Вывести на понимание ценности здоровья2. На каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровому образу жизни З зарядка Д диета О оттдых Р режим О осанка В витамины Ь __ Е еда закаливание диета общение с друзьями разгрузочные дни отказ от курения и алкоголя выезд на природу ежедневное занятиеспортомЗакаливание Долголетие Отруби Рацион Овощи ВитаминыЕдаЗ – зарядка, закаливание, знание, здоровье, здравницаД – диета, движение, душ, доктор, диетолог, доброта О – обливание, овощи, обед, орех, отдых, отпуск, осанка, окулист Р – разминка, режим, радость, рост, рюкзак, расчёска, ракеткаВ – витамины, врач, вода, воздухЕ – еда, ежевика3. Мини-лекция. Факторы, влияющие на состояние здоровья. 4. Составь наставления другим людям. ЗаданиеВы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках), что с заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.Пример: Андрей, выполняя данное упражнение, выбрал несколько изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели наибольшее влияние на него. Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не отклоняется от своей цели. Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее достижение! Исключи из своего лексикона слово «невозможно». Если настойчиво работать, шаг за шагом приближаясь к цели, — все возможно.Сначала он выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес на табличку еще одно изречение.Ты обязательно достигнешь успеха, если всю свою энергию направишь на достижение своей цели.Выбрав несколько девизов, Андрей нанес их на табличку, которую расположил на своем рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации достижения.5. Наглядный показ «Ассоциации наполненности жизни» (10 минут)материалы: стеклянная банка емкостью 1 литркамни горохпесок (манка)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Целью данного тренинга является формирование положительной мотивации учения, а так же нормализация взаимоотношений в общении между детьми, умение видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
В тренировочную группу могут входить ребята 8-10 лет при условии полной добровольности, группа состоит из 12 человек, где 5-6 человек имеют примерное поведение, 5-6 человек - с нарушением стандартов поведения, т. е. "трудные" дети.
Дети, входящие в группу, не должны иметь медицинских противопоказаний, психических расстройств. В группе не должно быть ребят, имеющих с другими членами группы затяжные, скрытые конфликты.
В процессе отбора участников группы проводится диагностика с целью выявления индивидуально-психологических особенностей. Диагностика также проводится в процессе работы и после ее окончания в группе для определения состояния участников, оценки ожиданий, степени усталости, активности, результативности работы.
Основные методы диагностики: наблюдение и беседа, а также при необходимости используется ряд личностных методик.
Тренинг состоит из 28 занятий (14 тем), которые проводятся в течение трех с половиной месяцев. Каждая тема занятий рассчитана на два часа, которые проводятся в разные дни недели.
Темы и занятия сгруппированы в разделы.
В работе приведены примеры: по одному занятию из каждой темы.
Первый раздел (1-4 тема) предполагает формирование малой группы. Для этого необходимо выработать правила общения на равных, начать преодоление барьеров к взаимному доверию, побудить детей к спонтанному выражению чувств и принятию ответственности за собственные слова и поступки.
Второй раздел (5-8 тема) создает условия, позволяющие сформировать положительную мотивацию учения, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Упражнения третьего раздела (9-12 тема) способствуют обучению эффективному общению и учению, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим.
Четвертый раздел (13-14 тема) предполагает формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативные решения проблемных ситуаций, учащиеся получат опыт принятия ответственных решений, обучатся некоторым отдельным техникам самоконтроля.
Тематический план занятий представлен в приложении 7.
Занятие 1(2)
Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Реквизиты: мяч, газеты, сувенир для приза, карточки для визиток, булавки.
Как бы ты хотел, чтобы тебя называли в группе? Сначала каждый (по кругу) называет свое имя, а затем оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя.
Участники садятся по кругу, тренер (ведущий) - в центре круга, он поочередно кидает мяч каждому участнику, задавая определенный вопрос с целью лучшего знакомства с группой.
Группа встает в круг. По сигналу ведущего закрывают глаза и, вытянув вперед руки, встречаются в центре круга. Каждый правой берет одного участника за руку, а за левую кто-то берет его. За каждую руку должен держаться только один человек. Задача группы - распутаться и встать в круг. Что помешало или помогло? Отдых (10 мин.).
Упражнение "Кто первый достанет".
Приз лежит на равном расстоянии от участников, кто быстрее возьмет (использовать шарф, галстук, руки и т. д.).
Рефлексия. Сегодня на занятиях я чувствовал...или У меня есть...(предложение, вопрос).
Занятие 3(4)
Цель: повышение уровня открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе.
Реквизиты: повязка на глаза, веревка, мяч, газета для каждого. Приветствие. Невербально поздороваться, как инопланетяне.
Обсуждение. Смогли ли вы сконцентрироваться? "Я понял..." "Я почувствовал..."
Упражнение «Знакомство» Тренер: "Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестры", - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге".
Когда упражнение завершено, тренер обращается к группе с вопросом: "Какое у вас настроение сейчас?"
Упражнение проходит весело. Оно снижает напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание, мышление.
Тренер: "Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепь, которая изображает змею, а два крайних участника - ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца - "запутывается" ("голова" запутывает). Давайте и мы "запутаемся".
В конце запутывания "голова" и "хвост" змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны. Когда "змея" запуталась, тренер приглашает участника, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать "змею". При этом ему можно сообщить, что у нее есть "голова" и "хвост". Данное упражнение способствует сближению группы, умению ориентироваться в различных ситуациях и разрешать их. Способствует продвижению группы в содержательном плане.
Обсуждение. Что чувствовали, когда "запутывались"? Что чувствовали, когда "змею" распутали? Говорит каждый (по кругу). Разминка. Участники группы сидят по кругу.
Тренер: "Сейчас я скажу "раз", и мы все закроем глаза, а на счет "два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садится на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, "раз" (пауза) "два".
Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.
Обсуждение. Какое у вас настроение?
Домашнее задание. На следующее занятие принести свой любимый предмет и никому его не показывать.
Занятие 5(6)
Цель: развивать умение обмениваться информацией, концентрироваться на себе, а также на партнерах, выработать условия успешной работы.
Реквизиты: повязки на глаза, темный полиэтиленовый пакет, карточки с незаконченными предложениями: "Я ценю в тебе ...", "Мне нравится, когда ты...".
Приветствие. Поздоровайтесь так, как здоровается ваш любимый сказочный герой.
Тренер: "Встаем на корточки и все на счет "раз" ползем в центр круга с закрытыми глазами. Собраться в центре круга как можно плотнее".
Тренер страхует, чтобы дети не отдавили руки друг другу.
Тренер просит каждого участника положить незаметно любимый предмет (талисман) в пакет. После этого предлагает каждому взять из пакета любой предмет, внимательно рассмотреть его и рассказать, судя по предмету, о его хозяине. Если ребята захотят, то можно назвать хозяина данного талисмана. При обсуждении упражнения основное внимание обращается на трудности, с которыми встречались при описании. Кроме того, можно поговорить о чувствах, которые испытывал каждый из участников во время выполнения упражнения.
