Матриархат и патриархат: что выгоднее для выживания в природе. Патриархат и матриархат


Матриархат и патриархат: что выгоднее для выживания в природе

08:0031.01.2018

(обновлено: 08:18 31.01.2018)

119516417

МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. В современном обществе гендерные различия утратили былое значение. Женщины могут заниматься карьерой и политикой, мужчины — посвящать себя семье и детям. У животных не так. Гендерные роли у слонов, волков, лошадей четко распределены.

Ложный матриархат

У стайных животных вожак, как правило, самец, что логично. Обычно самцы крупнее и массивнее: это дает преимущество в борьбе за выживание, а также в драке за лидерство. Но для некоторых видов эволюция сделала исключение. 

Оружие. АрхивМужчина с оружием в руках кажется крупнее, заявляют ученые

Пятнистые гиены живут кланами со строгой иерархией, и верховодят там самки. Самцы занимают самое низшее положение, а посередине социальной лестницы находится молодняк женского пола. Гиена наследует свой статус от матери — повысить его возможно, но довольно трудно. Самцы уважительно относятся к самкам, месяцами, а то и годами ожидая их благосклонности. Впрочем, гиены предпочитают спариваться с представителями других кланов, избегая таким образом родственных скрещиваний. Едят самцы в последнюю очередь, после того как насытятся самка-вожак и остальные особи женского пола. 

Самки гиены крупнее самцов, а из-за высокого уровня тестостерона у них порой вырастают ложномужские половые органы. Причем настолько внушительного размера, что отличить самку от самца бывает непросто, особенно на расстоянии. Интересно, что детеныши пятнистых гиен появляются на свет зрячими и с зубками. Едва ли не сразу молодые самки начинают бороться друг с другом, не трогая братьев. Неудивительно, что среди самок выживают сильнейшие. 

Самки пятнистых гиен обладают высоким уровнем тестостерона, что делает их крупными и агрессивными.

Нельзя не отметить, что у пятнистых гиен самки на физическом уровне ближе к самцам — они агрессивные, крупные и сильные. Эволюция исполнила весьма замысловатый пируэт, создав матриархат по законам патриархата, то есть по законам сильнейшего, а не умнейшего.

Опытный лидер

Борясь за выживание, животные полагаются не только на агрессивность и физическую силу, но и на умение выстраивать социальную иерархию, на знания и опыт. Из-за постоянных схваток с соперниками организм самцов изнашивается быстрее, они реже доживают до почтенного возраста. Поэтому там, где накопленная информация важнее силы, лидерами признаются старшие самки. 

Известные сторонники истинного матриархата — слоны. Самая взрослая самка держится нейтрально по отношению к сородичам, ее никто не боится и не пытается задобрить. Но стадо следит за ее реакцией и подражает ей. Если она выказывает беспокойство, скажем, заслышав рык льва, стадо занимает оборонительные позиции. Слониха невозмутима — и все стадо спокойно. 

Группа слонов ориентируется на поведение старшей слонихи.

Достигшие половой зрелости самцы живут в гордом одиночестве или объединяются в небольшие группы — все же слоны животные социальные, вместе веселее. У косаток и крыс стаей руководит также старшая самка, но самцов никто не выгоняет. С ними намного проще охотиться. 

Победа патриархата

Впрочем, матриархат в природе все же исключение. У представителей семейств волчьих, копытных, в львиных прайдах, у приматов верховодят самцы. Получается, что патриархат в целом выгоднее, чем матриархат? 

Обезьяна. АрхивВожаки обезьян укрепляют свой статус раздачей еды

Дело в том, что самкам более свойственно заботиться о детенышах даже в ущерб собственному здоровью. Этому способствует высокий уровень типично женских гормонов, в частности окситоцина и пролактина. У самцов таких гормонов намного меньше, и их родительские инстинкты практически молчат. Природа жестока — иногда приходится пожертвовать жизнью детеныша, чтобы спасти свою. Ведь можно произвести на свет новое потомство, а беззащитный малыш без взрослого все равно не выживет — зачем проявлять ненужный героизм? 

Допустим, в диком табуне один жеребенок повредил ногу и захромал. Он не может достаточно быстро передвигаться. Но табун не стоит на одном месте — ему необходима пища. Нельзя жертвовать общей безопасностью ради одного больного жеребенка, и вожак-жеребец ведет табун дальше, оставив больного. Кобыла же в силу материнского инстинкта будет защищать жеребенка до последнего, забыв о табуне и подвергая опасности десятки особей.

Жеребцы нередко сражаются друг с другом за власть в табуне.

В природе роль вожака чаще всего достается самцу просто потому, что ему не надо вынашивать потомство, становясь на время беременности более уязвимым, а потом заботиться о детенышах. Как, будучи на сносях, защищать свою власть, сражаясь с соперниками? К тому же вожак должен посвятить себя всей стае, а не уделять внимание одному маленькому и слабому существу. 

ria.ru

Патриархат или матриархат?. Зачем нужны мужчины

Патриархат или матриархат?

Говорят, что на побережье Черного моря, в долине рек Фермодонт и Иешил-Ирмак, жило воинственное племя амазонок, наводившее ужас на соседние народы. Это племя бесстрашных воинов состояло из одних женщин, и правила ими, разумеется, тоже женщина. Они не держали при себе мужчин вообще, занимались лесбийской любовью, а чтобы зачать детей, раз в год спали с мужчинами из других племен. Родившихся мальчиков либо возвращали отцам, либо убивали, девочек воспитывали как будущих воительниц. Название этого племени происходит не от реки Амазонка, а от греческого слова amazones, что в переводе означает «безгрудые». Легенда говорит, что амазонки еще в младенчестве прижигали своим дочерям правую грудь, чтобы она не мешала стрелять из лука. Правда, другая легенда утверждает, что они прижигали левую грудь, но очень может быть, что обе легенды– всего лишь выдумки, во всяком случае, на всех дошедших до нас античных изображениях дев-воительниц они фигурируют с обеими грудями, как и положено. Но мы не об этом.

Государство амазонок – единственное известное истории государство с матриархальным типом правления. Настолько единственное, что многие ученые вообще ставят под вопрос сам факт его существования, склоняясь к мифическому происхождению рассказов о подвигах амазонок. И главный аргумент в этих спорах таков: ну не могут женщины управлять страной! Пусть даже если страна – маленькая.

От женского государства амазонок остались только тени

У большинства видов животных главенствующее положение в стаях и стадах занимают особи мужского пола. Матриархат, конечно, встречается, но довольно редко. Самые ярые последовательницы матриархата – пятнистые гиены. У этих животных самки намного крупнее и агрессивнее, чем самцы. В их стаях мужчин не терпят вообще, те даже не пытаются выяснять отношения со слабым полом: чревато последствиями. Дамы позволяют им приближаться к себе только во время брачного периода.

У слонов в стаде предводительствует самая опытная, как правило, старшая по возрасту самка. Достигнувшие совершеннолетия самцы покидают стадо и живут либо одиночками, либо небольшими холостяцкими группами.

Самка-матриарх ведет семью слонов к водопою

У касаток стая представляет собой сплоченную семью, которой тоже руководит старшая самка. Самцы остаются в семье на всю жизнь. У обычных крыс правит самая крупная самка. После ее смерти место занимает следующая по размеру женская особь. Но у большинства животных, придерживающихся семейного образа жизни, место руководителя занимает самец. И опять хочется спросить: почему?

Если руководствоваться эволюционными соображениями, на земле господствует то, что дает лучшие плоды. Выходит, патриархат дает нам нечто такое, что обеспечивает нас наилучшими условиями для благополучного процветания, развития и размножения. Разница между матриархальными и патриархальными обществами сводится к разнице между поведенческими особенностями двух полов.

