Мастер-класс "Методы профессионального самосовершенствования педагога". Средства профессионального самосовершенствования педагога


Мастер-класс "Методы профессионального самосовершенствования педагога"

Мастер - класс

«Методы профессионального

самосовершенствования педагога»

В.В. Аргокова, педагог-психолог

Областного казенного общеобразовательного

учреждения «Курская школа для детей

с ограниченными возможностями

здоровья «Ступени»

Цель: изменение отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развитие позитивного мышления.

I. Организационный момент. Упражнение: «Я люблю».

Предлагаю встать в круг. Держа в руках мяч (свечу?)

Начнём наше занятие с того, что представимся друг другу.

Но сделаем это необычно. Тот, у кого окажется мяч, расскажет что -нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут…, «Моя профессия…», «Я мечтаю…», «Я люблю…», и т.д.

Психолог: Сейчас устройтесь удобно на стуле.

Расслабьтесь и закройте глаза.

По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своём дыхании.

При этом не стоит специально управлять дыханием, не нужно нарушать естественного ритма.

II. Работа по теме занятия. Сообщаю тему.

Информационный блок.

Психолог

Исследования учёных показали типичные для педагогов личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, нарушения. Я - концепции, неадекватная самооценка, уровень притязания, склонность к авторитарному стилю общения, гиперсоциализированность и др.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализация и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжён с определёнными проблемами профессионального становления педагогов.

Адаптация к своей профессии связана с трудностями методического, психологического или социального характера.

Этапы самоактулизации в профессии связаны с кризисами компетентности, тревожности, страха перед решением новых задач, т.е. не соответствие профессионального уровня, уровню ожиданий окружающих.

Эмоциональные ресурсы педагога могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно.

Страдают дети, попадая в нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за всё психосоматическими и нервно - психическими заболеваниями.

В настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале.

В профессионале органично соединяется «Личность» и «Мастер».

А.С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми….».

Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им успокоится если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.

Задача психолога помочь определится с выбором техник и методов саморегуляции, чтобы качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Приёмы и техники педагогической психотерапии

Техники:

* Управление дыханием.

* Регуляция психики.

* Погружение в цвет.

* Круг «Части моего Я»

* Терапия ароматами.

Саморегуляция педагога. Приём самовоздействия - управление дыханием. В наше время разработано множество методик оздоровительного дыхания.

Я приведу один очень простой и эффективный способ улучшения самочувствия.

Метод под названием «Полное дыхание йогов» здорово массирует внутренние органы и положительно влияет на работу мозга.

Упражнение: Приняв сидячую позу, медленно начинаете вдыхать воздух сначала животом, затем средней частью груди, и в конце верхней.

Выдох следует делать в обратном порядке, дыхание должно быть не спешным. Для начала достаточно 5-10 минут, затем можно увеличит.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Можно освоить два вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

Брюшное дыхание.

Брюшное дыхание проводиться следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить внимание на дыхании.

Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемое внутренним счётом. На счёт 1 – 2 – 3 – 4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперёд, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.

Затем на следующие 4 счёта производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику.

Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии от 5 до 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойнее и уравновешеннее.

Верхнее (ключичное) дыхание применяется, когда вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности.

Как выполнять верхнее дыхание?

Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот.

При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.

После такого дыхания появиться ощущение «мурашек» на спине, прилив бодрости.

Упражнение: «Части моего Я)».

Психолог: наше «Я» - это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность.

Мы существуем в определённом пространстве, питаемся определённой пищей.

Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая логический узор этого «Я».

Живём мы полноценной жизнью?

Прислушиваемся ли мы к своему организму?

Своим ощущениям?

Даём ли мы волю нашим чувствам и интеллекту?

Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?

Подумайте над этими вопросами, прислушайтесь к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я».

1. Нарисуйте узор «Я».

2. Прислушайтесь к каждому.

3. Спросите его о

пища

самочувствии, роли и

месте в этом узоре.

ощущение

4. Окрасьте в жела –

эмоцио-нальное

тельный для вас

цвет.

5. Задумайтесь над

интеллект

своими «Я»

среда

чувствами, которые

физичес-кое

он вызывает.

6.Сохраните узор и

сравните с другими

духовное

узорами, которые вы

отноше-ние

нарисуете позже.

Психологический эффект цветов.

Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того как говорит и заканчивая тем, во что он одет.

Цвет одежды влияет на настроение самого педагога и его учеников.

Каждый цвет сам по себе обладает определённым «психологическим» качеством и оказывает на психику определённое воздействие.

Методика «погружения в цвет».

Рекомендуется для активизации положительных внутренних качеств и энергии. Данная методика состоит из нескольких этапов:

1. Примите удобное положение, расслабьтесь.

2. Выберите один из предложенных цветов:

* Красный, если нуждаетесь в силе и выносливости.

* Оранжевый, если желаете привлечь внимание других людей к вашей деловой и личной жизни.

* Жёлтый, если желаете развить интуицию, нуждаетесь в новых идеях и концепциях.

* Зелёный, если хотите почувствовать больше эмпатии, любви к ближнему.

