Древнеримский врач Гален (II в. н. з.), выделял девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них.Типам темпераментов Гален дал названия, производные от латинских слов:
Чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко мирящийся со своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично,ему становится скучно.
Среди известных людей темпераментом сагвиника обладали писатель Герцен, поэт Лермонтов, Император Франции Наполеон.
Не спешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Баснописец Крылов писатель И.А.Гончаров и маршал М.И.Кутузов были флегматиками..
Про Кутузова говорили, что он «поспешал, не спеша», т. е. делал все без излишней торопливости, работал не быстро, но очень продуктивно. Чувства, которые он не любил проявлять, отличались устойчивостью и глубиной.
Быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Замечательный русский полководец А. В. Суворов был типичным холериком: современники вспоминают, что его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой делать разом сотню дел. Он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него.
К числу людей с холерическим темпераментом можно отнести и легендарного героя гражданской войны В. И. Чапаева.Из писателей холериком был А. С. Пушкин
Легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Черты меланхолического темперамента были у В.А. Жуковского и Н. В. Гоголя (особенно в последние годы его жизни)и у композитора П.И.Чайковского.
У каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные стороны. На первый взгляд кажется, что слабый тип во всем уступает сильным типам нервной системы. Но это не так. Исследования, проведенные Б. М. Тепловым показали:
Можно сказать, что в одних случаях жизнеспособнее оказываются сильные типы, в других — слабые, т. е. каждый темперамент имеет свои преимущества.
Хотя темперамент является врожденным качеством личности, это не значит, что он совсем не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания.
biologrefs.ru
Темперамент – термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.
Б.М.Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой»[48].
Таким образом, можно утверждать, что темперамент – это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.
Физиологические основы темперамента.
Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента
Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.
Структура темперамента.
В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.
По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, илимоторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, какбыстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).
Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считаютвпечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.
Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.
Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.
Теории темперамента.
Все концепции темперамента можно подразделить на три основные группы.
1. Древнейшие - гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее популярно пользуется учение о темпераменте, основанное на классификации темпераментов по Гиппократу. Он связывал уровень жизнедеятельности организма с соотношением четырех жидкостей, циркулирующих в человеческом организме: крови, желчи, черной желчи и слизи.
На основе теории Гиппократа сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina chole - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь).
2. Близка к гуморальным теориям темперамента сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что основой проявлений темперамента, являются свойства системы кровообращения. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, скорость обмена веществ при питании, а также меры возбудимости организма и продолжительность его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.
3. Морфологическая теория темперамента, разработанная Э. Кречмером, широко известная на Западе. Кречмер выделил три основных типа конституции (телосложения человека) и, соответственно три типа темперамента:
1) астенический тип конституции – шизотимический темперамент;
2) пикнический тип конституции – циклотимический темперамент;
3) атлетический тип конституции – вязкий темперамент.
Ошибка Э. Кречмера заключалась в том, что он слишком преувеличил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.
1. К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный иэктоморфный.
Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают в полной мере необходимыми для этого свойствами.
2. Основу для разработки современной научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности и сопоставил их с античной классификацией темперамента.
1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника.
2. Сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика.
3. Сильный, подвижный, неуравновешенный - темперамент холерика.
4. Слабый, неуравновешенный - темперамент меланхолика.
На современном этапе исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы намного сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.
Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут оказаться полезными. В связи с этим, приведем основные характеристики данных типов.
Для сангвинического темперамента характерны: довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при неправильном воспитании приводит к неумению сосредоточиться, поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны: высокий уровень нервно-психической активности, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при стрессовых обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачного воспитания у флегматика могут развиться вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к действиям только по образцу.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность движений и речи, впечатлительность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. В результате неправильного воспитания у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость, склонность к чрезмерно тяжелым внутренним переживаниям под воздействием незначительных стрессовых факторов.
В зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Невозможно выделить «плохие» и «хорошие» темпераменты. Многое зависит от развития эмоционально волевой сферы, которая помогает сделать проявления темперамента более гармоничными.
Важно подчеркнуть, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Создавая базу для развития характера, свойства темперамента под влиянием условий жизни и деятельности подвергаются коррекции, в результате чего одни и те же исходные свойства темперамента могут привести к формированию различных особенностей характера. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может быть сформирован твердый характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой.
