ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
А, В Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
А, В Ответь на вопросы
Устойчивая система социально- значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике 1. человека 2. индивида 3. индивидуальности 4. личности
Термины «самооценка» , «самореализация» , «саморазвитие» относятся к характеристике человека как 1. индивида 2. личности 3. физического лица 4. биологической особи
Термины «уникальность» , «отличительные черты» , «непохожесть» используются при характеристике человека как 1. индивида 2. личности 3. индивидуальности 4. гражданина
Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека 1) эмоционально – чувственных реакций на воздействие среды 2) ответственности за свои действия и их последствия 3) обусловленности поведения генетическими особенностями 4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
Главным проявлением личности человека является (-ются) 1. участие в жизни общества 2. характер протекания психических процессов 3. генетически наследуемые качества 4. особенности мышления и памяти
К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится 1. общение с помощью членораздельной речью 2. потребность быть в обществе 3. способность абстрактно мыслить 4. приспособление к условиям среды
И человек, и животные обладают 1. социальными потребностями 2. поведенческой активностью 3. стремлением к саморазвитию 4. сознательным отношением к действительности
В отличие от животных, человек способен 1. сознательно воздействовать на среду обитания 2. проявлять заботу о потомстве 3. удовлетворять физиологические потребности 4. демонстрировать подражание
Как животные, так и человек способны 1. взаимодействовать с себе подобными 2. изменять условия своего существования 3. преобразовывать окружающую среду 4. сознавать цель своих действий
Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают 1. разнообразными ощущениями 2. членораздельной речью 3. рациональным мышлением 4. возможностями саморазвития
В отличие от животных, человек способен проявлять 1. зависимость от среды обитания 2. инстинктивные реакции на воздействия среды 3. генетическую обусловленность поведения 4. критическое отношение к самому себе
Верны ли следующие суждения о человеке? А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом. Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о проявлениях природы человека? А. Познание человеком мира – проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с природой биологической. Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о формировании личности? А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности. Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны 1. интересы 2. мировоззрение 3. задатки 4. умения 5. наследственность 6. идеалы Ответ: ___15________
present5.com
Промежуточная итоговая аттестация по обществознанию в форме ЕГЭ (части А,В,С5) в 10 классе.
Вариант – 1.
Часть А.
А1.Какое из понятий характеризует общество как динамическую систему?
1)является частью материального мира;
2)допускает появление новых и отмирание старых элементов;
3)включает в себя формы и способы взаимодействия людей;
4)является определённым этапом исторического развития человечества.
А2.В качестве одной из главных функций морали в настоящее время можно выделить:
1)нормативную; 2)политическую; 3)экономическую; 4)юридическую.
А3.Какое суждение является верным?
А. Эмпирический уровень познания заключается в нахождении новых фактов, обобщении и поиске тенденций протекания того или иного процесса.
Б. Познанием, как правило, называют только процесс поиска истины, а его результат именуют знанием.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А4.Петров подрался с одноклассником Сидоровым. К осмысленным побудителям его поведения относятся:
1)мотивы, вызвавшие драку; 2)привычки показать свою силу;
3)отрицательные эмоции по отношению к Сидорову; 4)случайность.
А5.Бесплатное распространение среди населения религиозной литературы и периодических изданий - это пример деятельности:
1)материально – производственной; 2)ценностно – ориентационной;
3)прогностической; 4)познавательной.
А6.Соперничество межу продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов называется:
1)конкуренция; 2)рентабельность; 3)монополия; 4)хозрасчёт.
А7.Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, которая занимает промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?
1)люмпены; 2)пролетарии; 3)маргиналы; 4)интеллигенция.
А8.Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются:
1)централизация и децентрализация; 2)бюрократизация и демократизация;
3)интеграция и дефференциация; 4)коллективизация и индивидуализация.
А9.Признаком тоталитарного политического режима является:
1)наличие единой обязательной для всех идеологий; 3)идеологический плюрализм;
2)гарантии прав и свобод граждан; 4)многопартийная политическая система.
А10.Какое суждение является верным?