У многих это упражнение вызывает ощущение стремительного и глубокого постижения другого человека, ранее им недоступного.
Упражнение выполняется в паре. Один из партнеров стоит спиной к другому и падает в его сторону. Задача второго партнера - поддержать товарища, чтобы тот не упал.
Обсуждение. Что чувствовал, когда падал? Что чувствовал, когда . держал? Что ты хочешь пожелать тому, кто тебя удержал?
Все участники группы сидят по кругу.
Тренер: "Сейчас я раздам каждому из вас карточки, на которых написаны слова, обозначающие различные действия. У вас будет минута для того, чтобы придумать жесты, выражения лица, которыми вы можете сопроводить сообщение об этих действиях. После этого каждый по очереди представит нам свой вариант.
На карточках могут быть написаны предложения: "Я прекрасно понял трудную тему", "Я отлично ответил на уроке", "Я потерял деньги"... Упражнение дает возможность рефлексии индивидуальных особенностей, невербальных проявлений участников группы, расширения представлений о способах и средствах выражения смысла.
У каждого будет свой «кирпичик» в этом доме, где он в рисунках расскажет о себе, о том, что интересного приключилось с ним в школе.
После того как время для рисования закончится, ребята рассказывают о том, что нарисовали. Из всех этих «кирпичиков» строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности этого учебного года (каким он будет, по мнению ребят для каждого из них).
Упражнение "Похвальная грамота". ' Я ценю в тебе ... Мне нравится, как ты… Дописать и вручить кому-нибудь. Иметь запасные "грамоты" для тех, кому не достанется. Если согласны, то зачитать.
Похвальное слово самому себе. В течение 10 мин. с закрытыми глазами вспомните свою жизнь с самых ранних детских впечатлений.
Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым можно гордиться. Откажитесь от любых, даже самых скромных, замечаний, снижающих ваше достоинство. Обратите внимание на те события, которые бы без вашего участия приняли совсем другой оборот. И не забудьте поступки, которые кому-то показались легкими, но для вас они были трудными. Затем каждый 5 мин. рассказывает о своих воспоминаниях.
Занятие 7(8)
Разминка. На счет "три" хлопнуть вместе.
Цель: осознание эмоциональной жизни, концентрация на себя, чувственная восприимчивость.
Реквизиты: стулья, карандаши, бумага для всех, мяч. Приветствие. Мяч бросаем друг другу с пожеланиями.
На доске - перечень чувств. Можно спросить у ребят, какие чувства они испытывали когда-то: 1) удовольствие, 2) усталость, 3) радость, 4) нетерпение, 5) ликование, 6) неудовольствие, 7) злость, 8) облегчение, 9) стыд, 10) изумление, 11) огорчение, 12) гнев.
Объясните, как понимаете эти чувства, можно на примерах ситуаций. Ребята выбирают для демонстрации одно или несколько чувств, демонстрируют невербально, все остальные отгадывают, что было продемонстрировано. Обсуждение. Когда, в каких ситуациях вы испытывали эти чувства?
Лечь на пол, закрыть глаза. Внимательно вслушаться в звуки. Какой ближе всего, какой самый громкий, самый отдаленный (услышат ли дыхание соседа).
Хлопок, шелест газет, шарканье ног, звук ножа, проводимого по стеклу, хлопок дверью, звук льющейся из стакана воды, перелистываемой книги. Открыть глаза. Какие звуки слышней? В какой последовательности? Приятные? Неприятные? Почему? Составить рассказ о том, что слышали.
Занятие 9(10)
Цель: осознание эмоций в ситуациях с агрессивными действиями. Реквизиты: стулья, мел, доска. Приветствие "Невербальный подарок".
Тренер: "Я буду считать, и на каждый счет вы будете пересаживаться вправо на один стул. Начали: "раз", "два", "три"..."
На счете "пять" или "шесть" тренер зависает со спины над одним из участников группы.
Обсуждение. Что чувствовали, когда пересаживались? Изменилось ли ваше состояние в ходе упражнения?
Тренер просит рассказать о своих чувствах участника, над которым он зависал.
Работают в паре. Сначала один выполняет роль модели, потом другой. Один из участников пары "лепит" одно из чувств на "модели".
Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями. Обсуждение. Насколько точно вам удалось "слепить скульптуру"? Какие трудности возникли при выполнении?
Чувства |
Никогда |
Иногда |
Часто |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставьте "+" в соответствующей колонке. Обсуждение. Насколько трудно распознать эти чувства?
"Играем в крестики-нолики". На счет "раз" нолики занимают место, "два" - крестики и т. д. Выигрывают те, чья команда быстрее займет место на одной линии.
Обсуждение. Что испытывали в ходе выполнения задания? Упражнение способствует мобилизации внимания, дает возможность их участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условие для их тренировки.
Тренер заранее записывает на доске: Я сержусь ... Я люблю... Я ненавижу... Я доволен ... Я ликую... Я мечтаю... и т. д.
Каждый из группы по очереди на доске допишет любое предложение.
Обсуждение. Какие предложения было легче закончить? Какие чувства встречаются чаще и как мы реагируем на их проявления?
Допишите: Я больше всего злюсь, когда ...
Тренер берет у ребят листы с дописанными предложениями (ситуациями) на хранение - это будет банк проблемных ситуаций.
Домашнее задание. Десять жетонов положите в левый карман, когда у вас в течение дня возникнет то или иное чувство, переложите один жетон в правый карман.
Занятие 11(12)
Цель: активизация знаний о моральных нормах, планирование будущего.
Реквизиты: газеты 3-4 шт., карточки с вопросами для конкурса, жетоны.
Приветствие. Поздоровайтесь друг с другом при помощи ног.
Тренер: "Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый. Кто-то из вас первый скажет название выбранного животного: например, "волк - волк", а потом, хлопнув два раза по коленям, - название животного, выбранного тем, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. Будем очень внимательны, так как тот, кто ошибется, получит дополнительное задание. Он должен будет не только назвать животное, но и издать его характерный звук.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.
Обсуждение домашнего задания.
Трудно ли было наблюдать за собой? Какие чувства возникали часто? Трудно ли было распознать чувства?
Также тренер записывает их на доске.
Обсуждение правил. Всегда ли вы выполняете эти правила? Если да, то что чувствуете? Если нет, то, что чувствуете?
Предложите детям задуматься, что реально они могут ожидать к концу четверти. Разберите и обговорите причины, которые мешают сбыться каким-то ожиданиям. Наметьте шаги для того, чтобы все ожидания сбылись. Выработайте условия успеха.
Заранее готовятся два больших листа бумаги или два куска обоев. На одном написано «Мои ожидания», на другом - «Мои сомнения».
Каждому ученику раздается по 2-3 листа клейкой бумаги одного цвета и 2-3 листа клейкой бумаги другого цвета каждый пишет па листочках одного цвета, заранее обговоренного, свои ожидания в учебе. А на листочках другого цвета - свои сомнения от предстоящей учебы. Все высказывания крепятся на соответствующих листах, к которым можно будет в дальнейшем подойти и прочитать, кто что написал.
