§ 4. Стадии развития взрослого человека. Составить общую таблицу по стадиям развития взрослого человека


§ 4. Стадии развития взрослого человека

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными яв­ляются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качествен­ных изменений («метаморфоз») в развитии психологичес­ких процессов: взрослый человек имеет творческое мыш­ление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в дет­стве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дош­кольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослежива­ется на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабили­зация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и под­ростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет об­щие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды дея­тельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненорматив­ного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в пси­хике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора не­сколько повышается в старости. Исторические условия (эко­номический подъем или спад, война, революция, полити­ческая стабильность и т.д.) отражаются на развитии лично­сти наиболее сильно в юности. Для детей, которые не виде­ли в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сло­жились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор мало­значим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жиз­ни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обре­тение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в раз­витии личности (по Г. Крайг):

——— — нормативные возрастные факторы;

─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;

– ∙ – ∙ – — ненормативные факторы

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономернос­тям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определен­ное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и ко­нец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возра­стом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрос­лого человека. В них отражены представления, иногда совер­шенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки перио­дов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, мо­лодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современ­ным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители про­длевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психоло­гии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодиза­ции развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бю­лер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрач­ные тона.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

1.До 16-20 лет

2. От 16-20 до 25—30 лет

3. От 25-30 до 45—50 лет

4. От 45-50 до 65—70 лет

5. После 65-70 лет

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Более оптимистична периодизация американских психо­логов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жиз­ни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душев­ное равновесие.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

  1. 16—22 года

2. 23-28 лет

3. 29—32 года

4. 33-39 лет

5. 40—42 года

6. 43—50 лет

7. После 50 лет

Время взросления, стремление к самостоя­тельности, неопределенность. Уход из роди­тельского дома

Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заклю­чение брака

Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново

«Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарова­ние, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным

Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена

Новое равновесие. Привязанность к семье

Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделя­лось меньше внимания; интерес к ней повысился в после­днее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

  1. Юность (18-23 года)

2. Молодость (24-30 лет)

3. Переход к расцвету (около 30 лет)

4. Расцвет (31 -40 лет)

5. Переход к зрелости

(около 40 лет)

6. Зрелость (40-55 лет)

7. Кризис 50-55 лет

8. Пожилой возраст

(55-75 лет)

9. Старческий возраст

(75-90 лет)

10. Долгожительство (свыше 90 лет)

Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии

Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения

Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?»

Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию

Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим

Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей

Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение

Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки

Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращать­ся в IIIразделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность — 18—22 года

Взросление — 23—30 лет

Переходный возраст — 30—33 года

Зрелость — 36—50 лет

Пожилой возраст — 51—65 лет

Старость — старше 65 лет

studfiles.net

§ 4. Стадии развития взрослого человека

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными яв­ляются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качествен­ных изменений («метаморфоз») в развитии психологичес­ких процессов: взрослый человек имеет творческое мыш­ление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в дет­стве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дош­кольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослежива­ется на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабили­зация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и под­ростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет об­щие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды дея­тельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненорматив­ного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в пси­хике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора не­сколько повышается в старости. Исторические условия (эко­номический подъем или спад, война, революция, полити­ческая стабильность и т.д.) отражаются на развитии лично­сти наиболее сильно в юности. Для детей, которые не виде­ли в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сло­жились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор мало­значим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жиз­ни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обре­тение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в раз­витии личности (по Г. Крайг):

——— — нормативные возрастные факторы;

─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;

– ∙ – ∙ – — ненормативные факторы

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономернос­тям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определен­ное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и ко­нец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возра­стом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрос­лого человека. В них отражены представления, иногда совер­шенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки перио­дов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, мо­лодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современ­ным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители про­длевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психоло­гии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодиза­ции развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бю­лер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрач­ные тона.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

1.До 16-20 лет

2. От 16-20 до 25—30 лет

3. От 25-30 до 45—50 лет

4. От 45-50 до 65—70 лет

5. После 65-70 лет

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Более оптимистична периодизация американских психо­логов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жиз­ни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душев­ное равновесие.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

  1. 16—22 года

2. 23-28 лет

3. 29—32 года

4. 33-39 лет

5. 40—42 года

6. 43—50 лет

7. После 50 лет

Время взросления, стремление к самостоя­тельности, неопределенность. Уход из роди­тельского дома

Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заклю­чение брака

Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново

«Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарова­ние, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным

Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена

Новое равновесие. Привязанность к семье

Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделя­лось меньше внимания; интерес к ней повысился в после­днее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

  1. Юность (18-23 года)

2. Молодость (24-30 лет)

3. Переход к расцвету (около 30 лет)

4. Расцвет (31 -40 лет)

5. Переход к зрелости

(около 40 лет)

6. Зрелость (40-55 лет)

7. Кризис 50-55 лет

8. Пожилой возраст

(55-75 лет)

9. Старческий возраст

(75-90 лет)

10. Долгожительство (свыше 90 лет)

Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии

Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения

Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?»

Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию

Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим

Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей

Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение

Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки

Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращать­ся в IIIразделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность — 18—22 года

Взросление — 23—30 лет

Переходный возраст — 30—33 года

Зрелость — 36—50 лет

Пожилой возраст — 51—65 лет

Старость — старше 65 лет

studfiles.net

§ 4. Стадии развития взрослого человека

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными яв­ляются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качествен­ных изменений («метаморфоз») в развитии психологичес­ких процессов: взрослый человек имеет творческое мыш­ление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в дет­стве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дош­кольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослежива­ется на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабили­зация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и под­ростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет об­щие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды дея­тельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненорматив­ного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в пси­хике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора не­сколько повышается в старости. Исторические условия (эко­номический подъем или спад, война, революция, полити­ческая стабильность и т.д.) отражаются на развитии лично­сти наиболее сильно в юности. Для детей, которые не виде­ли в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сло­жились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор мало­значим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жиз­ни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обре­тение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в раз­витии личности (по Г. Крайг):

——— — нормативные возрастные факторы;

─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;

– ∙ – ∙ – — ненормативные факторы

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономернос­тям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определен­ное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и ко­нец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возра­стом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрос­лого человека. В них отражены представления, иногда совер­шенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки перио­дов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, мо­лодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современ­ным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители про­длевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психоло­гии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодиза­ции развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бю­лер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрач­ные тона.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

1.До 16-20 лет

2. От 16-20 до 25—30 лет

3. От 25-30 до 45—50 лет

4. От 45-50 до 65—70 лет

5. После 65-70 лет

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Более оптимистична периодизация американских психо­логов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жиз­ни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душев­ное равновесие.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

  1. 16—22 года

2. 23-28 лет

3. 29—32 года

4. 33-39 лет

5. 40—42 года

6. 43—50 лет

7. После 50 лет

Время взросления, стремление к самостоя­тельности, неопределенность. Уход из роди­тельского дома

Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заклю­чение брака

Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново

«Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарова­ние, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным

Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена

Новое равновесие. Привязанность к семье

Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделя­лось меньше внимания; интерес к ней повысился в после­днее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

  1. Юность (18-23 года)

2. Молодость (24-30 лет)

3. Переход к расцвету (около 30 лет)

4. Расцвет (31 -40 лет)

5. Переход к зрелости

(около 40 лет)

6. Зрелость (40-55 лет)

7. Кризис 50-55 лет

8. Пожилой возраст

(55-75 лет)

9. Старческий возраст

(75-90 лет)

10. Долгожительство (свыше 90 лет)

Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии

Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения

Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?»

Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию

Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим

Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей

Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение

Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки

Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращать­ся в IIIразделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность — 18—22 года

Взросление — 23—30 лет

Переходный возраст — 30—33 года

Зрелость — 36—50 лет

Пожилой возраст — 51—65 лет

Старость — старше 65 лет

studfiles.net

Стадии развития взрослого человека

Поиск Лекций

 

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономернос­тям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определен­ное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и ко­нец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возра­стом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрос­лого человека. В них отражены представления, иногда совер­шенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки перио­дов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, мо­лодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современ­ным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители про­длевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психоло­гии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодиза­ции развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бю­лер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрач­ные тона.

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет   4. От 45-50 до 65—70 лет     5. После 65-70 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

 

Более оптимистична периодизация американских психо­логов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жиз­ни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душев­ное равновесие.

 
Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1. 16—22 года   2. 23-28 лет     3. 29—32 года   4. 33-39 лет     5. 40—42 года   6. 43—50 лет 7. После 50 лет Время взросления, стремление к самостоя­тельности, неопределенность. Уход из роди­тельского дома Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заклю­чение брака Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарова­ние, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена Новое равновесие. Привязанность к семье Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного  

 

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделя­лось меньше внимания; интерес к ней повысился в после­днее время.

 

В периодизации В.Ф.Моргуна 10 этапов.

Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1. Юность (18-23 года)   2. Молодость (24-30 лет)     3. Переход к расцвету (около 30 лет) 4. Расцвет (31 -40 лет)   5. Переход к зрелости (около 40 лет) 6. Зрелость (40-55 лет)     7. Кризис 50-55 лет     8. Пожилой возраст (55-75 лет) 9. Старческий возраст (75-90 лет)   10. Долгожительство (свыше 90 лет)   Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности  

 



poisk-ru.ru

Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни - реферат

Возрастной  период Признаки          возрастного этапа Социальная  ситуация развития Характеристика  ведущей деятельности Кризисные проявления Основные новообразования Характеристика  познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития Особенности поведения Ведущие направления

жизнедеятельности

1. Новорождённость  (1-2 мес.) Неспособность выделять себя и других,

дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные, атавистический ("цеплятельный")рефлексы.