А. Указывать свою национальную принадлежность является правом, а не обязанностью граждан РФ.
Б. При трудоустройстве на работу, связанную с воспитанием и обучением детей, кандидатуру в обязательном порядке необходимо указывать свою национальность.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А11.Мажоритарная система относительного большинства означает:
1)на выборах побеждает тот, кто набрал более 50% голосов избирателей;
2)победу одерживает тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников;
3)депутатские мандаты распределяются пропорционально набранному количеству голосов;
4)депутатские мандаты не получают партии, получившие меньше 7% голосов избирателей.
А12.Правительство государства Н. формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Глава государства выполняет представительские функции. Какая информация необходима, чтобы утверждать, что государство Н. является парламентской республикой?
1)в государстве Н. существует многопартийная политическая система;
2)глава государства избирается всенародным голосованием;
3)правительство ответственно перед парламентом;
4)парламент страны состоит из двух палат.
А13.К этническим общностям относятся:
1)маргиналы; 2)элита; 3)народности; 4)сословия.
А14.Понятия «унитарное государство» и «федерация» характеризуют:
1)политический режим; 2)административно – государственное деление;
3)форма правления; 4)территориально – государственное устройство.
А15.Какое суждение является верным?
А. РФ принявшее гражданство ограничены в политических правах, например, в течение трёх лет они не могут избирать и быть избранными, а получившее гражданство по рождению не ограничиваются в правах.
Б. В РФ действует принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения: и принявшие гражданство, и получившие гражданство по рождению имеют равные права гражданина РФ.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А16.Эмоциональная функция семьи заключается в:
1)формировании личности ребёнка; 2)осуществлении контроля поступков членов семьи;
3)рациональной организации хозяйства; 4)удовлетворении потребности в личном счастье.
А17.Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как:
1)личности; 2)индивида; 3)физического лица; 4)юридического лица.
А18.В Древней Греции рабы не имели права владеть собственностью, наследовать, заключать брак, участвовать в политике. Это является примером:
1)социальной идентификации; 2)социального неравенства;
3)социальной мобильности; 4)социального конфликта.
А19.К системе органов исполнительной власти относится:
1)Министерство юстиции; 2)Государственная Дума;
3)Верховный суд; 4)Уполномоченный по правам человека.
А20. Гуманитаризация образования предполагает:
1)усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин;
2)создание единой системы образования для развитых стран;
3)усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам;
4)введение обязательных предметов по изучению религии.
ЧастьВ.
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
Политические партии:
Правые ………….
В2.Ниже приведён ряд ценностей, характерных для либеральной идеологии. Один из них не соответствует этому понятию. Какое именно?
Коллективизм, свобода, частная собственность, права человека, частная сфера.
В3.Установите соответствие между названиями глобальных проблем современности и примерами их появления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры проявления: Глобальные проблемы:
1)угроза третьей мировой войны; А)демографические;
2)смертность населения превышает рождаемость; Б)экологические;
3)исчезновение отдельных видов растений и животных; В)политические.
4)глобальное потепление;
5) «старение» населения мира;
1
2
3
4
5
В4.Найдите в предложенном списке черты, свойственные произведению народной культуры. Выпишите цифры, под которыми они указаны.
1)не определено авторство; 2)воспринимаются просто; 3)носит коммерческий характер;
4)рассчитано на узкий круг ценностей; 5)окрашено национальным калоритом;
6)наиболее востребовано в современном обществе.
В5.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Многие народы использовали для письма глиняные таблички.
(2) Более лёгким и удобным был материал для письма в Древнем Египте.
(3) Его изготавливали из тростника – папируса, который рос по берегам Нила.
(4) Стебли этого растения разрезали на тонкие полосы, пропитывали их водой, клали слоями на доски и помещали под пресс, а затем скатывали в свитки.
(5) Это было дёшево и удобно: свернул рулон и поставил его на полочку.
Определите,какие положения текста носят:
А)фактический характер Б)характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1
2
3
4
5
В6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)структура; 2)стратификация; 3)элемент; 4)социальная статистика; 5)социальное неравенство.