Одна и та же особенность в общей динамике психической деятельности может быть присуща людям совершенно различного темперамента, но при этом она приобретает совершенно различную психологическую характеристику, так как зависит от различного соотношения свойств темперамента. Так, например, порывистость свойственна людям различного темперамента, но у одних она связана с относительно малой эмоциональной возбудимостью — возбудимостью усилия воли, направленного на торможение, а у других она связана с относительно большей силой эмоций (страстностью) по сравнению с силой воли, направленной на торможение. Таким образом, отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют определенные комбинации, характеризующее тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику.
Во всех своих проявлениях темперамент обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, недостаток самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком характера. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые особенности поведения, а также в том, что для гармоничного развития разных людей требуется уделять внимание различным свойствам.
Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного периода жизни человека. Однако определенное содержание чувств, как, допустим, надежда, или оптимистическое или пессимистическое настроение, или доброта и злобность и т. п., очень гибко изменяется в процессе восприятия в зависимости от мотивов деятельности, поэтому мы не вправе отнести их к особенностям темперамента.
Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от мотивов, отношений личности и черт характера. Содержание ситуаций, в которых протекает деятельность человека, полностью определяется объективными условиями и изменяется в зависимости от них. Поэтому, в отличие от свойств темперамента, мотивы отношения личности и черты характера могут и не сохраниться на протяжении длительного отрезка жизни.
studfiles.net
Темперамент — одна из основных проблем дифференциальной психологии и психофизиологии. Относится к наиболее изученной категории индивидуально-психологических различий между людьми. Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека. Для оценки различных аспектов и типов темперамента разработан ряд объективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей. Широко распространенными опросниками являются ЛОА (EPI, EPQ — личностные опросники Г. и М. Айзенков), опросник Я. Стреляу (PTS — Павловская структура темперамента), опросник А. Томаса и С. Чесса, опросник В.М. Русалова (ОСТ — опросник структуры темперамента), опросник К. Леонгардта.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология темперамента. Важными проблемами, связанными с исследованиями темперамента, являются также: установление места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности (спортивной, учебной и др.).
Наиболее близкими основными понятиями, позволяющими раскрыть содержание темперамента, являются: «формально-динамические и содержательные свойства психики», «характер», «личность», «индивидуальность», «индивидуальные различия», «биологические основы темперамента».
440
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ5.4.2. Краткая история исследования темперамента в России и за рубежом
Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей». В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес. Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй — с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.
Рассмотрим вначале, как менялись представления о биологических основах темперамента. Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, к частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался
«увязать» особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны, властолюбивы [Кречмер, 1924]. Американские исследователи У. Шелдон и С. Стивене (см. [Русалов, 1979|) предприняли попытку также вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Их схема телосложения была намного сложнее, чем у Кречмера. Они оценивали телосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндомор-фии. Согласно Шелдону и Стивенсу, экто-морфы, т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система), характеризуются цереброто-ническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндо-морфы, люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.
Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова [Павлов, 1951]. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. И.П, Павлов однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Согласно И.П. Павлову, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик — сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик — сильным,
5.4. Темперамент
441
уравновешенным, но инертным типом нервной системы; меланхолик ~ слабым типом нервной системы.
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента [Теплов, 1985; Небы-лицын, 1976, 1990]. По их мнению, прежде всего следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы. Предполо-галось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента. По мнению В.Д. Небылицына, в основе темперамента должны лежать прежде всего так называемые «общие свойства нервной системы», поскольку именно они выступают в качестве главных детерминант общсличностных проявлений, среди которых важнейшее место принадлежит темпераменту [Небылииын, 1976].
Для западных психологов, исследующих биологические основы темперамента, был и остается характерным поиск не функциональных («общих») свойств нервной системы, а изучение свойств отдельных морфофункциональных образований мозга {по нашей терминологии — «частных» свойств нервной системы). Так, Г. Айзенк предложил следующую нейрофизиологическую интерпретацию основных измерений темперамента. Высокий балл по шкале «экстраверсия-интроверсия», по его мнению, соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл — более низкому порогу. Таким образом, «экстраверты» испытывают более низкую, а «интроверты», наоборот, более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители. Другому свойству темперамента —«нейро-тицизму» — соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная «эмоциональная нестабильность» является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а «эмоциональная устойчивость», наоборот, резуль-
тат более низкой реактивности [Айзенк, 1993]. Ученик Г Айзенка Дж. Грей пытается в настоящее время расширить представления своего учителя и найти более глубокие связи между различными аспектами работы лимбической системы мозга и различными характеристиками эмоциональности как важнейшей черты темперамента.
