Самопознание. Самопознание начинается с того


Самопознание, самооценка

Муки самопознания – что это?

Начнем с научного определения - что такое самопознание?Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.

Думаю, что познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.

Человек – изначально существо духовное  само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице. Самопознание зарождается и  развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций  и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

Если рассматривать с точки зрения психологии, то выделяют три основные мотива, которые заставляют обращаться человека к самооценке: 1.понимание себя; 2.повышение собственной значимости; 3. самопроверка.

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искаженная самооценка.

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).

К основным путям самопознания относят • анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми; •  самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события; •  самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).

Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих  людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения  и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром. 

Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы,  то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.

Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.

Этапы самопознания

Первичное самопознание

В процессе самопознания (становления идентичности) выделяют ряд этапов. Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» восприятие мнения окружающих и создание «Я-концепции», которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей.

Кризис первичного самопознания

Поэтому рано или поздно наступает второй этап – кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я», и т.д. – все это приводит к «когнитивному диссонансу», требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле – как познание себя самим собой, а не Другим – начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к самоопределению.

Вторичное самопознание

Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап – вторичное самопознание – изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже реконструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.

В заключении следует  сказать, что, по моему мнению,  обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах  и т.п.

www.7chakr.ru

Качество личности Самопознание | Что такое Самопознание

Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями.

Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Гёте И.

Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Аврелий М.

Лишь в людях себя познать способен человек.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Гёте И.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Чернышевский Н. Г.

     Самопознание  как качество личности – способность вникать в самого себя; постигать, осмысливать самого себя; изучать личные поведенческие характеристики, проявленные и затаившиеся качества личности, психические и физические особенности.

         Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже офицер приблизился к Шопенгауэру.

     — Ты кто? — грубо спросил офицер. Шопенгауэр осмотрел полицейского сверху донизу. — Если вы можете помочь мне найти ответ на этот вопрос, — сказал он, — я буду вам вечно благодарен.

       По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого себя». Изречение было высечено на колонне Дельфийского храма.

        Самопознание начинается с момента, когда человек задумывается о самом себе.  Самопознание бесконечно.  Познать себя до конца невозможно. Познав в некоторой степени себя, начинаешь в определённой степени понимать других.

        Бросили пшеничное зерно в землю. — Что вы со мной делаете? Зачем опускаете во тьму, да ещё и засыпаете землёю?! – закричало оно. — Так надо! — ответил ему человек. — Но я хочу жить! Вечно! — А ты и не умрёшь. Наоборот – оживёшь в ещё большей славе! И будешь ещё радоваться своему счастью! — Разве такое бывает? — Ещё как! Я ведь не первый год вас сею!

    Закончил свою работу человек. Сел на краю поля отдохнуть. Посмотрел на землю, потом на небо. И вдруг впервые задумался о самом себе…

     Самопознание позитивно, если оно не держится на пассивном самосозерцании и, если в нём нет и капли самоедства и самокопания. Самопознание должно превращать мудрость относительно самого себя в реальный жизненный опыт, в часть своей практики.  Френсис Бэкон пишет: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать».

    Самопознание — одна из благородных целей человеческой жизни, состоящая в установлении близких отношений с собственным сердцем. Процесс самопознания начинается со знакомства с собственным сердцем. Стоит задуматься о своей душе, и лёд тронулся — процесс самопознания пошёл. Человек задаёт себе вопросы: — Кто я? Откуда я? Куда и зачем иду? Каково моё жизненное предназначение? Каков смысл моей жизни? Чего жаждет моя душа? Вот это уже называется процессом самопознания.

    Философ В. Ключевский пишет: «Люди ищут себя везде, только не в себе самих».

    Однажды Бог собрал своих слуг и спросил их. Куда мне спрятать неисчерпаемый потенциал души человека, чтобы он его никогда не нашел? Ему предлагали разные места, где можно было схоронить этот дар. На луну, на самую высокую вершину, в глубины мирового океана, в центр земли… Но, куда бы не помещали этот таинственный потенциал, Бог видел, что пройдет совсем немного времени и человек его отыщет. Он уже совсем было загрустил, но тут маленький ангелочек предложил. А давайте спрячем неисчерпаемый потенциал человеческой души в самом человеке! Это единственное место, куда человек никогда не заглядывает. Или заглядывает в последнюю очередь. Так и поступили. Поместил Бог беспредельный, неисчерпаемый источник душевных сил в сердце человека и наблюдает, как тот ищет его где угодно, но не в себе!

