Концепция саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности. Причины саморазрушающего поведения


Саморазрушающее поведение

Страница 1 из 3

саморазрушающее поведение

Саморазрушающее поведение характерно для людей, склонных к очень жестокой самодеструкции с целью привлечь к себе внимание: попытки самоубийства, опасный секс, впечатляющие автомобильные аварии, членовредительство, анорексия и булимия, вождение в нетрезвом виде, публичный прием наркотических средств и приступы ярости.

От вредных привычек тяжело избавиться. Иногда даже кажется, что у нас два мозга: один желает только добра, а другой отчаянно сопротивляется в бессознательной попытке сохранить положение вещей. Новые знания о том, как работает наш мозг, дают возможность понять эту двойственность личности, дарят руководство к действию и надежду, что нам удастся перебороть собственные страхи и внутреннее сопротивление.

Психотерапевты очень многим помогают, но все равно слишком велико количество неудовлетворенных клиентов, не получивших того, за чем пришли. Однако есть множество причин обрести надежду сейчас. Соединившись, разные сферы психологии и науки о мозге могут дать вам путеводитель по освобождению от самодеструктивных привычек, мешающих жить.

Модели саморазрушающего поведения

  • Интернет-зависимость
  • Переедание
  • Социальная изоляция
  • Азартные игры
  • Очевидная ложь
  • Малоподвижность
  • Самопожертвование
  • Переутомление (от переработки)
  • Суицидальные действия
  • Анорексия/булимия
  • Неспособность к самовыражению
  • Зависимость от видеоигр и спорта
  • Воровство и клептомания
  • Неспособность расставлять приоритеты (слишком много задач в списке дел)
  • Влечение к «неправильным» людям
  • Избегание возможностей выразить свои таланты
  • Склонность оставаться в неблагоприятной ситуации (работа, отношения)
  • Антисоциальное поведение
  • Пассивно-агрессивное поведение
  • Неумение обращаться с деньгами; растущие долги, неспособность копить
  • Самолечение
  • Жестокое, эгоистичное, бездумное поведение
  • Членовредительство
  • Хроническая дезорганизация
  • Глупая гордость
  • Избегание внимания
  • Перфекционизм
  • Неспособность начать искать работу
  • Подхалимство; манипулятивное поведение в целях получения любви
  • Чрезмерно завышенные стандарты (по отношению к себе или к другим)
  • Мошенничество, хищение
  • Прокрастинация (промедление)
  • Пренебрежение собственным здоровьем
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Хронические опоздания
  • Невнимательность к другим
  • Плохие привычки сна
  • Невнимательность
  • Неспособность расслабиться
  • Курение
  • Нежелание просить о помощи
  • Молчаливое страдание
  • Пагубное пристрастие к моде
  • Беспорядочные половые связи; случайный секс без отношений
  • Бессмысленные битвы с людьми, облеченными властью
  • ТВ-зависимость
  • Чрезмерная застенчивость
  • Склонность к риску
  • Шопинг как лечение депрессии
  • Зависимость от компьютерных игр
  • Склонность к бродяжничеству, попрошайничеству
  • Повышенная тревожность
  • Сексуальная зависимость
  • Выбор роли мученика
  • Действия на спор
  • Склонность к опасному вождению
  • Магазинные кражи
  • Сексуальная деградация
  • Склонность портить все именно тогда, когда все хорошо
  • Упорство за пределами здравого смысла
  • Чрезмерное накопление

Жесткая самодеструкция

Однажды я познакомился с женщиной, которая была олицетворением материнства, просто супермамой. Она постоянно возилась с кучей детей, была в родительском совете, вечно бегала по магазинам, мыла, убирала, готовила, была активисткой в церковной общине, никогда не жаловалась и казалась счастливой.

Когда она узнала, что у мужа есть связь на стороне, попыталась отравиться выхлопным газом у себя в гараже. Я думаю, что всю жизнь она была «хорошей девочкой», пытаясь угодить всем и каждому и рассчитывая, что хорошее поведение должно быть вознаграждено.

Когда же обнаружила, что муж обманывает ее, весь гнев обрушила на себя (а попутно и на всю семью). Вернувшись домой из больницы, она заметила, что никто не сочувствует ей и не предлагает помощь. Вместо этого все только и ждали, когда она вернется к своей роли заботливой домохозяйки.

Через несколько дней она совершила еще одну суицидальную попытку. Суицид был для нее единственным эффективным способом выразить свое отчаяние. В конечном итоге она ушла от мужа, существенно усложнив свое существование, но дети перестали воспринимать ее как данность, и это спасло ей жизнь.

Люди, у которых наблюдается саморазрушающее поведение, провоцируют окружающих, чтобы их попросили остановиться, а затем продолжают снова и снова.

Им часто ставят диагноз биполярного расстройства или пограничных состояний. Обычно они отталкивают от себя людей, но часто умеют очаровывать или манипулировать, могут иметь настоящие творческие способности, поэтому другие способны подпадать под их воздействие.

Такие люди нередко глубоко внутри испытывают одиночество и пустоту. Эми Уайнхаус* казалась классическим примером пограничной личности, доведенной до крайности, а ее отец говорил о ней как о маниакально-депрессивной. Однако это упрощенные объяснения: каждый мог услышать в ее голосе неподдельную боль, а когда ее надолго оставили одну, Эми умерла.

Для таких людей, как Дженис Джоплин, Курт Кобейн**, Дэвид Уоллес***, Эми Уайнхаус, Мэрилин Монро, одиночество, казалось, было фатальным: как только они оставались хотя бы на минутку без опоры, совершали нечто опрометчивое или впадали в депрессию.

Недавно я познакомился с молодой женщиной, работавшей в одной из самых престижных подготовительных школ в стране. Поскольку в подростковом возрасте у нее был эпизод с «порезами», она имела особый нюх на такое поведение у своих учеников. Женщина рассказала, что наблюдала за тем, как одна юная ученица вела оживленную беседу с деканом и взмахнула руками, обнажив свежие бритвенные порезы на руках. Декан, не заметив этих порезов, продолжил разговор.

Мне всегда казалось странным, что выбрасывание красного флажка воспринимается просто как привлечение внимания. Если кто-то ищет внимания, возможно, это означает, что он или она не получает его или получает не так, как хотелось бы.

Одно продолжительное исследование пациентов, госпитализированных после умышленного самокалечения (попытки самоубийства, порезы и так далее), показало, что через шесть лет почти 60% из них продолжали наносить себе ущерб.

Другое обследование молодых водителей с эпизодами членовредительства в анамнезе обнаружило чрезвычайно высокий уровень риска автомобильных аварий: в 85% из них участвовало другое транспортное средство. Те, кого заботит судьба этих людей, оказываются в очень затруднительном положении, потому что сталкиваются с последовательностью критических ситуаций, а помощь, которую они могут предложить, ощутимого результата не приносит. Те же, кто выбрасывают красный сигнальный флажок, злоупотребляют их добрым участием.

В конце концов некоторые начинают понимать: раз ничто не может разрешить их внутренних мучений, они сами должны научиться контролировать себя, чтобы пользоваться тем, что предлагает им жизнь.

Сноски

* Эми Уайнхаус (Amy Jade Winehouse, 1983-2011) — английская певица и автор песен; умерла в возрасте 27 лет от передозировки наркотиков.** Курт Кобейн (Kurt Donald Cobain, 1967-1994) — американский музыкант, лидер группы Nirvana; покончил собой в 27 лет.*** Дэвид Уоллес (David Foster Wallace, 1962-2008) — американский писатель и философ; покончил с собой в 46 лет.

< Предыдущая Следующая >
 

psixologiya.org

Саморазрушающее поведение - Аутоагрессия

Аутоагрессия или саморазрушение может проявляться в пьянстве, наркомании, игромании, курении, склонности к опасным профессиям и видам спорта, агрессивном поведении, трудоголизме (работе «на износ»), неправильном принятии лекарственных средств, склонности к разного рода операциям по «улучшению» своего облика, рискованном сексуальном поведении и т.п.

