Семинар- тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками". Тренинг для родителей подростков


тренинг для родителей « Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками.»

Семинар - тренинг для родителей

« Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками.»

Цели:

объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей старших подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей;

научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятиями детско-родительских отношений, благополучия в семье и стилями семейного воспитания.

  2. Способствовать адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.

  3. Формировать позитивные установки на отношение к окружающему миру и понимание родителями собственного ребёнка.

  4. Развивать представление о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, формирование взаимопонимания.

Задачи:

- Вырабатывать новые модели поведения в конфликтных ситуациях;

- Отрабатывание модели решения повседневных конфликтов;

- Создавать между родителями и детьми положительный, эмоциональный настрой.

Ход занятия.

Родители и дети рассаживаются по семейным парам за парт

Добрый день, друзья! Мы очень рады видеть вас. Приятно, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем тему, которая, всегда была актуальной. Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей» одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

 (Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)

1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

Теоретическая часть.

- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила.

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

  1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

  2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)

  3. Ограничение должно быть выполнимым.

Практическая часть.

Упражнение «Десять Я»

Перед вами лежат листы бумаги, где в столбик написаны десять «Я», напишите против каждого столбика те мысли, которые приходят вам в голову. Например: «Я люблю мороженое». (По окончанию работы). Прошу вас обменяться этими листками. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь открыл для себя, что новое в своем соседе по парте? (ответы участников занятия)

Психолог: Из выше сказанного, как вы считаете, что чаще всего является причиной конфликтов? (подводится к тому, что мы имеем свои взгляды, и не всегда хорошо знаем близкого человека).

Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений. Я предлагаю Вам посмотреть типичную конфликтную ситуацию, которая часто возникает в наших семьях

(Разыгрывается сценка.)

Психолог: Татьяна собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»

Девочка: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»

Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»

Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»

Психолог: Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.

Я предлагаю каждой семейной команде, найти пути решения выхода из этой ситуации, чтобы оно максимально учитывало интересы обеих сторон. (варианты ответов)

Психолог: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства.

Слайд - «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок»)

Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.

(Разыгрывается сценка)

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Девочка «Пальто не одену».

Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –

Девочка кивает.

Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»

Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»

Мать: «Прекрасная мысль».

Психоолог: На этом инцендент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.

Теперь, я предлагаю вам решить конфликтные ситуации с помощью компромисса. (Раздаются карточки, участникам предоставляется время для решения проблемы. Музыкальный фон.

Содержание карточек:

- Подросток хочет пойти гулять, но уроки ёще не выучил. Родители настаивают, чтобы он сначала выучил уроки.

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама:- Ты куда собираешься?

Подросток:- Иду гулять.

Мама: - Но ты ещё не сделал уроки?

Подросток: - Ну и что, потом сделаю.

Мама: - Сначала надо сделать уроки.

- У подростка в комнате беспорядок, убираться нет никого желания, родители настаивают, чтобы в комнате была сделана уборка:

Пример компромиссного решения проблемы:

Мама: - Опять у тебя бардак в комнате, уберись, пожалуйста, у себя

Подросток: - Я не хочу сейчас убираться.

Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

Ситуация 1.

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

Ситуация 2.

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?

Обобщение.

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:

- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

    1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;

    2. дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.

    3. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, такжеформируют у него и чувство ответственности.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Причины отклонения в поведении детей.

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Упражнение «Эмоциональное восприятие».

- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Упражнение «Чаша чувств»

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будетвключать:

  1. принятие

  2. внимание

  3. признание(уважение)

  4. одобрение

  5. теплые чувства.

  6. понимание

  7. любовь

  8. доверие

  9. поддержка

  10. юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Вывод.

