Развитие образного мышления: практические упражнения. Упражнения для развития мышления у взрослых


упражнения для развития образного мышления

Развитие образного мышления: практические упражнения

Автор: Eкaтepина Евгeньевна Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

 

Наглядно-образное мышление — это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Такое мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением.

Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. Воображение же — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

Как у вас обстоят дела с образным мышлением? Посмотрите на ладонь вашей левой руки. Тщательно изучите ее. Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже. Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете. Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме, создайте четкий мысленный образ ладони.

Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с картиной, которую вы нарисовали в воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.

Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь. Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами. Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите весь цикл не менее шести раз. С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.

Если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно форму, текстуру, размер, цвет.

Чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, просто смотреть, но не описывать его словами.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. Предлагаем вам далее несколько упражнений для развития образного мышления.

 

Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились.

Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.

Затем ответьте на следующие вопросы:

  • Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
  • Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
  • Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
  • Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
  • Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
  • Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
  • Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
  • Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека — и все это в одно и то же время?
  • Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
  • Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?

 

Представьте каждый из перечисленных далее предметов:

  • лицо человека;
  • друг детства;
  • бегущая собака;
  • ваша спальня;
  • закат;
  • летящий орел;
  • журчащий ручей;
  • капля росы;
  • перистые облака;
  • клавиатура компьютера;
  • дубрава;
  • снежная вершина;
  • зубная щетка;
  • ваша любимая пара обуви.

 

Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.

 

Какая разница между образами предметов, которые вы видели, и образами предметов, которые вы никогда не видели? Нарисуйте в уме следующие картины:

  • единорог;
  • шоколадная река;
  • шестирукий бог;
  • говорящий жираф;
  • тридцатиногий муравей;
  • хор ангелов;
  • четырехмерная сфера;
  • хоббит;
  • пятилистный клевер.

 

Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть периферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение,чтобы увидеть как можно больше. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно разбейте обозреваемое пространство на четыре части.

Выберите квадрат и проанализируйте каждую деталь в этом квадрате, потом мысленно воссоздайте его. Повторите это с каждым квадратом.

 

  • Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги…)
  • Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной…
  • Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы «А» (артишок, амфора…)
  • Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.
  • Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка…)
  • Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд…)
  • Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви…)
  • Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, плавание в море, мороженое, прогулка по лесу…)

 

Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время. Постарайтесь соединить зрительную память с вашим мысленным представлением. Например, посмотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной в памяти.

Когда образ потускнеет, откройте глаза, посмотрите на ручку, снова закройте глаза и снова посмотрите на ее образ в вашей памяти. Повторите это несколько раз в удобном для вас темпе, пока у вас хотя бы на секунду не вырисуется четкая картина. После этого постарайтесь уже сознательно воспроизвести мысленный образ ручки.

 

Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно перемещать ее в пространстве — так, чтобы она вначале была слева от вас, затем за вами, затем справа от вас и, наконец, опять перед вами. Одновременно с передвижением ручки воображайте, что вы используете периферическое зрение, чтобы следить за ней.

 

Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и глаза? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нарисуйте портреты людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска; на последнем дне рождения.

 

Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из перечисленных далее трехмерных тел:

  • сфера;
  • куб;
  • призма;
  • тетраэдр;
  • пирамида;
  • додекаэдр;
  • октаэдр;
  • икосаэдр.

 

Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно изучите пространственное взаиморасположение плоских граней. Мысленно манипулируйте телами, рассматривая их со всех сторон, в том числе и изнутри. Постарайтесь получить ощущение объемности тела.

 

Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?

 

Выберите какой-нибудь определенный объект, например ватрушку с черникой, и постарайтесь мысленно создать ее четкий образ. Вообразите, что можете регулировать качество внутреннего изображения — так же, как, нажимая на кнопки, вы настраиваете телевизор.

Сначала сформируйте устойчивый образ ватрушки и увеличьте резкость. Можете ли вы различить крошки? Можете ли вы разглядеть оттенок ягод? Можете ли вы определить цвет теста? Затем поверните регулятор резкости так, чтобы изображение получилось расплывчатым и неясным.

