Ранний детский аутизм. Ранний аутизм у детей признаки


Ранний детский аутизм - причины, симптомы, диагностика и лечение

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) - психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение раннего детского аутизма

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

www.krasotaimedicina.ru

Аутизм – причины, лечение, признаки, ранний аутизм у детей

Некоторые заболевания психики являются врожденными. Поэтому многие врачи предлагают родителям сначала проходить медицинское обследование у генетика, прежде чем зачинать ребенка. Генетические заболевания передаются и детям. Нередко они передаются по генам через одно поколение. Врожденным заболеванием является аутизм, который выявляется в раннем возрасте у детей, имеет четкие причины своего возникновения и симптомы развития. Лечение помогает уменьшить симптоматику аутизма, но не излечивает от заболевания.

аутизм

Интернет-журнал psytheater.com рассматривает аутизм как одно из самых распространенных на сегодняшний день. Родителям приходится уделять много времени детям-аутистам, которые без их заботы и помощи не смогут выжить.

Что такое аутизм?

Под аутизмом понимается психическое заболевание, причина которого лежит в особенностях головного мозга, что проявляется в ограниченности социальных контактов, нежелании общаться, узком количестве интересов и повторяющихся действиях. Обычно заболевание проявляется в раннем возрасте, буквально с трех лет, когда отмечаются значительные отклонения от нормального развития. В 50-70%  можно вести речь о выявлении умственной отсталости. Также тревожное состояние присуще аутистам.

Если симптомы заболевания проявляются неярко, тогда говорится об аутистическом спектре. Для появления заболевания достаточно лишь одного носителя данного гена. Если хотя бы один родитель является носителем, тогда велика вероятность проявления аутистического спектра у ребенка.

аутизм описание

При аутизме наблюдаются другие заболевания, такие как:

Впервые термин «аутизм» был введен в 1910 году при наблюдении за детьми с шизофренией. Выделялись особенности, несвойственные шизофрении, когда ребенок уходил в свой внутренний мир, а любое внешнее воздействие воспринимал как назойливость. Во всемирной классификации психических расстройств аутизм относят к отдельному заболеванию, которому свойственны свои симптомы проявления.

Каннер ввел основные положения, по которым можно говорить об аутизме:

  1. Уход в себя.
  2. Стремление к постоянству. Аутисты не любят перемены, а также любят повторять одни и те же действия.
перейти наверх

Причины аутизма

Преимущественно причиной аутизма называют генетическую наследственность. Ребенок рождается больным. Однако до сих пор ведутся споры относительно того, что больше влияет на развитие аутизма – мутации или объединение некоторых генов.

аутизм

Также факторами развития аутизма являются:

  • Престарелый возраст родителей.
  • Гипоксия при родах.
  • Малый вес ребенка.
  • Место рождения.
  • Короткая беременность.

Некоторые родители убеждены, что причиной аутизма является вакцинация. Однако это утверждение пока опровергается. Также заболевание чаще встречается среди мальчиков, нежели среди девочек. Факторами, ведущими к аутизму, называют:

  • Растворители.
  • Определенные продукты питания.
  • Выхлопы двигателей.
  • Химические вещества, тяжелые металлы.
  • Пластик.
  • Инфекционные заболевания.
  • Огнезащитные материалы.
  • Алкоголь.
  • Пестициды.
  • Наркотики.
  • Пренатальный стресс.
  • Курение.

Аутизм является особенностью строения головного мозга, который развивается во внутриутробный период не так, как у здоровых детей. Отсутствуют некоторые связи между отделами, что не позволяет быстро развиваться и социализироваться.

Также причиной аутизма следует называть особенные условия развития, в которых малыш пребывает. Некоторые аутисты являются не врожденными, а наученными. То есть аутизму способствовали родители, которые относились к ребенку холодно, безэмоционально, что заставило его уйти в свой внутренний мир и защититься от внешнего.

перейти наверх

Признаки аутизма

Аутизм все больше становится распространенным среди нового поколения. При внимательном отношении к ребенку можно уже в первый год жизни заметить за ним определенные отклонения. При отсутствии должного внимания аутизм уже выявляют педагоги и воспитатели, когда дети идут в детские сады. Признаками аутизма следует называть стереотипичность и стабильность жизни:

  • Постоянно повторяющиеся движения головой, руками, туловищем.
  • Привычка жить в неменяющихся условиях. Любые перемены, даже перестановка мебели, будут вызывать истерику и панику у ребенка.
  • Ритуальность действий, то есть каждый день аутиста похож на предыдущий. Все происходит по времени и привычно.
  • Аутоагрессия – причинение самому себе вреда.
  • Узость интересов. Зачастую у аутиста есть одна любимая игрушка, одна любимая игра, один человек, с которым он готов общаться.

