Стратегическое мышление определяется как психический или мыслительный процесс, применяемый индивидом в контексте достижения успеха в игре или другой деятельности.
При применении в организации стратегического менеджмента, стратегическое мышление предполагает создание и применение уникальных бизнес-идей и возможностей, предназначенных для создания конкурентных преимуществ для фирмы или организации.[1] Это может быть сделано индивидуально, а также совместно ключевыми работниками, которые могут положительно повлиять на фирму в будущем. Групповое стратегическое мышление может создавать большую добавленную стоимость, допуская проактивный и творческий диалог, в котором люди осознают чужие взгляды на важные и сложные вопросы. Это считается преимуществом в условиях высокой конкуренции и быстро меняющейся деловой среды.
1/3
Просмотров:16 079
140 248
2 102
Стратегическое мышление: Как стать стратегом в своей жизни
ЗАГАДКИ. А у вас развито логическое и дедуктивное мышление? Проверим?
НАВЫК ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. Где и как научиться играть на мировой арене
Стратегическое мышление предполагает поиск и разработку стратегического прогнозирования возможностей для организации, путем изучения всех возможных сценариев будущего и традиционного мышления, чтобы стимулировать этим принятие решений. Ключевыми вопросами стратегического мышления являются “Почему?” или “Как?”. Работы Генри Минцберга и других авторов поддерживают это умозаключение, а также проводят четкую границу между стратегическим мышлением и стратегическим планированием.
Генерал Андре Бофре написал в 1963 году, что стратегическое мышление - это "мыслительный процесс, одновременно абстрактный и рациональный, который используется как психологические, так и материальные данные. Стратег должен иметь большой потенциал как для анализа, так и синтеза; анализ необходим для того, чтобы собрать данные, на основе которых он делает свои умозаключения, а синтез - чтобы вывести из этих данных готовое решение, а решение по сути сводится к выбору между вариантами действий."[2]
Не существует общепринятого определения стратегического мышления, нет общего согласия относительно его роли и значения, а также стандартизированного перечня ключевых компетенций стратегических мыслителей. Большинство исследователей соглашаются с тем, что традиционные стратегии, которые основываются, прежде всего, на стратегическом планировании, не работают.
wiki2.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Стратегическое мышление определяется как психический или мыслительный процесс, применяемый индивидом в контексте достижения успеха в игре или другой деятельности.
При применении в организации стратегического менеджмента, стратегическое мышление предполагает создание и применение уникальных бизнес-идей и возможностей, предназначенных для создания конкурентных преимуществ для фирмы или организации.[1] Это может быть сделано индивидуально, а также совместно ключевыми работниками, которые могут положительно повлиять на фирму в будущем. Групповое стратегическое мышление может создавать большую добавленную стоимость, допуская проактивный и творческий диалог, в котором люди осознают чужие взгляды на важные и сложные вопросы. Это считается преимуществом в условиях высокой конкуренции и быстро меняющейся деловой среды.
Стратегическое мышление предполагает поиск и разработку стратегического прогнозирования возможностей для организации, путем изучения всех возможных сценариев будущего и традиционного мышления, чтобы стимулировать этим принятие решений. Ключевыми вопросами стратегического мышления являются “Почему?” или “Как?”. Работы Генри Минцберга и других авторов поддерживают это умозаключение, а также проводят четкую границу между стратегическим мышлением и стратегическим планированием.
Генерал Андре Бофре написал в 1963 году, что стратегическое мышление - это "мыслительный процесс, одновременно абстрактный и рациональный, который используется как психологические, так и материальные данные. Стратег должен иметь большой потенциал как для анализа, так и синтеза; анализ необходим для того, чтобы собрать данные, на основе которых он делает свои умозаключения, а синтез - чтобы вывести из этих данных готовое решение, а решение по сути сводится к выбору между вариантами действий."[2]
Не существует общепринятого определения стратегического мышления, нет общего согласия относительно его роли и значения, а также стандартизированного перечня ключевых компетенций стратегических мыслителей. Большинство исследователей соглашаются с тем, что традиционные стратегии, которые основываются, прежде всего, на стратегическом планировании, не работают.