* Голубой, если испытываете напряжение и нуждаетесь в расслаблении.

* Синий, если хотите реализовать больше творческих идей.

* Фиолетовый, если пытаетесь найти уникальность, новаторские идеи.

3. Представьте этот цвет в виде пирамиды над головой. Спокойно наблюдаете за этой пирамидой, она медленно начинает опускаться. Чувствуете, как она проникает в вас, Она проходит сквозь ваше тело, растворяясь и очищая от негативных эмоций.

Ощутите себя в центре этой цветной пирамиды. Наслаждайтесь её свойствами и впитайте их в себя.

4. Теперь позвольте выбранному цвету омыть вас с головы до ног. Вообразите, как поток этого цвета проходит сквозь вас и в конце концов вытекает в канализационную трубу. Затем проверьте себя.

Если вы ещё ощущаете в каком-либо месте тела остатки негативных чувств, направьте туда цветовой поток и промойте эту область.

5. Обретение желаемого качества цвета. Это можно сделать мысленно, вслух или в письменной форме. Уделите пять минут подтверждению наличия в вас красного цвета и его свойств. Проникнитесь верой в свои слова, когда произносите, или записываете.

Психолог. Представленные упражнения предназначены для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчивых позитивных психоэмоциональных состояний.

Методика «Дерево».

Участникам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нём и под ним человечки.

Задание. «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков.

У каждого из них – разное настроение и они занимают различное положение.

Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.

Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьём месте вы хотели бы находится».

Интерпретация результатов, выполнение проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный человек, с положением какого человечка отождествляет своё реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

ВЫБОР ПОЗИЦИИ

№ 1, 3, 6, 7

Характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12

Общительность, дружескую поддержку

№ 4

Устойчивость положения, (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5

Утомляемость, застенчивость, слабость

№ 9

Мотивация на развлечения

№ 13, 21

Отстранённость, замкнутость, тревожность

№ 8

Отстранённость от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14

Кризисное состояние

№ 20

Как перспектива, выбирают с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Проблема:

Низкая самооценка и плохое знание себя

Рекомендации:

1. Проводить индивидуальные и групповые беседы на темы: «Какой я человек?», «Что я люблю? Что я не люблю?», «Мой кумир» и т.п.

Можно предложить письменно ответить на эти и другие вопросы. Иногда такое сочинение становится поводом для беседы с воспитанником.

2. Используются специальные упражнения и игры на развитие самооценки и самопознания.

* «Футболка с надписью». Объяснить, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка», и т.п.

Предложите детям придумать свой девиз для воображаемой футболки.

Важно, чтобы надпись говорила о ребёнке сейчас, его любимых занятиях.

Каждый зачитывает свою надпись. Важно дать эмоциональную поддержку данной надписи на футболке.

* «Мой портрет в лучах солнца»

Задание. «Нарисовать солнце, в его центре написать имя, вдоль лучей написать свои достоинства».

Саморегуляция (для агрессивного типа дезадаптации).

«Храм тишины».

Вообразите себя на окраине многомиллионного, шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц. Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны.

Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?

Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметили большое здание. Большая вывеска гласит: «Храм тишины».

Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные двери…открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете?

Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины…

Заключение.

Мой Мастер – класс подходит к концу.

Один мудрый человек сказал когда то:

- Знания, которые мы приобретаем в детстве и в юности, подобны утреннему солнцу.

- Знания, полученные в зрелом возрасте – это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжёт, но греет и защищает нас от холода.

- Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи, свет её не велик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь.

- Так не ясно ли, что лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.

Уважаемые коллеги!

Пора подводить итоги и дать вам рекомендации.

Всё, чем мы с вами занимались, задания, упражнения, исследования, можете перенести на своих воспитанников с целью изучения личности, оказания своевременной помощи в реализации своего «Я».

А вам, педагогам с «большим сердцем», умеющим принимать решения, строить жизненную тактику и стратегию, я, желаю счастливого пути!

До свидания! Всем спасибо!

С Вами была Валентина Васильевна.

kopilkaurokov.ru

Методы профессионального самосовершенствования педагога | Социальная сеть работников образования

Мастер - класс

«Методы профессионального

самосовершенствования педагога»

В.В. Аргокова, педагог-психолог

Областного казенного общеобразовательного

учреждения «Курская школа для детей

с ограниченными возможностями

здоровья «Ступени»

      Цель: изменение отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развитие позитивного мышления.

I. Организационный момент. Упражнение: «Я люблю». 

      Предлагаю встать в круг. Держа в руках мяч (свечу?)

      Начнём наше занятие с того, что представимся друг другу.

      Но сделаем это необычно. Тот, у кого окажется мяч, расскажет что -нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут…, «Моя профессия…», «Я мечтаю…», «Я люблю…», и т.д.

Психолог: Сейчас устройтесь удобно на стуле.

                Расслабьтесь и закройте глаза.

               По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своём дыхании.

               При этом не стоит специально управлять дыханием, не нужно нарушать естественного ритма.

II. Работа по теме занятия. Сообщаю тему.

               Информационный блок.

