тайной и предчувствием опасности. Иными словами, яркая неоновая надпись у входа в пропасть «Не приближайся – смертельно опасно!» является лучшей приманкой для романтически настроенных искателей приключений.
Грета Гарбо
Впрочем, это описание не является пересказом сюжетов фильмов с участием Греты Гарбо – это лишь ассоциации, которые вызывал у зрителей ее образ, одетый в костюмы и монологи Маты Хари, Маргариты Готье, Анны Карениной, балерины Грушинской или королевы Кристины. При этом главным элементом визуального облика Гарбо были не ее платья или прически, а глаза – точнее, макияж глаз. Четкая черная линия, проведенная по верхнему веку и на несколько миллиметров опускающаяся вниз у внешних уголков глаз. Именно в этих миллиметрах – секрет драматического магнетизма ее взгляда. Страдание, одиночество и изысканный холод были нарисованы на ее лице черным лайнером возле ресниц.
Фатальный конвейер
Благодаря Грете Гарбо имидж Femme Fatale становится фантастически популярным и вызывает массу подражаний. Прежде всего, в самом Голливуде – в имидже актрис 1930-х годов: Анны Стен, Таллулы Бэнкхед, Джоан Кроуфорд, Нормы Ширрер и, конечно, Марлен Дитрих. И хотя Дитрих в отличие от Гарбо не обладала безупречностью черт лица, именно она довела этот образ до культового совершенства.
Таллула Бэнкхед
Джоан Кроуфорд
Ради имиджа Femme Fatale, подчинившись диктату режиссера Йозефа фон Штернберга, Дитрих пришлось похудеть на десяток килограммов и сделать пластическую операцию. Кстати, фон Штернберг добавил к арсеналу визуальных средств Роковой Женщины еще один секрет – верхний свет в крупных планах. В луче направленного сверху жесткого света простоватые черты лица Марлен Дитрих превращались в безупречную холодную и таинственную маску.
Марлен Дитрих
Но при этом имидж Дитрих не был точной копией Греты Гарбо. В ее исполнении Роковая Женщина приобретает оттенки рафинированной богемной изысканности и томной чувственности, а вместо мелодраматического страдания – какое-то удивительное только ей присущее декадансное безразличие. Ее чуть-чуть насмешливый взгляд будто говорил: «Нет смысла сопротивляться Року. Я обречена. И ты, полюбивший меня – обречен вместе со мной».
Марлен Дитрих
Популярность имиджа Femme Fatale привела его также в далекие от Голливуда европейские киностудии. Так, на немецких экранах этот образ воплотила звезда Третьего рейха, шведка по происхождению Цара Леандер. Свой визуально-ролевой образ она практически полностью позаимствовала у Греты Гарбо и Марлен Дитрих. Но в отличие от них Цара Леандер обладала редкой красоты вокалом – низким, чувственным, магнетичным – это позволило ей обогатить образ дополнительными красками и выгодно выделяло ее на фоне многочисленных заокеанских конкуренток.
Цара Леандер
Femme Fatale по-советски
Роковая Женщина появляется даже в советском кинематографе, правда всего один-единственный раз – в фильме «Цирк» 1936-го года в исполнении Любови Орловой. Поскольку советская труженица не могла быть роковой по определению, режиссеру Григорию Александрову пришлось создать для Орловой соответствующий персонаж: Мэрион Диксон – заграничная цирковая звезда с ужасной тайной в прошлом. Правда, сюжет этого фильма – чуть ли не единственный в истории пример, когда роман с Роковой Женщиной заканчивается хэппи-эндом: Femme Fatale выходит замуж, принимает советское гражданство и меняет имидж на более оптимистичный, маршируя в финальных кадрах фильма по Красной площади в спортивном костюме с песней «Широка страна моя родная».
Любовь Орлова
Не только кинематограф, но и коммерческая мода 1930-х годов подхватывает и тиражирует этот имидж. Он появляется на обложках модных журналов, в рекламе одежды, косметики и духов, на почтовых открытках. Но в реальной жизни образ Femme Fatale «не прижился», ибо следовать ему было слишком хлопотно и непрактично. Зато стало модно воплощаться в Роковых Женщин на фотографиях для семейных альбомов, заимствуя макияжи, технику света, позы и ракурсы у Греты Гарбо, Марлен Дитрих и Любови Орловой.
