ЧАСТЬ А. Самопознание проявляется в 1) установления зависимости между явлениями природы. Самопознание проявляется в


ЧАСТЬ А. Самопознание проявляется в 1) установления зависимости между явлениями природы

Самопознание проявляется в

1) установления зависимости между явлениями природы
2) изучении собственных способностей
3) выявлении закономерностей развития общества
4) изучении коньюнктуры цен на нефтяном рынке

 

Что характеризует процесс самопознания?

1) приобретение сведений об окружающем мире
2) получение достоверных знаний о других людях
3) формирование представлений о собственных возможностях
4) изучение объективных законов мироздания

 

Верны ли следующие суждения о познании мира?

А. Целью познания является получение достоверной информации, соответствующей действительному положение вещей.

Б. Познание осуществляется в различных формах.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представление о предмете
2) предполагает непосредственное воздействие на органы чувств
3) использует логические умозаключения
4) направлено на постижение закономерностей окружающего мира

 

Верны ли следующие суждения об объекте познания?

А. Объектом познания может быть весь окружающий мир.

Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Рациональное познание в отличие от чувственного использует при изучении предмета такую операцию, как

1) отображение формы
2) определение цвета
3) анализ нескольких признаков
4) выявление пространственного расположения

 

Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий.

Б. Ложное знание может возникнуть в результате недобросовестной обработки материала.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Истинное знание в отличие от ложного

1) добывается в ходе познавательной деятельности
2) соответствует самому предмету познания
3) абстрагируется от второстепенных черт
4) изложено научным языком

 

Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с двускатными крышами, обложенными дерном» является примером

 

1) научного знания
2) житейского знания
3) народной мудрости
4) мифологического знания

 

Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером:

1) представления
2) восприятия
3) понятия
4) умозаключения

 

Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?

1) «Май холодный – год хлебородный».
2) «Свинья чешется – к теплу, визжит – к ненастью».
3) «Ни в марте воды, ни в апреле травы».
4) «Облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте».

 

Какая из перечисленных наук изучает статусно-ролевую структуру общественных групп?

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 89 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.028 сек.)

mybiblioteka.su

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие

Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка - это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

 

vestishki.ru

Самосознание и самопознание как основные компоненты духовно-нравственного воспитания личности студента

Эффективно организованный воспитательно-образовательный процесс вуза должен быть ориентирован на личность студента,  на удовлетворение его познавательных, этических и эстетических потребностей. Он должен способствовать  реализации  студентами  своего «Я», создавать  условия для их самопознания и ориента­ции в быстро изменяющемся  современном мире.

Целесообразно выделить следующие культурно-гуманистические функции современного образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовного потенциала.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения личностно-развивающих технологий обучения, которые помогли бы преодолеть его обезличенность и отчуждение от реальной жизни. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения недостаточно. Специфика личностно-развивающих технологий обучения заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте преподавателя и студентов.

Универсальность гуманистических идей обучения и воспитания обусловлена их применимостью ко всем людям и социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурных, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Универсальность философии гуманизма проявляется в том, что его ценности, и прежде всего человек как «мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии. Основанная на таких критериях рефлексия требует поиска путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения установок гуманизма.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко ре­зультат воспитания?.. Жизнь убедила: первый и наиболее ощути­мый результат воспитания выражается в том, что человек стал ду­мать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого»[1]. Это значит, что происходит самопознание человеком са­мого себя. Он осознает свои положительные и отрицательные каче­ства, а после  способен усовершенствовать себя.

Самопознание - это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической, познавательной и культурной  деятельно­сти, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных процес­сов (ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.), понимание своих потенциальных возможностей, склонностей и способностей, своеобразия протекания своих волевых и эмоциональ­ных процессов и состояния  здоровья. Ю.М. Орлов считает, что самопознание - это «воспроизве­дение и осмысление того, что мы делаем, как делаем и почему делаем» [2].

 Самопознание - это первый путь к жизненному самоопределе­нию: определение для чего и почему стоит жить, роль и место различных видов деятельности в жизни: труда, отдыха, питания, свободного времени, режима, общения. Примечательно, что на фронтоне одного из знаменитых греческих храмов было начертано: «Познай самого себя», а перу древнегреческого мудреца Сенеке принадлежит фраза: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и богов». Молодых людей с давних пор призывали к познанию себя, к осознанию своего предназначения в мире.  Неслучайно И. Гете подчеркивал: «Ум­ный не тот человек, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

Процесс самопознания проявляется в деятельности,  по результатам которой личность осознает себя, оценивает свои успехи и недостатки, а также в отношениях, которые складываются в ее процессе. Значит, деятельность выступает одним из важнейших средств самопознания.       

