Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса. Зачем учителю нужны навыки творческой деятельности


Выступление на тему Условия для развития творчества учителя"

Творческая активность педагога как условие реализации творческой деятельности.

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,

чтобы зажечь другого, надо самому гореть.Ж. Сименон

В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.

Какими особенностями эмоционально-волевой сферы должна обладать творческая личность учителя?

  • способность концентрировать творческие усилия,

  • упорство,

  • склонность к разумному риску,

  • смелость и независимость в суждениях,

  • оптимизм, высокий уровень самооценки,

  • стремление и потребность внедрять новое.

Чтобы получить такого учителя в современной школе, его нужно растить, воспитывать, развивать и создавать условия для творческого роста педагога.

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражается в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

При традиционных формах обучения обучающийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чтобы формировать творческий опыт, развивать интеллект, необходимо осуществлять интенсивную работу над решением не только стандартных, но и творческих задач. Научить решать задачи может только педагог, владеющий эвристическими и логическими действиями.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне.

Внешние результаты творческой деятельности разнообразны:

  • составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;

  • методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;

  • креативно организованные учебные или воспитательные процессы;

  • собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете

Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести:

  • уточнение отношения к различным подходам в образовании;

  • изменение в характере организации педагогического процесса;

  • совершенствование профессионального мастерства;

  • развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Критерии педагогического творчества: по Г. Коджаспировой

  • наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

  • умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

  • способность к самосовершенствованию и самообразованию;

  • разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

  • вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

  • эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

  • способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

  • формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

  • способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

  • умение видеть «веер вариантов»

Какими же качествами должен обладать творческий педагог?

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1)                 методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2)                 коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3)                 творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки

Для развития творческих способностей педагогов при организации учебно-воспитательного процесса следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Каковы же источники и условия творческой активности педагога?

Источниками творчества могут быть:

• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;

• изучение опыта коллег;

• чтение научной литературы;

• картотека интересных фактов, высказываний;

• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть:

• нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога) ;

• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества, организация методических выставок и др. ;

• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках) ;

• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

• материальная обеспеченность, материальная база;

• свобода критики, проведение творческих дискуссий;

• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

• влияние личности руководителя учреждения;

• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития учащихся.

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

К качествам такого педагога относятся:

• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности) ;

• педагогический такт;

• способность к сочувствию, сопереживанию;

• артистизм;

• развитое чувство юмора;

• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

• создание проблемных ситуаций;

• умение побуждать вопросы детей;

• поощрение учителем детского воображения;

• знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.

Итак, что же такое, педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта) к изменению, преобразованию существующего опыта. "Путь от приспособления и педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога" (А. К. Маркова) .

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

• научная интуиция;

• гибкость и нестандартность мышления;

• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

• видеть проблемы и противоречия;

• легкость генерирования идей.

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями.

1. Уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других.

2. Уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания.

3. Эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком.

4. Высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения.

Одним из наиболее важных для педагогической деятельности принципов является принцип сотворчества. Именно в процессе взаимодействия между всеми специалистами ОУ последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Можно считать, что все лучшее, созданное в ОУ, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом реализуется ценность творчества индивидуальной личности.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая активность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации.

Литература:

1.      Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

2.      Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3.      Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

4.      Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

5.      Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.

6.   Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 286

infourok.ru

"Творчество в деятельности педагога"

Творчество — процесс деятельности, создающий что-то новое.

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются:– создание нового или существенное усовершенствование известного;– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: – научным психолого-педагогическим мышлением,– высоким уровнем педагогического мастерства, – определенной исследовательской смелостью, – развитым педагогическим чутьем и интуицией, – критическим анализом, – потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

И педагоги, создающие систему обучающих технологий.

В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

Неслучайно Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному собранию отметил: “Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.

В настоящее время разработано Фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором говорится: реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает наличие системы и алгоритма действий, где каждый этап может быть подвергнут анализу и оценке, разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду, что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией, индивидуальными свойствами человека, которые крайне сложно проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.

Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный, информационный, организационно-деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.

Творчески работающие педагоги нашей школы, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие задачи:– поддержка и развитие интереса к предмету;– формирование навыков исследовательской работы;– решение практических упражнений;– организация работы с современными источниками информации.

