Глава 3. Методы воздействия на психику. Воздействие на психику


Воздействие на психику | Психология отношений

Воздействие на психику

Полагаю возможным обратить внимание читателя на нарастающее со стремительной скоростью совершенствование старых, а главное — на появление новых информационных психотехнологий, составляющих реальное оружие и опасность для интеллекта отдельной личности, а главное народа в целом, его армии, силовых структур, руководящих органов власти.

Информация имеет огромное значение. В течение столетий известна важная роль служб разведки, однако действия последней никогда не назывались информационным воздействием. Ныне ситуация в мире кардинально изменилась с появлением новейших способов ведения информационных войн, информационных воздействий и противоборства совокупности глобальных информационных сетей, приборов и технологий. Главное, что с разработкой психофизического оружия появляется реальная возможность воздействия на психику и сознание человека помимо его воли, использования этого оружия армиями и силовыми структурами государств, а также — потенциальная возможность указанных воздействий сформировавшимися криминальными структурами и олигархами, агрессивными субъектами. Такова новая реальность в плане национальной безопасности.

В информационно-технической борьбе главными объектами нападения и защиты являются системы управления и связи, телекоммуникационные системы, различные радиоэлектронные средства. Именно здесь в самом начале и сформировалось понятие «информационное оружие», получившее широкое распространение после завершения военной операции против Ирака в 1991 г. Тогда решающий вклад в поражение Ирака внесло комплексное применение средств разведки, управления, связи, навигации и радиоэлектронной борьбы, совокупность которых и была определена как информационное оружие театра военных действий.

Информационно-психологические методы и средства психотехнологий подразделяются на открытые и скрытые, положительные и негативные и деструктивные, преследующие явные и скрытые цели. Совершенно очевидно, и это уже, к сожалению, хорошо известно читателю, что открытые психотехнологии реализуются с помощью честных «чистых» и применением обманных «грязных» методов и приемов.

Психофизическое оружие — реальность XXI века Мы не имеем возможности в одной статье Международного журнала последовательно и логично раскрыть подноготную технологий манипуляций, направленных на изменение сознания личности, подразделений и коллективов, народа в целом. До последнего времени главным объектом такого воздействия утверждалось сознание человека. Считалось непреложной истиной, что осязаемые эффекты могут быть восприняты нашим сознанием тогда и только тогда, когда они могут быть критически осмыслены нашим сознанием, пройдут через фильтр нашей оперативной памяти, а лишь потом отложиться в хранилище памяти — в нашем подсознании, прямой доступ к которому категорически закрыт.

Подобные «раскопки» влекут за собой фундаментальные сдвиги не только в подсознании психики людей, но и в изменении их мировоззренческих позиций, в достижении возможности создания невиданных средств порабощения. Стремление воздействовать на человека напрямую, через его подсознание, выражено в разработке самых различных методов, возникающих на основе современных изощренных скрытых психотехнологий, когда субъект воздействия не осознает ни цель, ни даже факт самого воздействия. Их коренное отличие от информационных воздействий открытого типа заключается в том, что они скрытно (скорее даже тайно), т.е. без ведома субъекта воздействия, лишают его права самостоятельного выбора логически обоснованных решений, свободы выбора своего поведения, исполнения желаний, выражения эмоций и даже психофизиологического состояния организма (настроения, здоровья).

Психофизическое оружие — это совокупность всех возможных методов и средств: технотронных, суггестивных, психотропных, комплексных скрытого насильственного воздействия на подсознание человека с целью модификации его сознания, поведения и физиологического состояния в нужном для воздействующей стороны направлении.

— изменение черт характера, поведения личности, снижение интеллекта и творческих возможностей, подавление и замена личности;

— ухудшение здоровья на генетическом уровне, на уровнях органов тела и управления ими;

— повышение психологической напряженности в группах, поляризация мнений, расслоение групп с возрастанием агрессивности подгрупп, разрыва социальных отношений;

— расслоение общества на социальные слои со взаимоисключающими интересами и целями и снижение критичности оценки собственных действий;

— появление социальных групп, управляемых на подсознательном уровне отдельными личностями или группами и выполняющих любые команды.

Источник: Воздействие на психикуПСИХИКА И СОЗНАНИЕ, воздействия на психику, насильственную направленность на психику и подсознание человека, трансформируя психику, глубинные пласты человеческой психикиhttp://galactic.org.ua/SLOVARI/p93.htm

Управление психикой посредством манипулятивного воздействия

Управление психикой посредством манипулятивного воздействия.

Сублиминальные механизмы манипулятивного воздействия на психику индивида и масс с целью программирования на совершение заданных действий

«…бессознательные явления представляют одно из важнейших достижений современной психологической науки».

«Под термином «программирование» как формой обмана я понимаю создание таких условий, при которых ответная реакция другого человека однозначно определяется действиями обманывающего»

академик В.М. Кандыба

«Периодически люди спотыкаются о правду и падают, но большинство затем встают и спешат дальше, как будто ничего не случилось».

«Если мы высказываем свое мнение откровенно, честно и принципиально, то это не значит, что мы ищем конфронтации».

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…»

Проблемные аспекты манипулирования психикой как индивида в частности, так и массовым психическим сознанием в целом, представляют из себя существенную часть жизни общества, социального уклада общества, в т.ч. и в контексте управления обществом посредством манипулирования психическим сознанием масс. Подобные вопросы неоднократно поднимались на протяжении как наших исследований[1], так и исследований таких современных ученых, как проф. С.Г.Кара-Мурза, акад. Д.В.Ольшанский, акад. А.А.Зиновьев, проф. А.П.Назаретян, проф. Г.В.Грачев, проф. Г.С.Мельник, проф. В.Г.Крысько, проф. Г.Г.Почепцов и др., а также исследований прошлого века (профессора: Ж. Тард, Г. Лебон, З. Фрейд, В. М. Бехтерев, С. Московичи, Э. Канетти, Х.Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, В. Райх, Г. Шиллер и др.) Отдельно отметим научно-теоретические и прикладные исследования академика В.М.Кандыбы и его сына, доктора медицинских и доктора психологических наук, профессора Д.В.Кандыбы.

Тем не менее, несмотря на как будто и подробный анализ подобной проблематики в трудах вышеперечисленных ученых и четырех предыдущих книгах автора по теме манипуляций, эта тема не только до сих пор не исчерпана, и по всей видимости безгранична, как безгранична сама психика, изучение которой еще далеко незакончено, несмотря на труды таких ученых, как Зигмунд и Анна Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, К.Ясперс, Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев, В.М и Д.В. Кандыба, П.Я.Гальперин, У.Джеймс, П.Жане, А.Н.Леонтьев, К.Лоренц, А.Маслоу, А.Р.Лурия, Г.Олпорт, К.Роджерс, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Вундт, П.Б.Ганнушкин, и многие др.

Также на наш взгляд, необходимо по особенному отметить труды такого ученого в области кинообразования и медиапедагогики, как доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров[2], более 20 лет руководящий ведущей в нашей стране научной школой в области медиаобразования, а также обратить внимание на ученых, известных своими работами по исследованию влияния масс-медиа (средств массовой коммуникации) на психику индивида и масс (Ю.Н.Усов, С.Н.Пензин, В.П.Демин, О.А.Баранов, И.В.Челышева, А.В.Шариков, Р.В.Сальный, Н.П.Рыжих, Г.А.Поличко, Е.А.Столбникова, А.А.Новикова, И.А.Каруна, Е.В.Мурюкина, Н.Б.Кириллова, В.И.Быков, А.В. Спичкин, и многие-многие другие)[3].

Коммуникация в переводе с латинского означает общение. Средства коммуникации — позволяют транспортировать общение на большие расстояния. Присовокупление слова «массовые» в контексте коммуникаций — позволяют говорить о том, что посредством средств массовой коммуникации становится возможным задействовать в получении информации (распространяя оную) значительно большие количества индивидов, объединенных в массы.

[1] См. книги: Зелинский С. А. Анализ массовых манипуляций в России. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход. СПб. Скифия. 2008., Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб. Скифия. СПб., 2008., Зелинский С. А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. (Информационный ресурсный центр по практической психологии Пси-Фактор)., Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. (Информационный ресурсный центр по практической психологии Пси-Фактор), и др.