Психолог

      Исследования учёных показали типичные для педагогов личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, нарушения. Я - концепции, неадекватная самооценка, уровень притязания, склонность к авторитарному стилю общения, гиперсоциализированность и др.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализация и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжён с определёнными проблемами профессионального становления педагогов.

 Адаптация к своей профессии связана с трудностями методического, психологического или социального характера.

 Этапы самоактулизации в профессии связаны с кризисами компетентности, тревожности, страха перед решением новых задач, т.е. не соответствие профессионального уровня, уровню ожиданий окружающих.

      Эмоциональные ресурсы педагога могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно.

Страдают дети, попадая в нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за всё психосоматическими и нервно - психическими заболеваниями.

В настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале.

В профессионале органично соединяется «Личность» и «Мастер».

А.С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми….».

Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им успокоится если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.

Задача психолога помочь определится с выбором техник и методов саморегуляции, чтобы качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Приёмы и техники педагогической психотерапии

Техники:

* Управление дыханием. 

* Регуляция психики. 

* Погружение в цвет.

* Круг «Части моего Я»

* Терапия ароматами.

Саморегуляция педагога. Приём самовоздействия - управление дыханием. В наше время разработано множество методик оздоровительного дыхания.

Я приведу один очень простой и эффективный способ улучшения самочувствия.

Метод под названием «Полное дыхание йогов» здорово массирует внутренние органы и положительно влияет на работу мозга.

Упражнение: Приняв сидячую позу, медленно начинаете вдыхать воздух сначала животом, затем средней частью груди, и в конце верхней.

Выдох следует делать в обратном порядке, дыхание должно быть не спешным. Для начала достаточно 5-10 минут, затем можно увеличит.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению.

      Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Можно освоить два вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

      Брюшное дыхание.

 

Брюшное дыхание проводиться следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить внимание на дыхании.

Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемое внутренним счётом. На счёт 1 – 2 – 3 – 4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперёд, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.

Затем на следующие 4 счёта производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику.

Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии от 5 до 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойнее и уравновешеннее.

Верхнее (ключичное) дыхание применяется, когда вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности.

Как выполнять верхнее дыхание?

Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот.

При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.

После такого дыхания появиться ощущение «мурашек» на спине, прилив бодрости.

Упражнение: «Части моего Я)». 

Психолог: наше «Я» - это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность.

Мы существуем в определённом пространстве, питаемся определённой пищей.

 Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая логический узор этого «Я». 

 Живём мы полноценной жизнью?

Прислушиваемся ли мы к своему организму?

Своим ощущениям?

Даём ли мы волю нашим чувствам и интеллекту?

Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?

Подумайте над этими вопросами, прислушайтесь к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я».

1. Нарисуйте узор «Я».

2. Прислушайтесь к каждому.

3. Спросите его о

самочувствии, роли и

месте в этом узоре.

4. Окрасьте в жела –

тельный для вас

цвет.

5. Задумайтесь над

своими «Я»

чувствами, которые

он вызывает.

6.Сохраните узор и

 сравните с другими

узорами, которые вы

нарисуете позже.

Психологический эффект цветов.

Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того как говорит и заканчивая тем, во что он одет.

Цвет одежды влияет на настроение самого педагога и его учеников.

 

       Каждый цвет сам по себе обладает определённым «психологическим» качеством и оказывает на психику определённое воздействие.

Методика «погружения в цвет».

Рекомендуется для активизации положительных внутренних качеств и энергии. Данная методика состоит из нескольких этапов:

1. Примите удобное положение, расслабьтесь.

2. Выберите один из предложенных цветов:

* Красный, если нуждаетесь в силе и выносливости.

* Оранжевый, если желаете привлечь внимание других людей к вашей деловой и личной жизни.

* Жёлтый, если желаете развить интуицию, нуждаетесь в новых идеях и концепциях.

* Зелёный, если хотите почувствовать больше эмпатии, любви к ближнему.

* Голубой, если испытываете напряжение и нуждаетесь в расслаблении.

* Синий, если хотите реализовать больше творческих идей.

* Фиолетовый, если пытаетесь найти уникальность, новаторские идеи.

3. Представьте этот цвет в виде пирамиды над головой. Спокойно наблюдаете за этой пирамидой, она медленно начинает  опускаться. Чувствуете, как она проникает в вас, Она проходит сквозь ваше тело, растворяясь и очищая от негативных эмоций.  

Ощутите себя в центре этой цветной пирамиды. Наслаждайтесь её свойствами и впитайте их в себя.

4. Теперь позвольте выбранному цвету омыть вас с головы до ног. Вообразите, как поток этого цвета проходит сквозь вас и в конце концов вытекает в канализационную трубу. Затем проверьте себя.

Если вы ещё ощущаете в каком-либо месте тела остатки негативных чувств, направьте туда цветовой поток и промойте эту область.

5. Обретение желаемого качества цвета. Это можно сделать мысленно, вслух или в письменной форме. Уделите пять минут подтверждению наличия в вас красного цвета и его свойств. Проникнитесь верой в свои слова, когда произносите, или записываете.

