Социальное поведение и его виды. Поведение человека и его виды


Виды поведения человека

 

Фиксация поведения: - один из механизмов личности — тенденция к сохранению апробированных эффективных стереотипов поведения.

Агрессивное поведение - специфическая форма поведения человека, характерная демонстрацией превосходства с применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства — до словесных оскорблений (агрессия вербальная) — и до применения грубой силы (агрессия физическая).

В зарубежной психологии существует множество объяснений поведения агрессивного. Так, психоанализ видит в нем проявления комплекса Эдипова, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве. Необихевиоризм считает поведение агрессивное следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе научения социального. Интеракционизм — следствием объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и групп социальных. Когнитивизм — результатом диссонансов и несоответствий в сфере познавательной субъекта (см. теория соответствия когнитивного). Есть и биологизаторские попытки объяснить поведение агрессивное как чисто инстинктивное.

Девиантное поведение — (поведение отклоняющееся) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения отклоняющегося — преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, сексуальная распущенность, и пр.). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

В происхождении поведения отклоняющегося особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, сферы эмоционально-волевой (см. воля).

Преступность как вид поведения отклоняющегося изучается преимущественно криминологией, использующей результаты психологических исследований. Отечественная криминология склонна объяснять преступное поведение индивида сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в коей индивид оказался.

Непротивоправное поведение отклоняющееся также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления поведения отклоняющегося иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Поведение отклоняющееся может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Опосредованное поведение - действия, направляемые не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами. Просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно.

Полевое поведение - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения — в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды.

Сексуальное поведение - формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью; явление, представляющее важную сферу общественной, семейной и личной жизни, биологическая составляющая поведения сексуального включает параметры конституции половой, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности системы нервной центральной, генетические детерминанты.

Поведение сексуальное человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования конкретной функции выделяются разные виды отношения к сексуальности. Чем выше оказывается уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления поведения сексуального. Интимная близость может быть: 1) средством релаксации, разрядки на­пряжения полового; 2) средством прокреации, деторождения; 3) средством рекреации, чувственного наслаждения как самоцели; 4) средством познания; 5) средством коммуникации; 6) средством самоутверждения; 7) средством достижения внесексуальных целей; 8) средством поддержания определенного ритуала; 9) средством компенсации.

Выделяется несколько типов мотивации сексуальной: 1) тип гомеостабилизирующий — половое поведение строится на создании спокойствия и комфорта так, чтобы сексуальные вопросы не отвлекали от выполнения других задач, более высоко оцениваемых; 2) тип игровой — гармонично сочетает в себе романтичные и сексуальные элементы: в поведение сексуальное вносятся элементы игры, выдумки, фантазии; 3) шаблонно-регламентированный тип — устанавливает определенный стандарт поведения сексуального; 4) генитальный тип — характерен для лиц интеллектуально сниженных, не видящих разницы между половым влечением и эрекцией, считая ее "достаточным основанием к действию".

Социализация поведения сексуального проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлением к эротической привлекательности. Социальные детерминанты поведения сексуального объединены в теории сценария сексуального - разновидности поведенческой программы, предопределяющей возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения

Автономизация поведения сексуального от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру. Оно становится более избирательным и в отношении объектов, и условий и способов осуществления.

 

Золотое правило поведения - по Э. Эриксону — люди, включенные в процесс межличностного взаимодействия, должны руководствоваться императивным правилом: поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе.

Традиционная форма несколько иная: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе.

 

Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 851 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Психоаналитическая концепция личности по З.Фрейду | Коллективное бессознательное | Гуманистическая концепция личности по А. Маслоу | Гуманистическая концепция личности по К. Роджерсу | Интересы, идеалы и мировоззрение личности | Цели и функции организации как социально-технической системы | Психоаналитическая теория Э. Берна | Структура общения | Виды и уровни общения | Виды коммуникации в организации |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.03 сек.)

mybiblioteka.su

Социальное поведение и его виды

Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей (парадигма "Я и ты", "Я и мы"). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. "Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!" - это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

Правильное поведение - соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное - не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

Ответственное поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Синтонное поведение - рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное - порождающее напряженность и конфликты.

К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение.

Виктимное поведение (от англ. victim - жертва) - такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.

Девиантное поведение (от. англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок) - асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта.

Ошибочное поведение - неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.