У мужчин лучше развиты рациональное мышление, рассудительность, способность к объективному анализу. Благодаря низкому содержанию в организме гормонов заботы окситоцина и пролактина у мужчин слабее развиты родительские инстинкты. У женщин на первом месте – эмоции, чувства, общение, стремление наладить как можно больше дружеских связей. В женском организме несравнимо больше и окситоцина, и пролактина, из-за чего материнский инстинкт в них зачастую преобладает над здравым смыслом и логикой. Зафиксирована масса фактов, когда матери совершали по-настоящему безумные поступки ради спасения своих детей. И ведь спасали же! Известен случай, когда женщина смогла остановить мчащийся на полном ходу грузовик, чтобы спасти своего ребенка, выбежавшего на дорогу. Мужчина вряд ли совершил бы такой поступок, потому что понял бы сразу: это невозможно и нечего даже пытаться. Женщина ни о чем не думала. Она увидела опасность и бросилась на выручку.

Что нам это дает в конечном счете? Мужское правление обеспечивает возможность эволюционного развития путем естественного отбора. Однажды я смотрела документальный фильм о жизни животных в Серенгети. Один из эпизодов был посвящен небольшой драме, разыгравшейся под жарким африканским солнцем. Зебра родила жеребенка. Новорожденный оказался болен: из-за внутриутробной инфекции суставы его ног были воспалены, и он с трудом мог передвигаться. Отец, он же вожак стада, первое время отгонял хищников, тут же сбежавшихся к месту происшествия в надежде поживиться легкой добычей, но через некоторое время понял, что усилия по сохранению жизни жеребенка несопоставимо велики по сравнению с той ролью, которую он в состоянии сыграть, если достигнет половозрелого возраста. Защищать его было нецелесообразно. Лучше направить усилия на рождение и воспитание других, здоровых жеребят. И самец отошел в сторону. Мать же, движимая инстинктом, продолжала защищать его.

Ее усилия по спасению отпрыска, казалось, увенчались успехом. Ей удалось не только сохранить ему жизнь в первый день, но и на протяжении следующих двух месяцев. В ущерб себе, потому что она должна была непрерывно отгонять от больного жеребенка хищников и не могла хорошо питаться. В ущерб стаду, потому что все остальные были вынуждены подолгу оставаться на месте и ждать, пока хромоножка с матерью доковыляют до места назначения. Но болезнь прогрессировала, и, в конце концов, наступила роковая развязка. Пока мать безуспешно пыталась поднять ребенка, стадо терпеливо ждало. Но вскоре зебры съели всю траву на этом участке и им было необходимо двигаться дальше, иначе под вопрос ставилась безопасность нескольких десятков животных. И стадо тронулось в путь. Зебра-мать металась между стадом и умирающим детенышем, но никак не могла решиться покинуть его, пока запах разложения не убедил ее в тщетности прилагаемых усилий. Только после этого она решилась оставить погибшего жеребенка и догнать стадо.

Женскому полу свойственна забота о каждом

Крошечная трагедия, которых в дикой природе ежедневно случаются сотни, наглядно показывает, что стремление женского пола сохранить свое потомство любой ценой ставит под угрозу выживаемость вида. Матери одинаково дороги все ее дети, и здоровые, и увечные. Так диктует им природа, наделившая их высоким содержанием соответствующих гормонов. Более того, при таком поведении, если оно будет господствовать, увеличится количество нездоровых представителей вида, ведь выживать будут все и в целом качество генетического материала снизится, что обязательно скажется на приспособленности и выживаемости вида. Самцы в силу особенностей своего гормонального фона менее заботливы и относятся к потомству без священного трепета. Но в этом наплевательстве – спасение вида.

Как же тогда удалось выжить видам, предпочитающим матриархальный уклад жизни? Вернемся опять в африканские долины. Засуха. Стадо слонов на протяжении нескольких месяцев ходило на водопой к одному и тому же источнику. Воды в нем становилось все меньше и меньше, и настал день, когда, придя на водопой, слоны не обнаружили там ничего, кроме засохшей грязи. Самка-матриарх повела стадо к другому источнику, но и тут слонов ожидала неудача. И тогда старшая слониха повела семью за двадцать километров, туда, где, по всем расчетам, вода должна была быть. Это был очень долгий и утомительный путь. Маленькие слонята порой падали от усталости, и слонихи останавливались и ждали, пока они смогут идти дальше. Наконец, они преодолели это немалое расстояние.

Однако, подойдя к источнику, слоны увидели, что воды в нем мало и на всех может не хватить. Слонихи стали отталкивать от воды маленьких слонят, чтобы напиться самим. Казалось бы, странная жестокость для таких высокоорганизованных животных, как слоны. Но и она оправдана общей целью: если бы слонихи позволили выпить всю воду детенышам, то спасли бы малышей, но сами погибли бы от жажды. Не стало бы матерей – не стало бы и слонят, которых некому было бы защищать и кормить, группа погибла бы полностью. Но слонихи применили мужскую линию поведения: оттеснили тех, у кого был наименьший шанс выжить, чтобы обеспечить жизнь репродуктивной части стада. Эти слонята погибнут, но слонихи смогут родить других. Таким образом, выжить удается только тем матриархатным животным, которые хоть в какой-то мере перенимают черты патриархата. Чтобы успокоить читателя, скажу, что в том конкретном источнике воды все же хватило всем и слонята остались живы.

Склонность матриархата к патриархальному типу поведения позволяет популяциям с таким видом иерархии благополучно выживать. Косвенно эту мысль подтверждает такой факт: у самок гиен количество тестостерона в организме крайне высоко, что приводит к высокой агрессивности женских особей. Более того, это сказывается даже на строении репродуктивных органов самок: их вульва по строению напоминает мошонку с яичками и даже имеется способный к эрекции псевдопенис – сильно разросшийся клитор!

Самки гиен необычайно агрессивны. Причина – очень высокое содержание тестостерона

Мужчинам свойственна забота в целом – о семье, о коллективе, о государстве. Женщинам – о каждом члене общества индивидуально. Однако следует признать: повышенная персонифицированная забота еще никогда не приносила пользы народу или стране в целом. Вероятно, поэтому истории известно такое малое количество женщин-правительниц. В США не было ни одной женщины-президента. На Руси из нескольких десятков правителей известно только шесть женщин. Как говорят, они были внешне мужеподобными, из чего можно предположить, что в их крови было повышенное содержание тестостерона, что и позволило им захватить власть и править страной.

Все диктаторы были мужчинами. При этом они были плохими мужьями и отцами. Далеко ходить за примером не надо: наш Иосиф Сталин. Этот человек, славившийся дурным нравом и отвратительным отношением к жене, подчинил себе огромное государство и держал в страхе всех без исключения ближайших подчиненных. Сталин поднял страну из руин, причем сделал это дважды – после гражданской войны и после Великой Отечественной. Но он был плохим семьянином.

Свою жену он оскорблял, унижал, по некоторым сведениям, не брезговал и кулак приложить. В конце концов, доведенная до отчаяния, Надежда Аллилуева застрелилась.

Иосиф Сталин – плохой семьянин и отличный диктатор

Женоподобные правители (с пониженным уровнем тестостерона) если и случались в истории человечества, то, за редким исключением, все они плохо кончили. Людовик XVI и Николай II, Карл I и Михаил Горбачев – все они были прекрасными мужьями, но плохими правителями. Обычно их правление приводило страны, им подчиненные, на край политической и экономической пропасти.