Психолог. Представленные упражнения предназначены для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчивых позитивных психоэмоциональных состояний.

Методика «Дерево».

   

Участникам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нём и под ним человечки.

Задание. «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков.

У каждого из них – разное настроение и они занимают различное положение.

Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.

Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьём месте вы хотели бы находится».

Интерпретация результатов, выполнение проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный человек, с положением какого человечка отождествляет своё реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

ВЫБОР ПОЗИЦИИ

№ 1, 3, 6, 7

Характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12

Общительность, дружескую поддержку

№ 4

Устойчивость положения, (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5

Утомляемость, застенчивость, слабость

№ 9

Мотивация на развлечения

№ 13, 21

Отстранённость, замкнутость, тревожность

№ 8

Отстранённость от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14

Кризисное состояние

№ 20

Как перспектива, выбирают с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Проблема:

Низкая самооценка и плохое знание себя

Рекомендации:

1. Проводить индивидуальные и групповые беседы на темы: «Какой я человек?», «Что я люблю? Что я не люблю?», «Мой кумир» и т.п.

Можно предложить письменно ответить на эти и другие вопросы. Иногда такое сочинение становится поводом для беседы с воспитанником.

2. Используются специальные упражнения и игры на развитие самооценки и самопознания.

* «Футболка с надписью». Объяснить, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка», и т.п.

Предложите детям придумать свой девиз для воображаемой футболки.

Важно, чтобы надпись говорила о ребёнке сейчас, его любимых занятиях.

Каждый зачитывает свою надпись. Важно дать эмоциональную поддержку данной надписи на футболке.

* «Мой портрет в лучах солнца»

Задание. «Нарисовать солнце, в его центре написать имя, вдоль лучей написать свои достоинства». 

Саморегуляция (для агрессивного типа дезадаптации).

«Храм тишины».

     Вообразите себя на окраине многомиллионного, шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц. Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны.

Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?

Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?

     Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметили большое здание. Большая вывеска гласит: «Храм тишины».

Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные двери…открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете?

Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины…

Заключение.

Мой Мастер – класс подходит к концу.

Один мудрый человек сказал когда то:

- Знания, которые мы приобретаем в детстве и в юности, подобны утреннему солнцу.

- Знания, полученные в зрелом возрасте – это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжёт, но греет и защищает нас от холода.

- Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи, свет её не велик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь.

- Так не ясно ли, что лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.

Уважаемые коллеги!

Пора подводить итоги и дать вам рекомендации.

Всё, чем мы с вами занимались, задания, упражнения, исследования, можете перенести на своих воспитанников с целью изучения личности, оказания своевременной помощи в реализации своего «Я».

А вам, педагогам с «большим сердцем», умеющим принимать решения, строить жизненную тактику и стратегию, я, желаю счастливого пути!

До свидания! Всем спасибо!

С Вами была Валентина Васильевна.

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: "Профессионально-личностное самосовершенствование педагога".

Содержание:

Глава I. Профессионально-личностное самосовершенствование педагога.

1.1 Психологические закономерности профессионализации.

1.2 Психологические особенности личности педагога.

1.3 Профессиональное самосовершенствование как условие развития личности педагога.

1.4 Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост.

Глава II. Методы профессионального самосовершенствования педагога.

2.1 Методическая работа как фактор повышения педагогической культуры.

2.2 Метод «портфолио» как способ профессионального развития.

2.3 Использование навыков саморегуляции.

2.4 Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Одним из непременных условий эффективности любой профессиональной деятельности, в том числе педагогической, является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным образованием, прежде всего личностным образованием человека.

Профессиональная готовность педагога предполагает у него наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, умения мобилизовать свой профессиональный потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.

Важным условием успешности деятельности учителя выступают также и его готовность и способность к профессиональному и личностному росту, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно реализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с учащимися, с коллегами по работе.

Самовоспитание и самосовершенствование начинаются с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Требования к себе должны быть выше возможностей конкретного человека, только тогда возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит, вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании поддерживается в дальнейшем личным источником активности (убеждениями, чувствами долга, ответственности, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется пониманием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

infourok.ru

III. Средства и способы профессионального самовоспитания учителя

Средства и способы самовоспитания бесконечно многообразны. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разными приемами самовоспитания.

Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.

В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами — самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т. д.

В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений в своей личности.

Программирование изменений в своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания (ныне в практику вошло составление индивидуальных творческих планов учителя, в которых намечаются мероприятия как по самообразованию, так и по самовоспитанию), ведение дневниковых записей, публичное объявление намерений и т. д.

Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. В идейно-политическом воспитании это — идейно-политическая активность, в профессиональном воспитании и самовоспитании — соответствующая профессиональная деятельность.

Однако часто в целях овладения той или иной деятельностью человек пользуется не самой деятельностью, а ее моделями. Поэтому к средствам профессионального самовоспитания можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.

Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К. Д. Ушин-ский, Н. И, Пирогов, Л. Н. Толстой).

Средствами самовоспитания учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.