Необходимо совместно разобраться с сомнениями (по группам), выработайте стратегию, как эти сомнения разрешить.
Обсуждение ситуации. Какая норма поведения нарушена?
Если бы вернулись к ситуациям, рассмотренным вчера, смогли бы повести себя по-другому?
Занятие 13(14)
Цель: активизация чувственного восприятия. Формирование запрета. Предвидение последствий агрессивного поведения.
Реквизиты: мел, 3-4 газеты, карточки, где описаны ситуации из пятого занятия.
Приветствие. Дорисуй рисунок.
Обсуждение домашнего задания по тем же вопросам, что в шестом занятии.
Разминка. Ведущий задает вопрос, на который отвечает сосед справа. Можно усложнить: на 1-2 вопросы отвечают те, кому задают, а на третий вопрос - сосед справа. Упражнение развивает реакцию, внимание.
Упражнение выравнивает эмоциональный фон, улучшает настроение.
Группа разбивается на подгруппы. Каждой подгруппе дается ситуация из 5 занятий. Ситуацию надо проиграть с использованием ролей: судьи, обвинителя, защитника, пострадавшего, свидетеля, присяжных.
Инсценировка готовится 15-20 мин., а затем каждая группа проигрывает ее.
Обсуждение. Что чувствовали, когда были в роли ... Можно ли было из этой «ситуации выйти по-другому?
Предложите детям задуматься над тем, к чему они будут стремиться в ближайшее время.
Материалы: много полосок бумаги (5-7 на каждого ученика).
Каждый ребенок получает несколько полосок бумаги и записывает на них цели, которые он ставит перед собой на ближайшее время. Все эти полоски перемешиваются и складываются на столике в середине класса.
Из всех целей ребята выбирают себе те, что наиболее актуальны для них в данный момент.
Затем каждая группа получает утверждения: «Несомненно, важно», «Важно», «Сомневаемся», «Не очень важно», «Совершенно не важно». Предложите детям разложить выбранные ими цели по степени важности. Завершается упражнение обсуждением полученных результатов и совместным разрешением сомнений.
Занятие 15(16)
Цель: тренировка восприятия нормы поведения. Учить детей учиться, задуматься, зачем учиться.
Реквизиты: сборник пословиц, карточки с именами. Приветствие: поздороваться одними глазами.
Обсуждение домашнего задания по тем же вопросам, что в шестом занятии.
Обсуждение. Удобно ли было идти? Что чувствовали, когда двигались вперед?
В результате проведения этого упражнения в группе возникает позитивный эмоциональный настрой, создается эмоциональное единство.
Инсценировка пословиц (невербально). Группа разбивается на 3-4 подгруппы, каждая подгруппа для инсценирования берет одну пословицу, готовится 10-15 мин. и играет ее невербально (пантомима). Остальные члены группы должны назвать изображаемую пословицу.
Для подсказки группе "артисты" могут приготовить декорации (плакат, схема, рисунок, шарада и т. д.).
Подгруппы в течении 3-5 мин. разыгрывают пантомиму.
Обсуждение. Что труднее: "играть" роль или "считывать информацию" с "артистов"? Что чувствовали, когда готовились? Изменились ли ваши чувства при проигрывании и отгадывании пословиц?
Тренер: "Представим себе, что все мы - атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы, по три атома в каждой молекуле. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядят молекулы): они стоят лицом друг к дуруг
Следующая статья→ Эффективные технологии в работе с семьей и методические рекомендации к их реализации Предыдущая статья ←Театротерапия как одна из технологий в работе по предупреждению и преодолению дезадаптации детей дошкольного учреждения
www.prodlenka.org
Проблематика:Современные подростки выросли практически в «тепличных» условиях: они привыкли, что родители всегда рядом, что они заботятся о них и обеспечивают всем необходимым. Наши дети редко были предоставлены сами себе – заботясь об их развитии, мы старались загрузить их дополнительными занятиями, кружками, секциями. Не имея возможности отпускать их в раннем детстве самих гулять на улицу, мы создали им искусственную игровую среду – и хорошо, если это конструкторы, пазлы и головоломки, но чаще – компьютеры, приставки, планшеты. Стараясь сохранить им здоровую психику, мы всячески оберегали их от конфликтов и всегда включались в решение их школьных проблем: будь то отношения с учителями или с одноклассниками. И в целом получили хороший результат – наши ребята умные, развитые, способные, много знают и умеют, общаются с детьми своего круга, и в общем-то у них прекрасные перспективы. Вот только для них эти перспективы ничего не значат. Окруженные заботой родителей и привыкшие к опеке и контролю, выросшие дети оказались не готовы к принятию самостоятельных решений, к необходимости ставить перед собой жизненные цели и делать выбор. Они живут сегодняшним днем, не особо задумываясь о будущем, пребывая в некоторой иллюзии, что всегда будет кто-то, кто о них позаботится. И все наши родительские попытки воззвать к их самостоятельности и ответственности остаются «гласом вопиющего в пустыне». И дело не в том, что они не хотят, ленятся, издеваются и т.д. Нет, они просто не умеют этого делать. В результате той системы воспитания, которую мы сами для них выбрали и осуществили, они не научились самому главному – самостоятельности и ответственности. Именно поэтому им без разницы куда поступать и кем быть. Именно поэтому они не особо хотят учиться, и мы не можем ничем их мотивировать. И теперь уже нам нужно принять решение: продолжать и дальше быть для них «поддержкой и опорой» и решать за них все вопросы, или дать им возможность научиться быть взрослыми и самостоятельными людьми и отпустить в жизнь, готовыми к ее поворотам.
Описание программы:Предлагаемая программа состоит из 2 однодневных тренингов для подростков и семинара-тренинга для ро
filesclub.net
Введение
Кто хочет достичь великого, должен собраться с силами.
И. Гете
Мотивация — одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей.
Наше умение использовать то или иное явление может опережать понимание этого явления.
Мотивационный тренинг — это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта, как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для того чтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» — элементами опыта — все пространство полотна.
«Классический пример несоответствия умения пониманию — термометр, который прекрасно измерял температуру как во времена флогистона, так и после появления молекулярно-кинетической теории» (Левич А.П., 1993, с. 116).
Эта идея и положена в основание созданного мною мотивационного тренинга: нужно подобрать соответствующие лопасти для мельницы или систему парусов для корабля, чтобы неподвластная нам сила мотивации стала работать на наши задачи.
В основу любого авторского тренинга, хотя бы и неявно, всегда заложена собственная концепция автора о природе тех психических явлений, к которым адресуется тренинг.
Что ж — вот моя концепция. Я считаю, что каждый человек стремится выйти за пределы своего существования, ограниченного пространством и временем. Это — главная движущая сила, принимающая бесконечное разнообразие форм и зачастую не представленная в сознании человека. Но она остается главной движущей силой и в тех случаях, когда она осознана, и в тех случаях, когда она не осознается.