Уйти, чтобы вернуться
Femme Fatale выходит из моды резко – в 1939-ом году, а виною тому – Вторая Мировая война. Вместо «Женщины, погубившей твою жизнь» в моду входит «Девушка, которая ждет тебя с фронта». Грета Гарбо покидает кинематограф, Марлен Дитрих перебивается ролями во второстепенных комедиях. На киноэкраны, в журналы мод и семейные альбомы приходит новый типаж – круглолицая простушка-хохотушка вроде Бэтти Грейбл в платье в горошек с рукавами-фонариками и в белых носочках. Роковая Женщина на многие годы становится синонимом старомодности.
Чтобы «старое» опять стало «новым» оно должно быть как следует забыто. Это происходит только к 1970-ым годам. Но к тому времени благодаря сексуальной революции человечество уже разучилось умирать от любви. Мелодраматические страсти довоенного кино у нового поколения вызывают лишь улыбку. Зато визуальный образ Femme Fatale опять начал казаться стильным, правда, исключительно в номинации «ретро».
Мадонна
Шэрон Стоун
В виде ностальгических стилизаций он опять вернулся в коммерческую моду и шоу-бизнес, где и по сей день занимает одно из самых почетных мест. Видеоклипы Мадонны, фотосессии с Надей Ауэрманн в исполнении Ричарда Аведона и Стивена Мейзеля, театрализованные показы мод Тьерри Мюглера, Джона Гальяно и Жан-Поля Готье без устали эксплуатируют образ Роковой Женщины, внося в него все новые и новые оттенки. Школы стилистов и фэшн-фотографов включают «зачет по Femme Fatale» в свои учебные программы. Что-ж, видимо магнетизм тайны, драмы и одиночества не утратил своей актуальности и в XXI веке.
Надя Ауэрманн
Элементы визуального образа
РольFemme Fatale – один из редких примеров имиджа, в котором визуальный стиль прически, макияжа и одежды является вторичным по сравнению с ролевой составляющей. Она выражается в загадочных взглядах, томных позах, таинственных ракурсах, холодной мимике.
ПрическаЦвет волос преимущественно светлый для придания образу хрупкости и женственности. Темный тон также возможен, но он добавит больше тайны и мистики. В форме прически возможны ретро мотивы довоенного гламура.
МакияжОсновной тон – бледный, немного болезненный. Рисунок макияжа – чистый и элегантный. Тонкие брови, достаточно яркие губы, очерченные строгим контуром. Главный акцент в макияже – глаза. Они могут быть выделены дымчатыми тенями, накладными ресницами или черной подводкой.
ГардеробК одежде нет жестких требований, однако предпочтительны темные тона и строгие силуэтные линии – достаточно женственные, но без откровенных сексуальных акцентов. Очень важны детали – вуаль на лице, шляпа, бросающая тень на глаза, дымящаяся сигарета.
freshjournal-ru.livejournal.com
При переходе от классики к модерну сформировался образ «роковой женщины». В этот термин можно вложить много значений. Это и сила, и красота, и даже ненависть, которая стала присуще женщине нового поколения. Примеров интерпретации данного образа достаточно много. Одним из самых ярких и распространенных стала Юдифь.
Юдифь во все времена была неким образом героической и довольно сильной женщины, однако, эта сила понималась во все времена по-разному. Поэтому в трансформации отношения к образу Юдифь можно проследить и трансформацию отношения к «женскому».
Юдифь – иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке. После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она прокралась в стан врага, заворожила их полководца, и когда он напился, отрубила ему голову, которую впоследствии доставила в свой город[193]. Персонаж Юдифь очень часто был используем в работах эпохи Возрождения, и стал символом новой эпохи – модерна.
Одной из самых известных картин, посвященной этому мифологическому сюжету, является по праву «Юдифь» Джорджоне (Приложение 1). Джорджоне является представителем золотого века в искусстве – эпохи Возрождения. Работа была написана в начале XVI века и как нельзя точно охарактеризовала силу женской привлекательности. Ничто не сравнится с женскими чарами и даже самые храбрые и жестокие правители падали у ног своих возлюбленных.
Но образ Юдифь в эпоху Возрождения имеет свои отличительные черты. На картине Джорджоне мы видим не жестокую и мстительную женщину, которая с ненавистью отрезает голову своему врагу, мы видим красивую античную богиню, которая отражает благочестие и жертвенность. Она символ добродетели, преданности своему народу.
Эпоха модерна подарила зрителю совсем другой образ Юдифь. Работы известного австрийского художника Густава Климта «Юдифь I» (Приложение 1) и «Юдифь II» - это символы не добродетели, это зеркало женской души нового времени – образа «роковой женщины». Первая картина показывает нам современницу художника, богатую жительницу Вены. На ней дорогое золотое колье и она вся окружена золотом. На полотне изображена гордая и свободная женщина, но в, то, же время загадочная и чарующая, дама, которая ценит себя выше, чем мужчину-зрителя.[194] Но если первая работа художника отображает лишь высокомерие и властность женщины, то вторая картины – это поток злости и даже ненависти. В этом полотне нет лести и угодничества, это надрыв души – это крик задыхающейся от несправедливости общества женщины.