Безусловно, данные задачи могут быть решены только на уроке, где царит творчество, потому что именно в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Поэтому проблемные ситуации, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения учеников к творчеству.

Главным помощником в этом должен быть не только учитель, но и родители, ибо они являются первыми учителями детей. И если учитель школы совместно с родителями учеников и педагогами дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном , может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить сотворенную личность ученика. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

infourok.ru

Педагог — личность творческая!

Формирование творческой активности у педагогов

Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.

Творческий педагог — это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.

Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения:

— ставить и анализировать цели в своей деятельности;

— ориентироваться в различных ситуациях;

— принимать решения;

— реализовывать определённые программы или планы исполнения;

— проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.

Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:

— отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;

— основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;

— являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;

— просты для понимания и легко измеримы.

Существуют следующие компоненты творческой активности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.

Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве,   поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает:

  • осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
  • понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
  • желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
  • осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
  • заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
  • стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:
  • знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
  • широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
  • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
  • способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
  • способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
  • готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.

Эмоционально-волевой компонент. Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента — волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.

Эмоционально-волевой компонент предполагает:
  • умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
  • наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
  • решительность, инициативность, способность к волевым умениям.

Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы.

Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.

Прежде всего педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком.

Н. Будник

vscolu.ru

Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель :: SYL.ru

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность - человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

  • лекции;
  • выступления с докладами;
  • семинары;
  • дебаты.

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

Авторитет учителя

Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.

Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

www.syl.ru

Творческая деятельность учителя

Разделы: Музыка

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог

Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основных элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности, при наличии всех необходимых учебных пособий, процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.

Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника.

Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении (61, с. 297). Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Какая бы ни была специфика учебного предмета, многие хорошие учителя имеют некоторые общие черты, которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои знания.

Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть волшебный, необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооруженным взглядом, либо мутным оконным стеклом, через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего жилища.

В системе «Ученик – Учитель – Предмет» учитель оказывается одинаково обращенным как к своему ученику, так и к предмету, который он преподает. Это и обусловливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности.

Очень хорошо, если учитель имеет в своей области определенные достижения. Диплом ВУЗа, награды на конкурсах и олимпиадах, статьи в журналах, газетах, научных сборниках, ученое звание – все это может быть косвенным свидетельством достижения учителем того уровня мастерства в овладении своим предметом, который доказывает его право на то, чтобы быть учителем. Однако сами по себе глубокие знания в какой-либо области не могут автоматически сделать его обладателя хорошим учителем. Мир знает много музыкантов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным предметам, которые при скромном уровне своих личных академических достижений смогли обеспечить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост. Происходит это в том случае, если хорошие (но не обязательно выдающиеся) академические и профессиональные умения, знания и способности умножаются на комплекс личностных человеческих качеств учителя. И здесь на первый план выходят дидактические и коммуникативные способности человека, желающего приобщиться к миссии учителя.

Дидактические способности заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Знание предмета и знание того, как надо этот предмет преподавать – несколько различные области. Какой бы учебный предмет не преподавал тот или иной учитель, он должен знать основные педагогические теории, на основании которых может строиться процесс обучения. Назовем среди этих теорий Л.В. Занкова об обучении ребенка «на высоком уровне трудности»; теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; концепцию В.В. Давыдова о приоритете в процессе обучения обобщенных знаний над конкретными; концепцию проблемного обучения А.М. Матюшкина, развивающего творческое мышление учащегося.

Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения.

Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение видеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

В звене «Учитель – Ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности.

Коммуникативные способности, умение общаться со своими учениками, включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика – все это составляет основу для проявления данной способности.

Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный, диалогический и конформный стили.

При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера.

При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на личность в данном случае не происходит.

Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов – предметно-ролевое и личностное.

При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.

При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития. В этом случае учитель помогает войти ученику во всеобъемлющий мир культуры, стать значительной личностью, вносящей вклад в общественный процесс. Очень хорошо об этом учебном процессе сказала известный театральный режиссер и педагог О.Л. Кнебель в книге «Поэзия педагогики»: «Это удивительное, сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь все, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы» (32, с. 52).

Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу. Но это возможно только в том случае, если сам учитель постоянно озабочен проблемами своего личностного роста и развития, если он имеет что сказать своему ученику помимо знаний о своем предмете.

Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Спорные вопросы должны решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции. Примеры таких дискуссий можно найти в диалогах со своими учениками великого Сократа, убеждавшего таким образом самых несговорчивых из них.

Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:

  • признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
  • построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
  • стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
  • желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не становятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
  • умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.

Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к определению его деятельности как музыкально-педагогической. При этом надо подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению задач музыкально-эстетического воспитания детей именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении учащихся к музыкальному искусству.

Музыкально-педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как имеющую свою особую структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика же музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.

Музыкально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний, взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения. Особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе памяти, воображения (О.А.Апраскина, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Г.С.Ригина и др.)

Творческая деятельность – понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческой состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.

В связи с этим следует особо подчеркнуть значение искусства общения.

Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. С этих позиций и следует подходить к специфике творческой деятельности учителя музыки и руководства им творческой деятельностью детей. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций.

Ведущим мотивом, то есть основной побудительной силой творческой деятельности учителя музыки является интерес к педагогике и музыкальному искусству. Он проявляется как потребность к восприятию, пониманию и исполнению музыкальных произведений, стремление к глубоким эмоциональным переживаниям, желание приобщить школьников к музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку.

Способность к творчеству развивается на основе постепенного накопления художественного опыта. В этом процессе активизируется творческое мышление, а сама деятельность постепенно приобретает все более творческий характер. Повышение уровня творческой активности учителя музыки, применение им новых эффективных приемов при организации слушания музыки, работе с хоровым коллективом и исполнении на инструменте положительно отражается на качестве преподавания.

Все формы музыкальных занятий в школе, любая деятельность учащихся на уроке и вне урока должны способствовать их творческому развитию, то есть вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению и проявлению инициативы. Осуществлять же творческое развитие учащихся может учитель, который сам умеет творчески мыслить и действовать.

Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.

Аттестационная процедура была несовершенна, но ныне совсем захлебнулась. Безликие «самоанализы», написанные по штампу, стерли лицо учителя. И ранее трудно было отличить лицо от личины, а ныне… Приходится признать, что рефлексивная практика учителей в большинстве случаев очень слаба. Данные классификации помогут учителю определить соответствие качества своего мастерства требованиям той или иной категории, или хотя бы заострят внимание на данной проблеме.

В педагоге-мастере должны органично пульсировать четыре составляющих педагогического процесса: КТО, ЧТО, КАК, КОМУ (автор, материал, средства передачи опыта, субъект общения адресат).

1. «Педагог-информатор». Его ценностная ориентация вращается в плоскости материала. Пример без личностной педагогики, в которой «ЧТО» важнее, чем «КТО». Цейтнот времени и объем материала постоянно ставят педагога перед проблемой: «Где мне взять дополнительные часы?». Однако базисные планы ограничивают и сдерживают такого педагога от попытки «загнать детей в предметную резервацию», что заставляет педагога ставить перед собой новую задачу: «КАК бы это ЧТО упаковать в рамки часов?». Учитель, задавшийся таким вопросом и простроивший план своих действий, переходит на новый уровень профессионального мастерства.

2. «Педагог-технолог». Его ценности фокусируются в контексте: КАК преподнести некое «ЧТО». Работающие в данной парадигме педагоги обречены на интенсификацию, а порой на формализацию процесса обучения и воспитания без учета индивидуальности, личностных потребностей и темпов развития. Ребенок выступает как объект воздействия. Такие учителя пользуются интенсивными технологиями обучения, забывая, что перед ними коллектив индивидуальностей, а не стандартный тип ученика. В данной парадигме редко присутствует учитель – автор своего проекта взаимодействия с учениками, используются готовые педагогические технологии и приемы, осевшие в культуре. При определенной рефлексии учитель замечает, что несмотря на все его методы не получается качественного результата, что определенные дети так и не интересуются тем, что им дают. Появление вопроса у учителя «КОМУ и КАК дать это ЧТО?» свидетельствует о качественном сдвиге учителя в сторону рефлексии и личностно-ориентированной педагогики.