Согласитесь, ведь обидно видеть, когда кто-то с блеском разрешает ситуацию, с которой ты не справился. Но еще обиднее наблюдать, когда этот кто-то просто обходит те грабли, на которые ты наступил. Или если кто-то вдруг получает огромную прибыль от идеи, которую ты посчитал не стоящей внимания. Почему он увидел, понял и заранее смог принять необходимые меры для достижения цели, а ты нет? Все просто - он умеет стратегически мыслить и видеть тенденции завтрашнего рынка, а ты нет. Пока. Ведь стратегическое мышление, которым славятся истинные лидеры, - это не врожденная способность и не сверхинтуиция. Этому можно научиться. Только вот учиться нужно правильно. В основе стратегического мышления любого лидера лежит, в первую очередь, опыт – личный и профессиональный, то, что приобретается годами.
Что же такое «стратегическое мышление»? Согласно Генри Минцбергу, гуру управления, «многие практики и теоретики неправильно полагают, что стратегическое планирование, стратегическое мышление и собственно создание стратегии – синонимичные понятия». Это не совсем верно. Стратегическое мышление – это отличительная черта менеджера, нацеленная на «открытие новых стратегий, которые способны переписать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего». Многие теоретики, владельцы и СЕО считают стратегическое мышление одной из главных составляющих успеха компании. Однако все ли способны научиться стратегически мыслить на благо своей компании? Как можно освоить этот навык?
Пытаясь ответить на эти вопросы, можно выдвинуть несколько десятков теорий, но будет ли ответ истинным? Вряд ли. Потому что знание можно получить одним-единственным способом - научиться у тех, кто этим навыком уже обладает.
Поэтому решено было опросить тех топ-менеджеров, которые являются признанными специалистами по стратегическому мышлению в своей отрасли. Полученные данные показали, что искомый навык развивается у человека под воздействием десяти определенных типов ситуаций (например, угроза банкротства компании).
Однако ошибочно думать, что стратегическое мышление необходимо только лидерам. Нет, оно нужно любому менеджеру, чтобы точнее определять цели и оптимизировать способы их достижения. Это знание не только поможет вам добиться успехов в компании и продвинуться вверх по карьерной лестнице, но будет способствовать развитию смежных навыков. Зачем? Лидерами не рождаются – ими становятся. Может быть, когда-нибудь эту фразу скажут и о вас?
Десять ситуаций
Эти события формируют у менеджера способность мыслить стратегически и в правильном направлении, кроме того, они представляют собой четыре уровня взаимодействия: личный, межличностный, организационный и внешний. Нужно заметить, что, конечно, каждый из опрошенных топ-менеджеров не извлекал свои знания по крупицам из всех перечисленных ситуаций, и набор самих событий был различен. Здесь представлены некие архетипы.
1. Воспитание и образование
Эта та база, без которой невозможно дальнейшее развитие. Причем образование не ограничивается только университетом или МВА, лидеры должны учиться всю жизнь, потому что иначе они быстро потеряют свои позиции.
2. Опыт работы
Самый важный фактор здесь - ответственность за реализацию проектов (например, слияние компаний) и свобода принятия решений в этой сфере.
3. Опыт в качестве СЕО
Здесь очень часто интересы компаний и лидера часто противоречивы. Руководство хочет видеть на посту СЕО человека состоявшегося, признанного лидера, в то время как сами топ - менеджеры считают, что пребывание на столь ответственном посту очень важно для развития стратегического мышления, потому что дает возможность «увидеть всю картину».
4. Наставник
Многие руководители имеют наставников, однако нужно понимать, что коучер или тренер не может вам развить ваше стратегическое мышление. Это должен быть настоящий управленец, готовый давать вам обратную связь. Возможно, это ваш начальник?