В процессе профессионального самовоспитания могут быть использованы многочисленные приемы воздействия на свою личность. Среди них можно выделить по крайней мере три группы — самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

1. Самоинформирование

Этот прием включает различные виды и формы самообразования. Содержание самообразования учителя многогранно. Учителю необходимо непрерывное идейно-политическое, специальное, профессионально-педагогическое, а также общекультурное (научное, эстетическое и т. д.) образование. Заниматься самообразованием — значит, как указывал В. И. Ленин, вести серьезную, труднейшую, большую работу, глубоко продумывая и критически перерабатывая воспринятую информацию. Важнейшим помощником в деле самообразования учителя является литература — педагогическая, психологическая, художественная и т. д.

В настоящее время принимаются меры по созданию специальных программ самообразования педагогов. Разработаны первые общесоюзные программы для самообразования учителя-предметника. Журналы «Политическое самообразование», «Советская педагогика» и другие публикуют примерные планы и материалы по важным разделам идейно-политического самообразования учителя. Подобные публикации позволяют повышать организованность и управляемость самообразования. Значительную помощь учителю в его самообразовательной деятельности оказывают такие способы работы над собой, как участие в семинарах, собеседованиях, конференциях и т. д., организуемых домами политического просвещения.

К сожалению, в этом важном деле не изжита еще значительная доля формализма — и в организации работы учителя над собой, и в контроле за ее ходом и результатами. Между тем крайне важно добиваться того, чтобы самостоятельная работа учителя была более целенаправлена. В процессе самообразования, например, учитель должен изучать конкретные философские проблемы, актуальные проблемы психологии и педагогики, обучения и воспитания учащихся. Каждая такая проблема может состоять из ряда взаимосвязанных тем.

Например, если в качестве такой комплексной проблемы взята «Активизация учебного процесса», то частными темами здесь будут: «Формирование у учащихся потребностей, мотивов и интереса к знаниям»; «Формирование умений и навыков самостоятельной работы: (самоорганизации, самоконтроля и самооценки»; «Совершенствование методики преподавания в целях повышения познавательной активности учащихся» и т. п.

Продуктивность самообразования в значительной мере зависит от культуры человека. Надо уметь не просто читать, а изучать прочитанное. Учитель должен быть энергичным, активным и оперативным читателем.

В числе проблем учительского чтения — вопрос о быстрочтении. Традиционно сложившиеся темпы чтения уже не годятся в век быстро растущего потока информации. Скоростное чтение позволяет читать в два, три и более раз быстрее, чем обычно. Очень быстро умели читать К. Маркс, В. И. Ленин, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, М. Горький и другие выдающиеся люди.

Близко знавшие В. И. Ленина, восторгались его манерой чтения. О. Б. Лепешинская вспоминает. Увидев, как В. И. Ленин энергично перелистывает какую-то объемистую иностранную книгу, она обратилась К нему:

«— Владимир Ильич, что Вы делаете?

— Как что? — ответив с удивлением Ленин.— Читаю.

— Разве так читают? Все читаете или только просматриваете?

  • Конечно, все, — и очень внимательно.

  • Но разве можно так быстро читать?

—Вот оно что, — улыбнулся Ленин. — Вы правы: я читаю быстро. Но так надо, я себя приучил к этому. Мне необходимо очень много прочесть. Поэтому медленно читать мне нельзя».

Ленин выработал свой особый стиль чтения газет: одну газету из почты читал обстоятельно, другие просматривал легко и быстро. Он умел сразу находить в них нужное. В. И. Ленин читал не по словам, даже не по строчкам, а целыми абзацами.

Секреты скоростного чтения теперь известны, и каждый может значительно ускорить темп своего чтения. Надо помнить, мозг наш может работать в очень быстром темпе, надо только устранить преграды для более эффективного использования его возможностей.

Во-первых, необходимо поупражнять и развить свое восприятие с таким расчетом, чтобы увеличить его объем: вместо одного слова научиться воспринимать сначала 2— 3 слова, затем — целую строчку, а то и две строчки. Во-вторых, ускорить смену фиксаций восприятия, быстрее перемещать взор на новую порцию графических изображений. В-третьих, нужно преодолеть «слуховой барьер», отучиться от обязательного произношения (в том числе и про себя) прочитанного. Как для понимания устной речи нет необходимости переводить ее в письменную, так и для понимания печатного текста перевод его в слышимый вариант излишен. Надо научиться воспринимать и понимать непосредственно зрительно печатное слово.

Многие люди, овладевшие быстрочтением, темп своего чтения от обычной нормы в 250—300 слов в минуту довели до 15 000 слов в минуту (т. е. до 500—600 страниц в час).

Несколько слов о личной библиотеке учителя. Учитель не может обойтись без нее. Ныне создаются более благоприятные условия для снабжения учителей необходимой литературой. Рождаются и новые формы информационного обслуживания учителя. Так, появляются возможности создавать личные микробиблиотеки из микрофильмов и микрофиш, изготавливаемых информационными центрами и крупными библиотеками по заявкам читателей.

Важнейшей составной частью самоинформирования является самопознание — информация о своей личности. Без точного знания и оценки особенностей своей личности учитель не может определить направление работы над собой.