Ось "адекватное - неадекватное" и "к желаемой человеком цели - в сторону" дает удобную типологию: "правильное - ошибочное - конформное - нестандартное" поведение.

Разбирая причины того или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека - поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.

В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. "Это не я начал обзываться, он первый начал!".

Другое важное различение - это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение - самое распространенное, и оно же - источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют - к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль - социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

www.psychologos.ru

Виды поведения

Здравствуйте, дорогие читатели и наши постоянные посетители!Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, какие существуют основополагающие виды поведения в современной психологии? Осветите основные положения и определения. Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ.   

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ПОВЕДЕНИЕ – это определенный сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.

 Заметим в первую очередь, что два человека, занятые одинаковой деятельностью могут вести себя абсолютно различно. Почему так происходит, понятно – мы все разные. А вот о том, какие бывают виды поведения человека, стоит поговорить подробнее. Дополним, чтобы обозначить поведение человека в обществе, используется термин «социальное поведение», видов которого существует великое множество. Поэтому мы можем выделить следующие  основные разновидности:

  1. Массовое поведение – активность общей массы людей, не ведущая к достижению какой-либо конкретной цели. Например, паника, мода и т.д.
  2. Групповое поведение – согласованные действия людей в рамках какой-либо социальной группы.
  3. Просоциальное поведение – действия, в основе которых лежит желание оказания людям помощи и поддержки.
  4. Асоциальное поведение – действия, идущие вразрез с общепринятыми нормами.

 Можно сделать вывод, что асоциальным может быть названо любое поведение, которое хоть в какой-то мере нарушает размеренную жизнь общества. А также, поведение каждого человека сугубо индивидуально и персонально, предугадать поступок другого человека в той или иной ситуации невозможно. Рассчитываю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.Удачи и успехов в работе и учебе!

ru.solverbook.com

Поведение человека

Поведение человека как социобиологического вида

Человек разумный является одним из видов царства Животные. Для него как для биологического вида характерны все потребности животных: в кислороде, пище, воде, размножении и др. Вместе с тем, как вы уже знаете, человек имеет ряд черт, отличающих его от животных. Данные отличия породили и новые потребности человека, не характерные для животных.

Иерархическую систему потребностей человека хорошо иллюстрирует пирамида потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (от вершины к основанию):

  • Потребность в саморазвитии. Духовный рост, самосовершествование и т.д.
  • Потребность в уважении. Самоуважение, общественное положение и т.д.
  • Социальные потребности. Дружба, любовь, взаимопонимание и т.д.
  • Потребность в безопасности. Защита от преступности, болезней и т.д.
  • Физиологические потребности. Пища, вода, жилье, одежда, воспроизводство рода и т.д.

По мере удовлетворения потребностей человека, лежащих в основании пирамиды, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня. Чаще всего последовательность удовлетворения потребностей соответствует их иерархии в пирамиде.

Однако именно для человека характерны случаи, когда потребности более высокого ранга удовлетворяются на фоне неудовлетворения насущных физиологических потребностей. Это можно проиллюстрировать на примере жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ленинградцы голодали, однако сохранили уникальную коллекцию семян различных сортов культурных растений. Или в концентрационных фашистских лагерях люди находили в себе силы вести подпольную антифашистскую борьбу. Данные примеры являются свидетельством того, что даже в критические минуты жизни у человека есть возможность к самореализации в обществе.

Человек в социальной среде. Нормы поведения

Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые установки, при которых живет человек. Таким образом, социальная среда — это люди, объединенные в различные группы, с которыми каждый человек находится в специфических отношениях и общении. Социальная среда воздействует на человека, подчиняет общественному мнению, увлекает, а также принуждает к определенной направленности социального поведения.

Научные знания, жизненный опыт, мотивы различных поступков, которые человек черпает из социальной среды, являются ведущими в формировании личности человека. На основании личностных качеств (уровень образования, целеустремленность, организаторские способности и др.) каждому человеку принадлежит в обществе определенное место. Кроме социальной среды в широком смысле слова, которая подразумевает все общество, выделяют и малые социальные среды. К ним относят семью, класс, трудовой коллектив, членом которого является данный человек.

