1 Вопрос. Личность, ее структура и проявления в профессиональной деятельности. Возможности личности в профессиональной деятельности могу


Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)-1 час

Знакомит учащихся с новым материалом, используя форму урока-лекции.

Способности и профессиональная пригодность

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.

Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков.

Но, в то же время, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать, их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты. Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей.

Способности бывают общие и специальные. Кобщим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области: деятельности. В деятельности по любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая ее эффективность и успешность.

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант – выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности.

Для некоторых профессии весьма важными являются физические и психофизиологические качества человека. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития, определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

С помощью тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это – специальные способности (артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные), определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность – тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

Высший уровень профессиональной пригодности называютпризванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Итак, «Могу» – значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это, прежде всего способности и профессионально важные качества.

Конспектируют основные понятия.

Задаток

Способность

Зарисовывают схему:

Талант

Гениальность

psihdocs.ru

Возможности личности в профессиональной деятельности к «могу» относятся: Способности, состояние здоровья, возможности получения образования. Цель: разобраться в понятиях «способности»

Возможности личности в профессиональной деятельностиК «МОГУ» относятся:

Способности, состояние здоровья, возможности получения образования.

Цель: разобраться в понятиях «способности» и «профессиональная пригодность».

Способности – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения профессиональными навыками.

Примеры: какие способности нужны дегустатору, повару? Математику, программисту?Классификация способностей

  1. Ощие способности:
  1. Связанные с психофизиологией: зрение, слух, осязание, восприятие, координация движений. (н-р, водитель, массажист, официант, тренер)
  2. Интеллектуальные: способности к обучению, познавательной деятельности: ширина, глубина ума, логическое мышление. Н-р: юрист, психолог, экономист, программист – высокий уровень общего умственного развития.
  3. Способности к общению, саморегуляции, связанные с характером человека: самообладание, целеустремленность. Н-р, профессии, типа Ч-Ч – высокая степень экстраверсии, Ч-Зс – интреверсии, Ч-Т – амбиверт, Ч-Хо, Ч-П – высокий уровень эмоциональности.
  1. Специальные способности – нужны для узкого круга деятельности (возможность успешного выполнения конкретного вида деятельности).
  1. Технические.
  2. Математические.
  3. Организаторские.
  4. Литературные.
  5. Педагогические.
  6. Музыкальные.
  7. Художественные.
  8. Творческие.

Темперамент – динамические особенности личности, связанные с нервной системой.Типы темперамента:Сангвиник – сильный уравновешенный, подвижный. Живо и с большим возбуждением отвлекается на все, привлекшее его внимание. Хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции, быстро включается в новую работу. Чувства, настроение очень изменчивы. Легко сходится с новыми людьми.

Профессии: деятельность, где есть постоянный источник возбуждения (работа с людьми, искусство).Холерик – сильный, неуравновешенный. Несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен. Большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания.

Профессии: работа, где есть постоянно поступает новая информация. (менеджер, журналист, курьер).Флегматик – сильный, уравновешенный. Мало эмоционален, энергичен, отличается работоспособностью, выдержкой, самообладанием. Медленно сосредотачивает внимание, с трудом его переключает. С трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки, с трудом сходится с новыми людьми.

Профессии: работа с медленным равномерным движением в стабильно не меняющийся обстановке (работа с бумагами).Меланхолик – слабый. Повышенная чувствительность, чрезмерно обидчив. Пониженная активность, неуверен в себе, робок, ненастойчив, легок утомляется, малоработоспособен.

Профессии: монотонная работа, требующая внимания, высокой чувствительности и тонкой реакции (искусство, писатели, поэты).Свойства нервной системы:

    1. Сила – слабость.
    2. Подвижность – лабильность.
    3. Уравновешенность – неуравновешенность.

Профессионально важные качества

Образуют систему:

  1. Гражданские качества (моральный облик, нравственность).
  2. Отношение к делу, профессии, интересы и склонности.
  3. Дееспособность(физическая и умственная).
  4. Единичные, частные, специальные способности.
  5. Навыки, знание, опыт.

Профессиональная пригодность –

взаимное соответствие человека и дела, профессии.О профпригодности можно говорить тогда, когда человек усваивает профессии без больших трудностей, испытывает удовлетворение от своей работы и в дальнейшем легко совершенствуется в ней.

Проф. не пригодность – человек не может усвоить определенную профессию в силу своих психологических и физиологических особенностей.

Частичная профпригодность – человек медленно и с большим трудом усваивает профессию и не способен полностью раскрыться в избранной профессии.

netnado.ru

Возможности человека в профессиональной деятельности

Тема занятия: Возможности человека в профессиональной деятельностиЦель:

- образовательная: познакомить учащихся с понятиями «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества (ПВК)»;

- развивающая: создать условия для развития умения анализировать профессии с позиции необходимых качеств человека, осознание ПВК, необходимых для освоения предпочитаемой профессии;

- воспитательная: воспитание ответственности за собственный профессиональный выбор с учётом сформированности соответствующих ПВК.

- профориентационная: ориентация учащихся в мире профессий с учётом соответствующих ПВК специалистов.Оборудование: «Тетрадь для размышлений и полезной информации» (из отдельных листов), плакат «Даже индюков можно научить лазать по деревьям, но лучше для этих целей нанять белок. К. Дайсон».Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

II. Основная часть

1. Погружение учащихся в обсуждаемую тему

Упражнение «Мое настроение»

