Тема: Базовые теории воспитания и развития личности. Различные теории и концепции воспитания и развития личности


30.Базовые теории воспитания и развития личности.

Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. (Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит и др.)

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.), которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США).

Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др.). Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм(«новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

  • отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;

  • гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;

  • создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.

На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.).

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. (Дж. Уотсон) Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания.

studfiles.net

Базовые теории воспитания и развития личности. — КиберПедия

План:

1 Теории развития личности.

2 Классические концепции воспитания.

3 Современные концепции воспитания.

 

Ход занятия:

Задание №1.

Выпишите основные понятия темы:

Концепция - ……………………………………………………………………………………….

Теория - …………………………………………………………………………………………….

Задание №2.

Установите соответствие между концепцией и определением воспитания:

 

1) Взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе безопасного диалога. 1) Свободное воспитание.
2) Создание среды для самостоятельного развития личности ребенка. 2) Бихевиористская.
3) Формирование поведения воспитанника как системы реакций на стимулы. 3) Деятельностная.
4) Формирование личности через ее включение в деятельность. 4)Диалогово-деятельностная

 

Задание №3.

1. Диалогический подход предполагает опору воспитания на субъект-____________ отношения.

2. Субъект-объектные отношения лежат в основе ___________________ воспитания.

3. Соотнести сущность и название следующих теорий развития личности:

1)Биологические. 1)Развитие человека зависит от условий и влияния социальной среды, с которой он взаимодействует.
2)Социологические. 2)Развитие психических процессов связано с биологической природой человека, а направленность, интересы и способности личности формируются
3) Биосоциальные 3)Развитие личности определяется действием присущих ей от рождения задатков и других природных особенностей.

Задание №4.

· Прочитайте текст. Выполните задания после текста.

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов. Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Американский психолог Джордж Герберт Мид считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитацию, игровую стадию и стадию коллективных игр.

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").

Подход, предложенный известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Гарвардский психолог Лоренс Колберг, придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

В ХХ веке большой авторитет среди психологов и педагогов всего мира завоевала культурно-историческая теория развития личности нашего соотечественника Льва Семеновича Выготского, в которой он обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Основа психического развития человека, согласно этой теории, - изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. При этом условиями психического развития человека служат его обучение и воспитание. Л.С.Выготский сформулировал общий генетический закон: всякая функция в культурном развити ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала - социальном, потом - психологическом. При этом детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его - в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми).

Для развития концепций воспитания большое значение имеет концепция английского психолога и педагога Роберта Бёрнса, получившая широкое признание в науке во второй половине ХХ века. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р.Бёрнс выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания. Он предложил понятие Я-концепции, которая включает оценочный аспект самосознания. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Таким образом, в социологии, психологии и педагогике имеется множество разнообразных подходов к пониманию процесса развития личности, и это, несомненно, обогащает понимание процесса воспитания, влияет на разработку его теоретических основ.

Классические концепции воспитания. Они отличаются друг от друга как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Древняя Греция. Спарта - подготовка к военной службе. Афины - широкое философское, литературное и политическое образование. Древнегреческие философы: Демокрит - вопрос природосообразности воспитания, огромное значение в нем труда; Сократ - познание вечных нравственных понятий и применение их в жизни; Платон - впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни.

Эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский - против схоластики и догматической религиозности, за равенство всех людей, независимо от их происхождения; Франсуа Рабле - воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества; Мишель Монтень - провозгласил опыт основой человеческого знания; считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины; все, что нужно, достигается его собственным опытом.

Ян Амос Коменский - выдающийся чешский педагог. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам; принцип природосообразности предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего человечества: Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитывая ы себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь.

Джон Локк - английский философ, политический мыслитель и педагог. Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания. Основатель теории чистой доски: душа человека - чистая доска, без всяких знаний и идей, которую надлежит заполнить воспитанием.

Жан Жак Руссо, французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Руссо признавал решающую роль воспитания в формировании личности. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Естественное воспитание по Руссо немыслимо без свободного воспитания. Отсюда - роль воспитателя - подвести ребенка к решению вопроса, оказывать на него косвенное воздействие, организовать окружающую среду для развития ребенка.

