Проще всего сравнить скорочтение с употреблением пищи. Точно так же, как мы употребляем белки, жиры, углеводы и витамины, мы употребляем письменную информацию. Читая быстро, мы сокращаем «время обеда», но в некоторых случаях это не имеет смысла.
Кроме калорий и пищевой ценности, в еде есть множество других удовольствий. Мы же не пытаемся проглотить на скорость ресторанное блюдо, приготовленное шеф-поваром, оформленное по всем правилам на сервированном столе. Скоростное чтение художественной литературы выглядит так же странно, если вы, конечно, не студент филфака, которому нужно закачать в себя за семестр длинный список литературы.
Скорочтение нужно в деловых целях, в учебных. Когда мы говорим «чтение» в этой статье, мы подразумеваем чтение учебной или деловой литературы, профессиональных текстов и новостей. Средняя скорость чтения обычного человека — около 800 знаков в минуту с учётом коэффициента запоминания. Насколько его можно увеличить?
Деловое скорочтение тоже бывает разным:
Преимущества вроде бы очевидны. Приведённая скорость — с учётом коэффициента запоминания. После каждого теста задаются вопросы, чтобы проверить, какая информация осталась в голове.
При этих объективных преимуществах скорочтения я встречаю «доказательства» того, что оно не работает. К сожалению, эти утверждения пропагандируются людьми, которые или не владеют скорочтением, или попытались освоить, но не смогли. Классическая история: «Пастернака не читал, но осуждаю».
Представьте себе дошкольника, который с умным видом утверждает, что чтение по слогам — гораздо более осознанный подход, нежели чтение по словам. Оно позволяет вдумчиво воспринимать каждое слово, слушать его звучание. Смешно? Вот так же выглядит человек, который доказывает, что медленное чтение по словам лучше скорочтения.
Конечно же, скорочтение не сработает, если вы научитесь просто поглощать текст. Чтобы быстро читать, одной способности быстро загружать текст в мозг недостаточно. Скорочтение — это комплекс навыков по обработке письменной информации. Что ещё нужно уметь, чтобы скорочтение стало для вас полезным и любимым инструментом?
Базовый навык, без которого вообще бесполезно читать. К чтению нужно готовиться. Если мы читаем без вопросов, то информации не за что зацепиться, она проходит мимо нас. Вопросы — это крючки, которые мы расставляем на пути информации. Наша задача — выловить смыслы. Благодаря вопросам мы погружаемся в чтение осознанно, фокусируемся не на процессе, а на цели.
Спросите себя: «Что я хочу найти в этой книге? Какие действия я собираюсь совершить после её прочтения? Что я хочу научиться делать по-другому? Чего мне не хватает?»
Количество информации, которая остаётся в голове, не зависит от скорости чтения. Поэтому странно звучит утверждение, что после скорочтения в голове оседает мало информации. Позволю спросить, а много ли мы запомнили из последней деловой книги, прочитанной с обычной скоростью? Сможем ли мы пересказать её содержание или основные тезисы? Чтобы информация укладывалась в голове, нужно развивать память.
Есть сотни упражнений, которые помогают нам удерживать в голове новые знания. Есть механики, которые фиксируют новые слова, образы, данные.
Тренируйтесь, даже если не собираетесь осваивать скорочтение: сильная память всегда поможет в жизни. Сделайте своей привычкой упражнение «30 секунд»: научитесь формулировать ключевые мысли любого информационного обмена за 30 секунд.
Так ваше внимание будет всегда сосредоточено на том, чтобы запомнить важные смыслы и привязать их к существующей системе знаний.
Наши умственные способности на текущий момент имеют предел. Мы можем удержать в голове ограниченное количество мыслей. Обычно чтение замедляется, а запоминание снижается, потому что нас постоянно отвлекают посторонние мысли. Если мы научимся контролировать внешние раздражители и концентрироваться на тексте, то в голове останется гораздо больше информации.
Внимание рассеивается, когда нам или скучно, или тревожно. Чтобы сконцентрировать внимание, нужно выйти из этого состояния.
Остальные упражнения на концентрацию внимания можно легко найти в литературе и интернете.
У всех нас есть зачаточное двухканальное мышление. Мы можем разговаривать по телефону и размышлять, куда повернуть на перекрёстке. Можем строить планы на завтра и готовить обед. Но мы не развиваем эту способность, а ведь можем использовать её на полную катушку: одновременно читать и обдумывать текст с высокой скоростью. Если вы читаете быстро, но не успеваете обдумать, то, конечно же, теряете смысл написанного.
