Вопрос 4. Темперамент. Темперамент 4


Четыре типа темперамента

Древнеримский врач  Гален (II в. н. з.), выделял девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них.Типам темпераментов Гален дал названия, производные от латинских слов:

  • «сап-гвис»  кровь - сангвиник,
  • «флегма»  лимфа - флегматик,
  • «холе»  желчь - холерик,
  • «мелайно холе»  черпая желчь - меланхолик

Чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Тип темперамента сангвиник

Типы темперамента -Император Франции Наполеон- сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко мирящийся со своими неудачами и неприятностями. 

Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично,ему становится скучно.

Среди известных людей темпераментом сагвиника обладали   писатель Герцен, поэт Лермонтов, Император Франции Наполеон.

 

 

Тип темперамента флегматик

Типы темперамента .М.И.Кутузов-великий русский полководец.Темперамент-флегматик.

Не спешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.

В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Баснописец Крылов писатель И.А.Гончаров  и маршал М.И.Кутузов были флегматиками..

Про Кутузова говорили, что он «поспешал, не спеша», т. е. делал все без излишней торопливости, работал не быстро, но очень продуктивно. Чувства, которые он не любил проявлять, отличались устойчивостью и глубиной.

 

 

 

 

Тип темперамента холерик

Типы темперамента А.В.Суворов, великий русский полководец- темперамент-холерик

Быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. 

Замечательный русский полководец А. В. Суворов был типичным холериком: современники вспоминают, что его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой делать разом сотню дел. Он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него.

К числу людей с холерическим темпераментом можно отнести и легендарного героя гражданской войны В. И. Чапаева.Из писателей холериком был А. С. Пушкин

Тип темперамента меланхолик

Типы темперамента,Н.В.Гоголь темперамент меланхолик

Легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Черты меланхолического темперамента были у  В.А. Жуковского и Н. В. Гоголя (особенно в последние годы его жизни)и у композитора П.И.Чайковского.

Какой тип темперамента лучше

У каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные стороны. На первый взгляд кажется, что слабый тип во всем уступает сильным типам нервной системы. Но это не так. Исследования, проведенные Б. М. Тепловым показали:

  • У слабого типа  острая восприимчивость к окружающему миру, большая впечатлительность, чуткость.
  • Сильные типы более выносливы в трудных ситуациях, но менее чутко улавливают слабые сигналы, не всегда достаточно тонко реагируют на многие раздражители, поэтому не так хорошо ориентируются в окружающей действительности.

Можно сказать, что в одних случаях жизнеспособнее оказываются сильные типы, в других — слабые, т. е. каждый темперамент имеет свои преимущества.

Хотя темперамент является врожденным качеством личности, это не значит, что он совсем не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания.

Очень хорошо типы темпераментов показаны  в комиксе Херлуфа Битструпа

Типы темперамента Комиксы Херлуфа Бидструпа

interior-in.ru

Темперамент 4

Содержание:   1. Введение. 3 2. Понятие о темпераменте . 4 3. Краткий обзор учений о темпераменте. 6 4. Физиологические основы темперамента . 11 5. Типы темперамента и их психологическая характеристика. 13 6. Роль темперамента в деятельности. 17 7. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией. 19 8. Питание человека и его темперамент. 21 Список использованной литературы: 23 Приложение. 24 Тест №1. 24 Тест№2. 26 Тест№3. 28 Тест №4. 28 1. Введение. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности . Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. 2. Понятие о темпераменте . Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сило их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию. Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов- каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамент.Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей». Эти основные типы темперамента , прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств. Типы темпераментов с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом. Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными. быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются. Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни  деятельности  может обнаруживать черты разных темпераментов. Нельзя ставить вопрос о том. какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни. Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. 3. Краткий обзор учений о темпераменте. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи.Расслабленность в осанке и движениях Любовь к комфорту Медленная реакция Пристрастие к еде Социализация пищевой потребности Наслаждение от процесса пищеварения Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни) Приветливость со всеми Жажда любви и одобрения окружающих Ориентация на других Эмоциональная ровность Терпимость Безмятежная удовлетворенность Хороший сон Отсутствие взрывных эмоций и поступков Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Потребность в людях в трудную минуту Ориентация на детей семью

Уверенность в осанке и движениях Склонность к физической деятельности Энергичность Потребность в движениях и удовольствие от них Потребность в доминировании Склонность к риску в игре случая Решительные манеры Храбрость Сильная агрессивность Психологическая нечувствительность Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Отсутствие сострадания С трудом приглушаемый голос Спартанская выносливость боли Шумное поведение Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Объективное и широкое мышление, направленное вовне Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Потребность в действиях в тяжелую минуту Ориентация на занятия юношеского возраста

biologrefs.ru

Вопрос 4. Темперамент.