Процесс самопознания является определенным актом, который может существовать произвольно и не произвольно, с усилием и без усилия, в зависимости от степени привычности обстоятельств, си­туации и предстоящей деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность в вузе должна выступать  одним из важнейших факторов, способствующих самопознанию студентов. В процессе обучения важно помочь каждому студенту познать и оценить себя по результатам и качеству своей деятельности. Исследования  показывают, что чем глубже самопознание студентов, тем успешнее они действуют (учатся, трудятся, занимаются научной и внеучебной деятельностью). Расширенное самопознание, дальнейшее углубление в познании себя является условием успеха в учебе, труде, науке, средством поддержания отношений с друзьями, в семье, в трудовом коллективе.

Самопознание личности - сложное системное образование оно включает целый ряд составляющих элементов: самосознание, самонаблюдение, самоопределение, самовыражение, самооценка, саморефлексия, самосовершенствование, самореализация, самоутверждение.

Важнейшей составляющей самопознания является самосознание студентов. Самосознание - это то, какими  люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе. Самосознание - это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности» [3].

 Самосознание ребенок обретает с первых лет жизни. В течение всей жизни человек получает определенную информацию о себе, о своем здоровье, самочувствии, отношении к другим людям. Уже к полутора годам ребенок осознает, кто он - мальчик или девочка. В три - четыре года он умеет различать пол окружающих людей, а в шесть лет адекватно осознает свои желания и действия как способ их осуществления. Дети этого возраста уже знают сферу своих предпоч­тений в деятельности, общении, игре и т.д. В процессе игровой дея­тельности они осваивают различные роли, познают себя как лично­сти. Эта информация складывается на основе результатов их дея­тельности. Первоначальный процесс познания начинается в семье. Ребенок, взрослея с каждым годом, задает вопросы: «Кто я?», «От­куда появился?». Как только ребенок включился в деятельность (иг­ровую, познавательную и др.), как только он сказал - «Я сам», следу­ет считать, что ребенок начинается осознавать себя, у него формиру­ется позиция по отношению к себе, т.е. проявляется самость.

На самосознание  студентов  влияет то, как они относятся к са­мим себе, как смотрят на мир, как относятся к ним окружающие. Важно подчеркнуть, что самосознанию учатся, поэтому его можно изменить, придать ему положительный характер. Вуз вслед за школой должен способствовать все возрастающей   самостоятельности  личности,  ее эмансипации от родителей, предос­тавлять  ей  широкие возможности для изучения окружающего мира - как физического, так и социального. Поэтому важно так организо­вать процесс обучения в вузе, чтобы молодежь  могла осознать себя равно­правным участником образовательного процесса.  Для развития гуманности также важна и совокупность взглядов подрастающего поколения  на человека, смысл жизни, подлинные жизненные ценности, права и обязанности. Самосоз­нание личности связано с осознанием себя как личности, как члена общества, самооценкой себя, саморефлексией и саморегуляцией своей деятельности, дает возможность сравнить и соотнести себя с другими людьми. Основными признаками самосознания выступают следующие элементы: осмысление своего «Я», сравнение себя с дру­гими, суждение о себе по результатам своей деятельность, анализ и критика в своей адрес и др.

Целенаправленное развитие самосознания  студентов  является важным направлением гуманизации образовательного процесса. Неслучай­но К.В. Гавриловец  указывает, что элементом гуманизации  образовательного  процесса выступает динамическое развитие самосознания учащихся, их знания о Я-реальном,  Я-идеальном,  Я-глобальном, играющих важную роль в жизненном самоопределении.

