Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:
Остановимся более подробно на их характеристике.
Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.
Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.
Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.
Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего "Я". В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.
Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.
fb.ru
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий "объективного предбытия" или "социальных планов (программ)" личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность "рождается" дважды. Первое ее "рождение" - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее "рождение" - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда "образец" теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного "обезроливания" - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
vocabulary.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального, реализация человеческих потребностей, т. е. условие развития человека как личности – та многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Развитие, усложнение деятельности определяют развитие психики ребенка. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении системы воспитательных воздействий необходимо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые включен ребенок, их значение, объем и содержание, потому что именно в процессе развития деятельности, ее расширения и усложнения формируются общественные отношения, выступающие базисом становления личности.
Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности. Существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности, степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Степень такого единства и связанности, широта связей и отношений человека с миром на основе разных видов деятельности служат исходными параметрами развития личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности. Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.
Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Наверное, вы согласитесь, что каждый нормальный человек хотел бы быть Сильным, Счастливым, Успешным. Но много ли людей в обществе идут к этой цели, много ли людей верят, что это возможно реализовать? К сожалению – единицы. Потому что люди не знают, как этого достичь, они не верят, что это возможно.
Тему раскрывают руководитель Авторского издательства «Созидание» Юдина Елена Викторовна и заместитель руководителя общественной организации «Движение Духовного Возрождения Человека и Общества» Заболотько Анна Геннадиевна.
Рассмотрены ключевые вопросы, которые неизбежно должны быть решены для формирования человека как Личности:
1. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В большинстве случаев наука, образование, общество убеждают людей в том, что стать Сильным, Счастливым, Совершенным — невозможно. И кроме того общество еще умудряется формировать негативное отношение к тем, кто работает в этом направлении за пределами традиционной науки. Включая таких всемирно известных людей, как академик Бехтерева, директор Института мозга. Стоило ей сказать, что сознание — это не функция мозга, что существуют экстрасенсорные способности, и они есть у всех людей, как гонения стали невыносимыми.
Цель данной статьи — представить основные вопросы, которые необходимы для целенаправленного Формирования человека как Личности. Вопросы, которые, с нашей точки зрения, каждый достойный, духовно образованный человек должен знать как «Отче наш».
Часть из них представлена в различных духовных системах и у других авторов, но в комплексе, как единое целое, на данный момент они представлены только в рамках нашей Системы и разработаны одним человеком, одним автором, научным руководителем и основателем Системы «Развитие Человека» академиком Миание М.Ю.
И в отличие от многих других исследований в этом направлении, они защищены диссертациями, авторскими правами и уже имеют высокое научное и общественное признание в нашей стране, в России и в Европе. В том числе — благословение и благодарность Главы Римско-католической церкви Понтифика Папы Бенедикта XVI.
ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Первое — это природа сознания. Чтобы эффективно изменять себя, человек должен четко понимать — кто он, как работает, как устроено его сознание. Одно из самых важных, что нужно понять — что в основе работы сознания лежат не химические реакции мозга (это вторично), а, прежде всего, информационные процессы. Работают они следующим образом: каждая мысль — это программа действия для сознания, программа оценок и других вычислений, программа принятия решений. А формируются эти программы — выбором человека. То, во что он поверил, что считает правильным — то он и реализует в своей жизни, а то, во что он не поверил, посчитал ошибочным — то его сознание будет отторгать или бороться.
Что интересно, большинство людей считают, что то, что они думают, то, что они чувствуют — это и есть именно их убеждения. На самом деле вряд ли найдутся мысли, которые человек придумал сам, если есть, то их единицы. Все, во что верит человек, в подавляющем случае взято и скопировано из окружающего мира: у родителей, из телевизора, из книг, у друзей, знакомых, на улице, из школы.
С одной стороны, это печально, а с другой стороны — это дает человеку возможность сделать правильный выбор, принять правильные решения, попрощаться со всеми мыслями и программами, которые угнетают и ограничивают его, сформировать в себе то, что уже сделало в истории сотни миллионов людей достойными, благородными, сильными и успешными.
Сознание человека — это один из самых сложных объектов в мире, поэтому до сих пор и не изучен наукой, и нет смысла представлять этот вопрос подробнее. Но на наших занятиях в течение многих лет мы рассматриваем эти вопросы очень детально. Это также описано в книгах Автора, например, в «Сознании человека».
НАУКА О СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Следующий вопрос. Все знают, что наука начинается там, где начинаются измерения.