5. Диалог с коллегами
Коллеги очень часто бросают вызов, на который лидер должен адекватно отвечать. Это хорошая практика – цена ошибки еще не слишком велика, но приобретенный опыт поможет в будущем.
6. Оценка результатов
Нужно стараться подходить к любой проблеме как можно более широко, не замыкаясь в одном из аспектов. Это расширяет ваш стратегический кругозор и развивает нужный навык.
7. Выполнение стратегического плана
Развитие стратегических способностей менеджера невозможно без участия в процессах планирования с коллегами и руководством.
8. Реализация проекта
Речь не идет о простых и проходных проектах, это должны быть сложные, трудоемкие проекты, продолжительностью не менее года. Здесь тоже основным фактором для развития стратегического мышления является свобода в принятии решений.
9. Угроза выживанию компании
События такого рода всегда заставляют пересмотреть собственную позицию и свое видение проблем и способов их решения. Опыт трудный, но необходимый.
10. Чужой опыт
Человеку вообще не свойственно учиться на чужом опыте и чужих ошибках, но, возвращаясь к началу, - по-настоящему научиться навыку можно только у тех, кто этим знанием владеет. Поэтому, если вы хотите стать настоящим стратегом, вам придется научиться извлекать полезные уроки из чужого опыта.
Для того чтобы развить стратегическое мышление вам потребуется время – этот навык нарабатывается годами. Большинство топ-менеджеров заявили, что им потребовалось около десяти лет, чтобы окончательно сформировать и оточить свой навык. Более того, они постоянно находились в одной, а иногда и в двух параллельных ситуациях. Потому что просто пережить ситуацию и приобрести опыт мало – нужно научиться применять полученные знания, предвидеть проблемы и видеть способы их избежать. К сожалению, искусственно создать необходимые для развития стратегического мышления условия крайне трудно, поэтому в данном случае учиться придется прямо «на поле боя». Люди сами по себе не становиться великими стратегами, они планомерно создают предпосылки для собственного развития или их создает компания для них.
И прежде чем взяться за решение задачи, подумайте, что именно вы хотите извлечь из этого опыта, чему конкретно научиться, - это поможет вам извлечь максимальную пользу из ситуации, а кроме этого, даст вам прекрасную возможность на практике использовать стратегическое мышление. Но главное – не забывайте учиться. Всегда, всему и везде.
Источник: http://www.aksionbkg.com/library/112?i_9432=86930
www.eos.ru
[b]Если хоть один человек умеет что-то делать, его навык можно повторить даже СМ.[/b]Думаю важен — НЕ только вопрос — Что? А еще вопрос- Как? Для ответа нам понадобятся:
[b]Метамодель, Модель SOAR, Модель ТОТЕ, Модель ROLE, Модель SCORE[/b]
С тех самых пор, как человеческие существа впервые начали устремлять свой взор внутрь самих себя и изучать свои собственные процессы мышления, из того, на что уповали и что сулили психологические исследования, не на последнем месте была надежда на то, что рано или поздно удастся скопировать те решающие свойства «ума», которые позволили бы нам самим воспарить мыслью наравне с гигантами истории.
НЛП является прагматической школой мышления — «теорией познания», которая в полном объеме отвечает многоуровневой категории, обозначаемой словом «человек». НЛП является многомерным процессом, включающим в себя развитие поведенческой компетентности и гибкости, и наряду с этим — стратегическое мышление и понимание мыслительных и познавательных процессов, скрывающихся за поведением.
[b]Метамодель в информатике [/b]— модель, описывающая другую модель; транзитивное отношение между двумя моделям (например: если модель M1 описывает язык L0, в котором формулируется модель M0, то M1 является метамоделью М0; если же модель M2 описывает язык L1, в котором была сформулирована модель М1, то М2 — это метамодель M1, а M2 является тогда для M0 мета-метамоделью)
Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Метамодель_(информатика)
[b]Моделирование[/b]
«По сути говоря, нет истории, есть только биография».