Самосознанию необходимо учить детей с раннего возраста, при­давать ему положительный характер. Важно последовательно разви­вать у них умения осознавать себя личностью. Первым элементом осознания себя является возможность ответить на вопрос: «кто я?». В начальных классах особым интересом пользуются у школьни­ков классные часы на темы: «Здравствуйте, это я!», «Волшебный ключ к человеку», «Мой портрет», «Что я знаю о себе». В подростковом возрасте происходит постепенный отход от пря­мого копирования взрослых. Подростки отличаются стремлением к самостоятельности, более содержательным отношением друг к  дру­гу  и взрослым,  сознательным отношением к себе как члену общества. У них на более высоком уровне происходит сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками, т.е. самопознание при­обретает более целенаправленный характер. В этот период воспита­тельная работа строится с учетом подготовки подростков к самопо­знанию, с их стремлением к осознанию своих возможностей, прояв­лению себя в конкретном деле. В подростковом возрасте хорошо использовать следующие темы для эссе, классных часов: «Тайны жизни», «Что ждет меня в этом мире?», «Встреча двух миров», «Легко ли быть молодым?», «Я глазами мира», «Какой прекрасный мир», «Пойми меня».

Годы юности - период интенсивного личностного роста, динами­ка которого проявляется в овладении знаниями и умениями, повы­шении уверенности личности в себе, росте самоуважения, чувства собственного достоинства. Знание себя, своих возможностей способ­ствует правильному выбору  будущей профессии.  На это должна быть нацелена вся воспитательная работа  школы, классные часы, тематика которых может быть такой: «Как относиться к жизни?», «Философия душевной радости», «Отношение к проблемам жизни», «Познай се­бя», «Что такое быть самим собой?», «Надо ли бороться с самим собой и с жизнью», «Как относиться к самому себе?», «Прекращение внутрен­него конфликта», «Я и мы»,  «Жить без конфликта», а также мини рассказы «Я и генеологическое дерево»,  «Я - судьба», «Отно­шение к проблемам жизни», «Что ждет меня в этом мире?».

Самосознание связано с удовлетворением разнообразных потреб­ностей и мотивов. Среди них выделяются потребности в самоутверждении, самовыражении. Школьники стремятся к созданию условий для радости другому, переживания себя как причины собст­венных успехов. В жизни школьников особое место занимает потреб­ность в познании, в учении. Потребность в учении - это особое психо­логическое состояние школьника, которое создает предпосылки для его учебной деятельности и одновременно для самоопределения и самосознания себя субъектом этой деятельности. Мотив учения как направленность на те или иные стороны учебной деятельности также способствует самосознанию школьников. Его удовлетворение прино­сит радость успеха выполненного интересного дела.

Важная гуманистическая задача средней школы - научить уча­щихся учиться. При этом важно обеспечить усвоение ими умений и навыков, которые необходимы при овладении любым учебным предметом в школе и в вузе. Для этого учащиеся должны владеть общеучебными умениями и навыками, умениями работать с учебной книгой (учебным текстом), выделять главное в учебном материале, умениями конспектировать, писать тезисы  и рефераты, готовить  доклады, писать аннотации, работать  с каталогом, оформ­лять  требования на книгу.

Многочисленные научные исследования, передовая педагогическая практика убедительно показали, что своевременно сформированные общеучебные умения и навыки, развитые мыслительные операции являются условием успешного овладения школьниками и студентами учебным материалом по различным дисциплинам, а, следовательно, способом осознания себя субъектом собственной жизнедеятельности.

Насущной задачей средней школы является развитие мышления школьников, овладения ими основными мыслительными операция­ми: анализом синтезом, обобщением, абстрагированием, конкрети­зацией.   Недостаточная  развитость  этих  мыслительных  операций затрудняет процесс обучения, самосознание и самоопределение в момент выбора будущей профессии.

Представляют интерес данные о том, какими студенты видят себя после приобретения специальных знаний, после получения диплома о высшем образовании («Я-идеальное»), т.е. те вершины, к которым они  стремятся в жизни. Написание  студентами эссе на темы: «Каким мне хотелось бы быть?» и «Каким в идеале я вижу себя через десять лет» показало, что студенты хотели бы видеть себя    здоровыми,   богатыми,   известными, имеющими хорошую  должность,  зарабатывающими много денег (некоторые  хотели бы иметь возможность работать за границей), состоявшимися в личной  жизни (имеющими  свою крепкую семью), имеющими достаточно материальных благ (собственное жилье, машину).  Они  хорошо осознают,  что  всего этого можно достичь только посредством своего тру­да и самоуправления.  Исследование показало, что, с од­ной стороны, «Я-идеальное» созвучно ценностям нашего времени, а с другой  - понимание со стороны студентов  необходимости постоянного самосовершенствования. Ус­тановлено также, что высшая школа  мало внимания уделяет формированию у студентов представлений об идеальной личности.