Психика — один из путей реализации этого главного стремления всего живого. Главной действующей силой, породившей и порождающей все новые и новые формы существования, является стремление к преодолению конечности существования в пространстве и времени. Жизнь зародилась как попытка достичь бесконечности существования. Психика — следующая попытка реализации этого стремления.
Предлагаемый материал является лишь одним из возможных вариантов. Окончательное решение о проведении тренинга, об использовании того или иного этюда или упражнения решает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить о мере своей профессиональной ответственности за те результаты, которые будут получены в ходе тренинга.
Данная методика представляет собой психологический инструмент для изучения силы и направленности мотивов человека и касается преимущественно двух основных аспектов — мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи.
1. Теоретическое осмысление
В основу концепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренинг должен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметь использовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремиться использовать новое знание и новый опыт.
Тренинг обращен к тем, кто управляет людьми и в своей деятельности неминуемо сталкивается с необходимостью решения многообразных мотивационных задач. Менеджеру приходится побуждать других людей к выполнению определенной деятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачами организации, ориентировать их на достижение определенного результата, воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость, помогать им преодолеть апатию и усталость и т. д.
Эффективное решение мотивационных задач затрудняется тем, что мотивация как система мотивов определенного человека существует по собственным законам, не всегда понятным и тем более не всегда доступным для регуляции извне. Мотивационные силы возникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом, ослабевают и замирают по своим собственным законам, как силы природной стихии. Необходимо использовать эти силы во благо своей организации, но при этом не во вред носителям этих сил — людям.
Сила ветра может быть преобразована в движение жерновов мельницы, в стремительный ход парусника, в кипение воды над костром. Природная, органически присущая человеку, естественная мотивация может быть преобразована в увеличение объема продаж, повышение качества продукта, совершенствование работы офиса, создание новых проектов. Участники тренинга должны испытать действие мотивационных сил на самих себе в процессе тренинга и научиться использовать их для решения мотивационных задач затем уже и вне тренинга.
Для этого менеджер не должен бояться выйти на широкий простор природной стихии и решать мотивационные задачи, сообразуясь с закономерностями этой стихии.
«Многие привыкли думать, что человек ходит на работу, чтобы «затрачивать усилия», уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неразберихи и неорганизованности, проявлять хитрость для избегания репрессий, возвращаться домой как «выжатый лимон» и два раза в месяц получать за все эти неприятности денежную компенсацию под названием зарплата... Нам предстоит революция в отношении человека к работе... и менеджер в этой самой благородной из всех революций — ключевая фигура... Чтобы создать высокую мотивацию, надо создать условия для удовлетворения потребностей. Нужно превратить работу из занятия по производству продукции в занятие по реализации потребностей работника (Каверин С. Б., 1998, с. 55-57).
Замыкаясь в рамках представлений об обязанностях, договоренностях, компенсации усилий и т. п., большинство руководителей пытаются создать движение ветра в замкнутом пространстве. Рассчитывая развить мотивацию, они апеллируют к рациональному сознательному началу в человеке. Между тем мотивация во многом является иррациональной и бессознательной. «Масштаб бессознательного неизвестен», — писал 3. Фрейд. Не целесообразнее ли обращаться и к этим слоям мотивации? А может быть, и прежде всего — к ним?
2. Методическое обоснование. Принципы организации
Данный мотивационный тренинг построен на представлении о том, что естественные мотивы человека должны получить свободу самовыражения. Однако если тренер будет формулировать это именно в таких терминах, участники могут понять его в том смысле, что можно (и нужно) дать свободу своим страстям и диким импульсам, например сексуальности и агрессивности. В том, что такая трактовка встречается чаще всего, я имела возможность многократно убедиться при чтении лекций по мотивации руководителям, политическим деятелям, студентам.
Для того чтобы сместить акцент с проблемы высвобождения «недозволенных» импульсов на более широкую и продуктивную проблему использования живой природной энергии, мною создана модель тренинга биологических метафор, в котором участникам предлагается обратиться к жизнедеятельности растений: цветов, грибов, бактерий, — и животных.
Тренер с самого начала заявляет, что мы будем исследовать зоологию и ботанику — мотив-зоологию и мотив-ботанику, — с тем, чтобы обнаружить, какие из их закономерностей мы можем использовать для мотивации человека. Обращение к территоризму у животных, таксисам у растений, паразитизму во всей живой природе позволяет сконцентрироваться на исследовании природных сил в широком смысле этого слова, а не на вытесненных «недозволенных» импульсах человека, которые большинством людей автоматически сводятся к сексуальным или агрессивным тенденциям.
Итак, метафорическая биологизация — это первый и основной принцип мотивационного тренинга (см. табл. 1.1).
Табл 1.1
Обращение к двигателям поведения у животных и растений выполняет и другую роль. Оно открывает новый мир, неожиданный и привлекательный. Это притягивает внимание, дает толчок к исследованию, к попыткам понять и научиться использовать то, что ранее было за пределами привычного поля зрения. Иными словами, обращение к мотив-зоологии и мотив-ботанике само по себе мотивирует. В этом реализуется второй принцип тренинга — его мотивирующая сила. Память о том, что в процессе тренинга я сам был мотивирован, — лучший помощник в деле мотивирования других людей или самомотивации вне тренинга.
Третий принцип тренинга — парадоксальность. Разве не парадоксально преобразование силы ветра в муку? Не парадоксальны порывы и превращения сил природы? Аналогичным образом, парадоксальна изменчивость мотивационной стихии, ее противоречивость, ее капризы и бури, ее способность преобразовываться в целесообразную, упорядоченную, а главное — продуктивную, деятельность только потому, что вовремя и в нужном направлении были повернуты парус или крыло мельницы. Важным элементом концепции тренинга является такая его организация, при которой участники получают возможность на собственном опыте ощутить парадоксальность действия мотивационных сил — например, эффекта Зейгарник, эффекта Лисснер или механизма автономизации мотива.
Четвертый принцип тренинга — образность. Явления, изучаемые и испытываемые в тренинге, должны быть обязательно отражены в рисунках и схемах, метафорах и символах. Это помогает не только понять, усвоить и запомнить, но и почувствовать внутреннюю гармонию феномена или объясняющего его принципа, развить его, открыть новое. Например, когда в разделе 3.4 участнику предлагается нарисовать свиту паразитов собственной организации, он может вдруг осознать, что «деревом», производящим «плоды», в их организации является кто-то другой, а он сам паразитирует на этом человеке, хотя за полчаса до этого ему казалось, что только на нем паразитируют другие.
mirznanii.com
English version: Zubova Yu.K. Motivating adolescents to participate in socio-psychological training Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Сведения об автореЛитератураСсылка для цитирования
Исследуются способы повышения внутренней мотивации участников социально-психологического тренинга, специфичные для подростковых групп. Эмпирическое исследование построено на базе опросных методов: анкетирования участников юношеского тренинга, направленного на повышение компетентности в сфере общения (N = 37) и фокусированного интервью с экспертами (N = 10). Выявлены и проанализированы с точки зрения задач развития наиболее результативные приемы повышения мотивации в рамках юношеского социально-психологического тренинга.