Образ «роковой женщины» становится символом новой эпохи. Женщина перестает восприниматься как нежное, беспомощное создание, теперь она имеет право голоса и этот голос кричит со всех работ художников эпохи модерна.[195]
На протяжении всего существования человеческого рода, от варварства до XX века, образ идеальной женской красоты прошел множество этапов. Для каждой культуры, для каждой национальности они были своими, но определенные пропорции женского тела были похожи в разные промежутки времени. Начиная с доисторического периода, мы наблюдаем культ плодовитости. В то время женщина была символом новой жизни, она рожала детей и берегла дом, поэтому идеальной женщиной считалась упитанная, сильная и здоровая женщина. О таком выводе может свидетельствовать одна из самых удивительных находок археологии – венера из валендорфа[196].
В то же время для египетской цивилизации изображение идеальной женщины подчинялось определенным канонам. Для этой культуры характерно обнаженное, тонкое тело девушки, она должна была быть высокого роста, с темными волосами, атлетического телосложения, широкими плечами и узкими бедрами. Элементами женской привлекательности были раскрепощенность и сексуальность.[197]
В культуре Древней Греции огромную роль играло физическое воспитание, поэтому, так же как и у египтян, значение придавалось тренированному телу. Женщины изображались окутанными в длинные туники, которым не удавалось, однако, скрывать сильного спортивного тела. Большим сходством обладали и идеалы Древнего Рима, для которого важным в женщине была статичность, медлительность и некая величественность.[198]
Эпоха Возрождения внесла свои значительные коррективы в образ идеальной женской красоты. Вместо спортивных и величественных тел Античности и удлиненных слабых тел Средневековья, появляются пышные и здоровые, румяные и счастливые девушки золотого века в искусстве.
Рафаэль Санти – один из величайших художников эпохи Возрождения. Он был настоящим певцом женской красоты. Его Мадонны пылали свежестью и здоровьем, его героини отражали счастье и блеск жизни.[199] Его полотно «Три грации» - жемчужина творчества мастера. На нем изображены три красивые девушки, которые держат в руках то злосчастное яблоко. Каждая из них смотрит на него в своих руках и мысленно уже тянется его откусить, но пока не делает этого. Это момент сомнения, момент выбора, с которым и сталкивается как раз женщина эпохи модерн. Она стоит перед непростым шагом – оставить все как есть и остаться угнетенной до конца дней или бороться за свою свободу и доказать свою независимость всему обществу.
Рыжеволосая женщина – признак страсти и роковой привлекательности. Такое утверждение связано с творчеством многих художников эпохи и не в последнюю очередь с именем талантливого Анри Тулуз-Лотрека. Этого мастера можно назвать поистине уникальным. Он стал первооткрывателем женщины легкого поведения. Он не боялся показать всю правду женской доли и ознакомить с этой правдой окружающих. Он находил воодушевления, сидя за крайним столиком в борделях Франции и наблюдая, как смеются, танцуют и разговаривают незнакомые ему люди. В этой толпе интересных персонажей он высмотрел одну, приглянувшуюся только ему и ставшей ему настоящей музой. Её звали – Рыжая Роза. Она стала его любимой натурщицей и подругой.[200]
На портрете «Роза ля Руж – Монтруж» (Приложение 2) она представлена, стоящей в белой рубашке на фоне застекленной двери, сквозь которую проникает слабый свет. Её поза напряженная и скованная, модель отвернулась от зрителя, о её лице, скрытом выбивающимися из прически волосами, можно судить лишь по вырисовывающейся линии носа и подбородка. [201] Она не пожелала открыть лицо зрителю, она не впускает его в свой мир. Именно такой и видел Лотрек женщину конца XIX века – закрытую, одинокую, но в, то, же время властную.
Еще многие его работы представляют нам именно рыжеволосых красавиц. Например, «Татуированная женщина», «Туалет», «В ресторане Мье» и другие. Все эти полотна отображают разных женщин, разные ситуации и разных персон рядом с ними, но все работы Лотрека – это правда жизни, правда женской участи и уготованной ей судьбы.
Густав Климт – один из основоположников модерна, самый значительный и самобытный художник Австрии, которого по праву можно отнести к изысканным творцам эпохи. В начале XX века его работы шокировали публику. Многие считали его гением, но были и такие, кто называл его извращенным декадентом. Но мастер не боялся осуждения и непонимания, он всегда шел по своему пути[202].