Генрих Песталоцци - известный швейцарский педагог, ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека разносторонне и гармонично. Иоганн Фридрих Гербарт - крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему. С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять - это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение). Фридрих Адольф Дистервег - выдающийся немецкий педагог, выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных другими науками. Большая заслуга К.Д.Ушинского в разработке идеи народности воспитания, которую. он тесно связывал с религиозно-нравственными устоями православия.

Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии. Целью воспитания Штайнер считал гармоничное развитие личности ребенка, включая сюда гармонию мышления, чувств и воли, - и утверждал, что гармоничное воспитание возможно только на лоне природы, что и доказывал на примере Вальдорфской школы.

Американский философ и педагог Джон Дьюи утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как "инструмент действия". Он считал, что умственные и физические свойства индивида передаются по наследству, следовательно, учебно-воспитательный процесс надо подчинить интересам и желаниям ребенка, ребенок ведет за собой воспитателя. Такой подход к воспитанию называется педоцентризмом (ребенок в центре внимания).

По мнению Марии Монтессори ребенок достигает своего наивысшего развития при условии наибольшей свободы. В школе, организованной Монтессори, занятия по воспитанию чувств были направлены на развитие органиов восприятия. Творчество, интерес, занимательность, индивидуальность, самостоятельность, свобода составляли основу системы воспитания Монтессори.

Антон Семенович Макаренко - выдающийся советский педагог, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он ввел понятие коллектива, системы перспективных линий, методики параллельного действия, разработал динамику и этапы развития коллектива, методы и формы воспитания в коллективе.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) - известный польский педагог. Своей жизнью доказал преданность детям, приняв с ними казнь. Исходный пункт педагогической концепции Я.Корчака - ребенок как личность и его благо. Ребенок - не будущий человек, он уже сейчас - личность, только с иным масштабом понятий и опыта. Целью воспитания по Я.Корчаку является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности "в уважении к добру, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей норму человеческого общежития и достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

Во второй половине ХХ века в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И.П.Ивановым. Цель воспитания в данном случае - развитие активной, творческой личности с гуманистической направленностью на основе совместной творческой деятельности взрослых и детей и таких идей как забота об окружающей жизни, творчество, соревновательность, положительный эмоциональный настрой. Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П.Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.

Современные концепции воспитания. До начала 90-х годов ХХ столетия в нашей стране общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи. В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концептуальных подходов. Концепции призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества? каковы содержание и структура воспитательного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А.А.Бодалева, З.И.Мальковой, Л.И.Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции - всестороннее развитие личности. Задачи: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С.Газманом и А.В.Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной цель. - формирования гармоничной, всесторонне развитой личности - предложили реальную. Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

Концепция воспитания И.М.Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность - это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в жестких и ухудшающихся условиях их социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем родители. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее.

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н.М.Таланчука, который определяет путь в будущее через освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание. Основные исходные положения, изложенные в концепции Н.М. Таланчука: сущность всех педагогических явлений составляет системный синергетизм; любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность; источником и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а системный сигергетизм; педагогика есть наука о системном человековедении, которая не линейно, а системно-синергетически изучает и объясняет все педагогические и социально-педагогические явления и процессы в их единстве и взаимообусловленности; объективное научное познание всех педагогических явлений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.

Синергетический подход. Термин "синергетика" происходит от греческого "синергена" - содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого. Синергетика говорит о том, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные переменные, характеристики, параметры, к которым, как правило, подстраиваются все остальные параметры порядка. Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания является индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка. Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета складывающейся ситуации. Цель организации воспитательного процесса - создание базовых условий, обеспечивающих саморазвитие каждого ребенка.

Классические концепции воспитания

  Название концепции Их сущность и содержание
   
   
   
   

 

Ответьте на вопросы:

  1. В чем отличие различных концепций развития личности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как отличаются цели воспитания в различные исторические эпохи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что лежит в основе различий современных концепций воспитания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем отличается концепция Н.М.Таланчука от других?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что понимают под синергетическим подходом к воспитанию?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие 11.

cyberpedia.su

Базовые концепции воспитания и развития личности — Мегаобучалка

Методологическая основа педагогики — философия. Философские теории лежат в основе многочислен­ных педагогических концепций и воспитательных систем. Ос­новные педагогические концепции, опирающиеся на соответ­ствующие философские направления, — прагматизм, неопози­тивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

Прагматизм(от греч. «прагма» — дело) — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспи­тания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839—1914) и У.Джемс (1842—1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859^1952).

Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

Неопозитивизм— философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, Канта, новое направление постепенно окрепло и получило ши­рокое распространение на Западе. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употреб­ляется термин «сциенцизм» (от англ, заепзе — наука). Видней­шие представители нового гуманизма и сциентизма — П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и другие.

Главные положения педагогики неопозитивизма следую­щие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за пол­ную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справед­ливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию пове­дением личности и создать условия для ее свободного самовы­ражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспи­тания — формирование рационально мыслящего человека.

Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеж­дены, что лишь с помощью рационального мышления как глав­ного критерия зрелости личности она сможет проявить способ­ность к самореализации, к общению с другими членами обще­ства. Человек сам программирует свое развитие, которое оказы­вает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Экзистенциализм(от лат.— существование) — влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность — неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек — носитель своей нравственности. В современном полном тревог и опасностей мире человеческое существование находится под постоянной угрозой; сохранять, развивать и реализовать свое «Я» становится все труднее. По утверждениям экзистенциалис­тов, человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на су­ществование во враждебной ему среде. Общество наносит ко­лоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение. Теория воспитания не знает объектив­ных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира, и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы главные положения экзистенциализма, по­лучившего широкое распространение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», подавляет его «Я».

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия).

Неотомизм— религиозное философское учение, получив­шее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225—1274). Неотомисты признают существова­ние объективной реальности, но ставят эту реальность в зави­симость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология — высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего че­ловека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образова­ние», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, при­ближающей человека к высшему проявлению его разума. В об­ласти воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных есте­ственных явлений, религии — духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Развернутое изложение педагогической концепции совре­менного неотомизма дал известный французский философ, признанный глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представи­тели католической педагогики — У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Е. Жильсон (Франция). Основ­ные положения педагогики неотомизма определяются «двой­ственной природой» человека. Человек — единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек — материальное, телесное существо, подчи­ненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой — органом «сверхсуществования». Как личность человек возвышается над всем земным и подчи­нен только Богу. Наука бессильна определить цели воспита­ния. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Глав­ное — душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не­сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на­правление, ибо конечная цель этого бреда — помешать челове­ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан­ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовер­шенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жиз­ни в потустороннем мире, спасении души.

Бихевиоризм(от англ. Ъепауюг — поведение) — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способно­стей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S -> R. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополни­ли ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул — реакция — подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени­тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое по­ведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяе­мыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь за­данного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Процесс воспитания, развивающийся в со­ответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляе­мой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимули­ровать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального че­ловека» — деловитость, организованность, дисциплинирован­ность, предприимчивость. Важное место в организации и осу­ществлении учебно-воспитательного процесса отводится элек­тронно-вычислительной технике.

25. Понятие содержание воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.

megaobuchalka.ru

Базовые теории воспитания и развития личности.

Цель: систематизировать знания студентов о базовых концепциях и теориях воспитания; развитие умений применять их на практике при анализе предложенных ситуаций, моделировании элементов организации познавательной деятельности учащихся в различных теориях воспитания.

План:

1 Теории развития личности.

2 Классические концепции воспитания.

3 Современные концепции воспитания.

 

Основная литература:

41. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 300 с.

42. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - 496 с.

43. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - 352 с.

44. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- 502 с.

45. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.

Дополнительная литература:

1. Орехова Т.Ф Организация здоровьетворящего образования в современной школе. - М. : Флинта : Наука, 2011, 355 с.