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь».Игра «Цепочка профессий»Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”. Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. По ходу игры психолог иногда задает уточняющие вопросы типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.При обсуждении игры важно обратить внимание участников на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой, в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже “зубы заговаривает”) - артист драмтеатра - артист балета и т.д.).Вывод: такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищете в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...Далее психолог сообщает ученикам тему и цели предстоящего занятия (могут быть написаны на доске), обращает внимание на эпиграф занятия, оформленный на плакате.Беседа «Профессиональная пригодность и профессионально важные качества»Учащимся предлагается познакомиться с определениями понятий «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества». Психолог отвечает на вопросы старшеклассников.Учащиеся высказывают своё мнение о том, можно ли сделать себя пригодным профессии или надо лишь зафиксировать и разделить людей на пригодных и непригодных для выполнения определённой деятельности?Вывод: существует немаловажная особенность - свойства пригодности, которая может относиться не только к человеку, но и к инструменту, материалу. Например, круглый напильник непригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный напильник. Однако из этого вовсе не следует, что круглому напильнику вообще присуще свойство непригодности. Здесь он непригоден, а в другом деле – просто незаменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента, например, «данный человек» и «данная специальность». И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профессиональная пригодность», как бы мы ни понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства.Ясно, что, хотя в нашей речи встречается выражение «профпригодность человека», на самом деле его надо понимать как «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время».Строго говоря, и профессия как область приложения сил человека может быть «неприспособленной» и в этом смысле непригодной для него.Таким образом, вопрос о профессиональной пригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, иначе неизбежны грубые ошибки... Жизнь знает много классических примеров «штурма» профессиональной непригодности. Достаточно вспомнить Бетховена, которых был глух, или Мильтона, который был слеп.Психолог обращает внимание учащихся на текст Левитиной К.Е. «Я прошла сквозь мрак и бури» в их тетрадях:«… Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом чёрном костюме. А между тем именно из-за неё и пришли сюда профессора, педагоги, врачи… Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Даже не верится, что это человек, лишённый зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит рукой по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой переводит переводчик. В качестве диссертации Скороходова защитила свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед учёным советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала – она создавала науку. А её автором был человек, который завоевал своё место в жизни, победив мрак и безмолвие».Выслушиваются ответы учащихся на вопрос, известны ли им люди, которые добились жизненного успеха вопреки жизненным обстоятельствам?Действительно, за профессиональную пригодность в некотором роде ответственна «природа» (роль здоровья в профессиональной пригодности отрицать нелепо). Каким же образом то или иное заболевание может помешать успешной профессиональной деятельности?• Невозможность из-за физического недостатка или болезни выполнять необходимые трудовые функции.• Необходимость исключить те влияния на организм, которые могут вызвать усугубление имеющихся нарушений здоровья. Такие влияния называются противопоказанными профессионально-производственными факторами.Очень многие профессии выдвигают значительные требования к состоянию здоровья человека. Если работа предполагает рассматривание мелких деталей, напряжение глаз, то тем, кто страдает нарушением зрения, такой труд противопоказан, поэтому, выбирая профессию, необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы состояние вашего здоровья не ухудшилось.Кроме того, за профпригодность ответственны и все те, кто создает предметную и микросоциальную среду на производстве, в мире профессий. Из сказанного следует, что задача формирования профпригодности решается путем «подгонки» не только человека к профессии, но и профессии к человеку. Принцип «все — для человека» — это удовлетворение не только материальных потребностей людей, но и их потребности в труде...Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально важными. Что ни говори, а хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник — скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятие «профессионально ценные качества человека», то, может быть, можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества? Обратимся к реальным фактам. «Цепкая», отличная память на сложные комплексы ароматов, запахов важна для кулинара, товароведа пищевых продуктов, парфюмера. Казалось бы, следует занести се в список профессионально ценных качеств. Однако без нее обойдутся очень многие профессионалы: станочники по металлу, преподаватели общеобразовательных дисциплин и множество других успешно работающих на своих местах людей. Что же, вычеркивать это качество из списка профессионально ценных? Дело в том, что любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а в другом — будет противодействовать успешной работе, Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности «в одиночку» (например, в бухгалтерии), и, в конце концов, меняет только что полученную специальность. Это — факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности, хотя считает этот человек без ошибок. Вступив же на педагогический путь, он «находит себя», работает не только с успехом, но неудовлетворением.В вопросах профессиональной пригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода.Таким образом, даже применительно к одной работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально важных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповторимый стиль, индивидуальный почерк в работе... Все хорошие актеры кино – очень разные, все хорошие учителя — разные. Так, в сущности, обстоит дело и в скрытых от житейского наблюдения профессиях. «Всяк мастер на свой лад» – мудро замечает пословица.Слагаемые и степени профессиональной пригодности

При конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека (в связи с данной профессией) полезно помнить, что профессионально важные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых.Гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности (например, педагогические, юридические, торговые, медицинские, культурно-просветительские и некоторые иные), в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом. Разве мыслимы безыдейный библиотекарь, аморальный педагог! Определенная мера развития обсуждаемых качеств требуется каждому труженику.Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия такова, что требуется работа в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнителем (осмотрщики, контролеры), то такая черта характера как добросовестность (отношение к труду) начинает выступать в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден. Добросовестность, конечно, каждому не повредит, но есть работы, где низкая добросовестность все же достаточно компенсируется контролем окружающих.Плохо относишься к людям – непригоден для работы организатором. Нет интереса к биологии, физиологии животных – не сможешь успешно работать оператором животноводческого комплекса (хотя это не помешает быть хорошим оператором автоматической линии по производству, скажем, пеностекла, если у тебя есть интерес к технике).Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость, не повредят, по-видимому, ни в одной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой.Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух важен для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов. Устойчивость к действию монотонных раздражителей – для водителя транспортных средств (известны аварии из-за засыпания водителей, машинистов; при этом люди засыпали не от усталости, но их клонило в сон из-за отсутствия новых впечатлений на знакомой дороге).Яркие образы пространственных представлений важны для рабочих, изготовляющих сложные изделия по чертежам, схемам, эскизам, техническим описаниям (речь идет о развитой способности мысленно облекать сухую, мертвую схему на плоскости чертежного листа или текст в четкий мысленный пространственный образ, способность удерживать этот образ в голове, мысленно поворачивать, разбирать, собирать и т.д.).Навыки, знания, опыт.Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие, как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность), даже должны быть сформированы заблаговременно.Полезно различать некоторые степени профессиональной пригодности, хотя бы приблизительно. Выделим здесь четыре таких степени:а) непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически неодолимой. О непригодности можно говорить в таких случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может усугублять, усиливать имеющиеся (пока, быть может небольшие) отклонения в состоянии здоровья. Люди (в особенности молодые, юные) склонны недооценивать такого рода противопоказания к выбору профессии. Чтобы не было неприятных переживаний уже после того, как выбор профессии, казалось бы, сделан, важно своевременно проконсультироваться с врачом. Каждый к чему-нибудь непригоден, но в то же время пригоден к довольно широкому кругу деятельностей. Поэтому всегда можно найти себе подходящее дело. Противопоказания могут быть не только медицинские, но и педагогические, - с ними тоже важно считаться;б) годность (к той или иной профессии или группе их). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противопоказаний в отношении той или иной области труда у но нет и показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что неизвестно ничего о противопоказаниях, атак: известно, что их нет. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что будешь хорошим работником — примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профпригодности;в) соответствие (данного человека и данной области деятельности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий. Например, имеется выраженный интерес к тем или иным объектам труда (биологическим, техническим, и т.д.) или некоторый успешный опыт практической пробы сил в данной области. При этом не исключено соответствие и каким—либо другим профессиям, областям деятельности. «Можешь выбирать эту профессию. Очень возможно, что будешь хорошим работником,» — примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профпригодности;г) призвание (данного человека к данной профессии, области деятельности — это высший уровень профессиональной пригодности на данном этапе развития человека как труженика. Эта степень профпригодности характеризуется (на этапе выбора профессии) тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся примерно в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно этой области деятельности ты будешь наиболее нужен людям»,— примерно так можно охарактеризовать эту степень профпригодности.Игра «Имитация»

Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй – первый – второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали. Убыстряем темп. Еще быстрее. Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.2. Диагностическая методика: Тест «ШТУР»После завершения задания, проводится обобщённый анализ полученных результатов. Выслушиваются мнения учащихся по поводу полученных «портретов».III. Обсуждение результатов занятияУчастникам по желанию предлагается ответить на вопросы:

- Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет?