Эмерсон «Эссе»
Моделированием называется процесс, в ходе которого сложное событие или ряд сложных событий дробится на небольшие отрезки, чтобы его можно было повторить, не выпуская из поля зрения. Область нейро-лингвистического программирования развилась в процессе моделирования навыков человеческого мышления. Процесс моделирования в НЛП включает в себя выяснение того, как работает мозг (нейро-) путем анализа языковых стереотипов (лингвистическое) и невербальных средств коммуникации. Результаты этого анализа вводятся затем в многоэтапные стратегии или программы (программирование) для передачи данных навыков другим людям и в иные сферы деятельности
[b]Стратегия[/b] — это особая область моделирования, в которой ведется поиск ментальной «карты», применявшейся моделируемым индивидом для организации своих действий, направленных на достижение конкретного результата.
Стратегии применяются на различных уровнях и подразделяются на микро-, макро- и метастратегии.
[b]Микро-, макро- и метастратегии[/b]
[b]Микростратегия[/b] концентрирует внимание на том, как именно конкретный индивидуум думает в данный конкретный момент, выполняя конкретную задачу. Если кому-то потребовалось вспомнить какую-то определенную информацию, скажем, номер телефона, то как он поступает с этой информацией, чтобы сохранять и извлекать ее из своего персонального биокомпьютера — то есть из своего мозга? На данном микроуровне вам, возможно, потребуется точно знать, в каком масштабе высвечивается этот номер в его памяти. Существует ли особый цвет, которым данное лицо изображает этот номер? Произносит ли человек его про себя? Испытывает ли он какие-либо внутренние ощущения? Все это и будет микростратегией, которую можно уподобить машинному коду компьютера.
[b]Макростратегия[/b] — это моделирование «успеха» или «лидерства». Стратегия успеха и лидерства представляет собой программу более высокого уровня, содержащую в себе несколько микростратегий и занимающую более продолжительный отрезок времени. В отдельных случаях это могут быть более общие этапы процесса, важные для достижения определенного результата, и конкретный путь попадания из точки А в точку В на микроуровне может не иметь большого значения. В данном случае важен результат, а не пути его достижения. Таким образом, макростратегия имеет дело с более общими операциями и этапами процесса мышления.Метастратегия, или метамодель является моделью построения моделей, или стратегией поиска стратегий
Целью моделирования является не создание единственной «подлинной» «карты» или модели чего-либо, а скорее обогащение нашего понимания, для того чтобы взаимодействовать с действительностью более результативно и более экологично. Модель призвана не подменить собою действительность, а лишь представлять некоторые аспекты действительности в конкретном и практически пригодном виде.
[b]Модель SOAR[/b]Построения Аристотеля во многом отражают наиболее передовые на сегодняшний день модели искусственного интеллекта. В частности, они поразительно сходны с моделью SOAR — общей моделью решения задач и самообучающейся системой, разработанной Аденом Невелом, Гербертом Саймоном и Клиффордом Шоу в пятидесятых годах нашего века. Она была впервые использована для создания компьютерных шахматных программ. Составленные с ее помощью шахматные программы гроссмейстерского уровня и по сей день остаются наиболее ярким примером практического применения искусственного интеллекта.SOAR является сокращением от «State-Operator-And-Result» (Состояние-Оператор-и-Результат). Данная модель определяет существеннейшие этапы переходных процессов в любой системе. «Состояние» определяется по взаимоотношениям с более крупным «проблемным пространством». «Операторы» стимулируют новое состояние путем изменения некоторых параметров прежнего. Желаемое состояние достигается рядом последовательных «переходных состояний», приводящих в итоге к цели.«В соответствии с моделью, вся умственная деятельность, направленная на решение поставленной задачи, происходит в пределах познавательной области, называемой проблемным пространством. Проблемное пространство, в свою очередь, состоит из ряда состояний, описывающих положение вещей в любой момент времени, и из ряда операторов, описывающих, как решающий задачу может изменить положение вещей переходом из одного состояния в другое. В шахматах, например, проблемным пространством будет являться [набор параметров, определяющих] «партию в шахматы» [т.е. противники, шахматная доска и т.д.], состояние будет включать в себя конкретные положения на шахматной доске, а оператором будет являться сделанный по правилам ход, к примеру «пешка Е—2, Е—4″. Решающий задачу должен найти такую последовательность операций, которая приведет его из данного начального состояния (фигуры расставлены перед началом партии) и до состояния выполнения задачи (мат королю противника)». (Уолдроп, 1988 )
[b]Модель ТОТЕ[/b]