Полная биологическая  зависимость от матери Эмоциональное общение со взрослым (мамой) Процесс рождения, физическое отделение от матери,

приспособление  к новым условиям с помощью  безусловных рефлексов

Сенсорные процессы (первые виды ощущений), возникновение слухового и зрительного сосредоточения. комплекс оживления. Личностная, потребностно – мотивационная:

получение удовольствий.

Малоподвижность, сон, мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия. Формирование  потребности в общении
2.Младенчество     (до 1 года.) Этап «доверия к миру»:появление прямохождения, формирование индивидуальной психической жизни, появление способности более выразительно  проявлять свои чувства и

отношения к  окружающим,

автономная 

речь – гуканье, гуление, лепетные первые слова.

 

Общая жизнь  ребёнка с матерью, (ситуация «Мы») Непосредственно – эмоциональное общение с  матерью, предметная деятельность Кризис 1 года:

 Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает(ходьба, речь, аффект и воля), возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены,- навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может  

 

Элементарные формы восприятия и мышления, первые самостоятельные шаги, слова, активная потребность в познании окружающего мира, потребность в общение со взрослыми, доверие к миру, автономная речь. Познавательные  процессы: Возникновение акта хватания, Развитие движений и поз

начальная форма  наглядно – действенного мышления(основано на восприятии и действии с предметами), непроизвольное внимание, восприятие объектов , дифференцированные ощущения и   эмоциональные состояния, формирование предпосылок усвоения речи, развитие моторики 

Аффективные вспышки, эмоциональные реакции,

экспрессивные действия, активные двигательные реакции, упрямство.

Потребность в общении, как главнейший фактор развития психики, формирование базового доверия к  миру,

преодоление  чувства разобщенности и отчуждения, познание предметов.

3.Раннее детство (1-3 года) Этап «самостоятельности», сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяетсясловами "взрослой" речи(фразовая речь), психологическое отделение от близких, развитие отрицательных черт хар-ра, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Совместная  деятельность со взрослыми, познание мира окружающих вещей

ситуативно-деловое  общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)

Предметно –  манипулятивная, предметно-орудийная деятельность Кризис 3 лет:

строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму и самостоятельности, впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. две линии независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо кризис зависимости плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Сознание «Я сам»,  

Активная речь, накопление словаря.

Практическое  мышление.

 «аффективное»

восприятие объектов и ситуаций,  эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя),  первичная самооценка ("я", "я хороший", "я сам"), внимание и память непроизвольны.  Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.

Импульсивное  поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные р-ии на требование взрослых (плач, бросается на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигается, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание часто неровное, пульс частый; в гневе краснеет, кричит, сжимает кулаки, может сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить)аффективные реакции на трудности, любознательность Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов, борьба  против чувства стыда и сильного  сомнения  в своих действиях за

собственную  независимость и самостоятельность.

4. Дошкольное детство  (3-7 лет)              Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания,

имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».

Познание мира человеческих отношений и их имитация Сюжетно – ролевая игра(сочетание игровой деятельности с общением), дидактическая и игра с правилами. Кризис 7 лет «кризисом непосредственности»:

переживания связаны  с осознанием новой позиции, стремлением  стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, изменение структуры поведения: появление смысловой ориентировочной основы поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, утрата детской непосредственности.   

Соподчинение  мотивов, самосознание (осознание своих переживаний) и

произвольность. 

 

Личностная (потребительская  – мотивационная):потребность в общественно значимой и оценивающей деятельности,

формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) , новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые , потребность в самостоятельности). Развивается звуковая сторона речи,

правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, усвоение этических норм, половая индификация, осознание себя во времени.   

Регулируется  смысловой ориентировочной основой поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями), утрачивание детской непосредственности.

появление собственной  активности, неустойчивость воли и  настроения.

появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать

 

 Развитие  активной инициативы и

моральной ответственности за свои желания, познание систем отношений.

Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни  ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной). Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). Личностная готовность (формирование готовности принять социальную позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе). Волевая готовность (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам).

5. Младший школьный возраст (7-11 лет)) Этап «мастерства»,

социальный статус школьника (ситуация обучения),

главный мотив- получения высоких отметок 

Социальный  статус школьника: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности

 

   Учебно  – познавательная деятельность. Переживания и школьная дезадаптация, завышенная самооценка, чувство некомпетентности.

