ГЛава I. Сущность процесса развития личности. В чем сущность развития личности


ГЛава I. Сущность процесса развития личности

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. От ее решения зависит то, какую позицию займет педагог в своих взаимоотношениях с ребенком, какие действия он предпримет, насколько он сумеет определить степень своей активности в решении конкретных задач, связанных с развитием личности.

Ваш опыт позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание":

Развитие - это объективное свойство живой материи, понимается как "самодвижение". Данный процесс присущ каждой личности, ему свойственны свои закономерности.

Традиционно воспитание понимается как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью развития и формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Поскольку воспитание во многом определяется взглядами, привычками, образом жизни воспитателя, это позволяет рассматривать данный процесс как нечто внешнее по отношению к личности ребенка. В связи с этим возникает проблема:

А возможно ли целенаправленное развитие личности? И если да, то насколько это целесообразно и необходимо?

На решение данной проблемы существует множество точек зрения. Мы считаем необходимым представить две из них, крайне противоположные.

1-я точка зрения - "Развитие возможно без воспитания". Представители этой точки зрения считают, что ребенок развивается САМ. Источником такого развития являются его природные силы, а потому любое воспитательное воздействие понимается как "насилие" над процессом развития личности, оно, скорее, мешает развитию природного начала, так как придает этому процессу направленность, необходимую прежде всего воспитателю, что может не соответствовать природе самого ребенка. Такой взгляд на роль воспитания в процессе развития личности подкрепляется примерами: когда, казалось бы, ребенка никто не воспитывал, а он достигает выдающихся результатов, и, наоборот, жизнедеятельность воспитанника жестко регламентирована со стороны воспитателя, а результаты его развития минимальные или даже негативные.

Сторонникам данной точки зрения такие рассуждения позволяют сделать вывод о том, что взрослому не следует вмешиваться в естественный процесс развития личности ребенка, ЗАДАЧА воспитателя состоит лишь в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для проявления природных начал ребенка.

Но в чем же тогда проявляются различия в понимании таких явлений, как "естественное" и "стихийное" развитие ребенка? И что значит - "создавать условия" для развития?

2-ая точка зрения - "Воспитание может все!" - другими словами, без воспитания развитие практически невозможно: не помогая ребенку познавать окружающий его мир, осмысливать его проблемы, находить пути их разрешения, не приучая ребенка к определенным нормам поведения, не развивая в нем способности, социально и личностно значимые качества, мы тем самым затормаживаем его развитие. Сторонники данной позиции также приводят конкретные примеры, которые доказывают обусловленность высокого уровня развития личности (например, интеллектуального или физического) соответствующей методикой обучения и воспитания. И наоборот, при "отсутствии" специально организованных воздействий формируется личность со многими "пороками" - пассивная или агрессивная, с узким кругозором, инертностью мышления, неусидчивая, недисциплинированная и т.п. Используя для характеристики личности такие термины, как "необразованный" и "невоспитанный" мы подчеркиваем отсутствие целенаправленных воздействий на ребенка со стороны взрослого.

Но все ли мы можем воспитать в ребенке? Что конкретно зависит от воспитателя? Что зависит от природы самого ребенка? А что от обстоятельств его жизни? Всегда ли они "сильнее" нас? В каких ситуациях развития личности ребенка воспитатель должен занять более активную позицию, а в каких предоставить ребенку возможность проявить себя, оставаясь при этом на позиции «наблюдателя»?

Ниже мы приводим суждения некоторых выдающихся мыслителей – философов, психологов, педагогов, конкретизирующих данные позиции.

С какими из них Вы согласны?

К. Д. УШИНСКИЙ (Россия, 1824-1871): "Дело воспитания... состоит в том, чтобы занять ум воспитанника... такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести в нем добрые плоды" (134, с. 319).

ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): «Уже начиная с колыбели, младенца следует вырвать из рук слепой природы… и передать его в руки лучшей силы, получить которую нас научил тысячелетний опыт, касающийся сущности ее важнейших законов» (100).

М. МОНТЕССОРИ (Италия, 1870-1952): "Человек является таким, каков он есть, не из-за учителей, которые были у него когда-то, но вследствие того, что он совершил сам" (Цит. по 79).

И. КАНТ (Германия, 1724-1804): "В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы... Заманчиво представить себе, что, благодаря воспитанию, человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше... и что ей можно придать такую форму, которая бы соответствовала идеалу человечности" (48).

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Франция, 1715-1871): «Не следует ожидать от науки о воспитании – до какого бы совершенства она ни была доведена, -чтобы она сумела как-нибудь воспитать гениальных людей из всех жителей государства. Воспитание может только одно – умножить их число и сделать из большинства граждан здравомыслящих и умных людей… Но и этого достаточно…Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» (27, с. 176, 403).