Аббревиатура ТОТЕ является сокращением от «Test-Operate-Test-Exit» (Тест-операция-тест-выход) и представляет собой классическую цепь обратной связи, посредством которой мы систематически изменяем состояния. Согласно модели ТОТЕ, мы, как правило, воздействуем на состояние, изменяя его в интересах достижения цели. Мы постоянно проверяем текущее состояние на основе какой-либо характеристики или критерия, определяя, достигнута ли цель. Дальнейшие свои действия мы корректируем в соответствии с полученным результатом. То есть, прежде всего мы проверяем собственное отношение к цели. Если цель еще не достигнута, реакцией будет какое-то изменение действий. Таким же образом мы проверяем полученный результат и, в случае успеха, переходим к следующему этапу. В противном случае действия вновь корректируются и процесс повторяется с самого начала.Таким образом, в терминах модели ТОТЕ всякое разумное поведение организуется вокруг способности определить следующее:Ясно поставленную цель в будущем.Эффективную обратную связь через сенсорные свидетельства о продвижении к цели (налаженную «обратную связь).Гибкость поведения, позволяющую варьировать действия так, чтобы достигать цели максимально легко и эффективно.Модель ROLE (Dilts, 1987, 1991, 1993)— это схема микромоделирования в НЛП, суммирующая и заключающая в себе основные аристотелевы категории, относящиеся к разуму или «душе». ROLE означает Representational System-Orientation-Link-Effect (репрезентативная система-ориентация-связь-эффект). Эта модель может использоваться для определения микроуровневой познавательной схемы конкретной модели ТОТЕ. Каждый последовательный шаг в модели ТОТЕ заключает в себе репрезентацию некоторой информации, которая будет затем ориентирована на конкретную область проблемного пространства и связана с другими типами репрезентаций. То, каким образом представлена, ориентирована и связана информация, будет давать соответствующий эффект в масштабе всего процесса.
[b]Модель SCORE[/b]: использование стратегий Аристотелядля определения «проблемного пространства»Одним из простых, но мощных способов применения Аристотелевых стратегий для определения «проблемного пространства» является сведение их в матрицу с моделью SCORE (Dilts & Epstein, 1987, 1991). Модель SCORE является в НЛП преимущественно моделью решения проблем, которая определяет первичные компоненты, необходимые для эффективной организации информации о проблемном пространстве, относящемся к конкретной цели или процессу изменений. Название модели состоит из первых букв слов Symptoms, Causes, Outcomes, Resources и Effects (соответственно симптомы, причины, результаты, ресурсы и эффекты). Данные элементы представляют собой то минимальное количество информации, которое необходимо собрать для эффективного обращения с проблемным пространством.1. Симптомы (symptoms), как правило, являются наиболее заметными и осознанными сторонами представляемой проблемы или текущего состояния. Определение признаков влечет за собой выяснение «сдерживающих причин», то есть действующих отношений, предположений и ограничивающих условий (либо отсутствия границ) в пределах системы, сохраняющей настоящее или «симптоматическое» состояние.2. Причины (causes) — это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Определение причин влечет за собой выяснение «предшествующих» или «ускоряющих причин», то есть прошлых событии, действий или решений, влияющих на нынешнее или «симптоматическое» состояние через непрерывную линейную последовательность «действий и противодействий».3. Результаты (outcomes) — это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам. Определение результатов влечет за собой выяснение «формальных причин», то есть определение, в каком именно виде будет получен результат и как именно можно узнать о том, что он достигнут. Выяснение результатов является важной составной частью задания проблемного пространства, поскольку именно разрыв между нынешним и желаемым состоянием определяет границы проблемы.4. Ресурсы (resources) — это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и выражение и поддержание желаемых результатов. В каком-то смысле, определение ресурсов влечет за собой поиск «средних», относящихся к достижению желаемых результатов и преобразованию причин симптомов.5. Эффекты (effects) — это более долговременные следствия достижения конкретного результата. Положительные эффекты, как правило, сами по себе являются причиной или мотивацией достижения результата (предполагаемые отрицательные эффекты могут вызывать сопротивление или экологические проблемы). Какие-либо особые результаты обычно являются «мостиками» к достижению более долговременного эффекта. Определение эффектов включает в себя выявление «конечных причин», то есть будущих целей, задач или намерений, которые дают направление или оказывают влияние на систему, определяя, таким образом, смысл, целенаправленность или уместность текущих действий.