Проблема оценки.

Произвольность внимания, чувство компетентности, самосознание, самооценка, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия.  Интеллектуально – познавательная:

словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы, адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.

В организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Формирование трудолюбия  и умения обращаться  с  орудиями

труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности,

познание начало жизни

6.Подростковый  возраст (11-15 лет) Этап общения  со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Эмансипация от взрослых и группирование.

Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.

Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Освоение норм и отношений между людьми.

Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Профессионально-личное общение – сочетание общения  на личные темы и совместной групповой  деятельности по интересам.

Кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки, трудности в учёбе Чувство взрослости- отношение подростка к себе как к взрослому (младший подростковый возраст),

«Я-концепция» (старший подростковый возраст), стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Формирование интересов и мотивации учения.

Формирование  волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием. 

Личностное (потребительско-мотивационное):

теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский. Развитие творческих способностей,

способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).

Подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений,

повышенная утомляемость, возбудимость, перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация хар-ра.

Задача первого цельного  осознания себя и  своего  места в мире;

отрицательный  полюс  в  решении  этой задачи  - неуверенность в понимании

собственного "Я" ("диффузия идентичности", познание систем отношений в различных ситуациях.

7.Старший  школьный возраст (16-17 лет) этап самоопределения  «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.

Начало  подлинной  социально-психологической независимости  во всех сферах, включая: материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.).

Первоначальный  выбор жизненного пути Освоение профессиональных знаний, умений. Учебно-прфессиональная  деятельность.

Морально-личностное общение.

Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в намеченных планах, и в самом себе .

Кризис 17 лет: страх  перед выбором, перед взрослой жизнью.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив (профессиональное и личностное самоопределение).

Формирование жизненных планов, мировоззрения, готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным «я», независимо от изменения ситуации).

Познавательная: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых,

быстрое развитие специальных способностей, нередко  напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.

Не свойственны  романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми. Самоопределение –социальное, личностное, профессиональное, создание жизненного плана. Познание профессиональной сферы деятельности.
8.Юность (от 17 до 20-23 лет) этап «Человеческой близости»:

Начало установления подлинной социально-психологической  независимости во всех сферах, включая  материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в  моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.)

Профессиональная учеба, освоение профессионально-

трудовых умений,

трудовая деятельность, освоение норм отношений между людьми, ситуация выбора жизненного пути.

Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Учебно-профессиональная деятельность  Новая жизненная ситуация, чувство некомпетентности, поступление в вуз.

юношеский максимализм, материальная независимость.

Окончательное самоопределение.

Понимание необходимости  учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Готовность и фактическая способность к различным видам научения.

Позитивные  тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства, ответственное отношение к своему будущему при выборе профессии, формирование мотивов(престижная мотивация, мотив власти, мотив материального достатка и благополучия, мотив создания благополучной семьи).

Оригинальность  мышления. Повышенная интеллектуальная активность.

Стиль студенческой       жизни; вечеринки, свидания, выпивка или спорт, целеустремлённость в учёбе. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. Обучение, поиск работы, служба в армии.

Задача конца  юности  и  начала

зрелости -поиск спутника жизни и  установление  близких  дружеских связей,

преодолевающих   чувство  одиночества.

9.Молодость  (от 20 до 30 лет) Этап человеческой зрелости, период активного профессионального, социального и личностного развития. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, развитие. Строительство перспектив дальнейшей жизни. Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждение себя в профессии, выбор жизненного пути. Вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией, создание семьи.  Проблема смысла жизни -кризис 30, переоценка ценностей, нереализованности жизненного замысла. Трудности в профессиональном становлении поглощенность собой и избегание межличностных  отношений, Семейные отношения  и чувство профессиональной компетентности, мастерство, отцовство. Интенсивное познавательное развитие, доминируют потребности самоуважения и самоактуализации, характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами), характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер. Выбор мотива: профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы — мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. Свойствен оптимизм, максимальная работоспособность. Творческая активность.

Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей.

Выбор спутника жизни, установление  близких  дружеских связей,

преодолевающих   чувство  одиночества, создание семьи, утверждение в профессии, обретение мастерства.

10.

Зрелость (30от до 60-70 лет)

Пик профессиональных, интеллектуальных достижений, «акмэ»- вершина порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. Ценности возраста: любовь, семья, дети.. Источник удовлетворения в этом возрасте – семейная жизнь, взаимопонимание, успехи детей, внуки. Полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Сохранение социального  статуса и уход на заслуженный  отдых.