Часть С.
С5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о политическом режиме.
Вариант – 2.
Часть А.
А1.Взаимодействие общества и природы иллюстрирует пример …
1)законотворческая деятельность государства;
2)урегулирование межнационального конфликта;
3)увеличение выпуска товаров народного потребления;
4)неурожай зерновых культур в результате засушливого лета.
А2.Исследования, связанные с изучением влияния метеорологических условий на организм человека, являются примером деятельности …
1)прогностической 2)социально – преобразовательной
3)познавательной 4)ценностно – ориентационной
А3.Какое суждение является верным?
А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно воспринимает мир.
Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А4.Признаком демократического политического режима является …
1)сращивание партийного аппарата с государственным;
2)идеологический плюрализм; 3)запрет оппозиции;
4)однопартийная политическая система.
А5.Примером проявления духовной культуры не является …
1)чтение научно – популярной литературы;
2)освоение навыков работы на заводской автоматизированной линии;
3)получение образования и воспитания;
4)молитва к Богу.
А6.Человек, как носитель культуры своего этноса, члени семьи, представитель определённого трудового коллектива, являющийся председателем профсоюзной организации, либерал по политическим взглядам является …
1)идивидом; 2)индивидуальностью; 3)личностью; 4)гражданином.
А7.Все политические партии в зависимости от участия в осуществлении власти можно разделить на …
1)либеральные и консервативные; 2)правящие и оппозиционные;
3)легальные и нелегальные; 4)демократические и авторитарные.
А8.Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в том, что …
1)она принимается раз и навсегда;
2)в неё не могут вноситься поправки и изменения;
3)она обязательно должна быть опубликована в официальном издании;
4)все законы и иные нормативные акты не могут противоречить Конституции.
А9.Главой государства Н. является монарх, получивший власть по наследству, ему подчиняются вооружённые силы страны и церковь. Какие сведения необходимы, чтобы сделать вывод о том, что Н. по форме правления является абсолютной монархией?
1)большая территория государства; 2)наличие действующего парламента;
3)неограниченность власти монарха;
4)монарх – очень уважаемый и авторитетный человек.
А10.Какое суждение является верным?
А. Россию как федеративное государство характеризует равноправие субъектов.
Б. Для федеративной формы государственного устройства характерно наличие двухпалатного парламента.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А11.К формальным позитивным санкциям относятся …
1)государственные награды; 2)дружеское признание;
3)доброжелательное расположение; 4)положительные отзывы коллег.
А12.Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, - это …
1)создание рабочих мест для государственных чиновников;
2)контроль жизни гражданского общества;
3)недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком или одним органом;
4)суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики.
А13.Авторитарный политический режим характеризуется …
1)наличием развитой системы судопроизводства;
2)тем, что права и свободы граждан являются высшей ценностью, соблюдаются, защищаются и гарантируются государством;
3)разрешением определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены;
4)чётко выраженной системой разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
А14.Разработка законопроекта о развитии малого бизнеса относится к сфере общественной жизни …
1)социальной; 2)политической; 3)экономической; 4)духовной.
А15.Какое суждение является верным?
А. Принцип толерантности в межнациональных отношениях означает уважение к традициям и обычаям других народов и учёт их в общении.
Б. Толерантность заключается в неприятии и враждебности к иной точке зрения.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А16.Учебники, задачники, компьютерные презентации для обучающихся студентов являются …
1)объектами деятельности; 2)субъектами деятельности;
3)целями деятельности; 4)средствами деятельности.
А17.Целью существования гражданского общества является …
1)защита естественного права каждого гражданина на частную жизнь;
2)захват политической власти в государстве;
3)издание законов и контроль за их соблюдением;
4)охрана общественного порядка.
А18.Налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода (прибыли, заработной платы), называются …
1)косвенные; 2)прямые; 3)дифференцированные; 4)обязательные.
А19.Социализация – это процесс –
1)приобщения личности к жизни в обществе, усвоения ценностей, норм и идеалов;
2)обретения человеком более высокого статуса в обществе;
3)стремления к совершенству и идеалам;
4)коррекция девиантного поведения.