Чтение стихотворения «Родителям…»

(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

-Чем проповедь выслушивать,Мне лучше бы взглянуть.И лучше проводить меня,Чем указать мне путь.Глаза умнее слуха,Поймут все без труда.Слова порой запутаны,Пример же- никогда.Тот лучший проповедник-Кто веру в жизнь провел.Добро увидеть в действии-Вот лучшая из школ.И если все мне показать-Я выучу урок.Понятней мне движенье рук,Чем быстрых слов поток.Должно быть, можно веритьИ мыслям, и словам,Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно поймуТвой правильный совет.Зато пойму, как ты живешь,По правде или нет.

Упражнение .Коллаж «Портрет моей семьи»

Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)

  1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

  2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

  3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

  4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

  6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

www.metod-kopilka.ru

Семинар- тренинг для родителей "Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками".

                                Семинар- тренинг  для родителей

« Пути формирования бесконфликтных взаимоотношений с подростками.»

Цель:  Повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.

Задачи:

1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.

2. Выявить условия, необходимые  для:

-   построения нормальных отношений с подростком;

- выявить условия, необходимые для воспитания у  подростка самодисциплины;

Форма проведения: семинар-тренинг.

Категория: родители учащихся 6-х и 7-х классов.

                                           Ход собрания.

 (Звучит спокойная музыка, стулья расставлены по кругу)

1.Упражнение-приветствие «Я рад вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).

- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой- как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

Теоретическая часть.

- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила.

(вывешиваются поочередно на доске)

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный , вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

  1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).
  2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту)
  3. Ограничение должно быть выполнимым.

Практическая часть.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

  1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
  2. дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
  3. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, такжеформируют у него и чувство ответственности.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Причины отклонения в поведении детей.

( наглядно вывешивается поочередно на доске)

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Упражнение «Эмоциональное восприятие».

- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Упражнение «Чаша чувств»

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будетвключать:

  1. принятие
  2. внимание
  3. признание(уважение)
  4. одобрение
  5. теплые чувства.
  6. понимание
  7. любовь
  8. доверие
  9. поддержка
  10. юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Вывод.

Чтение стихотворения «Родителям…»

(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

-Чем проповедь выслушивать,Мне лучше бы взглянуть.И лучше проводить меня,Чем указать мне путь.Глаза умнее слуха,Поймут все без труда.Слова порой запутаны,Пример же- никогда.Тот лучший проповедник-Кто веру в жизнь провел.Добро увидеть в действии-Вот лучшая из школ.И если все мне показать-Я выучу урок.Понятней мне движенье рук,Чем быстрых слов поток.Должно быть, можно веритьИ мыслям, и словам,Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно поймуТвой правильный совет.Зато пойму, как ты живешь,По правде или нет.

Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)

  1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
  3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
  4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

       6.Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен      демонстрировать       доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

nsportal.ru

о психологии и психиатрии просто и понятно

li{list-style: none;background: url(http://minskaya-svetlana.ru/wp-content/uploads/2018/05/spiral-3.png) no-repeat 0 6px; padding-left: 23px;}@media (min-width:720px){#r{margin-left:300px;} #l{float:left;}]]>

Первая онлайн-консультация в подарок!

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ»

Этот  тренинг  будет полезен тем родителям, кто хочет наладить хороший контакт со своим ребенком-подростком и помочь ему в преодолении проблем.

  • Не хочет ходить в школу или учится ниже своих возможностей
  • Отказывается от помощи по дому или поздно возвращается домой
  • Связался с «плохой компанией», начал курить или употреблять алкоголь
  • Еще вчера был «нормальным ребенком», а сегодня дерзит и бунтует
  • Агрессивен или, наоборот, слишком пассивен и безразличен ко всему

Когда такое случается, первое желание – отвести его к психологу, чтобы «починили». Но это либо не работает, либо работает недолго.

Почему психолог не сможет «починить» вашего ребенка?

  • Ребенок поменяется, а родители и семейная система останутся прежними.
  • Он станет прислушиваться с психологу, а не к вам. Ваш авторитет останется на прежнем месте.