Аутоагрессивное поведение (саморазушаюшее, направленное против себя) присуще всем нам в той или иной степени: мы режем палец ножом, падаем на ровном месте, попадаем в аварии – за этим всегда стоит нарушение психологической защиты, причины же этих нарушений лежат в подсознании и имеют в своей основе генетические и социальные причины.

Формирование и проявление различных форм саморазрушающего поведения значимо связано с определенными стилями родительского воспитания.

Э. Ларсен приводит шесть категорий принятого с детства саморазрушающего поведения:

1) контролеры — их самооценка базируется на том, как много они могут сделать для окружающих людей, но не умеют заботиться о себе;

Люди, которых они контролируют — не растут духовно, а становятся от них зависимыми. Считают, что они лучше знают, как нужно жить другим. Не позволяют другим быть самим собой. Строят взаимоотношения с проблемными людьми, чтобы самоутверждаться за их счет и выглядеть лучше на их фоне. Развиваются созависимые отношения. Контролер не умеет доверять людям и Богу и сами пытаются играть роль Бога в жизни слабых людей.

2) угодники — их самооценка базируется на том, чтобы никого не рассердить, они никогда не заявляют о своих нуждах и поэтому всегда находятся в состоянии эмоционального голода; Хотят быть важными, ценными в своем окружении, предугадывать желания других людей. Их девиз по жизни: «Мир любой ценой». Они заботятся о желаниях и нуждах людей, не фокусируя внимание на себе. Им сложно ответить на вопрос: «Что лично тебе нравится, или что ты любишь, чего хочешь, какие твои желания?»

3) мученики — они усвоили, что жить — это значит постоянно страдать, они добиваются боли, т.к. это норма.

Когда у мученика все хорошо, чувствует себя дискомфортно. Считают подсознательно, что чем больше страдают, тем ближе к Богу. Думают, что страданиями себя смиряют, но это не есть истинное смирение. Чем больше мы позволяем Богу показать нам наше сердце, тем более в правильном положении мы находимся. Часто мученики соприкасаются с контролерами, или могут иметь смешанный тип. Мученику всегда необходимо страдать, если этого не происходит, эти люди зачастую сами провоцируют скандалы, чтобы страдание не прекращалось, усиливалось. Развивается зависимое поведение. Во всем видят только негатив и повод для страданий. Самоправедны, или наоборот находятся в самоосуждении и бичевании.

Читайте по теме: Остерегайтесь слабых

4) работоголики базируют свою самооценку на деятельности.

Завершение не является их целью, им достаточно постоянного движения; Конечный результат для них не важен, главное — процесс. Не умеют отдыхать, чувствуют вину, когда ничего не делают. Работу ценят выше отношений, окружающих считают лентяями, все, кто работают или служат меньше их — раздражают. Взаимоотношения с Богом — «чем больше служу, тем больше угождаю Богу». Служение для них важнее, чем Бог.

5) перфекционисты — основа их самооценки недосягаема, оценивают все, исходя из нереального идеала;

Их девиз: «Все должно быть совершенно!» Сосредотачиваются на мелочах. Мастера по нахождению ошибок. Все должно быть безупречно. Воспринимают свои ошибки, как поражение. Сосредоточены на недостатках других. Их принцип: «Все или ничего!» Поражены страхом неудачи. Иногда выглядят, как ленивые или безынициативные, потому что берутся только за то, в чем уверены на 120%. Часто остаются в тени из-за страха неудачи. Для них 99% удачи — это не все. Зачастую их талант остается не распознанным. Во взаимоотношениях с людьми недовольны и критичны. Им трудно принимать людей такими, какие они есть. Гордые самоправедные в своих достижениях. Это современные фарисеи, которые благодарят Бога за то, что они не такие, как другие.

6) чечеточники — базируют свою самооценку на том, чтобы быть свободными.

Они научились никогда не вступать в тесные отношения. Их девиз по жизни: «Быть свободным!» Сконцентрированы на свободе, близких отношений не строят. У них много контактов, связей, которые помогают им чувствовать себя значимыми, они не понимают, что такие близкие взаимоотношения, это мастера полуправды, в отношения много не вкладывают, держат дистанцию, эгоистичны. Строят отношения только с теми, кто позволяет сохранять дистанцию в отношениях. В семье также не строят близких взаимоотношений, или не связывают себя узами брака вообще. Им сложно соприкасаться с чувствами. Зачастую провозглашают много лозунгом, но не имеют близких взаимоотношений с Богом.

Танайлова Виктория

Жду вас здесь:

ezopage.com

О причинах саморазрушающего поведения подростков

 О причинах саморазрушающего поведения подростков

дата написания 6 ноября 2015

Всем привет! Как обещала, выкладываю свою научную статью.

В аспекте клинической психологии саморазрушающим является такое поведение человека, которое препятствует адекватному взаимодействию человека со средой жизнедеятельности (пьянство, злоупотребление психоактивными веществами, суицид) и приводит в перспективе к деформации сформировавшихся в онтогенезе психических образов или прекращению жизни, вообще. Суицид в этом аспекте поведенческих нарушений выступает, как крайняя форма саморазрушения. [1]. Однако, помимо того, что саморазрушающее поведение препятствует нормальному взаимодействию со средой жизнедеятельности, сама среда является ключевым фактором, детерминирующим саморазрушающее поведение личности.

мандалымандалымандалы

Можно выделить внутренние и внешние факторы, ведущие к саморазрушающему поведению.

    Внутрениие:
  • наследственно-биологические и конституциональные предпосылки
  • внутриличностные причины и механизмы
    Внешние:
  • условия физической среды
  • социальные условия

Таким образом, личность и среда неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга (рис. 1).

причины саморазрушающего поведения

Рис.1. Влияние среды жизнедеятельности на саморазрушающее поведение

Социально-психологические теории рассматривают саморазрушающее поведение с точки зрения макро и микро социальных процессов, влияющих на личность подростка. Французский исследователь Э.Дюркгейм, который является родоначальником социологического подхода, полагал, что количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. [2, с.8]. Отечественный психолог Ю.А. Клейберг объясняет механизмы саморазрушающего поведения через отношение личности к социальным нормам. Отклоняющееся поведение – «это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ней». [4,с. 17]

Влияние среды жизнедеятельности на саморазрушающее поведение

Одним из важнейших условий благополучия личности является ее успешная адаптация.Дезадаптация – это не способность принимать условия среды и реализовывать свою индивидуальность в определенных социальных условиях. Представители классического бихевиоризма рассматривают человеческое поведение, как результат взаимодействия личности со средой.Саморазрушающее поведение в данном аспекте – это результат сложного обусловливания среды. С точки зрения бихевиоральных теорий, употребление алкоголя подкрепляется ощущением удовольствия (тепла, расслабления) и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, уход от ответственности). Школьная дезадаптация подростков приводит к таким поведенческим отклонениям, как агрессия, курение, прогулы. В более масштабной форме дезадаптация в школьном возрасте проявляется в виде употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя и др.).

мандалымандалымандалы

К внешним социальным факторам, способствующим формированию саморазрушающего поведения, особенно, зависимого поведения (переедание, прием алкоголя) можно отнести технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, поставляющих на рынок потенциальные объекты зависимости. Кроме того, в современном мире все больше утрачиваются межличностные связи между людьми. Подростки погружаются в виртуальную реальность компьютерных игр. Как следствие, человек утрачивает жизненно важные поддержку и чувство безопасности.

Саморазрушающее поведение может быть результатом научения. Очень велико в подростковом возрасте влияние группы. Например, приобщиться к курению подросток может в значимой компании. А психоактивные вещества очень часто являются своеобразным «пропуском» в подростковую субкультуру. Таким образом, наркотики для подростка выполняют значимые функции: дают ощущение взрослости и освобождения от родительской опеки, формируют чувство принадлежности к группе, помогают регулировать эмоциональное состояние.