А20.Обязателным признаком правового государства является …
1)наличие должности президента;
2)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3)наличие планового регулирования экономики;
4)наличие государственной символики.
Часть В.
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
Уровни научного познания
Эмпирический ………….
В2.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «собственность». Найдите лишний термин.
Пользование, наследование, квалификация, имущество, распоряжение, дивидент, аренда, владение, ценные бумаги.
В3.Установите соответствие между типами стратификации и особенностями общественных отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности общественных отношений Типы стратификации
1)юридическое закрепление правового А)кастовая
положения основных социальных групп; Б)сословная
2)наследственный характер принадлежности В)классовая
к элите общества;
3)запрет перемещений из одной социальной
группы в другую;
4)критерием выделения групп является отношение к средствам
производства;
5)запрет браков с представителями других групп.
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1
2
3
4
5
В4.Найдите в предложенном списке признаки нации. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1)наличие правового государства;
2)общность географических условий;
3)общность исторического пути;
4)общность языка;
5)деление на социальные группы; 6)общность территории.
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В5.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Одним из лучших в стране является Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова;
(2)Это крупнейшее высшее учебное заведение в России;
3)Основан он в 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова;
(4)Подготовленные в нём кадры по физическим, математическим, историческим, философским, психологическим, юридическим и другим специальностям являются особенно востребованными на рынке труда.
(5)В университете более 200кафедр,430 научно – исследовательскихлабораторий, 3 музея, научная библиотека, издательство.
1
2
3
4
5
В6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)рабочая сила; 2)безработные; 3)занятые; 4)трудоспособное население; 5)менеджеры.
Часть С.
С5.Что такое форма государства? Охарактеризуйте форму современного российского государства.
Вариант – 3.
Часть А.
А1.Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа промышленных предприятий, служит примером взаимосвязи …
1)общества и культуры; 2)общества и природы;
3)цивилизации и культуры; 4)экологии и нравственности.
А2.Одно из реликтовых племён Центральной Америки поклонялось священному животному – бизону. О существовании какой формы религиозных верований говорит этот факт?
1)анимизм; 2)тотемизм; 3)фетишизм; 4)буддизм.
А3.Какое суждение является верным?
А. В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты являются средствами деятельности.
Б. Целью социологических исследований является изучение общественного мнения о процессах и явлениях.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А4.Знания, полученные путём гадания на картах, являются …
1)научными; 2)параллельными; 3)паранаучными; 4)парадоксальными.
А5.В государстве Н. большую роль играет религия, строго соблюдаются обычаи и традиции. К реформам и другим переменам в политической жизни отношение отрицательное. Какая идеология в этом государстве является господствующей?
1)консервативная; 2)либеральная; 3)революционная; 4)марксистская.
А6.В современном мире к глобальным проблемам можно отнести проблему …
1)развитие мировой торговли; 2)создания Европейского парламента;
3)сырьевую; 4)религиозных конфликтов.
А7.Проведение военной реформы представляет собой деятельность …
1)прогностическую; 2)материально – производственную;
3)социально – преобразовательную; 4)ценностно – ориентировочную.
А8.Племена, народности, нации – это стадии развития …
1)демоса; 2)этноса; 3)стратификации; 4)консенсуса.
А9.Анна является признанным лидером в группе. Она всегда готова помочь одноклассникам. У неё активная жизненная позиция. Она имеет свой взгляд на различные проблемы, отличаются самостоятельностью и ответственностью. Такие качества отличают поведение …
1)гражданина; 2)индивида; 3)любого человека; 4)личности.
А10.Верны ли данные суждения?
А. Политические идеологии современности отражают совокупность политических интересов, сложившихся в обществе.
Б. Основной идеей консервативной идеологии является обобществление средств производства, имущественное и социальное равенство фракций в парламенте.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А11.Стабильность общества обеспечивает социальный слой …
1)занятых в области производства; 2)высший класс;
3)средний класс; 4)занятых в сфере управления.