Попробуйте читать две книги параллельно: абзац из одной, абзац из другой. Удерживайте в голове две нити повествования одновременно.
Со временем вы прокачаете второй канал мышления, и при чтении одной книги у вас появится возможность читать и обдумывать одновременно.
Что делать, если информация слишком сложна для восприятия на ходу? Обычно мы останавливаемся и обдумываем непонятный текст. Такие остановки тормозят чтение в целом, потому что нужно каждый раз разгоняться с нулевой отметки. При этом нам всем знаком принцип тетриса, когда непрерывные действия становятся всё быстрее и быстрее. Как не терять ни скорость, ни информацию?
Скорочтение для меня — это чтение с карандашом. Не нужно спотыкаться на каждой интересной мысли, а потом снова разгоняться. Достаточно отметить интересные места, требующие осмысления, на полях и вернуться к ним после «скоростного подхода».
Просеивайте текст книги через свои вопросы. Когда вы наткнётесь на ответы, которые нужно обдумать, просто отметьте их, не нужно обдумывать сразу. Перечитаете их потом — так вы затратите гораздо меньше времени.
Это продолжение предыдущего правила. Подавляющее большинство читателей не возвращаются к прочитанному материалу, не используют его в жизни. Много читают, но мало делают. Таким людям скорочтение не поможет, пока они не изменят модель поведения.
Мало кто из нас превращает информацию в результат. Неважно, с какой скоростью была прочитана книга, статья или новость. Мы страдаем информационным ожирением: получаем информацию и не используем её, не превращаем в знания и действия. Похоже на человека, который поглощает сладкое и мучное, получает огромные энергетические дозы, а сам сидит на диване. Но ведь есть люди с высоким метаболизмом: хоть ночью съест шоколадку, а у него ничего нигде не отложится.
Как повысить информационный метаболизм? Нужно применять на практике цепочку трансформации информации. Чтение должно иметь смысл.
Если есть потребность в конкретной информации, цели и ценности, тогда скорочтение — нужный и полезный навык. Если вы готовы перерабатывать и усваивать большое количество смыслов, значит, вам понадобится умение быстро читать.
lifehacker.ru
В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение техники быстрого чтения. Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?
Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой – повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.
Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.
Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.
Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить скорость чтения, и в три – качество его понимания.
Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.
Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие непроизвольные движения должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.
Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.
Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.
Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.
Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.
Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.
Скоростное чтение и понимание текста – это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление – это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.
Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.
Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении – это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.
Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.
Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.
Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.
Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.
Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.
Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.
Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.
Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:
- раскрытия его внутреннего потенциала;
- осуществления контроля над своими знаниями и умениями;
- обработки большого объема информации;
- развития памяти.
fb.ru
В интернете написано большое количество статей, в которых говорится, что скорочтение – обман. Много людей хочет научиться читать быстрее и часть из них – обманутые, оставляют сию затею. После нашей статьи у Вас не останется сомнений в данном навыке.
Скоростное чтение не везде уместно, и я объясню на простых примерах. Если сравнивать с приемом пищи, то читая быстрее – сокращается время приема пищи, что не совсем полезно, правда?
Чтение художественной литературы не должно быть «неполноценным», например, дегустировать не нужно торопясь, а медленно, внимательно и наслаждаясь процессом, если вы не учитесь на филологическом факультете, где нужно прочитать гору книг.
Навык скорочтения будет полезен в деловых и учебных целях. В данной статье глагол «чтение» употребляется в отношении деловой литературы, новостных текстов, учебного материала. Нормальная скорость чтения для человека (усредненный результат) – 800 знаков за минуту, конечно, с учетом высокого процента запоминания.
Нормальная скорость чтения художественной литературы при развитом скорочтении 700-1000 слов в минуту. Достичь такой скорости можно за 1-2 месяца. Книги читаются быстрее, а смысл зачастую понимается еще лучше. С таким навыком можно за 10-15 минут прочитать то, что без скорочтения читается целый час.
Сцены и сюжеты переживаются быстрее, ярче и с более глубоким погружением. С практикой перестают замечаться слова и книга транслируется в мозг подобно фильму, где все представляется так как нравится читателю. Пока читаете книгу на скорости 700-1000 слов в минуту время в реальном мире словно замедляется.
