Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Психика поведение и деятельность


Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе своей жизни должен воспринимать мир, вычленять те или иные моменты деятельности, иметь представление о том, что ему необходимо запомнить, объяснить и сделать. Без этого он не может вступать во взаимодействие с другими людьми, играть, удовлетворять свои потребности, трудиться или обучаться. То есть для реализации полноценной человеческой деятельности человеку необходимы психические процессы, которые выступают как ее неотъемлемые внутренние факторы.

В истории естествознания предпринимались многообразные попытки найти место психики в природе. Так, можно выделить группу теорий, где критерий психического был внешним по отношению к форме существования организма или предмета. Согласно одной из них, душой наделена вся природа, в том числе неживая (панпсихизм). В соответствии с другой теорией психика приписывалась всему живому, включая растения (биопсихизм). Антропопсихизм наделял психикой только человека, а животных и растения относил к «живым автоматам». Приверженцы нейропсихизма относили психику только к существам, обладающим нервной системой и т. д. Присутствие психики у некоего существа объяснялась его принадлежностью к некоторому классу объектов, а наличие психики у этого класса считалось аксиомой.

Другую группу образуют более современные теории, сторонники которых в качестве критерия психического используют его внутренний, функциональный характер. Ученые, придерживающиеся этих теорий, пытаются выявить наличие психики не «ниже, чем у животного мира». Тем не менее выдвинутые ими критерии психического также указывают на различные очаги местонахождения «порога» психического: способность к поисковому поведению, к «гибкому» приспосабливанию к среде (к индивидуальному обучению), способность к анализу действия во внутреннем плане и др.

Наиболее широкое распространение получила признанная большинством отечественных исследователей теория А. Н. Леонтьева, предложившего рассматривать в качестве объективного критерия психики способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Под последними («абиотическими») понимают такие «виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют» естественным образом в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не играют никакой роли в процессе жизнедеятельности организма, не питают и не разрушают его. Однако, находясь в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами, они являются их потенциальными сигналами. Соответственно, как только живой организм свидетельствует о способности отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, можно говорить о том, что его возможности выживания в сравнении с другими живыми организмами, не приобретшими такие способности, значительно расширяются. Так, способность слышать звуки или различать их помогает живому организму, объективно не зависящему от их наличия или отсутствия (звук нельзя есть, пить и т. д.), найти источник питания или избежать смертельной опасности.

Благодаря способности органов чувств и головного мозга, активно опережая, отражать внешние объекты в форме психики, появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Таким образом, к основным функциям психики относятся:

1. Отражение, создающее образ среды, где функционируют живые существа. Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, отражение имеет объективный и субъективный аспекты. «Объективно» отражение означает двигательное реагирование на данный агент, а субъективно оно проявляется во внутреннем ощущении (переживании) агента.

2. Ориентация во внешней среде (осознание человеком своего места в окружающем мире).

3. Удовлетворение потребности в контактах со средой (регуляция поведения и деятельности). Контакты, в свою очередь, являясь своего рода обратной связью, дают представление о правильности отражения.

Нормальная жизнедеятельность организма невозможна без поддержания относительно стабильного состава внутренней среды. Организм постоянно регулирует объем питательных и минеральных веществ и жидкости. В случае необходимости в чем-либо, что поддерживает нормальную жизнь и развитие организма, возникает особое состояние, именуемое потребностью (главная движущая сила любого поведения). Потребности подразделяются на физиологические и социальные.

Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. Такими потребностями обладают и все животные. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).

В определенный период времени преобладающей является только одна какая-либо потребность, а другие находятся в подчиненной позиции. Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Прежде ученые включали в процессы жизнедеятельности только усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение и т. д. Теория Леонтьева позволяет расширить эти границы, включив в них активность, «вставленную» между актуальной ситуацией и обменом веществ, или так называемым биологическим витальным актом. Эта активность позволяет обеспечить биологический результат в условиях, объективно не позволяющих ему реализоваться сразу. Животные могут мигрировать в поисках водопоя, а растения не способны перебраться на другой, более солнечный берег. У растений нет психики. При этом практически все животные демонстрируют сигнальное поведение, что дает основание для вывода о наличии у них психики.

Психика, под которой понимается внутренний мир человека, включающий в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю, оказывает серьезное воздействие на поведение индивида. Таким образом, поведение человека следует рассматривать как единство психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и привычек, а также навыков, приобретенных в течение жизни в процессе обучения и воспитания.