Источник: Управление психикой посредством манипулятивного воздействияСублиминальные механизмы манипулятивного воздействия на психику индивида и масс с целью программирования на совершение заданных действийhttp://psyfactor.org/lib/zelinski1-00.htm

psiholog4you.ru

Глава 3 Методы воздействия на психику. Техники скрытого гипноза и влияния на людей

Первый метод – фармакологический

О том, что с помощью различных лекарственных препаратов и химических соединений можно изменять психическое самочувствие, известно с незапамятных времен. В частности, издавна используются некоторые вещества, одурманивающие мозг и создающие иллюзию хорошего, приподнятого настроения. В древности применялись средства, вызывающие у воинов перед сражениями неудержимую ярость.

Однако можно без преувеличения сказать, что за всю историю человечества не было создано такого количества воздействующих на психику лекарственных препаратов, какое производится в последние десятилетия.

Сегодня врачи, занимающиеся лечением нервно-психических расстройств, располагают обширным ассортиментом препаратов, с помощью которых можно «прицельно» изменять психическое состояние: снимать страх, тревогу, ликвидировать депрессию, тоску, создавать хорошее настроение и т. д. Казалось бы, чего проще: дай человеку соответствующее лекарство, научи пользоваться им – и задача регуляции психического состояния решена. Но не тут-то было.

Однажды мне пришлось наблюдать, как штангист перед решающим подходом, чтобы немного «подхлестнуть» себя, выпил чашечку крепкого кофе. И, как это ни парадоксально, «обмяк». Что же произошло? В чашке кофе, как известно, содержится 0,2 грамма кофеина – препарата, повышающего тонус нервной и сердечно-сосудистой систем. Но так кофеин действует на людей, находящихся в ослабленном или обычном состоянии. Когда же организм уже сильно возбужден, та же доза может дать обратный, расслабляющий эффект, что и произошло с этим спортсменом.

Когда подобные случаи стали часто повторяться в спорте, вспомнили о законе начального уровня (исходного) Wilder’a, согласно которому действие любого вещества зависит не только от его химического состава и дозы, но и от состояния, в котором находится человек, принимающий это вещество.

Каждый, кто имеет хоть некоторый опыт употребления алкогольных напитков, хорошо знает, что степень опьянения очень часто зависит не только от количества выпитого или от качества напитка или закуски, но и от психофизического самочувствия перед употреблением спиртного. Вот почему в одном случае после 150–200 граммов водки можно остаться практически трезвым, а в другом эта же доза валит с ног.

Несомненно, придет время, когда химики создадут особенно точно действующие фармакологические препараты, с помощью которых можно будет легко изменять психическое состояние. Причем должны быть созданы не только сами препараты, но и вещества, способные мгновенно нейтрализовать их действие – если оно окажется не таким, как ожидалось. А то ведь проглотишь таблетку, она не подействует как надо – а вынуть ее обратно нельзя! Жди по крайней мере несколько часов, а то и сутки, пока закончится ее действие.

Так вот, когда наступит такое время, тогда, пожалуй, и можно будет говорить о фармакологической регуляции психических состояний.

Все сказанное о фармакологии дает основание сделать такой вывод: применять различные лекарственные препараты самостоятельно, без консультации и без контроля врача, недопустимо. Во избежание самых неожиданных и печальных последствий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологическое воздействие

Понятие и виды психологического воздействия

Люди не просто взаимодействуют, общаются, выстраивают свои отношения, но и оказывают воздействие друг на друга. Последнее применяется столько времени, сколько существует сам человек. Однако в далеком своем историческом прошлом люди умели влиять друг на друга только посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного более разнообразными и эффективными благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий.

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения, настроений и переживаний.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, психологическое воздействие подразделяется на следующие виды: информационно-психологическое, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим) — это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений. Одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции, формирует устойчивые образы-представления.

Психогенное воздействие является следствием:

• физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, температуры и др.), которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

• шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д. Чем менее подготовлен человек к различного рода опасным воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь. Частным, но весьма показательным случаем психогенного воздействия выступает, например, влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние человека. Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая — успокаивающей.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие — это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии. Например, в 1980-е гг. прошлого века профессор И.В. Смирнов разработал технологию компьютерного психоанализа и компьютерной психокоррекции, позволяющую:

• осуществлять математический и статистический анализ реакций организма на внешние воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре или звуковом прочтении различных «стимулов» — слов, образов, фраз;

• абсолютно точно определять наличие в подсознании человека конкретной информации и измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;

• на основе выявленной и проанализированной информации получать полную картину невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей) состояний психики;

• при необходимости проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным действующим фактором которой выступают слова-команды, картинки-образы и даже запахи-мотиваторы определенного поведения.

В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио- или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

Нейролингвистическое воздействие (НЛП — нейролингви-стическое программирование) — вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей).

Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор). Он сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (переживания, настроения, чувства). На следующем этапе инструктор посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально-экономического, культурного, физического и как следствие — психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.

Интересно, что после того, как под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о своих состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие собственные ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.

Психоаналитический и нейролингвистический виды воздействий полезны тогда, когда они используются в гуманных целях. Если же их применяют для завоевания и обеспечения господства над другими людьми, то они представляют собой средства психологического насилия.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие — это воздействие на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

В данной связи необходимо отметить, что телевизионные и другие массовые сеансы якобы экстрасенсорного воздействия (например, Кашпировского, Чумака и других «волшебников») являются яркими примерами самого обыкновенного обмана. Отчасти здесь имеет место массовый гипноз, но в гораздо большей мере — массовая истерия и массовое психическое заражение.

Что же касается психотронного воздействия, то известны факты работ по созданию генераторов высокочастотной и низкочастотной кодировки мозга, биолокационных установок, по использованию химических и биологических средств в целях стимулирования определенных психологических реакций.

Психотроника ориентируется преимущественно на методы, связанные с применением технических средств воздействия на сознание. Например, используется эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный апокалипсическим «числом зверя» — 666 (V666). Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора персональной ЭВМ (вплоть до смертельного исхода). Принцип его действия основан на феномене так называемого 25-го кадра, являющегося весьма мощным средством внушения

«Феномен 25-го кадра» связан с тем, что человек имеет не только сенсорный (осознанный) диапазон восприятия, но и субсенсорный (неосознанный), в котором информация усваивается психикой, минуя сознание. Например, если в течение фильма к двадцати четырем кадрам в секунду добавить еще один — 25-й — с совершенно иной информацией, то зрители его не замечают, но на их эмоциональное состояние и поведение он ощутимо воздействует. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одной секунды центры головного мозга успевают принять и обработать 25-й сигнал. Более того, информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, превышающей обычную норму. Ученые связывают это с тем, что примерно 97% психической деятельности «среднего» человека протекает на уровне подсознания и только 3% — в осознаваемом режиме.

Итак, V666 выдает на экран монитора в качестве 25-го кадра специально подобранную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Через определенные промежутки времени картинка меняется. По расчетам создателей вируса подсознательное восприятие нового изображения должно вызывать изменение сердечной деятельности: ее ритма и силы сокращений. В результате появляются резкие перепады артериального давления в малом круге кровообращения, которые приводят к перегрузке сосудов головного мозга человека. По данным специального исследования, за последние несколько лет только в странах СНГ зафиксированы 46 случаев гибели операторов, работающих в компьютерных сетях, от подобного вируса.

Аналогичным примером психотронного воздействия стала массовая «телевизионная эпидемия», вспыхнувшая в Японии 1 декабря 1997 г. после демонстрации очередной серии популярного мультфильма «Покемон» (Pocket monsters — «Карманные чудовища»).

Более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождавшиеся многочисленными ослепительными разноцветными вспышками. Медики доказали, что мерцание красного цвета с частотой от 10 до 3030 вспышек в секунду вызвало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю сознания, судороги и даже спазматическое прекращение дыхания (удушье).

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Сильно воздействуют на психику, например, некоторые пахучие вещества. Американский психиатр А. Хирш достаточно давно установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека. Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную им эссенцию в различных секциях магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с неопыленными секциями. Потом он набрал 3193 добровольцев, страдающих избытком веса и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Все было очень просто — как только люди чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще испытуемые нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось вывести из эксперимента. И, наконец, исследователь установил, что запахи влияют на производительность труда.

По его мнению, запах —это что-то вроде пульта управления, который руководит человеческими эмоциями и через них поступками людей. С помощью запахов можно повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или, наоборот, — усыплять. Установлено, что некоторые запахи снимают депрессию у больных, улучшают их настроение. Клинические эксперименты показали, что аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают.

studfiles.net

Психологическое воздействие - Психологос

Фильм "Амели"

Внушение - это не рациональное, а психологическое воздействие. скачать видео

Психологическое воздействие - понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями.