- Что нового вы узнали? Поможет ли это при принятии решения о выборе профессии?

- Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?Благодарность психолога за занятие. Прощание.

«Всем спасибо! До следующего занятия!»

В помощь психологу (дополнительный материал к занятию)… Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек с просьбой принять его. «Мне хочется стать таким же отличным лётчиком, как Вы», - объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов долго рассказывал ему о профессии лётчика, а потом назвал адрес учреждения, куда должно было обратиться. Юноша лихорадочно стал ощупывать карманы в поисках ручки или карандаша. «Вы всегда носите карандаш в одном и том же кармане?» - спросил Громов. Юноша не знал, что ответить. Адрес он записал небрежно и вспыхнул, когда ему сделали замечание. «Когда он ушёл, - пишет Громов, - я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной профессии. Достаточно было непродолжительного общения, чтобы заметить уже укоренившиеся недостатки во нем, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль. Юноша неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой».

М.М. Громов «Тому, кто хочет летать и работать лучше»

Литература:

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990.

Краткий психологический словарь/ ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс» - 1999.

Методические рекомендации по проведению профориентационного курса “Хороший выбор”, Белгород, 2002.

Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.

Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., МГУ. - 1991.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генензис, 2006 г.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками Пер. с англ. 2-е изд, исправленное - М., Генезис, 2000.

l.120-bal.ru

Выбор профессии

Выбор профессии

 

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию- значит выбрать свое место в жизни. Когда мы имеем возможность заниматься тем, чем нравиться мы живем с чувством удовлетворения и можем быть счастливы. Размышляя о профессиональном будущем Вы осуществляете мысленное движение от себя сегодняшнего к себе в будущем. Даже, если на сегодняшний день у Вас нет четкого представления о будущей профессии, Вы наблюдая за окружающем миром, за деятельностью людей, представляете себя в будущем, перебираете в воображении различные варианты (в том числе и фантастические). И действительно, какой же солдат не мечтает стать генералом! Другое дело — как пройти этот путь и какие усилия от Вас потребуются.

 

Для начала, ошибки, которых можно избежать.

Недостаток знаний о себе. Затрудняет или делает случайным, необоснованным профессиональный выбор. В ситуации выбора профессии Вам надо знать свои интересы и склонности, способности и возможности, а также понять как соотносятся Ваши личные качества с выбранной Вами профессией. Очень важно правильно оценивать состояние своего здоровья.

Незнание мира профессий. Слабая информированность о мире профессий ведет к тому, что у человека может сложиться искаженный образ себя в какой-либо профессии. Прежде всего, надо узнавать какие профессии существуют в обществе. Каковы их объекты, цели, условия труда, орудия труда, какой склад личности будет наиболее успешен в этой профессии.

Представления о какой-либо профессии оказываются устаревшими. В современном мире быстро меняются технологии, а значит меняется характер и условия труда, например наборщик в типографии давно не работает в вредными свинцовыми сплавами, и весь процесс перевода текста в типографские формы — автоматизирован.

Незнание правил выбора профессий. Многие автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии. Но одно дело- любить литературу (читать книги) — и другое, быть преподавателем литературы (если нет педагогических способностей).

Выбор профессии " за компанию». Зачастую бывает связан с чувством тревоги расставания со школьными друзьями и привычным окружением. Расставания в жизни неизбежны. Важно не «пропустить» свою дорогу.

Выбор престижной профессии. Такой выбор может идти вразрез с вашими истинными потребностями в самореализации. Самое ценное при выборе — определить, какие из качественных сторон профессии для Вас наиболее желаемые, важные. Что же касается моды, то как говорил К. С. Станиславский, мода существует для тех, кто не умеет одеваться сам.

Интересы и склонности

 

Интерес — это такая особенность человека, которая проявляется в положительном отношении человека к объектам и явлениям окружающего мира. Мы стараемся побольше узнать о том, что нам нравится, а значит наша познавательная активность повышается. Как правило интересы означают «хочу знать». Если интерес к чему-то развивается и Вам хочется не только что-то знать об интересующем Вас предмете или явлении, но и делать самому из того что интересно, тогда говорят о склонности к какой-либо деятельности. Склонности — это «хочу делать.»

 

Вам наверняка знакомы люди, которых интересует музыка или живопись. Они с удовольствием ходят на выставки или концерты, покупают альбомы по искусству или музыкальные альбомы, однако сами не стремятся научиться играть на музыкальном инструменте, петь или рисовать. В таких случаях говорят об избирательном интересе, а не о склонности.

 

Например, Вас интересуют машины. Но что больше всего в ней привлекает: сам процесс вождения, технические характеристики или дизайн? Или, например, Вас привлекает медицина. Но чем конкретно в ней Вы хотели бы заниматься: лечить больных людей, исследовать закономерности различных биологических процессов или искать новые способы лечения заболеваний.

Возможности личности в профессиональной деятельности

 

Наблюдая за деятельностью людей, мы обнаруживаем, что и в работе, и в учебе все отличаются друг от друга по тому, сколько труда они затрачивают и каких результатов достигают. Например, кто-то долго справляется с решением задач, но быстро и легко запоминает сведения по истории или географии. Каждый человек обладает особенностями личности, которые влияют на его успешность в какой-либо деятельности. Эти особенности личности называются — способности, это «я могу». Способности — особенности памяти, внимания, мышления, воображения. Способности отражают наши возможности и быстроту достижения успеха в какой-либо области.

 

Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые профессиональные требования. Их необходимо знать, усваивать и выполнять, чтобы стать профессионалом высокого класса. Если особенности личности позволяют успешно овладеть профессиональными навыками, а сам труд приносит моральное удовлетворение человеку, то это гармоничный профессиональный выбор.

Профессиональная карьера и здоровье

 

Успешность профессиональной карьеры связана со здоровьем человека самым тесным образом. Причем влияние здоровья на карьеру и карьеры на здоровье обоюдно. С одной стороны, хорошее здоровье исключает препятствия на пути профессионального роста. С другой, успех в карьере, служебных делах является одним из важнейших источников положительных эмоций и уверенности в своих силах — главных «докторов» при любом физическом и душевном недуге.

 

Выбирая профессию, необходимо учитывать особенности Вашего здоровья. Заболевания могут помешать профессиональной деятельности. Или особенности профессии могут плохо повлиять на физиологические процессы. Например, выбирая профессию, связанную с необходимостью работы на открытом воздухе, необходимо быть уверенным в хорошем состоянии органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, отсутствии кожных заболеваний.