[b]Таким образом можно сказать что СМ можно назвать Инструментальным Совершенством[/b]:«Инструментальное совершенство» (Thompson, 1967) достигается, когда конкретная система действия соответствует познавательной системе, использованной для ее описания. Базовым критерием «инструментального совершенства» является степень «близости» между познавательной и поведенческой системами, то есть конгруэнтность между различиями и взаимосвязями в познавательной системе и поступками и взаимодействиями. Степень «близости» определяется тем, насколько переменные в ментальной карте или логической схеме позволяют нам идентифицировать и мобилизовывать ресурсы и эмпирические действия, ведущие к эффективным и подходящим в данный момент поступкам в поведенческой системе.
Если хотите узнать что такое СМ, нужно найти эталон-индивид с которого можно будет моделировать его поведенческие микро и макро-стратегии мышления и принятия решений.
Здесь подробнее:
Источник
www.dekanblog.ru
Стратегическое мышление определяется как психический или мыслительный процесс, применяемый индивидом в контексте достижения успеха в игре или другой деятельности.
При применении в организации стратегического менеджмента, стратегическое мышление предполагает создание и применение уникальных бизнес-идей и возможностей, предназначенных для создания конкурентных преимуществ для фирмы или организации.[1] Это может быть сделано индивидуально, а также совместно ключевыми работниками, которые могут положительно повлиять на фирму в будущем. Групповое стратегическое мышление может создавать большую добавленную стоимость, допуская проактивный и творческий диалог, в котором люди осознают чужие взгляды на важные и сложные вопросы. Это считается преимуществом в условиях высокой конкуренции и быстро меняющейся деловой среды.
Стратегическое мышление предполагает поиск и разработку стратегического прогнозирования возможностей для организации, путем изучения всех возможных сценариев будущего и традиционного мышления, чтобы стимулировать этим принятие решений. Ключевыми вопросами стратегического мышления являются “Почему?” или “Как?”. Работы Генри Минцберга и других авторов поддерживают это умозаключение, а также проводят четкую границу между стратегическим мышлением и стратегическим планированием.
Генерал Андре Бофре написал в 1963 году, что стратегическое мышление - это "мыслительный процесс, одновременно абстрактный и рациональный, который используется как психологические, так и материальные данные. Стратег должен иметь большой потенциал как для анализа, так и синтеза; анализ необходим для того, чтобы собрать данные, на основе которых он делает свои умозаключения, а синтез - чтобы вывести из этих данных готовое решение, а решение по сути сводится к выбору между вариантами действий."[2]
Не существует общепринятого определения стратегического мышления, нет общего согласия относительно его роли и значения, а также стандартизированного перечня ключевых компетенций стратегических мыслителей. Большинство исследователей соглашаются с тем, что традиционные стратегии, которые основываются, прежде всего, на стратегическом планировании, не работают.
wikiredia.ru
Стратегическое мышление определяется как психический или мыслительный процесс, применяемый индивидом в контексте достижения успеха в игре или другой деятельности.