Психологическое воздействие - воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Если человека вытолкнули - воздействие было физическим. Выманили - психологическим. См.→

Однако не любое воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей является психологическим воздействием. Психологическое воздействие - только один из каналов влияния на внутреннее в человеке, наряду с духовным и рациональным каналом.

Знак на дороге говорит водителю, как нужно ехать: это воздействие рациональное, обращенное к разуму водителя, а не к его чувствам, не к его психологии.

Кроме того, на психическое состояние можно влиять и через внешнее, влияя на состояние его тела, на окружающую его ситуацию, на значимых людей вокруг него.

Когда нет денег, нечего есть, когда идти тяжело и опасно - желание идти далее обычно пропадает в силу социальных и физиологических обстоятельств, а не психологических причин.

Итого, психологическое влияние - влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.

Дать человеку выговориться - ему уже полегчало. Рационального воздействия не было, но благодаря так организованной ситуации (косвенному влиянию) мы ему помогли. Человека отвлекли от его тяжелых мыслей - ему стало полегче без всяких рациональных процедур.

Психологическое и суггестивное

Психологическое влияние часто, для простоты, называют суггестивным влиянием, поскольку элемент внушения присутствует в психологическом влиянии почти всегда, хотя бы в косвенном виде, и действительно на практике используется достаточно часто. Однако психологическое влияние может идти и без суггестии: восхищенные глаза вызывает душевный отклик помимо суггестии, бодрый голос поднимает настроение через механизм заражения, а на просьбу подсказать нужную улицу мы откликаемся скорее в силу социальных привычек.

Виды психологического влияния

Психологическое влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях - коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности. См.→

Воздействие может быть (cмотри Формы воздействия):

Открытое адресное коммуникативное влияние - обращение. Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, приказ, вопрос. Смотри Обращение.

Например, к сознанию - убеждение, у бессознательному - внушение, к чувствам - уговаривание или манипуляции. Обращение к чувствам, Разговор о чувствах партнера, обращение к его переживаниямЭмоции: средство влияния и манипуляции

  • Прямое и непрямое.

Прямое влияние или воздействие - воздействие, когда мы влияем непосредственно, сами. Напротив того, непрямое, косвенное - воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо.

  • Разрушительное и созидательное

Направления воздействия

Воздействовать можно на себя: смотри Вредные привычки: как избавляться, Полезные привычки: как приобретать, Как работать над собой,

О воздействии на близких смотри Вредные привычки: как отучать, Полезные привычки: как к ним приучать. Отдельно - психотерапевтическая помощь.

Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей

Отношения и взаимодействие близких людей - особенная ситуация, имеющая свои ограничения, но дающие большие возможности для психологического влияния. Какие средства и каким образом используются в этой ситуации, что может быть рекомендовано, от чего стоит воздерживаться? См.→

Защита от психологического влияния

Влияют на окружающих, на мир и себя - все и всегда. Однако тематика влияния интересует только людей активных, желающих на людей и мир влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются мало, их чаще волнуют темы защиты или просто найти объяснение, почему все так получается… См.→

www.psychologos.ru

  •  
  • Галактический Колледж
    • Концепция
    • Библиотека
    • Словари
      • Физиология
      • Психология
      • Словарь китайской философии
      • Буддизм
      • Буддизм в Тибете
      • ДАО
      • Синергетика
      • Цитаты - Телекинез
      • Цитаты - Ясновидение
    • Фоторепортажи
    • История
    • Пресса
    • Партнеры
    • Объявления
    • Контакты
  • Клуб Бронникова
    • Обучение
    • Методика
    • Применение метода
      • Наука
      • Медицина
      • Реабилитация
    • Литература
    • Фоторепортажи
    • Теоретическая база 1 ступени (Коваленко Ю.)
    • Организации
  • Китай Клуб
    • Концепция
    • Обучение
    • Тайцзицюань
      • Обучение
      • Что такое "Ци"
      • Истоки тайцзицюань
      • Об ощущениях ци в тайцзицюань
      • Лю Гуанлай
    • Цигун
    • Ушу
    • Лаборатория фэншуй
      • Програма занятий
      • Знаки фэншуй
    • Организации
    • Китайская философия
    • Стратагемы
    • Лингвистика
    • Верования
    • Фоторепортажи
    • Исскуства
    • Полезные ссылки
  • Интерактив Лаборатория
    • Концепция
    • Транс
    • Технологии
    • Эксперт-операторство
    • Ясновидение
    • Физвокализ
    • Матрица
  • Лаборатория пространств
    • Концепция
    • Человек
    • Общество
    • Кибернетика
    • Философия
    • Физика
    • Непознанное
  • Адвокат Клуб
    • Концепция
    • Сектоведы
    • Наука
    • Революция
    • Махинации
    • Фалуньгун
    • Политэкономия
    • Политтехнологии
    • Права человека
    • Тибет
  • Новости
    • Все новости
    • Новости Метода Бронникова
    • Новости Китай Клуба
    • Новости Культуры
    • Новости Науки
    • Новости Партнеров
  • Общение
    • Форум
    • Рассылка

Вход

ВХІД Реєстрація

www.galactic.org.ua

Глава 3. Методы воздействия на психику. Я спокоен

Глава 3. Методы воздействия на психику

Для регуляции психических состояний у психотерапевтов есть три основных метода. Все они – из арсенала медицины. О них и пойдет речь в данной главе.

Первый метод – фармакологический

О том, что с помощью различных лекарственных препаратов и химических соединений можно изменять психическое самочувствие, известно с незапамятных времен. В частности, издавна используются некоторые вещества, одурманивающие мозг и создающие иллюзию хорошего, приподнятого настроения. В древности применялись средства, вызывающие у воинов перед сражениями неудержимую ярость.

Однако можно без преувеличения сказать, что за всю историю человечества не было создано такого количества воздействующих на психику лекарственных препаратов, какое производится в последние десятилетия.

Сегодня врачи, занимающиеся лечением нервно-психических расстройств, располагают обширным ассортиментом препаратов, с помощью которых можно «прицельно» изменять психическое состояние: снимать страх, тревогу, ликвидировать депрессию, тоску, создавать хорошее настроение и т. д. Казалось бы, чего проще: дай человеку соответствующее лекарство, научи пользоваться им – и задача регуляции психического состояния решена. Но не тут-то было.

Однажды мне пришлось наблюдать, как штангист перед решающим подходом, чтобы немного «подхлестнуть» себя, выпил чашечку крепкого кофе. И, как это ни парадоксально, «обмяк». Что же произошло? В чашке кофе, как известно, содержится 0,2 грамма кофеина – препарата, повышающего тонус нервной и сердечно-сосудистой систем. Но так кофеин действует на людей, находящихся в ослабленном или обычном состоянии. Когда же организм уже сильно возбужден, та же доза может дать обратный, расслабляющий эффект, что и произошло с этим спортсменом.

Когда подобные случаи стали часто повторяться в спорте, вспомнили о законе начального уровня (исходного) Wilder’a, согласно которому действие любого вещества зависит не только от его химического состава и дозы, но и от состояния, в котором находится человек, принимающий это вещество.

Каждый, кто имеет хоть некоторый опыт употребления алкогольных напитков, хорошо знает, что степень опьянения очень часто зависит не только от количества выпитого или от качества напитка или закуски, но и от психофизического самочувствия перед употреблением спиртного. Вот почему в одном случае после 150–200 граммов водки можно остаться практически трезвым, а в другом эта же доза валит с ног.

Несомненно, придет время, когда химики создадут особенно точно действующие фармакологические препараты, с помощью которых можно будет легко изменять психическое состояние. Причем должны быть созданы не только сами препараты, но и вещества, способные мгновенно нейтрализовать их действие – если оно окажется не таким, как ожидалось. А то ведь проглотишь таблетку, она не подействует как надо – а вынуть ее обратно нельзя! Жди по крайней мере несколько часов, а то и сутки, пока закончится ее действие.

Так вот, когда наступит такое время, тогда, пожалуй, и можно будет говорить о фармакологической регуляции психических состояний.

Все сказанное о фармакологии дает основание сделать такой вывод: применять различные лекарственные препараты самостоятельно, без консультации и без контроля врача, недопустимо. Во избежание самых неожиданных и печальных последствий.