Ж.- П. САРТР (Франция, 1905-1980): "Человек есть лишь то, что он сам из себя делает" (120).

Л. Н. ТОЛСТОЙ (Россия, 1828-1910): "Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму... Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы" (132, с. 209, 288).

В.Г. БЕЛИНСКИЙ (Россия, 1811-1848): «Воспитание – великое дело: им решается участь человека,.. молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего…» (Цит. по 93, с. 243).

ПЛУТАРХ (др. Греция, ок. 45-127 г. н. э.): "Много хорошо одаренных голов пропадает от ошибок воспитателей, которые коней превращают в ослов, не умея управлять свободными и осознающими свое достоинство людьми... То, какими родятся дети, не зависит от человека, но сделать их посредством доброго воспитания добрыми и сведущими - это в нашей власти" (105).

АРИСТОТЕЛЬ (др. Греция, 384-322 г. до н. э.): "Искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего не достает от природы... добродетели не даются в готовом виде от природы и потому воспитание дополняет и развивает природные данные" (4. с. 351).

Ж.-Ж. РУССО (Франция, 1712-1778): "Растения облагораживаются возделыванием, а люди воспитанием"... "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием" (118, тез. 5).

Р. ОУЭН (Великобритания, 1771-1858): "От воспитания зависит создать благоприятные условия и … выправлять природную среду" (94, с. 151).

ГЕГЕЛЬ (Германия, 1770-1831): "Педагогика есть искусство делать людей нравственными, она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую, духовную природу, так что это духовное становится в нем привычкой" (25, с. 187).

Прежде чем формулировать свою позицию, мы предлагаем Вам разобраться в том:

1. Как происходит процесс развития личности? Что представляет собой тот процесс, которому мы должны научиться помогать? И возможно ли это?

2. Может ли быть развитие без воспитания? Что значит "вмешиваться" в процесс "самодвижения" личности? Не является ли воспитание причиной нарушения естественного развития личности?

3. Какое значение в развитии ребенка имеет взрослый?

4. Что значит - "воспитывать ребенка"?

studfiles.net

лекция 4

ТЕМА 4

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ,

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

• Сущность личности. • Процесс развития личности. • Факторы развития личности.

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, процесс, развитие, формирование, деятельность, активность, общение, наследственность, среда, воспитание, самовоспитание.

§ 1. Сущность личности

В общем развитии человека как общественного существа наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная.

В процессе биологического развития у человека развивается скелет, мускулатура, внутренние системы, что проявляется в возрастных этапах его развития и поведения, находит свое выражение в специфических чертах детства, отрочества, юности, зрелости, старости.

Процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека, характеризуют его как общественное существо. Человек овладевает речью, усваивает навыки и привычки обращения с предметами, правила поведения, овладевает знаниями, усваивает нравственные нормы и правила, вырабатывает способность к выполнению той или иной работы и т.д.

Человекрассматривается в науке какбиосоциальное существо, каксубъект исторической деятельности и познания.

Отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам является индивидом.

С понятием «человек» связаны как его биологические, так и социальные свойства и качества, оно носит более широкий характер по отношению к понятию «личность».

Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и означает совокупность прижизненно вырабатываемых социальных свойств и качеств.

Личность – человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

Структура личности представлена на схеме 1.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Высшие духовные потребности

Познавательные:

в познании и самопознании

Эстетические:

в наслаждении от искусства,

самовыражении

Моральные:

в отношениях, любви,

свободе, самоуважении

Индивидуальные особенности:

Ощущения, восприятие, память, внимание,

мышление, эмоции, чувства

Жизненный опыт:

Знания, навыки, умения, привычки,

моральные, эстетические, интеллектуальные свойства, творчество, способности

Мотивы поведения и деятельности

Самосознание

(свое «Я»)

Биологические свойства:

Морфологические свойства, особенности нервной системы, половые, возрастные особенности, задатки

Направленность:

Склонности, желания, установки, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения,

жизненная позиция, воля, характер

Первичные потребности

еда

комфорт

безопасность

Схема 1

Так как личностные качества формируются прижизненно, то у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других слабее.

Основными признаками, по которым можно судить об уровне личностного развития, согласно мнению философа В. П. Тугаринова, являются разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность.

Личность тем более значительна, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, чем креативнее ее деятельность.

В связи с этим характеристика понятий «человек» и «личность» может быть дополнена понятием «индивидуальность».

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой.

§ 2. Процесс развития личности

В переводе с латинского процессозначаетдвижение вперед, изменения.

Развитие–это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме.

