Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.
О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.
Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.
Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.
Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в развитии личности (по Г. Крайг):
——— — нормативные возрастные факторы;
─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;
– ∙ – ∙ – — ненормативные факторы
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет 4. От 45-50 до 65—70 лет 5. После 65-70 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | ||
2. 23-28 лет 3. 29—32 года 4. 33-39 лет 6. 43—50 лет 7. После 50 лет | Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена Новое равновесие. Привязанность к семье Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного |
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |
2. Молодость (24-30 лет) 3. Переход к расцвету (около 30 лет) 4. Расцвет (31 -40 лет) 5. Переход к зрелости (около 40 лет) 6. Зрелость (40-55 лет) 7. Кризис 50-55 лет 8. Пожилой возраст (55-75 лет) 9. Старческий возраст (75-90 лет) 10. Долгожительство (свыше 90 лет) | Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности |
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в IIIразделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
Юность — 18—22 года
Взросление — 23—30 лет
Переходный возраст — 30—33 года
Зрелость — 36—50 лет
Пожилой возраст — 51—65 лет
Старость — старше 65 лет
studfiles.net
Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.
О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.
Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.
Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.
Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в развитии личности (по Г. Крайг):
——— — нормативные возрастные факторы;
─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;
– ∙ – ∙ – — ненормативные факторы
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет 4. От 45-50 до 65—70 лет 5. После 65-70 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | ||
2. 23-28 лет 3. 29—32 года 4. 33-39 лет 5. 40—42 года 6. 43—50 лет 7. После 50 лет | Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена Новое равновесие. Привязанность к семье Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного |
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |
2. Молодость (24-30 лет) 3. Переход к расцвету (около 30 лет) 4. Расцвет (31 -40 лет) 5. Переход к зрелости (около 40 лет) 6. Зрелость (40-55 лет) 7. Кризис 50-55 лет 8. Пожилой возраст (55-75 лет) 9. Старческий возраст (75-90 лет) 10. Долгожительство (свыше 90 лет) | Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности |
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в IIIразделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
Юность — 18—22 года
Взросление — 23—30 лет
Переходный возраст — 30—33 года
Зрелость — 36—50 лет
Пожилой возраст — 51—65 лет
Старость — старше 65 лет
studfiles.net
Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.
О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.
Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности — непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.
Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов — нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов — индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.
Рис. 1.12. Роль нормативных и ненормативных факторов в развитии личности (по Г. Крайг):
——— — нормативные возрастные факторы;
─ ─ ─ — нормативные исторические факторы;
– ∙ – ∙ – — ненормативные факторы
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет 4. От 45-50 до 65—70 лет 5. После 65-70 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | ||
2. 23-28 лет 3. 29—32 года 4. 33-39 лет 5. 40—42 года 6. 43—50 лет 7. После 50 лет | Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена Новое равновесие. Привязанность к семье Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного |
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |
2. Молодость (24-30 лет) 3. Переход к расцвету (около 30 лет) 4. Расцвет (31 -40 лет) 5. Переход к зрелости (около 40 лет) 6. Зрелость (40-55 лет) 7. Кризис 50-55 лет 8. Пожилой возраст (55-75 лет) 9. Старческий возраст (75-90 лет) 10. Долгожительство (свыше 90 лет) | Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности |
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в IIIразделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
Юность — 18—22 года
Взросление — 23—30 лет
Переходный возраст — 30—33 года
Зрелость — 36—50 лет
Пожилой возраст — 51—65 лет
Старость — старше 65 лет
studfiles.net
Поиск Лекций
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы. Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития. В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет. Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе. Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф.Моргуна 10 этапов.
|
|
poisk-ru.ru
Возрастной период | Признаки возрастного этапа | Социальная ситуация развития | Характеристика ведущей деятельности | Кризисные проявления | Основные новообразования | Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития | Особенности поведения | Ведущие направления
жизнедеятельности |
1. Новорождённость (1-2 мес.) | Неспособность
выделять себя и других,
дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные, атавистический ("цеплятельный")рефлексы. |
Полная биологическая зависимость от матери | Эмоциональное общение со взрослым (мамой) | Процесс рождения,
физическое отделение от матери,
приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов |
Сенсорные процессы (первые виды ощущений), возникновение слухового и зрительного сосредоточения. комплекс оживления. | Личностная, потребностно
– мотивационная:
получение удовольствий. |
Малоподвижность, сон, мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия. | Формирование потребности в общении |
2.Младенчество (до 1 года.) | Этап «доверия
к миру»:появление прямохождения, формирование
индивидуальной психической жизни, появление
способности более выразительно проявлять
свои чувства и
отношения к окружающим, автономная речь – гуканье, гуление, лепетные первые слова.