мандалымандалымандалы

Саморазрушающее поведение также может быть следствием семейных проблем. Если употребление марихуанны еще можно списать на влияние группы, то прием наркотиков, обычно, связан с нарушением взаимоотношений с родителями, или проблемами в семье. Наркозависимость, например, может быть следствием удержания родителей от развода. Желанием объединить их для решения вновь возникшей реальной проблемы. Не последнюю роль в саморазрушающем поведении играет детская травма, которая связана с неспособностью матери удовлетворить потребности малыша. Позже последствия травмы у таких людей приводят к формированию низкой аффективной толерантности, постоянного чувства беспокойства и напряжения. А в последующем к употреблению психоактивных веществ.

Саморазрушающее поведение очень часто является средством достижения разрядки, самоутверждения или значимой цели. По мнению авторов В.А.Руженков, Г.А.Лобов, А.В.Боева, которые проводили исследование аутодеструктивного поведения на основе категории цели, в 50 % случаев целью такого поведения является снятие психоэмоционального напряжения. Другой популярной формой является манипулятивный тип (таблица № 1). Человек наносит себе самоповреждения с целью манипуляции ближайшим окружением. [6].

Классификация аутодеструктивного поведения на основе категории цели

Классификация аутодеструктивного поведения

Биологические и генетические предпосылки могут играть определенную роль в формировании саморазрушающего поведения. Они определяют тип нервной системы, и некоторые реакции на средовые воздействия. Но любые биологические предпосылки всегда действуют только в контексте социального окружения. Кроме того социальные предпосылки сами по себе могут вызывать биологические изменения в организме, например, изменение гормонального фона при стрессе. С одной стороны влияние среды является причиной возникновения саморазрушающего поведения, но с другой велика роль самой личности в процессе ее социализации. [3].

Существует огромное количество теорий, объясняющих саморазрушающее поведение в аспекте сущностных характеристик личности. Австрийский психиатр В.Франкл считает, что саморазрушающее поведение – результат экзестенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития. Например, такие виды поведения, как агрессия и наркомания – следствие возникновения экзестенциального вакуума. Экзестенциальный вакуум, по мнению Франкла – это чувство внутренней пустоты, когда жизнь человека лишена смысла. Смысл в наркотиках начинают искать люди, которые не имеют высоких жизненных целей. Самоубийства, по мнению автора, в 85 % случаев происходят из-за депрессии, которая также является следствием утраты жизненного смысла.

саморазрушающее поведение подростков

Клиентцентрированная психология К.Роджерса объясняет проблемное поведение, как результат внутреннего конфликта между потребностью в самореализации и зависимостью от внешних оценок. Внутренний конфликт возникает из-за искаженных представлений личности о себе. У человека с проблемным поведением заблокирован процесс самоактуализации. Основная причина кроется в условных ценностях, сформированных в детском возрасте. Личность ребенка не воспринимается родителями, как ценность сама по себе. Понятие самоактуализации также является ключевым в теории А.Маслоу. По мнению А.Маслоу, потребность в самоактуализации заложена в человеческой природе. Блокировка процесса самоактуализации может быть одной из причин саморазрушающего поведения. Если нормальная самоактуализация через творчество и духовность не возможна, она может быть подменена через саморазрушающее поведение.

мандалымандалымандалы

Не последнюю роль играет то, как подросток реагирует на стрессовую ситуацию. Личности с саморазрушающим поведением склонны к малопродуктивным стратегиям защиты от стресса, таким как уход от проблем, изоляция, отрицание. Согласно модели Л.Лазаруса, исследующего копинг-поведение в ситуациях стресса, после когнитивной оценки, индивид приступает к выработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации. Таким образом, то, как подросток интерпретирует стрессовую ситуацию, определяет его поведение. Согласно когнитивной модели А.Бека, в основе нарушенного поведения заложены искаженные мыслительные схемы, которые становятся не адаптивными. На уровне поведения возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности.

мандалымандалымандалы

Психодинамические теории рассматривают поведение с точки зрения бессознательных процессов. Американский психиатр Р. О’Коннор считает, что причинами самодеструктивного поведения могут быть наличие у человека двух областей сознания, плохо соотносящихся друг с другом. Они дают противоречивые советы, а человек принимает решение не размышляя. Согласно О’Коннору, у людей есть вдумчивое «сознательное Я» и «непроизвольное Я», которое делает свою работу, не привлекая внимания личности. Человек саморазрушает себя по вине «непроизвольного Я»: это внутренний выбор, который не осознается и не соотносится с реальностью. Это привычки жить определенным образом и испытывать чувства, которые человек пытается отрицать. Все модели саморазрушающего поведения при этом фиксируются в головном мозгу.[6].

саморазрушающее поведение подростков

Таким образом, мы можем сделать вывод, что причинами саморазрушающего поведения могут быть как внешние факторы среды, так и внутриличностные характеристики подростка. Данный вид поведения характеризуют: экзистенциальные проблемы – утрата смысла жизни, блокировка самоактуализации, фрустрированные потребности, внутренние конфликты, непродуктивные механизмы борьбы со стрессом, эмоциональные проблемы-тревога, депрессия, когнитивные искажения, психические травмы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алехин А.Н., Малкова Е.Е. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема // Вестник Герценовского университета. 2012. № 2

2.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.

3.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

4.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. – 160 с.

5.О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015

6.Руженков В. А., Лобов Г. А., Боева А. В. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» ://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/3342/1/Ruzhenkov_K20voprosu.pdf

P.S. Если Вам понравилась статья то обязательно подпишитесь на обновления по e-mail, чтобы быть в курсе новых статей, для подписки перейдите по ссылке , и не забываем комментировать статьи, и делиться с друзьями...

Назад Главная

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Копирование материалов с сайта разрешается только с указанием авторов и прямой индексируемой ссылкой

Александр и Наталия Сычёвы Формула счастья

Формула Счастья

Если наш сайт Формула Счастья окажется Вам полезным и поможет в различных жизненных ситуациях не пасть духом и продолжить свой жизненный путь,для Нас это будет самая большая благодарность!Спасибо большое за Ваше внимание и время!Счастья! Понимания и Любви!

www.happy-formula.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  САМОРАЗРУШАЮЩЕГО  ПОВЕДЕНИЯ  У  ПОДРОСТКОВ

Каримова  Раушан  Бейдалиевна

д.псх.н.,  профессор  Казахского  Национального 

педагогического  университета  им.  Абая,  г.  Алматы,

зав.  научно-технической  лабораторией

  превентивной  суицидологии,  г.  Алматы

Казахбаева  Гульнур  Искакбековна

магистр  психологии  и  педагогики  Казахского  Национального

педагогического  университета  им.  Абая,  г.  Алматы,

Шалабаева  Лаура  Исмаилбековна

магистр  психологии  Казахского  Национального 

педагогического  университета  им.  Абая,  г.  Алматы,

E-mail: 

 

Состояние  проблемы  становления  подрастающего  человека  в  современном  дисгармоничном  мире  оценивается  как  кризисное.  Его  деструктивность  выступает  в  различных  формах,  но  наиболее  отчетливо  и  явно  она  проявляется  в  саморазрушительных  тенденциях,  имеющих  устойчивую  тенденцию  к  росту.  Саморазрушения  несовершеннолетних  наносят  не  только  популяционный  ущерб,  но  и  урон  вследствие  негативной  социальной  значимости  этого  явления  для  семьи,  школы  и  общества  в  целом.

В  последнее  время  растет  число  подростков,  имеющих  тенденцию  аутодеструктивного  поведения  личности.  Помочь  им  можно  лишь  только  хорошо  понимая  причины,  приводящие  к  пренебрежению  жизнью.  Лучше  всего  эти  причины  видны  на  группе  лиц  с  саморазрушением,  так  как  это  наиболее  явная,  отчетливо  заостренная  форма  аутодеструктивного  поведения. 