В качестве социальной среды человека можно рассматривать и неформальные группы людей. Неформальная группа — это спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины объединения людей различны: чувство причастности, помощь, защита, общение. Например, по инициативе Беларуси при ООН была создана неформальная Группа друзей по борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 22 государства, представляющих все регионы мира. Данная группа — это открытое, неформальное и добровольное объединение людей, созданное для активизации международной деятельности по борьбе с торговлей людьми. В нашей стране можно также выделить социально активные неформальные группы с позитивно направленной деятельностью: группы экологической защиты, охраны памятников и др.

За время развития человеческой цивилизации были выработаны определенные нормы поведения людей в различных общественных группах. Они основываются на национальных традициях, обычаях, социальном и сословном делении людей, нормах морали, вероисповедании и др. Неукоснительное соблюдение всех норм поведения и законов обеспечивает гармоничное развитие общества.

Суррогатное общение

В последние годы в жизнь человека все больше входят компьютерные технологии. Специалисты озабочены тем, что компьютеры заменяют реальное словесное и духовное общение между людьми. Суррогатное общение — новый вид общения и получения информации посредством компьютерной техники. Основная доля суррогатного общения осуществляется через сеть Интернет и виртуальный мир компьютерных игр. Ученые считают, что общение через Интернет не способствует расширению межличностных контактов и кругозора. Кроме того, снижается возможность к самореализации личности человека в обществе.

Ученые предостерегают от излишнего увлечения развлекательными интернет-сайтами и компьютерными играми. Считается, что это может негативно влиять как на физическое здоровье, так и на психику человека. У подростков порой отмечается агрессия к окружающим людям. Чрезмерное увлечение компьютерными играми также может нарушить работу сердечно-сосудистой системы и даже привести к слабоумию.

Серьезной проблемой современности стала зависимость человека от мобильных телефонов — номофобия. Ученые Великобритании показали, что более 50 % англичан преследует панический страх остаться в одиночестве. А источником данного страха является молчащий мобильный телефон. В приступах номофобии люди отмечают у себя панические атаки, тошноту, недостаток кислорода, жгучую боль в груди.

Антиобщественное поведение

К сожалению, в обществе нередки случаи антиобщественного поведения — поступков личности или групп людей, нарушающих официально установленные в обществе правовые нормы. Например, в настоящее время получили распространение неформальные группы болельщиков — фан-клубы. К сожалению, порой это не просто болельщики, а пропагандисты экстремизма, насилия и межнациональной розни.

Крайне негативной формой антиобщественного поведения является наркомания, приводящая к деградации не только отдельного человека, но и общества в целом. Наркотики разрушают здоровье человека. Наркоманы подвержены очень опасным заболеваниям: СПИДу, гепатитам, сепсису (заражению крови) и др. Они погибают молодыми. Чтобы заполучить наркотики, наркоманы пытаются раздобыть деньги путем краж и грабежей, что вызывает рост преступности. Данное явление категорически недопустимо в человеческом обществе.

В случае нарушения правил общественного поведения и законодательных актов вступают в силу меры воздействия: от порицания до суровой уголовной ответственности.

Поведение человека и природная среда

Поведение человека в природной среде сегодня в наибольшей степени определяется законами и моралью общественных отношений. В современном мире зависимость человека от природы практически минимальна. Так, почти все современные жилища имеют необходимые системы жизнеобеспечения. Человек использует одежду, соответствующую сезону, пользуется своевременным медицинским и информационным обслуживанием. Научные достижения позволили человеку заселить практически всю пригодную для жизни территорию планеты. Человек научился успешно противостоять болезням и освоил космическое пространство. Люди значительно расширили спектр употребляемых продуктов питания. В их рационе теперь не только пища природного происхождения, но и ряд продуктов сельскохозяйственного и промышленного производства.

Обратной стороной научно-технического прогресса является подчинение природной среды исключительно интересам человека. В результате поведение человека в природной среде часто наносит ей огромный вред. Поэтому человеческому обществу в ближайшее время необходим срочный переход от дальнейшего овладения природой к гармоничным взаимоотношениям с ней. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

Поведение человека в обществе определяется исторически сложившимися нормами поведения. Неукоснительное соблюдение всех правовых норм и законов обеспечивает гармоничное развитие общества и взаимоотношений человека с природой. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать человеческому разуму — самой могучей силе на планете Земля.

jbio.ru

Формы социального поведения людей | Блог 4brain

Формы социального поведения людей

Огромнейшее значение в современной социальной психологии имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Массовое поведение

Массовое поведение является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.