Аналитическое - наиболее трудное из представленных. Для этого вида существуют свои принципы и подходы. Структура усвоения для подобной информации не готова, поэтому использовать и классифицировать ее не получится. Чтение является самым медленным из всех, потому что информацию потребуется обработать. Типичная скорость для данного вида – 3000 знаков в минуту.
Ознакомительное - более легкое чтение. Структура знаний уже готова в нашем мозге, а нам остается ее только дополнять свежими понятиями и фактами. К такому чтению относятся новостные тексты и различные истории. В отличие от предыдущего, скорость этого вида чтения быстрее примерно в 1,5 раза. Типичная скорость для данного вида – 4800 знаков в минуту.
Поисковое - самое скоростное чтение. Цель чтения – найти определенную информацию в тексте. Отличный способ освежить собственные знания. В отличие от первого вида, имеет скорость, превышающую примерно в 4 раза. Типичная скорость для данного вида – 14000 знаков в минуту.
Исходя из представленной информации, каждый определит для себя нужный вид чтения. И снова найдутся люди, которые буду утверждать, что скорочтение – чушь полная, но они сами либо не владеют, либо не смогли овладеть. К примеру: «Я не читал произведения Горького, потому что он плохой автор».
Человека, утверждающего, что чтение медленное – намного лучше, чем скорочтение, потому что лучше, эффективнее и запоминается больше, можно сравнить с пятилетним ребенком, который будет говорить то же самое про чтение по слогам.
Скорочтение не дает пользы, если отсутствует понимание текста или присутствует, но на низком уровне. Действительно, а в чем тогда смысл? Цель скорочтения – развить максимальную скорость чтения у человека, при высоком проценте понимания прочитанного. Вот поэтому, сказанное в предыдущем абзаце про медленное чтение – глупо.
Как понять? Важный навык, который пригодится для чтения и развития в этом направлении – правильно заданные вопросы. Они будут служить опорными моментами, местами за которые можно зацепиться.
Что я хочу узнать в процессе прочтения? Что я хочу делать после того как ее прочитаю? Чему я смогу научиться? Чем это будет мне полезно?Скорость чтения не влияет на качество запоминания. Как написано выше, цель скорочтения – развить максимальную скорость чтения у человека, при высоком проценте понимания прочитанного. Но если задавать Вам вопрос о содержании последней прочитанной книги делового характера, сколько вы вспомните из нее материала?
Упражняйте свою памятью, развивайте ее, даже если не хотите осваивать навык скорочтения. Прочная память всегда пригодится, чем бы человек не занимался.Воспользуйтесь хорошим упражнением: сформулируйте основную мысль поступившей информации за полминуты. Возьмите этот метод в привычку.
Запишитесь на курс Супер-память за 30 дней, чтобы научиться быстро запоминать прочитанные тексты услышанную информацию, увиденные изображения, лица и так далее
Как правило, у человека, который владеет большим количеством информации – замедляется чтение и ухудшается запоминание. Происходит это из-за постоянно мешающихся посторонних мыслей. Поэтому навык концентрации станет полезен, ведь с помощью него, будут подавляться ненужные, отвлекающие мысли. И таким образом увеличиться объем для новых знаний.
Внимание подвергается рассеиванию из-за негативных чувств, таких как тревога и скука. Поборите эти чувства, чтобы улучшить свою концентрацию.В курсе Скорочтение за 30 дней есть упражнения на развитие концентрации и внутреннего диалога. Сам подход к развитию скорочтения в этом курсе направлен на укрепление концентрации, а ключевые способы ускорения скорочтения помогут сконцентрироваться еще легче.
Большинство людей поглощают информацию с различных источников: книг, новостей, научных статей и многих других, но не используют, не реализуют себе во благо. В сравнение можно привести человека, употребляющего в пищу все подряд, такой человек в будущем будет страдать от ожирения, если не найдет применение энергии, которую он получает.
Поэтому полученную «энергию» или информационный потенциал нужно реализовывать. Как это сделать?
Если информация не становится знанием – она бесполезна, а становится знанием тогда, когда задаются грамотно вопросы.
Если полученное знание не становится действием – оно бесполезно, а знание порождает цель.
Если действие не приносит плодов – оно бессмысленно. Все зависит от Вас и вашей самодисциплины.