Ключевые слова: социально-психологический тренинг, коммуникативная компетентность, мотивация, интринсивная мотивация, подростковый возраст, подросток
Одной из важнейших задач, решаемых в рамках специализированной работы с подростками, является развитие коммуникативной компетентности. Это обусловлено тем, что человеку, живущему в 21-м «информационном» веке, требуется усиленная подготовка к включению в широкое многообразие форм общения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных коммуникативных ситуациях. Развитие компетентности в сфере общения имеет решающее значение именно в подростковом возрасте, который традиционно рассматривается исследователями как период становления и формирования личности.
Поставленная задача совершенствования коммуникативных навыков решается с помощью различных методов, важное место среди которых занимает социально-психологический тренинг (СПТ). СПТ предполагает использование активных (интерактивных) методов обучения и предназначен для совершенствования коммуникативной компетентности с целью более успешного функционирования в социальной среде [Жуков, 2003].В широком смысле социально-психологический тренинг можно определить каксвоеобразную форму обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения [Петровская, 1982].
Несмотря на обилие литературы, посвященной методу социально-психологического тренинга, сегодня практически не затронут вопрос мотивации участников обучения. Однако, на наш взгляд, данный аспект требует повышенного внимания исследователя.Одного факта присутствия людей на тренинге совершенно недостаточно для того, чтобы он дал ощутимые позитивные результаты, справедливо отмечает А.Кондауров (см.: Кондауров А. Мотивация персонала на тренинги. http://www.trainer.su/publications/personal-trainings.php).
Практикующие бизнес-тренеры постулируют, что самая слабая мотивация наблюдается на тренингах, инициированных руководством для сотрудников, и в этой ситуации без дополнительной мотивации участников проводить обучение просто противопоказано – результативность группы будет невысока (см.: Устинов Д.Ю. Как измерить эффективность тренинга? http://www.ustinow.ru/?resultpage=1&s=152&d_id=86).
Обратим внимание на то, что, говоря о низкой мотивации, вышеупомянутые авторы, скорее всего, имеют в виду низкую внутреннюю мотивацию. Дело в том, что одна из наиболее фундаментальных классификаций представляет собой разделение мотивации на два вида: внешнюю (экстринсивную) и внутреннюю (интринсивную). При этом экстринсивная мотивация понимается большинством исследователей как обусловленная внешними условиями и обстоятельствами [Ильин, 2003], как выполнение работы по внешнему требованию [Климчук, 2006]. В свою очередь интринсивная мотивация определяется как внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями, при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта [Ильин, 2003], ради себя самого [Хекхаузен, 1986]. Другими словами, внутренняя мотивация – это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности [Климчук, 2006].
В.И.Чирков, обобщив результаты значительного количества исследований, осуществил сравнительный анализ особенностей внутренней и внешней мотивации и сделал вывод о том, что внутреннемотивированная деятельность приводит к более позитивным результатам, чем внешнемотивированная [Климчук, 2006]. Таким образом, можно постулировать, что вид мотивации участников тренинга влияет на его результативность; внешняя мотивация участников снижает эффективность тренинга.
В то же время рассмотренные нами выше случаи участия в тренинге по воле руководства являются примерами внешнемотивированной деятельности. Ведущие юношеского СПТ в процессе работы также часто не уделяют должного внимания вопросу мотивации, однако тот факт, по каким причинам осуществляется участие в тренинге (по собственному желанию или под давлением внешних условий и обстоятельств, например, по наставлению родителей), с нашей точки зрения, оказывает сильное влияние на его результативность.
Очевидно, что одной из первоочередных задач тренера является задача повышения внутренней мотивации участников СПТ. Как было отмечено ранее, этот вопрос сегодня не получил широкого освещения в научной литературе. Однако практикующие бизнес-тренеры в своих статьях делятся авторскими методами повышения мотивации участников обучения на основании своего многолетнего опыта ведения тренингов и семинаров[1]. Отметим, что ориентация этих методов на взрослых ставит под вопрос их результативность в тренинге с подростками – это связано с тем, что личность подростка качественно отличается от личности взрослого человека [Кле, 1991; Эриксон, 1996; Havighurst, 1967; и др.].
При планировании нашего исследования мы исходили из следующих положений. 1. Одной из первоочередных задач тренера является повышение внутренней мотивации группы к участию в тренинге. 2. В связи с качественными особенностями личности подростков применение метода СПТ с ними имеет свою специфику. Принципы юношеского СПТ отличаются от базовых принципов социально-психологического тренинга, ориентированного на взрослых участников [Лидерс, 2004]. 3. Направленность описанных в бизнес-литературе способов повышения мотивации СПТ на взрослых участников ставит под вопрос эффективность применения этих способов в рамках подросткового тренинга.
Таким образом, возникает вопрос: как сделать так, чтобы и цели СПТ были достигнуты, и присутствие участников на тренинге было добровольным? Другими словами, как повысить мотивацию подростков в СПТ? Для ответа на эти вопросы мы провели эмпирическое исследование, целью которого стало выявление способов повышения внутренней мотивации подростков в рамках социально-психологического тренинга.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: 1) выявление особенностей подростков, которые необходимо учитывать в СПТ; 2) выявление особенностей мотивации подростков, которые необходимо учитывать при проведении тренингов с ними; 3) выявление способов повышения мотивации подростков в рамках СПТ; 4) анализ полученных результатов и соотнесение их с теоретическими представлениями о вопросе мотивационных особенностей подростков и о проблеме повышения мотивации участия в тренинге.
В связи с отсутствием широкого объема теоретической информации об объекте исследования нами выбран поисковый план исследования, позволяющий впоследствии сформулировать гипотезы относительно способов повышения мотивации подростков в тренинге [Фоломеева, 2006]. Данный план предполагает, помимо предварительной работы с документами, работу с экспертами, представляющую собой интервью со специалистами в данной области – учеными, специалистами-практиками.
1. Фокусированное интервью. В исследовании приняли участие 10 экспертов. Семь из них являются практикующими психологами-тренерами, специализирующимися на работе с подростками. Один из экспертов является преподавателем Школы юного психолога, студентом 5-го курса кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Два эксперта – кандидаты психологических наук.
Цель интервью – выявление особенностей мотивации подростков в СПТ и способов ее повышения. Интервью по степени формализации является полустандартизированным, или фокусированным [Никандров, 2002]. Гайд интервью состоит из 7 вопросов. Общее время проведения – около 15 минут. Результаты интервью получили качественную обработку в соответствии с задачами исследования.
2. Анкетирование участников социально-психологического тренинга включало в себя следующие стадии.
2.1. Сбор данных. На этом этапе проводились социально-психологические тренинги (всего 16 занятий, 154 упражнения), направленные на повышение компетентности в сфере общения у подростков. Выборку данного этапа исследования составили три группы старшеклассников (13–17 лет), всего 37 человек.