|
Общая жизнь ребёнка с матерью, (ситуация «Мы») | Непосредственно – эмоциональное общение с матерью, предметная деятельность | Кризис 1 года:
Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает(ходьба, речь, аффект и воля), возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены,- навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может
|
Элементарные формы восприятия и мышления, первые самостоятельные шаги, слова, активная потребность в познании окружающего мира, потребность в общение со взрослыми, доверие к миру, автономная речь. | Познавательные
процессы: Возникновение акта
хватания, Развитие движений и
поз
начальная форма наглядно – действенного мышления(основано на восприятии и действии с предметами), непроизвольное внимание, восприятие объектов , дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния, формирование предпосылок усвоения речи, развитие моторики |
Аффективные вспышки,
эмоциональные реакции,
экспрессивные действия, активные двигательные реакции, упрямство. |
Потребность в
общении, как главнейший фактор развития
психики, формирование базового доверия
к миру,
преодоление чувства разобщенности и отчуждения, познание предметов. |
3.Раннее детство (1-3 года) | Этап «самостоятельности», сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяетсясловами "взрослой" речи(фразовая речь), психологическое отделение от близких, развитие отрицательных черт хар-ра, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. | Совместная
деятельность со взрослыми, познание мира
окружающих вещей
ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам») |
Предметно – манипулятивная, предметно-орудийная деятельность | Кризис 3 лет:
строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму и самостоятельности, впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. две линии независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо кризис зависимости плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности. |
Сознание «Я
сам», Активная речь, накопление словаря. |
Практическое
мышление.
«аффективное» восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка ("я", "я хороший", "я сам"), внимание и память непроизвольны. Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов. |
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные р-ии на требование взрослых (плач, бросается на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигается, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание часто неровное, пульс частый; в гневе краснеет, кричит, сжимает кулаки, может сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить)аффективные реакции на трудности, любознательность | Возникновение
стремления к самостоятельности и потребности
в достижении успехов, борьба против
чувства стыда и сильного сомнения
в своих действиях за
собственную независимость и самостоятельность. |
4. Дошкольное детство (3-7 лет) | Этап «выбора инициативы»:
возникновение личного сознания,
имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным». |
Познание мира человеческих отношений и их имитация | Сюжетно – ролевая игра(сочетание игровой деятельности с общением), дидактическая и игра с правилами. | Кризис 7 лет «кризисом
непосредственности»:
переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику. Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, изменение структуры поведения: появление смысловой ориентировочной основы поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, утрата детской непосредственности. |
Соподчинение
мотивов, самосознание (осознание своих
переживаний) и
произвольность.
|
Личностная (потребительская
– мотивационная):потребность в общественно
значимой и оценивающей деятельности,
формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) , новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые , потребность в самостоятельности). Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, усвоение этических норм, половая индификация, осознание себя во времени. |
Регулируется
смысловой ориентировочной основой
поступка (звено между желанием что-то
сделать и разворачивающимися действиями),
утрачивание детской непосредственности.
появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения. появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать
|
Развитие
активной инициативы и
моральной ответственности за свои желания, познание систем отношений. Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной). Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). Личностная готовность (формирование готовности принять социальную позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе). Волевая готовность (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам). |
5. Младший школьный возраст (7-11 лет)) | Этап «мастерства»,
социальный статус школьника (ситуация обучения), главный мотив- получения высоких отметок |
Социальный
статус школьника: освоение знаний, развитие
интеллектуально-познавательной деятельности
|
Учебно – познавательная деятельность. | Переживания и
школьная дезадаптация, завышенная самооценка,
чувство некомпетентности.
Проблема оценки. |
Произвольность внимания, чувство компетентности, самосознание, самооценка, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия. | Интеллектуально
– познавательная:
словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы, адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами. |
В организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. | Формирование трудолюбия
и умения обращаться с орудиями
труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности, познание начало жизни |
6.Подростковый возраст (11-15 лет) | Этап общения
со сверстниками: интенсивное физическое
и физиологическое развитие.
Эмансипация от взрослых и группирование. Конформность, формирование национального и интернационального самосознания. |
Переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости.
Освоение норм и отношений между людьми. |
Интимно-личностное
общение, гипертрофированная потребность
в общении со сверстниками.
Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам. |
Кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки, трудности в учёбе | Чувство взрослости-
отношение подростка к себе как к взрослому
(младший подростковый возраст),
«Я-концепция» (старший подростковый возраст), стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Формирование интересов и мотивации учения. Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием. |
Личностное (потребительско-мотивационное):
теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия , появляется мужской взгляд на мир и женский. Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов). |
Подростки становятся
неловкими, суетливыми, делают много лишних
движений,
повышенная утомляемость, возбудимость, перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация хар-ра. |
Задача первого
цельного осознания себя и своего
места в мире;
отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности", познание систем отношений в различных ситуациях. |
7.Старший школьный возраст (16-17 лет) | этап самоопределения
«мир и я»: ведущее место у старшеклассников
занимают мотивы, связанные с самоопределением
и подготовкой к самостоятельной жизни,
с дальнейшим образованием и самообразованием.
Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая: материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.). |
Первоначальный выбор жизненного пути Освоение профессиональных знаний, умений. | Учебно-прфессиональная
деятельность.
Морально-личностное общение. |
Впервые возникают
вопросы самоопределения в профессии,
встают вопросы смысла и цели жизни, планирование
дальнейшего профессионального и жизненного
пути, разочарование в намеченных планах,
и в самом себе .
Кризис 17 лет: страх перед выбором, перед взрослой жизнью. |
Обращенность в
будущее, построение жизненных планов
и перспектив (профессиональное и личностное
самоопределение).
Формирование жизненных планов, мировоззрения, готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным «я», независимо от изменения ситуации). |
Познавательная:
совершенствование умственных процессов,
умственная деятельность становится более
устойчивой и эффективной, приближаясь
в этом отношении к деятельности взрослых,
быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения. |
Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет ,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми. | Самоопределение –социальное, личностное, профессиональное, создание жизненного плана. Познание профессиональной сферы деятельности. |
8.Юность (от 17 до 20-23 лет) | этап «Человеческой
близости»:
Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.) |
Профессиональная
учеба, освоение профессионально-
трудовых умений, трудовая деятельность, освоение норм отношений между людьми, ситуация выбора жизненного пути. |
Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Учебно-профессиональная деятельность | Новая жизненная
ситуация, чувство некомпетентности, поступление
в вуз.
юношеский максимализм, материальная независимость. |
Окончательное
самоопределение.
Понимание необходимости учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Готовность и фактическая способность к различным видам научения. |
Позитивные
тенденции в развитии: стремление
к знаниям и профессионализму, расширение
интересов в сфере искусства, ответственное
отношение к своему будущему при выборе
профессии, формирование мотивов(престижная
мотивация, мотив власти, мотив материального
достатка и благополучия, мотив создания
благополучной семьи).
Оригинальность мышления. Повышенная интеллектуальная активность. |
Стиль студенческой жизни; вечеринки, свидания, выпивка или спорт, целеустремлённость в учёбе. | Самоопределение
- социальное, личностное, профессиональное,
духовно-практическое. Обучение, поиск
работы, служба в армии.
Задача конца юности и начала зрелости -поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. |
9.Молодость (от 20 до 30 лет) | Этап человеческой зрелости, период активного профессионального, социального и личностного развития. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, развитие. Строительство перспектив дальнейшей жизни. | Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждение себя в профессии, выбор жизненного пути. | Вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией, создание семьи. | Проблема смысла жизни -кризис 30, переоценка ценностей, нереализованности жизненного замысла. Трудности в профессиональном становлении поглощенность собой и избегание межличностных отношений, | Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности, мастерство, отцовство. | Интенсивное познавательное развитие, доминируют потребности самоуважения и самоактуализации, характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами), характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер. Выбор мотива: профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы — мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. | Свойствен оптимизм,
максимальная работоспособность. Творческая
активность.
Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. |
Выбор спутника
жизни, установление близких дружеских
связей,
преодолевающих чувство одиночества, создание семьи, утверждение в профессии, обретение мастерства. |
10.
Зрелость (30от до 60-70 лет) |
Пик профессиональных, интеллектуальных достижений, «акмэ»- вершина порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. Ценности возраста: любовь, семья, дети.. Источник удовлетворения в этом возрасте – семейная жизнь, взаимопонимание, успехи детей, внуки. | Полное раскрытие
своего потенциала в профессиональной
деятельности и семейных отношениях.
Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых. |
Профессиональная деятельность и семейные отношения,. | Сомнение в правильности
прожитой жизни и значимость для близких.
Поиск нового смысла жизни. Одиночество в зрелом возрасте, выход на пенсию, Продуктивность — застой. Кризис 40-смысла жизни, обострением семейных отношений . |
Переосмысление
жизненных целей,
осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, продуктивность. Коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции". |
Продуктивность
творческая, профессиональная, забота
о людях),инертность(поглощение собой).
Достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. |
Эмоциональные затраты с возрастом растут и перегрузки приводят к стрессовым ситуациям и состояниям. Мучителен переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности( присущей периоду «акмэ»), к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном внутреннем нежелании (не ощущает себя старым). | Борьба
творческих сил человека против косности и застоя, воспитание детей. Раскрыть свой потенциал и реализоваться. |
11.