А12.Целью существования гражданского общества является …
1)защита естественного права каждого гражданина на частную жизнь;
2)захват политической власти в государстве;
3)издание законов и контроль за их соблюдением;
4)охрана общественного порядка.
А13.Обязательным признаком правового государства является …
1)наличие должности президента;
2)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3)наличие планового регулирования экономики;
4)наличие государственной символики.
А14.Проявлением сознания человека является …
1)ощущение боли; 2)критическое отношение к себе и людям;
3)стремлению к удовлетворению физиологических инстинктов;
4)ощущения и восприятия.
А15.Какое суждение является верным?
А. Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти.
Б. Местное самоуправление – это форма народовластия, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба суждения верны; 4)оба суждения неверны.
А16.Способ организации верховной государственной власти называется …
1)социальной структурой; 2)формой правления;
3)формой государственного устройства; 4)государственным режимом.
А17.Что из перечисленного ниже является признаком нации?
1)численность; 2)национальная культура;
3)умственные способности людей; 4)творческая активность.
А18.Признаком тоталитарного режима является …
1)однопартийная система; 2)идеологический плюрализм;
3)учет интересов меньшинства при принятии государственных решений;
3)соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
А19.Одним из отличительных признаков правового государства является …
1)верховенства права; 2)существование развитой инфраструктуры;
3)высокий уровень развития образования;
4)наличие системы налогообложения.
А20.Гуманизация образования предполагает …
1)усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин;
2)создание единой системы образования для развитых стран;
3)усиление внимания общества к личности, её психологии, интересам, запросам;
4)введение обязательных предметов по изучению религии.
Часть В.
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
Формы государственного устройства:
Унитарная ………… Конфедерация
В2.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы рационального познания». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Понятие, теория, суждение, умозаключение.
В3. Установите соответствие между названия форм культуры и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Формы культуры: Характеристика:
1)эстетическая; А)налаженный уклад повседневной жизни человека;
2)нравственная; Б)связана со сферой деятельности властных отношений между клас
3)профессиональная; сами, нациями, партиями;
4)бытовая. В)характеризует общество с точки соблюдения им моральных норм
и правил;
Г)характеризует общество с точки зрения способности приобщать-
ся к прекрасному, обеспечивать развитие искусства;
Д)характеризует уровень и качество профессионального мастерст-
ва и подготовки.
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенести в бланк ответов (без пробелов).
1
2
3
4
В4.Найдите в предложенном списке субъекты политики. Выпишите цифры, под которыми они указаны.
1)государство; 2)государственная собственность; 3)международные отношения;
4)гражданин; 5)политические партии;
6)социально – экономические отношения.
В5.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Левши – самые успешные люди в мире.
(2)Французские учёные из Института наук об эволюции в Монпелье собрали статистические данные о 25.850 людях, как правшах, так и левшах.
(3)Левши в среднем получают зарплату на 2,5% выше и занимают на работе более высокое положение.
(4)Уровень образования женщин – левшей выше, чем правшей.
(5)В раннем детстве левши обладают слабым здоровьем, их рост и вес при рождении понижен.
(6)К тому же наш мир приспособлен под правшей. Постоянная борьба за существование и делает левшей более успешными.
Определите, какие положения текста носят:
А)фактический характер Б)характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1
2
3
4
5
6
В6.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)обсуждение законопроекта в парламенте; 2)законодательная инициатива;
3)законотворческий процесс; 4)парламентские слушания;
5)отклонение законопроекта.
Часть С.
С5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «личность» и «индивидуальность»? Приведите два примера, иллюстрирующих эти понятия.
Ответы по промежуточной итоговой аттестации по обществознанию в 10 классе форма ЕГЭ (части А,В,С5)
Вариант – 1.
Часть А.
А1. 2
А5. 2
А9. 1
А13. 3
А17. 1
А2. 1
А6. 1
А10. 1
А14. 4
А18. 2
А3. 3
А7. 3
А11. 2
А15. 2
А19. 1
А4. 1
А8. 3
А12. 2
А16. 4
А20. 1
Часть В.