Проанализируем теперь, как менялись во времени представления о самих психологических составляющих темперамента. Несмотря на то что большинство свойств, относящихся к темпераменту, было описано еще в древности (например, сангвиник — активный, веселый, жизнерадостный; холерик — активный, возбудимый, раздражительный; флегматик — спокойный, невозмутимый, сдержанный; меланхолик — пассивный, раздражительный, ранимый), до сих пор нет единого общепринятого списка психологических свойств, относящихся к категории темперамента. Отметим, что количество свойств темперамента и их определение в значительной степени зависит от научной школы, в рамках которой работает тот или иной исследователь,
В нашей стране существенное уточнение представлений о свойствах темперамента впервые было предложено С.Л. Рубинштейном [Рубинштейн, 1976]. По его мнению, к темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности». Дальнейшие исследования в области темперамента, носящие в основном теоретический характер, сводились все к более точному определению круга динамических характеристик, относящихся к темпераменту. Согласно Б.М.Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в 1) эмоциональной возбудимости, 2) большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне, 3) быстроте движений, обшей подвижности человека [Теплов, 1985). Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата [Ананьев, 1977].
442
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯОднако наиболее развернутое определение темпераменту дал В.Д. Небылицын. Он предлагал выделять три ведущих компонента темперамента. Первый характеризует общую психическую активность индивида, второй — его моторику, а третий — эмоциональность. Каждый из этих компонентов в свою очередь обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Важнейшая роль принадлежит первому компоненту — психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом «в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности» (Небылицын, 1976, с. 178]. «К группе качеств, составляющих первый компонент, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный, компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков» [там же, с. 179], Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой» [там же, с. 179].
В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темперамента, практически не ставились. Для большинства западных психологов характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению структуры темперамента. Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал
только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе факторного анализа он выделил три фактора темперамента: общую эмоциональность, стенические эмоции-астенические эмоции, положительные эмоции-отрицатель-ные эмоции. Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.
Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат Дж. Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры. Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента: 1) вспыльчивость—сдержанность; 2) реализм; 3) эмоциональность; и 4) социальную адаптируемость (см. [Равич-Щербо, 1988]).
Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента Ай-зенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности — по терминологии Айзенков), как экстра-версия—интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента [Айзенк, 1993]. ^нпп'.'^-чл^атт1
5.4. Темперамент
443
Важной чертой исследований в зарубежных странах в последние годы является резкое возрастание интереса к изучению структуры темперамента у детей. При этом у разных авторов список исследуемых характеристик темперамента существенно различен и не совпадает не только по числу изучаемых независимых переменных, но и по их содержанию. Наиболее известным является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование А. Томаса и С. Чесса, в котором прослеживается развитие детей начиная с двухмесячного возраста и до подросткового (Thomas, Chess, 1977]. Близкие взгляды на структуру темперамента у детей развивают А. Басе и Р. Пломин. Р. Пло-мин и его коллега провели совместную факторизацию свойств темперамента, определенных по их методу и методу А. Томаса и С. Чесса. Было выявлено шесть значимых факторов темперамента: 1) социа-бельность, 2) эмоциональность, 3) активность, 4) объем внимания, 5) приближение (реакция на еду) и 6} адаптивность (способность легко успокаиваться). На основе полученных данных разработан новый опросник, который заполняется родителями и имеет достаточно высокую надежность [Buss, Plomin, 1976]. . ^ш^г*
5.4.3. Современные направления, школы и центры в России и за рубежом . ^ < *
В России. Важнейшим научным центром, где проводятся исследования темперамента, является Пермский педагогический институт, кафедра психологии. Основатель центра — долг/пор психологических наук, профессор B.C. Мерлин, Отличительной чертой данной школы является рассмотрение темперамента как особого «психодинамического» уровня в структуре интегральной индивидуальности. В этой школе под темпераментом понимают «энергетическую» характеристику психических свойств и относят к нему только те психологические свойства, которые представляют собой определенную «динамическую систему». Показатели темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характеризующие тип темперамента.
Другой научный центр, где проводятся исследования, имеющие отношение к темпераменту, — Психологический институт. РАО. В этом институте имеются две лаборатории, основанные на идеях Б.М. Теп-лова и В.Д. Небылицына. В лаборатории психогенетики индивидуальности (научный руководитель-консультант — кандидат психологических наук И. В, Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, влияющих на развитие индивидуально-психологических особенностей, в том числе и темперамента, у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной психологической характеристики к темпераменту. В лаборатории психофизиологии способностей (руководитель-консультант — доктор психологических наук Э.А. Голубева) исследуются в основном природные предпосылки способностей. Однако полученные данные имеют непосредственное отношение и к проблеме темперамента.