«Афина Паллада» (Приложение 2), написанная в 1898 году, открыла целую серию картин с изображением «суперженщин» в искусстве Климта. В ее руках скипетр и шар державы, на котором изображена девушка в эротической позе, бросающая вызов всему обществу, но в первую очередь мужчинам. Это сильная и властная женщина, которая ослеплена золотом как божественным светом, она гордо смотрит вперед и не боится упреков общественности.
Афина – это древнегреческая богиня войны, военной стратегии и мудрости. Она была одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, и очень часто ее образ становился сюжетом полотен художников разных эпох. Она всегда выступала воинственной владычицей и символом женской силы[203]. Но в полотне Густава Климта мы видим не просто древнегреческую богиню, мы видим образ женщины XX века, страстную и откровенную.
Еще одним выдающимся художником эпохи является Эдвард Мунк, написавший всеми известную работу – «Крик». Не смотря на то, что именно это полотно принесло ему всемирную популярность, он является одним из первооткрывателей образа «рыжеволосой женщины».[204] На его полотне «Вампир» (Приложение 3) он изображает женщину-вампира, которая кусает в шею мужчину. У нее длинные рыжие волосы, которые придают картине еще больший оттенок страсти и эмоциональной подпитки. Или полотно «Ревность», где на заднем плане изображена героиня, окрашенная в красный цвет. Она является причиной переживаний главного персонажа на переднем плане. Девушка срывает яблоко с дерева и отдает его другому мужчине, что является символом предательства и греха.
Греховность – немаловажный термин нового искусства XX века. Это странное и откровенное понятие для искусства, но оно имеет место быть. Художники нового стиля уже не видят в женщине только идеальный цветок, который приносит радость мужчине, уже нет тех Венер Тициана или Мадонн Рафаэля. Это время правды и истины человеческое бытия. Искусство отражает обыденную жизнь девушки, её настоящие эмоции и чувства, тягость ее участи, важной вехой которой является грех.[205]
Персона Амедео Модильяни уже была затронута в работе, но лишь отчасти. Его вклад в олицетворении эротичности женского начала уникален. Его полотна самобытны и невероятно притягивают внимание обычного наблюдателя. Удлиненный нос, узкие черные глаза, длинные шеи – характерные черты его портретов. Он начинал как скульптор и хотел связать свою жизнь именно с этим видом искусств, но судьба распорядилась иначе. Период с 1916 по 1920 в его творчестве наполнен уникальными полотнами натурщиц в стиле ню[206].
«Лежащая обнаженная» - настоящая жемчужина живописного искусства. Это один из самых красивых портретов Модильяни. Картине присуще экспрессия, но в, то, же время чистота и изящество линий[207]. Он отобразил всю красоты женского тела, добавив в полотно нотку нежности и утонченности. Данному временному отрезку в творчестве мастера принадлежат такие работы как «Стоящая обнаженная», «Большая ню», «Обнаженная, лежащая на левом боку» и все они уникальны. Это не просто полотна эротического содержания, это Мадонны XX века. Они нежны, изящны, грустны и печальны, а иногда на их лицах лишь безразличие к жизни, но они отзвуки эпохи. Это женщины такие, какие они есть, без краски и лишних предметов, без прикрас – оголенные алмазы.[208]
Афиша для кабаре – значимая часть заведения. Она притягивает или не производит никакого внимания прохожего, она запоминается надолго или проносится мимоходом среди множества невзрачных вывесок. Афиша «Мулен Руж» (Приложение 3) - это символ славы для Тулуз Лотрека. Именно, эта работа стала его визитной карточкой и прославила на многие годы. Используя любую возможность показать свой талант, он согласился на этот заказ и не прогадал. Эта афиша поистине открыла его дарования и настоящий талант. На ней изображена Ла Гулю, виртуозная танцовщица, известная своим канканом. Очень важно было найти тот самый образ, который был бы узнаваем и запомнился бы надолго в глазах зрителя. И, именно, такой и была эта известная девушка. Но вот, что примечательно – то, в какой позе изобразил художник свою музу. В зажигательной пляске она бесстыдно вскинула ногу вверх, отчего юбка пикантно задралась, и взорам присутствующих открылись панталоны Ла Гулю, облегающие её бедра.[209]
Эту афишу знали все парижане, и на ней впервые было написано имя мастера. Но интересно не это, а на какой риск пошел Лотрек, не побоясь осуждения и непонимания. Он изобразил естественную и энергичную женщину, которая не боится критики и смеха со стороны окружающих, она делает, что ей вздумается и от этого получает удовольствие.