Развитие связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходом из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс, его характерная особенность – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Движущая сила развития – борьба противоречий.

Противоречия– это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого человека.

Универсальный характер имеют противоречия между, возникающими под влиянием объективных факторов, потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, приспособлению организма.

Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются.

Результатом развитияявляетсястановление человека как биологического вида и как социального существа –формирование.Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

Поскольку основной функцией личности является творческое освоение опыта и включение человека в систему общественных отношений, то все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельностииобщении.

Деятельность – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Активность – это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Деятельность может быть активной и пассивной. Чем большую активность проявляет человек в деятельности, тем более высокие результаты развития.

Источником активности является потребность. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Основные виды деятельности школьников – игра, учение, труд.

Особый вид деятельности – общение.

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

§ 3. Факторы развития личности

Процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием четырех факторов – наследственности, среды, воспитания и самовоспитания.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»), хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние и внутренние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммированы сочетание в организме различных белков, группа крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. По наследству передается ряд болезней и патологий (шизофрения, гемофилия, сахарный диабет и др.). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть генетической программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования.

Довольно сложной в педагогике и психологии является проблема наследования задатков, характеризующих предрасположенность к какой-либо деятельности. Задатки обусловлены структурно-функциональными особенностями головного мозга, органов чувств, речедвигательных органов, являются природными предпосылками развития способностей. Под способностямипринято понимать такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности. Яркое проявление способностей принято считатьодаренностьюилиталантом.

Еще более сложным в педагогике является вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н. П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Особенно важен вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют нравственных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Однако в западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Российские ученые П. К. Анохин, Н. М. Амосов в последнее время также открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей ребенка, его взгляды и ценностные ориентации, предоставляет условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Воздействие среды осуществляется стихийно и не в состоянии обеспечить решение многих задач, связанных с подготовкой человека к жизни, формированием его личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Воспитание способствует развитию человека в соответствии с намеченной цели, оказывает воздействие на общее физическое развитие человека, под воздействием воспитания не остается неизменным и врожденный тип нервной системы, развиваются природные задатки, интересы, потребности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются нравственные и другие качества и т.д.

Оказывая влияние на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Продолжением и развитием воспитания является самовоспитание. Человек создается не только воспитательным влиянием родителей, учителей, прессы, телевидения, но и воспитывает себя сам. Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности.

Все люди имеют общие этапы становления и развития, но темпы их прохождения различны. Для работы над собой человеку необходима определенная готовность. Наличие таких качеств как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, восприимчивость к воспитательным воздействиям. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств.

studfiles.net

Развитие личности: сущность, направление, факторы

Развитие личности: сущность, направление, факторы

 

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9]. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.[1, 2, 4, 6,

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. [7]

Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

Условия развития личности

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Роль активности личности в собственном развитии

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

Влияния на развитие личности

ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Социальная зрелость личности

По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Четыре компонента личностной зрелости

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др.. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

- ответственность;

- терпимость;

- саморазвитие;

- позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

В терпимости же личности проявляется интегральная образующая – позитивное отношение к миру

Выводы

Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования/ Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  7. Сластенин В.А.
  8. Фролов С.С. Социология: учебник, (http://onby.ru/sfrolovsotsiologija/7/5d36/)
  9. Харламов И. Педагогика.  (http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/22)
  10. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студ. Высш. Учеб.завед. – 2 –е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с

 

www.sverdlova.ext.spb.ru

Лекция 2

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.

Основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности.

Воспитание должно характеризоваться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какие факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе ее формирования. Эти вопросы имеют существенное значение, как для разработки педагогической теории, так и для практической воспитательной работы.

В чем состоит сущность понятия «личность», ее развитие и формирование?

Проблемы, связанные с развитием человека как личности, освещаются в философии, этике, психологии и других науках. Педагогика имеет свой, более широкий, аспект исследования, особенно если касаться практической стороны воспитания. Немало глубоких теоретических и методических идей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также многих современных педагогов.

Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, осмысление самого понятия «личность» и относящихся к нему других научных терминов. Попытаемся подойти к их рассмотрению генетическим путем.

В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения человека происходит и в его дальнейшем соматическом и физиологическом развитии, в специфических возрастных этапах этого развития – детстве, отрочестве, юности, зрелости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом связан с прижизненным приобретением и совершенствованием множества социальных свойств и качеств, которые позволяют ему познавать окружающий мир и принимать участие в его преобразовании и совершенствовании. Как видим, понятие «человек» синтезирует в себе как биологические, так и развивающиеся у него прижизненно социальные свойства и качества.

С этой точки зрения человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания.

Понятие личности включает в себя только социальные свойства и качества человека. Оно характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Для характеристики человека и личности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения.