При применении в организации стратегического менеджмента, стратегическое мышление предполагает создание и применение уникальных бизнес-идей и возможностей, предназначенных для создания конкурентных преимуществ для фирмы или организации.[1] Это может быть сделано индивидуально, а также совместно ключевыми работниками, которые могут положительно повлиять на фирму в будущем. Групповое стратегическое мышление может создавать большую добавленную стоимость, допуская проактивный и творческий диалог, в котором люди осознают чужие взгляды на важные и сложные вопросы. Это считается преимуществом в условиях высокой конкуренции и быстро меняющейся деловой среды.
Стратегическое мышление предполагает поиск и разработку стратегического прогнозирования возможностей для организации, путем изучения всех возможных сценариев будущего и традиционного мышления, чтобы стимулировать этим принятие решений. Ключевыми вопросами стратегического мышления являются “Почему?” или “Как?”. Работы Генри Минцберга и других авторов поддерживают это умозаключение, а также проводят четкую границу между стратегическим мышлением и стратегическим планированием.
Генерал Андре Бофре написал в 1963 году, что стратегическое мышление - это "мыслительный процесс, одновременно абстрактный и рациональный, который используется как психологические, так и материальные данные. Стратег должен иметь большой потенциал как для анализа, так и синтеза; анализ необходим для того, чтобы собрать данные, на основе которых он делает свои умозаключения, а синтез - чтобы вывести из этих данных готовое решение, а решение по сути сводится к выбору между вариантами действий."[2]
Не существует общепринятого определения стратегического мышления, нет общего согласия относительно его роли и значения, а также стандартизированного перечня ключевых компетенций стратегических мыслителей. Большинство исследователей соглашаются с тем, что традиционные стратегии, которые основываются, прежде всего, на стратегическом планировании, не работают.
ru-wiki.ru
В одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному. Причем если одни с успехом справляются со сложными задачами, то другие постоянно набивают шишки, наступая на одни и те же грабли. Одни строят успешный бизнес чуть ли не на ровном месте, другие же проходят мимо подобной идеи, не считая ее заслуживающей внимания.
Так почему же одни способны увидеть, понять и оценить тенденции и перспективы, а другие нет? Да потому что одни способны мыслить стратегически, а другие нет.
Человек со стратегическим мышлением обладает способностью думать системно, учитывая все факторы и просчитывая вероятности, ведь недаром в переводе с греческого слово «стратегия» означает искусство управления.
Для обыденных рутинных действий, совершаемых нами каждодневно, вполне достаточно и обыденного мышления. Но тому, кто хочет от жизни большего, умение просчитывать последствия как своих, так и чужих действий наперед, просто необходимо.
При отсутствии стратегического мышления невозможно построить успешный бизнес, потому что только с его помощью можно составить долгосрочный план действий, решить, куда вложить капитал, как распределить ресурсы и спрогнозировать конечный результат.
Называя в быту некоторых людей из нашего окружения прозорливыми, дальновидными, обладающими чуйкой, порой расчетливыми, мы не догадываемся, что они, в общем-то, обладают природным умением мыслить стратегически.
В личной жизни неумение видеть последствия своих действий, смотреть наперед приводит к отсутствию мотивации и желания что-либо делать и к внутренней расхлябанности.
Для людей, работающих в команде, ― к отсутствию общей цели, несогласованности и разногласиям. В итоге возникает ситуация, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак», когда каждый тянет воз в свою сторону: «На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, а только мука».
Отсутствие стратегического мышления у руководителей компании приводит к упущенным возможностям, незапланированным расходам, напрасным тратам ресурсов и утрате конкурентоспособности.
Тем не менее, стратегическое мышление ― не врожденное качество, а значит, ему можно научиться. И самый главный учитель ― это опыт, как личный, так и профессиональный.