Затем снова поверните ручку в обратном направлении, чтобы изображение стало четким — насколько это возможно. Сколько деталей вы можете рассмотреть в крошках ватрушки? Является ли возникающий образ объемным? Далее вновь поверните регулятор резкости в противоположную сторону и сделайте изображение опять расплывчатым.

Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока эта смена не станет для вас технически элементарно выполнимой. Таким же образом постарайтесь отрегулировать и другие переключатели.

 

Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный образ чего-то очень красивого или способны создать абстрактный образ Красоты, не представляя себе ничего конкретного, частного? Связываете ли вы с вашей идеей Красоты звуки, запахи, вкусовые ощущения?

Насколько велика или мала эта идея? Приведем еще несколько абстрактных понятий, образ которых вам предлагается создать: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

 

Какие творческие навыки вам пригодились бы в ближайшие дни? При обучении по индивидуальной программе вы можете учиться только тому, что вам интересно и нужно.

www.elitarium.ru

Как развить аналитическое мышление: задачи, упражнения, книги

Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей склонен к определенному типу мышления. Предрасположенность заметить нетрудно – этот тип проявляется в стратегиях действий, восприятии реальности, отношении к миру и т.п.

 

На сегодняшний день ученые выделяют пять стилей мышления:

  • прагматический
  • синтетический
  • реалистический
  • идеалистический
  • аналитический

Понять, к какому стилю ближе ваше мышление, помогут тестовые методики, например: тест, определяющий тип ума по Г. Гарднеру. В этой статье мы опишем аналитический тип мышления, который является тесно связанным с логикой.

Аналитическое мышление подразумевает способность человека к логическому анализу и синтезу информации.

Особенности аналитического склада мышления проявляются в кропотливом рассмотрении ситуации, проблемы, построении планов с обязательным анализом ситуации и взвешивании всех «за и против».

Принципы работы

Аналитическое мышление действует посредством двух процессов:

  • Первый, творческий, ищет новую информацию и новые знания;
  • Второй, формальный - анализирует, синтезирует, делает выводы и закрепляет в сознании

Формальный процесс строится на общих математических и физических законах – в соответствии с ними все материальные объекты и предметы имеют общие свойства, сходное строение и признаки. Особенности творческого процесса заключаются в том, что он отвечает за те стороны мира, которые не поддаются материальным законам или находятся вне опыта и знаний конкретного индивида, например, то, что мы принимаем на веру, наша интуиция.

Зачем развивать?

Как развить аналитическое мышление и зачем? Этот вопрос волнует как учеников, студентов, так и взрослых людей. Пока мы учимся, аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей. И это не блажь – работники, у которых развита эта компетенция, склонны быстрее принимать обдуманные решения, строить планы и прогнозы, анализировать прошлый опыт – что в итоге сказывается на эффективности компании. Но даже если вы не ученик, студент или работник – рассматриваемый тип мышления стоит развивать с целью анализа своей жизни, успехов и неудач, планирования будущего.

Как развивать?

Развивать аналитический тип мышления помогут определенные упражнения:

  1. В учебных заведениях нужно как можно больше решать задачи и читать книги по математике, физике и другим естественным наукам.
  2. Как минимум раз в неделю делать упражнения на разминку мозга: сюда относятся кроссворды, шарады, ребусы. Можно использовать специальные книги, содержащие такие упражнения, например: Олег Китынский «Кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, загадки, головоломки», Гэри Грубер «170 cамых сложных в мире головоломок. Задачи, ребусы и каверзные вопросы для ума", для детей будет интересной "Большая книга головоломок, загадок, ребусов".