Вообще Тулуз-Лотрек отличался необычайной простотой в изображении женщин. Для него они были обычными героинями, смешными или грустными, добрыми или злыми, одетыми или обнаженными, но они были такие, какими хотели быть.
Картина «Туалет» безумно напоминает творчество Дега. Девушка сидит спиной к зрителю, она наполовину обнажена, у неё немного даже мужская поза и она находится в задумчивости от всего мира. Возможно, она устала за весь день, работая не покладая сил, возможно, поссорилась с мужем или поругала детей за не послушание. Мы не знаем. Мы видим лишь её спину и плечи, поникшие от усталости. Её жизнь однообразна и скучна, и лишь этот таз является свидетелем её грустных глаз. Это лишь небольшая передышка перед новой битвой, момент отчаяния и снова в жизнь.
Равенство полов или даже господство женщины над мужчиной – одна из основных тем эпохи и одна из граней образа роковой женщины. Искусство модерна пестрило различными аллегориями власти женщины, обращаясь очень часто к мифологическим, античным, классическим сюжетам. Одним из таких обращений является образ «Данаи».
«Даная» - дочь Акрисия, царя Аргосского, который заключил её в подземный дом, так как ему было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери. Зевс, плененный её красотой, проник к ней в покои в виде золотого дождя и оплодотворил ее. У Даная родился сын Персей.[210] Эта легенда известна всем. Образ красивой и утонченной Данаи использовали в своих полотнах многие художники предыдущих эпох и, в первую очередь, эпохи Возрождения. Одной из самых известных работ является «Даная» Рембрандта (Приложение 4).
Весь её облик озарен необъяснимым очарованием женственности. Её лицо буквально излучает любовь и нежность. Она – само воплощение ожидания. Образ Данаи – это образ идеальной женщины эпохи Возрождения и Барокко. Она подчинилась воли отца и переступила через свое слово, она лишь женщина, хрупкая и покладистая, её жизнь в руках других и эти другие – мужчины[211].
Но Густав Климт пренебрегает всеми стереотипами прошлого. Он видит свой образ «Данаи» (Приложение 4). Он изображает её в полном одиночестве, вне какой-либо её связи с окружающим миром, она обернута в роскошные ткани, которые обволакивают её тело, представляя на суд зрителю её бедра. Эта работа – символ невероятной силы женской привлекательности. Климт лишь использовал всем известный образ для того, чтобы отобразить физическое и психологическое женское удовлетворение. Его героиня не боится быть некрасивой или странной, она лежит в крайне неудобной и даже откровенной позе, напоминая нам зародыша в материнском утробе. Это полотно символ нового рождения женской сущности – рождения нового человека.
Франц фон Штук – немецкий художник эпохи модерн. За всю свою творческую карьеру он искал постоянно новые художественные направления. Его работы чаще всего олицетворяют неприкрытую сексуальность. С его работ на нас смотрят обнаженные мужские и женские тела, которые несут в себе частичку «истеричности».[212]
Роковая женщина, власть над мужчиной чаще всего олицетворяют с греховностью. Женщина эпохи модерн ошибочно стала представлять собой грех в чистом его проявлении, что отразил в своем полотне Штук. Его работа «Грех» - это неприкрытая страсть, ненависть и в то же время женская сила. История сделала женщину жестокой и мстительной, готовой на любые поступки для достижения своей цели и главное ее оружие – её красота. Это очень явно отражено во многих работах немецкого мастера. Например, «Юдифь и Олоферн», «Саломея» и другие.
Похожих взглядов придерживался и известный скандальный художник – Эдуард Мане. Его полотно «Олимпия» (Приложение 5) вызвало бурное негодование публики. Что интересно, прототипом к этой картине можно считать «Венеру Урбинскую» (Приложение 5) Тициана. Эта тонкая нить проносится через века, отражая всю суть женской участи на протяжении многих поколений. Лучше всех понял и прочувствовал работу Мане поэт Поль Валери: «Голая и холодная Олимпия, чудовище обыденной любви, принимающая поздравления негритянки, шокирует, вызывает священный ужас и торжествует…»[213] Но надо отметить, что поза девушки уверенна и взгляд направлен прямо на зрителя, она не стесняется своего положения, жизнь заставила ступить её на этот путь и она вынуждена быть такой. Таким был XX век. И уже «Венера» Тициана или «Спящая Венера» Джорджоне не могли стать образом новой эпохи. На полотнах эпохи Возрождения мы видим лишь изящных и красивых нимф, богинь, а на работах мастеров XX века – истинный исход событий. Эта трансформация происходила на протяжении многих веков, но никто не хотел замечать правды сегодняшнего дня. Художники модерна своими работами открывают глаза слепому потребителю, они кричат во все горло, а их стараются не замечать, они шокируют, но зритель уходит, раскрыв рот, но, не предпринимая нечего, чтобы изменить ход вещей.