В1.
Оппозиционные
В2.
Коллективизм
В3.
ВАББА
В4.
12
В5.
АБААБ
В6.
4
Часть С5.
Политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество.
1)Ведущей формой политического режима в современном мире является «демократия»;
2)Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими.
Вариант – 2.
Часть А.
А1. 4
А5. 2
А9. 3
А13. 3
А17. 1
А2. 3
А6. 3
А10. 3
А14. 2
А18. 2
А3. 1
А7. 2
А11. 1
А15. 1
А19. 1
А4. 2
А8. 4
А12. 3
А16. 4
А20. 2
Часть В.
В1.
Теоретический
В2.
Квалификация
В3.
ВБААА
В4.
2346
В5.
ББАБА
В6.
4
Часть С5.
Форма государства – это способ организации и устройства государственной власти.
Форма государства состоит из трёх основных элементов:
1)форма правления;
2)форма территориально – государственного устройства;
3)политический режим.
Современная Россия:
1)по форме правления – смешанная республика.
2)по территориальному устройству – федерация.
3)по политическому режиму – демократическое государство.
Вариант – 3.
Часть А.
А1. 2
А5. 1
А9. 4
А13. 2
А17. 2
А2. 2
А6. 3
А10. 1
А14. 2
А18. 1
А3. 3
А7. 3
А11. 3
А15. 2
А19. 1
А4. 3
А8. 2
А12. 1
А16. 2
А20. 3
Часть В.
В1.
Федеративная
В2.
Теория
В3.
ГВДА
В4.
145
В5.
БААБАБ
В6.
3
Часть С5.
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена какой-то социальной группы.
Индивидуальность – это комплект черт, которые отражают специфическое, особенное, отличающее одного человека от другого. Она указывает на своеобразие социально значимых качеств и на их неповторимое сочетание.
1)Конкретный человек, единственный и неповторимый.
2)Русский поэт А.С.Пушкин.
infourok.ru
Тема: Личность, ее социализация и воспитание
1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека
1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды
2) ответственности за свои действия и их последствия
3) обусловленности поведения генетическими особенностями
4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
2. Доминирующим фактом социализации личности выступает
1) природная среда
2) врожденные особенности человека
3) общение с окружающими
4) специфика социальных норм
3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике
1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности
4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)
1) членораздельная речь
2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя
4) сознание и мышление
5. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это
1) адаптация
2) образование
3) воспитание
4) социализация
8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей
1) социальной мобильности в обществе
2) социализации молодого поколения
3) приобретенного социального статуса
4) самореализации личности в группе
9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется
1) самореализацией
2) способностью
3) самопознанием
4) социализацией
10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется
1) на протяжении всей жизни человека
2) в период зрелости
3) прежде всего в детском возрасте
4) после завершения учебы в школе
11. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида
2) личности
3) физического лица
4) биологической особи
13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
infourok.ru
Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Человек от животного отличается тем, что он
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
Человека от животного отличает
1) использование природных объектов
2) стремление понять окружающий мир
3) приспособление к условиям среды
4) инстинкт самосохранения
Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения
2) чувства и волю
3) физическое развитие
4) возрастные особенности
Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике
1) человека
2) индивида
3) личности
4) индивидуальности
Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?
1) индивид
2) деятель
3) творец
4) индивидуальность
Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
1) личности
2) индивида
3) индивидуальности
4) гражданина
Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают
1) разнообразными ощущениями
2) членораздельной речью
3) рациональным мышлением
4) возможностями саморазвития
В отличие от животных человек способен проявлять
1) зависимость от среды обитания
2) инстинктивные реакции на воздействие среды
3) генетическую обусловленность поведения
4) критическое отношение к самому себе
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Потребности и способности человека
К социальным потребностям человека относится потребность
1) дышать
2) питаться
3) спать
4) общаться
Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
1) способность ощущать воздействие среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности
К признакам человека и животного относится способность
1) предвидеть результаты своей деятельности
2) сознательно относиться к воспитанию потомства
3) осуществлять выбор средств достижения цели
4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения
Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности
1) престижные
2) идеальные
3) духовные
4) экзистенциальные
К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
3) самосохранении
4) физической активности
Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа, а не общество.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых
Ответ:________________________________________
9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.