2. Орехова Т.Ф Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования.- М. : Флинта : Наука, 2011, 353 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах: Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп .-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы .-2007.-527с.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев .- М. : ВЛАДОС, 2010 .- нет .- (Педагогическое наследие) .- под ред. В.А. Сластенина .- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0

5. Селиванова Н.Л. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ / Н. Л. Селиванова // Философия образования № 5, - 2011, C. 51-57 Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=1&id=26721683

6. Яковлев С.В.ПРОБЛЕМА ОБОБЩЕНИЯ ТЕОРИЙ ВОСПИТАНИЯ В РАКУРСЕ АКСИОЛОГИИ / С. В. Яковлев //Философия образования № 1, 2009, C. 165-172 Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.ebiblioteka.ru/searchresults/article.jsp?art=2&id=21882095

Ход занятия:

Задание №1.

Выпишите основные понятия темы:

Концепция - ……………………………………………………………………………………….

Теория - …………………………………………………………………………………………….

Задание №2.

Установите соответствие между концепцией и определением воспитания:

 

1) Взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе безопасного диалога. 1) Свободное воспитание.
2) Создание среды для самостоятельного развития личности ребенка. 2) Бихевиористская.
3) Формирование поведения воспитанника как системы реакций на стимулы. 3) Деятельностная.
4) Формирование личности через ее включение в деятельность. 4)Диалогово-деятельностная

 

Задание №3.

1. Диалогический подход предполагает опору воспитания на субъект-____________ отношения.

2. Субъект-объектные отношения лежат в основе ___________________ воспитания.

3. Соотнести сущность и название следующих теорий развития личности:

1)Биологические. 1)Развитие человека зависит от условий и влияния социальной среды, с которой он взаимодействует.
2)Социологические. 2)Развитие психических процессов связано с биологической природой человека, а направленность, интересы и способности личности формируются
3) Биосоциальные 3)Развитие личности определяется действием присущих ей от рождения задатков и других природных особенностей.

Задание №4.

· Прочитайте текст. Выполните задания после текста.

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов. Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Американский психолог Джордж Герберт Мид считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитацию, игровую стадию и стадию коллективных игр.

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").

Подход, предложенный известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Гарвардский психолог Лоренс Колберг, придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

В ХХ веке большой авторитет среди психологов и педагогов всего мира завоевала культурно-историческая теория развития личности нашего соотечественника Льва Семеновича Выготского, в которой он обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Основа психического развития человека, согласно этой теории, - изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. При этом условиями психического развития человека служат его обучение и воспитание. Л.С.Выготский сформулировал общий генетический закон: всякая функция в культурном развити ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала - социальном, потом - психологическом. При этом детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его - в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми).

Для развития концепций воспитания большое значение имеет концепция английского психолога и педагога Роберта Бёрнса, получившая широкое признание в науке во второй половине ХХ века. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р.Бёрнс выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания. Он предложил понятие Я-концепции, которая включает оценочный аспект самосознания. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Таким образом, в социологии, психологии и педагогике имеется множество разнообразных подходов к пониманию процесса развития личности, и это, несомненно, обогащает понимание процесса воспитания, влияет на разработку его теоретических основ.

Классические концепции воспитания. Они отличаются друг от друга как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Древняя Греция. Спарта - подготовка к военной службе. Афины - широкое философское, литературное и политическое образование. Древнегреческие философы: Демокрит - вопрос природосообразности воспитания, огромное значение в нем труда; Сократ - познание вечных нравственных понятий и применение их в жизни; Платон - впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни.

Эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский - против схоластики и догматической религиозности, за равенство всех людей, независимо от их происхождения; Франсуа Рабле - воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества; Мишель Монтень - провозгласил опыт основой человеческого знания; считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины; все, что нужно, достигается его собственным опытом.

Ян Амос Коменский - выдающийся чешский педагог. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам; принцип природосообразности предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего человечества: Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитывая ы себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь.

Джон Локк - английский философ, политический мыслитель и педагог. Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания. Основатель теории чистой доски: душа человека - чистая доска, без всяких знаний и идей, которую надлежит заполнить воспитанием.

Жан Жак Руссо, французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Руссо признавал решающую роль воспитания в формировании личности. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Естественное воспитание по Руссо немыслимо без свободного воспитания. Отсюда - роль воспитателя - подвести ребенка к решению вопроса, оказывать на него косвенное воздействие, организовать окружающую среду для развития ребенка.