Аутизм характеризуется задержкой умственного развития и нежеланием иметь контакты с окружающими людьми. Признаки уже явно проявляются к 3-летнему возрасту.

признаки аутизма

Другими симптомами аутизма являются:

  1. Припадки, что отмечается у четверти аутистов.
  2. Неспособность сконцентрировать внимание. Ребенок готов заниматься теми заданиями, которые ему интересны. А остальные задания он не сможет выполнить из-за неспособности сосредоточиться на них.
  3. Вспышки гнева из-за нарушения привычного порядка.
  4. Гиперактивность, когда ребенка заставляют что-либо сделать.
  5. Одаренность в конкретном занятии – данное явление редкое среди аутистов. Ребенок может обладать определенным даром.
перейти наверх

Ранний аутизм

Аутизм можно распознать еще с первых лет жизни малыша, если обращать на следующие аспекты:

  1. Аутист не идет на контакт со взрослыми, не реагирует на свое имя, не обращает внимания на внешние раздражители.
  2. Не смотрит в глаза, не меняет позы. Выражает свои потребности через другого человека, если держать его за руку.
  3. Ребенок не участвует в элементарных играх, особенно групповых.
  4. Не реагирует эмоционально на улыбку другого человека.
  5. Непонятные телодвижения, в разнобой.
  6. Привязанность к тому, кто об аутисте заботится.
  7. Поздний лепет, скудость словарного запаса, нежелание говорить.
  8. Не выражает своих чувств и просьб.
  9. Не играет в игры, где требуется задействовать воображение.
перейти наверх

Аутизм у детей

Аутизм – заболевание прогрессирующее и постоянное, без ремиссий. Ребенок бурно плачет и пугается малейших раздражителей, у него ранимая нервная система, не проявляет удовольствия от кормления, не реагирует на внешние раздражители, искаженно воспринимает дискомфорт.

аутизм у детей

Аутист аффективно реагирует на желание других людей с ним пообщаться. Ошибочно полагать, что он предпочитает одиночество. На самом деле аутист просто не умеет поддерживать общение, что не всегда понимается взрослыми, тем более другими детками.

В редких случаях отмечаются физические отклонения в развитии. Это может касаться координированности движений и походки. Обычно аутист резко реагирует на сенсорные раздражители – яркие цвета и громкие звуки, которые провоцируют у него плач.

перейти наверх

Аутизм у взрослых

Аутизм во взрослом возрасте является скорее выбором человека отгородиться от внешнего мира и эмоционально не реагировать на него. Это связано с неумением человека общаться с людьми, а также интуитивно чувствовать их.

аутизм у взрослых

Данные люди являются психически здоровыми, однако их психика ранима и возбудима. Поэтому им легче отгородиться от опасного окружающего мира и сузить круг своих интересов, нежели отстаивать свою позицию, бороться.

Распознать аутизм у взрослых можно по:

  • Немоте.
  • Непонятным телодвижениям.
  • Умственной неполноценности.
  • Немногословности.
  • Махании руками.
  • Странностям при общении.
  • Узости интересов.
  • Педантичности речи.
перейти наверх

Как диагностировать аутизм?

Чтобы диагностировать аутизм, следует выявить триаду свойственных ему характеристик:

  1. Отсутствие взаимной коммуникации.
  2. Репертуар движений, узость интересов, однообразие.
  3. Недостаток социальных контактов.

Также в шкалу диагностики могут включать избирательность в еде, отсутствие контактов на уровне глаз, измерение уровня интеллекта.

Чем раньше будет выявлен аутизм, тем лучше. Врачам удастся максимально приблизить ребенка к социальной адаптации на ранних стадиях. Обычно аутизм замечается в 18 месяцев. Уже по достижении 24 месяца жизни аутизм проявляет себя на 80%. Помочь в распознавании аутизма родителям помогут следующие сведения:

  1. До 12 месяцев малыш не лепечет и не машет руками.
  2. До 16 месяцев малыш не выговаривает слова.
  3. До 24 месяцев малыш не проговаривает слова и фразы.

Лучшим вариантом будет посещение врача, который проведет наблюдения и выяснит, болен ли ребенок аутизмом. Зачастую это можно выявить по поведению ребенка – его эмоциональности и социальному контакту. Также предлагаются различные игры, особенно группового характера. Если ребенок не может общаться с другими детками, отгораживается от них, с удовольствием играет в одиночестве, тогда можно говорить о наличии аутизма.

перейти наверх

Как лечить аутизм?

Отсутствует единое эффективное лечение, которое может помочь при аутизме. Целью различных психотерапевтических направлений является:

  • Наработка социальных навыков.
  • Формирование функциональной независимости.
  • Снижение напряжения в семье.
  • Улучшение качества жизни.