Профессиональная деятельность и семейные отношения,. Сомнение в правильности прожитой жизни и значимость для близких.

Поиск нового смысла жизни. Одиночество в зрелом возрасте, выход на пенсию, Продуктивность — застой. Кризис 40-смысла жизни, обострением семейных отношений .

Переосмысление  жизненных целей,

осознание ответственности  за содержание своей жизни перед  самим собой и перед другими  людьми, продуктивность. Коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Продуктивность  творческая, профессиональная, забота о людях),инертность(поглощение собой).

Достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути.

Эмоциональные затраты с возрастом растут и перегрузки приводят к стрессовым ситуациям и состояниям. Мучителен переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности( присущей периоду «акмэ»), к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном внутреннем нежелании (не ощущает себя старым). Борьба

творческих  сил  человека  против   косности  и   застоя, воспитание детей.  Раскрыть свой потенциал и реализоваться.

11.

Поздняя зрелость (после 60-70 лет)

Жизненная мудрость, базирующаяся на опыте, появление чувства старости, ускоряется биологическое старение, прекращение трудовой деятельности. Переориентация социальной активности и адаптация к новой жизни пенсионера. Смена ведущей деятельности: удовлетворение одного значимого или сущностного мотива , обеспечение удовольствий и развлечений Уход на пенсию, нарушение привычного режима и уклада жизни, ухудшение материального положения, смерть супруга и близких.

Отношение к смерти, отчаяние.

Отношение к  смерти, переосмысление жизни, осознание  ценности содержания жизни. Физическое, биологическое и психическое старение, снижение функции памяти, сужение интересов, фокус внимания из будущего переходит в прошлое, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, требовательность, обидчивость, потребность в передаче накопленного опыта, потребность в жизненную вовлечённость, вера в бессмертие души. Убывает физическая сила,

возрастает частота депрессий, неврозов.  Склонность к воспоминаниям, умиротворенность.

Характеризуется становлением окончательного цельного  представления о  себе,

своем  жизненном  пути  в  противовес  возможному разочарованию  в  жизни  и

нарастающему  отчаянию.

dipland.ru

Таблицы возрастного развития общая схема возрастного развития от рождения до начала юности

Похожие работы

Таблицы возрастного развития общая схема возрастного развития от рождения до начала - страница №1/2

ЧАСТЬ 2. ТАБЛИЦЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО НАЧАЛА ЮНОСТИ

Возрастной период Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные новообразования Становление жизненного мира
Центральное новообразование Другие важнейшие новообразования
1 2 3 4 5 6
Новорожденность (1-2 мес.) Полная биологи-ческая зависимость от матери

-

-

Комплекс оживления Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир
Младенчество (до1 года) Общая жизнь ребенка с ма-терью (ситуация «Мы») Непосредс-твенно эмоциональное общение с

матерью.

Потребность в общении со взрослым Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния.

Восприятие объектов.

Автономная речь.

Начальные формы наг-лядно-действенного мышления.

Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Появляется трудность внешнего мира.

Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира.

Первая преобладает.

Раннее детство (1-3 года) Познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослыми Предметно-ма-нипулятивная деятельность Сознание «я сам» «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций.

Развитая активная речь.

Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий.

Узнавание и воспроизве-дение.

Непроизвольное внимание.

Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой трудностью) воз-растает.
Дошкольное детство (3-7 лет) Познание мира человеческих отношений и их имитация Сюжетно-ролевая игра Соподчинение мотивов. Самосознание. Сформированная правильная речь.

Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти.

Целенаправленное анна-лизирующее восприятие.

Наглядно-образное мыш-ление; в конце периода переход к словесному мышлению.

Творческое воображение.

Дифференциация пер-цептивных и эмоцио-нальных процессов. Рас-ширение круга эмоций.

Эмоциональная регуляция поведения.

Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью).
Младший школьный возраст (7-11 лет) Социальный статус школьника (ситуация обучения) Учебная деятельность Произвольность.

Чувство компетентности.

Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность)

Анализирующее восп-риятие; появление синте-зирующего восприятия (в конце периода).

Произвольная смысловая память.

Произвольное внимание.

Учебные мотивы.

Адекватная самооценка.

Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения.
Подростковый возраст (11-15 лет) Эмансипация от взрослых и груп- пирование Интимно-лич-ностное общение со сверстниками Чувство взрослости (младший подростковый возраст).

«Я-концепция» (старший подростковый возраст)

Теоретическое рефлек-сивное мышление.

Интеллектуализация восприятия и памяти.

Личностная рефлексия.

Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы
Старший школьный возраст (16-17 лет) Первоначаль-ный выбор жизненного пути Учебно-профес-сиональная деятельность Самоопределе-ние Дифференциация способностей.