Поиски ответа на вопрос «Кто я?» тесно переплетается с ответом на вопрос «С кем я?», «Как меня воспринимают окружающие?», так как действия других людей помогают формировать собственные действия.   Современные   психолого-педагогические   исследования показывают, что познание человеком самого себя и развитие пред­ставлений о себе могут происходить лишь в системе отношений с окружающими. Оказывается, видеть себя можно не столько загляды­вая в себя, сколько всматриваясь в других. Это значит, важно, чтобы современный студент осознавал, как его  воспринимают и оценивают родители,  друзья, преподаватели,  т.е. как бы внешняя види­мость. «Я-видимое» — это то, что видят, замечают, оценивают  другие, т.е. это проявление двух категорий: быть и казаться. Человеку всегда свойственно казаться лучше, чем он есть на самом деле. Студенту  важно это понять, чтобы привести в равновесие быть и казаться и на основе этого планировать свое са­мосовершенствование. Ш.А. Амонашвили писал: «Научить ребенка видеть самого себя среди других, стремиться к самовоспитанию, самообразованию, самоопределению - вот основная цель, которой я следую, развивая в детях умения выражать свои мысли письменно, разговаривать с самим собой» [4].

Организация самосознания студентов  - многоступенчатый и преемственно связанный процесс, который имеет свои особенности.

Доброжелательность, царящая в семье, уважительные отношения между членами  семьи, обсуждение различных проблем  - все это служит некими образцами, которые со временем отразятся во вновь созданной семье молодого человека.  Яркое детство в семье становится программой для детей на всю жизнь. Дети, впитав в себя в раннем возрасте атмосферу любви и забо­ты семьи, в зрелые годы платят тем же родителям в старости. Постепенно молодой человек  стремится соотнести себя с различными субъектами: «Я и се­мья», «Я и другие», «Я и мир». Осознание себя членом семьи, кол­лектива, мира является важной ступенькой в самопознании лично­сти. Совокупность всех представлений, которые складываются у человека о себе, называют «Образом-Я», или «Я-концепцией».

Одной из важных традиций, которая возникла в давние времена у молодых людей, было ведение дневника, что способствовало самонаблюдению, самоопределению и самовыражению. Дневнику часто доверяли свои сокровенные тайны, отмечали  свои недостатки, горечи и обиды. Многие известные люди прошлого оставили ценные мысли в дневниках. К примеру, в дневнике великого русского педагога К.Д. Ушинского можно найти такие правила, ко­торые помогли ему в самопознании и воспитании. Вот одно из таких предписаний, которое он называет рецептом:

       «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2.     Прямота в словах и поступках.

3.     Обдуманность в действиях.

4.     Решительность.

5.     Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6.     Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7.     Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.

8.     Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих по­ступках.

9.     Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10.Никому не показывать свой журнал » [5].

Этими принципами К.Д.Ушинский пользовался всю жизнь.

Беседы, опросы  студентов  показали, что лишь немногие из них ведут дневники, чаще всего девочки.

Информацию о себе человек также получает с помощью наблю­дения. Самонаблюдение происходит наиболее успешно, когда оно вызывается потребностями реальной жизни. А.В. Мудрик отмечает, что, наблюдая за собой, человек  может заметить, что он очень разный в различных ситуациях.

Самопознанию  студентов  способствует самоорганизация  их жизни и деятельности. Особое значение приобретает самоорганиза­ция учебно-познавательной деятельности

Не менее важно владение студентами  умениями и навыками организации учебного труда, его планирования. Планирование своей рабо­ты, своего учебного дня многие студенты осуществляют сис­тематически. Это позволяет им лучше организовывать свое время. Для организации учебного труда важно научиться создавать для него бла­гоприятные условия на своем рабочем месте, намечать задачи учебной деятельности, планировать ее, применять наиболее рациональные ее способы. Планирование является од­ним из существенных признаков любого труда, важнейшей чертой творческой деятельности студентов  по развитию умений и навыков организации и планирования учебно-познавательной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя внутренние и внешние условия. К внешним можно отнести правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления  к занятиям. К внутренним -  умение быстро включаться в работу, вести ее не отвле­каясь и в хорошем темпе.  

Таким образом, важными направлениями, способствующими самопознанию студентов, являются: организация учебно-познавательной деятельности, создание благоприятных условий для учебно-познавательной деятельности, организация и планирование самообразования и самовоспитания, планирование учебной деятель­ности и оптимальное распределение своего свободного времени.