 

Заболевания нервной системы, органов слуха — это ограничения при выборе тех профессий, которые сопровождаются шумом или вибрацией. Начав работу или обучение, Вы можете столкнуться и с другими воздействиями на организм. Это могут быть промышленная пыль, токсические вещества, ионизируещее облучение, сильное электромагнитное поле, высокие требования к физической выносливости, необходимость длительного пребывания на ногах или высокая нагрузка на зрение. Часто молодые люди переоценивают свои силы и возможности. Им кажется, что они могут справиться с любой ситуацией и взвалить на себя непомерные нагрузки. Порой это приводит к значительному перенапряжению сил, возникновению болезней. Поэтому при выборе профессии необходимо правильно оценить возможности своего организма.

 

Информация для желающих определить свои профессиональные возможности и наклонности.

sinjavskschool.ucoz.ru

Возможности человека в профессиональной деятельности

Тема занятия: Возможности человека в профессиональной деятельности Цель:

- образовательная: познакомить учащихся с понятиями «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества (ПВК)»;

- развивающая: создать условия для развития умения анализировать профессии с позиции необходимых качеств человека, осознание ПВК, необходимых для освоения предпочитаемой профессии;

- воспитательная: воспитание ответственности за собственный профессиональный выбор с учётом сформированности соответствующих ПВК.

- профориентационная: ориентация учащихся в мире профессий с учётом соответствующих ПВК специалистов. Оборудование: «Тетрадь для размышлений и полезной информации» (из отдельных листов), плакат «Даже индюков можно научить лазать по деревьям, но лучше для этих целей нанять белок. К. Дайсон». Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

II. Основная часть

1. Погружение учащихся в обсуждаемую тему

Упражнение «Мое настроение»

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь». Игра «Цепочка профессий» Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим “цепочку профессий”. Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. По ходу игры психолог иногда задает уточняющие вопросы типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа. При обсуждении игры важно обратить внимание участников на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Например, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой, в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже “зубы заговаривает”) - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Вывод: такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищете в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях... Далее психолог сообщает ученикам тему и цели предстоящего занятия (могут быть написаны на доске), обращает внимание на эпиграф занятия, оформленный на плакате. Беседа «Профессиональная пригодность и профессионально важные качества» Учащимся предлагается познакомиться с определениями понятий «профессиональная пригодность», «профессионально важные качества». Психолог отвечает на вопросы старшеклассников. Учащиеся высказывают своё мнение о том, можно ли сделать себя пригодным профессии или надо лишь зафиксировать и разделить людей на пригодных и непригодных для выполнения определённой деятельности? Вывод: существует немаловажная особенность - свойства пригодности, которая может относиться не только к человеку, но и к инструменту, материалу. Например, круглый напильник непригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный напильник. Однако из этого вовсе не следует, что круглому напильнику вообще присуще свойство непригодности. Здесь он непригоден, а в другом деле – просто незаменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента, например, «данный человек» и «данная специальность». И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профессиональная пригодность», как бы мы ни понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. Ясно, что, хотя в нашей речи встречается выражение «профпригодность человека», на самом деле его надо понимать как «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время». Строго говоря, и профессия как область приложения сил человека может быть «неприспособленной» и в этом смысле непригодной для него. Таким образом, вопрос о профессиональной пригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, иначе неизбежны грубые ошибки... Жизнь знает много классических примеров «штурма» профессиональной непригодности. Достаточно вспомнить Бетховена, которых был глух, или Мильтона, который был слеп. Психолог обращает внимание учащихся на текст Левитиной К.Е. «Я прошла сквозь мрак и бури» в их тетрадях: «… Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом чёрном костюме. А между тем именно из-за неё и пришли сюда профессора, педагоги, врачи… Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Даже не верится, что это человек, лишённый зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит рукой по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой переводит переводчик. В качестве диссертации Скороходова защитила свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед учёным советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала – она создавала науку. А её автором был человек, который завоевал своё место в жизни, победив мрак и безмолвие». Выслушиваются ответы учащихся на вопрос, известны ли им люди, которые добились жизненного успеха вопреки жизненным обстоятельствам? Действительно, за профессиональную пригодность в некотором роде ответственна «природа» (роль здоровья в профессиональной пригодности отрицать нелепо). Каким же образом то или иное заболевание может помешать успешной профессиональной деятельности? • Невозможность из-за физического недостатка или болезни выполнять необходимые трудовые функции. • Необходимость исключить те влияния на организм, которые могут вызвать усугубление имеющихся нарушений здоровья. Такие влияния называются противопоказанными профессионально-производственными факторами. Очень многие профессии выдвигают значительные требования к состоянию здоровья человека. Если работа предполагает рассматривание мелких деталей, напряжение глаз, то тем, кто страдает нарушением зрения, такой труд противопоказан, поэтому, выбирая профессию, необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы состояние вашего здоровья не ухудшилось. Кроме того, за профпригодность ответственны и все те, кто создает предметную и микросоциальную среду на производстве, в мире профессий. Из сказанного следует, что задача формирования профпригодности решается путем «подгонки» не только человека к профессии, но и профессии к человеку. Принцип «все — для человека» — это удовлетворение не только материальных потребностей людей, но и их потребности в труде... Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально важными. Что ни говори, а хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник — скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятие «профессионально ценные качества человека», то, может быть, можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества? Обратимся к реальным фактам. «Цепкая», отличная память на сложные комплексы ароматов, запахов важна для кулинара, товароведа пищевых продуктов, парфюмера. Казалось бы, следует занести се в список профессионально ценных качеств. Однако без нее обойдутся очень многие профессионалы: станочники по металлу, преподаватели общеобразовательных дисциплин и множество других успешно работающих на своих местах людей. Что же, вычеркивать это качество из списка профессионально ценных? Дело в том, что любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а в другом — будет противодействовать успешной работе, Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности «в одиночку» (например, в бухгалтерии), и, в конце концов, меняет только что полученную специальность. Это — факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности, хотя считает этот человек без ошибок. Вступив же на педагогический путь, он «находит себя», работает не только с успехом, но неудовлетворением. В вопросах профессиональной пригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Идея стандартизации хороша для технических объектов, а для человека необходим принцип индивидуального подхода. Таким образом, даже применительно к одной работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально важных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате рождается неповторимый стиль, индивидуальный почерк в работе... Все хорошие актеры кино – очень разные, все хорошие учителя — разные. Так, в сущности, обстоит дело и в скрытых от житейского наблюдения профессиях. «Всяк мастер на свой лад» – мудро замечает пословица. Слагаемые и степени профессиональной пригодности

При конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека (в связи с данной профессией) полезно помнить, что профессионально важные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют нечто целое, систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых.

Гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности (например, педагогические, юридические, торговые, медицинские, культурно-просветительские и некоторые иные), в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом. Разве мыслимы безыдейный библиотекарь, аморальный педагог! Определенная мера развития обсуждаемых качеств требуется каждому труженику. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если, например, профессия такова, что требуется работа в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнителем (осмотрщики, контролеры), то такая черта характера как добросовестность (отношение к труду) начинает выступать в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден. Добросовестность, конечно, каждому не повредит, но есть работы, где низкая добросовестность все же достаточно компенсируется контролем окружающих. Плохо относишься к людям – непригоден для работы организатором. Нет интереса к биологии, физиологии животных – не сможешь успешно работать оператором животноводческого комплекса (хотя это не помешает быть хорошим оператором автоматической линии по производству, скажем, пеностекла, если у тебя есть интерес к технике). Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость, не повредят, по-видимому, ни в одной профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого круга их. Например, хорошо развитый звуковысотный и тембровый слух важен для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов. Устойчивость к действию монотонных раздражителей – для водителя транспортных средств (известны аварии из-за засыпания водителей, машинистов; при этом люди засыпали не от усталости, но их клонило в сон из-за отсутствия новых впечатлений на знакомой дороге). Яркие образы пространственных представлений важны для рабочих, изготовляющих сложные изделия по чертежам, схемам, эскизам, техническим описаниям (речь идет о развитой способности мысленно облекать сухую, мертвую схему на плоскости чертежного листа или текст в четкий мысленный пространственный образ, способность удерживать этот образ в голове, мысленно поворачивать, разбирать, собирать и т.д.). Навыки, знания, опыт. Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно (такие, как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность), даже должны быть сформированы заблаговременно. Полезно различать некоторые степени профессиональной пригодности, хотя бы приблизительно. Выделим здесь четыре таких степени: а) непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически неодолимой. О непригодности можно говорить в таких случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может усугублять, усиливать имеющиеся (пока, быть может небольшие) отклонения в состоянии здоровья. Люди (в особенности молодые, юные) склонны недооценивать такого рода противопоказания к выбору профессии. Чтобы не было неприятных переживаний уже после того, как выбор профессии, казалось бы, сделан, важно своевременно проконсультироваться с врачом. Каждый к чему-нибудь непригоден, но в то же время пригоден к довольно широкому кругу деятельностей. Поэтому всегда можно найти себе подходящее дело. Противопоказания могут быть не только медицинские, но и педагогические, - с ними тоже важно считаться; б) годность (к той или иной профессии или группе их). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противопоказаний в отношении той или иной области труда у но нет и показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что неизвестно ничего о противопоказаниях, атак: известно, что их нет. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что будешь хорошим работником — примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профпригодности; в) соответствие (данного человека и данной области деятельности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий. Например, имеется выраженный интерес к тем или иным объектам труда (биологическим, техническим, и т.д.) или некоторый успешный опыт практической пробы сил в данной области. При этом не исключено соответствие и каким—либо другим профессиям, областям деятельности. «Можешь выбирать эту профессию. Очень возможно, что будешь хорошим работником,» — примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профпригодности; г) призвание (данного человека к данной профессии, области деятельности — это высший уровень профессиональной пригодности на данном этапе развития человека как труженика. Эта степень профпригодности характеризуется (на этапе выбора профессии) тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся примерно в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно этой области деятельности ты будешь наиболее нужен людям»,— примерно так можно охарактеризовать эту степень профпригодности. Игра «Имитация»

Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый – второй. Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй – первый – второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали. Убыстряем темп. Еще быстрее.

Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников. 2. Диагностическая методика: Тест «ШТУР» После завершения задания, проводится обобщённый анализ полученных результатов. Выслушиваются мнения учащихся по поводу полученных «портретов». III. Обсуждение результатов занятия Участникам по желанию предлагается ответить на вопросы:

- Что для вас было интересно на сегодняшнем занятии, а что нет?

- Что нового вы узнали? Поможет ли это при принятии решения о выборе профессии?

- Какие у вас есть пожелания и предложения ведущему?

Благодарность психолога за занятие. Прощание.

«Всем спасибо! До следующего занятия!»

В помощь психологу (дополнительный материал к занятию)

… Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек с просьбой принять его. «Мне хочется стать таким же отличным лётчиком, как Вы», - объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов долго рассказывал ему о профессии лётчика, а потом назвал адрес учреждения, куда должно было обратиться. Юноша лихорадочно стал ощупывать карманы в поисках ручки или карандаша. «Вы всегда носите карандаш в одном и том же кармане?» - спросил Громов. Юноша не знал, что ответить. Адрес он записал небрежно и вспыхнул, когда ему сделали замечание. «Когда он ушёл, - пишет Громов, - я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной профессии. Достаточно было непродолжительного общения, чтобы заметить уже укоренившиеся недостатки во нем, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль. Юноша неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой».

М.М. Громов «Тому, кто хочет летать и работать лучше»

Литература:

Климов Е.А. Как выбирать профессию. Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990.

Краткий психологический словарь/ ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс» - 1999.

Методические рекомендации по проведению профориентационного курса “Хороший выбор”, Белгород, 2002.

Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.

Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., МГУ. - 1991.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генензис, 2006 г.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками Пер. с англ. 2-е изд, исправленное - М., Генезис, 2000.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

1 Вопрос. Личность, ее структура и проявления в профессиональной деятельности.

Личность- человек в единстве с его индивидуальностью, со своими неповторимо выраженными качествами: духовными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, осознающего свое отношение к окружающему и ответственно выполняемых им социальных функций.

Человек становится личностью в процессе общественной и трудовой деятельности.

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства Ч, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Характер или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Характер содержит качества, определяющие поступки Ч в отношении других людей.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Активность личности — характеристика организма, рассматриваемая как источник преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружаемым миром.

2 Вопрос. Потребности как источник личностной активности.

Активность личности – характеристика организама, рассматриваемая как источник преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружающих миром.

Источником активности личности являются потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. 

Физиологические потребности Потребность в безопасности Потребность в принадлежности и любви. Потребность в признании. Потребность в самоактуализации Потребность в познании и понимании.. Разумные потребности Неразумные потребности – такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма,

3 Вопрос. Мотивационная сфера личности.

Мотивационная сфера личности — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

"мотив" (двигать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.

Мотивация - это совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении.

2 вида мотивации: короткая – на ближайшее будущее, дальняя – дальнейшая перспектива.

Виды мотивов:Мотив самоутвержденияИдентификацияМотив власти

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию Мотив достижения

4 Вопрос. Профессиональные интересы личности.

Интерес- эмоциональные проявления позновательных потребностей человека.

показатели уровня профессионального развития личности:

- по широте: узкие (в одной области), широкие (разносторонние), чем шире круг интересов личности, тем лучше с ней общаться, чем шире – тем интереснее для себя и других.

- по содержанию – интересы для данной деятельности, и для того общества, которому принадлежит личность.

- по признаку цели – непосредственные, то есть вызываются эмоциональной привлекательностью объекта, опосредованные определяются субъективной значимостью и совпадением общественного значения.