На данный момент в науке, как было сказано выше, адекватных, эффективных систем оценок человека в целом не существует. Хотя по частностям есть множество очень полезных оценок и рекомендаций.
Например, то, что известно всем: поскольку психология рассматривает сознание как функцию мозга, то основные характеристики человека она вводит по скорости нервных импульсов. Поэтому основными характеристиками вдруг стали холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики, как будтоэто — самое важное, что характеризует человека. На вопрос, какое это имеет отношение к достижению человеком Силы, Счастья, Совершенства, Успеха и множества других высот и возможностей, ответ — практически никакого. Президентами, всемирно известными лидерами стран, пламенными ораторами были и холерики, и сангвиники, и люди в инвалидных колясках. Необходимо признать, что природа их успеха совершенно другая и мало зависит от «скорости нервных импульсов».
УРОВНИ РАЗВИТИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Первой, самой важной характеристикой следует признать совершенно другое, а именно: какой внутренней силой обладает человек, каким влиянием, какие задачи перед собой он может ставить и решать, каких высот он способен достичь в жизни. И с этой точки зрения один человек не интересен никому — даже себе, а другой оставляет след в истории на тысячи лет. Это и есть самая важная характеристика — уровень развития человека. Уровни развития человека — это и есть ступени его роста как личности, роста его знаний, личных качеств, способностей, стремлений, целей. На самом деле уровням подчинены все убеждения и проявления человека, это огромная тема для научных исследований. В первом же приближении, распределение людей по уровням задается их стремлениями, способностями и положением в обществе и упрощенно выглядит следующим образом.
Первый уровень — это самая простая организация сознания, «работать руками».
Второй уровень основан на понимании организации процессов, не самых сложных, в основном на «ручном управлении».
Третий уровень — это люди, обладающие уже выдающимися, высокими личными качествами, это лидеры, харизматические личности, с которыми интересно. Они способны притягивать и объединять не только на материальных ценностях, на деньгах, но и на общественной деятельности, политике, творчестве и других интересах.
Четвертый уровень — это Исследователи и Учителя, люди, которые способны решать самые сложные задачи: как изменить сознание человека, как из эгоиста сделать Служителя, человека всем сердцем желающего блага обществу.
Уровни имеют множество дополнительных ступеней, это и есть направление духовного взросления человека. Уровни и все связанные с ними вопросы, как правило, являлись и являются основой формирования человека как Личности в великих империях и духовно-рыцарских орденах. Они и являются основой наших обучающих программ.
Понимание уровней имеет множество вариантов применения на практике. Если ты делаешь то, что ниже тебя по уровню, ты никогда не будешь счастлив, Душа не раскроется, не запоет. Если ты берешь то, что тебе не по плечу — надорвешься, не достигнешь успеха. Нужно четко понять, где ты находишься, знать свои силы. Тогда можно ставить цели, которые тебя поднимут вверх и будут реальными. И друзей нужно выбирать — близких по духу, близких по уровню, тогда с ними будет взаимопонимание, уважение.
2. СИСТЕМА ОЦЕНОК
ПОЗИТИВНОСТЬ
Третий вопрос — это система оценок. Одно — это движение вверх по ступеням Силы, по возможностям человека. Второе — это позитивность человека, соотношение в нем Добра и Зла. В науке и обществе на данный момент существует огромное число стереотипных утверждений, высказываний, граничащих с полным бредом: что добра и зла не существует, что все это относительные понятия и чьи-то придумки, что все это лишнее.
Но если провести очень простой эксперимент и, скажем, ударить человека тяжелым предметом по голове — почему-то он однозначно начинает утверждать, что это плохо. Далее, если его обокрали — он почему-то тоже недоволен, если его оскорбили — он почему-то тут же начинает рассуждать об этике и недостойном поведении, но пофилософствовать, что все это относительно, многие любят. Забывая, что существует даже целый Уголовный кодекс, который говорит, что такое хорошо и что такое плохо. И как долго за это плохо придется отсидеть.
Поэтому, что делают все позитивные духовные школы, что делает наша Система, что является одним из самых важных в формировании достойного человека — это обучение человека различать позитивные и негативные убеждения. Негативные убеждения — это те, которые ведут к негативным последствиям: потере доверия, потере уважения, потере друзей, к неуспеху по карьере, негативным ситуациям, потере здоровья, в конце концов. И позитивные убеждения — те убеждения, качества и поступки, которые человека делают достойным и благородным. Фактически во многом это прописано в этикете, в правилах, в кодексах Рыцарей, Аристократов, тех людей, которые во все времена считались элитой общества, его лучшими представителями.