Второй метод – внушение

Под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно. Как бы в обход логики. Так, человеку, сидящему на стуле в комнате, можно внушить, что он находится в лесу. Но убедить его в этом с помощью логики невозможно. Этим внушение отличается от убеждения, при котором один человек для того, чтобы убедить другого, всегда опирается на логические доказательства правоты своей точки зрения.

Внушение и убеждение – два процесса, воздействующие на психику, – очень часто переплетаются. И подчас трудно бывает различить, что в данном случае сильнее подействовало – первое или второе.

Если человеку внушают что-либо, когда он бодрствует, то такое воздействие называется внушением в бодрствующем состоянии или внушением наяву. Когда же перед сеансом внушения врач погружает человека в своеобразный сон, внушение называется гипнотическим или гипнозом. Здесь речь пойдет только о гипнотическом внушении.

Разберемся в том, что такое гипноз. Это такое словесное воздействие на человека, в результате которого он погружается в своеобразный сон, а его мозг обретает повышенную восприимчивость к словам внушения и связанным с ними мысленным образам.

Банальный пример. Если у человека острая зубная боль, а под рукой нет анальгина и до аптеки или стоматолога далеко, врач, владеющий методом гипнотического внушения, может погрузить заболевшего в особый сон и сказать: «Боль в зубе уменьшается… Боль совсем прошла…» И человек, благодаря возникшему в его дремлющем сознании мысленному представлению о том, что боль проходит, действительно, на какое-то время освобождается от нее.

Но, может быть, такое воздействие вредно? Может быть, оно (как думают некоторые) ведет к чрезмерному расходу нервной энергии? Если и ведет, то, во-первых, не к чрезмерному, а во-вторых, только у того, кто проводит гипнотическое внушение. Тот же, на кого оно направлено, лишь обретает возможность с предельной эффективностью использовать все свои силы – психические и физические.

Эффективность эта основана на следующем. После направленного гипнотического воздействия все органы и системы человека начинают функционировать в режиме, оптимальном для достижения поставленной цели. Именно в этом – в достижении оптимального психического состояния – и заключаются смысл и польза гипнотического внушения.

Для всех гипнологов издавна существует истина: с помощью гипнотического внушения невозможно заставить человека делать то, чего он по-настоящему не хочет.

Однако, несмотря на все сказанное выше, не представляется возможным рекомендовать гипнотическое внушение как основной метод регуляции психического состояния. Причин тому несколько.

Во-первых, чисто организационный момент: врачей-гипнологов, способных оказать необходимую помощь, считанные единицы.

Во-вторых (и это главное), гипнотическое внушение ставит человека в определенную зависимость от врача. И, добившись успеха после сеансов гипноза, он нередко начинает уповать только на такую помощь и становится зависимым от гипнолога. А это крайне нежелательно! Ибо нет ничего надежнее, чем уверенная самостоятельность.

Итак, сделаем вывод. Гипнотическое внушение – полезный и сильный метод. Но рекомендовать гипноз как основной метод регуляции психического состояния не стоит. Лучше использовать его не как гипнотическое воздействие, оказываемое со стороны, а как самогипноз, то есть как самовнушение.

Третий метод – самовнушение

Самовнушение является одним из методов, включаемых в рамки более общего понятия – «психическая саморегуляция». Под психической саморегуляцией (ПСР) понимают различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него – на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.

Давайте разберемся в том, что такое «слова и соответствующие словам мысленные образы». Предположим, кто-то произнес слово «стол». И у нас сразу же возникает мысленный образ стола. Мы начинаем как бы мысленно видеть перед собой предмет, именуемый столом. В зависимости от нашего жизненного опыта и круга интересов этот «мысленно видимый» стол может быть большим или маленьким, деревянным или пластиковым, квадратным или круглым, темным или светлым; письменным, обеденным, бильярдным, операционным – то есть каким угодно. Но после слова «стол» мы всегда непроизвольно начинаем «мысленно видеть» именно стол, а не что-либо иное. Так в связи со словами в головном мозгу возникают соответствующие этим словам мысленные образы. В свою очередь, мысленные образы, появившиеся в головном мозгу, как правило, получают соответствующее словесное оформление. Например, мы увидели, что за окном идет сильный дождь. Сразу уже от непосредственного восприятия возникает мысленный образ сильного дождя, и мы (подчас невольно) произносим про себя или шепотом соответствующие слова – «сильный дождь». Или говорим их громко. Если хотим сообщить об изменении погоды кому-то, кто еще не смотрел в окно.

О чем бы ни думал человек, нельзя узнать его мысли до тех пор, пока он не начнет говорить. Конечно, можно о чем-то догадываться по выражению его лица, по отдельным движениям головы, рук и т. д., но все это будет только догадками. Лишь после того, как вслух будут сказаны (или написаны) слова, соответствующие мыслям и потому выражающие их, мы сможем узнать, о чем думал человек. «Язык есть непосредственная действительность мысли» – в этой формулировке, принадлежащей К. Марксу и Ф. Энгельсу, предельно коротко и точно определена суть взаимосвязи между мысленными образами, являющимися элементами мышления, и словами, оформляющими эти мысленные образы, – элементами речи.

Правда, иногда жест может быть настолько выразительным, что слов и не требуется. Скажем, если строгий отец грозит пальцем своему непослушному сыну, то слов «смотри у меня, допрыгаешься!» можно не говорить. Сыну и так все будет понятно. Несомненно, «язык жестов» весьма богат. В частности, на его основе построено искусство театра пантомимы, содержание спектаклей в котором понятно всем, хотя в зале могут сидеть люди самых разных возрастов и национальностей. Но все же именно речь, данная природой только человеку, является самым информативным каналом в общении между людьми.

Часто мы сами произносим или слышим от других такие слова – «я думаю». Проанализируем их. Предположим, я думаю о своем учителе. Что это значит? Это значит, что, во-первых, я мысленно «вижу» данного человека, представляя более или менее ясно различные детали его внешнего облика: фигуру, рост, черты лица, цвет волос, покрой костюма и т. д. Все эти детали, как нетрудно заметить, зрительного характера. Но могут быть детали иного характера – скажем, слухового, осязательного, обонятельного. Так, например, думая об учителе, можно мысленно «слышать» его голос, «ощущать» пожатие его руки, «обонять» запах одеколона, которым он пользуется, и т. д.

У каждого из нас – в зависимости от того, какой орган чувств является ведущим, – преобладают соответствующие этому органу чувств мысленные образы. В частности, люди, у которых ведущий орган – слух, после слова «петух» в первую очередь «слышат» «ку-ка-ре-ку!», а уж потом «видят» петуха. Но у подавляющего большинства людей ведущим органом чувств, несущим около 80–85 процентов всей поступающей в головной мозг информации, является зрение.

Естественно, чем больше деталей разного плана, определяемых функциями различных органов чувств, возникает в нашем мышлении в связи с тем объектом, о котором мы думаем, чем точнее и конкретнее эти детали, тем богаче и разнообразнее мысленные образы этого объекта. Следовательно, мысленные образы играют роль своеобразных кирпичиков, из которых складывается то, чем занято в данный момент наше мышление.

Есть такое понятие – «дисциплинированное мышление». Суть его в умении в конкретный момент оперировать только такими мысленными образами, которые нужны в данной ситуации. Если у борца, выходящего на ковер, в голове хаос различных мыслей типа «Выиграю или проиграю? А что будет, если проиграю? Что скажет тренер? Товарищи? Она?…» и т. д., то ни о каком дисциплинированном мышлении и речи быть не может. Этот спортсмен заранее обречен на неудачу, ибо в его сознании отсутствуют четкие, предельно конкретные мысленные образы, направленные на грамотное ведение борьбы.

При дисциплинированном же мышлении в сознании наличествуют только те образы, которые определяются характером предстоящего состязания. Причем эти мысленные образы должны быть связаны не с целью – «Выиграть!», а ориентированы на средства достижения цели – тогда она и будет достигнута как бы сама по себе. Почему?

Вспомните, когда речь шла о внимании, я говорил о том, что нам не дано удерживать сосредоточенное внимание одновременно на разных объектах. Поэтому, если мы (даже невольно) сосредоточимся на цели – «Выиграть!», то из-под контроля нашего внимания выйдут средства достижения этой цели, мы перестанем целенаправленно управлять ими. И цель – победа! – может быть не достигнута. Таким образом, очень важно уметь держать в голове только те элементы мышления, то есть те мысленные образы, которые нужны в данной конкретной ситуации – ничего постороннего! Только при этом условии можно говорить, что мышление было дисциплинированным.