Поэтому помогать нужно в первую очередь родителям. Нужно научить их быстро и эффективно взаимодействовать с подростком в любых ситуациях.

Что нужно, чтобы начать тренинг? Только ваше желание и готовность работать над собой. Вам не нужно присутствие ребенка или второго родителя. Начнете меняться вы – начнут меняться все члены семьи, таков закон семейной системы.

Что представляет собой тренинг?Тренинг – это обучение новым навыкам. Моя задача – научить вас применению простых приёмов и дать вам алгоритм действий в трудных ситуациях. Ваша задача – применять их на практике, ответственно подходить к домашним заданиям и давать обратную связь. Что получилось выполнить? Каков результат? С какими трудностями столкнулись? Мы будем встречаться раз в неделю, поднимая на каждой новой встрече новые темы.

Что это за встречи и какие темы они затрагивают? Тренинг состоит из 8-12 встреч, их количество будет зависеть от скорости вашей работы. Две диагностические и мотивирующие встречи и 6 – 10 рабочих. Продолжительность одной встречи 50 минут. Начинается каждая рабочая встреча с обсуждения домашнего задания ,а заканчивается заданием новым. На протяжении всей работы вы ведете дневник. Перед началом первой встречи у нас будет бесплатная онлайн-консультация. Вы получите анкету, в которой ответите на вопросы о ребенке. Это поможет мне выстроить нашу работу с учетом его и ваших индивидуальных особенностей.

1 и 2 диагностические встречиОбозначение основных проблем и точек воздействия. Обсуждение целей вашего воспитания и его инструментов. Оценка удовлетворенности потребностей ребенка, стилей воспитания, уровня его самооценки, а так же уровней удовлетворенности ваших собственных потребностей. Получение рекомендаций. Первые изменения начнутся уже после первой же встречи!

Содержание рабочих встреч

  • техники примирения и снятия остроты конфликта
  • техники бесконфликтного общения
  • способы укрепления самооценки ребенка
  • применение таблицы ответственности
  • алгоритмы влияния на ребенка в затянувшейся проблемной ситуации
  • мудрое применения санкций при нулевых усилиях со стороны ребенка

В результате вы сможете

  • Справиться с его «трудным поведением».
  • Усилить свой авторитет родителя, повысить уважение к вам со стороны ребенка.
  • Расположить ребенка к себе.
  • Помочь сформировать у него стабильную положительную самооценку, ответственность и самодисциплину для взрослой жизни.

От чего зависит успех?Только от точности выполнения вами домашних заданий и честного обсуждения ваших трудностей на встречах.

То, что вы научитесь делать сегодня, станет хорошим вкладом в ваше совместное будущее.

Вот здесь вы можете прочитать мои авторские материалы на тему родительско-детских отношений.

А это — пример того, как работает тренинг.

minskaya-svetlana.ru

Тренинг для родителей подростков

28 марта, в 22 часа

Если ребенок не отвечает ни за что, то он не отвечает и за уроки. Просто потому, что не умеет ― не научили!

Подросток и быт. Как жить в одной квартире с подростком и не сойти с ума?

 

Как вернуть взрослеющему ребенку ответственность за уроки, оценки, домашнюю работу?

 

Как мотивировать подростка участвовать в домашних делах без боя, угроз

и шантажа?

 

Подросток ― «центр Вселенной» или член семьи со своими обязанностями?

 

Меняем концепцию: делегируем подростку полномочия

 

Родительские страхи, мешающие подростку учиться бытовой самостоятельности

 

Родительское желание обеспечить  ребенку комфорт и беззаботность ― когда оно во вред?

 

Личная зона подростка. Кто отвечает за нее и какие правила в вашей семье?

 

Внешний вид подростка: самостоятельность и эксперименты или контроль

и вражда с родителями?

 

Страшно отпускать? Любовь как сверхзабота и гиперопека ― хорошо или плохо?