Групповое поведение

Групповым поведением называются действия людей, которые объединены в социальную группу. Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в таких группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Просоциальное поведение

Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих. Когда просоциальное поведение направлено на прямую помощь кому-либо, кому она нужна, тогда его называют помогающим поведением.

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A, согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B, согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Послушное поведение

Под послушным поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением, а ему в противовес называют девиантное, противоправное и проблемное поведение.

Девиантное поведение

Девиантным поведением является поведение, идущее вразрез с принятыми в обществе социальными, моральными и/или этическими нормами. Несмотря на это, девиантное поведение нельзя назвать противоправным, которое предполагает осуждение по закону.

Противоправное поведение

Противоправное поведение представляет собой поведение, нарушающее установленные социальные нормы. Данная форма поведения предполагает осуждение судом – человек за него может получить наказание, исходя из действующего законодательства.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Поведение типа привязанности

Поведение типа привязанности выражается в стремлении человека всё время быть рядом с другими. Представленная форма поведения проявляется уже в детстве, а объектом привязанности в большинстве случаев является мать.

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти, если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и достигает новых результатов.

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и излишней тревоги в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением, и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Заключение

В последнее время внимание социологов привлекают именно те виды социального поведения, которые оказывают наибольшее влияние на состояние социума, положение отдельного человека и его судьбу.

Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность. Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению.

А что касается антисоциального поведения, то среди его форм особо изучаются проявления агрессии. Интересно также и то, что агрессия и агрессивное поведение стали интересовать учёных по той причине, что враждебные поведенческие формы и враждебность между людьми вообще существует на протяжении многих веков, а для некоторых исследователей агрессивность является такой формой социального поведения, которую невозможно устранить из жизни общества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: На то, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние устойчивые черты его личности. Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и недостатки. И если уж вы читаете эту статью, то, вполне вероятно, вас самих интересуют подобные вопросы, пусть и не с целью изменения себя, а с целью самопознания. Так что предлагаем вам пройти наш специальный курс по самопознанию, который расскажет вам много интересного о самом себе. Найти его вы можете вот здесь.

4brain.ru

Виды поведения

Существует много классификаций поведения. Различают социальное, телесное и психологическое поведение. С другой стороны, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем - творческое), намерененное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное. 

Деятельность

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

6. Развитие психики в филогенезе Развитие психики в филогенезе качественные изменения психики , происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественноисторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественноисторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения Развитие психики в онтогенезе Развитие психики в онтогенезе процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметноманипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки Я сам). В возрасте от 3 до 67 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления .

7. Самое старое, возникшее в древние времена и просуществовавшее столетиями понимание сознания, отождествляет его со всеми психологическими особенностями человека, ставит, по сути дела, знак равенства между сознанием и психикой человека. Древние ученые считали, что все, что связано с душой человека, все то, в чем она проявляется, входит в содержание сознания, поскольку психика и есть сознание и никакой другой психики, кроме осознаваемой, не существует. Такое понимание сознания как равнозначного психике в целом не только сохранилось до эпохи Возрождения, но и прочно закрепилось в XVII в. примерно на 200 лет, когда произошло четкое разделение психики человека и психики животных. С этих пор, благодаря трудам Р. Декарта и некоторых других его современников, в частности Дж. Локка, психология надолго превратилась в науку о сознании. Существование бессознательного в психике хотя и признается, но основные научные исследования психики все же касаются сознания, его строения и функционирования. В настоящее время эта точка зрения открыто большинством психологов не защищается, но в скрытом виде продолжает существовать, оказывая определенное влияние на выбор предмета исследования и методы изучения психики. Отчетливым образом она просматривается, например, в современной когнитивной психологии.

Психология рассматривает сознание как специфический феномен духовной жизни человека, характеризующийся целым рядом признаков. Во-первых, сознание есть осознание окружающего мира, это определенная система знаний, исторически сложившихся, непрерывно пополняемых, преломленных через призму личного опыта.

Осознать объект — это значит включить его в систему своих знаний, отнести его к определенному классу предметов, обозначить словом, вербализовать. При этом достоянием сознания могут быть как достоверные, так и недостоверные знания: догадки, вымыслы и пр. В сознании представлено единство чувственного и логического отражения.

Сознательное и бессознательное в психике человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. 

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп- ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

studfiles.net