Аутодеструктивное  (саморазрушительное)  поведение  —  это  поведение,  отклоняющееся  от  медицинских  и  психологических  норм,  угрожающее  целостности  и  развитию  самой  личности.  Предпосылкой  аутодеструктивного  поведения  в  частности  является  апатия,  неверие  в  личные  перспективы,  снижение  творческой  и  витальной  активности  в  результате  психической  травмы.  Однако  наличие  психотравмирующей  ситуации  –  недостаточное  условие  для  проявления  аутодеструктивного  поведения.  Вторая  составляющая  –  личностные  особенности  подростка,  многие  авторы  обнаруживают  ряд  особенностей  личности,  не  позволяющих  ей  адекватно  реагировать  на  жизненные  проблемы  и  тем  самым  предрасполагающих  к  аутодеструктивному  поведению.  К  ним  часто  относят:  напряжение  потребностей  и  желаний,  неумение  найти  способы  их  удовлетворения,  отказ  от  поиска  выхода  из  сложных  ситуаций,  низкий  уровень  самоконтроля,  неумение  ослабить  нервно-психическое  напряжение,  эмоциональная  нестабильность,  импульсивность,  повышенная  внушаемость,  бескомпромиссность  и  отсутствие  жизненного  опыта.  Спецификой  аутодеструктивного  поведения  в  подростковом  возрасте  является  его  опосредованность  групповыми  ценностями.  Группа,  в  которую  включен  подросток,  может  порождать  следующие  формы  аутодеструкции:  наркозависимое  поведение,  самопорезы,  компьютерную  зависимость,  пищевые  аддикции,  реже  —  суицидальное  поведение  [1,  с.12]. 

У  многих  подростков  развитие  самооценки  сопровождается  постоянной  или  ситуативной  тревожностью.  Для  нормального  развития  самооценки  подростки  нуждаются  в  стабильности,  объективности  оценок  и  требований.  Самооценка  относится  к  центральным  образованиям  личности,  к  ее  ядру.  Она  в  значительной  степени  определяет  социальную  адаптацию  студента.  Самооценка  напрямую  связана  с  процессом  социально-психологической  адаптации  и  дезадаптации  личности,  так  как  условием  успешной  адаптации  является  функциональное  динамическое  единство,  где  реальный  образ  мира  и  образ  Я  уравновешиваются.  Она  позволяет  примерить  свои  силы  к  требованиям  группы  и,  в  соответствии  с  этим,  самостоятельно  ставить  перед  собой  определенные  цели  и  задачи.  Самооценка  в  значительной  степени  определяет  социальную  адаптацию  студента,  является  регулятором  поведения  и  деятельности.  Научными  исследованиями  выявлено:  каждый  индивид  намеренно  или  неосознанно  сравнивает  себя  с  окружающими  и  в  итоге  вырабатывает  довольно  устойчивое  мнение  о  своем  интеллекте,  внешности,  здоровье,  т.  е.  формирует  набор  самооценок. 

А.А.  Реан  отмечает,  что  уровень  выраженности  агрессивных  реакций  коррелирует  с  самооценкой  подростка.  Общая  тенденция  заключается  в  наличии  прямой  связи:  чем  выше  уровень  самооценки,  тем  выше  показатели  обшей  агрессии  и  различных  ее  составляющих.  Подростковый  возраст  представляет  собой  группу  повышенного  риска.  Во-первых,  сказываются  внутренние  трудности  переходного  возраста,  начиная  с  психогормональных  процессов  и  кончая  перестройкой  Я-концепции.  Во-вторых,  пограничность  и  неопределенность  социального  положения  юношества.  В-третьих,  противоречия,  обусловленные  перестройкой  механизмов  социального  контроля:  детские  формы  контроля,  основанные  на  соблюдении  внешних  норм  и  послушании  взрослым,  уже  не  действуют,  а  взрослые  способы,  предполагающие  сознательную  дисциплину  и  самоконтроль,  еще  не  сложились  или  не  окрепли  [2,  с.389].

  Практически  все  авторы  литературы  по  возрастной  психологии  подчеркивают  эмоциональную  нестабильность,  ранимость  подростков:  «В  этот  период  крайней  ранимости  они  защищаются  от  всего  мира  либо  депрессией,  либо  негативизмом,  который  еще  больше  усиливает  их  слабость»,  –  пишет  Ф.  Дольто  [3,  с.15].  Эта  повышенная  хрупкость  связана,  во-первых,  с  физиологическими  и  гормональными  перестройками,  во-вторых,  с  новой  социальной  и  психологической  ситуацией.  К.  Фопель  подчеркивает,  что  подростки  часто  не  уверены  в  том,  справятся  ли  они  с  трудностями  взрослой  жизни  [4,  с.7]. 

Учитывая  склонность  подростков  к  так  называемому  «черно-белому»,  бескомпромиссному  мышлению,  от  всего  этого  действительно  легко  впасть  в  депрессию  и  безысходность.  Как  отмечает  Дж.  Райкус,  многие  младшие  подростки  тяготеют  к  занятиям,  позволяющим  им  испытывать  острые  ощущения.  Они  редко  умеют  контролировать  или  сдерживать  свои  интенсивные  эмоции,  что  вместе  с  отсутствием  опыта,  неспособностью  трезво  оценивать  ситуацию  и  собственные  силы  и  склонность  к  риску  могут  иметь  тяжелые  и  даже  опасные  для  жизни  последствия  [5,  с.105].

Подростки  часто  не  умеют  обращаться  с  собственными  агрессивными  чувствами,  признавать  их,  находить  безопасные  способы  их  выражения.  Они  не  знают,  что  агрессия  в  той  или  иной  мере  присутствует  в  душе  большинства  людей,  порождаемая  многими  причинами:  ущемлением  важнейших  потребностей  личности,  невозможностью  осуществить  свои  интересы,  длительным  унижением  и  угнетением,  нерешенными  моральными  проблемами  при  общераспространенном  запрете  взрослых  на  проявление  агрессивных  чувств.  Часто  подростки  сами  пугаются  собственной  агрессии,  отрицают  и  подавляют  ее,  не  осознают,  с  чем  связано  ее  возникновение.  То  есть  такое  поведение  –  следствие  того,  что  человек  не  умеет  строить  комфортные  для  себя  отношения  с  окружающими,  разрешает  с  помощью  саморазрушительных  действий  внутриличностные  конфликты,  возникающие  от  того,  что  его  не  понимают,  не  признают  другие,  значимые  для  него  люди.  [6,  с.93].

По  мнению  А.  Е.Личко,  также  распространена  классификация  Р.Дженкинс,  которая  включает  7  видов  нарушений  поведения  в  подростковом  возрасте:  гиперкинетическая  реакция,  реакция  ухода,  реакция  аутистического  типа,  реакция  тревоги,  реакция  бегства,  «несоциализированная  агрессивность»,  групповые  правонарушения.  А.Е.  Личко  к  числу  наиболее  частых  причин  саморазрушения  среди  подростков  относит:  1)  потерю  любимого  человека;  2)  состояние  переутомления;  3)  уязвленное  чувство  собственного  достоинства;  4)  разрушение  защитных  механизмов  личности  в  результате  употребления  алкоголя,  гипногенных  психотропных  средств  и  наркотиков;  5)  отождествление  себя  с  человеком,  совершившим  самоубийство;  6)  различные  формы  страха,  гнева  и  печали  по  разным  поводам  [7,  с.109]. 

Стремление  к  саморазрушению  /аутодеструктивное  поведение/  очевидно,  заложено  в  человека  от  природы  –  если  все  живое  вокруг  изо  всех  сил  борется  за  существование,  то  отдельные  человеческие  индивиды,  наоборот,  вкладывают  недюжинную  энергию  в  то,  чтобы  полностью  испортить  себе  жизнь,  а  иногда  и  расстаться  с  нею. 

В  1979  г.  предложено  общее  понятие,  объединяющее  различные  формы  саморазрушающего  поведения,—  «умышленное  причинение  себе  вреда»  (Morgan  H.  G.,  1975,  1979).  Изучение  саморазрушающего  поведения  в  целом  исходит  из  основных  тенденций  психологии  отклоняющегося  поведения  и  клинической  психологией,  и  определяется  следующим  понятием,  данным  американским  исследователем  Э.  Шнейдманом:  "это  действия,  направленные  на  нанесение  какого-либо  ущерба  своему  соматическому  или  психическому  здоровью".  Оно  включает  в  себя  широкий  спектр  явлений,  таких  как  социальные  нормы  поведения,  психологические  аспекты  и  проблемы  социализации  подростков,  проблема  половой  идентичности,  адаптации  и  саморегуляции,  а  также  различные  виды  социальных  патологий  [8,  с.34]. 

А.А.  Султанов,  изучая  причины  саморазрушаещего  поведения  у  практически  здоровых  подростков  и  юношей,  выделил  три  основные  группы  факторов:  1)  дезадаптация,  связанная  с  нарушением  социализации,  когда  место  молодого  человека  в  социальной  структуре  не  соответствует  уровню  его  притязаний;  2)  конфликты  с  семьей,  чаще  всего  обусловленные  неприятием  системы  ценностей  старшего  поколения;  3)  алкоголизация  и  наркотизация  как  почва  для  возникновения  суицидальной  ситуации  и  предпосылок  для  быстрой  ее  реализации.

Д.Д.  Федотов  и  соавт.  отмечают,  что  попытки  саморазрушения  и  намерения  (по  типу  истерических  реакций)  чаще  возникают  у  подростков  в  ответ  на  систематическое  словесное  унижение,  игнорирование  их  мнения  близкими,  ущемление  самостоятельности,  в  ответ  на  конфликтные  ситуации,  связанные  со  злоупотреблением  алкоголем  и  приемом  других  наркотических  средств,  вследствие  присущих  данному  возрасту  сексуальных  проблем.  Саморазрушение  и  покушения,  обусловленные  психическими  расстройствами  (аффективно-шоковые  и  депрессивные  реакции),  по  данным  авторов,  чаще  возникают  в  результате  незаслуженного  наказания  или  унижения,  исходящих  от  родителей  и  друзей,  оскорбления  чувства  дружбы  и  любви,  исключения  по  разным  причинам  из  учебного  заведения,  измены  [9,  с.205].

Подростков  очень  беспокоит  подозрительное  и  настороженное,  а  иногда  действительно  необъективное  и  стереотипное  отношение  к  их  увлечениям.  Ведь  в  этом  возрасте  даже  справедливая  критика  вызывает  негативную  реакцию.

Таким  образовам,  аутодеструктивное  поведение  подростков  является  следствием  социально  психологической  дезадаптации  личности  в  условиях  переживаемых  микросоциальных  конфликтов.  В  острых  кризисных  состояниях  подросток  испытывает  целую  гамму  негативно  окрашенных  эмоций  -  чувство  беспомощности,  отчаяния,  непереносимой  тоски,  личной  катастрофы. 

 

Список  литературы:

1.Берно-Беллекур  И.В.  Социально-психологические  аспекты  аутодеструктивного  поведения.  –  Санкт-Петербург,  2003.  –  197  c.

2.Реан  А.А.  Психология  подростка  -  М.:  Прайм-Еврознак,  2006.  –  480с

3.Дольто  Ф.  На  стороне  подростка.  –  Екатеринбург:  V  –  Фактория,  2004.  –  368  с.

4.Фопель  К.  На  пороге  взрослой  жизни.  Психологическая  работа  с  подростковыми  и  юношескими  проблемами.  –  М:  Генезис,  2008.  –  176  с.

5.Райкус  Дж.С.  Социально-психологическая  помощь  семьям  и  детям  групп  риска.  Том  III.  –  Москва:  Эксмо,  2009.  –  288  с. 

6.Осорина  Н.В.  Секретный  мир  детей  в  пространстве  мира  взрослых.  –  СПб:  Речь,  2007.–  276  с.

7.Личко  А.Е.  Типы  акцентуаций  характера  и  психопатий  у  подростков.  М.:  Эксмо-Пресс,  1999.  –  416  с.

8.Змановская  Е.В.  Девиантология.  –  Москва,  2003.  –  288  с. 

9.Ефремов  В.  С.  Основы  суицидологии.  -  СПб.:  «Издательство  «Диалект»,  2004.  –  480  с.

sibac.info

«Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков»

Тема лекции: « Методы и способы профилактики саморазрушающего поведения подростков».

Лектор педагог-психолог Ворсина Е.В.План лекции:

1.Саморазрушающее поведение. Внутренние и внешние факторы саморазрушающегося поведения.

2. Причины саморазрушающего поведения.

3. Помощь при саморазрушающем поведении .Литература:1.Алехин А.Н., Малкова Е.Е. Саморазрушающее поведение подростков как

феномен и научная проблема // Вестник Герценовского университета. 2012. №

2.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под

ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.

3.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В.

Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

4.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. – 160 с.

5.О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - Манн, Иванов и Фербер;

Москва; 2015.

6.Руженков В. А., Лобов Г. А., Боева А. В. К вопросу об уточнении содержания

понятия «аутоагрессивное поведение»

://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/3342/1/Ruzhenkov_K20voprosu.pdfСодержание лекции.

1.Саморазрушающее поведение. Внутренние и внешние факторы саморазрушающего поведения

В аспекте клинической психологии саморазрушающим является такое поведение человека, которое препятствует адекватному взаимодействию человека со средой жизнедеятельности (пьянство, злоупотребление психоактивными веществами, суицид) и приводит в перспективе к деформации сформировавшихся в онтогенезе психических образов или прекращению жизни, вообще. Суицид в этом аспекте поведенческих нарушений выступает, как крайняя форма саморазрушения. Однако, помимо того, что саморазрушающее поведение препятствует нормальному взаимодействию со средой жизнедеятельности, сама среда является ключевым фактором, детерминирующим саморазрушающее поведение личности.

Можно выделить внутренние и внешние факторы, ведущие к саморазрушающему поведению.

Внутренние:

  • наследственно-биологические и конституциональные предпосылки
  • внутриличностные причины и механизмы
Внешние:
  • условия физической среды
  • социальные условия
Таким образом, личность и среда неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга (рис. 1).

Рис.1. Влияние среды жизнедеятельности на саморазрушающее поведение

Социально-психологические теории рассматривают саморазрушающее поведение с точки зрения макро и микро социальных процессов, влияющих на личность подростка. Французский исследователь Э.Дюркгейм, который является родоначальником социологического подхода, полагал, что количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми. Отечественный психолог Ю.А. Клейберг объясняет механизмы саморазрушающего поведения через отношение личности к социальным нормам. Отклоняющееся поведение – «это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ней». Одним из важнейших условий благополучия личности является ее успешная адаптация.

Дезадаптация – это не способность принимать условия среды и реализовывать свою индивидуальность в определенных социальных условиях. Представители классического бихевиоризма рассматривают человеческое поведение, как результат взаимодействия личности со средой.

Саморазрушающее поведение в данном аспекте – это результат сложного обусловливания среды. С точки зрения бихевиоральных теорий, употребление алкоголя подкрепляется ощущением удовольствия (тепла, расслабления) и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, уход от ответственности). Школьная дезадаптация подростков приводит к таким поведенческим отклонениям, как агрессия, курение, прогулы. В более масштабной форме дезадаптация в школьном возрасте проявляется в виде употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя и др.).

К внешним социальным факторам, способствующим формированию саморазрушающего поведения, особенно, зависимого поведения (переедание, прием алкоголя) можно отнести технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, поставляющих на рынок потенциальные объекты зависимости. Кроме того, в современном мире все больше утрачиваются межличностные связи между людьми. Подростки погружаются в виртуальную реальность компьютерных игр. Как следствие, человек утрачивает жизненно важные поддержку и чувство безопасности.

Саморазрушающее поведение может быть результатом научения. Очень велико в подростковом возрасте влияние группы. Например, приобщиться к курению подросток может в значимой компании. А психоактивные вещества очень часто являются своеобразным «пропуском» в подростковую субкультуру. Таким образом, наркотики для подростка выполняют значимые функции: дают ощущение взрослости и освобождения от родительской опеки, формируют чувство принадлежности к группе, помогают регулировать эмоциональное состояние.

Саморазрушающее поведение также может быть следствием семейных проблем. Если употребление марихуанны еще можно списать на влияние группы, то прием наркотиков, обычно, связан с нарушением взаимоотношений с родителями, или проблемами в семье. Наркозависимость, например, может быть следствием удержания родителей от развода. Желанием объединить их для решения вновь возникшей реальной проблемы. Не последнюю роль в саморазрушающем поведении играет детская травма, которая связана с неспособностью матери удовлетворить потребности малыша. Позже последствия травмы у таких людей приводят к формированию низкой аффективной толерантности, постоянного чувства беспокойства и напряжения. А в последующем к употреблению психоактивных веществ.

Саморазрушающее поведение очень часто является средством достижения разрядки, самоутверждения или значимой цели. По мнению авторов В.А.Руженков, Г.А.Лобов, А.В.Боева, которые проводили исследование аутодеструктивного поведения на основе категории цели, в 50 % случаев целью такого поведения является снятие психоэмоционального напряжения. Другой популярной формой является манипулятивный тип (таблица № 1). Человек наносит себе самоповреждения с целью манипуляции ближайшим окружением..

Классификация аутодеструктивного поведения на основе категории цели

Биологические и генетические предпосылки могут играть определенную роль в формировании саморазрушающего поведения. Они определяют тип нервной системы, и некоторые реакции на средовые воздействия. Но любые биологические предпосылки всегда действуют только в контексте социального окружения. Кроме того социальные предпосылки сами по себе могут вызывать биологические изменения в организме, например, изменение гормонального фона при стрессе. С одной стороны влияние среды является причиной возникновения саморазрушающего поведения, но с другой велика роль самой личности в процессе ее социализации.

2. Причины саморазрушающего поведения.

Существует огромное количество теорий, объясняющих саморазрушающее поведение в аспекте сущностных характеристик личности. Австрийский психиатр В.Франкл считает, что саморазрушающее поведение – результат экзестенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития. Например, такие виды поведения, как агрессия и наркомания – следствие возникновения экзестенциального вакуума. Экзестенциальный вакуум, по мнению Франкла – это чувство внутренней пустоты, когда жизнь человека лишена смысла. Смысл в наркотиках начинают искать люди, которые не имеют высоких жизненных целей. Самоубийства, по мнению автора, в 85 % случаев происходят из-за депрессии, которая также является следствием утраты жизненного смысла.

Клиентцентрированная психология К.Роджерса объясняет проблемное поведение, как результат внутреннего конфликта между потребностью в самореализации и зависимостью от внешних оценок. Внутренний конфликт возникает из-за искаженных представлений личности о себе. У человека с проблемным поведением заблокирован процесс самоактуализации. Основная причина кроется в условных ценностях, сформированных в детском возрасте. Личность ребенка не воспринимается родителями, как ценность сама по себе. Понятие самоактуализации также является ключевым в теории А.Маслоу. По мнению А.Маслоу, потребность в самоактуализации заложена в человеческой природе. Блокировка процесса самоактуализации может быть одной из причин саморазрушающего поведения. Если нормальная самоактуализация через творчество и духовность не возможна, она может быть подменена через саморазрушающее поведение.

Не последнюю роль играет то, как подросток реагирует на стрессовую ситуацию. Личности с саморазрушающим поведением склонны к малопродуктивным стратегиям защиты от стресса, таким как уход от проблем, изоляция, отрицание. Согласно модели Л.Лазаруса, исследующего копинг-поведение в ситуациях стресса, после когнитивной оценки, индивид приступает к выработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации. Таким образом, то, как подросток интерпретирует стрессовую ситуацию, определяет его поведение. Согласно когнитивной модели А.Бека, в основе нарушенного поведения заложены искаженные мыслительные схемы, которые становятся не адаптивными. На уровне поведения возникают дезадаптивные реакции ухода, отказа от активности.

Психодинамические теории рассматривают поведение с точки зрения бессознательных процессов. Американский психиатр Р. О’Коннор считает, что причинами самодеструктивного поведения могут быть наличие у человека двух областей сознания, плохо соотносящихся друг с другом. Они дают противоречивые советы, а человек принимает решение не размышляя. Согласно О’Коннору, у людей есть вдумчивое «сознательное Я» и «непроизвольное Я», которое делает свою работу, не привлекая внимания личности. Человек саморазрушает себя по вине «непроизвольного Я»: это внутренний выбор, который не осознается и не соотносится с реальностью. Это привычки жить определенным образом и испытывать чувства, которые человек пытается отрицать. Все модели саморазрушающего поведения при этом фиксируются в головном мозгу.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что причинами саморазрушающего поведения могут быть как внешние факторы среды, так и внутриличностные характеристики подростка. Данный вид поведения характеризуют: экзистенциальные проблемы – утрата смысла жизни, блокировка самоактуализации, фрустрированные потребности, внутренние конфликты, непродуктивные механизмы борьбы со стрессом, эмоциональные проблемы-тревога, депрессия, когнитивные искажения, психические травмы.

3. Помощь при саморазрушающем поведении .

Помощь при саморазрушающем поведении разного рода должна быть комплексной и включать в себя не только медикаментозую терапию и психологическую коррекцию, но и, по возможности, психолого-педагогическую работу с семьей такого клиента (в частности, при работе с подростками). Кроме того, при работе с самоповреждающим поведением требуется достаточный уровень подготовки специалиста, который готов к тому, что процесс психотерапии может значительно усложняться (вплоть до невозможности её продолжения) вследствие неспособности человека с тенденцией к самоповреждению принять успех. Такие клиенты могут (неосознанно или осознанно) склонять процесс психотерапии в русло очередного источника разочарования, неудачи и боли.

Очевидные положительные результаты в коррекции влечения к самодеструкции показывают методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Они позволяют развить и стимулировать навыки снятия напряжения иными способами, совладания с избытком мучительных негативных переживаний. Иными словами, открыть вместе с клиентом простую истину, что справиться с невыносимостью переживаний и окружающей обстановки можно не только путем нанесения своему телу увечий.

Однако, на мой взгляд, это лишь первый этап психотерапевтической работы. Зачастую оказывается, что клиент овладевает упомянутыми выше навыками, избавляется от аутоагрессивной модели поведения, но внутренние и внешние раздражители, вызывающие высочайшее эмоциональное напряжение и приводившие ранее к приступам самоповреждающего поведения, по-прежнему вызывают сильнейший стресс. Поэтому следующим этапом для успешного полного разрешения внутренних и внешних конфликтов, необходимо продолжать психотерапевтический процесс, используя при этом подходящие методы и направления психотерапии, в зависимости от тяжести ситуации, а так же наличия или отсутствия расстройств личности, психики и, тем более, органической патологии (при отсутствии противопоказаний лечащего врача).

Подводя итоги, хочется отметить главное: самоповреждение - не только привычный способ борьбы со стрессом. Это самый настоящий процесс, которому способствует множество факторов, имеющий своё начало и (при грамотной работе специалиста и, главное - желании клиента) конец. Достаточно для начала помнить, что самоповреждение - вещь по-своему действенная (иначе этот способ никто не использовал бы), однако лишь создающая иллюзию контроля над собой, своими чувствами и эмоциями, приводящая к «бегу по замкнутому кругу». Для того, что бы научиться жить в гармоничных отношениях со своими и чужими эмоциями и реакциями, стоит отыскать тот самый смысл, цель, ради которых захочется развивать в себе эти навыки. А может быть непрерывный процесс развития подобных навыков и есть «тот самый» смысл?

lit.na5bal.ru

злоупотребление психоактивными веществами, рискованные виды спорта

Н. Фейбероу впервые описал и систематически исследовал различные формы саморазрушающего поведения, которые не относились к суицидальным. К ним отнесены такие поведенческие реакции как:

1. Злоупотребление различными психоактивными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак.

2. Соматические болезни (заболевание сердца, травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и нарушают режим).

3. Проституция, делинквентное поведение, преступные деяния, которые опасны возможностью краха личности.

4. Виды спорта, связанные с риском (например, прыжки с парашютом, в воду с большой высоты).

Такое поведение Э. Дюркгейм еще в 1897 году назвал «символическим суицидом». Позднее все типы поведения, которые способствуют продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти, стали классифицироваться как саморазрушающее поведение. П. И. Сидоров, А. В. Парняков данные типы поведения называют непрямым суицидом, признаком которого является отсутствие полного осознания своих поступков в направлении смерти, отрицание суицидальной тенденции.

Саморазрушающее поведение – аутодеструктивное поведение, для которого свойственно совершение опасных для жизни действий, не связанных с осознанными представлениями о собственной смерти. Это широкий спектр аутодеструктивной активности, которая включает в себя действия прямо или косвенно приводящие к причинению ущерба личности (курение табака, употребление алкоголя или наркотических веществ, склонность к риску, азартные игры, хулиганские действия, провокация уличных драк, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев), но не осознаются как таковые. Достаточно часто эти действия носят провоцирующий характер, то есть представляют собой активность, связанную с причинением ущерба личности в результате осознанной или неосознанной провокации окружающих. По своему содержанию это активность, примыкающая к суицидальной сфере, но таковой не являющаяся.

24. Состояния психалгии, переживание острой душевной боли и угроза самоубийства

Душевная боль, болевой синдром бывает как физическим, так и внутренним (душевным). Боль в душе, вызывающая страдание, воспринимается как несправедливое наказание.

Стремление избавиться от тяжести в груди неизмеримо. Очень часто, cамую болезненную душевную боль нам приносит как не странно именно наши собственные фантазии, различные иллюзии и не сбывшиеся мечты.

Приоритетным фактором риска и причиной самоубийства выступает душевная боль.

Никто не совершает суицида от радости, его не может вызвать состояние блаженства. В данном случае речь идет именно о психической боли, боли от ощущения боли. Невыносимая психическая боль — это то, отчего человек стремится убежать. Самоубийство легче всего представить как бегство от психической боли и невыносимого страдания.

Для самоубийства характерно состояние, при котором человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, и оба эти воздействия являются истинными и непритворными. Двойственность является наиболее характерным отношением человека к суициду: он чувствует душевную боль, стремится сбежать от неё к смерти с помощью самоубийства и одновременно желает (и даже планирует) спасение и вмешательство других.

В период наивысшей точки душевной боли не нужно пытаться переделывать человека, давать советы или убеждать в неправильности его взглядов. Это не работает. Достаточно постоянно быть рядом в такие минуты и оказывать дружескую поддержку.

18% суицидов из-за Душевной боли

studfiles.net

Концепция саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности

02 июня 2003 16:40   |   Попов Ю.В. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. Санкт-Петербург.

 

Социально-экономические изменения, происходящие в России на протяжении последних лет, не могли не вызвать и определенные психологические последствия. Все увеличивающаяся напряженность общества, рост национальных и этнических конфликтов, локальные войны порождают в людях агрессивность и неуверенность в будущем. У десятков миллионов людей был резко нарушен привычный стереотип жизни, развенчаны прежние идеалы, значительно понизился экономический уровень. Жизненная катастрофа, постигшая людей, выявила у них состояния, напоминающие посттравматические стрессовые расстройства, которые Ю. А. Александровский, учитывая растянутость во времени психотравмирующих факторов, назвал социально-стрессовыми расстройствами. Социалько-дезадаптирующие факторы могут приводить не только к невротическим состояниям и патологическим развитием личности, но даже и к реактивным психозам. И все же человек, особенно это, касается лиц молодого возраста, обладая наивысшими в лице живого адаптационными возможностями, приспосабливается почти к любым изменениям внешней среды, включая и социальные перемены. Но спонтанные механизмы регуляции социального поведения обычно направлены на максимальную адаптацию человека в данный конкретный момент и в данной конкретной ситуации. Может быть, отчасти, поэтому большинство населения целых стран (Германия 30−х гг., Россия, по крайней мере, дважды, в XX в.) относительно быстро меняли свою социально-идеологическую направленность.

Для подростка обычно критерием хорошей адаптации служит ощущение комфортности в среде сверстников, безотносительно ее социальной направленности. Благополучие в перспективе, даже собственное здоровье, мало волнует подростков, если для этого необходимо чем-то поступиться в настоящем.

Безусловно, и то, что обилие жизненных трудностей не позволяет большинству людей конструктивно справляться с ними, и механизмы психологической защиты направляются в этом случае на уход от существующих проблем. Причем, алкоголизация и наркотизация, хотя и считаются универсальными средствами ухода от действительности, но не являются при этом единственными не только наркотическая, но любая прогрессирующая зависимость (в принципе, от чего угодно) приводит к постепенному отстранению от других видов деятельности и развлечений, сужает круг увлечений и интересов. При этом неизбежно снижается уровень требований и критика к самому себе. Как следствие — происходит упрощение личности и ее постепенная деградация. Нам представляется, что именно проявления дисфункциональное личности, а не степень девиации поведения или вид зависимости (алкоголь, наркотики или спорт) может являться показателем их патологичности. Уже в само определение расстройств личности по МКБ-10 включена констатация того, что они «почти всегда связаны с личностным и социальным крахом».

Нездоровый образ жизни, так широко представленный в настоящее время в стране, алкоголизация и никотинизация населения, все более распространяющееся употребление наркотиков и токсических веществ, делинквентное поведение, включая сексуальные девиации, уход от социально конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение — все это дает богатый материал для размышлений и приводит к разработке концепции саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности.

Мы считаем, что в основе саморазрушающего поведения лежит стремление к уходу от жизненных проблем, а не подсознательное стремление к смерти, что, по мнению некоторых западных исследователей, является основой суицидального поведения. Ряд суицидологов в нашей стране также относит к кругу явлений, находящихся в эквивалентном соотношении к самоубийству, некоторые формы девиантного поведения, следствием которого является нанесение ущерба физическому или психическому здоровью и духовному развитию личности. Такой подход, на наш взгляд, является чрезмерно обобщающим и расширительным. Бесспорно, суицидальное поведение является саморазрушительным поведением, но только как один из вариантов ухода дисфункциональной личности от жизненных проблем. Существует, конечно, и множество других вариантов саморазрушающего поведения.

Нами разрабатывается строго дифференцированный подход к саморазрушающему поведению. Уже первый вариант функциональной диагностики саморазрушающего поведения предполагал его разноплановую оценку и исключал обобщающий подход. В дальнейшем нами была разработана многоосевая классификация саморазрушающего поведения у подростков.

Первая ось служит для определения типа саморазрушающего поведения. К первому типу мы относим такие действия и поступки, которые могут причинять непосредственную угрозу для жизни индивидуума (суицидальное поведение). Разумеется, не все действия, и поступки, представляющие угрозу для жизни или наносящие ущерб организму, мы относим к саморазрушающему поведению. Выбор опасных для жизни профессий, поведение в экстремальных ситуациях может носить как саморазрушающий характер, так и не быть таковым. На критериях саморазрушающего поведения мы остановимся ниже.

Ко второму типу мы относим такие действия и поступки, которые приносят физический ущерб организму (от «нездорового» образа жизни — до самоповреждений). Следует помнить, что стремление к саморазрушению, особенно у подростков, может быть и своеобразным эквивалентом депрессивных состояний.

К третьему типу, который наиболее широко представлен в подростковом возрасте, мы относим такое поведение, которое не отвечает общепринятым нормам поведения и морали и наносит ущерб для духовного и нравственного развития (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т.д.).

К четвертому типу саморазрушающего поведения мы относим поведение, которое наносит ущерб будущему социальному статусу, помимо причин, относящихся к первым трем типам. Например, подросток отказывается от продолжения обучения выбранной самим же специальности, которая может принести ему в дальнейшем жизненное благополучие, самоутверждение и успех, и начинает заниматься перепродажей вещей ради получения сиюминутной выгоды.

Вторая ось характеризует уровень дисфункции личности. Это могут быть расстройства личности как непсихотического, так и психотического характера. Личностные отклонения могут и не достигать уровня расстройств личности и быть на уровне предпатологии, т. е. в виде акцентуации характера. Следует отличать разрушительное действие болезни от саморазрушающих действий при болезни. Например, шизофрения обусловливает разрушение личности и наступление дефектного состояния.

Комплексная оценка саморазрушающего поведения у подростков была бы неполной, если бы не учитывала тип акцентуации его характера. Этому посвящена третья ось — типы акцентуации характера. Особенности саморазрушающего поведения, обусловленные различными типами акцентуации характера, описаны А. Е. Личко. Не повторяя описания этих особенностей, следует отметить, что саморазрушающее поведение наблюдается при всех характерологических типах, и, на наш взгляд, нет оснований выделять среди них в этом отношении более или менее опасные типы. Но для оценки риска развития тех или иных форм саморазрушающего поведения определение типа акцентуации характера подростка совершенно необходимо.

Четвертая ось — степень социальной адаптации. Она определяется уровнем социального функционирования и степенью ее конструктивной направленности. Об устойчивой социальной адаптации можно говорить при стойкой компенсации патологических проявлений и удовлетворительном уровне социального функционирования в течение нескольких лет (срок зависит от формы расстройств личности). Парциальная адаптация — это стабильный уровень социального функционирования в определенных и привычных условиях, при изменении которых адаптация нарушается. Например, подросток-психастеник, хорошо адаптированный в школе, где он имел высокие показатели успеваемости, при переходе в закрытое мореходное училище с проживанием в общежитии дает срыв, но при возвращении в семью и в старую школу снова демонстрирует высокий уровень адаптации. Неустойчивая адаптация характеризуется периодическим срывом социального функционирования от незначительных причин. Дезадаптация — это нарушенный уровень социального функционирования, сопровождающийся неадекватными реакциями на внешние раздражители и ведущий к страданиям индивидума.

Не исключается, что саморазрушающее поведение на какой-то отрезок времени может носить даже адаптационный характер применительно к какой-либо конкретной ситуации. Например, подросток, с лихостью совершая криминальные поступки, демонстративно употребляя спиртные напитки и наркотики, жестоко расправляясь с другими сверстниками, может быстро завоевать лидирующее положение в асоциальной компании и быть в этой среде прекрасно адаптированным. Причем эта адаптация может сохраняться на протяжении нескольких лет. В случае же, если указанные нарушения носили транзиторный характер, адаптация может быть хорошей и во всей дальнейшей жизни. И, тем не менее, криминальные действия подростка, его алкоголизация, употребление наркотиков, несмотря на нередко транзиторный характер, следует относить к саморазрушающему поведению, так как, несмотря на отсутствие видимого физического ущерба для организма, происходит вполне определенный ущерб в сфере духовного и нравственного развития.

Сложнее решить, является ли саморазрушающим поведением сознательное принесение индивидуумом себя в жертву. Ведь иногда человек идет на явный физический ущерб своему организму вплоть до собственной гибели ради каких-либо, на его взгляд, более важных целей. И если это происходит ради благополучия других людей, ради утверждения высших принципов, то это может являться пиком духовной жизни человека, и в этом случае вряд ли можно говорить о саморазрушающем поведении. С другой стороны, жертвенное поведение, безусловно, может быть и саморазрушающим, например, в том случае, если оно не оправдывается высшими целями. Остается, конечно, весьма спорным, что относить к высшим принципам и целям, а что — нет. Подобная оценка может быть только относительной, и во многом она зависит не только от социального и культурного уровня человека и его вероисповедания, но и того, к какой исторической эпохе и какому этносу он принадлежит. И совсем не обязательно быть верующим человеком, чтобы согласиться, что в сфере морали и нравственности принципы существования и взаимоотношений между людьми в наиболее концентрированном виде изложены в десяти заповедях Ветхого Завета и в Нагорной Проповеди Нового Завета. Причем, в той или иной форме эти истины отражены как в других религиях, так и в итогах размышлений величайших умов человечества. Концепция ненасилия, к которой разными путями пришли Лев Толстой, Мохандус Ганди, Мартин Лютер Кинг, по существу составляет суть заповеди «любите врагов ваших». Дело в что в религиозных заповедях отражается веками накопленный человеческий опыт. Нормы поведения, изложенные в них, представляют собой результат естественного отбора различных форм общения и поведения человека за длительный период его предшествующего существования. Поведение человека, отклоняющееся от общепринятых норм, рано или поздно приводило его к различным проблемам и, в конечном итоге, к жизненному краху. «Мы никогда не избавимся от врагов, отвечая ненавистью на ненависть, мы избавляемся от врагов, избавляясь от чувства вражды» — этой фразой Мартин Лютер Кинг показал альтернативный по отношению к агрессии путь — путь ненасилия.

Зло, агрессия по отношению к другому человеку, пусть даже своему врагу, разрушают обе стороны конфликта. Нередко разрушение происходит не только в сфере духовности, но человек страдает и физически. Целый ряд психосоматических заболеваний, разрушающих человека, связан с чувством вражды и агрессии к окружающим. Путь ненасилия — это созидательный путь, поскольку призывает не к вражде и злу, а к пониманию окружающего мира, даже и своих противников. Безусловно, подобное понимание может происходить только при определенном уровне нравственного развития. Нравственное же развитие немыслимо без усвоенных культурных и духовных ценностей предшествующих поколений. Вот почему наиболее разрушающее на человека, особенно на подростка в период становления личности, действует отрыв от предшествующего поколения, развенчивание идеалов и нравственных устоев, отсутствие веры во что-либо более ценное, нежели удовлетворение сиюминутных потребностей и инстинктов, направленных на получение удовольствия.

События последних лет, происходящие в России, дают наглядную иллюстрацию этой истине — число, наркоманов в крупных городах возросло в десятки, если не в сотни раз. Сексуальная вседозволенность, преступность, дух торгашества и нравственный «беспредел» буквально захлестнули всю страну, и в наибольшей степени, конечно, это коснулось молодежи. К сожалению, повторяется та же картина, которая наблюдалась после революции 1917г.

Собственно говоря, не технический прогресс, а духовный и исторический опыт предшествующих поколений, если он, конечно, усвоен, в наибольшей степени и определяет отличие современного человека от неандертальца. Ведь в биологическом строении человек за тысячелетия своего существования мало изменился. А техническая сверхооснащенность преступных групп, сочетающаяся с отсутствием элементарной духовности и нравственности, не делает общий рисунок поведения людей, входящих в эти группы, отличающимся от поведения их пещерных предков. На первый план выступают жестокость, насилие и достижение личных корыстных целей. Интересно отметить, что в этих группах, как и в других подобных ситуациях, когда утрачиваются нравственные и духовные ценности (например, в местах заключения и других изоляторах, в закрытых учреждениях с казарменным проживанием и т.д.), меняется не только стиль поведения, но, особенно среди молодежи, изменяется и внешний вид, прическа, появляется соответствующая атрибутика, насыщенная символикой, татуировка, вырабатываются специфические ритуалы, вера во что-либо приобретает идолопоклоннический характер. Речь утрачивает богатый понятийный характер, сужается словарный запас, происходит постепенный переход на ограниченный запас слов и выражений. Причем, даже иерархия власти в подобных группах, стиль отношений и взаимодействия их членов напоминает структуру и взаимоотношения в стае животных. Существует вожак, власть которого основана, прежде всего, на силе и жестокости подавления всех недовольных. Смена вожака стаи происходит отнюдь не самым демократическим путем, а только за счет большей силы, коварства или предательства соперника. При этом «слабые» (те, кто не хочет или не может жить по этим условиям) переходят в категорию изгоев, права которых и собственно благополучие практически сводятся к нулю.

Вопросы профилактики и коррекции саморазрушающего поведения не входит в задачи данной работы. Но, исходя из изложенного ранее, хочется отметить, что любое заметное сокращение саморазрушающего поведения у подростков, включая алкоголизацию и наркотизацию, как особого явления, возможно не за счет появления новых лекарственных средств и дальнейшего изучения этиопатогенеза, хотя подобные исследования крайне важны, так как помимо явления есть и конкретные больные, а за счет специально разработанных социальных программ, построенных на основе изучения психических особенностей этих подростков и их психологии.

Таким образом, концепция саморазрушающего поведения, не претендуя на самостоятельное место в психиатрии, все же, на наш взгляд, имеет право на существование на ее границах с психологией и социологией.

 

www.medicus.ru