- по степени устойчивости – устойчивые – длительно сохраняющиеся, неустойчивые – постоянно сменяющиеся (для подростков).

- склонность – совокупность объединения интересов.

- идеал – конкретизируемая в образе или представлении модель, цель, склонность, благодаря идеалам человек способен отражать окр.действительность, но и изменять ее. Если идеал неверен, он приводит человека к тому, что наступает разочарование – иллюзорный идеал

- убеждения – высшая форма направленности личности, побуждающая поступать в соответствии со взглядами, интересами, идеалами личности.

Совокупность убеждений – система взглядов человека на окруж.мир называется – мировоззрение. Наличие его – существенный показатель зрелости личности.

Мировоззрение – основывается не только на обобщении знаний из различных сфер, но и опирается на взгляды и убеждение, которое передается из поколения в поколение.

Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию – технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

studfiles.net

2.1. Профессия и личность

Л. И. Анцыферова считает, что «в ходе профессионального становления личности происходит расширение и обогащение всей системы жизненных отношений человека» [13, с. 13]. Она здесь неявно утверждает, что человек становится личностью лишь в ходе развития его как субъекта профессиональной деятельности. Она утверждает, что по мере «овладения профессией происходит иден­тификация личности со своей деятельностью» [13, с. 13], но не раскрывает суть этого процесса и не аргументирует его.

Рассуждая о соотношении личности и деятельности, JI. И. Ан­цыферова утверждает, что «профессиональная деятельность обес­печивает полноценное развитие способностей лишь в меру того, насколько в ней происходит развитие целостной личности и ее передвижение на новый уровень социального бытия» [13, с. 13].

Следует заметить, что здесь происходит смешение понятий «бы­тие», «деятельность», «личность», «способности». Способности надо бы соотносить лишь с понятиями «субъект», «деятельность», «средства». А личность можно соотносить с социальным бытием.

Л. И. Анцыферова утверждает, что «разностороннее развитие личности человека происходит в его профессиональной деятель­ности» [13, с. 13]. Исследователи этого процесса идут по пути «вы­явления психологических характеристик разного рода трудовой деятельности, создания психологических портретов личности представителей разных профессий. Но совершенно недостаточно раскрывается "движение" личности в профессиональной деятель­ности и через нее в пространстве социального бытия», — справед­ливо пишет Л. И. Анцыферова, подытоживая результаты, получен­ные отечественными психологами [13, с. 13].

С. Л. Рубинштейн считал действия с предметом основной «кле­точкой» или «ячейкой» психологии и отмечал, что в «действии пси­хологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов пси­хологии» [145, т. 1, с. 195]. Он замечательно показал, что только действие и предмет порождают и организуют всю психику челове­ка в целом.

Именно предметные действия, в отличие от инстинктивных реакций, наполняют своим содержанием психику и сознание субъекта. Он писал: «В действии все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действи­тельности» [145, с. 199]. Именно из предметного действия скла­дывается взаимосвязь таких психологических реалий, как потреб­ности, мотивы, цели, поступки, характер, его направленность, тем­перамент, способности, личность и т. д. Он подчеркивал: «Анализ действия вскрывает его мотивы, выявляет направленность, тем­перамент и характер, способности личности — словом, все ее свой­ства, все стороны ее психического облика» [145, с. 195—196].

Таким образом, методологически проблемы влияния деятель­ности вообще, взятой в абстрактном смысле, уже принципиально разрешены в работах С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Ле­онтьева, Б. Ф. Ломова и других исследователей, в результате чего сформулирован хорошо известный каждому психологу принцип единства сознания и деятельности. Но задача, на наш взгляд, со­стоит в дальнейшем восхождении от абстрактного к конкретному. Необходимо сделать следующий шаг и провозгласить принцип единства конкретной деятельности и конкретной личности.

Действительно, хорошо известно, что только в процессе дея­тельности рождается личность, только тогда она и формируется. Но надо сформулировать и постулат о том, что только конкретная деятельность во всей полноте ее специфики формирует или дефор­мирует конкретную личность.

Такая формулировка ни разу не встречается ни в одном из ис­точников. Хотя в работах основоположников отечественной пси­хологической науки можно встретить указания на конкретную де­ятельность со спецификой условий ее протекания.

Например, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психические процессы (...) включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. (...) Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой дея­тельности, разрешающей определенную производственную зада­чу, деятельности изобретателя, рационализующей этот произ­водственный процесс, в теоретической работе ученого, разреша­ющего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукой знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются» [145, с. 202].

Перед основоположниками отечественной психологии стояла задача сформулировать общие законы психической деятельности, которая превалировала над выводом частных, конкретных специ­фических закономерностей. Это вполне понятно и оправдано. Например, С. Л. Рубинштейн писал: «И только изучая психиче­ские процессы в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономер­ности психических процессов как действительно содержательные закономерности» [145, т. 1,202—203].

Сейчас можно утверждать, что общие законы психологии уже вскрыты, определены. Необходимо проделать путь от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Надо изучать частные особенности деятельности отдельных видов труда и их влияние на процессы формирования субъекта и личности. Только на этом пути, по нашему мнению, можно добиться того, чтобы психоло­гическая наука стала всеохватным человекознанием, т. е. знанием о каждом конкретном человеке, к чему неоднократно призывал Б. Г. Ананьев.

В принципе, в общетеоретическом плане многие общие вопро­сы формирования личности решены. Например, С. Л. Рубинштейн, критикуя тезисы биологизаторов об имманентном саморазвитии психики и духа, указал стратегическое направление дальнейшего исследования, а именно — изучение специфики конкретной дея­тельности, которая формирует психику, сознание и личность.

О необходимости познания единичных, конкретных видов дея­тельности для понимания психологии личности писали многие ав­торы. Например, по мнению, Г. В. Суходольского, «в психологиче­ском описании деятельности должны находить адекватное отраже­ние как общие, так и частные и даже "единичные" особенности изучаемой деятельности в их диалектическом единстве» [159, с. 40].

«Субъектность — это результат интеграции отдельных психи­ческих механизмов и процессов, соотнесенных с той функцией, которую они реализуют в деятельности», — пишет О. С. Аниси-мов [9, с. 209]. Именно деятельность связывает воедино отдель­ные психические механизмы и процессы, устанавливает взаимо­зависимость между ними и подтверждает влияние на процессы изменения отдельных механизмов за счет воздействия на другие, включенные в единую деятельность [9, 209—210].

Следовательно, вне деятельности не может быть интеграции психики. Бездеятельность ведет к распаду психических механиз­мов и процессов. Только труд сохраняет психическое и соматичес­кое здоровье. Именно в ходе деятельности психика, сознание об­ретают цельность. Сам предмет труда и соотносящиеся с ним про­цессы преобразований связывают все модальности восприятия в один узел. Потребность заставляет человека быть субъектом и при­обрести субъектность как свойство даже в индивидуальном про­стейшем цикле жизнедеятельности.