Итак, между мышлением – процессом, суть которого заключается в оперировании конкретными мысленными образами, и речью, элементами которой являются различные слова, существует определенная взаимосвязь: слово порождает соответствующий ему мысленный образ, а мысленный образ, как правило, может быть назван, оформлен соответствующим словом. В этот вывод полезно глубоко вдуматься – это поможет в дальнейшем легче овладеть техникой самовнушения.

Возможности слова. Известно выражение «словом можно убить и можно воскресить». Смысл верен, но сущность процесса необходимо уточнить, ибо не сами слова как таковые оказывают воздействие на человека, а те мысленные образы, которые возникают за словами. Ведь одно и то же слово вызывает у разных людей совершенно различные мысленные образы. Скажите слово «лжец» заведомому лгуну – и он, возможно, только криво ухмыльнется. А это же слово, произнесенное в адрес честного человека, может вызвать у него тяжелый сердечный приступ.

Поэтому для того, чтобы быть правильно и лучше понятым, следует употреблять такие слова, которые в данной аудитории способны вызывать необходимые мысленные образы. Например, если, беседуя со спортсменами, сказать: «экспликация интенсионала», то эти слова, ничего кроме недоумения у них не вызовут. А вот психологам (правда, не всем) они понятны.

Характер и качество связи между словом и соответствующим ему мысленным образом зависят от ряда условий. Вот некоторые из них.

Первое– врожденные особенности нервной системы. Одни из нас в большей, а другие в меньшей степени обладают даром образного мышления. Произнося, скажем, слово «ландыш», одни сразу же могут представить внешний вид этого цветка и даже запах, а у других этот образ воссоздается значительно хуже и получается бледнее. Следует, однако, отметить, что способность к ярким, образным представлениям можно развить, если заниматься специальной тренировкой – в частности, используя возможности самовнушения.

Второе – разные слова с различной силой вызывают соответствующие образы. Так, если представить, что мы едим хлеб, у нас не появится при этом почти никаких осязательных и вкусовых ощущений. А если «заменить» его ломтиком лимона, то у большинства невольно начнет выделяться слюна.

Третье – чем точнее используемые слова, тем сильнее их действие, тем ярче образы, связанные с этими словами. Вот почему просто слово «лимон» вызывает в нашем сознании довольно общее и потому не столь яркое представление. Но если сказать: «Сочный, кислый ломтик лимона» – это вызовет гораздо больше ассоциаций. Очень важно подчеркнуть, что яркие образы вызывают в нашем организме такие же изменения, как и реальные раздражители. Поэтому мы можем вздрогнуть не только оттого, что за воротник неожиданно попал снег, но и представив, как холодный мокрый комок начал растекаться по шее и между лопатками. Чем ярче мысленный образ, тем больше его действие, похожее на действие реального предмета или явления.

Четвертое – интонация, с которой произносятся слова. Бесстрастная, монотонная речь оказывает главным образом усыпляющее воздействие. А речь интонационно разнообразная, эмоциональная может изменить психическое состояние и поведение бодрствующего человека.

Пятое – все слова и соответствующие им образы, которые связаны с многочисленными функциями человеческого организма, можно разбить на две большие группы. Первую составляют мысленные образы о процессах, контролируемых и управляемых сознанием. Это, главным образом, функции опорно-двигательного аппарата. Во вторую входят те, которые не подчиняются нашему контролю, нашим волевым усилиям и приказам. Это деятельность внутренних органов: сердца, желудочно-кишечного тракта, желез внутренней секреции, печени и т. п. Каждый по своему опыту знает, что представления, относящиеся к первой группе, реализовать легче. Например, сказав «сжимаю кулак», нетрудно представить соответствующее движение, а затем физически выполнить его. А вот такие слова как «сердцебиения становятся реже» можно правильно произнести и даже хорошо представить желаемый результат, но вряд ли при обычном, бодрствующем состоянии головного мозга удастся замедлить ритм деятельности сердца.

Шестое – давно установлено, что слова и соответствующие им мысленные образы воздействуют на функции организма гораздо сильнее, когда головной мозг находится в дремотном состоянии. Это обстоятельство используется как при гипнотическом внушении, так и в процессе самовнушения, о чем подробно будет рассказано ниже.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

5.4. Лечимся через воздействие на психику. Основные методы воздействия

5.4. Лечимся через воздействие на психику. Основные методы воздействия

Несмотря на то, что профессиональная область формируется в результате воздействия психического и физического плана бытия человека, основная нагрузка от влияния развития и существования профессиональных дисфункций находится в области психики, души человека. На уровне психики, а не в организме зарождаются профессиональные дисфункции, а в отношении физического плана бытия они чаще всего оказывают свое негативное воздействие. Так как основная нагрузка негативного воздействия профессиональных дисфункций ложится именно на психику, то, соответственно и ключевые точки воздействия на характер и структуру их развития находятся именно здесь.

Наукой посвященной душе человека является психология, которая в своей структуре имеет богатый практический инструментарий воздействия на психику. Но, как показывает практика, достаточно проработанной методологии лечения и работы с профессиональными дисфункциями, психология не обладает. Естественно, что встречаются фрагментарные методики, но как такового общего представления, вместе с практическим инструментарием не разработано. Чтобы максимально сузить область нашей с Вами работа, условно назовем психикой все то, что происходит с человеком, что не может быть измерено. Понятно, что это достаточно условное определение такому понятию, которое имеет большое количество толкований. Но, для работы с профессиональными дисфункциями, оно вполне подойдет, так как позволит на практике, ответить на ключевой вопрос – с чем мы имеем дело. В действительности же психика, несмотря на то, что ей посвящена целая наука, так и осталась нераскрытой тайной, с которой мы имеем дело постоянно, но, при этом до конца не подобрались к ее разгадке. Сложность работы с психикой состоит еще и в том, что как—либо на практике измерить, ощутить и, в общем, понять протекающие психические процессы мы не можем. Это можно сделать только опосредованно, через характер и специфику того влияния, которое они оказывают. Вместе, с тем, что вмешательство в протекающие процессы психики часто не рекомендуется делать непрофессионалам, но мы то это делаем постоянно, каждый день, изменяя характер и структуру своей психики, собственными же действиями. С этой позиции, каждый сам себе психолог и врач в одном лице.

Главная же проблема в лечении ПД состоит в том, что это придется делать самостоятельно. Представьте себе доктора, который сам себе вырезает аппендицит. В лучшем случае, он потеряет сознание, делая надрез, а в худшем умрет от потери крови. То же самое относится и к самостоятельной психологической помощи – очень трудно лечить самого себя. Хорошо, если Вы обратитесь за лечением профессиональных дисфункций к квалифицированному психологу, который уж точно подскажет, как лучше организовать все это. Но, если, по какой—то причине придется заняться самолечением, что чаще всего бывает, то, нужно засучив, рука, по крайней мере, проштудировать какие-нибудь книги по психологии.

Профессиональные дисфункции по своей сути – это сбои нормального функционирования в профессиональной области и причина нарушений психики. Так, как причинами развития профессиональных дисфункций, кроме явного физического повреждения не может стать нарушение работы организма, то точка внимания в их лечении должна быть перемещена на психику. Именно, здесь профессиональные дисфункции формируются под влиянием различного рода факторов и, развиваясь, оказывают побочное влияние уже на функционирование других областей – физиологии, профессиональной области. Соответственно основные, наиболее действенные методики воздействия – это методики воздействия на психики.

Нужно помнить, что в лечении профессиональных дисфункций, в первую очередь необходимо восстановить психику, нормальное ее функционирование. После того, как нормальное функционирование восстановлено, естественно и пропадут профессиональные дисфункции, являющиеся ее сбоями. Число практических методик воздействия на психику не счесть, это НЛП, гештальт психология и многое другое. Вместе, с тем как показывает практика, для лечения профессиональных дисфункций подходят далеко не все из них.

В число основных психологических методик лечения профессиональных дисфункций входит:

1) медитация;

2) переключение внимания;

3) разборка причинно следственных связей;

4) блокировка профессиональной дисфункции;

5) психоанализ;

6) психодрамма;

7) самовнушение;

8) кодировка;

9) забывание.