3. «Педагог-режиссер, художник, актер». Логика развертывания его позиции: «КОМУ КАК необходимо дать некое ЧТО?». Материал урока выступает как средство для исследования себя, собственной прагматики и как повод для общения. Доминирующие технологии, которыми пользуются учителя такого типа, – коммуникативные, технологии побуждения к действию детей через игру, театрализацию, ролевые, социальные игры, диалог и т.д. Педагог-художник работает в режиме поиска, импровизации, рефлексии. Он становится субъектом общения, работая как над собой, так и помогая ребенку творить себя как произведение. Импровизацию мы понимаем как тонкую подстройку души учителя на точно найденном диапазоне. Диапазоном же являются универсальные знания, тот стандарт и жизненно необходимый минимум, который играет роль «ключей» в текстах культуры. Способ взаимодействия – субъектно-субъектный.

Актер-художник всегда выигрывает в контакте со зрителем у публики, в отличие от информатора. Однако актер играет чужие роли, а художник, режиссер пишет «свой текст», в нем всегда присутствует авторство, а не анонимная позиция. В учителе должны соединится оба начала – режиссерское и актерское. Актер играет свою роль, а у режиссера в действо включаются все. Дети становятся не зрителями, а участниками общего социального действа.

Игру хорошего актера не видно!

4. Учитель высшей категории. Учитель-вдохновитель. «Вдох-новы-тель» – дающий новый вдох, дыхание другому. Это высшая настройка на человека. Главное внимание учителя направлено на личность ребенка. КТО становится важнее, чем ЧТО. На эту ступень поднимаются не многие учителя, т.к. ступень духовности предполагает постоянную работу над собой. Такой педагог в каждом видит уникальную личность. Это ступень духовного общения, самовосхождения, работы над собой, восхождения к гуманности, и к культуре (79, с.10).

Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение – вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое – ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых, музыка обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания – формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения человека; в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Реализация всех этих возможностей музыкального обучения и воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя. Современный учитель музыки должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику урока музыки, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный учитель – не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности. Учитель – это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать.

Список литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Владас, – 2000.
  2. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, – 1984.
  3. Горюнова Л.В. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки. – В кн.: Музыкальное воспитание в школе, выпуск 8. Сборник статей/ Сост. О.А.Апрксина. – М.: Музыка, – 1972.
  4. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки. – В кн.: Музыкальное воспитание в школе, выпуск 15. Сборник статей/ Сост. О.А.Апрксина. – М.: Музыка, – 1983. – С.96
  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, – 2000.
  6. Зарин Д.Н. Методика школьного хорового пения. – М.: Музыка, – 1907.
  7. Красильников И.М. Музыкальное творчество как предмет педагогики (окончание, начало в №1 – 2001) // Музыка в школе. – 2001. – №2.
  8. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов («Московская пианистическая школа») – их принципы и методы преподования: Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук, – М.: Наука, – 1988.
  9. Маслова Л.П. Какая моя квалификационная категория? (К вопросу о самоанализе и рефлексии педагога) // Педагогическое эхо. – 2001. – №4
  10. Маслова Л.П. Критерии эффективности организации педагогического процесса в образовательной области «Искусство». – Новосибирск, – 1995.
  11. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск, – 2000.
  12. Музыкальное образование в школе. Под редакцией Л.В.Школяр. – М.: Академия, – 2001.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм

 

Каждый учитель строит себе собственную школу,

подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Ш. Амонашвили

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы удовлетворить растущие потребности наших студентов. Когда мы размышляем об изменениях, которые видели в образовании на протяжении последних 20 лет, мы поражены появляющимися возможностями новых технологий и методов. Тем не менее, что будет требоваться от нас, чтобы подготовить наших студентов к испытаниям и трудностям 21-го века?

Было много разговоров об учащихся 21-го века, учителях 21-го века и занятиях. Каждый день новые технологии попадают в ваш почтовый ящик, и вы чувствуете, что ваши занятия не идут в ногу со временем, даже если вы применяете модель «перевернутого класса», используете Интернет и MOOC. Каковы же современные учителя, чтобы понимать весь этот жаргон и техно-лепет, которые сыплются на них весь день?