Обсуждая теоретические воззрения Б. Г. Ананьева на сущность деятельности и ее влиянии наличность, Г. В. Суходольский отме­чает, что «действия формируются путем обучения и воспитания, причем формирование действий — это и формирование психичес­ких процессов, состояний и свойств психики. Психическое раз­витие человека есть процесс превращения внешней деятельности во внутреннюю (интериоризация) и процесс превращения внут­ренней деятельности во внешнюю (экстериоризация), преобразу­ющий среду, создающий культурные ценности» [159, с. 48].

Важность фактора направленности личности выделял и Е. С. Кузьмин: «В действительности самыми существенными в вос-

приятиях являются предположения, ожидания человека, которые основаны на его прошлом опыте, на его деятельности и выража­ются в направленности деятельности. Что и какие признаки в дей­ствительности воспринимает субъект, определяется его миром по­ложений, целями его деятельности, прошлым опытом. Мир поло­жений складывается только через деятельность и в деятельности. Поэтому "некто есть то, что он делает"» [154, с. 27].

Обсуждая связь деятельности и личности, А. И. Китов выделя­ет следующие функции деятельности в жизни личности:

  • деятельность — это специфический механизм удовлетворе­ ния потребностей личности;

  • деятельность объективирует внутренний мир личности, де­ лает его доступным для наблюдения со стороны;

  • деятельность преобразует не только ощущаемый мир, но и внутренний;

О деятельность переносит личностные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет, в кото­ром они затухают и покоятся; на предмете деятельности все­гда можно обнаружить отпечаток личности, например изу­чая следы преступления;

□ деятельность не только проявляется вовне (экстериоризует- ся), но одновременно она интериоризуется, т. е. свертывает­ ся, принимает идеальную форму и влечет за собой суще­ ственные изменения в психике.

При этом А. И. Китов особо выделяет три направления влия­ния деятельности наличность:

  1. совершенствуются механизмы психического отражения;

  2. деятельность «оседает» в психике как система знаний;

  3. деятельность переносит во внутренний мир личности свои ас­ пекты, и в том числе идеологические [87].

Л. И. Анцыферова считает принципиальным положение о том, что, «выполняя любую деятельность, человек выступает в ней как родовое существо, реализующее и в ее узких рамках полноту своих многообразных отношений к миру (познавательных, эстетических, этических и т. п.), предполагающих развитие соответствующих способностей» [13, с. 14]. Если попытаться конкретизировать этот постулат на примере отдельного рабочего (исполнительского) ме­ста, то будет видна его противоречивость или, точнее, ошибоч-

ность. Работник на конвейере, вынужденный в течение восьми часов закручивать одинаковые гайки, предстанет не как «родовой человек во всей полноте своих отношений с миром», а лишь как субъект деятельности, находящийся в исполнительской позиции. Никаких познавательно-рефлексивных, этических и прочих отно­шений он не реализует. Он должен просто быть роботом.

Если же он займется познавательной, рефлексивной деятель­ностью или удовлетворением своих эстетических потребностей в рабочее время, то просто не выполнит норму, план деятельности. Нельзя одновременно заниматься разными видами деятельнос­ти! Для перемены вида деятельности необходимо переключать фокус внимания и перенастраивать психологические механизмы отражения, управления, исполнения. В обеденный перерыв мож­но полюбоваться художественной выставкой или почитать кни­гу, но лишь в перерыв, в отрыве от профессиональной деятель­ности, а никак не одновременно. Подобные утверждения осно­ваны, на мой взгляд, на ошибочном смешении используемых понятий «человек», «субъект». Человек — это родовое понятие, которое конкретизируется в более частных терминах: субъект, личность, индивид.

Это может быть связано также с так называемым диалектичес­ким подходом. Ошибочность его, на наш взгляд, заключается в неточном использовании категорий пространства и времени, ког­да авторы утверждают, что какой-то объект является одновремен­но и тем, и другим. Речь идет об утверждениях типа «человек — это и личность, и субъект одновременно». Нельзя одномоментно увидеть и переднюю, и заднюю часть объекта. Его стереоскопич­ность обнаруживается в разные моменты времени. Чтобы увидеть противоположную сторону объекта или явления, надо перейти на иную точку зрения, подойти к предмету с другой стороны.

Аналогично и человек может проявляться как субъект опреде­ленной деятельности лишь в строго определенные периоды вре­мени и только под определенным углом зрения. В другие момен­ты, с иной точки зрения в человеке можно разглядеть биологичес­кого индивида или социальную личность. Для этого надо проделать определенные умственные, перцептивные и прочие операции.

Л. И. Анцыферова справедливо отмечает, что «каждая деятель­ность человека — это только часть его целостного бытия, в про­цессе которого проявляется и формируется сфера способностей» [13, с. 13]. Автор противоречит самому себе в соотнесении поня-

тий «часть» и «целое». Если деятельность — лишь часть бытия (что верно!), то в ней никак не могут проявиться вся полнота, целост­ность отношения к бытию.

К. А. Абдульханова-Славская считает, что анализ общественных отношений «позволяет понять разную меру развития индивида не в зависимости от его трудолюбия, а в зависимости от конкретно-ис­торического способа включения индивида в труд (принудительно — в одни и, следовательно, свободного — в другие эпохи)» [1, с. 79].

Касаясь вопроса о социальных потребностях, которые дикту­ют некоторую унификацию личностей при исполнении профес­сиональных ролей, О. С. Анисимов пишет: «Переходя на точку зрения социальных потребностей, рождающихся при необходимо­сти воспроизводства (...) самой деятельности, мы как бы теряем уникальность индивида и его индивидуальной деятельности, де­лаем более важной возможность адекватной и быстрой замены индивида, если он не вписывается в социальный механизм вос­производства деятельности. Если бы не было социальной необхо­димости такого отношения к индивиду, то любое производство не могло бы быть устойчивым. (...) Индивид получает возможность "сопротивляться" машинизации его существования либо в стадии вхождения в деятельность (ее неприятия), либо в процессах пре­образования воспроизводящейся деятельности. Конечно, индивид может выйти из деятельности в любой момент, если он вновь бу­дет "реализовывать логику удовлетворения индивидуальной по­требности"» [9, с. 161].

Известно, что между трудом, деятельностью и сознанием, лич­ностью существует тесное единство. Б. Г. Ананьев писал, что «про­блема социальной детерминации (...) включает в себя характерис­тику человека как субъекта деятельности. (...) Деятельность чело­века как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственной зависимости созна­ния от общественного бытия» [6, с. 152-153].

Относительно недостаточности конкретного решения вопроса о связи деятельности и личности Б. Г. Ананьев писал: «Однако ос­тается недостаточно ясным, каким образом сама человеческая де­ятельность, ее конкретные формы или виды выступают в качестве факторов детерминации психического развития» [6, с. 162].