В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомно-физиологическом созревании человека, совершенствовании его нервной системы и психики, при этом развиваются также его познавательные и творческие способности, его мировоззрение, происходит становление нравственности, общественных взглядов и убеждений.

Формирование выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. В толковом словаре русского языка говорится: формировать – значит придавать форму чему-нибудь, устойчивость, законченность, определенный тип.

Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Человек – биологическая сущность

Личность – социальная сущность

Индивидуальность – неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Формирование личности – процесс становления личности как социального существа в результате объективного влияния всех без исключения факторов – наследственных, экологических, социальных экономических, идеологических, психологических, самой среды, а также целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Итак, как мы уже отмечали, человек – существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваивает полученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы разные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих. В определенной мере процесс социализации отражает поговорка «С кем поведешься, от того и наберешься». Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. И это…

Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.

Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться, как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям.

Пример: В знаменитом романе Дж. Апдайка «Кентавр», посвященном отчасти и проблемам американской школы, одну из основных сюжетных линий составляет травля директором пожилого преподавателя астрономии Колдуэлла. Это единственный человек во всей школе, который вносит в свои уроки элемент творчества. В романе есть эпизод, где директор начинает выяснять отношения с учителем прямо во время урока, якобы посетив класс ради ежемесячного «контрольного визита». Понятно, что школьники при этом не столько накапливают информацию об эпохах геологического развития Земли, сколько наглядно постигают безнаказанность того, кто выше стоит на социальной лестнице. Итак, перед нами одновременно накопление и учебного материала, и отрицательного, как бы «случайного», социального опыта. Неудивительно, что, наблюдая такие эпизоды, ученики Колдуэлла ведут себя так же, как директор школы: Дефендорф, сильный, спортивный мальчик, бьет другого, болезненного и слабого.

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный процесс социализации.

Человек – не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

По каким критериям судят об уровне личностного развития человека?

Поскольку личностные свойства и качества формируются прижизненно, то у одного человека они могут быть более развитыми, у другого – менее. По каким же критериям судят о мере личностного развития человека?

Психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек становится личностью, когда приобретает способность управлять собственным поведением, что в той или иной мере отмечается уже с трехлетнего возраста.

В дальнейшем об уровне личностного развития человека судят:

  • по разумности его поведения, ответственности, умению пользоваться свободой, социальной активности, должной требовательности к себе;

  • по выраженности и прочности его общественных и нравственных взглядов и убеждений;

  • по глубине отражения в его деятельности тенденций общественного прогресса, яркости и специфичности его социальных черт и качеств, придающих его действиям и поступкам своеобразно-творческий характер и определяющих его индивидуальность, чувство собственного достоинства;

  • по психической зрелости и юридической дееспособности отвечать за совершаемые действия и поступки (не является личностью психически нездоровый человек, который не может нести ответственности за свое поведение).

Все мы разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они – «недоросли», и, если в наши дни эта слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в ХVПI–ХIХ веках это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из-под опеки родителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не переводил его в другую категорию – социально зрелых людей, охотников, «добытчиков». Для этого ему требовалось, например, лицом к лицу встретиться со злым духом или диким зверем. Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество тоже совершается быстро – Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, любовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется в мальчиках под крылом госпожи Простаковой – «в недорослях». Значит, дело не в биологическом взрослении. А в чем же? … В социальной зрелости личности.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным – а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его.

То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать и модель желаемого (идеала), и модель нежелаемого (антиидеала). Точно так же в обыденной жизни, задумав какое-то ответственное дело, мы обычно заранее мысленно проигрываем и свою победу и свое поражение. Криминология изучает именно «минусы», антиидеал. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том, что эта наука создает модель социально незрелой личности, прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия.

Но что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями – как определить человеческую зрелость. Б.Г.Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.

Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» – это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости.

То же самое размежевание имеет место и на личностном уровне рассмотрения человека. Итак, эти термины обозначают разные понятия. Использование термина «взрослость» В значении «зрелость» недопустимо еще и потому, что такая подмена исключает из поля научных исследований проблему «зрелости» как таковую.

В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:

1. ответственность;

2. терпимость;

3. саморазвитие;

4. положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих.

Какие методологические подходы оказывают влияние на разработку вопросов развития личности?

С давних времен в педагогике не прекращаются дискуссии об источниках и важнейших факторах развития личности. В конечном итоге сложилось два основных методологических подхода к разработке этой сложнейшей проблемы. Один из этих подходов по ранее сложившейся традиции принято называть идеалистически-преформистским (лат. praeforma – заранее образую), второй – научно-материалистическим.

Как трактуются проблемы развития личности представителями преформистских взглядов?