Великой музой эпохи была и актриса Сара Бернар. В начале XX века её называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Она добилась огромного успеха сначала в Европе, а потом с успехом гастролировала и в Америке. И, именно, с её именем связана уникальная работа начинающего художника – Альфонса Мухи. Он был начинателем оригинального подхода в искусстве, сторонником эпатажных идей. Он получил заказ от актрисы на театральный плакат в 1896 году, прямо перед Рождеством. Эта работа сделала художника невероятно популярным и принесла ему множество последующих заказов[214]. Плакат для «Жисмонды», пьесы Викториена Сарду, поистине привлек огромное внимание парижской публики и очаровал саму Бернар. За последующие годы он выполнит не одну работу для этой актрисы и внесет свой неповторимый вклад в становление нового искусства. Но, именно, эта работа привлекает к себе пристальное внимание. На полотне прекрасная ожившая статуя в длинном костюме с падающими на каменный постамент тяжелыми складками. Возле её ног также разворачивается действие. Кто-то как будто прячется в подоле её одеяния. Искусство модерна пронизано различными символами и знаками. Знак данного полотна – прячущейся в подоле напуганный зритель, для которого эта женщина стала настоящей музой восхищения и почитания. Муха создал определенный тип женщины, который стал в последующем его визитной карточкой. Он отразил его в своей скульптурной работе – «Природа». Эта дама с неопределенным, непостоянным характером, у неё капризный нрав, но она любит и уважает себя и заставит уважать себя других. «Природа» - это образ естественной красоты девушки, которая наслаждается вниманием других, у неё закрыты глаза и она отстранена от общества, она как будто говорит: «Смотрите, как я красива, насладитесь моим телом, ведь это все, что вам нужно от женщины».
«Мадонна» - это святой образ. Мадонну рисовали все великие живописцы всех времен и народов, она символ чистоты, непорочности и женской красоты. «Мадонна» Леонардо да Винчи – полуопущенные веки, едва уловимая улыбка, одухотворенность; «Мадонны» представителя Венецианской школы Джанбелинно – простые, серьезные, не печальные и не улыбающиеся, погруженные в задумчивость; для Рафаэля «Мадонна» была главным персонажем его творческого пути, он рисовал её образ множество раз, она стала для него своеобразной визитной карточкой и настоящим символом той золотой эпохи[215]. Но «Мадонна» эпохи модерн – это «Мадонна» (Приложение 6) Э.Мунка 1895 года. Это персонаж настоящей роковой женщины, демонстрирующую женскую власть над мужчиной. Она не скрывает своего обнаженного тела и лишь пряди волос слегка прикрывают её вульгарную позу, она притягательна и властна и способна покорять лишь одним своим взглядом. Ушли в прошлое покладистость, чистота и робость, на смену взошли новые персонажи.
Беременность – это запретная тема предыдущих столетий. Было невозможно изображать женщину в этот период её жизни. Это было признаком излишней откровенности и вызова. Модерн – это эпоха ломки старых стереотипов. И самый большой топор принадлежал неповторимому Густаву Климту. Его «Надежда I» (Приложение 6) изображена беременной. Она стоит боком к зрителю, чем ещё больше выдает свое положение. Рыжие волосы, стройное тело, уверенный взгляд. Все, что осталось от чистоты, это венок из цветов, украшающий её волосы. Она остается надменной и сильной, не смотря на свое положение. Именно, материнство первоначально посадило в клетку женщину и на протяжении веков не давало ей вздохнуть свободно. Женщина XX века не боится бросать вызов, она больше не будет слабой, её уже нечем не сломить.