Генрих Песталоцци - известный швейцарский педагог, ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека разносторонне и гармонично. Иоганн Фридрих Гербарт - крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему. С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять - это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение). Фридрих Адольф Дистервег - выдающийся немецкий педагог, выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных другими науками. Большая заслуга К.Д.Ушинского в разработке идеи народности воспитания, которую. он тесно связывал с религиозно-нравственными устоями православия.

Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии. Целью воспитания Штайнер считал гармоничное развитие личности ребенка, включая сюда гармонию мышления, чувств и воли, - и утверждал, что гармоничное воспитание возможно только на лоне природы, что и доказывал на примере Вальдорфской школы.

Американский философ и педагог Джон Дьюи утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как "инструмент действия". Он считал, что умственные и физические свойства индивида передаются по наследству, следовательно, учебно-воспитательный процесс надо подчинить интересам и желаниям ребенка, ребенок ведет за собой воспитателя. Такой подход к воспитанию называется педоцентризмом (ребенок в центре внимания).

По мнению Марии Монтессори ребенок достигает своего наивысшего развития при условии наибольшей свободы. В школе, организованной Монтессори, занятия по воспитанию чувств были направлены на развитие органиов восприятия. Творчество, интерес, занимательность, индивидуальность, самостоятельность, свобода составляли основу системы воспитания Монтессори.

Антон Семенович Макаренко - выдающийся советский педагог, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он ввел понятие коллектива, системы перспективных линий, методики параллельного действия, разработал динамику и этапы развития коллектива, методы и формы воспитания в коллективе.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) - известный польский педагог. Своей жизнью доказал преданность детям, приняв с ними казнь. Исходный пункт педагогической концепции Я.Корчака - ребенок как личность и его благо. Ребенок - не будущий человек, он уже сейчас - личность, только с иным масштабом понятий и опыта. Целью воспитания по Я.Корчаку является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности "в уважении к добру, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей норму человеческого общежития и достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

Во второй половине ХХ века в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И.П.Ивановым. Цель воспитания в данном случае - развитие активной, творческой личности с гуманистической направленностью на основе совместной творческой деятельности взрослых и детей и таких идей как забота об окружающей жизни, творчество, соревновательность, положительный эмоциональный настрой. Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П.Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.

Современные концепции воспитания. До начала 90-х годов ХХ столетия в нашей стране общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи. В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концептуальных подходов. Концепции призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества? каковы содержание и структура воспитательного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А.А.Бодалева, З.И.Мальковой, Л.И.Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции - всестороннее развитие личности. Задачи: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С.Газманом и А.В.Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной цель. - формирования гармоничной, всесторонне развитой личности - предложили реальную. Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели.

Концепция воспитания И.М.Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе. Жизнеспособность - это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в жестких и ухудшающихся условиях их социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем родители. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее.

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н.М.Таланчука, который определяет путь в будущее через освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание. Основные исходные положения, изложенные в концепции Н.М. Таланчука: сущность всех педагогических явлений составляет системный синергетизм; любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность; источником и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а системный сигергетизм; педагогика есть наука о системном человековедении, которая не линейно, а системно-синергетически изучает и объясняет все педагогические и социально-педагогические явления и процессы в их единстве и взаимообусловленности; объективное научное познание всех педагогических явлений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.

Синергетический подход. Термин "синергетика" происходит от греческого "синергена" - содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого. Синергетика говорит о том, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные переменные, характеристики, параметры, к которым, как правило, подстраиваются все остальные параметры порядка. Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания является индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка. Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета складывающейся ситуации. Цель организации воспитательного процесса - создание базовых условий, обеспечивающих саморазвитие каждого ребенка.

Классические концепции воспитания

  Название концепции Их сущность и содержание
1.    
2.    
3.    
4.    

 

Ответьте на вопросы:

  1. В чем отличие различных концепций развития личности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как отличаются цели воспитания в различные исторические эпохи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что лежит в основе различий современных концепций воспитания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем отличается концепция Н.М.Таланчука от других?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что понимают под синергетическим подходом к воспитанию?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа№3

· Проведите анализ различных подходов к современным концепциям воспитания на основе различных теорий, оформив результаты в виде таблицы.