Самопознание должно осуществляться на всех уровнях: социальном, профессиональном и индивидуально-типологическом. Основные способы самопознания описаны в психологической литературе. Укажем на те из них, которые наиболее доступны учителю.

Прежде всего, следует обратить внимание на умение критически оценить мнение окружающих людей: коллег, руководителей школы, учащихся и других лиц, с которыми учителю приходится взаимодействовать. Внимательный и чуткий учитель не может не фиксировать реакции учащихся или коллег на свои поступки и не отдавать себе отчет об их последствиях.

Возможным способом самопознания является самоиспытание, например, самоиспытание развитости, силы, устойчивости, и другие особенности психических процессов и свойств.

Наконец, самопознание может осуществляться в результате систематического наблюдения за собой и анализа своих поступков.

В. Гете писал: «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Все названные приемы могут по-разному использоваться разными учителями в зависимости от ценностных ориентации, притязаний, самооценки и других личностных качеств. Многообразие это выразится в конкретных и частых приемах самоинформирования.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Думается, что эта мысль верна не только по отношению к учащимся, но и по отношению к самому учителю как профессионалу. Лишь тот учитель приблизится к идеалу, кто научился критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения общественных требований, ожиданий своих учащихся, кто сделал свою личность объектом непрестанного совершенствования.

Объективность знаний учителя о себе зависит от его самокритичности. К. С. Станиславский писал: «Меня — одни хвалили, другие (их было больше) бранили. Но... я сужу о себе не по отзывам прессы и зрителей, а по собственному ощущению и разумению. Для себя самого — я жестоко провалился в роли Сальери. Но я не променяю этого провала ни на какие успехи и лавры; так много важного принесла мне моя неудача».

Объективно оценив свои плюсы и минусы, учитель ставит вопрос: «Что делать дальше, как быть?»

Мудро ответил на этот вопрос Н. Островский: «Мне кажется, что для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия и некоторой доли самовлюбленности, выяснить свои недостатки, пороки и по-большевистски решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт. Самокритика — это весьма действенное средство, данное нам партией для перевоспитания людей. Это надо постоянно иметь в виду.

Во-вторых, необходимо поставить себе определенную цель жизни, может быть, разбив ее на ряд отдельных последовательных звеньев. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам».

Осознание перспектив саморазвития и установка на самосовершенствование являются путеводной звездой и катализатором самовоспитания.

2. Самопобуждение

В самовоспитании непосредственным источником побуждений является сам занимающийся им. Все внешние влияния и побуждения срабатывают, только преломляясь через внутреннее «я» личности, только будучи принятыми ею.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Так, если человек отличается достаточной самостоятельностью, высоким уровнем самосознания, а его усилия по преодолению своих недостатков или развитию у себя нужных качеств — успешны, то, очевидно, самостимуляция может ограничиться самоодобрением и самоободрением.

Более значимой и эффективной формой самостимуляции является самоубеждение. На основе анализа своей деятельности, благодаря строгим логическим доводам учитель может выработать сознательную установку — взяться за свое дальнейшее развитие.

Ценность самоубеждения как побудителя к самовоспитанию заключается в том, что благодаря ему учитель более четко осознает качества личности, подлежащие изменениям. Уже сам факт появления в сознании учителя образов исходного и желаемого состояния профессионально значимых качеств личности является стимулом, мобилизующим, активизирующим и направляющим деятельность учителя по самоизменению.

Однако могут возникнуть и такие ситуации, когда необходимость самовоспитания осознана, намечена даже программа самоизменений, а реализация ее не осуществляется. Ведущая причина такого состояния, очевидно, кроется в пробелах развития волевых качеств личности.

В этих случаях важную роль в стимуляции самовоспитания может сыграть самоприказ. Когда дело проанализировано, принято решение, необходимо принудить, заставить себя приступить к его исполнению.

Поучителен в этом отношении пример П. И. Чайковского, который говорил, что надо уметь работать и тогда, когда нет особой охоты работать, человек должен обладать большой властью над собой, вдохновение к ленивым не приходит.

С удовольствием выполнять любую педагогическую работу, даже если она не очень приятна,— нравственная норма отношения учителя к своему труду. Организованный и дисциплинированный учитель после принятия решения не позволит себе отступать, а повелевает себе действовать так, как решено. И это оказывается верным способом достижения успеха, ибо дорогу осилит только идущий.

Самопобуждение может осуществляться не только с помощью самоприказа. Л. Н. Толстой в молодые годы после каких-либо оплошностей сам писал себе критические письма. Вероятно, это тоже один из способов заставить себя исправить ошибки.

Формой самопобуждения может явиться и самопринуждение. Оно всегда есть сознательный выбор между «не хочу» и «надо», сознательное обеспечение доминирования последнего. Для этого человеку часто приходится преодолевать самого себя, бороться с самолюбием, признавать свои ошибки, свои недостатки. Самопринуждение под силу только человеку с развитыми волевыми и нравственными качествами.