Ориентация на будущее.

Мировоззрение.

Нравственная устойчивость поведения

Происходит окончательное становление типов жизненного мира
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА (0-1 ГОД).
Навыки Возраст в месяцах
0-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12
Моторное развитие Цеплятельный рефлекс, рефлекс ползания, импульсивная активность рук: размахивание, хватание, движение кисти. К концу 1 мес. – первые условные рефлексы (сосат., двигат.), увеличивается двигательная активность, ребёнок поворачивает голову, поднимает подбородок и приподнимает грудь, лёжа на животе. Появление первых целенаправленных движений: активный захват игрушек; возникновение зрительно-моторной координации, совершенствование умения удерживать предмет в руке; сидит с поддержкой. Самостоятельно переворачивается со спины на живот; активно захватывает предметы: в 5 мес.-неподвижные, в 6 мес.-движущиеся и качающиеся, дальнейшее совершенствование хватания; в 6 мес. сидит самостоятельно. К 7 мес. повышенное мышечное напряжение уменьшается, развивается разгибательный тонус, появляется реакция опоры; к 8 мес. резко возрастает двигательная активность: переворачивается с живота на спину и обратно, садится, встаёт на четвереньки, крутит головой, в предметных манипуляциях участвуют обе руки. В 9 мес. ребёнок пытается встать, цепляясь за опору, в 10 мес. самостоятельно встаёт и пытается ходить, сохраняя неустойчивое равновесие. Подолгу играет с игрушками, повторяет действие для получения результата. Возникает способность к контролю движения головы, руки и туловища, что позволяет удерживать голову, хватать, сидеть, стоять и ходить. Возникновение первых форм предметной деятельности.
Развитие восприятия Появляется зрительное и слуховое сосредоточение на ярких предметах и привычных звуках; следящие движения глаз сначала по горизонтали, затем по вертикали и потом по кривой, выделение в зрительном поле человека. Возникновение способности зрительно предвосхищать информацию при её актуальном отсутствии, зрительно-моторная координация; специфическая реакция на человеческий голос Развивается слухо-зрительно-моторная координация, восприятие носит избирательный характер, активный интерес к цвету, узнавание местоположения предмета; появление ориентировочных действий Поиск предметов вне поля зрения, появляются ориентировочно-исследовательские реакции, восприятие пространства, чётко выделяет предметы в зрительном поле; появляется беспокойство в незнакомой ситуации и в присутствии незнакомого человека. Приобретение способности к сохранению на некоторое время образа отсутствующего объекта и к организации на основе этого образа сложного действия; Выраженный познавательный интерес к свойствам предметов, появление элементарной внутренней картины внешнего мира; восприятие приобретает предметность и константность.
Раз-витие па-мяти Возникает способность узнавать лицо и голос матери, способность к различению тембра, громкости, высоты голоса. Образ воспринятого сохраняется 1 сек. Время сохранения образа в памяти повышается, кроме зрительной и слуховой, появляется ассоциативная память. Хорошо отличает знакомые лица от незнакомых; узнаёт предмет не только полностью, но и по частям. Сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами. Развитие долговременной памяти, появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа при отсутствии объекта. Совершенствование механизма восстановления предмета по памяти, развиваются все виды памяти.
Разви-тиемышления Упражнение рефлексов, первые навыки и первые круговые реакции – беспорядочные повторяющиеся действия. Координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции, когда привлекает сам процесс действия. Ребёнок связывает воспринимаемый предмет с его именем, дифференциация средства и цели. Появляется способность выполнять простые движения по словесной инструкции; встречаются «соотносящие» действия. Появление сенсомоторного интеллекта. Развивается способность не только начинать, но и прекращать действие по словесной инструкции, появляются функциональные действия. Появляется тесная связь между восприятием и действием – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.
Речевое развитие Формирование речевого слуха, возникает способность отличать звуки речи от других, произнесение простых звуков. Использование спонтанных вокализаций в «разговоре» со взрослым, появление гуления. Повторение простых слогов, фонематическая организация звуков; различает интонации взрослых, связывает называемый предмет с его именем. Исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослым, появление лепета и вокализации при манипуляциях. Произнесение звуков, слов по образцу, предметное общение; имитационная речь, усвоение семантики слова, голосовые признаки настойчивости. Слова приобретают определённый смысл, отнесённость к определённому предмету, человеку; возникает понимание 10-20 слов и собственное их произнесение.
Эмоциональное развитие Первые эмоции выражаются криком, сопровождаются покраснением, некоординированными движениями; эмоциональнач положительная реакция на мать, улыбка на говорящее лицо. Комплекс оживления на близкого взрослого, различение интонации высказываний взрослых; проявление разнообразных эмоциональных состояний: удивление на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. Доброжелательная реакция на людей, улыбается знакомым, теряется при виде незнакомых; появление первых привязанностей; появление эмоциональных реакций в виде смеха и хныканья. Появление «страха расставания» - грусти или острого испуга при исчезновении мамы; беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается; беспокойство в незнакомой обстановке, комплекс оживления на яркий предмет. Эмоциональное общение сменяется предметным, выраженная негативная реакция при отнятии игрушки; эмоциональное слияние ребёнка и взрослого уступает место телесной выделенности из ситуации чувственно-аффективной слитности. Возникает подражание тем, к кому ребёнок испытывает любовь и привязанность, он внимательно следит за движениями взрослых, подражает им, понимает различные жесты, усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести; общение в ходе совместной деятельности.
ОБЩАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)
Возраст Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Основные новообразования
центральное другие
0 – 2 месяца Полная биологическая зависимость от матери. Промежуточное положение между внутриутробным и последующими периодами постнатального детства. Ситуация объективно необходимых отношений между ребёнком и взрослым. Все условия жизни ребёнка сразу социально опосредованы. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми, предметом которого является взрослый. Первые признаки общения (по М.И. Лисиной): внимание, интерес к другому человеку; эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребёнок делает. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребёнка создаётся эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Индивидуальная психическая и физическая жизнь вследствие отделения от материнского организма. Комплекс оживления – эмоционально положительная реакция на близкого взрослого, которая сопровождается различными движениями и издаванием звуков.
0,2 – 1 год Общая жизнь ребёнка с матерью (ситуация «Мы»). Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включённости всего поведения ребёнка в социальное, он лишён основного средства социального общения – речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включённостью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребёнка в этом возрасте. Индивидуальная психическая жизнь, характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребностей; б) «несуществованием» для ребёнка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. Последнее говорит о такой особенности сознания как «пра-мы».