 

Темперамент – термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М.Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой»[48].

Таким образом, можно утверждать, что темперамент – это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

 

Физиологические основы темперамента.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

 

Структура темперамента.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, илимоторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, какбыстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считаютвпечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

 

Теории темперамента.

Все концепции темперамента можно подразделить на три основные группы.

1.  Древнейшие - гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее популярно пользуется учение о темпераменте, основанное на классификации темпераментов по Гиппократу. Он связывал уровень жизнедеятельности организма с соотношением четырех жидкостей, циркулирующих в человеческом организме: крови, желчи, черной желчи и слизи.

На основе теории Гиппократа сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina chole - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь).

 

2.  Близка к гуморальным теориям темперамента сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что основой проявлений темперамента, являются свойства системы кровообращения. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, скорость обмена веществ при питании, а также меры возбудимости организма и продолжительность его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

3.  Морфологическая теория темперамента, разработанная Э. Кречмером, широко известная на Западе. Кречмер выделил три основных типа конституции (телосложения человека) и, соответственно три типа темперамента:

1)       астенический тип конституции – шизотимический темперамент;

2)       пикнический тип конституции – циклотимический темперамент;

3)       атлетический тип конституции – вязкий темперамент.

 

Ошибка Э. Кречмера заключалась в том, что он слишком преувеличил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.

1.        К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный иэктоморфный.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают в полной мере необходимыми для этого свойствами.

 

2.        Основу для разработки современной научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре основные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности и сопоставил их с античной классификацией темперамента.

1.  Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника.

2.  Сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика.

3.  Сильный, подвижный, неуравновешенный - темперамент холерика.

4.   Слабый, неуравновешенный - темперамент меланхолика.

 

На современном этапе исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы намного сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.

Однако для практического изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут оказаться полезными. В связи с этим, приведем основные характеристики данных типов.

Для сангвинического темперамента характерны: довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при неправильном воспитании приводит к неумению сосредоточиться, поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны: высокий уровень нервно-психической активности, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при стрессовых обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачного воспитания у флегматика могут развиться вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к действиям только по образцу.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность движений и речи, впечатлительность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. В результате неправильного воспитания у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость, склонность к чрезмерно тяжелым внутренним переживаниям под воздействием незначительных стрессовых факторов.

В зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Невозможно выделить «плохие» и «хорошие» темпераменты. Многое зависит от развития эмоционально волевой сферы, которая помогает сделать проявления темперамента более гармоничными.

Важно подчеркнуть, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Создавая базу для развития характера, свойства темперамента под влиянием условий жизни и деятельности подвергаются коррекции, в результате чего одни и те же исходные свойства темперамента могут привести к формированию различных особенностей характера. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может быть сформирован твердый характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой.

Одна и та же особенность в общей динамике психической деятельности может быть присуща людям совершенно различного темперамента, но при этом она приобретает совершенно различную психологическую характеристику, так как зависит от различного соотношения свойств темперамента. Так, например, порывистость свойственна людям различного темперамента, но у одних она связана с относительно малой эмоциональной возбудимостью — возбудимостью усилия воли, направленного на торможение, а у других она связана с относительно большей силой эмоций (страстностью) по сравнению с силой воли, направленной на торможение. Таким образом, отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют определенные комбинации, характеризующее тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику.

Во всех своих проявлениях темперамент обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, недостаток самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком характера. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые особенности поведения, а также в том, что для гармоничного развития разных людей требуется уделять внимание различным свойствам.

Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного периода жизни человека. Однако определенное содержание чувств, как, допустим, надежда, или оптимистическое или пессимистическое настроение, или доброта и злобность и т. п., очень гибко изменяется в процессе восприятия в зависимости от мотивов деятельности, поэтому мы не вправе отнести их к особенностям темперамента.

Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от мотивов, отношений личности и черт характера. Содержание ситуаций, в которых протекает деятельность человека, полностью определяется объективными условиями и изменяется в зависимости от них. Поэтому, в отличие от свойств темперамента, мотивы отношения личности и черты характера могут и не сохраниться на протяжении длительного отрезка жизни.

 

studfiles.net

5.4. Темперамент

5.4.1. Введение

Темперамент — одна из основных про­блем дифференциальной психологии и психофизиологии. Относится к наиболее изученной категории индивидуально-психологических различий между людьми. Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характе­ристику индивидуального поведения чело­века. Для оценки различных аспектов и типов темперамента разработан ряд объ­ективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей. Широко распространенными опросниками являются ЛОА (EPI, EPQ — личностные опросники Г. и М. Айзенков), опросник Я. Стреляу (PTS — Павловская структура темперамента), опросник А. Томаса и С. Чесса, опросник В.М. Русалова (ОСТ — опросник структуры темперамента), оп­росник К. Леонгардта.

Основные проблемы в изучении тем­перамента связаны с раскрытием его био­логических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляю­щих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типо­логия темперамента. Важными проблемами, связанными с исследованиями темпера­мента, являются также: установление ме­ста темперамента в структуре индивиду­альности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изуче­ние темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности (спортив­ной, учебной и др.).

Наиболее близкими основными поня­тиями, позволяющими раскрыть содержа­ние темперамента, являются: «формально-динамические и содержательные свойства психики», «характер», «личность», «инди­видуальность», «индивидуальные раз­личия», «биологические основы темпера­мента».

440

5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

5.4.2. Краткая история исследования темперамента в России и за рубежом

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение час­тей». В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангви­ник), желчь (холерик), черная желчь (ме­ланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто историчес­кий интерес. Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природ­ных предпосылках индивидуальных разли­чий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характе­ристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально пред­видели возможную связь между свойст­вами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось пони­мание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческо­го организма. В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два ас­пекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй — с изменением по­нимания самих психологических состав­ляющих темперамента.

Рассмотрим вначале, как менялись представления о биологических основах темперамента. Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, к частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в ин­терпретации биологических основ темпе­рамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался

«увязать» особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особен­ностями строения тела человека. Он ут­верждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологи­ческий склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также оп­ределенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикни­ки — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны, власто­любивы [Кречмер, 1924]. Американские исследователи У. Шелдон и С. Стивене (см. [Русалов, 1979|) предприняли попытку также вывести из типа телосложения оп­ределенный темперамент человека. Их схема телосложения была намного слож­нее, чем у Кречмера. Они оценивали те­лосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндомор-фии. Согласно Шелдону и Стивенсу, экто-морфы, т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нерв­ная система), характеризуются цереброто-ническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндо-морфы, люди с хорошо развитыми внут­ренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

Решающий сдвиг в понимании биоло­гических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря ра­ботам И.П. Павлова [Павлов, 1951]. Он впервые высказал мысль о том, что в ос­нове темперамента лежат не свойства жид­костей или телесных тканей, а особен­ности функционирования нервной системы. И.П, Павлов однозначно связывал свойст­ва нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента. Согласно И.П. Павлову, сангвиник обладает силь­ным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; холерик — сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик — сильным,

5.4. Темперамент

441

уравновешенным, но инертным типом нервной системы; меланхолик ~ слабым типом нервной системы.

Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента [Теплов, 1985; Небы-лицын, 1976, 1990]. По их мнению, преж­де всего следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдель­ных свойств нервной системы. Предполо-галось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить воз­можную структурную организацию (тип) темперамента. По мнению В.Д. Небыли­цына, в основе темперамента должны ле­жать прежде всего так называемые «общие свойства нервной системы», поскольку именно они выступают в качестве главных детерминант общсличностных проявле­ний, среди которых важнейшее место при­надлежит темпераменту [Небылииын, 1976].