Научным центром, где наиболее интенсивно проводятся исследования темперамента, является Институт психологии РАН, лаборатория психологии и психофизиологии индивидуальности (руководитель — доктор психологических наук В.М. Руссиюв). Лаборатория была создана В.Д. Небылицыным в 1972 г. Отличительная черта исследований, проводимых в лаборатории, — это дальнейшее развитие концепции общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. Из всего спектра индивидуальных свойств человека основное внимание уделяется изучению так называемых форматьно-динамических характеристик, к которым и относится темперамент человека. Важное значение придается разработке психометрически корректных методов оценки темперамента в целях объективного изучения места темперамента в структуре индивидуальности, а также выяснения роли темперамента в развитии общих способностей.
За рубежом. Среди зарубежных научных центров, где исследуются проблемы, связанные с темпераментом, основным является Лондонский психиатрический госпи-
444
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯталь Модели. В течение многих лет его возглавлял Г. Айзенк. Сейчас центром руководит Дж. Грей. В этом центре не делают различий между темпераментом и личностью. Генетические факторы, задающие свойства ретикулярной формации и лим-бики, рассматриваются как решающие в детерминации темперамента. Всемирной известностью пользуются разработанные в данном центре психометрически корректные методы оценки свойств темперамента (личности) -~ опросники EPI и EPQ.
В США можно отметить существование по крайней мере трех хорошо известных научных центров, связанных с изучением темперамента. Наиболее известный из них ~ это Нью-Йоркский университет, где проводятся лонгитюдные исследования темперамента у детей под руководством Томаса и Чесса.
Другой центр связан с изучением психогенетических основ темперамента и находится в г. Боулдер (штат Колорадо). В течение многих лет этот центр возглавлял известный психогенетик Р. П.юмин. В этом центре основным критерием для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту является наследуемость психологических свойств.
Широкой известностью пользуется Орегонский центр (Орегонский университет), возглавляемый М. Ротбарт. Здесь разрабатывается так называемый «психобиологический» подход к исследованию темперамента.
Наибольшей популярностью, однако, среди западных психологов в настоящее время пользуется Варшавская школа (Варшавский университет, Польша), возглавляемая профессором Я. Стреляу. Его «регулятивная» теория темперамента весьма близка по своему содержанию к теории темперамента, разрабатываемой в школе Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына.
Хорошо известна также и немецкая клинико-типологическая школа темперамента, основоположником которой является К. Леонгардт. Согласно К. Леонгардту, существуют четыре основных типа темперамента: 1) гипертимический темперамент, характеризующийся усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт поведении, инициативной, повышен-
ной речевой активностью, живостью и веселостью; 2) дистимический темперамент свойствен пассивным субъектам с пониженной речевой активностью и замедленностью действий; 3) аффективно-лабильный тип темперамента имеют индивиды с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний; 4) аффективно-экзальтированный тип темперамента характерен для людей, которые легко приходят в восторг от радостных событий и и полное отчаяние — от печальных [Леонгардт, 1981J.
' ''
5.4.4. Основные факты,
закономерности, законы
и их объяснения (теории, модели) :'
Рассмотрим основные факты, касающиеся темперамента, которые были получены в различных научных школах. Начнем с Пермской школы. Как было отмечено ныше, основной отличительной чертой этой школы является рассмотрение темперамета как одного из независимых уровней индивидуальности. По мнению B.C. Мерлина и его учеников, в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: 1) эмоциональная возбудимость, 2) возбудимость внимания, 3) сила эмоций, 4) тревожность, 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность), 6) активность волевой, целенаправленной деятельности, 7) пластичность-ригидность, 8) резистент-ность и субъективация [Мерлин, 1973].
Совершенно очевидно, что не все из перечисленных показателей могут, с нашей точки зрения, быть отнесены к категории темперамента. Например, возбудимость внимания — это, скорее, динамическая характеристика интеллекта, а такие параметры, как активность волевой деятельности и субъективация, — динамические свойства характера. Исходя из предположения B.C. Мерлина о том, что показатели темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характеризующие тот или иной тип темперамента, его ученик В.В. Белоус с помощью специальной математической модели выделил два таких типа и условно назвал их А и Б.