  1. Лучшие упражнения, содержащие задачи, требующие аналитической деятельности, заключаются в широко известных играх для взрослых и детей: шахматы и маджонг.
  2. Задачи по решению разнообразных компьютерных квестов и стратегий – способны заменить ленивым людям перечисленные выше упражнения.
  3. Аналитическая компетенция развивается, если повседневные проблемы и задачи решать определенным способом: например, новости и события в мире стоит воспринимать с критической точки зрения – не останавливайтесь на одной версии, анализируйте факты, делайте собственные выводы, ищите причинно-следственные связи. Стройте планы, просчитывайте шаги, прорабатывайте разные варианты действий.
  4. Больше читайте – даже художественные книги дают много пищи для ума - чего стоят произведения Агаты Кристи, Гарднера, Перельмана! Детективный, фантастический жанр способствуют активации логического и аналитического мышления.

Люди, у которых от рождения развит такой тип мышления, неосознанно любят игры, книги, жизненные ситуации – все те мероприятия, где требуются логика и анализ. Склонные к гуманитарному стилю мышления, наоборот, некомфортно чувствуют себя, когда жизнь требует от них логических умозаключений и систематизации. При этом, большинство гуманитариев понимают насколько ценна аналитическая и логическая компетенция и стремятся ее развивать.

Не забывайте, что аналитическое мышление существенно облегчает жизнь и делает ее интереснее. Анализировать – значит максимально использовать возможности своего мозга.

Рекомендации на каждый день

В психологии разработаны упражнения, посредством которых развивается аналитическая компетенция и которые помогают систематизировать нашу жизнь и достигать успеха в разных областях. Их задачи являются способом достижения собственной эффективности и методом развития способностей к анализу.

  • Придумайте проблему или ситуацию, которая не является для вас сложной и поставьте цель решить ее наиболее простым, быстрым и эффективным способом.
  • Подумайте, сколько существует вариантов ее решения. Определите наиболее близкие для вас.
  • Задайте много вопросов по ситуации: ее истоки, реакция окружающих, ваше ощущение в ней, перспективы, что будет, если проблема разрешится не в вашу пользу, какие плюсы вы получите в случае ее положительного разрешения, стоит ли ее развивать и тп.
  • Получив ответы на все вопросы – принимайте решение.
  • Тщательно проанализируйте его.

Такое упражнение со временем должно войти в привычку – если позволяет время, делайте каждый день, минимум - раз в неделю.

Приучите себя анализировать свои поступки, действия окружающих, события в мире.

Когда читаете – ставьте себя на место героев, подумайте, почему они так поступили и как поступили бы вы. Со временем вы заметите, что склонность к анализу прочно закрепилась в вашем сознании, что работать и учиться стало проще и вы лучше понимаете, почему те или иные события произошли в вашей жизни. 

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 113

4 113

mozgius.ru

Как развить мышление у взрослых? — Блог

Хорошая новость: мышление поддаётся развитию.

Плохая новость: придётся-таки приложить усилия.

 

Мы можем развивать глубину, осмысленность, скорость и свободу мышления, но именно осмысленность мышления – первый шаг в развитии его эффективности. Как же развить осмысленность мышления?

Несколько советов по сути:

  1. Записывайте и схематично зарисовывайте свои мысли, их логические связи. Такое оформление поможет Вам самим разобраться в мыслях и упорядочить их.
  2. Озвучивайте свои новые идеи и мысли спокойному, терпеливому и позитивно настроенному по отношению к Вам собеседнику.
  3. Обсуждайте свои мысли.
  4. Следите за своей речью, ведь за ней следить проще, чем за мышлением. Замените слова «трудно», «проблемы», «кошмар» на «интересно», «цели», «задачи»: так гораздо конструктивнее.

 

А теперь несколько советов для улучшения показателей скорости мышления, что в наш стремительный век немаловажно! Знаете ли Вы, что живость лица – залог живого мышления?

 

  1. Лицевая гимнастика.

Это то действо, которое к тому же поможет проснуться, взбодриться и улучшить настроение.

Двигаем глазами влево-вправо (если каждое парное движение считать за 1 раз, то всего выполним 4 раза).

Двигаем глазами вверх-вниз (4 раза).

Теперь – движения глаз по диагонали (4 раза).