Вопросы для сравнения Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка Концепция системного построения процесса воспитания Концепция воспитания ребёнка как человека культуры Концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития Концепция самовоспитания школьника
1. Авторы.          
2. Основная идея (и).          
3. Сущность концепции.          
4. Понятие содержания воспитания.          

 

Практическое занятие 4.



infopedia.su

13. Базовые теории воспитания и развития личности

13. Базовые теории воспитания и развития личности Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:

  • воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;
  • опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
  • практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
  • содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.
Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

  • отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
  • гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
  • создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Современные теории и концепции воспитания.

Под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.

До начала 90х годов 20го столетия в нашей стране общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи. С конца 80х годов – новый этап поиска концептуальных подходов, отвечающих на три вопроса: каковы цели воспитания? Каковы содержание и структура воспитательного процесса? Кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

1)Концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире (Бодалёв А.А.,Малькова, Новикова Л.И.) – ориентирует педагогов на коммун.воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания – всестороннее развитие личности.

Задачи: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала, формирование чувства свободы, уважение к правилам и нормам современной жизни, формирование способностей к самооценке, воспитание положительного отношения к труду.

2)Концепция деятельности классного руководителя (классного воспитателя) (Газман О.С., Иванов А.В.)

Цели: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные воспитательные возможности в школе, семье, гос.власти. Основными сферами и средствами для достижения цели являются деятельность, общение и бытие.

3)Концепция личностно-ориентированного воспитания как становления человека культуры (Бондаревская)

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный чел культуры. Человек культуры–это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, духовная, творческая и адаптивная.Содержание воспитания включает следующие компоненты личностного опыта:культурологический,морально-этический,личностный.

4)Концепция социальных ролей (Таланчук Н.М.)

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль - это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье - сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе -- трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе -- патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире -- интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере -- учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.

Закономерности воспитания.

Закономерности – это устойчивые и необходимые связи между явлениями действительности. Такие связи в воспитательном процессе возникают всегда независимо от субъектов воспитания. Выделение закономерностей происходит в соответствии с тенденциями педагогической науки.

Классификация закономерностей: (подход Н.Е.Щурковой и Подласова)

1) Воспитание ребенка осуществляется на основе целенаправленной деятельности

2) Воспитание осуществляется на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей социальной средой

3) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство общения и воспитания

4) Воспитание будет успешным, если оно опирается на особенности внутреннего мира ребенка

5) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство сенсорных, словесных и деят.факторов развития

6) Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний на ребенка

По другой классификации:

1) Зависит ли воспитание от общества

2) Зависимость от условий воспитания, социально-экономического положения

3) Осуществляется ли взаимосвязь с окружающим миром

4) Взаимосвязь с комп.воспитания.

 

В воспитательном процессе нередко обнаруживается сопротивление личности обучаемого тем педагогическим воздействиям, которые на него оказываются извне организаторами воспитания, или собственным усилиям в процессе самовоспитания.

Сопротивление чаще всего проявляется на начальном этапе воспитания, но может продолжаться в течение всего процесса воспитания.

И тем сильнее оно будет, чем менее близки обучаемому цели воспитания, не соответствующие его интересам, потребностям. Выдвижение таких целей, которые совпадали бы с усилиями обучаемого, осознавались и воспринимались им, снижает внутреннее его сопротивление, делает процесс воспитания персонифицированным, более продуктивным.

Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания.

На базе закономерностей формируются принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.

 

Принципы воспитания, их характеристика

Принципы воспитания всегда соответствуют целям воспитания. Это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательных процессов.