Составным компонентом учебной деятельности является оценка и самооценка результатов познавательных действий обучающихся, мыслительных процессов, своих потенциальных возможностей. Учебная деятельность студентов не может успешно протекать без соответствующей оценки и самооценки результатов этой деятельно­сти, без самоанализа своих действий, без самопознания себя. Овла­дение студентами  умениями оценки и самооценки, контроля и само­контроля, анализа и самоанализа, во-первых, способствует большей продуктивности протекания  учебного  процесса, результатив­ности обучения, обдуманности поступков человека, во-вторых, обеспечивают самопознание себя.

Педагогам постоянно приходится сталкиваться с рассогласовани­ем самооценок  студентов с их действительными возможностями. В юности нередко превышение оценки своих возможностей является залогом большой активности, высоких достижений, но не спасает от разочарований и неудач.

Исследования психологов и педагогов показывают, как с возрас­том, по мере накопления учебного опыта и опыта взаимоотношений с собой, другими, миром, в самооценках  студентов  происходят существенные изменения. Важно, чтобы эти изменения происходили не стихийно, а под руководством опытного и чуткого педагога.

Приобщение студентов  к самонаблюдению, самосоотнесению, самоанализу, самооценке приводит их к развитию рефлексии. Реф­лексия во многом способствует взрослению. Рефлексия - это процесс самопо­знания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, ана­лиз собственных действий, мыслей и переживаний, т.е. это взгляд на себя со стороны, как бы мысленное возвращение назад для анализа своих действий, решений и поведения. В процессе наших занятий мы предоставляем студентам следующий тест для определение духовно-нравственных основ  их поведения, стараясь  определить уровень саморефлексии: высокий, средний, низкий (в зависимости от распространенности ответов на тот или иной вопрос).

1.                  Для кого Вы живете и получаете образование?

2.                  Назовите самых духовно близких вам людей.

3.                  В чем Вы видите свою уникальность?

4.                  Что Вы способны отдавать другим людям?

5.                  Какие глубинные вопросы бытия и мироздания приходят вам порой на ум, волнуют душу и сердце? На какой глобальный вопрос вы бы  хотели найти ответ ?

6.                  Какие ваши долгосрочные планы?  К чему Вы стремитесь?

7.                  Чего бы Вы хотели  иметь в своей жизни?

8.                  Продолжите фразы: « Я не позволю себе ни при каких условиях… Я не допущу, чтобы при мне…»

 ( Определите свои 3-5 моральных критерия)

9.Как Вы реагируете на кризисную ситуацию в вашей жизни?

А) пугаюсь, расстраиваюсь, негодую, злюсь на себя, на окружающих, на обстоятельства жизни…

Б) быстро мобилизуюсь и включаюсь в борьбу с обстоятельствами…

В) отношусь спокойно, как к урокам, над которыми мне надо подумать, которые мне необходимо усвоить…

10.Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вдруг Вы узнали, что жить Вам осталось  только  месяц? Что бы Вы решили сделать, начать делать, а может быть, закончили  делать?

11.Что бы Вы сделали, на что бы Вы потратили деньги, если бы вдруг, совершенно неожиданно, выиграли миллион евро?

12.Что бы Вы сделали, на что бы отважились, если бы точно знали, что на этом пути Вам гарантирован стопроцентный успех?

Рефлексия - это способность и умение видеть себя, понимать свои действия и поступки. Она дана человеку от природы, и важно развить эту способность, чтобы обрести гармоничное отношение к миру и к себе. Обеспечение преемственной взаимосвязи в формировании рефлексии у студентов  на различных этапах обу­чения в конечном счете приводит к саморегуляции и самореализации личности.

Саморегуляция - это умение человека регулировать свою дея­тельность и поведение в различных ситуациях. Саморегуляция основана на умениях человека регулировать свое состояние, свою учебно-познавательную деятельность и поведение, восстанавливать свой потенциал, разрешать проблемные ситуации. Она дает возможность студенту  познать себя, свои возможности, обрести умения управлять учебно-познавательной деятельностью, сохранять свою индивидуальность. Саморегуляция позволяет развивать у  студентов  самодисциплину, самообладание и, в конечном счете, самооценку. Полноценная само­регуляция обеспечивает развитие требовательности  молодого человека к себе и другим людям, умения не расслабляться и успешно преодоле­вать трудности в учебе, поведении и жизни. Она дает возможность  человеку  на основе самоанализа тех или иных ситуаций отказаться от неразумных соблазнов и желаний, принять правильное решение в экстремальных ситуациях. Развитию саморегуляции способствуют самонаблюдение, самоанализ, умение соизмерять свои действия с действиями и поступками других людей.