Людовик XVI Бурбон. Прекрасный семьянин и никудышный монарх. Закончил жизнь на плахе

Замечено, что в период политического или экономического спокойствия даже в патриархальных сообществах матриархат подтягивается и обозначается тенденция к его преобладанию. Мужчины словно уходят в закрытую, сугубо мужскую сферу деятельности. Все верно – нет войны, условия для жизни вполне сносные, можно позаботиться персонально о каждом члене общества, что обеспечит развитие индивидуальностей, талантов, неординарных личностей. Но если случаются войны, природные катаклизмы или еще какие-нибудь глобальные несчастья, матриархат тут же уступает место патриархату – не время печься о каждом в отдельности, когда опасность угрожает всей нации, стране, планете.

На Земле нет ни одного государства, в котором господствовали бы матриархат или патриархат в чистом виде. В обоих случаях такие цивилизации ожидает неминуемая гибель, в первом случае – из-за отсутствия общественного сознания и коллективизма, во втором – по причине слабого индивидуального развития каждого из ее членов.

Вся прелесть истории обществ заключается в непрерывной борьбе между патриархатом и матриархатом, с переменным успехом идущей уже на протяжении нескольких тысячелетий. Они, соперничая друг с другом, одновременно и подтягивают друг друга до необходимого уровня, благодаря чему человечество успешно развивается.

Соперничество матриархата и патриархата – необходимое условие для правильного развития общества

Таким образом, мы видим, что наличие двух полов, равновесие между их воздействием и обеспечивает гармоничное развитие общества, выживаемость и развитие видов.

Почему гермафродитизм характерен только для примитивных животных? Потому что у них нет настолько развитых инстинктов родительства, чувств, эмоций. Им все равно, погибли их мальки или остались живы. Они не защищают каждого в отдельности потомка – успел спрятаться – значит, успел. Не успел – твоя проблема. Гермафродиты берут этот мир количеством своих потомков и за счет этого выживают.

Кладка лягушачьей икры. Десять тысяч отпрысков

Даже при том что большая их часть погибнет, так и не дожив до половозрелого возраста, количество выживших перекроет все потери. Более организованные позвоночные не могут себе позволить такого безрассудства. Они приносят единицы потомства, обычно одного-двух детенышей, некоторые виды в одном помете могут иметь до семи-восьми потомков. А человек вообще все чаще ограничивается одним-двумя детьми за всю жизнь. Такую роскошь, как наплевательское отношение к потомкам, мы себе позволить не можем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Матриархат или Патриархат?

топ 100 блогов Сообщество "Мужчина и женщина: лабиринты отношений" — 25.03.2011

Спорить о том, кто важнее – мужчина или женщина – также бессмысленно и глупо, как и спорить о том, что главнее – левая или правая нога. Как у Высоцкого – «У него толчковая левая, а у меня толчковая – правая…». Но мы спорим до хрипоты, до посинения, до оскорблений и унижений. А надо ли и есть ли смысл в этих спорах?

И все-таки – Матриархат или Патриархат?

Самое интересное, что историками пока не обнаружено ни одного общества с чисто Матриархальным устройством. Хотя некоторые их них считают, что в истории развития человеческо­го общества Патриархат вытес­нил Матриархат.

Матриархат (дословно с греческого) – власть матерей. Зачастую Матриархат понимается как власть женщин над мужчинами. На самом же деле женщины при Матриархате не выполняли мужские функции, а мужчины не занимались вместо них домашней работой.

И сегодня в некоторых народах главой семьи считается женщина. И именно по женщинам определяется родовая принадлежность.

В древние времена в Греции такое понятие, как отцовство, было неизвестно. А понятие родства существовало только для женщин. В Древнем Египте предки определялись по женской линии, и родословную всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома.Матриархат оставил следы в Испании, а на юго-востоке Франции сохранился древний обычай, согласно которому наследником является не сын, но зять, рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей жены. Еще одним пережитком Матриархата является обычай, в соответствии с которым женщина остается жить со своей матерью, а муж приходит ее навещать. На островах Тонга сестра занимает более высокое социальное положение, нежели ее брат. На островах Фиджи муж является, по сути дела, гостем в доме своей жены, и все заботы о детях лежат на их дяде с материнской стороны.

В основе Матриархата лежит любовь матери к детям, которая свойственна всем животным, а не только людям. В годы войны обезумевшие от горя матери вырывали своих детей из рук фашистов, но неизвестно ни одного случая, чтобы это сделали рассудительные отцы. В самоотверженной любви матерей к детям нет ничего героического, такая любовь запрограммирована на генетическом уровне. Любовь к потомству — один из двух эволюционных механизмов выживания вида у всех животных.

Патриархат тоже необходим для выживания вида, но проявляется по-иному. Во главе коллектива всегда есть вожак, и в такой стае господствует иерархия – от слабых до сильных, от привилегированных до изгоев. В этом суть Патриархата.

Матери же дороги и любимы все — и слабые, и сильные.

Высшая ценность, созданная Патриархатом в человеческом обществе, — государство. В чистом виде Патриархат проявился в Спарте. Судьбу новорожденных решал Совет Старейшин: слабых сбрасывали со скалы, остальных мальчиков с семи лет лишали материнской опеки и направляли до 18 лет в военизированные школы. Режим в школах был очень суровым. Мальчики спали на жесткой циновке без подушки, зимой и летом ходили без обуви в одном плаще. Будущих воинов приучали к холоду, голоду, жаре и жажде, к стоицизму и физической боли. Кричать и стонать во время жестоких наказаний считалось позором. Цель такого воспитания была одна — вырастить сильного, закаленного и преданного государству воина. Историки считают армию Спар­ты по тем временам самой сильной в Греции. Всему миру известен легендарный подвиг 300 спартан­цев во главе с царем Леонидом при Фермопилах.

Но как бы ни велика была воен­ная мощь Спарты, она пала под ударами римских когорт, как и все государства, построенные на чис­том Патриархате. Оказывается, кроме жесткости и строгости, нуж­на еще и любовь.

Высшая ценность Матриархата — личность. История не знает го­сударств, построенных на чистом Матриархате. Таких государств попросту не было и в принципе не могло быть; они неизбежно были бы поглощены соседями, потому что женщинам недоступна вся глу­бина чувства общественности и патриотизма. Их удел и призвание — семья и любовь к детям. Неслу­чайно слова ПАТРИотизм и ПАТРИархат несут признаки отца, но принципиально не может быть сло­ва МАТРИотизм в смысле предан­ности обществу или государству.

Во все времена мужчины и жен­щины оценивали личность по отно­шению к обществу по-разному. У мужчин преобладает чувство об­щественного, государственного; у женщин, наоборот, — личное, се­мейное. То же и в отношении к детям: отец — требует, мать — жалеет. В правящих кругах государств, прежде всего, требуется служение общественным интересам.

И сегодня, как и тысячи ле­т назад, Патриархат обя­зывает мужчин трудиться на пользу общества. Помимо защиты его от врагов, мужчины зани­маются облегчением жизни чело­века. Это они создали водопровод, канализацию, централь­ное отопление, газопровод, компьютеры. Это они придумали автомо­биль, железные дороги, корабли и самолеты. Это они открыли электричество и дорогу в Космос. Это они овладели энер­гией атома. Наконец, это они придумали вакцинацию и множе­ство других способов борьбы с извечными спутниками человека — болезнями.

Круг деятельности женщин не столь обширен, как у мужчин, но по важности вполне соизмерим. Женщины окрыляют, вдохновля­ют и поддерживают мужчин на пути их подвигов и открытий. Это благодаря им сохраняются любовь и тяга к пре­красному — неисчерпаемый источник всех искусств. Это они стра­дают от насилия над личностью. Это они извечно воюют за цен­ность жизни каждого человека. Единственное и главное их оружие — любовь.  

Почему же появился феминизм? Что произошло с мужчинами и женщинами сегодня? Они вырвались из кабалы?