Все это необходимо для того, чтобы в конечном итоге все негативные программы были устранены, а все позитивные — шаг за шагом, по уровням развития, по ступеням роста — чтобы можно было реализовать в человеке. Чтобы там, где был страх — появилось бесстрашие; там, где человек врал и не знал, как по-другому — чтобы он мог быть честным и смотрел прямо в глаза; там, где унижался — чтобы проявлял уважение к себе и собеседнику; там, где он хамил — чтобы стал дипломатичным, высоко этичным и общаться с ним было одно удовольствие.
Для изменения человека и общества к лучшему необходимо формировать единую систему оценок, справедливую для общества в целом.
Надеюсь, Вы согласитесь, это в наших общих интересах — чтобы человек, который врет, не имел никаких шансов подниматься по карьерной лестнице вверх, тем более править страной. Не так, как сейчас, когда можно подниматься через взятки, невыполненные обещания или какие-либо личные услуги. Возникает огромное число вопросов по достоинствам современной элиты. Надеюсь, Вы согласитесь, что в будущем править должны только люди самого высокого уровня, кристально чистые и с самой безупречной репутацией. Мы надеемся, что все хотят видеть на голубых экранах лидеров, которыми можно гордиться, а не крикунов, перебивающих и бесконечно обвиняющих друг друга.
В основе всех правильных решений лежат правильные оценки. Поэтому для формирования Достойного человека общество, прежде всего, должно прийти к общему пониманию: Достойный Человек — это кто? И как измерить степень его достоинства и совершенства. Это и есть понимание позитивности и уровней развития.
3. ТЕХНИКИ И ПРОГРАММЫ ИЗМЕНЕНИЯ
Следующий вопрос — программы развития и техники изменения.
Приемов и способов изменений на самом деле очень много, но в любом случае в основе лежит общий, достаточно простой алгоритм. Его основа: первое — нужно понять тему, второе — необходимо принять соответствующее решение, третье — провести все необходимые действия, те или иные тренинги, которые позволят принятые решения реализовать на практике. В виде слов, интонаций или каких-либо других проявлений, поступков. То есть, если у человека есть понимание, как это происходит, то фактически он может стать конструктором, создателем себя как личности. Для этого просто в логической последовательности должны быть обозначены все достоинства, которые человек хочет в себе сформировать, и должны быть обозначены все недостатки, от которых он хочет избавиться. Таким образом, эта логическая последовательность и формирует соответствующие программы обучения. Надеюсь, вы согласитесь, что для большинства людей самый интересный человек — это он сам. Поэтому путь познания и изменения себя — это один из самых увлекательнейших путей в мире.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы каждый четко видел ступени совершенства, по которым он идет вверх, чтобы каждый терпеливо и настойчиво избавлялся от всех проблем, которые мешают ему в этой жизни и раскрывал все лучшее, что заложено в его Душе. Чтобы каждый стал мастером, истинным Творцом своей Души и своей судьбы.
m-system-sozidanie.org
— объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (см. механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (см. потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru
Коренная реформа образования и воспитания — важное направление государственной политики Узбекистана. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека.
С первых шагов по пути независимости в республике Узбекистан придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.
Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Мы ставим перед собой цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века.
Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.
Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других — слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?
Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью [1]. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность [3].
Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений.
Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может. Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью.
Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д.
Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10–12 %.
Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом.
Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов — среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания — в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы. Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности.
Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности. Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности» [2]. Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание.
Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества. Актуальность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.
В психологии трактовка понятия “личность” неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию “совокупности человеческих отношений”, их “социально-исторический, а не естественно-природный характер”.
О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: “Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью.
Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, — не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества” [4].
Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение.
Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения [5].
Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь “обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок”, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности” (Э. И. Моносзон).
Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.
Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.
Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности — это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу — личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.
Литература:
1. Рубинштейн С. Л. Мышление и пути его исследования.- [1] / Москва, 2010.- 37 с.
2. Сеченов И. М. Элементы мысли.- [2] / Рос. акад. наук. ― М, 2007. ― 89 с.
3. Тугаринов В. П. Предвидение и современность. [3] — М.: Педагогика. 1996.- 117с.
4. Ушинский К. Д. Сочинения.- [4] М., 1950. Т. 10. С. 529–530.
5. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя.- [5] М., 1983.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
moluch.ru