Наконец, самопознание студентов будет не полным, односто­ронним без умения восстанавливать свои силы, заботиться о своем здоровье. Нужно научить студентов экономно расходовать свои силы в течение дня, недели,  семестра, сессии, года, умению пере­ключаться с одного вида деятельности на другой. 

Каждый  человек уникален,  поэтому важно помочь  нахо­дить каждому свой путь к формированию себя. Исследования показывают, что большинство молодых людей   не задумываются о своем здоровье, о том, что и в каком случае приносит им желаемые результаты. Сегодня многие  студенты  испытывают усталость от умственных перегрузок в  вузе  и дома, отличаются повышенной эмоциональностью и раз­дражительностью, жалуются на частные головные боли и как резуль­тат снижение работоспособности и успеваемости. Неумение  молодых людей   сознательно и целенаправленно управлять собой приводит к тому, что они все время находятся в стрессовом состоянии.

Таким образом, необходима целенаправленная работа  педагогов вуза  по организации самосознания  студентов. Оно основывается на формировании самосознания студентов, умений самоорганизации, самонаблюдения и самоопределения, самодеятельности и самопланиро­вания своей учебно-познавательной деятельности, а в дальнейшем и всей своей жизни. Развитие умений оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии также будет способствовать самопознанию и само­реализации  студента,  творческому участию в  образовательном  процессе. Все это соответствующим образом будет сказываться на формировании гуманных, доброжелательных, открытых отношений между субъектами педагогического процесса.

 

1.                  Сухомлинский, В.А. Воспитание и самовоспитание [Текст] / Сухомлинский  // Избр.произведения: В 5 т. Киев, 1979- 1980. Т. 5: 1980. С.242.

2.                  Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] /  Ю.М. Орлов. -  М., 1987. С.5. 

3.                  Рубинштейн, С.Л.  Основы общей психологии: В 2 т. [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. Т. 1С. 308.

4.                  Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети [Текст] / Ш.А. Амонашвили. -  М., 1983. С. 117.

5.                  Ушинский, К.Д. Материалы биографические и библиографические [Текст] / К.Д. Ущинский // Собр. соч.: В 11 т.М.;Л.1948-1952. Т. 2., 1952. С. 27.

           

moluch.ru

Самопознание в структуре самосознания — Мегаобучалка

 

В отечественной психологии XX в. утвердилась традиция рассмотрения самопознания в структуре самосознания человека.

Исследователи сходятся во мнении, что самосознание представляет собой очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. Хотя существуют разные точки зрения ученых относительно компонентов, входящих в структуру самосознания, самопознание всегда в ней представлено. Так, Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет в структуре самосознания два компонента: образ себя и отношение к себе. Из них выводятся главные функции самосознания: познание себя, усовершенствования себя, поиск смысла жизни. В.С. Мерлин включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психических свойств и систему социально-нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести «моментах» структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция. С.Л. Рубинштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой».

Наиболее развернуто раскрыто представление о самопознании в структуре самосознания в работах И.И. Чесноковой. Самосознание определяется как особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Самосознание рассматривается в единстве трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания необходимо сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов.

Рассмотрим подробнее представление о самопознании. Самопознание определяется как процесс, посредством которого человек получает знание о себе. Важно понять, как развивается это знание, как из отдельных единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает человеку возможность определить свое место в системе общественных отношений. В этом проявляется принцип опосредствованного познания человеком самого себя: впроцессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает мир, а вместе с тем и себя.

Самопознание как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека.

Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным же условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему Я, совершенствовать знания о себе, прежде всего, с целью более дифференцированного регулирования поведения. Тот факт, что познание человеком себя на протяжении его жизни является постоянно совершенствующимся процессом, подчеркивает, с одной стороны, огромные психологические ресурсы человека как личности, а с другой – неисчерпаемые возможности самого процесса самопознания, как его содержательной, так и функциональной стороны. Причем в разные периоды развития человека психологическая насыщенность самопознания может быть различной: иногда многие годы дают небольшой эффект самопознания и, напротив, в «уплотненные» временные промежутки при соответствующих условиях человек поднимается на высокий уровень самопознания.