Интересен взгляд на эту проблему Экхарта Толле, автора книги «Новая Земля» о природе Эго. Вот, что он пишет:

«Подавление женского начала, особенно на протяжении последних двух тысячелетий, позволило Эго захватить и закрепить за собой абсолютное превосходство в коллективной человеческой психике. Хотя и у женщин есть Эго, тем не менее, ему проще рождаться из мужской формы, чем из женской. Это потому, что женщины меньше мужчин отождествлены с умом. Они теснее соприкасаются с внутренним телом и интеллектом организма, берущими свое начало в интуитивной сфере. Женская форма более созвучна миру природы.

Если бы равновесие между мужской и женской энергией на нашей планете не было нарушено, рост Эго был бы в значительной мере ограничен. Мы не объявляли бы войну природе и не были бы так сильно отчуждены от Существования.  

Никто не знает точных цифр, потому что записей не сохранилось, но вряд ли можно сомневаться, что за триста лет «Святой Инквизицией» — институтом, созданным Римской Католической Церковью с целью истребления ереси, — было замучено и убито от трех до пяти миллионов женщин. Это, без сомнения, становится в один ряд с Холокостом как одна из самых мрачных глав человеческой истории. Женщине достаточно было проявить любовь к животным, пройтись одной по полю или лесу, или собрать лекарственные растения, чтобы получить клеймо ведьмы, а потом подвергнуться пыткам и быть заживо сожженной на костре. Святая женственность была объявлена демонической, и это измерение почти целиком ушло из человеческого опыта. Другие культуры и религии, такие как иудаизм, ислам, и даже буддизм, также подавляли женское начало, хотя и не таким насильственным образом. Статус женщины был низведен до уровня вещи, собственности мужчины и существа, предназначенного для вынашивания и рождения детей. Миром стали править мужчины, отрицавшие женское начало даже в себе, и мир оказался совершенно лишенным равновесия. Все остальное — это история, вернее, история болезни — безумия.

Кто в ответе за тот женский страх, описать который можно только как острую коллективную паранойю? Мы могли бы сказать: «Ну, конечно же, мужчины». Но тогда почему во многих древних дохристианских цивилизациях, таких как шумерская, египетская и кельтская, женщины были уважаемы и женское начало никого не пугало, а было высоко чтимо? Что вдруг заставило мужчин испугаться женщин? Развивающееся в них Эго. Оно знало, что только через мужскую форму может взять нашу планету под свой полный контроль, а чтобы это осуществить, потребовалось лишить женщин силы. Со временем Эго также взяло верх и над большинством женщин, хотя никогда не было у них столь глубоко укорененным, как у мужчин.

Сейчас мы имеем ситуацию, когда у большинства женщин подавление женского начала перешло даже на внутренний уровень. Святая женственность, хотя и подавленная, многими женщинами воспринимается как эмоциональная боль. Фактически эта аккумулированная за тысячелетия эмоциональная боль, от которой женщины страдали, рожая детей, живя в рабстве, подвергаясь изнасилованию, пыткам и мучениям, и принимая насильственную смерть, стала частью их тела боли.

Но сейчас все быстро меняется. По мере того, как все больше людей становятся осознанными, крепкая хватка Эго, при помощи которой оно удерживает человеческий ум, теряет свою силу. Поскольку в женщинах Эго никогда не было так сильно укоренено, то в них оно теряет хватку быстрее, чем в мужчинах».

 

Что же мы имеем? А имеем мы следующее: развитие общества можно представить в виде человека, идущего на двух ногах, имя которым Патриархат и Матриархат. Если одна нога будет делать шире шаги, чем другая, че­ловека будет уводить в сторону от прямого пути. А если при этом одна нога будет вообще стоять, то он будет крутиться на одном месте. Так и общество будет либо уходить в сторону от магистрального пути развития Человечества, либо вооб­ще топтаться на одном месте, если полностью восторжествует Матри­архат или Патриархат. Все дело в гармонической соразмерности ша­гов обеих ног. Когда преобладает Патриархат — народ ругает прави­тельство; когда верх берет Матри­архат — народ не доволен положе­нием в стране. А когда народ быва­ет доволен? А никогда!

Вывод вполне логичен – каждый должен заниматься тем, что у него лучше получается. Да, женщина вполне способна управлять, но в этом случае будь любезна отдаваться этому делу на все сто процентов, и принести свою жертву – семья, любовь, дети… Если же мужчина отказывается от права и привилегии защищать и оберегать вход в свою пещеру, будь любезен – на кухню, к тряпкам и т.д. Но можно и совмещать, если получится. Только мало у кого получается без потерь.

Не стоит ломать копья, обвиняя друг друга во всех смертных грехах. И Патриархат, и Матриархат будут жить вечно, пока существует человеческий род, состоящий из мужчин и женщин. И будут постоянно соперничать, ибо соперничество – движущая сила любого развития.

Кто-то сказал, что умная женщина – любит мужчину, глупая – себя. То же самое можно сказать и о мужчинах.

И тут мы сталкиваемся с понятием, а что же такое любовь?

И вот тут выясняется самое главное, что любовь – это первопричина всего.

И пока мы не ответим на этот вопрос, остальные вопросы будут только сотрясением воздуха.

           Использованные материалы:

1.      Матриархат. http://www.e-parta.ru/index.php/2010-09-07-04-27-52/300-2010-09-08-11-22-09

2.      Кто устоит в негласном споре: патриархат или матриархат? http://matriarchyarea.narod.ru/materials/article17.htm

3.      Экхарт Толле НОВАЯ ЗЕМЛЯ. Пробуждение к своей жизненной цели. /A NEW EARTH. Awakening to Your Life’s Purpose. ECKHART TOLLE. Перевод с английского Николая Лаврентьева ©. Москва 2007/.

yablor.ru

1.6 Баланс доминирования. Патриархат и матриархат. Женщина. Руководство для мужчин

1.6 Баланс доминирования. Патриархат и матриархат

Каменный век. Мужик делает наскальный рисунок. Жена его спрашивает:

– Зачем ты рисуешь человека с копьем?

– Хочу, чтобы потомки видели, как я охочусь.

Мужик рисует дальше. Жена его спрашивает:

– Зачем ты рисуешь змей и тигров?

– Хочу, чтобы потомки видели, что я никого не боюсь.

Мужик продолжает рисовать. Жена его спрашивает:

– Зачем ты рисуешь лодку?

– Хочу, чтобы потомки видели, на чем плаваю.

Мужик делает еще рисунок. Жена его спрашивает:

– Зачем ты рисуешь хижину?

– Хочу, чтобы потомки видели, где я жил.

Мужик кладет краски и садится отдыхать. Жена его спрашивает:

– А как же я? Почему ты меня не нарисовал?

– Не хочу, чтобы потомки видели, как я мучался!

Доисторический анекдот

Итак, мы убедились, что человеческое стадо и древнее племя, как и любая сформированная эволюцией естественная животная система, были хорошо сбалансированы и эффективны в естественной среде обитания. Развитие материальной культуры и как следствие, рост уровня сытости и безопасности привели к разбалансировке системы, к несоответствию врожденных инстинктов новым условиям и как следствие – к изменению этих инстинктов.

Однако, как только человек догадался приделать каменное рубило к палке, он получил небывало эффективное оружие, позволяющее наносить очень сильные удары на расстоянии большем, чем длина руки. В этот переломный момент своей эволюции он стал сверхопасным хищником, обладающим одновременно и смертоносным оружием, и развитым мозгом. Принципиально иным существом, которое оказалось способно обеспечить себе невиданный доселе уровень сытости и безопасности, но вместе с тем, обладающим крайне слабой врожденной моралью. Эти изменения пошли настолько быстро, что биологическая эволюция нашего вида уже не успевала изменять врожденные инстинкты, «прошивку» наших предков. Система человеческого социума все больше и больше разбалансировалась. Инстинкт «укради» заставлял одних людей отнимать добычу у других. Самочный инстинкт заставлял женщин усиленно провоцировать мужчин на кормежку и сталкивать их между собой. Все это приводило к вооруженным конфликтам и гибели большого количества мужчин, делая племя нежизнеспособным. Теперь любая ссора могла привести к смертельной схватке.