Для сбора данных применялась самостоятельно сконструированная опросная методика «Картина дня», в основу которой легла система экспресс-анализа эффектов тренинга, предложенная Ю.М.Жуковым [Жуков, 2003]. Анкета аналогична так называемым листкам удачи [Торн, Маккей, 2001], в ней оценивается уровень реакций участников [Kirkpatrick, 1959a, 1959b]. Известно, что инструмент оценки эффектов должен соответствовать событию, участникам и способу использования результатов оценки [Торн, Маккей, 2001]. Таким образом, считаем применение самостоятельно сконструированного инструмента уместным в рамках нашей работы.
Методика «Картина дня» предназначена для выявления наиболее «действенных» упражнений в СПТ. Анкета состоит из трех «служебных» граф (ФИО, название тренинга, дата) и шести вопросов, после каждого из которых следует незаполненное пространство. Вопросы анкеты таковы: «Что из сегодняшнего занятия 1) привлекло мое внимание? 2) вызвало у меня положительные эмоции? 3) вызвало у меня отрицательные эмоции? 4) заставило меня задуматься? 5) запомнилось мне? 6) мне хотелось бы обсудить с другими?».
Опросный лист предъявляется респонденту по окончании каждого занятия СПТ. Задача участника – ответить на вопросы, вписав в свободное пространство название одного или нескольких упражнений из тех, в которых респонденты принимали участие в рассматриваемый день тренинга. Общее время проведения опроса – около 3 минут.
Таким образом, в результате сбора данных были получены 159 протоколов для анализа.
2.2. Обработка данных анкетирования участников тренинга. Для каждого из 154 упражнений подсчитывается «индекс популярности», представляющий собой количество участников, упомянувших это упражнение в рамках опросного листа. В связи с тем что составы трех групп старшеклассников, принимавших участие в исследовании, количественно не равны, для того чтобы данные по всем группам были сопоставимы, результат по каждому из упражнений подсчитывается в процентном соотношении к общему числу упоминаний данной группой упражнений занятия. На основе полученных данных составлен рейтинг наиболее популярных упражнений.
В связи с тем что эмпирическое исследование включает в себя два этапа, рассмотрим результаты каждого из них в отдельности.
В результате проведения интервью с экспертами были получены три категории данных, соответствующие задачам исследования. В первую очередь обратим внимание на третью из полученных категорий, а именно на «рецепты» повышения мотивации подростков во время проведения тренинга.
Итак, по итогам интервью с экспертами был получен список способов повышения мотивации подростков в СПТ. Однако при выделении этих способов эксперты по большей части не отделяли приемы, «работающие» только в подростковых группах, от универсальных способов, актуальных и для других видов СПТ (в частности, для бизнес-тренингов). Таким образом, в первую очередь нашей задачей является выявление способов повышения мотивации в СПТ, специфичных для тренингов с подростками.
Выявим эти способы путем соотнесения полученных от экспертов «рецептов» с приемами повышения внутренней мотивации, предложенными практикующими бизнес-тренерами (Д.Устинов, Н.Еремеева, А.Кондауров, Т.Чуйкина; подробнее см. примечание 1).
Для реализации этой задачи нам необходимо: 1) выявить из предложенных экспертами способов те, которые упоминаются в рекомендациях бизнес-тренеров, – эти способы мы будем считать универсальными для СПТ; 2) выявить из предложенных экспертами способов те, которые не упоминаются в рекомендациях бизнес-тренеров, – эти способы мы будем считать специфичными для юношеского СПТ.
Среди универсальных способов повышения мотивации были выявлены следующие: энергичность ведущего; обращение к личному опыту участников; ясность речи и мышления тренера; атмосфера принятия и доверия в группе; активная проблематизация; выбор упражнений в соответствии с потребностями группы; вовлечение участников в работу; «отработка» теоретического материала; наличие четких правил проведения обучающего мероприятия.
Среди способов повышения мотивации, специфичных для юношеского СПТ, выделены следующие: использование тренером ярких фактов и примеров, наглядных схем; общение в группе на «ты»; индивидуальный подход к каждому участнику; применение положительного подкрепления и позитивной обратной связи; принцип «свободы слова» и другие. Более полный перечень приемов повышения мотивации подростков в рамках тренинга представлен далее.
Таким образом, нами были выявлены специфичные для тренинга с подростками способы повышения мотивации участников. Отметим, что универсальные способы также являются действенными для подростков; в то же время некоторые из способов повышения мотивации подростков, вероятно, «работают» и со взрослыми участниками СПТ. Однако именно выявленные в процессе анализа «рецепты» повышения мотивации в юношеском СПТ должны, с нашей точки зрения, находиться в центре внимания психолога-тренера при работе с подростками.
Следующим этапом анализа полученных данных является соотнесение специфичных для юношеского СПТ способов повышения мотивации с результатами, полученными в результате анкетирования подростков – участников тренингов. Сопоставление информации, полученной от экспертов и старшеклассников, повышает валидность выводов исследования.
В результате обработки анкет все 154 упражнения были упорядочены по критерию частоты упоминания их участниками СПТ. При помощи ретроспективного качественного анализа психолог-тренер, проводивший рассматриваемые занятия с подростками, отметил, какие из перечисленных выше способов повышения мотивации подростков в СПТ были реализованы в каждом из этих упражнений.
В качестве иллюстрации представим результаты анализа трех наиболее «действенных» упражнений в табл. 1.
Таблица 1Пример анализа упражнений юношеского социально-психологического тренинга
Название упражнения | Реализованные в рамках упражнения способы повышения мотивации участников СПТ | Доля участников, отметивших упражнение в связи с одним из критериев, % |
«Определение своего типа личности» | Упражнение на самопознание | 47,7 |
Упражнение «Скала» | Телесно-ориентированное Сплочение коллектива Общение | 46,0 |
Игра «Секрет Джованни» | Общение | 41,7 |
Аналогичным образом проанализированы все упражнения, имевшие место в течение 16 занятий.
Для определения наиболее эффективного приема повышения внутренней мотивации подростков в тренинге подсчитаем суммарную частоту использования каждого из способов повышения мотивации в рассмотренных упражнениях. При этом оговоримся, что мы не будем учитывать тот факт, что, гипотетически, некоторые из способов в совокупности дают эффект синергии и в связи с этим оказывают более сильное мотивирующее воздействие.
По суммарной частоте использования самыми «действенными» оказались следующие способы повышения мотивации (в порядке убывания значимости): 1) создание условий для общения участников между собой; 2) использование упражнений, дающих участникам возможность узнать новую информацию о себе; 3) реализация индивидуального подхода к каждому из участников; 4) обеспечение внимательного отношения участников и тренера друг к другу, внимательного слушания каждого участника группы; 5) применение телесно-ориентрованных упражнений; 6) деление участников группы на микрогруппы для выполнения упражнений; 7) использование таких форм организации упражнений, как доклады и выступления; 8) проведение беседы с группой, в процессе которой участники делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями; 9) обеспечение реализации позитивной обратной связи участникам в устной и телесной форме; 10) использование ярких фактов и примеров, а также структурирование и визуализация материала (при помощи наглядных схем) в процессе объяснения информации.