Для западных психологов, исследующих биологические основы темперамента, был и остается характерным поиск не функ­циональных («общих») свойств нервной системы, а изучение свойств отдельных морфофункциональных образований мозга {по нашей терминологии — «частных» свойств нервной системы). Так, Г. Айзенк предложил следующую нейрофизиоло­гическую интерпретацию основных изме­рений темперамента. Высокий балл по шкале «экстраверсия-интроверсия», по его мнению, соответствует более высокому порогу активации ретикулярной форма­ции, а низкий балл — более низкому порогу. Таким образом, «экстраверты» испытывают более низкую, а «интроверты», наоборот, более высокую активацию в от­вет на экстероцептивные раздражители. Другому свойству темперамента —«нейро-тицизму» — соответствует определенный уровень активации в лимбической систе­ме: повышенная «эмоциональная неста­бильность» является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а «эмоцио­нальная устойчивость», наоборот, резуль-

тат более низкой реактивности [Айзенк, 1993]. Ученик Г Айзенка Дж. Грей пыта­ется в настоящее время расширить пред­ставления своего учителя и найти более глубокие связи между различными аспек­тами работы лимбической системы мозга и различными характеристиками эмоцио­нальности как важнейшей черты темпера­мента.

Проанализируем теперь, как менялись во времени представления о самих психо­логических составляющих темперамента. Несмотря на то что большинство свойств, относящихся к темпераменту, было описа­но еще в древности (например, сангвиник — активный, веселый, жизнерадостный; холерик — активный, возбудимый, раздра­жительный; флегматик — спокойный, не­возмутимый, сдержанный; меланхолик — пассивный, раздражительный, ранимый), до сих пор нет единого общепринятого списка психологических свойств, относя­щихся к категории темперамента. Отметим, что количество свойств темперамента и их определение в значительной степени за­висит от научной школы, в рамках кото­рой работает тот или иной исследователь,

В нашей стране существенное уточне­ние представлений о свойствах темпера­мента впервые было предложено С.Л. Ру­бинштейном [Рубинштейн, 1976]. По его мнению, к темпераменту следует относить только динамические характеристики пси­хики, которые выражаются в «импульсив­ности» и «впечатлительности». Дальней­шие исследования в области темперамента, носящие в основном теоретический харак­тер, сводились все к более точному оп­ределению круга динамических характе­ристик, относящихся к темпераменту. Согласно Б.М.Теплову, темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в 1) эмоциональ­ной возбудимости, 2) большей или мень­шей тенденции к сильному выражению чувств вовне, 3) быстроте движений, об­шей подвижности человека [Теплов, 1985). Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью дви­гательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата [Ананьев, 1977].

442

5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Однако наиболее развернутое опреде­ление темпераменту дал В.Д. Небылицын. Он предлагал выделять три ведущих ком­понента темперамента. Первый характе­ризует общую психическую активность индивида, второй — его моторику, а тре­тий — эмоциональность. Каждый из этих компонентов в свою очередь обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических про­явлений. Важнейшая роль принадлежит первому компоненту — психической активности индивида, сущность которого заключается главным образом «в тенден­ции личности к самовыражению, эффек­тивному освоению и преобразованию внешней действительности» (Небылицын, 1976, с. 178]. «К группе качеств, составляю­щих первый компонент, вплотную примы­кает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, состав­ляющих второй — двигательный, или моторный, компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально речедвигательного) аппарата. Среди дина­мических качеств двигательного компо­нента следует выделить такие, как быст­рота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков» [там же, с. 179], Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляю­щая собой «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекраще­ния разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой» [там же, с. 179].

В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темпера­мента, практически не ставились. Для большинства западных психологов харак­терна эмпирическая направленность ис­следований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «фак­торном» подходе к изучению структуры темперамента. Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принад­лежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал

только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безо­пасности, дружелюбие, удовольствие, ощу­щение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе фак­торного анализа он выделил три фактора темперамента: общую эмоциональность, стенические эмоции-астенические эмо­ции, положительные эмоции-отрицатель-ные эмоции. Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого рас­пространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств тем­перамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы из­мерять выделенные факторы.

Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат Дж. Гилфорду. Он предложил так называе­мую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не явля­ются независимыми друг от друга, а обра­зуют некоторые кластеры. Его последова­тельница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основ­ные четыре независимых параметра тем­перамента: 1) вспыльчивость—сдержан­ность; 2) реализм; 3) эмоциональность; и 4) социальную адаптируемость (см. [Равич-Щербо, 1988]).

Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента Ай-зенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилет­ний экспериментальный материал, под­твердивший существование таких фунда­ментальных черт темперамента (личности — по терминологии Айзенков), как экстра-версия—интроверсия, нейротицизм (эмо­циональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаменталь­ных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем пред­ставителям Homo sapiens и могут быть по­ложены в основу типологии темпера­мента [Айзенк, 1993]. ^нпп'.'^-чл^атт1

5.4. Темперамент

443

Важной чертой исследований в зару­бежных странах в последние годы является резкое возрастание интереса к изучению структуры темперамента у детей. При этом у разных авторов список исследуемых ха­рактеристик темперамента существенно различен и не совпадает не только по числу изучаемых независимых переменных, но и по их содержанию. Наиболее известным является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование А. Томаса и С. Чесса, в кото­ром прослеживается развитие детей начи­ная с двухмесячного возраста и до подрост­кового (Thomas, Chess, 1977]. Близкие взгляды на структуру темперамента у де­тей развивают А. Басе и Р. Пломин. Р. Пло-мин и его коллега провели совместную факторизацию свойств темперамента, оп­ределенных по их методу и методу А. То­маса и С. Чесса. Было выявлено шесть значимых факторов темперамента: 1) социа-бельность, 2) эмоциональность, 3) актив­ность, 4) объем внимания, 5) приближе­ние (реакция на еду) и 6} адаптивность (способность легко успокаиваться). На основе полученных данных разработан новый опросник, который заполняется родителями и имеет достаточно высокую надежность [Buss, Plomin, 1976]. . ^ш^г*

5.4.3. Современные направления, школы и центры в России и за рубежом . ^ < *

В России. Важнейшим научным центром, где проводятся исследования темперамента, является Пермский педагогический инс­титут, кафедра психологии. Основатель центра — долг/пор психологических наук, про­фессор B.C. Мерлин, Отличительной чертой данной школы является рассмотрение тем­перамента как особого «психодинамичес­кого» уровня в структуре интегральной индивидуальности. В этой школе под тем­пераментом понимают «энергетическую» характеристику психических свойств и относят к нему только те психологичес­кие свойства, которые представляют собой определенную «динамическую систему». Показатели темперамента образуют специ­фические инвариантные соотношения, характеризующие тип темперамента.

Другой научный центр, где проводятся исследования, имеющие отношение к тем­пераменту, — Психологический институт. РАО. В этом институте имеются две лабо­ратории, основанные на идеях Б.М. Теп-лова и В.Д. Небылицына. В лаборатории психогенетики индивидуальности (научный руководитель-консультант — кандидат психологических наук И. В, Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследу­ется динамика генетических и средовых факторов, влияющих на развитие индиви­дуально-психологических особенностей, в том числе и темперамента, у детей различ­ного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор при­надлежности той или иной психологичес­кой характеристики к темпераменту. В лаборатории психофизиологии способ­ностей (руководитель-консультант — док­тор психологических наук Э.А. Голубева) исследуются в основном природные пред­посылки способностей. Однако получен­ные данные имеют непосредственное от­ношение и к проблеме темперамента.

Научным центром, где наиболее интен­сивно проводятся исследования темпера­мента, является Институт психологии РАН, лаборатория психологии и психо­физиологии индивидуальности (руково­дитель — доктор психологических наук В.М. Руссиюв). Лаборатория была создана В.Д. Небылицыным в 1972 г. Отличительная черта исследований, проводимых в лабо­ратории, — это дальнейшее развитие кон­цепции общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. Из всего спе­ктра индивидуальных свойств человека основное внимание уделяется изучению так называемых форматьно-динамических характеристик, к которым и относится темперамент человека. Важное значение придается разработке психометрически корректных методов оценки темперамента в целях объективного изучения места тем­перамента в структуре индивидуальности, а также выяснения роли темперамента в развитии общих способностей.

За рубежом. Среди зарубежных научных центров, где исследуются проблемы, свя­занные с темпераментом, основным явля­ется Лондонский психиатрический госпи-

444

5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

таль Модели. В течение многих лет его возглавлял Г. Айзенк. Сейчас центром руко­водит Дж. Грей. В этом центре не делают различий между темпераментом и лич­ностью. Генетические факторы, задающие свойства ретикулярной формации и лим-бики, рассматриваются как решающие в детерминации темперамента. Всемирной известностью пользуются разработанные в данном центре психометрически коррект­ные методы оценки свойств темперамента (личности) -~ опросники EPI и EPQ.