Таким образом, совершенствование материальной культуры приводило одновременно и к усилению, и к ослаблению социума. Усиление происходило в связи с повышением уровня сытости и безопасности. Ослабление – в связи с гибелью мужчин в конфликтах.

Но кроме того нарушился баланс доминирования между мужчинами и женщинами. Есть две причины возникновения матриархального перекоса в отношениях между полами.

С одной стороны, мы показали, что альтруизм и рассудочная мотивация присущи преимущественно мужчинам. Поэтому баланс доминирования, как эгоистичного инстинктивного животного поведения, оказывается смещен в сторону женского доминирования.

Рис. 10. Дисбаланс доминирования вследствие альтруизма мужчин и эгоизма женщин

С другой стороны, так как буферная мужская часть большого племени более мощная, то и уровень сытости и безопасности, который обеспечивает этот буфер для репродуктивной женской части, более высок. Это ослабило сдерживающее влияние страха перед

окружающей средой на поведение женщин, что привело к усилению их доминирования. Другими словами, чем больше воинов и охотников становилось в племени, чем лучше становилось их оружие, тем сытнее и безопаснее становилась жизнь женщин, и тем увереннее они себя чувствовали. И естественно, чем больше уверенность женщины в своей безопасности, тем сильнее ее стремление доминировать в отношениях с окружающими (она ничего не боится, начинает «наглеть», то есть идти на конфликт с целью повысить свой социальный статус). Облегчается этот процесс тем, что женщины сплочены, объединяются против мужчин. А мужчины напротив – конкурируют друг с другом за место в иерархии и доступ к женскому телу.

Рис. 11. Дисбаланс доминирования вследствие сытости и безопасности

То есть, возникает дисбаланс сил, перекос в отношениях в сторону матриархата. Женщины начинают воспитывать мальчиков такими, чтобы ими было легче управлять: чрезмерно альтруистичными, неагрессивными, слабыми, безынициативными, ориентированными на обеспечение сиюминутных желаний женщин. Ослабление мужчин означает прежде всего то, что инстинкт вожака с присущей ему активностью и ответственностью не включается ни у кого из мужчин. Напротив, у большинства мужчин племени работают наборы инстинктов среднеранговых и низкоранговых. С каждым новым поколением матриархат усиливается, а мужчины ослабевают. В конце концов, приходит отряд сильных агрессивных мужчин соседнего племени, убивает слабых мужчин, а женщин угоняет в свою пещеру. Все. Финита ля комедия. Матриархальное племя погибло. Этим и объясняется тот факт, что в реальной жизни матриархат в чистом виде не встречается нигде. А значительный матриархальный перекос в отношениях наблюдается крайне редко только у изолированных отсталых племен где-нибудь в джунглях.

А.

Б.

В.

Рис. 12. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох

А. «Венеры» палеолита. Самая древняя порнография. Изображения доминирующих женщин, страдающих ожирением в условиях высокого уровня сытости и безопасности. Примечательно, что фигурки безлики. Связано это с тем, что лицо доминирующей, агрессивной женщины не привлекательно для древнего мужчины, который изготавливал статуэтку. Современные художники это подтверждают

Б. Мужчина и женщина сбалансированного социума. Древнеегипетская скульптура. Коллекция Лувра

В. Гибель последнего крупного матриархального племени в столкновении с патриархальным. Античный барельеф, изображающий битву греков с амазонками. Коллекция Лувра

На эволюционной помойке человеческих социумов. Матриархат гибелен для человеческого общества. Поэтому и не получил распространения. Выжили и развились те человеческие социумы, в которых сложились культурные противовесы матриархату. Как только образовывался значительный матриархальный перекос в отношениях, племя погибало. Поэтому ошибочно вообще говорить, что был какой-то эволюционный период, когда господствовал матриархат. Не было такого и быть не могло. Был эволюционный период, когда матриархат встал на пути ускорившейся эволюции нашего вида. И этот период был преодолен. Последние племена с матриархальными пережитками были в основном истреблены приблизительно 20 тысяч лет назад.

Таким образом, при матриархате в обществе преобладают отношения, где слабые мужчины покупают дозированный секс за услуги, подарки и прочие формы передачи самкам своих ресурсов. Это строй СР и НР. При патриархате, наоборот, преобладают отношения, в которых мужчина выполняет функцию ответственного вожака, а женщина его любит. Это строй ВР.

Забавно, но матриархальные выверты бывают и у животных. Не могу здесь не рассказать историю, которая настолько наглядно иллюстрирует гибельность матриархата, что тянет на притчу. Как-то в имении автора для обеспечения рабочих яйцами были приобретены петух и несколько кур. Однако вопреки природной традиционной иерархии, одна из куриц, самая крупная, возглавила стаю вместо петуха.

Рис. 12 Г. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох. Карикатурные изображения доминирующих женщин. Россия, ХХ-ХХI в.в.н. э. Сравните изображения с палеолитическими «Венерами»

Возможно, петух оказался недостаточно агрессивен, возможно, крупная курица заразилась феминистическими веяниями от работниц птицефабрики, но именно она, а не петух, стала водить кур по территории имения. Петух, хотя и топтал кур изредка, остался без свиты и явно грустил. Даже не кукарекал. Однако курица-доминант оказалась неспособна полноценно осуществлять самцовую функцию вожака – следить за опасностью, так как слишком была увлечена самочной функцией – поиском и поеданием червячков. В итоге, когда работники ушли в лес за жердями, прилетел ястреб и съел феминистку. Петух занял подобающее ему место вожака, принялся водить оставшихся кур по территории, воспрял духом, стал голосист, горд и любвеобилен, начал задираться даже на людей. Зорко следил за небом и подавал сигнал об опасности. Природа все очень быстро и жестко расставила по своим местам. Замечательно, что этот случай произошел именно тогда, когда писалась данная глава.

Одним из естественных культурных противовесов матриархату является патриархальная внутренняя структура социума. Независимо от того, какую иерархическую структуру (пирамидальную, кастовую, демократическую) имеет социум в целом, каждая семья имеет иерархическую структуру, идентичную структуре маленького древнего племени с парной внутренней структурой. Во главе стоит патриарх – сильный мужчина с активным инстинктом вожака. Он принимает решения и управляет собственностью семьи. Остальные уровни иерархии формируются по старшинству. В патриархальную семью могут входить до четырех поколений мужчин. Каждый взрослый мужчина является главой своей семьи. И каждый стремится стать патриархом. В ряде культур такая патриархальная ячейка может разрастаться до размеров клана. Благодаря тому, что у каждого из взрослых мужчин активен инстинкт вожака, все они максимально ответственны, активны и добычливы. А социум, состоящий из активных мужчин – эффективен. Сильная патриархальная тенденция приводит к образованию сильного стабильного общества. Примером может послужить античная Спарта, успешно противостоявшая всему Пелопоннесу и процветавшая на протяжении 7 веков. Принцип построения патриархальной структуры и взаимоотношения внутри нее очень хорошо показаны в древнегреческой мифологии на примере клана богов олимпийцев. Кстати, при изучении греческих мифов не создается никакого впечатления, что Венера, Гера, Артемида или любая другая богиня женщина клана Зевса угнетена богами мужчинами этого клана. Напротив, все богини принимают живейшее участие в жизни клана и порой успешно конкурируют с мужчинами в решении вопросов.