 

Первые навыки планирования

 

Тайм-менеджмент. Как научить ребенка следить за временем?

 

Ребенок ошибается. Страховать или нет?

 

Система поощрений. Нужна ли они?

 

Что делать, если успеваемость подростка падает, а контакт с учителями дается

с трудом?

 

Ответы на вопросы участников

После вебинара:

 

Вы понимаете,  как бы хотели изменить степень бытовой самостоятельности подростка, и видите, как это можно сделать. При этом у вас нет завышенных ожиданий, и вы осознаете, что формирование самостоятельности ― процесс, требующий времени и усилий. Вы понимаете, какие качества развивать  у подростка, чтобы он научился мыслить, принимать решения и действовать сам.

Вы можете проанализировать и убрать тревоги, которые мешают предоставить ребенку ту степень самостоятельности, которую вы считаете правильной.

ekaterina-burmistrova.com

Практикум для родителей "Родители и подростки"

Заседание родительского клуба «Диалог» по теме «Родители и подростки» (ситуативный практикум)

Цели:

  • объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей старших подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей;
  • научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми.

Участники:

  • классный руководитель, родители, школьный педагог социальный.

Подготовительный этап:

  • классный руководитель предварительно изучаетлитературу по проблеме, готовит тексты заданийдля родителей.

Оборудование, оформление:

  • выставка литературы по проблеме заседания клуба;
  • наглядные материалы по обучению родителей различным способам бесконфликтного общения;
  • задания для родителей.

Ход заседания клуба

1. Метод «Выбор» (интерактивная игра)Цель: развитие ценностных ориентаций в семейном воспитании, ответственности через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности. Необходимое оборудование: три таблички со словами: «да», «нет», «может быть».Вопросы для выбора:

  • Занимаетесь ли вы ответственно семейным воспитанием?
  • Знаете ли вы, какова цель семейного воспитания?
  • Семейное воспитание – это для вас важно?
  • Семейное воспитание – это для вас трудно?
  • Знаете ли вы, из каких компонентов состоит семейное воспитание?
  • Общение с детьми – это для вас радость?

Беседа 2. Вспомним своих родителей

Ваш подросток стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу.Упражнение.Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.

  • Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными?
  • Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза?
  • Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом?
  • Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры?
  • Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль?
  • Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то каким образом, — заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты?
  • Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения?
  • Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам?
  • Соревновались ли они с вами или друг с другом?
  • Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне?
  • Что вам особенно не нравилось в них? Почему?
  • Что вам особенно нравилось в них? Почему?

Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них.Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?».Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.