Для дальнейшего объяснения связи психики и поведения необходимо ввести несколько понятий.

Раздражимость – это «способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия». Даже корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, содержащимся в почве (соприкасаясь с ними, корни начинают всасывать «пишу»). В отличие от «отражения» раздражимость не имеет субъективного аспекта.

Чувствительность – это «способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами».

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы являются более простыми. Они закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции. При переходе к описанию более сложных форм врожденного поведения мы сталкиваемся с инстинктами, которые вместе с безусловными рефлексами образуют наследственную программу поведения. При этом отметим, что врожденная программа поведения не дает гарантии выживания, приспособления каждого живого организма к постоянно изменяющимся условиями внешнего мира. Организму требуется собственный, индивидуальный опыт, который формируется под влиянием и на основе приобретенной программы поведения, базирующейся на условных рефлексах и навыках.

Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни, чему способствует образование временных нервных связей в высших отделах центральной нервной системы.

Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.

Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение. Первое является реакцией на сильный посторонний раздражитель, который не связан с выработанным условным рефлексом, а второе (известно также как угасание) возникает, когда в течение длительного срока отсутствует подкрепление безусловным раздражителем. Следовательно, условные рефлексы и навыки, не имеющие для человека жизненно важного значения, не востребованные им и не подкрепляемые, начинают угасать, а на их месте зарождаются и развиваются другие формы поведения.

В процессе практической деятельности важнейшие человеческие качества приобретает восприятие и его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Ребенок, манипулируя объемными, близлежащими и удаленными предметами, открывает, что предметы и пространство имеют ширину, высоту, глубину. Благодаря этому человек учится воспринимать и оценивать формы.

С деятельностью связано и воображение: человек представляет или воображает, что когда-либо выступало в опыте, было элементом, условием какой-либо деятельности.

Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти (структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и т. д.).

Некоторые формы мышления идентичны практической деятельности (так называемое практическое мышление). Более развитые формы – образное и логическое мышление – выступают в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Для определения еще одного вида деятельности, связанного с психикой, используется словосочетание «речевая деятельность», которая является высшей функцией центральной нервной системы, важным механизмом интеллектуальной деятельности человека и формой общения людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека23. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название:социобиология (в США) иэтология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).24

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

• мотив;

• цель;

• предмет;

• средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

Таблица 3.2

Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение итруд.

Основные свойства деятельности:

♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

studfiles.net

1.Поведение, психика, псих. деятельность

1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность”. Основные аспекты поведения и науки, их изучающие.

Поведение – совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей со средой (Фабри, 1976). Близко к нему и определение из более современного учебника Г.Г. Филипповой (2005) по зоопсихологии и сравнительной психологии: Поведение – вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций

Проблема поведения включает в себя множество аспектов, но наиболее важными считаются четыре из них:

• Психологический

• Физиологический

• Экологический

• Эволюционно-генетический.

Психика выражается в способности живых существ отражать своим состоянием окружающий мир. Считается, что в органическом мире она возникла с появлением животных. Т.о. психика – форма отражения, позволяющая животным адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам окружающей среды. Это свойство высокоорганизованной материи – нервной ткани.

Психическое состояние особи корректирует и направляет ее внешнюю активность. В то же время верно и обратное утверждение: изменение поведения влияет на психику, изменяет психическое состояние.

Сущность диалектического единства психики и поведения отражается в понятии «психическая деятельность», под которым понимается весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного.

Поведение – Психическая деятельность – Психика

Психическая деятельность – предмет зоопсихологии, изучающей психологический аспект поведения.

Зоопсихология – наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животных, о происхождении и развитии психических процессов в онто- и филогенезе, и о предыстории и предпосылках человеческого сознания.

Физиологический аспект поведения – прерогатива физиологии высшей нервной деятельности. Она изучает работу центральной нервной системы как материального субстрата поведения

Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) было введено И.П. Павловым, который отождествлял его с понятием психической деятельности.

В настоящее время предметом физиологии ВНД считается экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, обучения и памяти. Исследования, как правило, реализуются на основе комплексного подхода – использования нейрофизиологических, нейрохимических, молекулярно-биологических методов.

Психофизиология – пограничная область психологии, граничащая с физиологией ВНД. Она устанавливает корреляции между психическими явлениями (о которых узнают по словесному отчету или другой произвольной реакции субъекта) и физиологическими процессами (которые регистрируют объективными методами).