Вам требуется определенная информация для воплощения ее в действие, чтобы получить результат. Тут и поможет навык скорочтения, с помощью которого сможете усвоить нужную информацию в разы быстрее, а если забудете – быстро восстановите.
Запишитесь на курс Скорочтение за 30 дней, чтобы увеличить скорость чтения в 2-3 раза за первый месяц тренировок. За 3 месяца тренировок скорость чтения увеличится в 6-9 раз.
Читайте также отзывы Вконтакте.
В заключение отражу основные навыки, которые потребуются, чтобы научиться быстро читать:
Грамотно заданные вопросы
Высокий процент запоминания
Осмысливание
Концентрация
Умение реализовывать информацию
cepia.ru
Навык чтения, сформированный еще в младшие школьные годы, используется человеком на протяжении всей его жизни чаще всего без особых качественных изменений. При поступлении в университет или выходе на первое рабочее место большинство из нас сталкивается с необходимостью чтения в гораздо больших объемах, чем это было ранее. В условиях непрерывного информационного потока имеющийся навык чаще всего оказывается совсем неэффективным и многие начинают искать более прогрессивные способы чтения.
Скорочтение – это способность правильно использовать особые техники чтения для более быстрого и при этом достаточно качественного восприятия текстовой информации. Если обычная скорость чтения находится в пределах 150 – 200 слов в минуту, то скорочтение позволяет увеличивать данный показатель до 500 – 600 (при сопоставимом качестве усвоения). Конечно, в сравнении с Максимом Горьким, который читал со скоростью 4 000 слов в минуту, эти цифры выглядят не столь впечатляющими. Но в реальности увеличение скорости в два раза позволит прочесть книгу, например, не за неделю, а за три дня, что уже является весьма существенной экономией времени.
Большинство современных авторских методик скорочтения основаны на одних и тех же принципах, которые были открыты и сформулированы несколько десятков лет назад. Следование нижеизложенным принципам позволит в кратчайшие сроки освоить основы скорочтения без чтения специализированной литературы.
Структура. Это первое, с чем необходимо научиться работать. Большинство людей воспринимает информацию чересчур линейно и одномерно. Из-за этого представление об изучаемом вопросе становится не целостным, а полученные знания – не структурированными.
Обращайте больше внимания на названия, заголовки и подзаголовки, имеющиеся в тексте. Быстрое изучения оглавления и структуры книги позволяет усвоить довольно большой процент ее содержимого еще до прочтения. Также помните, что смысл всего абзаца чаще всего заключается в его первых предложениях. Существует даже специальная техника чтения, которая заключается в качественном изучении оглавления и последующим быстрым просмотром содержимого страниц. Таким образом среднюю книгу (250 страниц) можно изучить за 20-30 минут.
Информация. Помните, что иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и другие графические способы передачи информации являются более емкими и запоминающимися, чем обычный текст. Визуальные образы гораздо быстрее и проще воспринимаются мозгом, а также запоминаются и воспроизводятся в последствии легче. Именно поэтому иногда вместо чтения нескольких абзацев или даже страниц текста достаточно посмотреть на одну схему.
Начинайте изучение текста с названий и заголовков, затем переходите к просмотру иллюстраций, а после читайте содержимое параграфа. Если значение графики трудно для восприятия или требует специальных знаний, тогда придется вернуться к тексту и усвоить необходимую терминологию или иную информацию. Кстати, если имеется задача в максимально качественном запоминании (например, при подготовке к экзамену), то стоит заострять свое внимание именно на графической информации, так как она будет сохранена гораздо лучше. Существуют даже специальные способы запоминания (мнемотехники), которые основаны на переводе текстовой и цифровой информации в визуальные образы.
Зрение. Скорочтение воспринимается большинством людей именно как работа над офтальмологической составляющей чтения. Но на самом деле работа со зрением при обучении скорочтению сводится к двум задачам – увеличить полезный угол зрения и избавиться от регрессии.
Увеличение угла зрения необходимо для того, чтобы уменьшить количество движений глаз и перейти от чтения по слогам к восприятию всего слова целиком. Исследования показали, что поле зрения обычного человека позволяет одновременно захватить не более 12 букв (4 слева и 8 справа). Этого достаточно для первых попыток чтения по словам, но для достижения более серьезных результатов будет мало. Известные личности (например, тот же Максим Горький) обладали способностью читать тексты по специфической траектории, захватывая взглядом целые предложения.