Прежде чем предпринять какое-то действие, мы должны мысленно представить себе дальнейшее развитие событий и результат, который в итоге получим. Например, спросить себя: «Чего я хочу добиться и к чему приведут мои действия или слова?».
Готовясь к публичному выступлению, мы можем не только хорошенько продумать текст, но и представить себе вопросы, которые последуют из зала. Во-первых, таким образом мы лучше запомним то, о чем будем говорить. А во-вторых, наши ответы будут более уверенные, ведь мы заранее уже приготовим на них ответы. К тому же любопытно будет потом посмотреть, насколько мы «угадали».
Тренировать стратегическое мышление можно на каждом шагу. Например, мы отправляемся в поездку и собираем вещи, рассматривая ситуацию наперед и предполагая, что нам необходимо взять с собой на случай непогоды, болезни, утери документов или денег.
Конечно, мы не можем учесть все нюансы, ведь в некоторой мере мы зависим и от случая. И наши попытки предвидеть не должны напоминать гадание на кофейной гуще. Мы должны опираться на свой жизненный опыт в жизни или профессии, даже если он невелик. Тем любопытнее будет сравнивать результаты, которые мы получим «до» и «после».
Создание зрительных образов и их мысленное описание поможет нам научиться видеть предметы, события, проекты и пр. в деталях. Например, мы говорим «дерево» и начинаем его себе представлять в деталях: насколько оно старое, высокое, как низко его ветки находятся от земли, какие птицы на нем сидят, глубокие ли у него корни и т. д. Однако человек, мыслящий стратегически, должен видеть не только детали, но и не упускать из виду всю картину― «дерево» в целом.
Стараясь предположить ход событий, мы мысленно составляем план, в соответствии с которым будем действовать. Порой кажется, что мы продумали все до мелочей, но ситуация складывается так, что на ум приходят слова: «Человек предполагает, а Бог располагает», или «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Возникают непредвиденные обстоятельства, в которых мы теряемся, поскольку мысленно спланировали иной вариант действий.
Поэтому в качестве тренировки, планируя свои действия, можно предположить несколько вариантов развития событий и «отрепетировать» свои действия в каждом случае. Назовем это запасным планом «Б».
Можно вспомнить какую-нибудь сложную конфликтную ситуацию, произошедшую с нами, когда мы остались недовольны своим поведением, и представить хотя бы три варианта выхода из нее, которые были бы для нас менее болезненные. В дальнейшем, если мы попадем в подобные обстоятельства, то сможем предвидеть результат и легко выбрать для себя оптимальный вариант поведения.
Человечество за время своего существования накопило немалый опыт во всех сферах жизни. Поэтому решая какую-то проблему или задачу, в первую очередь стоит подумать, а не занимался ли кто-то до нас чем-то подобным. Основываясь на чужом опыте, мы можем предвидеть ход событий и существенно продвинуться вперед, не изобретая велосипед в ситуации, когда на нем уже давно катаются.
Говорят, что успешных людей от других отличает то, что пока другие думают, успешные совершают и анализируют ошибки. Для них ошибки ― не ошибки, а опыт. После своих действий они задают себе вопросы: почему вышло не так, как задумано; каков будет результат, если пойти другим путем? И таким образом их стратегическое мышление только совершенствуется.
Мы не слишком напрягаемся в обыденной жизни, принимая механические решения и нередко мысля шаблонно, чем и отличаемся от людей неординарных, с развитым стратегическим мышлением.
Например, ход мыслей героя одного известного сериала, который смотрит на булочки, посыпанные кунжутом, следующий: кунжут доставляется в Америку из стран, где в следующем году созревшие цикады уничтожат его урожай. Значит, скупив кунжут по нынешней стоимости, можно будет продать его впоследствии дороже и неплохо заработать. Можно сказать, что этот человек обладает стратегическим мышлением, ведь для большинства остальных это просто булочки.
И, конечно же, чтобы мыслить таким образом, нужна не просто чуйка, а знания и опыт.
Источник: https://bbf.ru
www.selfcreation.ru