В США можно отметить существова­ние по крайней мере трех хорошо извест­ных научных центров, связанных с изуче­нием темперамента. Наиболее известный из них ~ это Нью-Йоркский университет, где проводятся лонгитюдные исследования темперамента у детей под руководством Томаса и Чесса.

Другой центр связан с изучением психо­генетических основ темперамента и нахо­дится в г. Боулдер (штат Колорадо). В те­чение многих лет этот центр возглавлял известный психогенетик Р. П.юмин. В этом центре основным критерием для отнесе­ния того или иного психологического свойства к темпераменту является насле­дуемость психологических свойств.

Широкой известностью пользуется Орегонский центр (Орегонский универси­тет), возглавляемый М. Ротбарт. Здесь разрабатывается так называемый «психо­биологический» подход к исследованию темперамента.

Наибольшей популярностью, однако, среди западных психологов в настоящее время пользуется Варшавская школа (Вар­шавский университет, Польша), возглав­ляемая профессором Я. Стреляу. Его «регу­лятивная» теория темперамента весьма близка по своему содержанию к теории темперамента, разрабатываемой в школе Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына.

Хорошо известна также и немецкая клинико-типологическая школа темпера­мента, основоположником которой явля­ется К. Леонгардт. Согласно К. Леонгардту, существуют четыре основных типа темпе­рамента: 1) гипертимический темперамент, характеризующийся усиленной жаждой деятельности, наличием оптимистических черт поведении, инициативной, повышен-

ной речевой активностью, живостью и веселостью; 2) дистимический темпера­мент свойствен пассивным субъектам с пониженной речевой активностью и за­медленностью действий; 3) аффективно-лабильный тип темперамента имеют ин­дивиды с резкой сменой гипертимических и дистимических состояний; 4) аффектив­но-экзальтированный тип темперамента характерен для людей, которые легко при­ходят в восторг от радостных событий и и полное отчаяние — от печальных [Леон­гардт, 1981J.

' ''

5.4.4. Основные факты,

закономерности, законы

и их объяснения (теории, модели) :'

Рассмотрим основные факты, касаю­щиеся темперамента, которые были полу­чены в различных научных школах. Нач­нем с Пермской школы. Как было отме­чено ныше, основной отличительной чер­той этой школы является рассмотрение темперамета как одного из независимых уровней индивидуальности. По мнению B.C. Мерлина и его учеников, в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: 1) эмоциональ­ная возбудимость, 2) возбудимость внима­ния, 3) сила эмоций, 4) тревожность, 5) реактивность непроизвольных движе­ний (импульсивность), 6) активность во­левой, целенаправленной деятельности, 7) пластичность-ригидность, 8) резистент-ность и субъективация [Мерлин, 1973].

Совершенно очевидно, что не все из перечисленных показателей могут, с нашей точки зрения, быть отнесены к категории темперамента. Например, возбудимость внимания — это, скорее, динамическая характеристика интеллекта, а такие пара­метры, как активность волевой деятель­ности и субъективация, — динамические свойства характера. Исходя из предполо­жения B.C. Мерлина о том, что показате­ли темперамента образуют специфические инвариантные соотношения, характери­зующие тот или иной тип темперамента, его ученик В.В. Белоус с помощью специ­альной математической модели выделил два таких типа и условно назвал их А и Б.

445

5.4. Темперамент

Испытуемые типа А характеризовались сильным возбуждением, высокой или низ­кой динамичностью торможения, экстра­версией, беззаботностью, пластичностью, высокой или низкой эмоциональностью. Тип Б отличался: слабым возбуждением, высокой или низкой динамичностто воз­буждения, интроверсией, ригидностью и тревожностью [Белоус, 1981]. К сожале­нию, из-за нечеткого понимания В.В. Бело­усом сущности темперамента среди по­казателей типа темперамента оказались свойства разных уровней индивидуаль­ности: показатели свойств нервной системы (сильное и слабое возбуждение, динамич­ность торможения), некоторые показа­тели личности (характера), например беззаботность, что со всей очевидностью противоречит концепции B.C. Мерлина о независимости уровня темперамента от других уровней интегральной индивиду­альности [Мерлин, 1986].