Б. Г. Ананьев, рассматривая вопрос социальной детерминации индивидуального развития личности, подчеркивал многопричин-ность этой взаимосвязи. Он писал о сложной цепи причинно-след-

ственных зависимостей между социализацией индивида и раз­личными факторами социальной среды. Одна из глав его книги «О проблемах современного человекознания» [6] так и называет­ся: «Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека». Действительно, эти взаимосвязи могут изу­чаться в различных аспектах. Необходимо также рассмотреть срав­нительную роль труда и воспитания в социальной детерминации индивидуального развития человека.

Анализируя концепцию С. Л. Рубинштейна о влиянии игры, учения и труда на развитие человека, Б. Г. Ананьев писал: «Что касается труда, то рассматриваемая концепция фактически исклю­чала его из факторов становления индивидуального сознания и формирования личности, поскольку весь этот длительный процесс выполняет функцию лишь подготовки к труду как основной да и, пожалуй, с этой точки зрения единственной формы деятельности взрослого человека» [6, с. 158]. И дальше: «Генетическая концеп­ция деятельностей показала свою недостаточность и в отношении взрослых людей. С переходом от учения к труду, согласно этой кон­цепции, начинается зрелость гражданская, умственная и мораль­ная» [6, с. 159].

Долгое время в нашей психологической и педагогической на­уке неявно подразумевалось, что трудовая деятельность, труд яв­ляется основным и главным фактором формирования человека. Считалось, что взрослый трудящийся человек уже является зре­лым и всесторонне развитым. Много писалось о воспитательных влияниях труда, профессиональной деятельности на процесс толь­ко позитивного формирования личности. Негативное влияние конкретного специализированного труда изучалось в истории пси­хологии намного меньше. Например, С. Г. Геллерштейн в свое вре­мя вообще призывал изучать только положительное влияние труда на человека, а отрицательное игнорировать [52, с. 19]. Совершен­но справедливо, разумеется, что нельзя перевоспитать тунеядца иначе, как заставив его трудиться. В процессе труда человек мо­жет полностью социализироваться, развить свои задатки и спо­собности, реализовать свои возможности. В этом плане можно го­ворить, что абстрактный труд обладает определенным воспитатель­ным воздействием.

Но нельзя считать, как это делается и до настоящего времени, что стоит только человеку приступить к труду, как все проблемы его всестороннего развития будут автоматически решены. Во-пер-

вых, сам труд различается по разным параметрам. Труд труду рознь. Существуют различные виды труда: общественно полезный и бес­полезный, творческий и рутинный, осмысленный и бессмыслен­ный («сизифов труд»), коллективный и индивидуальный, труд рабочего на заводе и крестьянина в поле, научного сотрудника и военнослужащего (труд как служба), труд домохозяек и труд ра­ботников искусства и культуры и т. п.

Каждый из видов труда обладает воспитательными возможно­стями в разной степени. Один труд может способствовать всесто­роннему развитию личности, другой же тормозить это развитие. В частности, классики марксизма писали об отупляющем влиянии конвейерного труда на предприятиях. Как точно пишут психоло­ги, авторы учебника «Эргономика», «исследования показывают, что малоквалифицированный, неинтересный, физически тяжелый труд не стимулирует развитие личности работника, ограничивает его стремление к духовному росту и нередко сопряжен с асоциаль­ными формами поведения» [161, с. 9]. Они справедливо считают, что одной из целей эргономики является «обеспечение условий для развития личности трудящихся в процессе труда», но предполага­ют, что «основным путем ее достижения служит постепенное орга­ническое соединение физического и умственного труда, последо­вательное повышение содержательности труда во всех професси­ях» [161, с. 12]. Последнее нам кажется сомнительным, так как простое «повышение» (?) содержательности отнюдь не отменяет узкую ограниченность специфики содержания того или иного вида профессиональной деятельности и его влияния наличность. В этом смысле еще предстоит продолжить изучение различных видов про­фессионального труда.

Во-вторых, что очень существенно, труд обладает воспитыва­ющими возможностями только в потенции. Воспитательные воз­можности всякого труда присутствуют только в скрытом виде. А. С. Макаренко писал о том, что труд обладает свойством нейт­ральности по отношению к эффектам воспитания [113, с. 42]. Он может воспитать и духовно богатую личность, и раба, эгоиста.

Об этом свойстве труда у нас часто забывают. Долгое время счи­талось, что любая трудовая деятельность гарантирует человека от различных деформаций сознания и личности. Подразумевалось, что воспитанием человека необходимо заниматься лишь до дос­тижения им взрослого трудоспособного возраста. И поэтому пе­дагогика в основном развивалась как детская, школьная. Именно

поэтому такой раздел педагогической науки, как андрогогика (пе­дагогика взрослых), наименее разработан.

Обычно в профессиоведении и, в частности, в психологии тру­да, инженерной психологии явно или неявно предполагается, что в труде человек развивается, причем только в позитивном смысле. Нам же кажется, что при этом он еще и деформируется. Недопо­нимание этого выглядит странным. К сожалению, многие иссле­дователи чисто механически цитируют и трактуют марксово по­нимание труда как «расходование» человеком своей рабочей силы в особой форме. Действительно, в профессиональной деятельнос­ти человек не только развивается, но и расходуется, утрачивая при этом нечто очень важное. Причем не только свою силу в физичес­ком, физиологическом, механическом смысле, но и еще некото­рые другие ресурсы и потенции.

Пока эргономика готова трактовать сущность «расходования» лишь в терминах «состояний» человека, но еще не его «свойств»: «Расходование рабочей силы в процессе труда переживается чело­веком как то или иное отрицательное практическое состояние». При этом выделяют на данное время шесть таких состояний — утомление, тревожность и т. п. — и много внимания уделяют спо­собам нейтрализации таких состояний. Но практически отсутству­ют исследования отрицательных качеств, свойств, которые возни­кают у деятеля как следствие продолжительного выполнения од­них и тех же трудовых функций. Вернее, именно психологических качеств. Потому что сугубо соматические свойства работников давно изучаются профессиоведами. Это профессиональные забо­левания.

Потенциальные воспитательные возможности труда могут быть реализованы лишь только при соблюдении определенных условий. Эти условия еще только предстоит исследовать и описать, причем для каждого вида труда по отдельности. Надо определить перечень условий, при которых конкретный вид профессиональной деятель­ности сможет раскрыть свои воспитательные возможности. Для обеспечения полноценного развития необходимо исследовать в том числе и негативные аспекты того или иного вида профессио­нальной деятельности, которые надо обязательно учитывать при организации профилактики и воспитательной работы со взрослы­ми людьми.

Таким образом, общий тезис о тесной взаимосвязи между абст­рактной деятельностью и совокупной личностью необходимо в

дальнейшем конкретизировать. Надо по отношению к каждой про­фессиональной деятельности отдельно рассматривать то позитив­ное и негативное в ней, что может благотворно и отрицательно влиять на личность.

studfiles.net