Самопознание – сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно и в самой общей форме его можно разделить на два основных уровня. Сначала самопознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е. при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основными внутренними приемами такого самопозна­ния являются самовосприятие и самонаблюдение. Однако на стадии более или менее зрелого самопознания включается и самоанализ.

На первом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. Эти образы богаты непосредственным, чувственным содержанием. На данном уровне формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем Я, но еще нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о своей сущности. Рассматриваемый уровень самопознания выступает в качестве основного и единственного на ранних онтогенетических ступенях развития человека приблизительно до подросткового возраста, когда в развитии самопознания наступает важнейший сдвиг, связанный с появлением более сложного уровня самопознания. В дальнейшем на протяжении всей жизни человека первоначальный уровень продолжает существовать наряду с поздним, и в реальном процессе самопознания их действия теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны, актуализация одного уровня сменяется актуализацией другого.

Для второго уровня самопознания специфично то, что отнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание, которые, однако, необходимо опираются на самовосприятие и самонаблюдение. Анализируя свое поведение, человек пытается соотнести его с той мотивацией, которую оно реализует и которая его детерминирует. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зрения понимания требований общества к нему и собственных требований к себе. В результате соотнесения форм поведения с определенной мотивацией, анализа их и оценки происходит также и осознание себя как субъекта, которому принадлежат выделенные и проанализированные свойства и состоянии осознание себя как некоего образования определенной целостности, единства внешнего и внутреннего бытия.

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Обобщенный образ своего Я, возникший из отдельных единичных, ситуативных образов, одержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе. Сформировавшееся на втором уровне самопознания понятие о себе не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности существует у человека и в виде статично-констатирующего феномена; оно в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию его введения, даже в трудных жизненных условиях.

Деление процесса самопознания на два уровня (табл. 1), естественно, является чисто условным, так же как и выделение ведущих внутренних приемов, специфичных для каждого его уровня. Такая теоретическая градация самопознания на уровни даст возможность увидеть интегральную направленность самопознания, которая выражается как во все более обобщенном характере знаний, получаемых в результате самопознания, их движения от внешних характеристик к формированию понятий о своей сущности, так и в совершенствовании, усложнении приемов самопознания, свертывании более простых его видов.

Таблица 1

Характеристика процесса самопознания в структуре самосознания

(по И.И. Чесноковой)

Уровни самопоз-нания Представленность в онтогенезе Контекст проявления самопознания Приемы самопознания Результат самопознания
Первый уровень Детский возраст «Я – другой человек» Самовосприятие Самонаблюдение Единичные ситуативные образы самого себя и своего поведения, которые богаты непосредственным, чувственным содержанием
Второй уровень Подростковый возраст «Я – Я» Самоанализ Самоосмысление Обобщенный образ своего Я, который содержит общие, устойчивые характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности.

 

Наивысшей ступени развития самопознание личности достигает тогда, когда формируется не только понятие себе в настоящем. Сущность человека не может быть раскрыта полностью, исходя только из прошлого и настоящего, она далеко не полностью отражается в наличном бытие индивида. В нем обычно таятся силы, задатки, стремления, вообще потенции, еще не реализованные, требующие проявления, актуализации. Эти устремления, хотя и не проявленные, угадываются иногда смутно, когда более отчетливо, но, понятые отчетливо, играют иль детерминирующего фактора, заставляющего человека выбирать ту или иную линию поведения на относительно длительный срок. В таком случае человек определяет свои жизненные планы и цели, своего рода «жизненную философию», обусловливающую основную линию поведения и жизненную стратегию.

Самопознание тесно связано с другими процессами самосознания. С одной стороны, отношение человека к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой – самоотношение в той форме, в которой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок.

Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения, объединяются в особое образование самосознания личности – в ее самооценку. В процессе становления самооценки ведущая роль принадлежит самоанализу. На основе самоанализа происходит проявление недостаточно ясных компонентов самооценки и их введение в сферу сознательного. Далее, через рациональный компонент самооценки осуществляется обобщение наиболее значимых отдельных самооценок, их синтез, выработка ценностей самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность. Основная функция самооценки в психической жизни человека состоит в том, что она выступает необходимым условием регуляции поведения и деятельности.