Беседа 3. Анализируйте свои действия и поступки

Как родители мы оказываем огромное влияние на развитие и становление личности своих детей — такое же, какое оказали на нас наши родители.Ваша уверенность в себе является наиболее важным источником надежности для вашего подростка. В свою очередь эта уверенность во многом обусловлена опытом вашего собственного детства.Корни сегодняшних проблем практически всегда находится к прошлом. Личность вашего подростка сформировалась в результате опыта, который он успел получить к настоящему времени. С младенчества ваш ребенок пытался внести ясность в окружающий его мир и постепенно составил мнение о том, что он за человек.Наряду с осознанием становления и развития нашего сценария детские воспоминания могут оказать нам неоценимую помощь в понимании наших детей.Представим следующий случай и проанализируем его.Девочка-подросток и ее мать о чем-то горячо поспорили. Спор закончился тем, что девочка обругала мать. Это могло бы расстроить любого, но в данном случае женщина обнаружила, что и по истечении нескольких дней не может избавиться от чувства горькой обиды. Ей хотелось понять, что могло столь сильно задеть ее, ведь они с дочерью часто ссорились, но никогда раньше слова не причиняли ей такую острую и продолжительную боль. Затем она поняла, что эта конкретная ссора очень напоминала ее собственную ссору с родителями, когда она была подростком. Она обругала родителей, когда они сделали ей суровый выговор за проступок. Она вспомнила, что в то время очень сильно хотела ранить чувства родителей, но думала, что ей это не удалось. Она была убеждена в том, что она мало значит для них, а следовательно, что бы она ни делала, ее поступки не могут глубоко задеть их. Лишь после нескольких мучительных дней после ссоры с дочерью она осознала, насколько сильно, должно быть, она обидела своих родителей.В приведенном случае мать использовала свое воспоминание, чтобы лучше понять случившееся между ней и ее дочерью. Она осознала, что девочка сама сильно страдает от своей отчужденности, и ее собственное огорчение показалось ей незначительным по сравнению со страданием дочери. Именно разочарование в ней, в своей матери, заставило девочку разразиться криком и грубостью; при этом она, должно быть, испытывала чувства, очень близкие к чувствам матери, когда-то глубоко разочаровавшейся в собственных родителях.Воспоминания могут помочь нам сострадать нашим детям и более терпимо относиться к ним. Но для этого нам нужно проявить желание оживить давние переживания, вспомнить забытые чувства.Другая проблема, касающаяся отношений между подростком и родителями, заключается в том, насколько мы видим себя в своих детях. Многие эксперты по детскому поведению советуют родителям: лучшее, что можно сделать во время тяжелого разговора, — это оставаться спокойными и здравомыслящими. Конечно, это мудрый совет, но, как и многие другие советы, он оказывается практически бесполезным в пылу ссоры.Наши дети очень близки и во многом подобны нам. Они несут в себе наши гены. Они реагируют на наше воспитание. Многие из нас очень упорно трудились, чтобы предоставить своим детям широкие возможности — то, чего нам могло не хватать, когда мы сами были подростками. Мы вносим огромный вклад в своих детей; следовательно, мы обычно восхищаемся, если видим в них те черты, которые нам нравятся, и расстраиваемся, обнаружив в них те проявления своей личности, которые нам не нравятся. Если нам в свое время пришлось упорно работать над искоренением этих проявлений, то мы расстраиваемся еще больше. Мы парим в небесах, когда наш ребенок хватается за возможность, подготовленную нами для него, но сердимся или приходим в замешательство, если эта возможность отвергается или игнорируется.Трудно оставаться спокойным, если испытываешь очень глубокие чувства. Когда мы видим в своем ребенке нечто, расстраивающее нас, то, с чем мы боремся (или боролись) в самих себе, или наблюдаем, как он упускает ценную возможность, нужно понимать, что наше чувство обиды, разочарования или гнева обращено в большей мере на самих себя, чем на него.

Упражнение.Подумайте о том, когда вы в последний раз сердились на своего восьмиклассника (девятиклассника). Опишите его поведение несколькими фразами. Будьте по возможности объективны. Теперь спросите себя, не напоминает ли вам поведение подростка ваше собственное поведение в прошлом или представление о том, как следует себя вести по отношению к родителям.Мы уже пришли к выводу, что практически невозможно сразу изменить к лучшему личность вашего подростка. С другой стороны, вы можете измениться сами, но для этого нужно сначала хорошо узнать себя и понять, что нужно изменить.

4. Рефлексия.Метод «Заверши фразы»

  • Общение с детьми для меня – это … .
  • Среди этапов сегодняшнего заседания мне особенно понравился … .
  • По отношению родителей к детям можно судить … .
  • Ведущим условием успешного семейного воспитания является … .

Рогацевич Т.Р., учитель биологии, педагог высшей квалификационной категории, классный руководитель 11 класса, руководитель родительского клуба «Диалог» Струбницкого детского сада-средней школы Мостовского района Гродненской области

www.vashpsixolog.ru

Тренинг с родителями и детьми "Разговор по душам"

Тренинг с родителями и детьми

«Разговор по душам»

Чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам использовать не только родительские собрания, но и такую форму взаимодействия с родителями как тренинги.

Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:

I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;

II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.

III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.

IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.

                                                                   Упражнение 1.

«Приветствие».  Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.

(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).

Упражнение 2.

Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение 3.

«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…».  Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Упражнение 4.

«Ситуация с контрольной».

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Разыграйте такую ситуацию (в парах).

Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).

Обсуждение.

Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:

  1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
  2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
  3. Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.
  4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Упражнение 5.

«Ассоциации».

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.

Упражнение 6.

«Я давно хочу тебе сказать».

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает).

 

В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:

  1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
  2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
  3. Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.
  4.  Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Рефлексия (10 мин).

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:

- с каким настроением вы уходите;

- какой опыт получил каждый участник;

- оправдались ли ожидания;

Спасибо!

 

Просмотр содержимого документа «Тренинг с родителями и детьми "Разговор по душам" »

Тренинга с родителями и детьми

«Разговор по душам»

Чтобы отношения родителей с детьми были доброжелательными, чтобы конфликтные ситуации разрешались конструктивно, мы предлагаем вам использовать не только родительские собрания, но и такую форму взаимодействия с родителями как тренинги.

Насколько вы знаете, существует структура тренингового занятия (это также можно осветить родителям). Каждое занятие состоит из 4-х стадий:

I стадия – разогрев. Включает в себя обмен своим состоянием и настроением;

II стадия – групповая дискуссия, ролевая игра. Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций. Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с различных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме.

III стадия – рефлексия «здесь и теперь». Подведение итогов работы. Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь. Предоставление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.

IV стадия – психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.

Упражнение 1.

«Приветствие». Мне хотелось бы сейчас услышать от вас, уважаемые родители, какие у вас ожидания, намерения, с которыми вы пришли на эту встречу.

(Каждый желающий – родитель, ребенок – высказываются).

Упражнение 2.

Следующее упражнение, которое предлагается родителям и детям: «Угадай, кто это?». Дети, закройте глаза, вам нужно встать в круг, а родители по очереди подходят к вам (детям) по кругу. Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение 3.

«Взрослый – ребенок». Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком. Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.

Участники делятся своими мыслями.

Упражнение 4.

«Ситуация с контрольной».

Одним из практических приемов, позволяющих улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которым можно воспользоваться в повседневной жизни, является уже упомянутое в прошлом упражнении активное слушание.

Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто родители неправильно истолковывают этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – ребенок, ревниво отстаивающий свою точку зрения, много воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.

Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, - т. е., когда у него возникают эмоциональные проблемы.

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Разыграйте такую ситуацию (в парах).

Кто желает показать свою сценку? (2-3 пары).

Обсуждение.

Чтобы избежать конфликтной ситуации, целью родителя должна быть некритическая оценка происходящего, родитель должен использовать правила активного слушания:

  1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.

  2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.

  3. Держать паузу, давая подростку паузу на обдумывание.

  4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Упражнение 5.

«Ассоциации».

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «Семья». Психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Проанализировать, сколько положительных слов и сколько отрицательных выписано.

Упражнение 6.

«Я давно хочу тебе сказать».

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Родители и дети сидят рядом в круге (лицом к лицу). Родитель сначала говорит своему ребенку: «Я давно хотел тебе сказать…» и завершают. Ребенок также говорит своему родителю: «Я давно хотел тебе сказать…» (и завершает).

В завершении нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание на результаты применения активного слушания:

  1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.

  2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

  3. Подросток тоже начинает нас слышать и слушать.

  4. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Рефлексия (10 мин).

Уважаемые родители! Дорогие ребята!

В завершении нашей встречи нам хотелось бы услышать от вас обратную связь:

- с каким настроением вы уходите;

- какой опыт получил каждый участник;

- оправдались ли ожидания;

Спасибо!

kopilkaurokov.ru

Тренинг на эффективные способы взаимодействия подростков и родителей

Тренинг для младших подростков и их родителей

«Эффективные способы взаимодействия»

Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;- научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи;- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Порой получается, что родители недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети становятся скрытными, привыкают быть недовольными, угрюмыми, боязливыми. Внимание родителей часто сосредотачивается только на учёбе, достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке.