Потребность в общении со взрослым.

Восприятие объектов.

Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание).

Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния.

Начальные формы наглядно-действенного мышления.

Автономная речь: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов и развитием активных сенсомоторных навыков

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего животом вниз ребенка Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой
РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2 Когда на глазах у ребенка пря-чется предмет, не наблюдается никаких определенных действий
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком
6-12 Ребенок может найти предмет полностью закрытый платком Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах
ОБЩАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ)
Социальная ситуация развития Это ситуация совместной деятельности со взрослым, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребёнку открылись и затем стали его миром. ССР можно описать схемой: «ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый», причём общение носит характер ситуативно-делового. Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребёнок в то же время должен выполнять индивидуальную деятельность. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста.
Ведущий вид деятельности Ядром возраста является предметно-манипулятивная деятельность с ведущим мотивом овладения общественно выработанными способами действия с предметами. Мотив деятельности перемещается от взрослого на общественный предмет (фетишизация предмета). Общение перестаёт быть деятельностью в собственном смысле слова, оно выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. ВВД открывает функции предметов: 1 фаза – с предметом выполняются любые действия; 2 фаза – предмет употребляется только по назначению; 3 фаза – ребёнок знает основную функцию предмета, но может выполнять любые действия, усваивая их назначение и правила поведения в обществе. Появляются орудийные предметы – усваивается принцип употребления орудий. Игра ещё не осознана. Игровая ситуация плохо дифференцируется от ситуации реальной. Игрушка – предмет, моделирующий предмет взрослого мира.
Центральное новообразование Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребёнок увидел себя самого и появился феномен сознания «Я сам». Появляется структурное и системное строение сознания – формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом.
Другие новообразования «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций.

Развитая активная речь, которая характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учётом согласованности слов; началом фонематического анализа, поиском смысловых связей. К 3-м годам – освоение грамматического состава речи.

Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий.

Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание.

Познавательное развитие Развитие познавательных процессов происходит в предметной деятельности, начинается их вербализация, т.е. опосредствование речью и приобретение произвольности.

Ведущей психической функцией является восприятие, которое находится в центре сознания и влияет на развитие образной памяти и мышления. Основными направлениями развития восприятия являются перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Поведение ребёнка полностью определяется восприятием, важная характеристика которого – аффективная окрашенность.

У детей в этом возрасте наблюдается сенсомоторное единство, т.е. любую увиденную вещь нужно потрогать, пощупать. Это единство создаёт условия для развития мышления. Происходит постепенный переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, способность к переносу приобретённого опыта в новое умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач.

Речь с мышлением ещё не связаны. Понимание и говорение вместе представляют акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака воспринимаемого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых, под влиянием речи перестраиваются психические процессы.