Восприятие. Главная проблема скорочтения на самом деле не в скорости, а в качестве. Коэффициент восприятия всегда являлся неизменным спутником быстрого чтения и его увеличению необходимо уделять особое внимание.
Регрессия является самым главным врагом скорочтения. Под ней понимается осознанное или неосознанное возвращение к уже прочитанным, но плохо понятым словам или строкам. Наиболее эффективным и простым методом борьбы с регрессией является простая закладка или любой другой предмет, которым можно закрыть прочитанные строки. Если же происходит возврат на предыдущие слова, то необходимо уменьшить скорость чтения до комфортного уровня.
Понимание. Результатом чтения технических, научно-популярных и иных подобных текстов должна быть качественно усвоенная информация. Чтение ради чтения применимо только к художественной литературе.
Для лучшего понимания помечайте интересные места, наиболее ценные мысли или проблемные понятия. После прочтения у вас будет ценный, обработанный текст, который можно в кратчайшие сроки пересмотреть и освежить изученную ранее информацию. Также можно пробовать пересказывать себе содержимое текста, используя в качестве навигационной карты созданные отметки, так как многие люди гораздо лучше понимают и запоминают информацию, объясняя ее кому-либо (в данном случае себе).
Для более эффективного и удобного обучения существует множество специальных инструментов. Но самыми ценными из них, помимо самой книги или текста, можно назвать только два типа – таблицы Шульте и программы для чтения по словам.
Таблица Шульте – это таблица, в ячейках которой в случайном порядке расположены объекты (чаще всего цифры). Их необходимо находить и выстраивать в определенной последовательности. Пример таблицы представлен ниже.
Таблица может быть как печатной (с шириной стандартного книжного листа), так и электронной. Видео-инструкция по работе с таблицами Шульте.
Не рекомендуется использовать таблицы на компьютере, так при поиске и нажатии на цифры глаза непроизвольно следуют за курсором мыши. Лучше выбрать мобильное приложение, например, вот это или это. Начинать тренировки лучше с таблицы 5х5, и по мере развития навыков пропорционально увеличивать количество строк и колонок. Сама тренировка с таблицей крайне проста. Необходимо сфокусироваться на центральной ячейке и не отрывая от нее взгляд найти в нужной последовательности все цифры. Программы для чтения по словам в большинстве своем похожи, поэтому выбирать можно практически любую. Главная их цель – показывать текст в виде периодически сменяемых отдельных слов, в которых для более быстрого восприятия специально выделена одна буква. Чем лучше навыки скорочтения, тем больше можно установить скорость. Можете попробовать вот это приложение и разобраться во всем на практике.
Время и опыт можно назвать самыми ценными ресурсами, которые есть у человека. И чтобы получить второй, нужно тратить первый. Загоревшись желанием изучить скорочтение и сэкономить уйму времени, помните о приоритете качества, а не скорости. Не стремитесь получить все и сразу, помните об отдыхе. Многочасовые самоистязания будут совсем не такими эффективными, как это может казаться.
Уделяйте большое внимание тренировке памяти и концентрации. Без них действительно эффективное скорочтение просто невозможно. И помните, что знание, будучи не примененным, не работает. Используйте полученную информацию в жизни, выходите на новый уровень и добивайтесь потрясающих результатов!
Читайте также:
vse-kursy.com
Основная потребность человека заключается в получении новых знаний и совершенствовании. По этой причине, люди изучают иностранные языки, осваивают музыкальные инструменты и занимаются всевозможными видами спорта. Независимо, какое направление выбрал человек, ему необходимо получить новую информацию. Скорость обучения детей и взрослых напрямую зависит от скорости чтения и восприятия прочитанного.
Не у каждого скорость чтения на должном уровне. В этом нет ничего страшного, надо просто научиться этому.
Прежде чем освоить быстрое чтение, необходимо понять, что такое скорочтение? Нормальной скоростью восприятия считается 160–250 слов в минуту. При таком чтении, человек может за 2 минуты справиться с одной страницей печатного текста.
Рекорд скорости чтения равен 3000 слов за одну минуту. Добиться такого результата не так просто, но выработать скорость чтения равную 500–600 слов в минуту может каждый.