Саломея – иудейская царевна, впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. По легенде танец юной красавицы на празднование дня рождения Ироды Антипы так понравился ему, что он согласился выполнить любое её желание. Она потребовала убить пророка Иоанна Крестителя и его голову принесли ей на подносе. Эта история символизирует как нельзя лучше силу женской красоты и привлекательности. Царица является одним из главных символов эпохи. Интересной и занимательной, например, является работа англичанина О. Бердсли. Он изобразил героиню в духе времени – бледной, с накрашенными губами и глазами. Эта картина символизирует влияние Востока, которое было модно в эпоху модерна. Это образ утонченной женщины, грациозной, коварной и порочной.[216]
Влияние японских мотивов, действительно, стало очень модным и актуальным в эпоху модерна. В работах многих художников встречались, так или иначе, мотивы Востока. И у Г.Климта, и у Г.Моро, у Ф.ф.Штука и многих других. Это связано со многими явлениями. Во-первых, модерн – это слияние всего и сразу, художники искали новые стили и, конечно, загадочный мир Востока не мог остаться незамеченным, во-вторых, это и уникальность культуры – узоры, вышивки, пластика, ну и, в-третьих, загадочность восточной женщины не давала покоя художникам нового времени. Кто она – грешница или преданная жена, властная обольстительница или покладистая марионетка в руках мужа. Точно можно сказать только то, что женщина Востока была загадкой для всего остального мира, а тайна – это один из основных символов новой эпохи.[217]
Изменения нового мира привели в движение все вокруг и, конечно, художники не могли остаться в стороне от этих изменений. Это время проб и ошибок, новых приемов и техник. Но основными музами любого художника во все времена оставались женщины. Они были разные – красивые или ужасные, худые или полные, грустные или веселые. Они все равно главные героини любого периода в истории. И, именно, модерн стал временем пробуждения женской силы и власти. Они показали себя такими, какие они являются на самом деле. В своем цикле работ «Новые одалиски» всемирно известный художник Дега показал женщин без прикрас. В ответ насмешкам и критики он отвечал: «Вы все еще чаете видеть нагих богинь, нимф и одалисок? Я покажу вам их, но только такими, какие они есть в действительности, какими делают их условия нашей городской буржуазной жизни».[218]
Эта серия работ открывала совсем иной мир женской красоты. Его полотна «После ванной», «Женщина, почесывающая спину», «Женщина, вытирающая ноги», «Женщина, расчесывающая волосы» - это естество в неприкрытой форме. Дега кидает вызов идеализированному образу красоты, положенный в эпоху Античности и продолженный мастерами Возрождения. Новая эпоха утверждает новые правила. Женщина стала работницей, обеспечивающей себя и свою семью, она опустилась до роли соблазнительницы чужих мужчин, так как не смогла найти другого места в этом мире, она выбралась из семейных оков и стала искать свой собственный путь, она откинула на второй план такие качества как податливость и лицемерие, а набралась уверенности и смелости, чтобы противостоять мужчине, она осознала силу своей красоты и научилась пользоваться этим по достоинству.[219]
Изменения, которые происходили, связаны, прежде всего, с завоеванием женщинами новых сфер деятельности и их выхода из частной жизни общества в публичную, мужскую сферу жизнедеятельности.. Женщину, затянутую корсетом и задрапированную с ног до головы, сменяет свободная красотка, уверенная в себе, открыто смотрящая в будущее, не боящаяся преград и способная покорить того, кто еще недавно был выше её. Это «роковая женщина» - новый символ эпохи модерн, символ проснувшегося женского движения за свои права в этом жестоком и хладнокровном мужском мире.
Читайте также:
lektsia.com
Женщины умеют быть разными: робкими, дерзкими, милыми, «колючими», скромными, роковыми. А все для того, чтобы быть интересной для своего избранника. Даже если вы в браке уже не один десяток лет.
Да, за каждым великим мужчиной стоит женщина, для которой он покоряет новые вершины. Что же нужно для того, чтобы мужчина хотел положить мир к вашим ногам? Если говорить о моде, то она знает несколько приемов.
Образ femme fatale появился в Золотую эпоху Голливуда, в фильмах-нуар. В таких картинах неизменно была роковая женщина. Героини Марлен Дитрих, Риты Хейворт — это дамы в струящихся шелковых платьях и длинных перчатках. Они умудрялись только повести бровью, как гангстеры и детективы Чикаго или Нью-Йорка стремились исполнить все желания фатальной красотки.
В таком образе многое решает уверенность в собственной неотразимости. Но вот что касается наряда, то он — исключительно вечерний, роскошный и вызывающий. Его основа — длинное платье из гладкой, струящейся ткани. Это может быть шелк или атлас. Платье должно быть длинным и полностью закрывать каблук-шпильку. Лучше будут смотреться модели с открытыми плечами, а вот разрез до середины бедра лучше оставить героиням кино. Для реальной жизни это чересчур откровенно.
Второй обязательный элемент образа — высокие перчатки, выше локтя или почти до плеч. Они немного сгладят агрессивность образа, который без этой детали будет нарочито сексуальным. Хорошее дополнение к такому наряду – мех. Гладкий, мягкий, сверкающий ярче бриллиантов. Это может быть горжетка, боа или короткое меховое болеро. Но и длинная объемная шуба, под которой скрывается змеиная гладкость платья, подойдет.