Основные факты, полученные при изу­чении близнецов в лаборатории психоге­нетики индивидуальности, руководимой И.В. Равич-Щербо, относятся к поиску генетических основ темперамента и убе­дительно свидетельствуют о наследствен­ной природе темперамента, что хорошо согласуется сданными зарубежных иссле­дователей, например А. Басса, Р. Пломина. Экспериментально установлено, что харак­теристики темперамента, относящиеся к активности, эмоциональности, соииабель-ности (общительности), имеют достовер­но высокие коэффициенты наследуемости (Равич-Щербо, 1988]. В лаборатории психо­физиологии способностей, руководимой З.А. Голубевой, к основным свойствам темперамента относят: активность, реак­тивность, эмоциональную возбудимость и силу эмоций. В качестве физиологической основы темперамента предлагаются так называемые « безусловно-рефлекторные» обшие свойства нервной системы и прежде всего — «активированность» нервной сис­темы. В ряде исследований получены убе­дительные доказательства в пользу сущест­вования достоверной связи между иссле­дуемыми индикаторами свойств нервной системы и некоторыми показателями тем­перамента (например, активностью) [Голу-бева, 1993]. К сожалению, проблема тем-

перамента в этой лаборатории не явля­ется основной и поэтому далеко не все показатели темперамента были сопостав­лены с психофизиологическими парамет­рами общих свойств нервной системы. Следует также отметить, что выбор харак­теристик темперамента не всегда четко обоснован; отсутствуют психометрически корректные методы их диагностики.

Проанализируем теперь основные факты, полученные зарубежными исследователями. В Нью-Йоркской школе темперамента удалось установить основные характерис­тики свойств темперамента у детей и пока­зать их связь со школьной успеваемостью. Определение темперамента у Томаса и Mecca довольно близко к определению темперамента в школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылииына. Томас и Чесе считают, что темперамент — это поведенческий стиль. Он отличается от содержания и ус­пешности деятельности, с одной стороны, и от мотивации — с другой. На основе за­полненных родителями опросников, каса-юшихся особенностей поведения детей, они выделяют девять основных парамет­ров темперамента: 1) активность, 2) рит­мичность поведения, 3) приближение, 4) адаптивность, 5) порог реактивности, 6) интенсивность реакций, 7) качество на­строения, 8) отвлекаемость и 9) объем вни­мания. Было показано, что темперамент напрямую не связан с успеваемостью ре­бенка, однако если учебный процесс ор­ганизовать таким образом (путем варьи­рования объема нагрузок, темпа предъяв­ления и т.д.), чтобы он соответстновал свойствам темперамента (с этой целью было введено понятие «добротность соот­ветствия»), то можно получить более вы­сокие академические результаты [Thomas, Chess, 1977]. Отметим, что понятие «доб­ротность соответствия» близко к понятию «индивидуальный стиль» учебной деятель­ности, предложенному B.C. Мерлиным. И А. Томас и С. Чесе, В,С. Мерлин отри­цают возможность прямого влияния тем­перамента на обшие способности. Они по­лагают, что отдельные «недостатки* тем­перамента можно скомпенсировать за счет организации учебного процесса. По-види­мому, это так. Вопрос, однако, заключается в другом. Существуют ли в темпераменте

446

5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

такие (и какие именно) особенности, ко­торые могут выступать в роли «задатков» общих способностей? Этот вопрос, к со­жалению, этими исследователями не ста­вится.

Важное уточнение в понимание сущ­ности и природы темперамента внесла Колорадская психогенетическая школа, возглавляемая Р. Пломиным. По мнению Р. Пломина, к темпераменту следует отно­сить те характеристики поведения, кото­рые скорее связаны с особенностями стиля поведения, чем с его содержанием, с экс­прессивной, а не инструментальной стороной поведения, с индивидуальным вкладом в роль или в ситуацию, а не с тре­бованиями той и другой. Наконец, темпе­рамент является широкой диспозицией, которая дифференцируется и процессе раз-пития. Вначале А. Басе и Р. Пломин выде­ляли четыре характеристики темперамента, для оценки которых ими был разработан специальный опросник: 1) эмоциональ­ность— выражается в легкости возникно­вения аффективной реакции и оценива­ется по ее интенсивности; 2)активно

studfiles.net