Обладаете ли вы современными навыками преподавания? Как и в большинстве профессий сегодня, в преподавании происходят быстрые и крупные преобразования, которые вызваны социальными и технологическими изменениями. Если вы в курсе всех этих событий в сфере образования, вы получите дивиденды в виде улучшенных навыков преподавания. Навыки необходимые, чтобы быть хорошим педагогом теперь изменились; современные учителя должны обладать такими навыками, которые были неизвестны их предшественникам.

Если вам не терпится попробовать новую модель занятия или просто интегрировать новые технологии, сделайте один цифровой шаг в конкретный момент времени. Нет необходимости пытаться реконструировать или произвести революцию в своем классе в один день. Это рецепт неудачи.

Некоторые преподаватели пытаются интегрировать 30 iPad в свой класс, а затем пытаются выяснить, какие приложения стоит использовать. Интеграция какой мощной модели занимает месяцы подготовки, профессионального развития, и одобрения студентов. Если студенты просто думают, что это лишь способ, чтобы играть в Angry Birds во время занятий, то вас ожидает длинный путь. Вот почему мы призываем современных преподавателей внедрять современные методы по одному.

Для того, чтобы сделать это, необходимы навыки современные учителя. Так что, если вы готовы поднять ваши занятия или цифровые навыки на следующий уровень, мы представляем 10 навыков, которыми на наш взгляд должны обладать современные учителя (Рис. 1).

Рис. 1. Навыки современного педагога

 

Первые 6 преподавательских навыков (красных на рис. 1) не новы, но их важность значительно возросла для современного учителя.

Ответственность. Очень важно, чтобы преподаватели были преданы своей работе и воспитанию молодых людей. Ответственность, которая лежит на преподавателях огромна, поэтому современный учитель должен всегда помнить об этом и быть по-настоящему привязан к своей профессии.

Подготовка. Было время, когда правильный темперамент позволил вам стать учителем. В настоящее время почти невозможно найти учителя без официального академического образования. Требования возрастают, чтобы улучшить уровень образования в обществе. Чем лучше вы подготовлены, как учитель, тем более эффективны вы будете. Так что вы должны продолжать своё обучение с этими мыслями в голове. Преподавание — это динамическая концепция, которая постоянно развивается и расширяется, поэтому учителя являются вечными учениками. Они всегда должны быть такими, какими требует быть от них время, необходимость и прогресс.

Организация. Хорошая организация и планирование курса заранее являются ключевыми факторами успеха. Очень важно, чтобы преподаватель организовывал уроки правильно и выделял достаточно время на всё важное. Студенты видят плохо запланированные занятия за версту и как только они понимают, что учитель не прикладывает никаких усилий, они тоже не будут.

Терпимость. В разнообразном и мультикультурном обществе учителю необходимо справляться с любыми предрассудками, которые у него могут быть и относиться ко всем своим ученикам одинаково, не имея любимчиков. Очень важным навыком преподавателя является ненавязывание своего взгляда на мир студентам, вместо этого он должен открыто обсуждать темы и позволить студентам решать для себя.

Рассказчик. Один из лучших способов научить и передать идеи — это истории. Лучшие учителя использовали этот метод в своих классах на протяжении веков. Обучение путем включения метода рассказа является фантастическим преподавательским умением, которое можно развивать в любое время. Использование данной техники позволяет спровоцировать свой класс желать узнать, что произойдет дальше. А заинтересованный класс — это лучший способ увеличить степень участия и сотрудничество.

Открыт для вопросов. Наличие дискуссии и сотрудничества в классе имеют важное значение для поощрения студентов и внедрения новых методов обучения. Учителя должны быть открыты для вопросов со стороны студентов. Современные учителя действительно слушают вопросы своих студентов и отвечают на них честно, не используя поверхностные ответы или ответы по учебнику. Иногда может случиться так, что вы не знаете ответа на вопрос, или у вас нет время. Если это происходит, не болтайте попусту и не отделывайтесь от вопроса, объясните, что вы посмотрите и вернетесь к студенту с надлежащим ответом позже.