Выделяются следующие принципы:

1) Принцип природосообразности ( по Мудрику) – взаимосвязь естественных и социальных процессов – соответствие воспитания возрасту ребенка

2) Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, включающих специфические ценности, нормы и традиции родного края. Принцип отражает правило мирного сосуществования

3) Принцип центразии – личностный подход- требование признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Требования по формированию ценностных ориентаций личности, жизненных планов и поведения

4) Принцип дополнительности образования- подход к воспитанию как к совокупности процессов семейного, религиозного и общественного воспитания, соответствующего государственной стратегии

5) Принцип гуманистической ориентации – ребенок рассматривается как главная ценность в системе человеческих отношений, воспитатель должен проявлять уважение к правам и свободам ребенка, предъявлять разумные и посильные требования. Гуманизация- доведение до сознания воспитанника целей его воспитания, отказ от любого насилия, признание права ребенка отказаться от навязывания черт личности, противоречащих его убеждениям

6) Принцип опоры на положительные качества ребенка- в каждом есть и положительное и отрицательное, для создания положительного воспитательного фона нужно ориентироваться на интересы воспитанника

7) Принцип единства требований и уважения к ребенку

8) Принцип индивидуализации воспитания – индивидуальная траектория социального развития каждого ученика, выделяются специальные задачи, соответствующие индивидуальным особенностям воспитанника

9) Принцип соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации – способствует социальной адаптации воспитанника

10) Принцип персонификации воспитания

11) Принцип дифференциации – выбор методов, средств воспитания в соответствии с индивидуальным развитием ребенка

Требования к принципам воспитания: они должны исполняться обязательно, применяться одновременно (комплексно) и им всем должно уделяться одинаковое внимание.



infopedia.su

13. Базовые теории воспитания и развития личности

13. Базовые теории воспитания и развития личности Современный воспитательный процесс основывается на теориях, которые формировались и эволюционировали в течение многих веков. Практически любая современная теория воспитания и развития личности «вырастает» из психолого-педагогических идей и концепций прошлого.

Первые попытки научного осмысления воспитания человека были ещё в Древнем мире. Так, широко известны взгляды на воспитание Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита и других древнегреческих философов. Их представления о воспитании добродетелей актуальны и по сей день.

По мере развития наук о человеке развивалась и педагогическая теория, различные направления которой отличались значительным разнообразием.

Так, на основе идей Ж.-Ж. Руссо сформировалась теория свободного воспитания, основные идеи которой состоят в ненасильственном формировании личности ребёнка, в развитии его природных задатков.

Совершенно иные ценности положены в основу авторитарного воспитания, теоретиком которого считается И. Гербарт. Теория Гербарта ставит целью формирование у ребёнка послушания, при этом главными средствами воспитания становятся угроза, надзор, запрещение и наказание.

В ХХ в. в разных странах активно разрабатываются педагогические системы, в центре которых находится воспитывающее влияние группы на личность (Дж. Дьюи, Л. Колберг, Р. Штейнер и др.). В отечественной педагогике 1930-1980-х гг. большую популярность приобрела теория воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов, В.М. Коротов и др.).

Многообразие подходов к воспитанию, созданных за века развития педагогической мысли, отразилось в современных базовых теориях воспитания и развития личности.

Современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признаёт в качестве главной ценности практическую пользу. В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Дж. Дьюи (США), создавший оригинальную воспитательную систему (сам Дьюи называл её инструментализмом). Основные положения прагматической теории воспитания:

  • воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни;
  • опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности;
  • практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе;
  • содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка.
Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.

В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания, сущность которой сводится к самоутверждению личности и усиливает индивидуалистическую направленность воспитания. Идеи таких выдающихся деятелей неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьёзный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми.

Неопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта.

Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.):

  • отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления;
  • гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений;
  • создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало ещё одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признаёт личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность.

Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребёнка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребёнка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться.

Неотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томы) Аквинского (XIII в.). Основное положение неотомизма состоит в двойственной природе человека как единства его «материальной и духовной сущностей».

Педагогика неотомизма (Ж. Маритен, У. Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в воспитании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Иначе говоря, нравственное воспитание, согласно неотомистской теории, неизбежно приобретает религиозный характер.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке.

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку «стимул → реакция» положением о подкреплении: «стимул → реакция → подкрепление».

Бихевиоризм вносит важный вклад в рациональную организацию воспитательного процесса, в разработку современных методик и технологий воспитания. В качестве важных задач воспитания современного человека бихевиористы выделяют формирование научного мировоззрения, рационального мышления, организованности, дисциплинированности, предприимчивости. Важное место в организации воспитательного процесса отводится психолого-педагогической диагностике, использованию электронно-вычислительной техники для обработки диагностических данных.

migha.ru