Экологический и эволюционно-генетический аспекты поведения являются ведущими для этологии. Термин «этология» впервые был введен Жоффруа де Сент-Илером (1859), который определил эту науку как изучение признаков поведения животного в естественной для него среде (ethos (греч.) – нрав, характер, манера вести себя). В классическом понимании этология – наука о врожденных (генетически закрепленных) видоспецифических формах поведения, их механизмах, закономерностях их проявления в онтогенезе, зарождения и изменения в филогенезе, а также о поведении как экологическом факторе, т.е. его адаптивной роли. Однако в последнее время наблюдается тенденция использовать этот термин в более широком смысле и называть так практические любые исследования поведения. Нередко, впрочем, употребляют другое название – нейробиология, объединяющее широкий комплекс наук (границы которого установить пока еще трудно), нацеленный на вскрытие общебиологических закономерностей поведения.

Генетическим аспектом поведения занимается также генетика поведения – наука, изучающая генетические механизмы поведения, в частности, закономерности наследования когнитивных способностей животных и человека.

studfiles.net

Психика и деятельность

Пока человек живёт, он так или иначе действует, в той или иной форме проявляет свою активность. Вся жизнь человека наполнена той или другой деятельностью.

Воздействуя на вещь, человек руководствуется имеющимся у него образом этой вещи — своим восприятием, представлением, понятием о ней. Если образ правилен, действие с вещью может привести к желаемому результату; если образ вещи ложен, оно приведёт к неудаче. Таким образом, проверка правильности, истинности тех образов действительности, которые доставляют наши ощущения и наше мышление, даётся практической деятельностью, практикой. Такого рода проверку человек далеко не всегда осуществляет личным опытом.

Основное значение имеет общественно-историческая практика людей. Известно, что общественный опыт передаётся от поколения к поколению в виде орудий производства, в виде научных знаний и т. п.

Познание есть отражение реального мира, возникающее в процессе деятельности, практики; правильность его проверяется результатами этой деятельности.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познаёт и чувствует.

Не надо, конечно, думать, что всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и всё же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определённую деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий.

Психические процессы не могут быть поняты вне зависимости от деятельности человека как личности, т. е. члена общества, живущего и активно действующего среди других людей в известную историческую эпоху, в определённых общественных условиях.

Не только психические процессы возникают в деятельности человека, но и психические свойства личности формируются в деятельности.

Способности человека раскрываются в занятиях той или иной деятельностью; способности не только проявляются в деятельности, но они формируются, развиваются при этом. И свойства характера также формируются только в деятельности, в поступках. Чтобы выработать в себе настойчивость и упорство, нужно не бояться трудностей, систематически бороться с ними, преодолевать их. Жизнь человека, его практическая деятельность формирует его психический облик. Не зная, как живёт и что делает человек, мы никогда не поймём, почему у него возникли те или другие интересы, развились те или другие способности, сложился тот или другой характер.

psyera.ru

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации полноценной человеческой деятельности человеку необходимы психические процессы, которые выступают как ее неотъемлемые внутренние факторы.

Наиболее широкое распространение получила признанная большинством отечественных исследователей теория А. Н. Леонтьева, предложившего рассматривать в качестве объективного критерия психики способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Благодаря способности органов чувств и головного мозга активно опережая отражать внешние объекты в форме психики появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Основные функции психики:

1) отражение;

2) ориентация во внешней среде;

3) удовлетворение потребности в контактах с ней.

Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).

Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Решающее воздействие на поведение индивида оказывает психика – внутренний мир человека, который включает в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю. Поведение человека определяется как единство психических и физиологических процессов.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции.

Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни.

Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.

Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение.

Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Поведение и психика

Потребности. Поведение и психика

Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития вызывает особое состояние организма, называемое потребностью.

Потребности — это главная движущая сила нашего поведения, это внутренние побудители, мотивы нашей деятельности. Выделяют физиологические и социальные потребности. Физиологические потребности связаны с обеспечением жизнедеятельности организма (потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и т. д.). Социальные потребности связаны с поведением человека в обществе (потребность учиться, работать, потребность к творчеству и др.).

В каждый момент времени преобладающей оказывается только одна какая-либо потребность, а остальные находятся в подчиненной зависимости. Наше поведение всегда направлено на удовлетворение этой ведущей потребности, т. е. является целенаправленным.