Лечение аутиста идет на всех уровнях: обучение через труд, логопедические занятия, наработка социальных навыков, оказание помощи и пр. Самый главный акцент ставится на обстановке в семье, где аутист находится. Родители должны систематически заниматься с ним обучением, создавать благоприятные условия для существования и развития.

лечение аутизма

Пока ребенок маленький, большой стресс получают родители, который порой вынуждены оставить работу, чтобы заботиться о своем ребенке. Когда ребенок подрастает, встают другие вопросы, которые необходимо решать:

  1. Удовлетворение половых потребностей.
  2. Приобретение трудовых навыков и поиск работы.
  3. Социализация или проживание в обществе.

Многим аутистам так и не удается адаптироваться к обществу, их проблемы сохраняются на всю жизнь. Поэтому формируются сообщества, где дети-аутисты объединяются в свой маленький социальный мир.

перейти наверх

Прогноз при аутизме

Аутизм  — серьезное заболевание, которое лишает человека самого главного – социальной адаптации. Прогнозы при наличии лечения удовлетворительные, однако они не говорят о полном выздоровлении:

  • У 10% аутистов имеются друзья.
  • 19% достигают некоторой социальной независимости, но все же нуждаются в поддержке.
  • 46% нуждаются во врачебной помощи.
  • 12% постоянно должны находиться под присмотром врачей.

Проблема аутизма действительно актуальна, поскольку все больше детей рождаются с данным заболеванием. Если же говорить о приобретенном аутизме, когда ребенок или взрослый человек защищается уходом от социальных контактов, тогда данная проблема решается. Можно воспользоваться психологической помощью, которая позволит решить социальную проблему и устранить все причины для навязанного аутизма.

 

psytheater.com

Признаки аутизма у детей в раннем возрасте

Опубликовано: 20 мая 2012 в 00:15

Особенности взаимодействия малыша, страдающего аутизмом, с близкими людьми и, в первую очередь, с мамой могут быть обнаружены даже на инстинктивном уровне. Распознать симптомы аффективного неблагополучия можно в наиболее ранних реакциях младенца, которые значимы для адаптации. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Отношение к матери

Одна из первых необходимых для адаптации форм реагирования малыша — это привыкание к рукам мамы. Как вспоминают многие мамочки аутичных детей, у них возникали проблемы с этим. Им сложно было найти взаимоудобную для матери и крохи позицию во время  кормления, укачивания, при ласке, так как в руках мамы ребенку не удавалось принять комфортную, естественную позу. Он делался аморфным, будто «растекался» на руках, или же очень напряженным, неподатливым, «как столбик». Напряжение могло быть настолько велико, что после держания младенца на руках у матерей иногда «болело все тело».

Вторая форма раннего приспособительного поведения малыша — фиксация взгляда на мамином лице. В норме у ребенка очень рано возникает интерес к лицу человека, уже на первом месяце жизни кроха может проводить все время бодрствования в зрительном контакте с мамой. Общение посредством взгляда является основой для развития дальнейших форм общения. При признаках развития аутизма избегание смотреть в глаза или непродолжительный  контакт отмечаются рано. Как говорят члены семьи с аутичным ребенком, взгляд малыша было сложно поймать не потому, что он его не фиксировал, а потому, что он смотрит как бы «сквозь». Но иногда они ловили на себе мимолетный, но острый детский взгляд. Благодаря экспериментальным исследованиям аутичных детей постарше, стало известно, что человеческое лицо и для аутичного ребенка — самый притягательный объект. Но он не способен надолго зафиксировать на лице свое внимание, поэтому наблюдается чередование фаз отвода глаз и быстрого взгляда.

Улыбка младенца

Нормальной приспособительной реакцией малыша также является принятие предвосхищающей позы: когда он протягивает ручонки к взрослому, если родитель наклоняется к нему. У аутичных ребят эта поза плохо выражена, что свидетельствует об отсутствии у них стремления очутиться на руках мамы, о дискомфорте от пребывания на руках.

Среди признаков благополучного аффективного развития малыша находится своевременное появление улыбки и ее адресация близкому. Все дети с аутизмом начинают улыбаться практически вовремя, но качество улыбки бывает своеобразным. Родители отмечают, что улыбка возникает не от присутствия родного человека и его обращения к крохе, а от ряда иных приятных малышу сенсорных впечатлений: музыки, тормошения, света лампы, узора на одежде матери.

У некоторых аутичных детей не возникает известный феномен «заражение улыбкой»,  хотя в норме он проявляется в возрасте от трех месяцев и превращается в «комплекс оживления» — первую форму коммуникативного поведения малыша. При этом он радуется при виде мамы (улыбается, гулит, повышается его двигательная активность, растет продолжительность фиксации взгляда на лице родителя) и настаивает на общении с ней, расстраивается в случае слабой реакции взрослого на его обращение. При аутизме часто наблюдается «сверхдозирование» малышом такого общения, это его быстро пресыщает, и ребенок отстраняется от мамы, которая пытается продолжить контакт.