В преформизме как методологическом течении в науках о развитии человека существует два направления – теологическое и биологизаторское. Не отрицая влияния социальных условий и воспитания на формирование человеческой личности, представители этих течений сходятся в одном: источники развития личности находятся внутри самой личности и коренятся в какой-то изначально заложенной в ней «внутренней программе» и что развитие заложенных в этой «программе» свойств и качеств носит фатально-спонтанный характер. Воспитание же в этом смысле якобы выполняет вспомогательную роль и не в состоянии существенным образом влиять на изменение «внутренней программы».

Что же касается генезиса этой «внутренней программы», то теологи связывают ее с божественным предопределением человека. Представители биологизаторской точки зрения пытаются опираться на научные данные. В 1862 г. немецкие ученые (биолог Э.Геккель и зоолог Ф.Мюллер) открыли биогенетический закон – онтогенез (развитие одного) повторяет филогенез (развитие многих). Согласно этому закону, развитие человека и животных в утробном состоянии повторяет все стадии предшествующего биологического развития предков. Следовательно, как биологическое существо – и это правильно – человек развивается по врожденно-наследственной программе.

Но многие философы, педагоги и психологи перенесли этот закон на социальное и духовное, т.е. на личностное развитие человека. Французский социолог Ш.Летурно (1831–1902), например, считал, что нравственность человека носит врожденный характер и различные моральные пороки людей (воровство, агрессивность, пьянство и т.д.) представляют собой явление биологического атавизма. Человек, по его мнению, постоянно находится во власти «психических остатков» прошлого, и воспитание якобы бессильно что-либо здесь изменить.

Следуя этой логике, итальянский психиатр и криминалист Ч.Ломброзо (1835–1909) пошел еще дальше, утверждая, что по внешним биологическим признакам человека, например по строению черепа, можно выявлять потенциальных преступников, и предлагал в превентивном порядке изолировать их от общества.

Австрийский психиатр З.Фрейд (1856–1939) утверждал, что личностное развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений. Если эти влечения не удовлетворяются, это порождает неврозы и другие психические отклонения и сказывается на духовном развитии и поведении личности.

Из этого делались соответствующие выводы и в педагогике. Один из этих выводов состоял в том, что если в развитии человека как личности все заранее запрограммировано и носит устойчивый характер, то, следовательно, уже в детском возрасте можно выявлять и измерять интеллект детей, их способности и возможности и использовать эти измерения в процессе обучения и воспитания.

В 1905 г. по заданию министра образования Франции психологи А.Бине и А.Симон разработали набор тестов, т.е. стандартных словесных и практических заданий для измерения коэффициента умственной одаренности детей, по нынешней зарубежной терминологии IQ (англ. intellectual quotient). Вот примеры этих тестов. Ребенку дается пять слов: «высокий, низкий, стройный, рослый, карликовый», из которых надо выбрать то, которое не относится к росту человека. Или: «Петр выше Джеймса, Эдвард ниже Петра. Кто из них выше?» Третий тест: испытуемому дается начало предложения: «Все реки на земле...», а затем указываются варианты его возможного продолжения «впадают в море, имеют исток, судоходны, красивы, имеют быстрое течение». Задача испытуемого: выбрать то продолжение, которое является единственно правильным.

Тесты разрабатывались для каждой возрастной группы детей. Если ребенок правильно решал все тесты, коэффициент его умственных способностей обозначался единицей, если же не справлялся с ответами, его IQ считался ниже единицы.

Подобные тестовые испытания детей в западных странах проводятся до сих пор. В Англии, например, дети после окончания начальных классов по результатам тестовых испытании направляются для продолжения обучения в различные типы школ (грамматические, технические, средние современные), которые дают различный уровень образования.

Хотя тестовые испытания приносят определенную пользу и позволяют судить об умственном кругозоре детей, их развитие определяется чаще всего не биологической наследственностью, а условиями жизни и воспитания. Многие ученые считают, что с помощью тестов вообще невозможно определить уровень одаренности и способности детей к умственному воспитанию. Знаменитый американский изобретатель Т.А.Эдисон был исключен из второго класса начальной школы как неспособный к учению. А.Эйнштейн не блистал в средней школе успехами в изучении математики и физики. Но впоследствии оба проявили интеллектуальную гениальность.

Касаясь этих вопросов, английский педагог Б.Саймон пишет: «Чисто «интеллектуальные» тесты оказались в конечном смысле несостоятельными: стала очевидной сомнительность утверждения, будто измеряется врожденный умственный потенциал, а не имеющиеся знания». Американский психолог Дж.Уотсон отмечал: «Дайте мне дюжину здоровых... малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их – и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я – врачом, юристом, инженером, руководителем... независимо от задатков, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков».