Каждая из этих методики направлена на решение совершенно различных задач, но их объединяет возможность применения, в лечении профессиональных дисфункций. Понятно, что в каждом конкретном случае нужно подбирать набор тех уникальных методик, которые подойдут только Вам. Тут уж, все ограничивается степенью развитости Вашей фантазии, ведь можно смело экспериментировать и, скорее всего Вы создадите собственный банк методик лечения профессиональных дисфункций, которые позволят Вам быть всегда на вершине профессионального Олимпа. Самое главное помнить главный принцип – не навредить.

Особенность перечисленных психологических методик лечения профессиональных дисфункций состоит в том, что они могут быть использованы в лечении практически всех видов профессиональных дисфункций, при определенной модификации, зависящей от особенностей конкретного вида профессиональной дисфункции. Это же вполне можно сделать, зная суть, особенности и фазы развития конкретного вида профессиональной дисфункции.

Медитация

Медитация входит в число наиболее действенных методик лечения профессиональных дисфункций, но относящаяся к числу нетрадиционных. Именно, ее принадлежность к числу нетрадиционных и препятствовала широкому распространению, как практико-ориентированной методики лечения профессиональных дисфункций.

Суть медитации сводится к тому, что человек искусственно, по собственному желанию и самостоятельно переводит свою психику из нормального в измененное состояние. Именно пребывание психики в измененном состоянии позволяет производить с ней различного рода операции, в том числе и лечить профессиональные дисфункции.

Одной из сложностей состоит в том, что в действительности методик медитации существует достаточно много, и, все они имеют свои уникальные особенности, как результата, так и использования. Но, на практике, необязательно знание всех их, достаточно просто овладеть самой техникой, а все остальное будет определяться конкретными поставленными целями – тем, что вы хотите получить в результате медитации.

Техника медитации состоит в следующем

Вход в изменное состояние

Выберите удобное место, в котором Вы будете чувствовать себя комфортно, чтобы там Вас не могли побеспокоить либо отвлечь. Отключите или сделайте недоступными все раздражители, например, телефон.

Когда, внешнее окружение подготовлено, нужно расположиться максимально удобно – либо лечь, либо сесть, по вашему желанию. После того, как Вы удобно расположились, то начните контролировать свое дыхание, сосредоточьтесь на вдохе и выдохе. Выбросьте из головы все мысли, единственная мысль, которая должна остаться – это Ваше дыхание. После того, как Вы полностью овладеете своим дыханием должно возникнуть ощущение легкости. С этого момента можно идти дальше – представить себе то место, где бы Вы хотели оказаться. Представьте, что Вы находитесь там, наслаждайтесь этим моментом.

Сигналом, по которому можно точно сказать, что Ваша психика вошла в изменное сознание является ощущение нереальности происходящего.

Выход из изменного сознания

Представьте себе, что Вы постепенно возвращаетесь в свое тело, попытайтесь ощутить каждую его клеточку.

Сигналом к тому, что Вы вышли из изменного состояния может быть ощущение вялости тела.

Естественно, что тут приведена максимально упрощенная структура медитации, но следование ей позволит Вам овладеть, по крайней мере, азами, позволяющим лечить с ее помощью профессиональные дисфункции.

Практическое значение медитации состоит в том, что она вводит психику человека в состояние, в котором может быть осуществлено ее изменение. Корректировка в данном случае зависит от конкретного вида профессиональной дисфункции, а также фазы ее развития.

В случае наличия профессионального выгорания в изменном состоянии нужно нащупать проблему – она представиться как неприятный сгусток, и, попытаться ее убрать всеми возможными способами. Можно, например, представить себе во время медитации, что Вы выпускаете в проблему белые шарики, или стреляете в нее. Ваша задача во время медитации нащупать проблему, что Вам мешает нормально работать, а, уже представив ее уничтожить, так, чтобы она больше Вам не мешала.

В случае наличия синдрома белого воротничка в изменном состоянии нужно представить себя стоящим под холодным водопадом, который постепенно Вас охлаждает. А, соответственно и выходить из изменного состояния, в том, случае, когда Вам станет уже непереносимо холодно.

В случае с трудоголизмом в изменном состоянии нужно определить цель всей Вашей жизни, и, поэтапно задавать вопросы, о том, как выполняемая Вами профессиональная деятельность позволяет ее достигнуть. В результате расстановки приоритетов, трудоголизм, как способ компенсации чаще всего ликвидируется.

Эти основные направления работы в изменном состоянии психики, при помощи медитации, чаще всего используется на практике. Главное, чтобы, предварительно поставив цель, нужно четко сформулировать, перед началом медитации – то, что Вы будет делать, какова цель, что хотите достичь в результате.

Главное, что стоит иметь ввиду при использовании методики медитации – это то, что ее применение должно иметь четко поставленную цель, а также проводится в уединенном месте, где Вам не смогут помешать. Лучше, всего в рамках лечения профессиональных дисфункций проводить медитации не реже одно раза в день по пятнадцать, двадцать пять минут. Такая периодичность позволит не только закрепить на практике полученные результаты, но и отработает до совершенства Вашу технику медитации.

Переключение внимания

Представьте себе, что Вы ведете машину и, вдруг видите в левом зеркале обзора стоящего на обочине и голосующего чудака в ярких, метровых перьях. Тут, уж ни до какой не до дороги, и, главное, чтобы не случилось аварии. Примерно, на таких же принципах и строится методика лечения профессиональных дисфункций – переключение внимания.

Сама по себе ПД это нарушение нормального функционирования психики. Вот и получается, что психика работает дальше и профессиональная деятельность осуществляется, но при всем этом все внимание сосредотачивается на сбое – начинается своеобразное разъедание пробоины, в результате чего и возникает профессиональная дисфункция. На практике, это состоит в том, что человек понимая то, что он не может увеличить результативность своей профессиональной деятельности или она неуклонно снижается, начинает злиться на себя. Вот это самобичевания – «Ах какой я плохой профессионал», «Какой я неудачник» служат мощнейшим катализатором формирования и бурного развития профессиональных дисфункций.

На этапе, когда начинается углубление, то есть развитие профессиональной дисфункции, а особенно во время ее лечения нельзя концентрировать внимание на ней. Любая профессиональная дисфункция должны рассматриваться только как сбой – ошибка в функционировании сложного механизма. Для реализации этого как нельзя, кстати, подходит такая психологическая методика, как переключение внимания.

Ее суть достаточно проста. Как только Ваши мысли будут заходить о профессиональной деятельности, а в частности о негативных моментах нужно насильно переключать свое внимание на что—то другое, и, совершенно не важно, что это будет – пейзаж за окном или мысли о результатах футбольного матча. Первое время делать это будет достаточно сложно – нужно будет насильно заставлять думать себя о другом. Но впоследствии уже должен выработаться рефлекс – обо всем негативе, связанном с профессиональной деятельности не думать. Кстати, лично из своего опыта могу сказать о том, насколько полезна гениальная фраза Скарлет «Об этом я подумаю завтра». Вот и думайте о том, что Вам неприятно потом.

Разборка причинно следственных связей

Еще Платон в свое время сказал: «У всего в этом мире есть своя причина и следствие». И спустя время этот принцип не потерял своей актуальности, получив широкое распространение и практическое применение. Конечно же, первый вопрос, который возникнет, вполне закономерен – причем тут Платон, да еще и профессиональные психофизиологические дисфункции. А, все достаточно просто, ведь, если профессиональная дисфункция сформировалась, будь то профессиональное выгорание, синдром белого воротничка или трудоголизм, то тому наверняка есть объективная причина. Профессиональная дисфункция, в данном случае, не причина снижения результативности профессиональной деятельности либо же невозможности ее выполнение, а, всего лишь на всего следствие. Вот, и, получается, что, следуя извечному платоновскому принципу, работая с профессиональными дисфункциям, имеем то мы дело не с причинами проблем в профессиональной деятельности, а всего лишь с его побочными следствиями. И, действительно, если исходить из того, что все же по отношению к профессиональной деятельности, психика имеет более превосходящее значение, то, мы и получаем, что причинами профессиональных дисфункций является уже не профессиональная область, а психика.

Использовать на практике методику «Причина – следствие» достаточно просто, даже и не профессиональному психологу, к тому же она не требует значительных временных и финансовых затрат. Но, что самое главное, и, нанести то ощутимого вреда, усугубив существующее положение вещей, она не способна. Есть только два варианта, либо она не принесет ни какого результата, что есть непосредственное следствие неверного ее использования, либо же она принесет существенный положительный эффект – будет способствовать устранению именно причины, а не следствия профессиональной дисфункции.