    Процесс самопознания труден, без духовности его пройти невозможно. Ещё Фалес писал: «Самое трудное — познать самого себя, самое легкое — давать советы другим». Познать себя нужно не для того, чтобы ужаснуться, а для того, чтобы воодушевиться на самосовершенствование и личностный рост.

    Писатель и философ Бальтасáр Грасиáн-и-Морáлес в контексте самопознания пишет: «Самопознание. Познавай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа — нет; пусть же туг будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своем облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности».

       Через самопознание человек находит выход из мира иллюзий.  Великий воин Арджуна обращается к Всевышнему: — Ты утверждаешь, что внутренняя деятельность лучше внешней. Тогда почему Ты велишь мне участвовать в войне? Разве Ты не противоречишь Себе? С одной стороны, Ты призываешь к действию, с другой — к самопознанию. Какой же из двух путей лучше? Всевышний ответил: — Я объяснил тебе два способа освобождения от рабства иллюзорного мира. Первый — действовать бескорыстно; второй — обратить свой разум внутрь. Но поскольку и тот, и другой способы даруют свободу от иллюзий и ведут к преданности Абсолютной Истине, между ними нет разницы — это два отрезка одного пути. Не исполняя свой долг, нельзя обрести знания, ведущего к свободе. Если отказаться от действий, но в мыслях желать плодов действий, ты не обретешь свободы.

     Самый накатанный способ самопознания состоит в познании своего окружения. Оценивая, сканируя и диагностируя людей, давая им характеристики, разбираясь в мотивации их поступков и выбранной линии поведения, человек невольно сравнивает себя с другими, и, в итоге, начинает осознавать своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

     По мнению психологов, к  наиболее распространённым способам самопознания относятся:

     — Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.

     — Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.

    — Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.

     — Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.

     Притча в тему.

     — Почему ты, живя на земле, не следовал законам Вселенной и не обращал внимания на знаки? — спросил Господь человека, оказавшегося в потустороннем мире. — Каким это ещё законам и знакам? — удивился человек. — Законам, записанным в твоём сердце, и знакам, расставленным на твоём жизненном пути. — А разве у меня в сердце что-то написано? А то, что встречалось по жизни, разве то были знаки? Но я не знал, — печально ответил человек. — Не знал? Тогда зачем ты жил, если за всю жизнь, так и не научился читать в своём сердце, не выучил правил передвижения по жизни и не понял значения «дорожных» знаков?

Петр Ковалев 2016 годДругие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 183 всего, 2 сегодня)

podskazki.info

это самоцель или только начало?

СамопознаниеНедавно, один читатель сайта написал мне о том, что он заниматься самопознанием уже более 20 лет. Я задал ему вопрос – какие результаты вы получили за это время? В ответ – молчание. А через несколько дней мужчина написал, что за это время, за 20 лет, он много всего узнал и лучше стал понимать себя. И больше, судя по всему, сказать ему было не о чем. Вы знаете, здесь очень часто зарыта проблема, причина которой духовная некомпетентность и не образованность большинства людей. Это печально, когда человек знает много, голова забита информацией, но в сознании винегрет, и при этом результаты в жизни, как правило, – пшик. То есть, человек ничего не научился применять на практике, спрашивается – зачем тогда учился? Так рождаются неудачники, скажу я вам.

Самопознание личности – это не самоцель! Самопознание – это всего лишь первый, подготовительный этап пути развития и самореализации человека в жизни. За самопознанием должно следовать целенаправленное развитие и обязательно самореализация (практическое применение знаний в жизни – постановка и достижение целей, успеха, счастья на практике!).

Что такое Самопознание Личности

Чтобы лучше разобраться в теме, прежде всего рекомендую прочитать статью – Этапы формирования и развития Личности, в ней также идёт речь о самопознании, но как об одном из этапов жизни. А сейчас подробнее разберём именно Самопознание.

Самопознание, второй этап развития Личности, нужно понимать практически дословно – познание себя. Этап самопознания необходим каждому человеку для осознанного выбора жизненного пути, пути развития и выбора жизненных целей (профессии, др.).

Самопознание человека

Условно говоря, есть много уровней самопознания, и всё зависит от человека. Кому-то достаточно просто почувствовать и понять свои желания, стремления – кем человек хочет быть и почему. Например, человек хочет быть доктором и много зарабатывать. Он анализирует свои желания и выбирает для себя профессию в медицине, где хорошо платят (зубной врач, пластический хирург, др.). Многим достаточно просто понять свои желания и особо не задумываясь начать их достигать. А кому-то этого бесконечно мало.

По-настоящему Самопознание человека начинается с вопросов: Кто я? (кто такой Человек?) Для чего я рождён? Для чего я Живу? В этом случае самопознание включает в себя познание и развитие себя как Личности, познание своей Души, поиск высшего смысла Жизни, выбор жизненных целей и нравственных принципов по которым человек хотел бы жить.