Длинные платья не всегда в моде, но образ роковой женщины есть в любой эпохе. Шерон Стоун в «Основном инстинкте» как раз из таких. В знаменитой сцене допроса на ней короткое платье-водолазка, а эффект откровенности создают открытые ноги и шпилька.
Посмотрите, как обыграны силуэты нарядов в других элементах образа. У Шерон короткие гладко собранные волосы, такие же гладкие, как ее платье. А у красавиц эпохи нуара платье струится вдоль тела, и волосы ложатся на плечи мягкой блестящей волной.
В противовес тонким тканям первого варианта, здесь нужны платья из плотного трикотажа. Они не должны струиться вдоль тела, а плотно облегать, не создавая складок. Оптимальны для этого образа платья с высоким горлом или с вырезом-лодочкой, полностью закрывающем ключицы. Дополнит платье тренч, который полностью закрывает подол. Последний штрих — туфли на шпильке и чулки со стрелкой, они создадут как раз необходимый микс интриги и откровенности.
Кстати, в нашем магазине есть нарядное платье, которое станет достойной основой «фатального» образа. Чтобы узнать детали, кликните по фото.
В современных реалиях роковая красавица все реже дефилирует с бокалом мартини, но чаще гоняет тяжеленный байк и лихо управляет не только мужчинами, но и корпорациями. Она носит сапоги, кожаные брюки и байкерские куртки. А волосы? Да какая разница, если ты сама управляешь миром.
Чтобы создать фатальный образ на современный манер, понадобятся кожаные брюки-скинни. Чаще всего встречаются черные. Они хороши для блондинок и брюнеток. Но шатенкам и рыжим больше к лицу будет горький шоколад.
Брюки из гладкой кожи можно носить с ботфортами, которые будут облегать ногу, как чулок. Но не хуже будет смотреться и широкое голенище, хотя оно обязательно должно хорошо держать форму. Каблук нужен высокий и устойчивый, чтобы выдержать объемный верх кожаной куртки.
Куртку лучше выбрать с четким силуэтом. Байкерскую, например. Или косуху без щедрой отделки. Альтернативный вариант – гладкий кожаный плащ прямого кроя, до середины икры. Носить его нужно не застегивая.
От образа роковой красавицы неотъемлемы в массовом сознании чулки и корсеты. Но femme fatale — не нежные цветочные нимфы в кружевах и рюшах, а сирены, способные не только увлечь, но и погубить. В шоу-варианте этот образ представляет королева бурлеска Дитта фон Тиз. Тугие корсеты, чулки со стрелкой, огромная шпилька.
Образ получается явно не прогулочный. В лучшем случае карнавальный. Адаптировать его на каждый день невозможно. Допустимый максимум – краешек черных кружев из-под свитера или подчеркнутая корсетом талия под платьем.
Но если непременно хочется воплотить будуарный вариант, то смело надевайте корсет под рубашку, шпильки можно скрыть длинными брюками или смягчить их строгой юбкой-карандаш, под которой скрываются чулки на подвязках. Этого никто не увидит, но вы-то знаете – и это отражается в глаза.
Роковая красавица – не всегда плохая девочка. Образ можно реализовать и в элегантном, зрелом ключе, в духе героини Анжелины Джоли в фильме «Турист». Все наряды довольно консервативные и закрытые. Но все равно очевидно, что этой женщине покорится сердце любого мужчины. Кстати, обратите внимание на ее волосы. Длинные прямые локоны повторяют такие же прямые и чистые линии одежды.
Для создания этого образа подходят только дорогие плотные ткани, вроде шерсти или кашемира. Они должны быть мягкими, но структурными, хорошо держать заданную форму. Лучше всего будут смотреться платья средней длины с рукавами в три четверти, которые возможно дополнить высокими перчатками. Допустимы вырезы, но они должны открывать только плечи, а не грудь.
Если вам импонирует образ femme fatale, то непременно «примерьте» эти советы. Не обязательно делать это безоговорочно. Попробуйте добавить 1-2 детали, и даже строгий образ «заиграет» новыми красками. Будьте стильными, несмотря ни на что.
Обнимаю,
Ваша Вера Авдонькина
P.S. Поделитесь со мной в комментариях, хотите ли вы примерить образ роковой красавицы? Какие элементы этого образа вам нравятся больше всего?
Мечтаете быть модной, но боитесь «перестараться»? Тогда прямо сейчас читайте пост «Как выбирать модные тренды и «вплетать» их в свой стиль».
Одежда в стиле роковой красотки: 5 простых секретов was last modified: Январь 5th, 2017 by Авдонькина Вера
dhmd.ru