По итогам качественного анализа полученных данных были выявлены конкретные рекомендации для повышения внутренней мотивации подростков в тренинге. Соотнесем эту информацию с теоретическими представлениями о задачах развития в подростковом возрасте и о методе социально-психологического тренинга с подростками.
Создание условий для общения участников между собой является основным приемом повышения внутренней мотивации подростков для участия в тренинге. Его эффективность напрямую связана с особенностями процесса социализации подростка. Известно, что социальная ситуация развития для данного возраста – это ситуация «подросток – ровесник» [Обухова, 2006], а общение со сверстниками рассматривается как ведущая деятельность этого периода [Анн, 2007]. Данный способ может быть эффективно и полно использован в рамках юношеского СПТ в связи с тем, что метод тренинга является групповым и, тем самым, дает все возможности для реализации описанного приема.
Более того, далеко не последним по важности является такой способ организации упражнений, как деление участников на микрогруппы. Разделение группы тренинга на подгруппы позволяет интенсифицировать коммуникативный процесс между участниками, дает подросткам возможность более глубокого общения, в котором уделяется внимание индивидуальности каждого ребенка. Таким образом, этот прием «работает» сразу на две задачи: с одной стороны, происходит взаимная идентификация подростков [Мухина, 1997], с другой стороны – их индивидуализация [Карабанова, 2005].
Следующим по результативности способом является применение тренером упражнений, дающих участникам возможность узнать новую информацию о себе. Важность такого механизма повышения внутренней мотивации подростка в процессе СПТ обусловлена тем, что он напрямую связан с процессом становления идентичности. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики [Обухова, 2006], в связи с чем меняются представления индивида о себе [Кле, 1991]. Таким образом, в процессе упражнений, направленных на самопознание, подросток «отслеживает» происходящие изменения, осознает себя «заново».
С процессом становления идентичности также связана необходимость индивидуального подхода к каждому из участников. В подростковом возрасте происходит открытие и утверждение своего уникального и неповторимого Я [Карабанова, 2005]. Таким образом, обеспечивая индивидуальный подход к подростку, а также демонстрируя внимательное отношение к нему, тренер проявляет уважение к его личности, подтверждает его исключительность. Общение, основанное на взаимопринятии и взаимоуважении, позволяет ребенку реализовать «чувство взрослости», удовлетворить потребность в признании его взрослости окружающими [Эльконин, 1989].
Необходимость применения телесно-ориентированных упражнений связана, в первую очередь, с процессом пубертатного развития. Для подростка огромную роль играет взаимодействие со сверстниками своего и противоположного пола, телесная обратная связь, принятие его внешнего облика группой.
Использование ярких фактов и примеров, а также структурирование и визуализация материала (при помощи наглядных схем) в процессе объяснения информации способствуют насыщению сенсорной сферы подростка.
Использование такой формы организации упражнений, как доклады и выступления, дает возможность подростку продемонстрировать свое уникальное Я, что связано с процессом становления идентичности, а также получить внимание и обратную связь от референтной для подростка группы. В свою очередь, обратная связь группы влияет на самосознание, Я-концепцию, самооценку индивида. В связи с прямым воздействием качества и содержания обратной связи на личность подростка становится понятной важность применения такого способа повышения мотивации, как позитивная обратная связь. Ф.Райс отмечает, что в процессе СПТ с подростками приятные события могут вызывать улучшение образа Я и повышение самооценки подростка [Райс, 2000], в связи с чем можно сделать вывод о важности поощрения (в том числе и вербального) в тренинге.
Рефлексия представляет собой беседу с группой, в процессе которой участники делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. В рамках беседы участникам СПТ предоставляется возможность формулировать и выражать свою точку зрения, строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их [Анн, 2007]. Таким образом, этот прием находится в непосредственной взаимосвязи с когнитивным развитием подростков.
Итак, мы соотнесли полученные в результате исследования данные с задачами развития подросткового возраста. Такой подход нам представляется правомерным, так как, согласно А.Г.Лидерсу, тренинг с подростками является возрастно-ориентированным. В это понятие автор вкладывает следующий смысл: тренинг ориентирован не на индивидуально-психологические проблемы подростков, а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи старших (8–10-е классы) подростков [Лидерс, 2004]. Однако то, какими именно способами достигается решение этих проблем и задач, автор не рассматривает.
Мы можем следующим образом обобщить итоги проведенного исследования: выявлены наиболее результативные способы решения задач развития подросткового возраста в рамках социально-психологического тренинга. Использование выявленных приемов позволяет достигать целей юношеского СПТ, не теряя при этом заинтересованности участников процессом тренинга, в связи с чем можно говорить о необходимости применения обозначенных техник в тренинговой практике.
Литература
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007.
Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003.
Карабанова О.А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс, 2005.
Кле М. [Claes M.] Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2006.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2004.
Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование, 2006.
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Моск. гос. университет, 1982.
Райс Ф.[Rice P.] Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
Торн К., Маккей Д. [Thorne К., Mackey D.] Тренинг. Настольная книга тренера. СПб.: Питер, 2001.
Фоломеева Т.В. (Ред.). Социальная психология: практикум. М.: Аспект Пресс, 2006.
Хекхаузен Х. [Heckhausen H.] Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Эриксон Э. [Erikson E.] Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
Havighurst R.J. Developmental tasks and education. New York: David McKay, 1967.
Kirkpatrick D.L. Techniques for evaluating training programs. Journal of the American Society of Training Directors, 1959a, 13(11), 3–9.
Kirkpatrick D.L. Techniques for evaluating training programs. Journal of the American Society of Training Directors, 1959b, 13(12), 21–26.
Примечания
[1] Подробнее см. работы бизнес-тренеров: 1) Еремеева Н. Не хочу учиться! Или как мотивировать сотрудников на обучение. http://neremeeva.ru/?p=211; 2) Кондауров А. Мотивация персонала на тренинги. http://www.trainer.su/publications/personal-trainings.php; 3) Устинов Д.Ю. Как измерить эффективность тренинга? http://www.ustinow.ru/?resultpage=1&s=152&d_id=86; 4) Чуйкина Т. Мотивация на обучение, 2009, http://www.hrm.ru/db/hrm/E0CBCABF2A0F0CA2C325756E0062D104/vid/article/article.html
Поступила в редакцию 6 сентября 2012 г. Дата публикации: 26 февраля 2013 г.
Зубова Юлия Константиновна. Аспирант (2013), кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Стиль psystudy.ru Зубова Ю.К. Мотивация подростков к участию в социально-психологическом тренинге. Психологические исследования, 2013, 6(27), 10. http://psystudy.ru
Стиль ГОСТ Зубова Ю.К. Мотивация подростков к участию в социально-психологическом тренинге // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]
Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/780-zubova27.html
К началу страницы >>
psystudy.ru
На базе Волжского центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сотрудники программы «Шанс» благотворительного фонда «Арифметика добра» провели первый этап мотивационного тренинга для подростков, обучающихся по on-line программе подготовки к сдаче итоговой аттестации и поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения.