Более того, перекос межполовых отношений в сторону чрезмерного доминирования мужчин и угнетения женщин вообще нигде не встречается. Причина невозможности такого гипертрофированного патриархата комплексная. Здесь складывается несколько составляющих. Это и мужской инстинкт защиты самки, и врожденная женская способность манипулировать мужчинами, и то, что воспитывают мальчиков до определенного возраста в любом случае женщины, успевая воспитать в них почтение к себе. Трудно себе даже представить существование такого общества, где все женщины находились бы на положении бесправных рабынь и трудились бы на тяжелых и опасных работах, а мужчины бы эксплуатировали их и пользовались результатами их труда, оставаясь дома в тепле и сытости. Реальная картина – всегда обратная. Мужчины создают и добывают ресурсы. А женщины находятся в самом выгодном месте – там, где эти ресурсы хранятся. Женщины и перерабатывают, и перераспределяют, и в первую очередь пользуются этими ресурсами. Ну, те читатели, которые прошли призывную армию, все поняли. На складе и на кухне всегда умудряются служить самые хитрые и пронырливые солдаты.

Вообще, термин «патриархат» в последнее время благодаря феминисткам стал чуть ли не ругательным. Обозначающим систему угнетения женщин. Хотя на самом деле он обозначает общественный уклад с четкой эффективной иерархией и разделением полоролевых функций, где оборона, снабжение и представление интересов семьи на уровне общества – мужская функция. Сбалансированную систему межполовых отношений.

К матриархату предрасположены крупные оседлые миролюбивые социумы. Мелкие кочевые и воинственные социумы – напротив, имеют от него иммунитет. Так как именно образ жизни социума определяет, в сфере доминирования какого из полов находятся общественные отношения.

Итак:

Значительное нарушение баланса доминирования в обществе в сторону женского доминирования гибельно для общества, а в сторону мужского – невозможно. Выживает и развивается только сбалансированный социум.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

История матриархата и смена его на патриархат | history-thema.com История

Как возник матриархат, а за ним патриархатЧеловек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырех пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в нее вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического  (древнекаменного)  периода, когда первобытный человек не имел еще домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.

 

Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костер для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.

Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А так же многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей все равно выживало и оставляло за собой потомство.

 

как возник матриархат, а за ним - патриархатПервобытный труд был очень сложен и кропотлив. Все делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины,  обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.

Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания.

Система преобладания роли женщины в общественной жизни называется матриархатом, что в переводе с греческого означает «матеревластие».

 

Около семи тысяч лет назад наступает неолитический  (новокаменный)  период. В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племен кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют все большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.

первобытное общество: матриархат и патриархат

Конечно, матриархат уходил не разом, а постепенно, по мере медленного еще возрастания роли мужчины в хозяйственной деятельности, и даже в античную эпоху у некоторых кочевых племен сарматов во главе стояли женщины.  Но все большее место в общественной жизни занимал мужчина – производитель, труженик, защитник; он становился главой семьи, племени, а когда появились первые государства – и правителем страны. Наступила эпоха патриархата – «отцевластия».

В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье, наступило Новое время.

 

Сейчас основой хозяйства является механизированный труд, который, в общем-то, под силу и женщине. Поэтому мы сегодня наблюдаем некую частную «реставрацию» матриархальных традиций, о чем человечество уже не одно тысячелетие и думать-то перестало. Женщина в семье подчас зарабатывает больше мужчины, слабый пол не чуждается таких профессий, как машинист, водитель, директор и даже возглавляет государства. Но все же перевозить грузы на большие расстояния, управлять комбайном или подъемным краном, составлять программы для компьютеров больше по нраву людям активным, любящим частые перемены и новые открытия, тем, кому присущ некий авантюризм. То есть, опять-таки мужчинам. Поэтому и в современном обществе мужчины в целом воспринимаются все-таки авторитетнее женщин, и на руководящих должностях сильный пол все равно занимает больше мест. То есть, несмотря на появление в наши дни некоторых элементов матриархата, в целом общество сегодня все-таки остается патриархальным.

 

 

14 898

history-thema.com

что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе

Вне зависимости от отношения ученых того или иного времени к разделению всего исторического процесса, в целом мало кто сомневается сегодня в том, что исходным этапом становления общества являлся первобытнообщинный строй. Этот период охватывал достаточно обширный временной промежуток. Начался он с самого появления людей на Земле и продолжился до формирования первых государственных структур и классовых групп. матриархат что это

Человек и общество

Любой социум являет собой в определенной степени целостный организм. Эта система отличается тем либо иным уровнем урегулированности, организованности и упорядоченности взаимодействий внутри нее. Это говорит о том, что любая форма общественного устройства предполагает наличие определенной управленческой структуры (социальной власти). Кроме того, характерным является процесс регулирования поведения людей посредством определенных правил и норм. Первобытнообщинное общество существовало больше миллиона лет. Это был самый продолжительный исторический этап.

Социум и управление

С того момента, как возникает общество, сразу же появляется необходимость в установлении управления. Во время первобытного строя у каждого члена социума были свои собственные интересы, без согласования с которыми общество существовать не могло. Это обусловлено тем, что именно они выступали решающим личностным регулятором. Человек и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Обеспечение нормальной жизнедеятельности, а также прогрессивного развития социальных взаимосвязей необходимо объединить с личными интересами. В этом случае социум будет стремиться к достижению общего блага. Однако следует отметить, что соединение возможно при сочетании индивидуальной и социальной выгоды. Такая комбинация достигается преимущественно благодаря присутствию в социуме правил поведения и власти, проводящей в жизнь и обеспечивающей эти нормы. В зависимости от того, кому принадлежит лидирующая роль в управлении, образуются патриархат, матриархат и равноправие. Во втором случае власть сконцентрирована в руках женщин. Одним из характерных признаков самого раннего строя являлся именно матриархат. Что это за система? Разберем далее. патриархат матриархат и равноправие

Определение

Итак, матриархат – что это такое? Само понятие имеет греческие корни. Дословно переводится как "господство матери". Другое название этой власти – гинекократия. Как уже было сказано, история матриархата уходит в далекое прошлое. Это понятие применяют при определении типа правительства, которое было сформировано исключительно из женщин либо в котором доминирующая роль принадлежала именно им. Как вообще появился этот термин – "матриархат"? Что это господство дало женщинам?

Появление гипотезы

Предположение о существовании гинекократии связано с такими исследователями, как Морган, Бахофен, Лафито. В советской археологии, истории, антропологии, этнографии идея о существовании матриархата совершенно не ставилась под сомнение в течение весьма продолжительного времени. Но проведенные впоследствии исследования подтвердили гипотезу о матрицентрированном социуме на самых ранних стадиях земледельческой эры. Большинство специалистов сходится во мнении, затрагивая понятие "матриархат", что это та структура, в рамках которой женщины не просто достигли власти. Их господство, социальное признание стали превосходить авторитет и полномочия мужчин. Некоторые авторы в своих трудах, между тем, опровергают факт существования хотя бы одного социума, в котором было бы явным господство женщин в течение продолжительного периода. В то время как другие находят подтверждение о том, что и сейчас имеет место "современный матриархат". Каковы же причины появления этой социальной системы? матриархат в первобытном обществе

Как возник матриархат?

Что это за структура, мы выяснили. Теперь следует понять, какие факторы способствовали возникновению данной системы. Некоторые исследователи, в том числе и противники гипотезы о существовании такого этапа в становлении социума, признают все же, что некоторое усиление статуса женщины в реальности отмечалось нередко на начальных этапах формирования культуры земледелия. Как считает ряд авторов, "огородническое", мотыжное возделывание почвы пошло от собирательства. А этот вид деятельности, в свою очередь, считался типично женским занятием. Со временем повысилось значение земледелия. А вместе с этим усилилась роль женщины в социуме. Впоследствии пахотное возделывание почвы пришло на смену мотыжному. Вместе с этим снизилась и роль женщины. Матриархат в первобытном обществе мог существовать в разных видах. Однако вне зависимости от этого структура имела свои особенности. Именно они позволяли отличать ее от прочих.