На практике использование методики «Причина – следствие» выгладит до крайности элементарно. В первую очередь необходимо по—другому посмотреть на себя, а в частности на свою профессиональную деятельность. Четко, либо еще раз для себя определить, что профессиональная деятельность – это всего лишь побочный продукт процессов происходящих в душе, психике. Вот это и будет той отправной точкой, от которой можно уже и работать – причем результата всей этой работы будет в первую очередь зависеть от Вас. Слагаемыми успешности применения этой методики будут – внимательность к самому себе, настойчивость и планомерность. Но учтите, что она не даст эффекта в первые десять минут. А даже если и даст, то это совершенно не означает, то нужно прекращать лечение, так как достигнутые легко рубежи, также легко могут быть и сданы.

Вторым действием, наиболее важным из всей методики будет собственно само откручивание. Оно состоит в том, что нужно сконцентрировать внимание и решить – что именно вызывает такое бурное развитие профессиональной дисфункции, будь то «Профессиональное выгорание», «Синдром белого воротничка» или трудоголизм. Тут уж нужно думать и анализировать, выискивая, как ищейка, причину, происходящего с Вами. После, того, как причина, а возможно их совокупность будет определена, естественно нужно разработать план их удаления или, по крайней мере, строить свою жизнь, таким образом, чтобы они не возникали.

К примеру, распространенной причинной «Профессионального выгорания» является отсутствие ощутимых, осязаемых результатов профессиональной деятельности. Вот одна из множества причин, которая может стимулировать развитие «Профессионального выгорания», и у Вас. Логически следующим шагом, исходя из методики «Причина – следствие» будет естественно устранить причину развития «Профессионального выгорания». Здесь это достаточно просто – нужно всего лишь, овеществить результаты профессиональной деятельности – перевести их в какое либо выражение, которое можно пощупать. Например, позволить себе большое и вкусное пирожное, как поощрение за хорошо выполненную работу.

Другим, примером причины, того же «Профессионального выгорания», может послужить отсутствие признания собственных профессиональных достижений. Все дело в том, что в системе иерархических потребностей человека, необходимость признания стоит сразу же после потребности в безопасности. Соответственно, и, тут ликвидировать причину «Профессионального выгорания» значительно проще, чем устранять последствия его развития – снижение результативность профессиональной деятельности. Можно, например, принять участие в каком—либо профессиональном конкурсе, на звание лучшего сантехника, лучшего кочегара, лучшего менеджера по управлению персоналом. Да и, по сути, не важно каком. Пусть и не существенные результаты участия в подобного рода профессиональных конкурсах в финансовом выражении, могут вполне эффективно удовлетворить Вашу потребность в признании собственного профессионализма.

По сути, глобальные и чаще всего негативные последствия развития ПД, в действительности имеют вполне элементарные и поэтому легко устранимые причины. Фактическая же результативность использования методики «Причина – следствие» в первую очередь зависит от творческого и креативного подхода к самому себе. Нужно, искать, а, найдя причину того, что с Вами происходит, сделать невозможным ее возникновение и развитие – устранить ее. Имея перед собой наглядную структуру такого поиска, при определенной непредвзятости, вполне реально предотвратить сам факт их формирования.

Блокировка профессиональной дисфункции

Давайте вспомним с Вами о том, что же нужно предпринять в ситуации, когда человек серьезно порезал руку и кровь льет фонтаном. Естественно оказать первую помощь и отправить в больницу. А, что же делать, когда «горит» проект? – хоть умри, но через неделю нужно выполнить работу, а тут как некстати развитие какой либо из ПД практически полностью демобилизовало – «Работать нужно, но не могу».

Вот это ситуация, в которую уж точно каждый из нас попадал, по крайней мере, хотя бы раз в жизни. И, что же тут делать – естественно оказать первую психологическую помощь.

Она основана на элементарном самовнушении, и, ориентирована на краткосрочный эффект. Тут, нужно, как при накладывании жгута, на поврежденную, артерию экстренно заблокировать действие ПД на профессиональную деятельность.

Тут, можно использовать самый элементарный аутотренинг

Закрываем глаза. И начинаем сами с собой разговаривать – как будто общаемся мы с другим человеком. Спрашиваем сами себя «Почему я не хочу работать», и, сами же отвечаем себе на этот вопрос. После того, как причина выделена, убеждаем себя, что ее не существует. Например, если причина усталость – внушаем себе, что только вчера вернулись из длительной туристической поездки в Анталию. Суть, же этого аутотренинга состоит, в том, что реальной причины не работать нет. Вот и внушайте себе, что ее нет.

Естественно, что при практическом использовании этой методики не только можно, но и нужно модифицировать формы самовнушения, адаптируя их под конкретную ситуацию и особенности собственной психики. Более целесообразно их проводить не более пятнадцати минут, с интервалом в два часа. Но, стоит помнить, что реальная их результативность зависит от того, насколько Вы сами поверите, в это – это уж неизбежное условие эффективности самовнушения.

Психоанализ

Хоть и обязан, в Европе, психоаналитик пройти не менее четырех лет самоанализа, прежде чем его допустят к практике – оказанию психологических услуг, в России сплошь и каждый занимается психоанализом в той или иной форме. Поэтому, скорее всего, с использованием именно этой методики должно возникнуть минимум проблем.

Вы, наверное, примерно представляет визит к психологу. Вот примерно в этом и состоит практические использование этой методики лечения ПД, но только говорить Вам нужно будет с сами собой. Главное что нужно сделать – это четко разграничить, что разговариваете не сами с собой, а проводите самоанализ. Структура этого самоанализа на практике может выглядеть совершенно по-разному. Тут уж предел совершенства определяется уровнем Вашей подготовки, закомплексованности и, конечно же, фантазии.

Суть этой методики состоит в том, что в режиме диалога с самим собой, а, именно с подсознанием, психикой, либо же их глубинными их пластами, Вы находи причину того, что с Вами происходит, вид ПД и производите ее лечение в режиме реального времени. Все достаточно, просто. А результативность, в первую очередь зависит от осознания того, что именно диалог с сами собой несете тот неоспоримый положительный эффект – нужно говорить много с самим собой, спрашивая например, самого себя хочется ли тебе работать, а если нет, то в чем же причина этого нежелания. Диалоги строятся примерно в такой же форме, и, понятное дело варьируются, в зависимости от конкретной ситуации, каждым кто возьмется использовать эту методику. Разговаривать с самим с собой можно как, и, выражая диалог на бумаге, так и фиксируя его любыми другими способами. Это уж определяется спецификой вашего мышления – как Вам будет удобно.

Психодрамма

Суть этой методики достаточно проста и известна достаточно давно. Она базируется на фундаментальном принципе: «Также как и в театре, жизнь человека – это пьеса». Тут, уж сразу вспоминаются великие слова У. Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры».

Оговорюсь о том, что как таковая методика психодраммы, достаточно плохо подходит для лечения ПД, так как основана на групповых методах терапии. Ну, где же Вы найдете примерно от 5 до 15 человек, которые потратили бы время, для того, что, поиграв с Вами, решить собственные проблемы. Скорее, это способ терапии опытных психологов.

Относительно, лечения ПД, методику психодраммы можно использовать в двух основных вариациях. Первая состоит в том, чтобы изменить отношение к собственной профессиональной деятельности – это уж глобальные изменение психики. Вторая же заключается в том, что методика психодраммы используется, для того, чтобы проиграть желаемый вариант развития профессиональной дисфункции, как бы поставить на убыстренную перемотку, и, за несколько секунд увидеть весь фильм и финальные титры. Все они имеют право, на жизнь и показали достаточно большую результативность при использовании на практике.

Первый вариант практического использования психодраммы носит фундаментальный характер. Если, Вы решите его использовать, тут уж придется несколько модифицировать собственную систему взглядов. Но, при всей своей видимой глобальности она достаточно проста в применении – нужно относиться к своей профессиональной области, как игре в театре, в которой Вы один из главных героев. Также как и в спектакле, главное, что соединяет всех актеров, сценарий, можно разработать и для собственной профессиональной деятельности. Не смущаясь в красках, распишите в нем, что Вы будет делать завтра, на следующей неделе, и, уж дальше все дело Вашего таланта актера – играйте, но главное не заигрываетесь. Поверьте, даже простое изменение отношения к профессиональной деятельности, может полностью излечить от «Профессионального выгорания». Подобного рода мощный эффект этой методики объясняется тем, что изменяются основы профессиональной деятельности. Раньше – это была просто профессия, способ заработать на кусок хлеба, а теперь – это увлекательный театр, в котором Вы главный актер.