Новые навыки преподавания дополняют более традиционные. Эти навыки связаны с новыми технологиями (синие на рис.1). Включение их в ваш репертуар преподавания обеспечит вам статус современного учителя.

Изобретательный. Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки преподавания и обучающие приложения, инструменты информационно-коммуникационных технологий и электронные устройства. Современный учитель должен быть «первопроходцем».

Поклонник технологии. Современный педагог должен быть не только изобретательным, но и готовым изучать новые технологии. Будь то это современные портативные устройства, приложения или персональные среды обучения. Современные учителя должны быть в постоянном поиске новых решений в области ИКТ для реализации на своих занятиях.

Мы должны знать, когда технология является правильной для нас. 99 % времени, нам не нужен новейший гаджет или веб-инструмент. Но, допустим, есть большой ресурс, который мы хотим попробовать. Не нужно бояться неудачи. Мы не должны бояться, что наши студенты, коллеги, или администраторы будут придраться к тому, что мы делаем. Погрузитесь в новую технологию и не оглядывайтесь назад. Но если новая технология не работает, как нам хотелось или вообще... не бойтесь потерь и двигайтесь дальше.

Общительный. Одним из традиционных навыков преподавания должна быть открытость для вопросов. Современный преподаватель должен поддерживать общение в социальных сетях, чтобы изучать возможности за пределами класса.

Поиск лучшей социальной сети для использования является трудной задачей. Мы не застрахованы от проб и ошибок. Нужно просто определить лучший способ как заставить средства массовой информации работать на вас. Мы имеем в виду, что мы должны курировать список людей, с которыми мы будем контактировать на Twitter, Facebook и других социальных сетях. Если мы периодически не будем урезать и контролировать список контактов в социальных сетях, мы столкнёмся с трудным решением — бросить все это или использовать их меньше.

Фанатик. В лучшем смысле этого слова. Интернет самый большой источник знаний, который человечество когда-либо знало. Поэтому, чтобы быть современным преподавателем, вы должны быть любопытным человеком и задействовать этот ресурс при любой возможности. Вы должны быть тем, кто всегда исследует и ищет новую информацию, чтобы бросить вызов своим студентам и вовлечь их в диалог в классе и в Интернете.

На основе новых информационных и педагогических технологий развивающего и проблемного обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы старшеклассника, выступить в качестве проводника в массиве разнообразнейшей информации, научить думать, анализировать и рассуждать.

Общество предъявляет к учителю высокие требования. Отношение учителя к тем или иным проблемам, его подход к решению различных задач транслируется впоследствии его учениками. Поэтому учитель, являясь членом общества, участвует в формировании сознания у молодого поколения [2].

Как учителя, мы постоянно должны проверять, оценивать и обновлять наши учебные стратегии, чтобы выровнять их с культурной, технологической и педагогической этикой эпохи, в которой мы живем. В нынешнюю эпоху, цифровая составляющая находится на переднем плане и, очевидно, требует нового мышления, новой концептуальной основы, которая рассматривает технологию не как конечный результат, а как способ достижения образовательной цели.

Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. На преподавателе лежит высокая ответственность за умение в век компьютерных технологий максимально интересно преподносить знания, грамотно с осторожностью научить пользоваться новыми технологиями, чтоб не потерять учеников в информационной, компьютерной, виртуальной реальности [3].

Существует книга американских педагогов «21 признак учителя 21 века», которая демонстрирует то, каким должен быть педагог, идущий в ногу с прогрессом. Некоторые из признаков выглядят примерно так:

-                   Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их исследовательских проектов, и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп.

-                   Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из другой страны.

-                   Еженедельно вы сообщаете о новостях группы в вашем блоге.

-                   Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.

-                   Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме, и вы оцениваете их видео презентации.

-                   Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.

-                   Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями по всему миру.

-                   Существует много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы используете.

-                   Вы осознаете важность профессионального развития, и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам.

-                   Вы ведете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, никогда не покидая при этом свою классную комнату.

-                   Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, используя онлайн хранилище фотографий.

-                   Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока, потому что вы планируете их использовать на уроке [4].

Главное, на наш взгляд, что следует сделать современному педагогу, это понять, что он не должен догонять, а должен быть впереди идущим.