Признаки системы

Существует несколько особенностей, при наличии которых можно говорить о матриархальном обществе: матрилинейность и матрилокальность. Немаловажное значение имеет и такой признак, как авункулизм. Это такая семейная система, при которой роль главы принадлежит дяде по материнской линии. В некоторых случаях как особенность социума, в котором доминирует женщина, выступает полиандрия, гостевой или групповой брак. Матриархат в семье проявляется и таким неоспоримым признаком, как материнское право. Оно явно действует при разводе. В этом случае дети остаются с матерью или в ее семье. Кроме того, порядок распределения и наследования собственности передается также по женской линии. Это основные особенности, которые отличают матриархат и патриархат.

При этом нельзя сказать, что мужчины не имеют привилегий и прав. Они могут проживать со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Единоутробные сестры и братья при этом будут считаться родственниками. В целом можно сказать, что семья формируется не вокруг отца, а около матери. Но при всем своем различии матриархат и патриархат имеют много общего. Например, мужчины, вне зависимости от условий проживания, выполняют одни и те же задачи. В частности, в их функции входит обеспечение защиты, решение сложных вопросов, воспитание детей. история матриархата

Матрилокальная структура

Общество в данном случае насчитывало порядка двухсот-трёхсот человек. Все они были близкими родственниками по женской линии. Внутри такой родовой группы существует множество мелких структур. Состоят они, как правило, традиционно из матери, ее детей, внуков. Из них, собственно, складывается род, коллективно владеющий общинной землей. Во главе всей этой структуры стоит самая старшая женщина, а в некоторых случаях – ее кровный единоутробный брат. Земля считается коллективной собственностью. Остальное имущество принадлежит женщинам. Оно передается по наследству дочерям от матери. Как правило, внутри своего рода браки запрещены – во избежание кровосмешения. В связи с этим такая структура состояла в близких отношениях с другой группой. Между ними происходил обмен невестами и женихами.

Разделение по полам

Этот вариант существования социума предполагал формирование двух групп внутри одного рода. В одной проживали исключительно мужчины, а в другой, соответственно, женщины. В каждой подсистеме был свой собственный лидер. Для обеих групп была характерна автономность. Следует сказать, что в тех матриархальных системах, в которых формирование религиозной картины находилось под влиянием язычества, преобладали женские божества, во главе которых была великая Богиня-мать. В качестве примера можно привести шактизм - одно из ранних направлений индуизма – культ Астарты, богини древней Месопотамии. С течением времени на смену матриархату пришел патриархат. В связи с этим женский пантеон божеств был заменен мужским. Богини стали утрачивать свое культовое и религиозное значение, превращаясь во второстепенных персонажей древней религиозной мифологии. В итоге трон Богини-матери переходит к Богу-отцу. Нужно отметить, что матриархальный уклад общества встречался в разное время повсеместно практически во всех частях света, у разных народностей, населявших Африку, Азию, Европу, Америку (как Южную, так и Северную). матриархат в семье

Древние источники

Древнегреческие мифы о существовании амазонок можно отнести к наиболее ранним сведениям о матриархальных обществах. В течение длительного периода считалось, что эти сказания – выдумка античных авторов. Но недавно факт существования обществ воинственных женщин, проживавших без мужей и воспитывавших своих дочерей в воинском духе, был все-таки доказан.

Археологами были обнаружены курганные захоронения. В могилы знатных женщин были уложены мечи, стрелы, луки, драгоценное оружие. Это прямо указывало на то, что занимались они военным ремеслом. В Воронежской области в 1998-м году было найдено шесть таких могил. В них были погребены женщины в возрасте от 20 до 25 лет (следует сказать, что в среднем продолжительность жизни в то время была не более сорока лет). Все найденные амазонки имели средний рост и современное телосложение. В могилах, кроме оружия, были обнаружены детали веретена, драгоценные серьги, гребень из кости с изображением гепарда. Почти в каждой могиле было серебряное либо бронзовое зеркало. Судя по тому, как были деформированы их бедренные кости, можно сделать вывод о том, что женщины много ездили на лошадях.

Во многих могилах обнаружены и мужские останки. Проведенный анализ имевшегося генетического материала позволил установить пол кочевников, которые были обнаружены в приволжских курганах. Во время одних раскопок было обнаружено более ста наконечников от стрел именно в женском захоронении. По многим признакам исследователи сделали вывод о том, что здесь была похоронена очень знатная женщина. Все это говорит о том, что девушки-воины шли рядом с мужчинами в бой, а в некоторых случаях, может, и сами были полководцами или царицами, исполняя роль главнокомандующих.

Сильные матриархальные обычаи присутствовали в структуре управления массагетских народностей. Достаточно убедительным доказательством значительности роли женщины в жизни племен считается эпическая каракалпакская поэма "Сорок девушек" ("Кырк кыз"). В ней рассказывается о многочисленных подвигах девушек-воительниц. Следует сказать, что мотив женщины-богатыря прослеживается в эпосе многих народностей. Однако сюжет о дружине воительниц присутствует в Средней Азии исключительно у каракалпаков. Необходимо обратить внимание на то, что черты женщины-воина прослеживаются не только в поэмах и сказаниях, но и в обрядовых костюмах невесты. Каракалпаки до самого начала 20-го столетия сохраняли обряды и традиции, восходившие к древнему пласту их развития, который многие исследователи как раз связывают с матриархатом. матриархат в современном мире

Исследования

Гита Готнер-Абендорт в своих трудах определяет понятие матриархата достаточно широко. Одну из своих книг автор представила как "исследование социумов, сформированных за пределами принципов патриархата". Другими словами, Готнер-Абендорт определяет матриархальную систему как общество, в котором доминирование мужчины по половому признаку сведено к минимуму либо вовсе отсутствует. Данные выводы подтверждают раскопки археологов на острове Суматра и результаты исследований жизни племени минангкабау, которое сохранило традиции и культ материнского родового строя. Следует сказать, что в данном случае внутри системы управления племени доминирующая роль принадлежала исключительно женщине. Мужчины же фактически не имели прав и считались "пришлыми". Несколько иная ситуация складывалась в племени мосо, проживающем на территории провинции Сычуань. В племени сохранилась традиционная матриархальная система. Несмотря на главенствующую роль женщины, мужчины выполняют не менее важные задачи: они молятся о благополучии, отвечают за ритуалы. А их голос при принятии важных решений и обсуждении племенных вопросов далеко не последний.

Власть женщин сегодня

Матриархат в современном мире сохранился только в некоторых областях Юго-Восточной и Южной Азии, Тибета, Африки. При этом надо сказать, что даже в этих структурах доминирование женщин считается сегодня относительным. По такой системе, например, проживает народ ранатхари, населяющий Непал и Индию, гаро, кхаси, минангкбау и прочие. В этих племенах вместе с высоким статусом женщины имеет место и полиандрия (многомужество). Определенные черты истинного матриархата сохранились и у туарегов. Здесь наблюдается матрилокальность и матрилинейность. Кроме того, женщины наделены высоким правом принимать участие в решении социальных племенных вопросов. У туарегов по сегодняшний день имеет место и явное различие мужского и женского письма. форма общественного устройства

Заключение

Считается, что матриархат представляет собой отражение достаточно низкого уровня развития общества. В противовес представляется социум, где доминирующая роль принадлежит мужчине. Существует мнение, что патриархат – более прогрессивный тип развития социальной структуры. Однако при этом многие современные системы, где доминируют мужчины, продолжают пребывать в состоянии дикости и неинформированности. Они бесконечно отдалены от достижений современного мира, цивилизации. Эти народности до сих пор проживают в шалашах и пещерах. Поэтому говорить о том, что социум перешел от матриархата к человечности, не совсем верно и корректно. Главенство мужчины в социальной структуре совершенно не говорит о том, что система обладает способностями развиваться в культурном, техническом или научном плане. Вместе с этим, нельзя не сказать и о роли женщины в сфере государственного управления. Например, показательным можно считать монархию в России. Как известно, власть передавалась по наследству, и достаточно часто царствование переходило к женщинам. В эти периоды, по мнению многих исследователей, явно проявлялся матриархат в России. Хотя, несомненно, многие мужчины-правители заслуживают глубокого уважения.

fb.ru

Матриархат – что это означает и в каких странах встречается?

Матриархат – что это означает и в каких странах встречается?

В школьном курсе истории упоминается такое понятие, как «матриархат», и многим известно, что он обозначает власть женщин. На этом познания в этой теме у большинства людей заканчиваются, поэтому стоит разобраться в ней подробнее, отследив современные тенденции.

Что это означает матриархат?

Термин имеет греческое происхождение, дословно он переводится, как «господство матери». Есть и другое название – гинекократия. Описывая, что такое матриархат, стоит указать, что появился он в далекие времена, и применяют это понятие, для описания типа правительства, которое включает только женщин или в котором доминируют представительницы прекрасного пола. В первобытном обществе матриархат мог существовать в разных видах.

История матриархата

Понятие этого строя было введено учеными Бахофену и Лафито в XIX веке, которые утверждали, что была эпоха, когда во главе стояли женщины. При этом они не смогли предоставить реальные доказательства этой теории, поэтому этот вопрос до сих пор остается открытым. Современные умы допускают, что матриархат в первобытном обществе был, когда основное занятие мужчин – охота, отошло на второй план, а вот земледелие и собирательство, которыми занимались женщины, стали лидирующими. Кроме этого, не стоит забывать об амазонках, существование которых доказывают современные раскопки.

Патриархат и матриархат

Стремление сравнить два уклада жизни является некорректным, поскольку у каждого варианта есть свои недостатки. Если сравнение матриархата и патриархата перевести на животный мир, то там лидируют самцы, которые являются вожаками. Самки более уязвимые, особенно во время беременности и в период заботы о потомстве. Что касается людей, то матриархат заставляет женщин быть жестче и решительнее, что противоречит женской природе, а мужчины при этом сдают свои позиции, занимая пассивное положение.

Что касается патриархального устройства общества, то может, раньше это и было самым правильным решением, то сейчас женщин все меньше устраивает роль придатка к мужчине. Все это привело к формированию такого течения, как феминизм, направленного на борьбу за равноправие. Благодаря этому женщины имеют право голоса, и возможность работать на должностях, как и представители сильного пола. Об этом дамы XIX века не могли и думать.

патриархат и матриархат

Переход от матриархата к патриархату

Историки считают, что важную роль в становлении семьи имеет переход от матриархата к патриархату. В первобытные времена, когда основным источником получения пищи была охота, мужчины редко доживали до 25-30 лет, поэтому главная роль в сохранении рода принадлежала представительницам слабого пола. Они воспитывали детей, организовывали быт и жизнь всего племени. Это и можно было считать матриархатом.

После того как мужчины стали заниматься земледелием, скотоводством, ремесленничеством, то существенно сократилась смертность мужчины. Тогда уже был не патриархат и матриархат, а равноправие. Мужчины выполняли сложную работу, что сделало их главными. С того времени начал наблюдаться переход от матриархата к патриархату. Формировались семьи, которые объединялись в племена, а во главе находились вожди.

Матриархат – плюсы и минусы

Поскольку времена меняется, невозможно сравнивать матриархат, который был в древние времена, и современные тенденции. К тому же исторических фактов не так много, чтобы дать им оценку, поэтому судить можно о том, что было бы, если сейчас женщины стали главными. Преимущества матриархата могут, наверно, касаться только представительниц прекрасного пола, которые становятся более уверенными в себе и у них поднимается самооценка. При этом минусов намного больше:

  • нарушается иерархия семьи;
  • разрушается институт семьи, что негативно влияет на общество в целом;
  • возникновение демографических проблем;
  • теряется идентичность мужчины и женщины;
  • происходит подмена понятий.

Матриархат в современном мире

В мире все еще существуют места, где женщины играют главенствующую роль, и это всех устраивает.

  1. Минангкабау. Описывая страны с матриархатом, стоит остановиться на народе, проживающем в западной части острова Суматра, который относится к Индонезии. Его численность около 4 млн. человек. Там существует закон, что все клановое имущество переходит по женской линии, а самое главное на свете – мать. Мужчины занимаются духовными делами и политикой, что в некой степени уравнивает оба пола.
  2. матриархат в современном мире
  3. Мосуо. Этническая группа проживает в китайской провинции Юннань и Сычуань возле Тибета. Родство в ней ведется по женской линии. Дамы там занимаются бизнесом и принимают ключевые решения. Здесь распространены гостевые браки, когда женщины выбирают себе партнеров и ходят к ним гости. Пары не живут вместе и порой дети даже не знают, кто их отцы.
  4. в каких странах матриархат
  5. Акан. Описывая, в каких странах матриархат, стоит упомянуть и этот народ в Гане. Все важные вопросы решают женщины, а мужчины занимаются общественной деятельностью и политикой, а еще обеспечивают финансовую поддержку.
  6. страны с матриархатом

Матриархат в семье

В современном мире большинство семей выбирает равноправие, но есть и те, кто предпочитает инверсию, то есть смену ролей. Чтобы понять, что значит матриархат в семье, следует рассмотреть самую распространенную схему, когда женщина успешно строит карьеру, и мужчина уступает ей, отдавая бразды правления. Есть даже примеры, когда представителей сильного пола устраивает роль домохозяйки, и они занимаются воспитанием детей.

Если обе стороны согласны с подобным укладом, то отношения будут крепкими, а семья – счастливой. Подобный сценарий встречается редко, а вот распространенной является некая лайт-версия, когда женщины все же перенимают на себя многие мужские обязанности. Возможные проблемы матриархата в семье:

  1. Мужчина чувствует себя бессильным, что приводит к тому, что он или уходит из отношений или занимает инфантильную позицию мальчика.
  2. Сильным женщинам сложно ужиться со слабаками, поэтому они будут стремиться отыскать более сильного партнера. Роль главной в любой момент может надоесть, поэтому ссоры – неизбежность.

Фильмы про матриархат

Хоть кинематограф является отличным способом, чтобы пофантазировать на тему матриархата, на самом деле фильмов на эту тему очень мало.

  1. «Новые амазонки или сексмиссия». История о двух мужчинах, которые приняли участие в эксперименте (их должны заморозить на три года). В итоге разморозили их только в 2044 году, когда в мире матриархат и нет мужчин.
  2. фильмы про матриархат
  3. «Америка-3000». Спустя 900 лет после ядерной воды на земле племенами правят женщины, а мужчины не имеют права голоса. Двое рабов сбегают, желая найти другую жизнь.
  4. матриархат в мире

Книги про матриархат

Если хотите пофантазировать на тему о главенстве представительниц прекрасного пола, тогда можно обратиться к литературе. Популярные о матриархате книги:

  1. «Повстанец» Т.П. Шульгина. Женщины изменили мир, став главными, а мужчины у них являются лишь средством для воспроизведения потомства и служения. При этом дамы не чувствуют себя счастливыми.
  2. «1000 и один день» А. Громов. История о матриархате будущего – мир амазонок в ХХIII веке. Мужчины порабощены, но возникает угроза из космоса, с которой может справиться только сильный пол.
  3. «Руины Изиды» М.З. Брэдли. Роман, рассказывающий о планете, на которой правят женщины, убежденные в гуманности и справедливости матриархата.

 

womanadvice.ru