Другой вариант использования методики психодраммы базируется на том, что, определив вид ПД, а также фазу его развития, мы начинаем проигрывать весь путь его жизненного цикла – до самого завершения.

Самовнушение

На методике самовнушения строятся практически все психологические методики воздействия на профессиональные дисфункции. Ее суть состоит в том, чтобы внушить что—либо собственной психике. Например, в случае с «Профессиональным выгоранием» это будет устойчивая потребность в работе. В случае, с синдромом белого воротничка, смещение центра тяжести – внушить себе, что работа не является центром вселенной. То, что будет внушаться, определяется исходя из конкретных обстоятельств, но, вместе с тем должно быть всегда исключительно лаконично и укладывать в несколько фраз, например, «Я хочу работать», «Работа для меня не имеет никакого значение» и т. д. Тут уж единого рецепта нет, и Вам придется поднапрячь мозги и разработать собственную программу, которая будет внушена.

Конкретных методов использования внушения также много, как и его вариаций. Можно, например, просто усилием воли выбрать нужную программу поведения, но, это больше подходит для людей с сильной и развитой волей, для которых даже простое решение становится руководством к действию.

Если же все—таки Вы решите использовать внушение для лечения профессиональной дисфункции, нужно действовать, руководствуясь принципом: «Самое главное не навредить». Предварительно следует провести глубокую диагностику, результатом которой будет определение вида и фазы жизненного цикла ПД имеющей место. На этом этапе нужно найти конкретную причину развития ПД. Когда Вы определите, с чем имеете дело можно приступать и к следующему этапу – разработке программы действий, которая выражается в короткой фразе. Например, «Я получаю удовольствие от работы», но не стоит зацикливаться только на этом варианте, а, важно наиболее полно учесть особенности собственной психики, а также степень развития ПД.

После того, как все предварительные процедуры выполнены, следует самый главный, технический момент – перенос сформулированной программы действия. Его, можно например, выполнить с помощью многократного повторения фразы – кода. Например, повторяя подряд не менее двухсот раз фразу – код, происходит неизбежное внедрение ее на уровень подсознания. Есть, и, другая техника, которая состоит в том, чтобы записать фразу – код на любое средство воспроизведения, например диктофон, которые остается только включить на воспроизведение. Одновременно с прослушиванием, нужно внимательно наблюдать за каким-нибудь предметом, например, тем, как ходят часы.

Внушение, как методика, крайне сложна в использовании, и, результативность ее использования напрямую зависит от уровня познаний человека и его опыта. Но, вместе, с тем на элементарном уровне, она доступна и непрофессионалам. Вот только нужно учесть момент отслеживания того насколько фраза—код, была воспринята психикой, и, закрепилась ли она на уровне подсознании, как руководство к действию. Это вполне можно сделать, проследив за своим поведением. Если, например, внушалась, фраза—код «Я люблю работать», то результат можно отследить по изменению отношения к работе. Работа начала вызывать позитивные позывы, значит, внушение удалось, а, если такового не произошло, значит, Вы, где—то ошиблись, нужно изменить методику внушения и повторить ее вновь.

Методика внушения является наиболее действенной для лечения ПД. Если Вы ею овладеете на таком уровне, что сможете проводить самовнушение, то и ПД Вам, скорее всего, будут нестрашны. Нужно будет только проводить периодическую диагностику, на предмет обнаружения их наличия, и своевременного устранять. Вот только подобного рода профессионализм приходит только после длительной практики, а, поэтому практикуйтесь и еще раз практикуйтесь, оттачивая на себе своей уровень мастерства.

Кодировка

Кодировка, по своей сути, опирается на методику внушения, но, вот только начинка у нее немного другая, в нее входит развернутая программа действий. Другим словами, Вы самостоятельно, либо на бумаге, либо на других носителях – аудио, видео, формулируете, правильное функционирование своей профессиональной области, то есть, как бы Вы хотели, чтобы все работало. Начните, с малого. Для начала, сформулируете по времени профессиональную деятельность, то есть составьте собственное расписание. Дальше, на его основании уже можно разработать порядок своей работы, а, также карьерный рост. От того, насколько полно и скрупулезно будет разработана программа нормального функционирования профессиональной области, а, проще говоря, Вашей трудовой деятельности, и, зависит то, что Вы получите в итоге. Либо, это будет ничего, либо эффект все таки будет заметным.

После того как Ваша программа работы, в которой естественно, отсутствует и намек на ПД, будет разработана, следует самый ответственный этап – ее нужно реализовать на практике, сделать руководством к действию в Вашей профессиональной деятельности. Тут уж, все непосредственно зависит от Вашей воли и планомерности – поэтапно, реализуйте его.

Положительный эффект кодировки заключается в том, что психике и организму показывают как нужно правильно работать, без ПД, а, они уже в свою очередь учатся этому – функционировать в ином, правильном режиме.

Забывание

Если бы человек мог на свое усмотрение управлять собственной памятью, тогда бы, наверное, можно было бы овладеть действительно мощным способом лечения. Представьте себе, что организм и психика – эти сложные механизмы, которые когда—то работали в нормальном режиме, и, вот на каком то этапе возник сбой в их работе – ПД, после чего все пошло под откос. Вот если, психика забудет, что когда—то она работала неправильно, со сбоем, то единственным выходом для нее будет вернуться к нормальному функционированию, которое было перед тем, как возникла ПД.

Не стоит думать, что в технологии лечения ПД «Забывание» есть что—то новое. Каждый из нас в течение жизни, хотя бы раз использовал ее, быть может, чтобы забыть ранее любимого человека или какой—либо другой малоприятный случай из собственной жизни. Относительно же ПД, объектом использования технологии «Забывания» будет то, что когда—то в работе психики существовал сбой. Но стоит, сразу же оговорится, что ее действие применимо для лечения только такой профессиональной дисфункцией, как «Профессиональное выгорание».

Не стоит ожидать результата тут же – должно пройти некоторое время, после которого произойдет забывание ПД, и возврат психики в нормальный режим работы. Единственное, что стоит помнить во время использования этой технологии – это то, что все время в процессе выполнения профессиональной деятельности, нужно думать, о том, как Вам хорошо и какой внутренний психологический комфорт Вы от этого испытываете.

Все психологические методики лечения ПД достаточно сложны в своем использовании, но, знание направлений и конкретных приемов их использования может стать отправной точкой их эффективного лечения. Стоит помнить о том, что результативность и эффект от их использования определяет в первую очередь степень Вашего собственного желания, сила воли, поэтапность лечения. Если, изначально, вы не настроены на то, что лечение ПД – это сложный и длительный по времени процесс, то лучше не стоит браться за это. Только неотступное следование намеченному графику лечения может стать залогом эффективного лечения, и, как следствие восстановления трудоспособности, и, выход на более высокие показатели результативности профессиональной деятельности. К тому же используя на практике, психологические методики, Вам нужно будет включить на максимум собственную фантазию и креатив. Тут, как ни в одной другой области, придется на месте придумывать новые методики, на основании старых.

При практическом использовании психологических методик лечения профессиональных дисфункций следует учесть их потенциальную возможность вступления друг с другом в конфликт. Этот конфликт может, как свести на нет весь результат лечения, так и в некоторых случаях нанести непоправимый вред профессиональной деятельности. Например, реализуемая программа кодировки, может вступить в конфликт с программой внушения, а психика как бы будет разрываться в разные стороны. Поэтому, не стоит одновременно использовать в программе лечения, несколько психологических методик, а, лучше всего будет для начала полностью использовать одну методику, а уж если она не покажет желаемого эффекта, переходить к использованию следующей. Это не только обезопасит Вас, но и существенно повысит результативность лечения. Лучше, всего совмещаются психологические методики с воздействием через физиологию, которые не только можно, но и нужно использовать, так как они поддерживают друг друга, и, вряд ли вступят в конфликт между собой.

В любом случае, использование как психологических, так и физиологических методик не может быть спонтанным – один раз сделал и поможет. Тут, главным катализатором успешности лечения, служит планомерность и поэтапность лечения. Именно, план лечения, который и будет картой Вашего выздоровления, должен стать той основой, к которой подбираются методики лечения, а не наоборот.

Рис. 3. Основные психологические методики лечения профессиональных дисфункций

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru