как называется процесс развития человеческого общества . Процесс становления и развития человека называется


Процесс становления личности

Стадия развития

Характеристика стадии

1

Потенциальная личность

2

Человек, обладающий общими с людьми качествами

3

Индивидуальность

4

Самостоятельно действующий человек

Как видно, в маленьком ребенке уже потенциально заложены социальные элементы. По мере развития выявляется социальная природа личности, ее связь с общностью за пределами индивидуального существования. Социальное бытие проникает в сознание ребенка вместе с речью и общением в семье, со сверстниками, с помощью средств массовой информации. Подросток начинает проявлять присущие только ему черты характера и поведения. Наконец, «зрелая» личность обладает самостоятельностью целей и поступков, способность нести ответственность за себя и других, умение мотивировать себя на активную социальную деятельность. У ребенка же сознательные цели и нормы реализуются лишь на уровне речи и под давлением взрослых82.

Становится ясно, что понятие «личность» неправомерно связывать с возвышенными характеристиками («этот человек является личностью, потому что достиг профессиональных, политических, материальных или иных высот»). Реакции новорожденного ребенка носят социальный характер83. Личностью рождаются, в процессе жизнедеятельности человек овладевает ценностями, нормами, знаниями, умениями, выполняет социальные роли (например, матери или отца, руководителя предприятия), завоевывает определенные социальные статусы. В ряде случаях о человеке говорят «выдающаяся» или «историческая» личность. Возможен и обратный путь – деградация личности, что происходит у людей с алкогольной и наркозависимостью, а также в случае возникновения психопатологии.

2. Теоретико–методологические подходы к личности

Теории личности объясняют взаимоотношения личности и общества, личности и социальной группы. Наиболее известные теории:

  • психоаналистические

  • интеракционистские

  • когнитивистские

Рассмотрим подробнее эти три направления научной мысли с описанием того, как идеи ученых реализовывались в практике жизнедеятельности общества.

Психоаналитический подход к личности

Психоаналитики рассматривали личность «изнутри», с точки зрения ее психических структур. Однако их идеи оказались полезны и для социологических исследований. В случае психоаналитического объяснения природы личности рассматриваются личностные конфликты, и делается вывод о том, что человек всегда находится в конфликте с обществом. З. Фрейд – основатель психоанализа, полагал, что внутренняя структура личности состоит из трех элементов, у каждого из которых разные задачи. Биологическое по природе «Ид» ослабляет состояние напряжения и усиливает удовольствие. Это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, ее строительный материал, сфера бессознательного. Задача «Эго» – сферы сознательного – заключается в обеспечении жизнеспособности и самосохранения личности. «Суперэго» – сфера обитания нравственных чувств – служит судьей или цензором поступков «Эго». Таким образом, в личности общественные запреты препятствуют биологическим побуждениям, что приводит и к внутренним конфликтам, и к конфликтам человека с общественной системой. Инстинктивные страсти индивидов, по Фрейду, сильнее рациональных интересов, следовательно, требуется контроль общества над агрессивными устремлениями людей.

Для социологического объяснения важна идея об аффективных переживаниях человека, которые не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на социальное поведение.

В 1950–х гг. один из последователей З. Фрейда Т. Адорно исследовал личность «фашистского» типа среди средних американцев84. Он выявил набор характеристик «авторитарной личности», который не утерял актуальности и в современных условиях. См., табл. 3.

Таблица 3.

studfiles.net

Практическую деятельность

Антропоморфизмом

Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется …

Антропологией

 

Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется …

Антропогенезом

Решение:

Процесс возникновения и развития человека как биологического вида, называется «антропогенез». Исследования этого процесса начались с публикации работы Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871), где была выдвинута теория происхождения человека от его животного и человекоподобного предка.

 

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

Антропный

 

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

Креационизмом

 

Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является …

Игра

Решение:

Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является игра. Она предстает как основа человеческого общежития в любую эпоху. Более подробно см. об этом в его работе «Человек играющий».

 

В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

Разум

 

Существование человека предшествует его сущности с точки зрения …

Ж.-П. Сартра

 

Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был …

К. Маркс

 

Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется

Натурализаторским

 

По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …

Благородным мужем

 

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …

практическую деятельность

Решение:

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность. Человек – существо социальное, поэтому сама способность к духовному развитию исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики – целенаправленной, творчески-преобразовательной активности. Формы практики многообразны: материально-производственная, познавательно-научная, общественно-политическая. Именно в процессе практики формируется и развивается собственно человеческая сущность, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов, а также самого себя, самоутверждение себя в мире, обретение свободы.

 

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

Протагору

 

Половой отбор сыграл ключевую роль в происхождении человека по мнению …

Ч. Дарвина

Решение:

По мнению Ч. Дарвина, половой отбор сыграл ключевую роль в происхождении человека. Это отражено в его работе «Происхождение человека и половой подбор» (1871 г.). Большинство современников Ч. Дарвина отвергли подобную трактовку.

 

Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением …

Софии

Решение:

Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, которая понималась им как Божественная мудрость, вечная женственность, Душа Мира.

 

Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Ф. Энгельсом

Решение:

Трудовая концепция происхождения человека была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написана в 1876 г., опубликована в 1896 г.), где впервые была обоснована идея о том, что именно труд стал решающим фактором в становлении человека как вида.

 

Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл …

Труд

Решение:

Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл труд. Опираясь на теорию Ч. Дарвина (соч. «Происхождение человека и половой отбор»,1871), диалектико-материалистическая философия утверждает биосоциальную природу человека. Становление человека и общества связано с переходом от биологической формы движения материи к социальной; при этом биологическая форма движения не исчезает, а диалектически «снимается» социальной, и после становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов. Используя в процессе труда – совместной целенаправленной преобразовательной материально-предметной деятельности – орудия, человек становится в новые отношения с природой, в его распоряжении оказывается новая сила. Труд обусловил развитие нервной системы, руки, прямохождения, формирование социальных связей и знаково-символической системы коммуникации.

 

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …

Аристотелю

Решение:

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит Аристотелю. По его мнению, «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек».

 

mykonspekts.ru

как называется процесс развития человеческого общества 

Ну вообщем понеслась.Очень много мыслей по этому поводу,даже не знаю удастся ли тебе понять.Процесс развития может быть рассмотрен с точки зрения одновременной данности его моментов логический аспект) и с точки зрения осуществления развития во времени (исторический аспект). В этой части работы мы остановимся на характеристике развития общества во времени.Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории позволило понять историю как естественно­исторический процесс, как процесс, совершающийся с необходимостью, закономерно и вместе с тем осуществляющийся благода­ря деятельности людей, имеющих свободу выбора, свободу воли (на разных этапах исторического развития характер и степень сво­боды различны).Чтобы понять процесс исторического развития, требуется оп­ределить его изменение во времени, причем если развитие зако­номерно, то изменение должно осуществляться в каком-то необ­ходимом направлении. Это закономерное развитие не исключает деятельность людей как сознательных, мыслящих существ, напро­тив, историческое развитие общества представляет собой равно­действующую, складывающуюся из деятельности масс людей. Однако деятельность людей осуществляется в конечном счете ради поддержания физического существования своего собственного и (рода при определенных объективных, сначала преимущественно природных условиях. И уже потому историческое развитие обще­ства, т. е. историческое взаимодействие людей, не может осуще­ствляться чисто произвольно.История общества не может быть свободна от случайностей, зигзагов, перерывов и т. п. Но все-таки, если взять достаточно продолжительный период (продолжительность такого периода раз­лична в зависимости от конкретных условий), то обнаружится на­правленность развития, пробивающая себе дорогу через все слу­чайности, зигзаги, перерывы и т. п.Характеристика всякого исторического процесса развития означает, прежде всего и главным образом, рассмотрение его об­щей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также «механизмов» перехода от одного этапа к другому, специфику, преемственность и направленность процесса развития.Необходимо специально подчеркнуть, что, утверждая наличие направленности развития, мы отмечаем главное направление раз­вития, отвлекаясь от того, что наряду с главным направлением мо­гут существовать другие, тупиковые направления развития, что между ними и главным направлением может происходить взаимо­действие.

shpora.org

Процесс возникновения и исторического развития мышления, сознания называется филогенезом антропогенезом

Познание – это вид духовной деятельности человека(*ответ*) направленный на получение достоверных знаний о мире ориентированный на изучение внешнего мира направленный на совершенствование творческих способностей человека направленный на формирование умственных способностей человекПонимать – это значит(*ответ*) раскрыть значение и смысл явления найти причину явления установить объективный закон выявить структуру познаваемого предметаПонятие «конфликт» отражает _ противоположно направленных целей, интересов, взглядов людей(*ответ*) столкновениеПонятие – это форма мышления, в которой отображаются(*ответ*) знания о главных свойствах предмета процессы действительности, связи и отношения явлений предметы и явления в виде образов необходимые, существенные, устойчивые, повторяющееся отношения между явлениямиПонятие, служащее для выяснения сущности представления, – это (представление, изображение)(*ответ*) репрезентацияПотребительское отношение человека к природе формируется в рамках(*ответ*) индустриального, техногенного характера взаимодействия общества и природы подчинения естественным циклам природы традиционного уклада хозяйства мифологических мировоззренческих установокПредварительные замечания, введение в науку называются(*ответ*) пролегоменамиПредставители европейской классической науки описывали картину мира как(*ответ*) рационально организованную конструкцию(*ответ*) познанную и понятую человеком реальность(*ответ*) действительность, которую человек способен переустроить мир – творение Бога, зависимую от него реальность, действующую по его законам, до конца непознанную мир – Вселенную, а человека как творца красоты и добраПредставление соединяет в себе атрибуты образа и(*ответ*) понятияПри помощи припоминания, воображения и фантазии человек получает(*ответ*) представления ощущения восприятия понятияПринцип позитивизма формулируется следующим образом: «Познавать для того, чтобы предвидеть, предвидеть для того, чтобы _»(*ответ*) повелеватьПротивоположным явлением диссонанса является(*ответ*) консонансПроцесс возникновения и исторического развития мышления, сознания называется(*ответ*) филогенезом антропогенезом социогенезом антропосоциогенезомПроцесс усвоения социального опыта называется(*ответ*) социализацией воспитанием образованием коммуникациейПсихологическая совместимость индивидуумов – это их(*ответ*) соответствие личностных свойств совместная деятельность согласованность целей сотрудничествоР.Декарт: «Я мыслю, следовательно, _»(*ответ*) существуюРавновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, называется«_»(*ответ*) гомеостаз

www.soloby.ru