10. Завершите фразу:«Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) особенность Е) задатки
Б) способности Ж) общение
В) личность З) деятельность
Г) игра И) группа
Д) общество
Деятельность и творчество
Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей
1) социальной мобильности в обществе
2) социализации молодого поколения
3) приобретенного социального статуса
4) самореализации личности в группе
Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида
2) личности
3) физического лица
4) биологической особи
13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) человек, активно осваивающий А) индивид
и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность
природу, общество и самого себя В) личность
2) отдельно взятый представитель
всего человеческого рода
3) человек в комплексе его неповторимых
уникальных свойств
4) человек, способный сознательно и ответственно
делать выбор
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Бытие человека
Поведение
Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают
1) мотивы
2) инстинкты
3) навыки
4) способности
Внутренний мир человека
Самопознание
Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
cyberpedia.su
Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.
Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.
Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.
Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.
Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.
Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.
Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.
Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.
Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.
Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.
Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:
Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.
Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.
Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.
Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.
Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.
Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.
Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.
Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.
Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.
В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.
Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.
Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.
Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.
Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.
Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.
В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:
По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.
Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.
Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.
Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.
Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.
Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.
Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.
Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.
Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.
Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.
Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.
Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.
В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.
Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:
Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.
Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.
В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:
Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).
Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.
К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.
В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.
Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.
После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.
Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.
С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.
Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.
vseopsycho.ru
Самореализация личности – это особый процесс взаимодействия с миром, который осуществляется посредством творческого самораскрытия. Каждый человек чувствует присутствие в себе всеобъемлющей силы, которая способна вознести его на вершины великих достижений, сделать каждый день невероятно наполненным и осмысленным. Самореализация личности – это то, без чего нельзя обойтись, когда речь идет о формировании глубокого и целостного взгляда на мир и происходящие события. Если мы не будем применять имеющийся в нас потенциал огромных возможностей, то он пропадет зря. А как много людей никогда не используют те знания, которыми в действительности обладают! Большинство привыкает жить просто по инерции и не стремится ни к чему значительному.
В настоящее время стала чрезвычайно модной тема «самореализация личности». Это в психологии на сей момент направление, которое стремительным образом развивается. Сознание некоторых людей пробуждается от многолетней «спячки». Они начинают понемногу видеть истину, осознавать имеющиеся личностные перспективы.
Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности – это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха.
Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности – это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.
Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать, куда следует двигаться. Направление каждый задает себе самостоятельно. Сначала в голове возникает образ большой и светлой мечты. Можно заметить, как сильно дети и подростки верят в нее. Наличие цели помогает развиваться характеру, таким личностным качествам, как амбициозность, настойчивость, уверенность в себе, инициативность. Мысли о воплощении желаемого в жизнь не позволяют стоять на месте и пассивно созерцать происходящие явления. Мечта всегда ведет за собой, заставляет человека всесторонне развиваться и совершенствоваться. Если он не знает, куда и на что направлять свои усилия, то никогда не сможет почувствовать себя действительно счастливым.
Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель – величайшее благо.
Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.
Когда нет веры в успех, ничего и не может получиться. Человек черпает внутренние силы из собственного источника вдохновения. Когда он пуст, голову не посещают светлые идеи, жизнь кажется серой и бессмысленной.
Несмотря на довольно сильную популярность данной темы, не каждый человек стремится найти собственное предназначение. Большинство, к сожалению, предпочитают просто плыть по течению, в действительности не стремясь ничего изменить в жизни, привнести в нее новые краски. Нужно всегда помнить о том, что мы сами создаем себе светлые моменты, а темные нужно уметь переживать и отпускать. Деятельность, личность, самореализация – вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. Без одного не будет другого. Если понятия не имеете, чем вам следовало бы заниматься, значит, не оцените по достоинству возможность проявить себя, раскрыть свою истинную природу.