Сегодня мы еще раз поговорим на тему: Подростки и стили их поведения.

Наше небольшое занятие нацелено на то, чтобы Вы лучше понимали друг друга, и я вам предлагаю перевоплотится в своих детей, а детям - в родителей.

Упражнение «Приветствие друзей». Вам необходимо поприветствовать группу друзей подростков. Цель упражнения: введение в роль. Принятие образа подростка.

Упражнение "Поменяйтесь местами те, кто…"

Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат.Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим. Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

Принятие групповых правил.

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки.

Ведущий говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

  1. На занятии может говорить только один человек.

  2. Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.

  3. Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

  4. Старайся участвовать во всех упражнениях.

  5. Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

  6. Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.

Упражнение "Остров".

Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.

Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: "Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя". Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

Упражнение "Мост над пропастью".

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре "родитель – ребенок". Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди.

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

Упражнение “Любящие родители”

Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

Упражнение “Разговор с деревом”

Ведущий. Я хочу вам предложить путешествие в царство деревьев… Сядьте поудобнее и закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните… Представьте себе лес, по которому вы бредёте. Стоит прекрасный весенний день. Небо голубое, солнце светит ярко. Вы идёте по очень большому лесу. Здесь стоят самые разные деревья: хвойные, лиственные, большие и маленькие.

Где-то в этом лесу есть одно дерево – это дерево будет с вами разговаривать, только с одним из вас. Это дерево хотело бы стать вашим другом. Осмотритесь вокруг получше и найдите каждый своё дерево. Подойдите к нему вплотную и приложите ухо к стволу. Слышите, как сок течёт по кольцам дерева вверх? Прислушайтесь очень внимательно к голосу дерева. Как звучит его голос? Как тихий шепот? Как светлый колокольчик? Как шум ручья? Этот голос весёлый, как у Микки Мауса, или серьёзный, как голос пожилого человека?

Если вы узнали голос дерева, то можете его внимательно выслушать. Вы отлично это делаете! Сосредоточьтесь Шшшш… дерево хочет что-то вам сказать. Не пропустите ни одного слова, которое оно говорит…

Может быть, оно хочет попросить, чтобы вы что-то сделали для него. Может быть обрадуется, что именно вы навестили его. Возможно, ваше дерево скажет каждому из вас, что однажды вы станете большим и сильным как оно. Может быть, дерево хотело бы помочь решить ваши сегодняшние проблемы… (15 секунд).

Когда услышите, что хотело вам сказать дерево, дайте мне знак рукой – поднимите руку.

Запомните, что сообщило вам дерево. Запомните также, что дерево – такое же живое, как и вы. А теперь попрощайтесь с деревом… возвращайтесь назад. Потянитесь и будьте снова здесь, бодрые и отдохнувшие… возьмите лист бумаги и нарисуйте своё дерево.

После этого все показывают свои рисунки и рассказывают о том, что сообщило им дерево.

Упражнение “Слепой и поводырь”

Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

Групповая дискуссия “Чтобы я хотел изменить в своих взаимоотношениях с ребенком

(родителем)?”

Упражнение “Пирамида”

Все садятся в круг. Ведущий говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

Упражнение - энергизатор “В магазине зеркал”

“В магазине много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения”. Всем участникам нужно побывать в роли “обезьянки” и в роли “зеркала”.

Проективная методика «Семья-цветок».

Ритуал прощания. Упражнение «Доброе животное»

Рефлексия.

Благодарим за внимание и до новых встреч!

Список литературы

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь",2000.–150с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.

Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М.: Книголюб. 2002.

Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.2000.

Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.

Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. 2001.

infourok.ru