Какие идеи по проблемам личности развивали мыслители прошлого?

С преформистскими идеями развития личности не соглашались многие мыслители прошлого, начиная с древности. Древнегреческий философ Эпикур считал, что различное положение людей в обществе объясняется не столько их врожденными задатками и способностями, сколько имущественным состоянием.

Эразм Роттердамский, несмотря на господствовавшие в его время средневековые воззрения на личностное развитие человека, писал, что природа, дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую и необработанную массу, и что от тебя зависит придать наилучшую форму пластичному, для всякой обработки пригодному материалу.

Весьма радикально высказывались по этой проблеме французские просветители XVIII в. Они отвергали наличие у человека врожденных идей и наследственных различий. К.А.Гельвеций в своем труде «О человеке» пытался доказать, что все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями. То, что одни достигают вершин культуры, а другие остаются темными и невежественными, всецело зависит от воспитания. Воспитанием, а не врожденными свойствами определяется нравственность человека. Если бы это было иначе, то, как остроумно замечал Гельвеций, не было бы таких случаев, когда один отец кормит восемь сыновей, а восемь сыновей, как это часто случается, не могут прокормить одного отца. Он утверждал, что человек формируется под определяющим влиянием социальных условий и воспитания. «Человек, – писал Гельвеций, – рождается невежественным; он не рождается глупым и не без труда даже становится таковым. Нужны особое умение и метод, чтобы сделать человека глупым и суметь заглушить в нем даже природные способности».

Для своего времени взгляды Гельвеция были, безусловно, прогрессивными, однако он преувеличивал роль воспитания, когда считал его всемогущим фактором личностного развития человека, и ошибался, когда отрицал роль природных способностей в его формировании. Вряд ли, например, можно воспитать хорошего певца, если от природы он не одарен вокальными данными.

Более правильно решали данную проблему деятели российского демократического движения В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский. В статье «Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей» Белинский писал, что человек «не родится разумным, но только способным быть разумным, и чтобы быть таковым, ему нужен положительный опыт. По свойству своей... души он одарен способностями, по сложению своего тела он имеет страсти. Способности человека от обстоятельств могут развертываться и усовершенствоваться или заглушаться и тупеть».

Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Чернышевский отмечал, что не природа и не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные условия жизни и воспитания: «...Злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности, ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду и, наконец, дурного общества, в котором с младенчества находится, и что у всякого почти, как бы дурен ни был он, остаются еще известные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробудить в нем голос совести и чести, возродить его...»

Все это вплотную подводило к научному осмыслению вопросов о личностном развитии человека.

В чем состоит научная трактовка проблемы развития личности?

При разработке данной проблемы ученые обратили внимание прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло, развивается и совершенствуется благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны добывать средства к существованию. Они не только использовали и используют готовые продукты природы, но и занимаются сельским хозяйством, развивают промышленность, познают окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они вырабатывают трудовые навыки, обогащают духовную жизнь, совершенствуют моральную и художественно-эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданной трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как источник и средство развития человека как члена общества. Только овладевая в той или иной мере научными и духовными достижениями общества, человек становится социальным существом, личностью. Если, как утверждают теологи, развитие человека предопределено высшими силами, тогда остается непонятным, почему эта заранее определенная «программа» постоянно изменяется.

Необоснованной также является биологизаторская теория развития человека как личности, согласно которой формирующиеся у него свойства и качества якобы носят врожденный характер и сохраняют следы тех моральных и духовных воздействий, которым подвергались его предки в прошлом и которые якобы неумолимо определяют его поведение и развитие в настоящем. Но это противоречит генетике, которая доказывает, что приобретаемые социальные качества и жизненный опыт человека не фиксируются в генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Если бы было иначе, тогда дети одной и той же национальности, будучи разъединенными с раннего возраста, знали бы язык своей нации. Между тем они овладевают той речью, которая присуща среде их обитания.

Следовательно, личностное формирование человека осуществляется по «социальной программе», и в этом смысле социальные (средовые) условия выступают в качестве важнейшего фактора его развития.

Научная педагогика, однако, не абстрагируется от биологической природы человека. Будучи природным существом, он наделен природными силами, способностями и задатками, которые не могут не оказывать влияния на его формирование. Укажем на четыре положения, в которых проявляется это влияние.

1. Для личностного формирования человека важнейшее значение имеет его природная способность к социальному развитию. Проводились опыты по одновременному воспитанию ребенка и детеныша обезьяны. Они показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать таких социальных качеств, как речь, навыки прямохождения, правила поведения и т.д. Ребенок же по мере биологического развития овладевает прямой походкой, словесным общением, способами умственной деятельности, нормами поведения, т.е. тем, что в конечном итоге и делает его личностью.