Память в раннем возрасте носит непроизвольный характер, появляется воспоминание и латентный период его увеличивается. Память ещё не действует как отдельный процесс, развивается оперативная память.

Достаточно развито воображение.

Личностное развитие В этом возрасте закладывается личность ребёнка. Личностное новообразование – формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Ребёнок уже откликается на своё имя, узнаёт себя в зеркале и пользуется местоимением «Я». Формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний. Развитие эмпатии. Появляется потребность в самостоятельности. В начале 3-го года – потребность в достижении успехов, приписывание своих успехов и неудач каким-либо обстоятельствам; появляется способность различать задания разной степени трудности, умение различать способности и прилагаемые усилия.
Социальное развитие Социальное развитие идёт по двум направлениям: 1. через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом; 2. через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Процесс осуществляется через посредника – взрослого и соучастника усвоения социальных норм – ровесника. Развиваются основы отношения человека к человеку. Развивается притязание на признание со стороны взрослого, которое становится потребностью ребёнка, определяющей успешность его развития.
следующая страница >>

polpoz.ru

Задания для самостоятельной работы

2.

3.

Социально-психологические состояния, ведущие к усилению деиндивидуализации, возникшей в силу указанных выше причин

2.

3.

2.

3.

4.

5.

6.

1

2

3

22

Геронтопсихология

отрасль возрастной психологии, изучающая процессы старения и пси­хические проблемы, связанные с этим

23

Деперсонализация

обезличивание, временная утрата человеком психологических и пове­денческих особенностей, характеризующих его как личность

24

Возрастной катарсис

очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после силь­ных эмоциональных переживаний (стресса, аффекта)

25

Иррациональная вера

фанатичная убежденность в чем-то или в ком-то, суть которой в подчи­ненности личному или внеличностному иррациональному авторитету

26

Рациональная вера

твердое убеждение, основанное на продуктивности интеллектуальной и эмоциональной активности

27

Деменция

старческое слабоумие, необратимая дезорганизация личности как в ин­теллектуальном, так и аффективном смысле

28

Социальное старение

выход человека на пенсию, расставание с профессией и занимаемой должностью, сокращение сферы деятельности

29

Социальная смерть

потребность умирающего изолироваться от общества, отдаление себя от живых людей

№ п/п

Новые понятия

Определение

1

2

3

1

Аккомодация зрелого возраста

изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями

2

Интроверсия зрелого возраста

влияние физического состояния человека, его места и роли в системе межличностных отношений на устойчивое представление о себе

3

Направленность лич­ности

психологическое понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения

4

Мотив достижения ус­пеха

потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельно­сти, особенно в ситуации соревнования

5

Инсайт

внезапное озарение, догадка, неожиданное нахождение решения долго изучаемой проблемы

6

Гетеротропность пси­хического старения

неравномерный характер возрастных изменений в различных системах мозга

7

Кризис зрелого воз­раста

депрессивное состояние человека в связи с неудовлетворенностью жиз­ненным путем, межличностным общением, психосексуальной дисгар­монией

8

Генеративность

интерес к следующему поколению и воспитанию его

9

Биографические кри­зисы

кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспек­тивности

10

Профессиограмма

подробное описание профессии через систему требований человека, включая качества личности, особенности мыслительного процесса, уме­ния и навыки для успешного овладения данной профессией

11

Психосоциальная роль

индивидуальный стиль деятельности и поведения человека, занимающе­го определенное положение в обществе

12

Социометрический тест

психологическая методика, предназначенная для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления ценности ра­ботника в профессиональном коллективе, межличностных отношений

13

Семья в широком смысле слова

объединение людей разных поколений, испытывающих родственные чувства, взаимную привязанность, связанных общим бытом, обладаю­щих психологической совместимостью и заботящихся друг о друге

14

Кризис близости

поиск близости с любимым человеком для совершения цикла " работа -рождение детей - отдых"

15

Эпигенетический под­ход

психологический подход к человеку, согласно которому для каждого развивающегося индивидуума существуют ограничения, связанные с наследственными факторами

16

Фобия

иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальную угрозу

17

Сенсорная изоляция

состояние, когда индивидуум оказывается лицом к лицу со своим внут­ренним миром

18

Личностный смысл

значение, которое объект, событие или факт приобретает для данного человека в результате его личного жизненного опыта

19

Кризис старения

психологический кризис, который испытывают большинство людей на пороге старости; знаменует собой завершение предшествующего жиз­ненного пути, а его исход зависит от того, как этот путь пройден

20

Достижение цельности

основывается на подведении итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, которое нельзя изменить

21

Интенциональность

(от лат. намерение), проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах средств для достижения целей, которые сам человек может не осознавать

studfiles.net