445
5.4. Темперамент
Испытуемые типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низкой динамичностью торможения, экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался: слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностто возбуждения, интроверсией, ригидностью и тревожностью [Белоус, 1981]. К сожалению, из-за нечеткого понимания В.В. Белоусом сущности темперамента среди показателей типа темперамента оказались свойства разных уровней индивидуальности: показатели свойств нервной системы (сильное и слабое возбуждение, динамичность торможения), некоторые показатели личности (характера), например беззаботность, что со всей очевидностью противоречит концепции B.C. Мерлина о независимости уровня темперамента от других уровней интегральной индивидуальности [Мерлин, 1986].
Основные факты, полученные при изучении близнецов в лаборатории психогенетики индивидуальности, руководимой И.В. Равич-Щербо, относятся к поиску генетических основ темперамента и убедительно свидетельствуют о наследственной природе темперамента, что хорошо согласуется сданными зарубежных исследователей, например А. Басса, Р. Пломина. Экспериментально установлено, что характеристики темперамента, относящиеся к активности, эмоциональности, соииабель-ности (общительности), имеют достоверно высокие коэффициенты наследуемости (Равич-Щербо, 1988]. В лаборатории психофизиологии способностей, руководимой З.А. Голубевой, к основным свойствам темперамента относят: активность, реактивность, эмоциональную возбудимость и силу эмоций. В качестве физиологической основы темперамента предлагаются так называемые « безусловно-рефлекторные» обшие свойства нервной системы и прежде всего — «активированность» нервной системы. В ряде исследований получены убедительные доказательства в пользу существования достоверной связи между исследуемыми индикаторами свойств нервной системы и некоторыми показателями темперамента (например, активностью) [Голу-бева, 1993]. К сожалению, проблема тем-
перамента в этой лаборатории не является основной и поэтому далеко не все показатели темперамента были сопоставлены с психофизиологическими параметрами общих свойств нервной системы. Следует также отметить, что выбор характеристик темперамента не всегда четко обоснован; отсутствуют психометрически корректные методы их диагностики.
Проанализируем теперь основные факты, полученные зарубежными исследователями. В Нью-Йоркской школе темперамента удалось установить основные характеристики свойств темперамента у детей и показать их связь со школьной успеваемостью. Определение темперамента у Томаса и Mecca довольно близко к определению темперамента в школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылииына. Томас и Чесе считают, что темперамент — это поведенческий стиль. Он отличается от содержания и успешности деятельности, с одной стороны, и от мотивации — с другой. На основе заполненных родителями опросников, каса-юшихся особенностей поведения детей, они выделяют девять основных параметров темперамента: 1) активность, 2) ритмичность поведения, 3) приближение, 4) адаптивность, 5) порог реактивности, 6) интенсивность реакций, 7) качество настроения, 8) отвлекаемость и 9) объем внимания. Было показано, что темперамент напрямую не связан с успеваемостью ребенка, однако если учебный процесс организовать таким образом (путем варьирования объема нагрузок, темпа предъявления и т.д.), чтобы он соответстновал свойствам темперамента (с этой целью было введено понятие «добротность соответствия»), то можно получить более высокие академические результаты [Thomas, Chess, 1977]. Отметим, что понятие «добротность соответствия» близко к понятию «индивидуальный стиль» учебной деятельности, предложенному B.C. Мерлиным. И А. Томас и С. Чесе, В,С. Мерлин отрицают возможность прямого влияния темперамента на обшие способности. Они полагают, что отдельные «недостатки* темперамента можно скомпенсировать за счет организации учебного процесса. По-видимому, это так. Вопрос, однако, заключается в другом. Существуют ли в темпераменте
446
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯтакие (и какие именно) особенности, которые могут выступать в роли «задатков» общих способностей? Этот вопрос, к сожалению, этими исследователями не ставится.
Важное уточнение в понимание сущности и природы темперамента внесла Колорадская психогенетическая школа, возглавляемая Р. Пломиным. По мнению Р. Пломина, к темпераменту следует относить те характеристики поведения, которые скорее связаны с особенностями стиля поведения, чем с его содержанием, с экспрессивной, а не инструментальной стороной поведения, с индивидуальным вкладом в роль или в ситуацию, а не с требованиями той и другой. Наконец, темперамент является широкой диспозицией, которая дифференцируется и процессе раз-пития. Вначале А. Басе и Р. Пломин выделяли четыре характеристики темперамента, для оценки которых ими был разработан специальный опросник: 1) эмоциональность— выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности; 2)активно
studfiles.net