Самопринуждению может предшествовать не только эмоциональное состояние недовольства собой, но и сознательная самокритика. Она заключается в объективном анализе своих недостатков, эмоционально отрицательном отношении к ним. Самокритике отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных качеств, притягательная сила которых является побуждением к самоизменению.

Очевидно, существуют и многие другие формы самостимуляции к самовоспитанию.

studfiles.net

Методы и средства профессионального самовоспитания



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Самовоспитание – самосовершенствование личности. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса»

самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств в трех направлениях:

· адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей ктребованиям педагогической деятельности;

· постоянное повышение профессиональной компетентности;

· непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.

Внешним факторы, стимулирующие процесс самовоспитания:

· педагогический коллектив,

· стиль руководства школой и

· фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремление помочь, то в такой школе у них не появляется потребность в самовоспитании.фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.

три взаимосвязанных этапа проф. самовоспитания:

1)самопознание Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Другой способ познания себя — сравнение с другими.ими;

2)самопрограммирование;

3)самовоздействие. Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.

Методы самовоздействия:

1. Самообразование. Это можно сделать путем чтения научно-технической литературы, посещения специальных лекций, выставок, музеев, кружков, решения практических задач, просмотра книг и телепередач, общения с людьми различных профессий и т.п.

2. Самоинструкция — это указание себе, как надо действовать в той или иной ситуации. Мысленно проигрывая различные жизненные ситуации, человек должен готовиться разрешать их наилучшим образом в реальных условиях

3. Самоубеждение требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.

4. Самоприказ- Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно.

5. Упражнения направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников

6. Самовнушение

7. Самонаказание

8. Контроль и самооценка

К ним относят разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), В последние годы благодаря широкой популяризации всё шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг

Методы самопрограммирования:

1. Изучения программ самовоспитания выдающихся людей

2. Составление собственной программы

Методы стимулирования:

1. Самоодобрение

2. Самопрощение

3. Самокритика

4. Самонаказание

 

megapredmet.ru

Методы профессионального саморазвития педагога.

Психология Методы профессионального саморазвития педагога.

просмотров - 201

Тема 5. Активные методы и средства профессионального саморазвития.

Вопросы.

Пути предупреждения профессиональных деформаций.

Каковы возможные пути профессиональной реа­билитации? Назовем основные из них:

■ повышение социально-психологической компетен­тности и аутокомпетентности;

■ диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодо­ления;

■ прохождение тренингов личностного и професси­онального роста;

■ рефлексия профессиональной биографии и разра­ботка альтернативных сценариев дальнейшего лич­ностного и профессионального роста;

■ профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

■ овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

■ повышение квалификации и переход в новую ква­лификационную категорию или на новую долж­ность.

1. Назовите факторы, обусловливающие возникновение профессиональных деформаций личности педагога.

2. Какие методы и приемы способствуют предупреждению профессиональных деформаций личности педагога?

Литература.

1. Сущность понятий «методы», «средства».

2. Методы профессионального саморазвития педагога.

3. Портфолио как личностно ориентированная технология профессионального саморазвития педагога.

1. Сущность понятий «методы», «средства».

МЕТОД(греч. methodos — путь, способ познания, исследова­ния) — способ построения и обоснования системы знаний; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительнос­ти, подчинœенных решению конкретной задачи.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — материальные и природные объек­ты, используемые в учебно-воспитательном процессе в каче­стве носителя учебной информации, организации познаватель­ной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процес­са обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой тех­никой, технологией, передовыми методами труда.

Для активизации профессионального саморазвития педагогу не обойтись без специальных приемов, методик, технологий. Рассмотрим их. 1. Самоконтроль компетентности: Оценка знаний по психолого-педагогическим дисциплинам. Самоконтроль компетентности — процедура, которую желательно проводить если не постоянно, то как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством диагностического инструментария. На основе полученных результатов важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени. Оценка своих личностных профессионально важных качеств, к примеру, таких, как критичность—самокритичность, уверенность—самоуверенность, зависимость—самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует. Определœение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.

2. Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую крайне важно проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в учете, анализе и систематизации всœех изменений в задачах, содержании, требованиях выполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за данный период произошли в собственной личности и профессиональной компетентности — с другой. Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.

3. Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и освоение нового в различных ситуациях, где бывают интересная информация, полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установками обеспечивает высокий эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях, семинарах и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примером такой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру (учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».

4. Таблица жизненных и профессиональных целœей. Составление и периодическая коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целœей. Основные задачи методики состоят в том, чтобы: осознать как можно больше реальных мотивов и соответствующих целœей поведения; дифференцировать свои мотивы и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные; определить степень соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже провести осознанную их коррекцию.

5. Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов собственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.

6. Моделирование своего профессионального портрета. Процедура составления своей профессионально-психологической характеристики в виде наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были продемонстрированы за какой-то период (к примеру, последнюю неделю) или при решении какой-то ответственной задачи. Лучше всœего использовать графические средства моделирования. В этом случае профессиональный портрет будет выглядеть как схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. Данную процедуру следует проводить периодически, при этом желательно чередовать успешные и неудачные этапы работы, в которых менеджер выглядит по-разному и соответственно его профессиональный портрет будет существенно отличаться.