Умение различать выражения лица

Поскольку близкие люди, ухаживающие за младенцем, и в физическом, и в эмоциональном плане являются постоянными посредниками его взаимодействия с окружающей средой, кроха уже с малого возраста должен хорошо различать разные выражения лица взрослых.

Как правило, эта способность возникает в возрасте 5-6 месяцев, хотя существуют данные, свидетельствующие о возможном наличии ее и у новорожденного. При неблагополучном аффективном развитии у малыша отмечаются затруднения в различении выражения лиц близких, а иногда наблюдается и неадекватная реакция на эмоциональное выражение лица человека. Ребенок с аутизмом может заплакать при смехе близкого или засмеяться при плаче. При этом малыш ориентирован не на критерий качества, не на знак эмоции, а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормального развития ранних этапов. Поэтому аутичный малыш и после полугода пугается, к примеру, громкого смеха, даже если засмеялся близкий человек.

Для адаптации крохе также надо уметь выражать свои эмоции, делиться ими с близкими. В норме они обычно проявляются уже в два месяца. Мать отлично понимает настроение малыша, а потому может его утешить, избавить от дискомфорта, развеселить, успокоить. При аутизме даже опытные мамы, со старшими детьми, часто вспоминают, как трудно они  понимали оттенки эмоциональных проявлений аутичного малыша.

Феномен «привязанности»

Одна из наиболее значимых форм для психического развития малыша — феномен «привязанности», основной стержень, благодаря которому налаживается и усложняется система взаимоотношения малыша с окружением. Основной признак формирования привязанности — происходящее на определенном этапе выделение ребенком «своих» из группы людей, и очевидное предпочтение единственного лица, которое ухаживает за ним,  переживание разлуки с этим человеком.

Грубые нарушения в формировании привязанности наблюдаются при отсутствии на раннем  этапе развития младенца постоянного близкого, при разлуке с матерью в течение первых 3 месяцев жизни. Это явление госпитализма, которое наблюдал Спитц у детей, кто воспитывался в доме малютки. У них были выражены нарушения психического развития: когда тревога постепенно перерастает в апатию, снижается активность, ребенок поглощен примитивными формами самораздражения (раскачивает, мотает головой, сосет палец), безразличен к взрослым, пытающимся наладить с ним эмоциональный контакт. Но если при госпитализме имеется «внешняя» причина, что вызвала нарушение формирования феномена привязанности (отсутствие матери), то в случае детского аутизма это нарушение рождается из-за закономерностей особого вида психического и аффективного развития малыша с аутизмом, который не поддерживает естественную установку мамы на формирование привязанности. Это проявляется так слабо, что мать может и не замечать неблагополучия в складывающихся с ребенком отношениях. Он может по норме вовремя начать выделять близких, узнавать мать, предпочитать ее руки, требовать ее присутствия. Но качество  привязанности и динамика ее развития в более сложные формы эмоционального контакта с мамой бывают особыми и отличными от нормы.

При аутистическом развитии у крохи иногда развивается сверхсильная привязанность к конкретному лицу на уровне примитивной связи (совместного существования).

Создается впечатление, что малыш физически неотделим от мамы. Эта привязанность проявляется как негативное переживание разделения с матерью. При малейшей угрозе разрушения связи у ребенка возникает катастрофическая реакция на соматическом уровне (рвота, высокая температура, отказ от еды). В норме малыш этого возраста тоже тревожится, расстраивается при уходе мамы, но его реакция не столь витальна, его можно заговорить, отвлечь, переключить на любимое занятие. Ребенок с аутизмом может вообще не демонстрировать привязанности к маме, не призывать ее к общению, к совместным играм, не делиться с ней своими положительными эмоциями и не откликаться на ее обращение. Но ребенок просто не выпускает мать из поля зрения (она не сможет уйти в другую комнату или закрыть дверь в туалете), а иногда выделяет на какой-то период одно предпочитаемое лицо и не принимает остальных членов семьи.

При дозированном проявлении признаков привязанности, что складывается в эмоциональной связи с мамой, малыш начинает рано ее выделять и проявлять иногда по отношению к ней  сверхсильную, но ограниченную по времени позитивную эмоциональную реакцию. Ребенок способен проявлять восторг, дарить маме «обожающий взгляд». Но эти моменты кратковременны, яркое выражение любви сменяется периодами индифферентности, малыш  вообще перестает откликаться на попытки матери общаться, попытку «заразить» ребенка эмоционально.

Похожие материалы:

www.psyportal.net