Что касается детей, то для них скорость чтения ниже. В 3 классе, школьник должен читать не меньше 120 слов в минуту. Скорочтение и развитие памяти позволит быстро усваивать новый материал. При этом детям легче учиться.
Быстрое чтение позволяет людям делать акцент на предложения и словосочетания, в которых заложено больше смысла. Таким образом, слова, не влияющие на понимание сути, будут пропущены.
Чтобы научить детей быстро читать, необходимо пройти специальное обучение. Это же касается и взрослого населения. Для этого можно изучать дома методики. При желании пройти курсы скорочтения.
Классический прием скорочтения заключается в полном подавлении внутреннего проговаривания. Ученики начальных классов лучше усваивают новую информацию, если чтение идентично скорости человеческой речи. По этой причине обучать детей младше 12 лет новым методикам чтения не рекомендуется.
Несмотря на возрастные ограничения, можно прибегнуть к некоторым приемам, благодаря которым, запоминание нового материала проходит быстрее. Следует учитывать ошибки, осуществляемые родителями, при обучении детей:
Школа скорочтения и развития интеллекта быстро бы помогла человеку справиться с поставленной задачей. Современный человек настолько занят, что ему сложно выделить время, чтобы посетить курсы. Поэтому многим, хочется приобрести пособие и заниматься дома.
Обучение в домашних условиях имеет ряд преимуществ:
После прочтения книг по скорочтению, которые написала Васильева, человек способен запоминать больше информации за короткий промежуток времени. Запоминание информации для детей является залогом успешной учебы, а для взрослых – карьерным ростом.
Чтобы усваивать большие объемы информации, необходимо научить детей избавиться от некоторых не нужных вещей. Это же касается и взрослого человека. В первую очередь запоминание материала исключает следующие вещи:
Обучив детей, рекомендуется отмечать положительные результаты. Лучше повесить над рабочим столом таблицу, согласно которой отмечается прогресс. Таким образом мотивировать детей для дальнейшего обучения.
Что касается взрослых людей, то техника чтения позволит им добиться успеха в изучении языков и для многого другого. Результаты не заставят себя ждать. Чтобы закрепить успех, рекомендуется выполнять упражнения каждый день.
yourspeech.ru
Шамиль Ахмадуллин
Психолог, писатель, автор 15 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.
Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.
Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.
Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.
Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.
Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.
Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.
Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы». Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.
Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.
Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.
Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!
lifehacker.ru
Скорочтение (быстрое чтение) — это навык быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту; скорочтением считают способность чтения в 3-4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту.
Разумеется, для глубокого усвоения материала необходима проработка деталей, и в этом случае навыки скорочтения неэффективны. Однако нередко мы сталкиваемся с необходимостью быстро ознакомиться с объемными текстами, чтобы получить представление и составить собственное мнение о прочитанном, принять правильное решение или просто со знанием дела поддержать важный разговор. В работе управленческого, инженерно-технического персонала, для проработки специальной литературы навыки скорочтения особенно актуально, поскольку позволяют существенно сократить время, затрачиваемое на чтение, и увеличить производительность труда.
Основные навыки скорочтения:
В современном мире победу в конкурентной борьбе зачастую одерживает не тот, у кого больше денег, а тот, кто обладает нужной информацией и (что особенно важно) знает, как и когда ее применить.
Очень важно ориентироваться, органично чувствовать себя в информационном потоке, развивая умение за короткий промежуток времени выделить из него то, что Вам действительно нужно. Образно говоря, этот процесс можно сравнить с добычей золота на прииске, когда промывается большое количество породы для того, чтобы получить горстку золотого песка.
В данном подразделе представлены книги, которые помогут понять, как научиться скорочтению и научат извлекать из информационного потока те "золотые песчинки", которые пригодятся Вам на пути к успеху.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Дени ДидроПредлагаемая вниманию книга призвана помочь повысить эффективность чтения. Вниманию широкого круга читателей предлагается целостная методика, предполагающая самостоятельные занятия. Помогут в этом иллюстрации, тесты, специально подобранные материалы для тренировок и, конечно, раздел, посвящённый рацинальному чтению.
Книга Тони Бьюзена предлагает вниманию широкого круга читателей программу, которая позволяет любому человеку овладеть техникой скорочтения. В основе методики лежит активизация взаимодействия и работы глаз и головного мозга. Книга раскрывает тайны, лежащие в основе "мозгового чтения" и помогает расширить поле периферического зрения.
b-trainika.com