Этап самопознания переходит в путь развития, когда человек находит ответы на ключевые выше перечисленные вопросы – выбирает цели и систему знаний, ответы которой его удовлетворяют.

Самопознание – это, по сути, духовный поиск, который, чаще всего, предполагает прочтение множества книг, перелопачивание большого объёма информации, познание своих чувств и устремлений, начальную практическую проверку каких-то постулатов.

Следующие этапы Самопознания Личности следуют уже после того, как человек определился в выборе пути и начал целенаправленно работать над собой по какой-то системе. То есть, он начал применять в своей жизни, на практике, соответствующие знания, техники развития и получать результаты.

Последующие этапы самопознания включают в себя:

  • Познание своей Души, ее строения, потенциала, способностей и их раскрытие
  • Познание своей божественной Индивидуальности и её раскрытие
  • Познание и воплощение в жизнь своих Кармических Задач
  • Познание своего Высшего Предназначения с дальнейшей его реализацией

Помните! Если вы много читаете и много знаете – это ещё не значит, что вы развиваетесь и идёте к совершенству! Вы только познаёте. А развитие начинается лишь тогда, когда вы начинаете изменять себя, применять знания и техники на практике, и получать в своей жизни позитивные результаты.

Как сказал Христос: “По плодам узнаете!“, или так – “Покажите мне ваши результаты в жизни и я скажу вам какой у вас уровень развития”

Читайте на эту тему:

С уважением, Василий Василенко

Самопознание и саморазвитие

www.psychology-faq.com

Самопознание

САМОпоЗНАНИЕ челоВЕКА, эти слова в буквальном смысле выражают свою суть.

САМ, - означает с «ОМ», то есть единый с Божественной Монадой Высшего Я, с внутренним учителем, без навязываний из вне.

ПО, - путь. ЗНАНИЕ, означает Свет, понимание, знание замысла. Знать значит быть, познать, обрести осознание. ЧЕЛО, означает лоб, ученик, познающий.

ВЕК, означает время, отведенное для самопознания человека, тысячелетия.Самопознание человека является фундаментальной миссией человека, которой определено время, цикл, период. Это, то единственное, что имеет ценность, для воплощенного человека. Все остальное является инструментом самопознания. Все сущее имеет единую задачу, миссию, познать самого себя, как сам единый целый.Нам кажется, мы все уже знаем о себе с рождения, но так ли это…Ведь практически вся жизнь человека есть постоянное самопознание.Самопознание человека начинается еще в очень раннем детстве. Ребенок начинает исследовать окружающий и впитывает в себя новую информацию. Ребенок учится отделять себя от физического мира — он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Со временем самосознание ребенка растет, и он постепенно нащупывает границы между внешним миром и своим, внутренним.Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. На этом этапе происходит накопление опыта и знаний, основанных на пережитых событиях, а также становятся видны шаблоны поведения, мышления и чувств конкретного человека, которые свойственны ему в различных ситуациях.Взрослея ребенок начинает познавать себя изнутриюВ подростковом возрасте у человека начинают формироваться психические способности, характер, нравственные качества. Человек начинает осознавать свое «духовного Я» и начинается поиски себя. Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (Сверх-Я) — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить.Весь этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «какой я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?», «кем я хочу быть?». Задавая эти вопросы человек начинает само совершенствоваться.Познать самого себя очень важно для успешного решения жизненных задач, в том числе конфликтов, возникающих с другими людьми. Самопознание помогает избегать многих жизненных трудностей, находить новые конструктивные пути, разрешать споры творчески, в духе взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи.

Человек должен быть самим собой, творцом, знать свои недостатки и достоинства, радоваться своим талантам и соединять их со своими желаниями, будучи при этом требовательным к себе. Если же игнорировать свою подлинную суть, и пойти путем самообмана к достижению ложных целей, то подавление реального «Я» идеальным приведет к развитию чувства тревоги и к дискомфорту в жизни.

Познать себя – значит осознать свою суть существования. Познать самого себя, обрести веру в себя, обрести душу в теле и наконец-то сказать себя «Я – человек», «Я есмь» – это и есть смысл всей жизни. Вся внутренняя сила, энергия должны быть направлены на получение ответа на вопрос о своем истинном Я. Не переставайте задавать себе вопросы «кто я»? Задавайте чаще себе этот вопрос. Все дело в вопросах, а не в ответах. Ответов может быть громадное множество.

Желаю всем счастья, добра, мира и любви!

www.mudrostmira.ru