2. Биологическое влияние сказывается в том, что у человека от природы имеются определенные склонности, способности и творческие задатки, которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной области деятельности: в отдельных видах труда, умственных занятий, искусства.

studfiles.net

Развитие личности: сущность, направление, факторы

Развитие личности: сущность, направление, факторы

 

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9]. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.[1, 2, 4, 6,

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. [7]

Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

Условия развития личности

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Роль активности личности в собственном развитии

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

Влияния на развитие личности

ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Социальная зрелость личности

По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Четыре компонента личностной зрелости

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др.. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

- ответственность;

- терпимость;

- саморазвитие;

- позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

В терпимости же личности проявляется интегральная образующая – позитивное отношение к миру

Выводы

Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования/ Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  7. Сластенин В.А.
  8. Фролов С.С. Социология: учебник, (http://onby.ru/sfrolovsotsiologija/7/5d36/)
  9. Харламов И. Педагогика.  (http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/22)
  10. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студ. Высш. Учеб.завед. – 2 –е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с

 

ext.spb.ru

ГЛава I. Сущность процесса развития личности

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. От ее решения зависит то, какую позицию займет педагог в своих взаимоотношениях с ребенком, какие действия он предпримет, насколько он сумеет определить степень своей активности в решении конкретных задач, связанных с развитием личности.

Ваш опыт позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание":

Развитие - это объективное свойство живой материи, понимается как "самодвижение". Данный процесс присущ каждой личности, ему свойственны свои закономерности.

Традиционно воспитание понимается как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью развития и формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Поскольку воспитание во многом определяется взглядами, привычками, образом жизни воспитателя, это позволяет рассматривать данный процесс как нечто внешнее по отношению к личности ребенка. В связи с этим возникает проблема:

А возможно ли целенаправленное развитие личности? И если да, то насколько это целесообразно и необходимо?

На решение данной проблемы существует множество точек зрения. Мы считаем необходимым представить две из них, крайне противоположные.

1-я точка зрения - "Развитие возможно без воспитания". Представители этой точки зрения считают, что ребенок развивается САМ. Источником такого развития являются его природные силы, а потому любое воспитательное воздействие понимается как "насилие" над процессом развития личности, оно, скорее, мешает развитию природного начала, так как придает этому процессу направленность, необходимую прежде всего воспитателю, что может не соответствовать природе самого ребенка. Такой взгляд на роль воспитания в процессе развития личности подкрепляется примерами: когда, казалось бы, ребенка никто не воспитывал, а он достигает выдающихся результатов, и, наоборот, жизнедеятельность воспитанника жестко регламентирована со стороны воспитателя, а результаты его развития минимальные или даже негативные.

Сторонникам данной точки зрения такие рассуждения позволяют сделать вывод о том, что взрослому не следует вмешиваться в естественный процесс развития личности ребенка, ЗАДАЧА воспитателя состоит лишь в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для проявления природных начал ребенка.

Но в чем же тогда проявляются различия в понимании таких явлений, как "естественное" и "стихийное" развитие ребенка? И что значит - "создавать условия" для развития?

2-ая точка зрения - "Воспитание может все!" - другими словами, без воспитания развитие практически невозможно: не помогая ребенку познавать окружающий его мир, осмысливать его проблемы, находить пути их разрешения, не приучая ребенка к определенным нормам поведения, не развивая в нем способности, социально и личностно значимые качества, мы тем самым затормаживаем его развитие. Сторонники данной позиции также приводят конкретные примеры, которые доказывают обусловленность высокого уровня развития личности (например, интеллектуального или физического) соответствующей методикой обучения и воспитания. И наоборот, при "отсутствии" специально организованных воздействий формируется личность со многими "пороками" - пассивная или агрессивная, с узким кругозором, инертностью мышления, неусидчивая, недисциплинированная и т.п. Используя для характеристики личности такие термины, как "необразованный" и "невоспитанный" мы подчеркиваем отсутствие целенаправленных воздействий на ребенка со стороны взрослого.

Но все ли мы можем воспитать в ребенке? Что конкретно зависит от воспитателя? Что зависит от природы самого ребенка? А что от обстоятельств его жизни? Всегда ли они "сильнее" нас? В каких ситуациях развития личности ребенка воспитатель должен занять более активную позицию, а в каких предоставить ребенку возможность проявить себя, оставаясь при этом на позиции «наблюдателя»?

Ниже мы приводим суждения некоторых выдающихся мыслителей – философов, психологов, педагогов, конкретизирующих данные позиции.

С какими из них Вы согласны?