Любой деятельности, направленной на удовлетворение возникшей потребности, предшествует множество разнородных психических процессов. Психика — это внутренний мир человека, это его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и воля. Психика — это своеобразная, неповторимая картина мира, существующая в мозгу конкретного человека; она формируется под влиянием общества, его идеологии и культуры. На основе различных потребностей у человека возникают определенные психические состояния — собственные представления, образы, понятия, чувства, мысли, эмоции и т. п.

Поведение — это сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности. Поведение человека представляет собой тесный сплав психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и широкого набора привычек, навыков, приобретенных в течение жизни с помощью обучения.

Рефлекторная теория поведения

Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. Наиболее простые рефлексы относятся к врожденным, или безусловным; они передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Безусловные рефлексы относятся к видовым признакам поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс).

Более сложные формы врожденного поведения называются инстинктами.

В условиях непрерывно меняющегося внешнего мира, кроме безусловных рефлексов, каждому отдельному организму нужен собственный, индивидуальный опыт. Одни и те же безусловные рефлексы могут выполняться как в ответ на наследственно заданные раздражители, так и на те сигналы, с которыми данный организм встречается лишь в своей индивидуальной жизни. Такие рефлексы получили название условных.

Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Условные рефлексы не передаются по наследству, а приобретаются в процессе обучения. Условный рефлекс формируется в том случае, если какое-либо внешнее событие совпадает по времени с той или иной деятельностью организма или подкрепляется безусловным рефлексом.

В течение жизни вырабатывается множество сложных условных рефлексов, которые становятся частью нашего жизненного опыта. Вырабатываемые человеком в течение жизни двигательные условные рефлексы называются навыками, или автоматизированными действиями, с помощью которых человек осваивает новые двигательные умения, вырабатывает новые формы поведения.

Таким образом, наше поведение определяется:

1) внутренними потребностями;

2) конкретными внешними условиями, к которым мы постоянно приспосабливаемся с помощью безусловных и условных рефлексов. Следовательно, наше поведение не только активно и целенаправленно, но тонко и точно приспособлено к окружающим условиям.

Приспособительный характер поведения

Для нормального существования в постоянно меняющейся внешней среде организму требуется вовремя изменять свое поведение, приспосабливая его к условиям текущего момента.

Умение управлять своим поведением, своевременно его менять, а иногда и вовсе тормозить те или иные поведенческие реакции — одна из важных черт воспитанного человека.

Различают безусловное торможение (когда безусловный ориентировочный рефлекс тормозит текущее поведение) и условное торможение (когда происходит постепенное угасание условного рефлекса вследствие его неподкрепления безусловным раздражителем). Те условные рефлексы и навыки, которые перестают иметь для человека жизненно важное значение или не подкрепляются, угасают. Вместо них в процессе обучения вырабатываются другие формы поведения (условные рефлексы), более тонко приспосабливающие организм человека к условиям окружающей среды.

Внимание и память

Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Внешним выражением доминанты является внимание — направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное (когда не требуется больших усилий для того, чтобы удержать внимание на интересующем нас предмете) и произвольное (внимание, связанное с сознательно поставленной целью и требующее волевого усилия).

Основные свойства внимания — сосредоточенность и устойчивость. Устойчивость внимания постоянно колеблется. Для того чтобы развить высокую устойчивость внимания, необходимо учиться быстро переключать внимание, умело его распределять, тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может выполняться ни один поведенческий навык. Любые события в жизни человека оставляют памятные следы, которые могут храниться разное время.

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память.

Процесс запоминания зависит:

1) от степени эмоционального интереса человека к предмету или явлению;

2) от уровня сосредоточенности человека на изучаемом предмете;

3) от сознательного волевого намерения запомнить именно данный материал.

Существует два способа запоминания: механическое и осмысленное. При механическом запоминании (т. е. зазубривании) материал не хранится долго и человек не может применить свои знания в жизни. Осмысленное запоминание материала позволяет человеку пользоваться им в решении других жизненных задач. Одним из важных условий запоминания является повторение, которое должно быть осмысленным.

Речь и мышление

Человека отличают от животных речь и словесное мышление, которые возникли благодаря трудовой деятельности и жизни в обществе. С помощью слов Люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми.