 

Литература:

 

1.                  Modern teacher quarterly. № 1. 2013. URL: https://modernteacher.com/images/MTQ.pdf (дата обращения: 02.05.2015)

2.                  Ujlakyné Szucs E.  The role of teachers in the 21st century. URL: http://www.sens-public.org/spip.php?article667&lang=fr. (дата обращения: 05.05.2015)

3.                  Ессе на тему «Каким должен быть педагог 21 века?». URL: http://azbyka.ru/detforum/entry.php?16- %C5 %F1 %F1 %E5- %ED %E0- %F2 %E5 %EC %F3-quot. (дата обращения: 08.08.2012)

4.                  Погребная О. 21 признак учителя 21 века. URL: http://pogrebnayao.blogspot.ru/2012/07/21–21.html. (дата обращения: 08.08.2012)

moluch.ru

Выступление на тему "Творческая активность педагога как условие реализации творческой деятельности"

Творческая активность педагога как условие реализации творческой деятельности.

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,

чтобы зажечь другого, надо самому гореть.Ж. Сименон

Творческая активность

- это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима в учебной деятельности.

Творческая деятельность

   — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. Предпосылками Т.д. являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др. Задатки Т.д. присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить.

В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.

Какими особенностями эмоционально-волевой сферы должна обладать творческая личность учителя?

  • способность концентрировать творческие усилия,

  • упорство,

  • склонность к разумному риску,

  • смелость и независимость в суждениях,

  • оптимизм, высокий уровень самооценки,

  • стремление и потребность внедрять новое.

Чтобы получить такого учителя в современной школе, его нужно растить, воспитывать, развивать и создавать условия для творческого роста педагога.

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражается в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

При традиционных формах обучения обучающийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чтобы формировать творческий опыт, развивать интеллект, необходимо осуществлять интенсивную работу над решением не только стандартных, но и творческих задач. Научить решать задачи может только педагог, владеющий эвристическими и логическими действиями.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне.

Внешние результаты творческой деятельности разнообразны:

  • составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;

  • методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;

  • креативно организованные учебные или воспитательные процессы;

  • собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете

Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести:

  • уточнение отношения к различным подходам в образовании;

  • изменение в характере организации педагогического процесса;

  • совершенствование профессионального мастерства;

  • развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Критерии педагогического творчества: по Г. Коджаспировой

  • наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

  • умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

  • способность к самосовершенствованию и самообразованию;

  • разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

  • вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

  • эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

  • способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

  • формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

  • способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

  • умение видеть «веер вариантов»

Какими же качествами должен обладать творческий педагог?

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1)                 методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2)                 коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3)                 творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки

Для развития творческих способностей педагогов при организации учебно-воспитательного процесса следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Каковы же источники и условия творческой активности педагога?

Источниками творчества могут быть:

• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;

• изучение опыта коллег;

• чтение научной литературы;

• картотека интересных фактов, высказываний;

• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть:

• нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога) ;

• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества, организация методических выставок и др. ;

• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках) ;

• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

• материальная обеспеченность, материальная база;

• свобода критики, проведение творческих дискуссий;

• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

• влияние личности руководителя учреждения;

• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития учащихся.

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

К качествам такого педагога относятся:

• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности) ;

• педагогический такт;

• способность к сочувствию, сопереживанию;

• артистизм;

• развитое чувство юмора;

• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

• создание проблемных ситуаций;

• умение побуждать вопросы детей;

• поощрение учителем детского воображения;

• знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.

Итак, что же такое, педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта) к изменению, преобразованию существующего опыта. "Путь от приспособления и педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога" (А. К. Маркова) .

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

• научная интуиция;

• гибкость и нестандартность мышления;

• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

• видеть проблемы и противоречия;

• легкость генерирования идей.

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями.

1. Уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других.

2. Уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания.

3. Эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком.

4. Высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения.

Одним из наиболее важных для педагогической деятельности принципов является принцип сотворчества. Именно в процессе взаимодействия между всеми специалистами ОУ последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Можно считать, что все лучшее, созданное в ОУ, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом реализуется ценность творчества индивидуальной личности.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая активность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

Литература:

1.      Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

2.      Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3.      Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

4.      Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

5.      Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.

6.   Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 286

infourok.ru