Поздняя зрелость (после 60-70 лет) |
Жизненная мудрость, базирующаяся на опыте, появление чувства старости, ускоряется биологическое старение, прекращение трудовой деятельности. | Переориентация социальной активности и адаптация к новой жизни пенсионера. | Смена ведущей деятельности: удовлетворение одного значимого или сущностного мотива , обеспечение удовольствий и развлечений | Уход на пенсию,
нарушение привычного режима и уклада
жизни, ухудшение материального положения,
смерть супруга и близких.
Отношение к смерти, отчаяние. |
Отношение к смерти, переосмысление жизни, осознание ценности содержания жизни. | Физическое, биологическое и психическое старение, снижение функции памяти, сужение интересов, фокус внимания из будущего переходит в прошлое, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, требовательность, обидчивость, потребность в передаче накопленного опыта, потребность в жизненную вовлечённость, вера в бессмертие души. | Убывает физическая
сила,
возрастает частота депрессий, неврозов. Склонность к воспоминаниям, умиротворенность. |
Характеризуется
становлением окончательного цельного
представления о себе,
своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. |
dipland.ru
Похожие работы | Таблицы возрастного развития общая схема возрастного развития от рождения до начала - страница №1/2 ЧАСТЬ 2. ТАБЛИЦЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯОБЩАЯ СХЕМА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО НАЧАЛА ЮНОСТИ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА
В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
|
polpoz.ru
1 | 2 | 3 |
22 | Геронтопсихология | отрасль возрастной психологии, изучающая процессы старения и психические проблемы, связанные с этим |
23 | Деперсонализация | обезличивание, временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность |
24 | Возрастной катарсис | очищение, душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний (стресса, аффекта) |
25 | Иррациональная вера | фанатичная убежденность в чем-то или в ком-то, суть которой в подчиненности личному или внеличностному иррациональному авторитету |
26 | Рациональная вера | твердое убеждение, основанное на продуктивности интеллектуальной и эмоциональной активности |
27 | Деменция | старческое слабоумие, необратимая дезорганизация личности как в интеллектуальном, так и аффективном смысле |
28 | Социальное старение | выход человека на пенсию, расставание с профессией и занимаемой должностью, сокращение сферы деятельности |
29 | Социальная смерть | потребность умирающего изолироваться от общества, отдаление себя от живых людей |
№ п/п | Новые понятия | Определение |
1 | 2 | 3 |
1 | Аккомодация зрелого возраста | изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями |
2 | Интроверсия зрелого возраста | влияние физического состояния человека, его места и роли в системе межличностных отношений на устойчивое представление о себе |
3 | Направленность личности | психологическое понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения |
4 | Мотив достижения успеха | потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуации соревнования |
5 | Инсайт | внезапное озарение, догадка, неожиданное нахождение решения долго изучаемой проблемы |
6 | Гетеротропность психического старения | неравномерный характер возрастных изменений в различных системах мозга |
7 | Кризис зрелого возраста | депрессивное состояние человека в связи с неудовлетворенностью жизненным путем, межличностным общением, психосексуальной дисгармонией |
8 | Генеративность | интерес к следующему поколению и воспитанию его |
9 | Биографические кризисы | кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности |
10 | Профессиограмма | подробное описание профессии через систему требований человека, включая качества личности, особенности мыслительного процесса, умения и навыки для успешного овладения данной профессией |
11 | Психосоциальная роль | индивидуальный стиль деятельности и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе |
12 | Социометрический тест | психологическая методика, предназначенная для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления ценности работника в профессиональном коллективе, межличностных отношений |
13 | Семья в широком смысле слова | объединение людей разных поколений, испытывающих родственные чувства, взаимную привязанность, связанных общим бытом, обладающих психологической совместимостью и заботящихся друг о друге |
14 | Кризис близости | поиск близости с любимым человеком для совершения цикла " работа -рождение детей - отдых" |
15 | Эпигенетический подход | психологический подход к человеку, согласно которому для каждого развивающегося индивидуума существуют ограничения, связанные с наследственными факторами |
16 | Фобия | иррациональный страх перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальную угрозу |
17 | Сенсорная изоляция | состояние, когда индивидуум оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром |
18 | Личностный смысл | значение, которое объект, событие или факт приобретает для данного человека в результате его личного жизненного опыта |
19 | Кризис старения | психологический кризис, который испытывают большинство людей на пороге старости; знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его исход зависит от того, как этот путь пройден |
20 | Достижение цельности | основывается на подведении итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, которое нельзя изменить |
21 | Интенциональность | (от лат. намерение), проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах средств для достижения целей, которые сам человек может не осознавать |
studfiles.net