После составления модели с ней крайне важно работать. Полезно сравнивать полученный портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения, проводить уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих профессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучше использовать и контролировать.

7. Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесь рекомендуются следующие методы самомотивирования: стремиться к целям, в том числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что настоящая жизнь всœегда присутствует только здесь и сейчас; брать на себя основную ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени человек ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелœен в своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворенность; учитывать, что организации и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и соответствующее отношение к этому: кризис — это не конец, а этап, необходимый атрибут карьеры; он может и должен быть преодолен, но из него обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис — средство личностного роста; учитывать, что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни. Одна-единственная «мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно на профессиональной сфере, является рискованной установкой. В случае если она терпит крах, наступает «мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утраты смысла жизни и личностным драмам.

Метод рефлексии.

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности педагог: принимаемых им решений, поведения в коллективе, работы в организации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целœей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов. Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всœей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определœенного уровня развития мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием. В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии можно дать такие рекомендации:

Возьмите за правило возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных ситуаций, принципиальных решений. Посмотрите на себя со стороны: как вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого события, что следует учесть в дальнейшей работе?

Каждый рабочий день должен заканчиваться его ретроспективным анализом. После того как вы отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всœем этим эпизодам рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный зритель.

Проверяйте свои представления, оценки, которые у вас сложились о других людях. Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача, но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь репутацией открытого человека. В случае если нет, то вам крайне важно повысить коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития способностей к рефлексии.

Чаще общайтесь с людьми, которые не похожи на вас, которых вам не всœегда удается понять, которые часто придерживаются другой точки зрения. Любая попытка понять таких людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум согласованное.

Используйте для анализа своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с помощью приема «взгляд с высоты».

Наверное, вы согласитесь с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо парадоксальность, либо комизм. Чтобы увидеть их, крайне важно посмотреть на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в серьезном делœе непросто, но это помогает по-новому сформулировать проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению. Используйте данный прием. Юмор, парадоксальность или комизм есть в каждой фразе, но дополнительную остроту они приобретают в определœенном контексте.

Освоив метод рефлексии, уже через полгода вы увидите, что стали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно будете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете лучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу. Помните: рефлексия — мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствование его бесконечно. Использование его многообразно, как сама жизнь.

Читайте также

  • - Методы профессионального саморазвития педагога.

    Тема 5. Активные методы и средства профессионального саморазвития. Вопросы. Пути предупреждения профессиональных деформаций. Каковы возможные пути профессиональной реа­билитации? Назовем основные из них: &... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Методы профессионального совершенствования педагога — реферат

            

    Реферат

    Тема: «Методы профессионального самосовершенствования педагога»          

    Выполнила

    Гаврилова И.А.   

    Ставрополь

    2011 

      Сущность  профессионального  самосовершенствования  и самовоспитания 

    Учить сегодня подрастающее поколение  на современном уровне требований общества нельзя без постоянного обновления и обогащения своего профессионального потенциала. Профессиональное самовоспитание учителя в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, начинающий учитель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации наставников по улучшению своей деятельности. Опыт учителей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путём систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, учитель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

    Ведущим компонентом профессионального  самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Самообразование - основа роста учителя как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению школьного коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» К.Д. Ушинским, утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик  Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

    Сама  жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Но в реальной практической деятельности, как указывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии -это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.)».

    Подобная  непосредственность профессионального  бытия рано или поздно приходит в  противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии.

    Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

    а)  адаптирование  своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

    б)  постоянное повышение профессиональной компетентности;

    в)  непрерывное  развитие социально-нравственных и  других свойств личности.

    В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учителя научить быть учителем. Что это значит для него? Немного перефразируя его ответ, получаем                  следующее:

    1.  Систематически  овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии,  государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поколений.

    2.  Сосредоточить  свои усилия на совершенствовании  учебного процесса, в котором  наиболее полно реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный научно-педагогический поиск.

    3.  Постоянно  анализировать состояние реализуемого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обучения, используя в качестве критериев оценки педагогической эффективности своего   учительского    труда    его    конечные и промежуточные результаты,

    обоснованность  проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.

    4.  Глубоко  осознавать собственную педагогическую  деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспитательных задач в их системе.

    5.  Непрерывно  совершенствовать свою профессионально-педагогическую квалификацию посредством самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.

    6.  Посредством  самовоспитания и саморазвития  формировать в себе те профессионально-педагогические качества, которые являются предпосылками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, постепенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач творческого характера.

    Профессиональное  самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в совершенствовании. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к учителю, «либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании». Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

    Наука отмечает два приёма формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приёмов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

    Основной  способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала - самообразовательное изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска своего идеала учителя. Это главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане весьма полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания.

    К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребность в  самовоспитании.

    Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодически, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.  

         Этапы профессионального  самовоспитания 

    Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

          - самопознание;

          -  самопрограммирование;

          -  самовоздействие.

          Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет куре психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

          Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированное перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п. Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

          Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

    freepapers.ru