Теперь – круговые движения глаз по часовой стрелке (4 раза) и против часовой стрелки (4 раза).

Далее – двигаем губами по часовой стрелке и против часовой стрелки, вытягиваем губы вперёд и, напротив, растягиваем в широчайшей улыбке. Затем просто улыбаемся. Заканчиваем мягкими надавливаниями подушечками пальцев щёк, скул, подбородка и поглаживаниями по массажным линиям.

«Поза льва»: выпучив глаза, максимально высунуть язык. Расслабиться. Варианты – тянуться языком к уху, носу, вращать губами в одну сторону, например – по часовой стрелке, а глазами – против.

Корчите рожицы: это славно разогревает лицо, подготавливая его к активному трудовому дню, бодрит тело и снимает комплексы.

Кстати, быстрота и точность мышления тесно связаны с мелкой моторикой рук: чем лучше развита моторика, тем живее мышление.

 

  1. Эмоциональная гимнастика.

Её цель – получить энергетический заряд, взбодриться, улучшить свой тонус и настроение.  Суть действа – смена разных эмоций, например, перед зеркалом, на протяжении нескольких минут. Вот примерный список возможных вариантов эмоций, которые следует в себе попеременно вызывать: насмешливость, самоуверенность, мечтательность, возмущение, грусть, довольство, покорность, упрямство, усталость, просьба, радость, лукавство, сомнение, нежность, радость, и т.д. Фантазируйте!

 

  1. Смена внутреннего темпоритма, его ускорение.

Попробуйте ускорить походку, сделав её более энергичной, «пружинистой». Усильте эмоциональность и громкость своей речи, убыстрите процесс принятия решений; не откладывайте задуманное, выполняя его немедленно. А иногда, напротив, замедляйтесь, держите паузу, выигрывайте время для обдумывания ответа. Контролируйте процесс!

 

  1. Методика Виктора Котка. Её суть – в тренировке умения «мобилизоваться», научиться схватывать суть материала, укладываясь в отведённое время, то большее, то меньшее. Атрибут – научно-популярная книга, с текстом которой Вы не прочь работать.

Как это делается? Тренер постукиванием отсчитывает время, отведённое на чтение одной страницы. Например, даёт 3 минуты. Вы читаете, стараясь уложиться. Проверка – пересказ текста. Следующую страницу читаете уже 3,5 минуты. Стараетесь успеть. 2 минуты – трудно, но стараетесь. Снова 3,5 минуты – и Вы ощущаете, как много времени осталось в запасе. Потом – 2 минуты; 1,5 и так далее. Два месяца подобных тренировок повышают скорость чтения, а с ней – и скорость мышления.  В роли тренера может выступить любой человек, владеющий чувством ритма и оснащённый секундомером и, к примеру, карандашом. Вам же понадобится только подходящая книга научно-популярного содержания и желание добиться цели.

 

  1. Этот совет скорее на перспективу: наблюдайте и подбирайте, коллекционируйте готовые алгоритмы для решения конкретных задач. Собирайте опыт, накопленный более успешными коллегами, давно занимающимися в данной области и знающими, естественно, больше, чем новичок. Просто у Вас всё ещё впереди, и чем Вы внимательнее – тем скорее догоните и перегоните тех, кто уже «успокоился» и перестал развиваться.
  2. Полюбите игровые тренажеры, уделите внимание играм, построенным на принципе n-назад. Например, на нашем сайте это – игра «Нумизмат». Доказано, что это способствует улучшению интеллектуальных способностей.

Швейцарские учёные в своих исследованиях доказали, что существует связь между кратковременной памятью и гибким интеллектом. Чем больше тренируется кратковременная память – тем выше показатели гибкого интеллекта (способности решать незнакомые, неожиданные задачи), а повышение уровня гибкого интеллекта повышает и уровень общего интеллекта, который отражается в результатах теста IQ.

Успехов Вам в саморазвитии, настойчивости, сил и удовольствия от неизбежных перемен к лучшему!

Фото: Piyushgiri Revagar 

b-trainika.com