Другая проблема самореализации заключается в том, что когда вы действуете, то неизбежно будете иметь трудности. Без этого не происходит становление сильной личности. Иногда создается впечатление, что человека специально решили проверить на прочность высшие силы. Мир должен удостовериться в том, что вы достойны лучших благ и потому как будто проверяет реакцию. В самые тяжелые моменты стоит помнить о том, что они временны и, скорее всего, предназначены для чего-то. Тем самым вы готовитесь стать самодостаточным, начинаете ценить самого себя как никогда прежде. Многие сдаются, пройдя половину пути. Некоторые, сделав несколько робких шагов, в нерешительности поворачивают назад. Они воспринимают трудности как нечто фатальное, тратят драгоценные внутренние ресурсы на переживания. Помните, что нельзя позволять печали оглушить вас в тот момент, когда вы делаете активные шаги по реализации заветной мечты. Дойти до конца способен только истинный победитель.
Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой. Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой. Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.
Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.
Вся наша жизнь состоит из постоянного выбора. Свобода как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.
Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело.
Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, ограничивающих убеждениях, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.
В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья?
Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.
Порой мы останавливаемся на каком-то одном варианте только потому, что так посоветовали родители или друзья. Человек в редких случаях к моменту окончания школы действительно четко представляет себе, чем хочет заниматься до пенсии. Чтобы отвечать за всю последующую жизнь, нужно взять на себя большую ответственность. Часто мы осуществляем этот выбор хаотично, поддавшись чьим-то уговорам. А все потому, что не умеем слушать себя, не ценим собственные таланты, постоянно пребываем в самокритике!
Между тем выбор профессии – это довольно серьезное решение, чтобы им пренебрегать. Прежде чем направлять свои усилия в развитие той или иной деятельности, нужно хорошенько подумать. Когда решение еще не принято окончательно, его легко изменить. Спрашивайте себя несколько раз на дню, действительно ли выбранная профессия подходит вам, не мечтаете ли о чем-то большем?
Созидательное начало заложено в каждом из нас. Чтобы отыскать свою единственно верную дорогу, обратите внимание на творческие способности. Умение писать тексты, музыку или картины должно вдохновить на карьеру известного писателя, художника, мыслителя. Любые способности нуждаются в развитии. Никто другой не начнет заниматься вашей жизнью.
Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Социальная самореализация личности заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.
Такие занятия, как медитации, йога или релаксации помогут сохранить состояние внутреннего равновесия. Если в вашей жизни происходит что-то не так, поддержите себя. Силы для активной жизни заметно прибавятся.
Таким образом, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности. От того, насколько продуктивно индивид пройдет этап самоопределения, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, может стать счастливым.
fb.ru
1) самореализацией
2) способностью
3) самопознанием
4) социализацией
Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется
1) на протяжении всей жизни человека
2) в период зрелости
3) прежде всего в детском возрасте
4) после завершения учебы в школе
Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида
2) личности
3) физического лица
4) биологической особи
46. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
47. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) человек, активно осваивающий А) индивид
и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность
природу, общество и самого себя В) личность
2) отдельно взятый представитель
всего человеческого рода
3) человек в комплексе его неповторимых
уникальных свойств
4) человек, способный сознательно и ответственно
делать выбор
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это
1) сознание
2) творчество
3) социализация
4) бытие
Верны ли следующие суждения о поведении людей?
1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли
2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают
1) мотивы
2) инстинкты
3) навыки
4) способности
Что из перечисленного является проявлением сознательного?
1) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении
2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе
3) сновидения, оговорки, влечения
4) неконтролируемые процессы, функции, состояния
Верны ли следующие суждения о бессознательном?
А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.
Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о сознании?
А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.
Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Под самопознанием понимается(ются)
1) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах
2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей
3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения
4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе
Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
1) самообразование
2) самопознание
3) самосохранение
4) самолюбование
Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе
2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм
4) представление о своих способностях
Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. В результате самопознания формируется «Я-образ».
Б. Постижение своего «я» невозможно без проведения психологических экспериментов
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «я» - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.
Б. «Я – образ» - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих».
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
megaobuchalka.ru