Для речевого развития человека чрезвычайно важен первый год жизни. Поскольку взрослые постоянно разговаривают с малышом (во время кормлений, переодеваний и других действий), звуки человеческой речи сопровождают его с самого рождения. Если сначала для новорожденного слова составляют лишь часть воспринимаемой им обстановки, то вскоре, повторяясь при одних и тех же условиях, они становятся самостоятельными условными сигналами, предупреждающими наступление той или иной ситуации. Вначале слово обозначает совершенно конкретный предмет, лицо, явление, но постепенно происходят сложные процессы отвлечения и обобщения, в результате которых одно и то же слово будет отражать целый круг предметов и явлений.

В 2—3 года у ребенка быстро расширяется словарный запас. Произнесение слов основано на звуковом, словесном подражании. Особую роль играет установление связи произнесенного слова с видом предмета и его ощупыванием. Поэтому активные действия ребенка с предметами оказывают решающее влияние на развитие речи. Постепенно отдельные слова выстраиваются во фразы, сначала простые, затем все более сложные. В этот период активно развивается внутренняя речь. К 5—7 годам дети овладевают начальными навыками чтения, письма, счета. Словесное мышление — это основа прогрессивного развития человечества, без него немыслимо развитие науки и искусства.

Речь — важнейший способ общения между людьми. Она помогает человеку стать полноправным членом общества. С помощью слов человек выражает свои мысли, делится знаниями, приобретает новые знания, навыки, умения. Речь и письменность позволяют человеку овладеть опытом предшествующих поколений.

Сон и его значение. Сновидения

Сон чрезвычайно важен для организма. Лишение сна губительно сказывается на здоровы человека. Сон восстанавливает работоспособность клеток мозга. Они накапливают необходимую энергию, тем самым подготавливая человека к активной дневной деятельности. Во время сна, несмотря на неподвижность тела, закрытые глаза, отсутствие контакта с окружающим миром и т. д., в организме человека совершаются активные, жизненно важные процессы.

По характеру биоэлектрической активности мозга во время сна выделяют стадию медленного (глубокого) сна и стадию быстрого (поверхностного) сна, которые сменяют друг друга. Медленный сон сопровождается появлением в коре головного мозга медленных и крупных электрических волн. Для быстрого сна характерно появление очень мелких, но быстрых электрических волн. В период быстрого сна возникают движения глаз, повышается кровяное давление, учащаются пульс и дыхание, усиливается обмен веществ. Быстрый сон сопровождается сновидениями. Сновидения — это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях, но теперь, во сне, разнообразно, иногда нелепо или фантастически связанных.

Характер, темперамент, личность

Личность — это конкретный человек с неповторимым сочетанием его физических, физиологических и психологических качеств и свойств. Для формирования личности, ее самовоспитания, самопознания и самооценки чрезвычайно важно общение с окружающими людьми, установление личных отношений.

Одной из важных черт личности является устойчивость, позволяющая человеку в любой обстановке сохранять свои жизненные установки и убеждения.

Личность человека складывается из:

1) его интересов, потребностей, склонностей, стремлений и идеалов;

2) из его способностей и дарований;

3) из особенностей его характера.

Склонности, проявляемые ребенком к тому или иному роду деятельности, могут свидетельствовать о наличии у него соответствующих наследственных задатков, являющихся основой развития определенных способностей. Способности — это такие особенности личности, которые являются условиями наиболее успешного выполнения данной деятельности, овладения знаниями, умениями, навыками. Способности проявляются и формируются в процессе самой деятельности.

Характер — это неповторимое сочетание психологических черт личности. Важнейшие психологические черты личности — ее убеждения, идеалы, цели, отношение к себе, к окружающим, к обществу в целом. Особое место в характере человека занимают волевые черты. Воля — это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.

В основе характера лежит присущий каждому человеку темперамент. Несмотря на то что все люди по своим личностным свойствам отличаются друг от друга, существуют определенные психофизиологические свойства нервной системы, которые для многих людей сходны. На основании этих свойств принято выделять четыре типа темперамента: холерик (подвижный, энергичный, общительный), сангвиник (спокойный, устойчивый, чувственный), флегматик (малоподвижный, выдержанный, малообщительный), меланхолик (обидчивый, робкий, необщительный, плаксивый, неэнергичный). Такое выделение темпераментов только относительно, в чистом виде таких людей встретить почти не удается. Чаще всего у человека сочетаются черты разных темпераментов.



biofile.ru