К. Д. УШИНСКИЙ (Россия, 1824-1871): "Дело воспитания... состоит в том, чтобы занять ум воспитанника... такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести в нем добрые плоды" (134, с. 319).

ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): «Уже начиная с колыбели, младенца следует вырвать из рук слепой природы… и передать его в руки лучшей силы, получить которую нас научил тысячелетний опыт, касающийся сущности ее важнейших законов» (100).

М. МОНТЕССОРИ (Италия, 1870-1952): "Человек является таким, каков он есть, не из-за учителей, которые были у него когда-то, но вследствие того, что он совершил сам" (Цит. по 79).

И. КАНТ (Германия, 1724-1804): "В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы... Заманчиво представить себе, что, благодаря воспитанию, человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше... и что ей можно придать такую форму, которая бы соответствовала идеалу человечности" (48).

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Франция, 1715-1871): «Не следует ожидать от науки о воспитании – до какого бы совершенства она ни была доведена, -чтобы она сумела как-нибудь воспитать гениальных людей из всех жителей государства. Воспитание может только одно – умножить их число и сделать из большинства граждан здравомыслящих и умных людей… Но и этого достаточно…Воспитание делает нас тем, чем мы являемся» (27, с. 176, 403).

Ж.- П. САРТР (Франция, 1905-1980): "Человек есть лишь то, что он сам из себя делает" (120).

Л. Н. ТОЛСТОЙ (Россия, 1828-1910): "Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму... Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы" (132, с. 209, 288).

В.Г. БЕЛИНСКИЙ (Россия, 1811-1848): «Воспитание – великое дело: им решается участь человека,.. молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего…» (Цит. по 93, с. 243).

ПЛУТАРХ (др. Греция, ок. 45-127 г. н. э.): "Много хорошо одаренных голов пропадает от ошибок воспитателей, которые коней превращают в ослов, не умея управлять свободными и осознающими свое достоинство людьми... То, какими родятся дети, не зависит от человека, но сделать их посредством доброго воспитания добрыми и сведущими - это в нашей власти" (105).

АРИСТОТЕЛЬ (др. Греция, 384-322 г. до н. э.): "Искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего не достает от природы... добродетели не даются в готовом виде от природы и потому воспитание дополняет и развивает природные данные" (4. с. 351).

Ж.-Ж. РУССО (Франция, 1712-1778): "Растения облагораживаются возделыванием, а люди воспитанием"... "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием" (118, тез. 5).

Р. ОУЭН (Великобритания, 1771-1858): "От воспитания зависит создать благоприятные условия и … выправлять природную среду" (94, с. 151).

ГЕГЕЛЬ (Германия, 1770-1831): "Педагогика есть искусство делать людей нравственными, она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую, духовную природу, так что это духовное становится в нем привычкой" (25, с. 187).

Прежде чем формулировать свою позицию, мы предлагаем Вам разобраться в том:

1. Как происходит процесс развития личности? Что представляет собой тот процесс, которому мы должны научиться помогать? И возможно ли это?

2. Может ли быть развитие без воспитания? Что значит "вмешиваться" в процесс "самодвижения" личности? Не является ли воспитание причиной нарушения естественного развития личности?

3. Какое значение в развитии ребенка имеет взрослый?

4. Что значит - "воспитывать ребенка"?

studfiles.net

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности.

В чем состоит сущность понятия «личность», ее

развитие и формирование?

Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Соотношение ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Человек – биологическая сущность

Личность – социальная сущность

Индивидуальность – неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

В чем состоит сущность понятия «личность», ее

развитие и формирование?

Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

В чем состоит сущность понятия «личность», ее

развитие и формирование?

Формирование личности – процесс становления личности как социального существа в результате объективного влияния всех без исключения факторов – наследственных, экологических, социальных экономических, идеологических, психологических, самой среды, а также целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

В чем состоит сущность понятия «личность», ее

развитие и формирование?

Социализация личности – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.

По каким критериям судят об уровне личностного развития человека?

по разумности его поведения, ответственности, умению пользоваться свободой, социальной активности, должной требовательности к себе;

по выраженности и прочности его общественных и нравственных взглядов и убеждений;

по глубине отражения в его деятельности тенденций общественного прогресса, яркости и специфичности его социальных черт и качеств;

по психической зрелости и юридической дееспособности отвечать за совершаемые действия и поступки.

Что понимается под «зрелостью человека»?

1. ответственность;

2. терпимость;

3. саморазвитие;

4. положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих.

Какие методологические подходы оказывают влияние на разработку

вопросов развития

идеалистически-преформистский(лат.

личности?praeforma – заранее образую),

научно-материалистический.

studfiles.net