Саморегулирование – это форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта – начиная от его мотивирующих компонентов и кончая оценкой достигнутого эффекта поведения. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменять, улучшать себя и в реализации этого стремления. В саморегулировании, так же как и в самопознании можно выделить две системы действия: «Я и другие», «Я и Я». В первом случае саморегулирование направлено на адекватность адаптации человека к другим людям, на основе принятой в обществе системы ценностей. Во втором случае саморегулирование предполагает специфический вид взаимодействия личности с собой. Человек ставит сознательную цель изменить себя и осуществить планомерную деятельность ради этой цели. Важным моментом перехода от первой системы ко второй является самокритика – ценное психологическое качество личности, непременное условие творческого подхода к самому себе. Также важно говорить о самопреобразовании – это творческая деятельность человека, направленная на самого себя в соответствии со своими идеальными замыслами.

Таким образом, изучение самопознания в структуре самосознания дает возможность понять тенденции и особенности его развития, реальные формы проявления и роль в жизнедеятельности человека.

megaobuchalka.ru

План лекции 1 Сущность самопознания личности. 2

Лекторий для родителей

Цель: Познакомить родителей с сущностью самопознания личности, развитие составляющих элементов самопознания через предмет «Самопознание».

Форма проведения: лекция.

План лекции

1) Сущность самопознания личности.

2) Самопознание- элемент познавательной деятельности человека.

3) О предмете «Самопознание».

4) Что входит в самопознание.

5) Развитие самосознания и формирование личности.

Ход лекции

1.Сущность самопознания личности

Самопознание первый путь к жизненному самоопределению: для чего и почему стоит жить, роль и место различных видов деятельности в жизни - труда, отдыха, питания, свободного времени, режима, общения.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников.

Самопознание - это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных процессов (ощущение восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.), понимание своих потенциальных возможностей, склонностей и способностей, своеобразия протекания своих волевых и эмоциональных процессов, предрасположенности своего организма и состояния здоровья.

Процесс самопознания - это «обыденная работа, повседневная деятельность, которая внешне не отличается оттого, что мы делаем сегодня и каждый день», т.е. процесс самопознания проявляется в деятельности, по результатам которой личность осознает себя, оценивает свои успехи и недостатки, а также в отношениях, которые складываются в ее процессе. Значит, деятельность выступает одним из важнейших средств самопознания.

Процесс самопознания является определенным актом, который может существовать «произвольно и не произвольно, с усилием и без усилия, в зависимости от степени привычности обстоятельств, ситуации и предстоящей деятельности». Исследования показывают, что чем глубже самопознание человека, тем успешнее он действуют (учится, трудится, играет и т.д.).

Нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности). В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание личности - сложное системное образование. Оно включает целый ряд составляющих элементов «само»: самосознание, самонаблюдение,

самоопределение, самовыражение, самооценка, саморефлексия, самосовер-шенствование, самореализация, самоутверждение.

2. Самопознание является элементом познавательной деятельности человека.

Способность к самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем

самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.

Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-образ.

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию -- образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя.

Образ-Я возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека, становления его как личности - с самого детства до глубокой старости.

3. О предмете «Самопознание».

Программа «Самопознание» позволяет детям с раннего возраста осваивать непростую науку быть хорошим человеком.

Идея этой программы принадлежит Саре Алпысовне Назарбаевой. Разработанная под ее руководством программа возрождает общечеловеческие ценности. Сара Алпысовна беспокоится о судьбе каждого маленького Казахстанца. Своей заботой она дарит надежду нашим детям, чтобы они выросли гражданами — патриотами своей страны.

Суть программы «Самопознание» — верить в собственные силы, возможности, научить вас понимать, что свою жизнь вам надо строить самим на принципах нравственности.

^

4.1Самосознание

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Следовательно, одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

«Человек -- это знание, которое познает самое себя». Е.Евтушенко.

Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание. Но личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Однако для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности, и самосознание, т.е. то, какими люди видят самих себя является важнейшей составляющей самопознания: оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Самосознание - это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности». В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и обществ, событий.

4.2 Роль самооценки в формировании личности

Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив...», «Я - абсолютная бездарность», «Я не хуже других...» и т.д. - все это примеры самооценок.

Самооценка наиболее существенная сторона самопознания личности. Самооценка -- непременный спутник нашего «Я». С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Можно выразить самооценку такой формулой:

Самооценка - успех - притязание

Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

^ приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих.

^ может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков формируют у человека нелестное мнение о себе.

kzgov.docdat.com