О тренинге рассказывает Алёна Никитина, руководитель сектора регионального развития программы «Шанс»:
«Тренинг в первую очередь нужен для повышения мотивации к обучению через развитие личностных качеств. Вообще невозможно просто детей взять и заставить учиться. Без мотивационной поддержки к обучению, без поддержки тренера, коуча, наставника образовательная деятельность работать не будет. В рамках тренинга мы с ребятами разбирали их личные качества, их взаимодействие в группе, как они общаются, насколько у них отлажена коммуникация, как они строят взаимоотношения друг с другом, как они строят отношения в школе. Уже во второй половине первого дня открылось, что они не знают, как взаимодействовать со своими сверстниками, как просить о помощи и как предложить свою. С ребятами нужно работать — развивать их личные качества, развивать их самооценку. Все наши дети априори травмированы, у каждого своя история — и для того, чтобы они могли принимать те знания, которые мы пытаемся им дать — надо сначала это личное пространство очистить. Очистить от обиды, боли и злости. Пока каждый ребенок не разберется со своими личными проблемами, которые сидят очень глубоко — говорить о каком-то искреннем рвении к учебе рановато. Поэтому в первую очередь тренинг направлен на то, чтобы дети разобрались сами в себе, поставили себе определенные цели — краткосрочные, долгосрочные и понимали, что для достижения этих целей они должны сделать. Очень важно, что все выводы, все внутренние правила тренинга ребята выработали сами — мы со своей стороны только помогали, направляли, модерировали. Основная проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся в «Шансе» — первые затруднения в учебном процессе практически сразу вызывают в ребятах отторжение к занятиям вообще. «Не получается, не хочу продолжать, не буду больше учиться» — все это мы слышим многократно. И, как правило, за этим «не хочу» в подростковом возрасте стоит страх, что «я не справлюсь, я не пойму», стыд, что не сделано домашнее задание – и поэтому преподаватели подумают, что «я какой-то не такой, даже глупый». И задача тренинга — развеять эти опасения, понять истинную причину, почему ребенок может отказываться от уроков. Двухдневный тренинг с 10 до 18 часов — очень плотный график, с постоянной активной включенностью ребят, групповыми и индивидуальными упражнениями. Мы работали со страхами, с метафорическими картами, мы разбирали колесо целей, все ребята прописывали свои цели – весь тренинг с интенсивным погружением по максимуму. Учиться слышать себя, распознавать эмоции, которые ребята испытывают, пытаться с ними самостоятельно работать – все это в программе нашего тренинга. Для ребят это была колоссальная нагрузка, они не привыкли к такому потоку информации и мы видели, что им тяжело — но к концу второго дня это действительно была уже команда, все серьезно относились к той работе, которая проходит в группе. Когда наконец-то установились доверительные взаимоотношения – ведь у большинства участников группы страх перед мнением остальных сверстников — и мы создавали ту обстановку, ту команду, которой можно доверять, где комфортно рассказать о себе и проявить себя. Конечно, за один раз ничего не произойдет — мы не ждем, что сейчас все бросятся учиться, что все сдадут экзамены на «пятерки». Но начало положено — к концу тренинга мы видели, что ребята научились между собой общаться, научились взаимодействовать – а это очень важно. В течение года мы будем в 3 этапа проводить каждый такой тренинг – и, безусловно, каждый следующий тренинг будет уже сложнее и глубже. Для команды «Шанса» это был колоссальный опыт. И дальнейшую программу мы будем строить с учетом особенностей конкретно этой группы. Отдельно хочу искренне поблагодарить за активнейшее участие в подготовке и проведении тренинга нашего замечательного коуча — Юлию Дорожинскую, социального тренера с пятнадцатилетним стажем. Она работает с подростками, специально разработав для программы «Шанс» тренинговый курс, адаптированный под специфику образовательной деятельности».
Благотворительный фонд «Арифметика добра» был учрежден в марте 2014 года Романом Авдеевым для системного решения проблемы сиротства в России. Роман Авдеев является отцом 19 приемных детей. Личный выбор, глубокое понимание проблемы и желание менять мир к лучшему – все это побудило к созданию фонда. Миссия фонда — помочь детям-сиротам найти семью и стать успешными членами общества. Приоритетными программами фонда являются поддержка усыновления и семейного устройства воспитанников детских домов, а также социализация и адаптация детей-сирот путем развития образования, спорта и культуры в детских домах.
Фото: arifmetika-dobra.ru
www.asi.org.ru
Подростковый период является довольно сложным, ведь в организме детей происходят определенные химические изменения. Естественно, у ребенка просто нет жизненного опыта в том, как правильно справляться с новыми ощущениями и переменами в своей жизни. По этой причине тренинг по мотивации подростков в Москве может оказать важную и неоценимую помощь для более уверенного становления личности.
Как период взросления может сказываться на ребенке? Прежде всего, многие родители замечают, что у него пропадает всякая мотивация к учебе, так как ему не удается справиться с новыми чувствами и ощущениями. Но у других детей мотивация может пропадать из-за однообразности учебного процесса, что крайне тяжело воспринимается в таком возрасте. В такой ситуации даже у успешных учеников снижается успеваемость. Если вовремя оказать необходимую помощь, можно спасти положение и вернуть интерес к учебе, что позволит подростку и дальше приобретать знания, необходимые для своего развития. Квалифицированную помощь можно получить на тренинге по мотивации подростков.
Специальное обучение поможет ребенку разобраться с причиной изменений в своем организме и отсутствия интереса ко всему, включая учебу. По этой причине тренинг развития мотивации у подростков особое внимание обращает на следующие моменты:
Это только некоторые вопросы, в которых подростку крайне важно разобраться. К тому же тренинг повышения учебной мотивации подростков учит преодолевать страх перед неудачей, что так распространено в этом возрасте. Ошибки неизбежны, но они могут негативно влиять на молодую психику, и поэтому молодой человек нуждается в такой помощи.
Когда ребенок сталкивается с новыми переживаниями, родители не всегда могут понять его чувства. Как правило, контроль над эмоциями приходит через тяжелый путь сложных ошибок и разочарований. Чтобы этого не допустить, важно научить подростка понимать свои чувства и справляться с ними. Тренинги проводят опытные психологи, которые помогут молодому человеку преодолевать негативные чувства и взращивать хорошие побуждения.
Также тренинг по мотивации подростков к учебе научит осознавать ее важность. Это очень важно в подготовке к взрослой жизни. Подрастающее поколение научится быть более ответственным, самостоятельным и решительным. В будущем это поможет найти подходящую профессию и быть успешным в жизни. Обучение проходит в живой манере. Участники группы не чувствуют себя студентами, которые просто обязаны выслушивать скучные лекции. Они могут участвовать в обсуждении, делиться своими чувствами и видеть конкретную пользу от планирования своей жизни. Все это побудит их поставить разумные цели и стремиться к ним.
arttrening.ru